Актуальность и постановка проблемы
Всё чаще дизайнеры одежды обращаются к историческому костюму при создании современных моделей одежды.
История национального костюма всегда вызывала огромный интерес. Этот интерес вызван потребностью каждого человека знать историю своего народа.
Русский народный костюм – значительная область традиционной национальной культуры как по широте и глубине связей, так и по богатству выражения. В образно-стилистической структуре народного костюма зримо отразились религиозно-магические, этические и эстетические представления народа, его темперамент, характер, высокий уровень духовной и материальной культуры.
Русский народный костюм формировался на протяжении веков и его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, религиозными воззрениями, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Этим объясняется ценность народной одежды для изучения культуры и быта, характеристики традиционного художественного творчества, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса развития нации в целом.
Практическая значимость исследования. Изучив особенности костюмов русского населения нашего края, мы будем знакомить учащихся и студентов с историей национальной русской одежды, с культурой и обычаями нашего народа, а значить знакомиться с историей. Материалы исследовательской работы будут интересны и использованы на уроках конструирования, технологии швейного производства, материаловедении, на внеклассных мероприятиях.
Объект исследования – Русский национальный костюм.
Предмет исследования – Нижегородский женский костюм село Безводное XIX век.
Цель исследования – изучение русского национального костюма Нижегородской губернии село Безводное XIX века (изучение конструкции, материалов, технологии изготовления).
Задачи исследования –
Изучить все имеющиеся источники о русском национальном костюме Нижегородской губернии XIXвека.
Познакомиться с образцами русских национальных костюмов.
Собрать материал о русском национальном костюме, о каждом его элементе.
Изучить конструкцию, материалы и технологию изготовления костюма.
Познакомить студентов и учащихся техникумов и училищ с русским национальным костюмом Нижегородской губернии XIX века село Безводное.
Женский костюм Славянской Руси состоял из рубахи и сарафана. Замужней женщине нельзя было появляться на людях «простоволосыми» , т. е. без головного убора - «повойника». Волосы заплетали в косу. Незамужние девушки носили две косы с вплетёнными в них лентами. На ноги одевали простую обувь.
Юбка как отдельный элемент одежды появилась достаточно поздно, в 18 веке. Необходимо отметить, что в различных областях России национальный костюм различен. В северной части России носили сарафан, а в южной части носили поверх рубахи понёву. Цвет сарафана тоже имел значение. Красный сарафан шила мать дочери на свадьбу. Все предметы народного русского костюма всегда широкие и длинные.
Традиционный русский синий сарафан
Какой же была обувь? В основном – кожаной, либо сплетённой из древесной коры. Деревянной, столь распространённой в Западной Европе, древние славяне не знали.
Летом в деревне носили сапоги, лапти, ходили босыми. Зимой одевали валенки. Народ относился с уважением к обуви. Иногда у детей не было своей обуви и им приходилось одевать обувь старших. Обувь берегли.
Европейский стиль в одежде начал распространяться после 1700 года, когда Пётр I своим указом обязал всех, кроме крестьян и церковнослужителей, носить европейское платье. Это повлияло и на народный костюм. В городах европейский стиль распространился быстро, но в деревне всё оставалось по-старому.
Нижегородский женский костюм. Село Безводное.
Костюм девушки нижегородской губернии состоял из рубахи, сарафана, шелковой или парчовой распашной одежды, называемой кафтанчиком. Голова украшалась девичьей повязкой. Весь ансамбль дополнялся нагрудным праздничным украшением "ожерелье". В Нижегородской губернии его носили девушки и женщины. Оно представляло собой нити из бисера и стеклянных бус. Завязывались "ожерелье" лентами.
РУБАХА Использовались белые хлопчатобумажные или льняные ткани. При сшивании прямоугольных полотнищ переда, спинки и рукавов, образуется большой четырёхугольный вырез горловины. Край горловины оформлен в виде фигурной сборки. Такой приём нередко встречается в нижегородских рубахах. Рукав, в результате сборки горловины и пришитой ластовицы, получается широким, что создает дополнительное удобство при носке этого изделия. Манжета рубахи расшита тесьмой, с нашитым по краю кружевом.
САРАФАН Сарафан состоит из 7-ми полотнищ. Лямки удлинённые. В Безводном такой сарафан называется "москалём". Шили его из дорогих тканей, он был украшен золотым позументом, тесьмой или кружевом. Спереди он начинается над линией груди, а по спинке - чуть выше линии талии. Грудка по отношению к спинке приподнята.
НИЖЕГОРОДСКИЙ КАФТАНЧИК К шёлковому сарафану в обязательном порядке полагалась шёлковая или парчовая нагрудная распашная одежда, называемая по-разному: "душегрея", "епанечка", "холодник", "кафтанчик". Заготовки для кафтанчика вышивали мастерицы в центрах золотошвейного промысла, находившихся в Городецком и Арзамасском уездах Нижегородской губернии. Если шили по бархату, обычно бордового цвета, то фон просматривался между фрагментами золотого шитья, контрастно подчеркивая его. Иногда вышивка выполнялась золотом по холсту, тогда фон сплошь застилали золотыми нитями. Нижегородский кафтанчик ХIХ века имел целый ряд отличительных особенностей: он был вышит золотой и серебряной нитью, стеганный на вате или кудели, на спинке располагалось 17 крупных складок, называвшихся в Безводном "борами".
ДЕВИЧЬЯ ПОВЯЗКА Нижегородские девичьи повязки шились в виде прямой полосы ткани, обшитой металлическим галуном в один или несколько рядов, и украшены по очелью объемным орнаментом, выполненным в технике "сажение по бели" и расшитым жемчугом, стразами, бусами. Край очелья обрамлен узорной поднизью в виде фестонов. При надевании повязка принимает форму усеченного к верху конуса за счет плотного картона, подложенного под центральную часть повязки Завязывается повязка тесьмой, продетой в прошитые с изнанки петли. К краям пришиты длинные муаровые или штофные ленты, украшенные золотой бахромой. Тесьма завязывалась под косой, а ленты ее прикрывают. В самом нарядном варианте костюма девушки Безводного подтыкали еще одну ленту, к которой прикалывали шелковый бант другого цвета, спускающийся к концам подола сарафана.
Выводы
Работая над проектом стала понятна важность изучения истории своего народа, в частности – изучение русского национального костюма.
Русский национальный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Лучшие люди России всегда понимали жизненную необходимость бережного сохранения самобытности русской национальной культуры, и в частности костюма. В начале 20-х гг. XIX столетия блестящий эрудит, поэт, мыслитель и государственный деятель А. С. Грибоедов, которого А. С. Пушкин считал одним из самых умных людей России, писал:
Пускай меня объявят старовером,
Но хуже для меня наш Север во сто крат
С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад -
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу...
Итак, если подытожить исследование костюма русских крестьян, то можно сделать вывод о том, что русский народный костюм был образом мира, помогавшим осваивать действительность в многообразии её эстетических свойств, подчеркивал особую эстетическую и мировоззренческую значимость жизнерадостного великолепия праздничной одежды, соответствовавшей народным идеалам Красоты и Добра.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.