Радионова Людмила Владимировна,
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №46 с.Урульга»
Проектная задача
«Путешествие в национальный парк «Алханай»
Название задачи |
Путешествие в национальный парк «Алханай» |
Предмет |
Межпредметная (окружающий мир, математика, русский язык, английский язык, литературное чтение, ИЗО) |
Класс |
4 |
Вид задачи |
Межпредметная одновозрастная. Может использоваться в качестве промежуточного образовательного модуля в ходе учебного года |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) |
1.Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазериальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения 2.Сотрудничество учащихся |
Знания, умения, на которые опирается задача |
Окружающий мир, математика, русский язык, английский язык, литературное чтение, ИЗО Общеучебные умения: - работа в малой группе(коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, планирование собственных действий, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль; - работа с текстами, умение выделять существенную информацию, зашумлённую несущественной; Удержание нескольких условий в рамках одной задачи; - выдвижение и обоснование гипотез;
|
Планируемый педагогический результат |
Демонстрация учащимися: - освоения предметного материала и возможностей применять его в нестадартных условиях, умение объединять способы действий из разных дисциплин для достижения цели; - умения, работая в малой группе, создавать конечный «продукт» - отчет о путешествии |
Способ и формат оценивания результатов работы |
При подведении итогов работы оцениваются: - умение самостоятельно формулировать задачу; планировать собственные действия, выбирать оптимальную последовательность выполнения заданий, ведущей к цели; осуществлять перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы; - владеть предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий; - коммуникативные умения при работе в малой группе и их влияние на конечный результат |
1. Этап анализа: постановка проектной задачи
У. – Ребята, расскажите, где вы отдыхали летом?
У нас в Забайкалье есть удивительно красивые места для отдыха. Одним из таких мест является национальный парк «Алханай». А кто из вас там уже смог побывать?
- Сегодня для нас всех представилась такая возможность. Итак, я предлагаю совершить путешествие в национальный парк «Алханай».
- Ваша задача в конце нашего путешествия представить отчет.
Как вы думаете, что вам надо предоставить в отчете? (Ответы детей.)
У. – Нам необходимо узнать:
1. что интересного мы можем увидеть и узнать в национальном парке «Алханай»;
2. сколько стоит путешествие;
3. что нужно с собой взять;
4. и описать в отчете все наши приключения
У. – Работа нам предстоит нелегкая, поэтому я предлагаю вам работать в четырех группах.
-Ребята, прочитайте обращение.
-Вспомните правила работы в группе. А теперь получите пакет с заданием. Желаю вам удачи.
2.Этап моделирования: решение проектной задачи
З а д а н и е 1
Составьте объявление о путешествии
Для поездки на Алханай нам нужно набрать группу.
– Я написала объявление, но в компьютере произошел сбой, и вместо некоторых букв появились непонятные значки. Такое объявление будет непонятно другим. Попробуйте восстановить это объявление.
Об@явление
Всем! Всем! Всем! Уч*н#ки 4 «☺» кла∑а приглашают ☼сех желающих п☺сетить национальный пар☺ «∑лханай». ∑десь можно увидеть пам#тники пр&роды, и*купат□ся в целебных и$точниках. Путешествие будет увл☺кательным!!!
З а д а н и е 2
Собираясь в путешествие вам необходимо взять с собой продукты питания.
Составьте список продуктов, которые вы возьмёте, но при этом учитывайте следующие условия:
- общая калорийность всех взятых продуктов 20 000 ккал;
- общая масса всех продуктов должна быть как можно меньше.
Калорийность 1 кг различных продуктов приведена в таблице:
Продукт |
Калорийность продукта (ккал) |
Масса продукта |
Сосиски |
2070 |
1 кг |
Ветчина |
4023 |
1 кг |
Сыр |
714 |
1 кг |
Хлеб белый |
2051 |
1 кг |
Хлеб чёрный |
2300 |
1 кг |
Печенье |
1300 |
1 кг |
Молоко сгущённое |
414 |
1 кг |
Сельдь консервированная |
2000 |
1 кг |
Шоколад |
5780 |
1 кг |
Банан |
500 |
1 кг |
Рис варёный |
748 |
1 кг |
Макароны варёные |
748 |
1 кг |
З а д а н и е 3
Маршрут путешествия
Прежде чем отправиться в национальный парк, вам необходимо вычислить расстояние от Урульги до Алханая. Если известно, что от Урульги до Дарасуна мы будем ехать 2 часа со скоростью 50 км/ч, а от Дарасуна до Алханая 3 часа со скоростью 60 км/ч.
Алханай
Урульга
Дарасун
З а д а н и е 4
Итак, ваша команда, проехав часть маршрута, сделала привал. У вас есть время отдохнуть, набраться сил и самое главное пополнить запасы питьевой воды. Пить воду из незнакомого водоёма без её обработки ни в коем случае нельзя, так как она может быть непригодной для питья (грязной).
Для очистки воды существуют специальные приборы.
Ознакомьтесь с инструкцией и выполните эксперимент.
Инструкция:
1. Соберите фильтровальную установку. Для этого поставьте на стол фильтровальную ёмкость с жёлтой крышкой.
2. Установите красный соединитель трубок в крепление крышки ёмкости и поместите медный фильтр в фильтровальную трубку.
3. Ложкой положите почву из маленькой мензурки в фильтровальную систему.
4. Налейте воду из большой мензурки в фильтровальную трубку.
5. Обратите внимание: становиться ли вода прозрачной?
6. Запишите результаты опыта. Является ли ваш образец почвы хорошим материалом для фильтрования.
З а д а н и е 5
Представьте, что вы прибыли в национальный парк «Алханай», и вам необходимо выбрать себе жильё. Обратитесь к компьютерной презентации и нарисуйте жильё, в котором вы будете жить.
З а д а н и е 6
Ребята, прежде чем отправиться в национальный парк, вам необходимо вспомнить и сформулировать правила поведения в лесу.
З а д а н и е 7
Представьте себе, что вы уже приехали в парк и вечером решили поиграть в игры. Для этого вам необходимо разметить игровую площадку со сторонами 7м и 12 м. Найдите площадь этой площадки.
З а д а н и е 8
В парке вы встретили иностранца. Вам захотелось узнать, как его зовут и откуда он приехал.
Скажите, пожалуйста, эти фразы на английском языке.
1. Приветствие. ________________________________________________________________
2. Спроси, как его зовут? ________________________________________________________
3. Откуда он приехал?___________________________________________________________
4. Сколько ему лет?_____________________________________________________________
5. Спасибо. До свидания.
З а д а н и е 9 (1гр)
Прочитайте текст, подготовьте краткое сообщение о достопримечательностях национального парка «Алханай»
Ваш рассказ должен быть интересным, чтобы всем захотелось там побывать.
Что смотреть
Главной
достопримечательностью национального парка является, конечно, памятник природы
гора Алханай. Это одна из буддистских святынь бурятов. У ее основания находится
храм Великого блага. Самое любопытное здесь – естественный грот, в своде
которого есть трещина, уходящая в глубину скалы, и из нее сочится вода, которая
считается целебной. Верующие пьют воду и делают подношения – зерном или
монетами.
Еще один памятник природы – скала Храм Ворота, который находится на высоте 1100
метров. Это естественная арка, образованная процессом выветривания. Ее
внутренний радиус от земли до внутреннего края – 6
м. Под сводом арки расположен субурган – небольшая буддистская ступа.
Вероятно, это еще добуддистское культовое место.
Другое культовое место – Доржи-Пагман (Алмазная царевна) представляет собой
останец высотой 12 метров. С южной стороны здесь находится естественная чаша,
которая используется верующими в качестве алтаря.
З а д а н и е 9 (2гр)
Прочитайте текст, подготовьте краткое сообщение о растительном мире национального парка «Алханай»
Ваш рассказ должен быть интересным, чтобы всем захотелось поехать туда.
В Красную Книгу России внесены башмачок крупноцветковый, башмачок пятнистый, лилия пенсильванская и лук алтайский.
В составе флоры территории зарегистрированы около 20 видов, нуждающихся в охране. Наибольшей опасности уничтожения среди них подвержены лук алтайский, а также барбарис сибирский, встречающийся единичными экземплярами на каменистых россыпях (окрестности памятника природы «Храм-Ворота»); башмачок крупноцветковый, башмачок настоящий и особенно кувшинка четырехугольная.
З а д а н и е 9 (3гр)
Прочитайте текст, подготовьте краткое сообщение об истории национального парка «Алханай»
Ваш рассказ должен быть интересным, чтобы всем захотелось там побывать.
История основания
Согласно бурятской легенде, жила когда-то княжна Бальчжин-хатун. Она вышла замуж за монгольского феодала и вместе с ним уехала в Монголию. Но ненависть врагов не давала им жить спокойно, и пара решила вернуться на родину княжны. По дороге, около горного массива их догнали враги и убили княжну. Предсмертный крик женщины: "Алханы!" ("убивают"), – стал названием горы. А ее имя – Бальчжин - сохранено в названии расположенного неподалёку Бальзинского озера, на берегу которого она была похоронена.
С горой Алханай связано и много других легенд и поверий. Так, говорят, что на этой горе стоял дозор самого Чингисхана, а среди забайкальских бурят гора почитается как буддистская святыня.
З а д а н и е 9 (4гр)
Прочитайте текст, подготовьте краткое сообщение о животных национального парка «Алханай»
Ваш рассказ должен быть интересным, чтобы всем захотелось туда поехать.
Животный мир Алханая богат, разнообразен и еще не изучен основательно.
Самый крупный хищный зверь Алханая - бурый медведь. Численность их точно не установлена, но медведь и его следы часто попадаются косарям и ягодникам. Медведь всеядное животное, в его пище преобладают растительные корма. Питается хвощом, злаками, осокой, листьями и ягодами, корневищами. Он большой любитель муравьев, различных древоточцев, добывая которых ворошит гнилые пни и валежины, любит поедать протухшее мясо.
В Алханайской тайге водится сохатый - самый крупный представитель парнокопытных, обитающих в нашей тайге. Благородного оленя - изюбря, красота которого неоднократно воспета в песнях и описана в литературе, тоже можно встретить в Алханайской тайге. Наиболее типичные парнокопытные лесов - косули. Они равномерно заселяют южные части территории национального парка «Алханай».
З а д а н и е 10
Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Степана Белова «Алханай»
Степан Белов
Алханай
А дорогой
- то в цветах по пояс,
То летишь, теряясь в облаках,
Ветер навстречу ресницы трав клонит,
Взоры уносит в безбрежную даль...
АЛХАНАЙ
Разливайся речкой в долы
Там, где травы выше дальних гор -
Гор, подобных застывшим волнам моря,
Песню восторга неба пой...
АЛХАНАЙ
Ветер-Алханай коль растреплет волосы,
Гребнем земным их уже не собрать -
Ввысь стрелою взмыть горней радостью,
Распахнуть во всю суть глаза!
АЛХАНАЙ
Будешь ли далеко, в ночь ли темную,
В ночь безлунную вдруг уйдешь?
Нет! Проснись! Вставай! Душу отворяй!
В чистые земли иди, в свет-Алханай!
АЛХАНАЙ
3.Этап синтеза
Отчет о путешествии
-Подготовить рассказ по опорной схеме.
Учащиеся размещают свои работы на доске и презентуют их всему классу.
Рефлексия
У. – Ребята, какая была у нас сегодня задача на уроке?
У. – Как вы действовали, чтобы решить эту задачу?
У. – А сейчас обсудите в группе и выскажитесь, что для вас было самым трудным, интересным во время работы на уроке. Кому вы хотите сказать спасибо за работу? Что и кому хотите посоветовать?
Выступление командиров групп, оценка работы групп и всей работы класса.
Приложение
Экспертный лист
Эксперт______________________ Число_____________ Группа________
Вопросы и задания |
Наблюдения и описания |
1 Этап: формулировка задачи |
|
1.Опишите, с чего начиналась и как строилась работа в группе на данном этапе |
|
2. Кто инициирует и организует действие в группе, словно разворачивает исходные замыслы, цели, планирует действия? |
|
3.Каками действиями группа закончила первый этап? Достигла ли она цели?
|
|
2 Этап: выполнение отдельных заданий |
|
1.Опишите, с чего начиналась и как строится работа в группе на данном этапе. Соответствовало ли распределение заданий между членами группы их возможностям? |
|
2.Кто инициирует и организует действие в группе, словно разворачивает исходные замыслы, цели, планирует действия? |
|
3. Все ли дети включены в работу? Как строятся между ними отношения? Наблюдается ли ущемление интересов и желаний отдельных членов группы? |
|
4.Строятся ли диалоги в группе? Есть ли члены группы, которые могут поддержать диалог в ходе работы? Каковы споры, конфликты и способы их устранения? |
|
5.Мног ли группа задавала вопросов взрослым в ходе работы? Насколько эти вопросы были содержательными, была ли в них необходимость? Проявляла ли группа инициативность для решения возникающих проблем? |
|
6.Менялись ли роли членов группы в ходе решения задачи? |
|
7. Общая оценка деятельности группы: самостоятельность, инициативность, коммуникативность. |
|
3.Этап: оценка выполнения работы |
|
1.Насколько критически подошла группа к оценке своего продукта? Можно ли считать самооценку адекватной (если нет, то завышена она или занижена). |
|
Список литературы
1.Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 56 с.
2.Вахромеева, Т. А., Коробейникова Н. Н., Кужлева И. М. и др. Проектная задача как инструмент оценивания универсальных учебных действий // Управление начальной школой. – 2014. - № 3. – С. 11-22
3.Димова, О. А. Развитие проектной деятельности в начальной школе // Мастер-класс. – 2013. - № 8. – С. 2-4
4.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.
5.Савенков А.И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.
6.Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / под ред. Воронцова А. Б. – М.: Просвещение, 2011. – 149 с.
7. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2-х вып. Вып. 2. / под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение. 2012. – 144 с
8. Проектные задачи. – Режим доступа: http://www.zavuch.info/component/user/?task=register
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.