Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий у младшего школьника
1 слайд. В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию. Эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования метода проектных задач как базовой образовательной технологии формирования УУД ребят обучающихся в начальных классах.
2 слайд. Проектная задача позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их универсальные учебные действия коммуникативные, личностные, регулятивные и творчески подходить к результатам работы. Работа над задачей ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. (Обратите внимание на слайд). Завершающим этапом работы является представление продукта, где происходит оценивание результатов деятельности. Проектная задача в начальной школе ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к жизненным. Итогом решения такой задачи, всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.
3 слайд. Использование проектных задач в учебной работе требует огромной подготовки, поэтому использую их не очень часто. Недавно на уроке окружающего мира по теме «Жизнь древних славян». Мы решали межпредметную учебную задачу, которая заключалась в создании каждой группой ребят ответа на письмо китайскому мальчику Ли о жизни наших предков, местах их проживания, занятиях, верованиях. Урок от этого только выиграл.
4 слайд. Результивность урока на высоким уровне, тест, по окончании изучения темы выполнен со 100 % качеством. Группы были сформированы и обязанности распределены по желанию детей. Несмотря на одинаковый исходный материал, представление продукта и сам продукт данной работы отличались друг от друга в каждой группе. В качестве рефлексии был дан тест.
5 слайд. К четвертому классу некоторые ребятас высоким уровнем подготовки могут самостоятельно решать проектные задачи. Успешным было участие Пятчиной Киры в региональном литературно-исследовательском конкурсе «ЛИК. Геннадий Михасенко» (Диплом 2 степени). Ученица проявила навыки проектной деятельности в создании игры - ходилки на основе прочитанного произведения данного автора.
6 слайд. Использование проектных задач предполагает содержание программ различных учебных предметов, все зависит от учителя как запланирует он их использование в процессе обучения. Однако наиболее полно учителя применяют проектно - задачную технологию на уроках окружающего мира, так как материал располагает к проектированию.
7 слайд. Перед вами примеры решения проектных задач учащимися.
8 слайд. Стараюсь использовать проектно-задачную технологию для повышения мотивации младших школьников во внеклассной работе с помощью решения межпредметных проектных заданий.
9 слайд. Интегрированная проектная задача « Алло, мы ищем таланты» помогла повторить материал по математике и подготовится к празднику, где дети презентовали свои таланты.
10 слайд. Воспитательные проектные задачи направлены и на воспитание патриотизма, и на безопасность, и на ЗОЖ.
11 слайд. «Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться»,- говорил Сенека, я стараюсь совершенствоваться в профессиональной деятельности, изучать материал в разных аспектах, в декабре прошлого года принимала участие в региональной Научно- практической конференции « Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы» в г.Братске с докладом «От проектно - задачной технологии к экологическому проекту на уроках окружающего мира», где получила одобрение коллег.
12 слайд. Подведем итог, при использовании проектно-задачной технология формируется комплекс УУД младших школьников (коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных), поддерживается детская индивидуальность, процесс обучения и воспитания идет в деятельности.
Литература
1. Проектные задачи и учебные проекты в начальной школе: Методический сборник 1ч./ Составитель В. Г. Смелова.- Эл.издание.- М. , 2020 г.
2. И. А. Чумакова. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя.- Глазков, 2012г.-144с.
3. Н.Ф. Виноградова. Каким должен быть процесс обучения в начальной школе?// Начальная школа.-2014г.-№9, с.4.
4. Т. Малышева. Учимся задавать вопросы. // Начальная школа.-2014г.-№10, с.38. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ispolzovanie-metoda-proektnoj-deyatelnosti-na-urokah-okruzhayushego-mira-v-nachalnoj-shkole-4136478.html
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.