Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «У Чёрного моря» Технология: урок-исследование
Оценка 4.9

Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «У Чёрного моря» Технология: урок-исследование

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
21.01.2020
Урок окружающего мира в 4 классе  Тема урока:  «У Чёрного моря» Технология: урок-исследование
Цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Задачи: формировать УУД 1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей); 2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей; 3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера; 4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитывать экологически грамотного человека, содействовать пониманию красоты родной природы, привитию природо-охранных навыков.
У Черного моря.doc

 

Урок окружающего мира в 4 классе

 

Тема урока:  «У Чёрного моря»

Технология: урок-исследование

Цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи: формировать УУД

1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);

2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения,  классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;

4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитывать экологически грамотного человека,  содействовать пониманию красоты  родной природы, привитию природо-охранных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование:

Учебник и рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А.Плешакова, Е. А. Крючкова (УМК «Школа России»); тесты, энциклопедия «Зелёные страницы», энциклопедия «Животные», карта «Природные зоны России»; мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран), видеофильм «Природные зоны»,  индивидуальные карточки; карточки для работы в группах, презентация.

I. Орг. момент. Вхождение в контакт.

II. Актуализация знаний.

-Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (пустыни)

Прощаться с пустыней не будем спешить—

О ней мы сейчас будем говорить.

Пустынь в России немного у нас,

О географическом положении пустыни

Послушаем рассказ.

Отвечает ученик, используя карту. Выслушиваются дополнения остальных учащихся:

-Научной экспедицией в пустыне

Работал – помните? – наш класс.

Отчет о той работе –

Наш следующий рассказ.

Заслушиваются рассказы, написанные дома.

-Чей отчет вам понравился больше? Обоснуйте свой ответ.

III. Целеполагание. Определение темы и целей урока.

Наше с вами путешествие на этом не заканчивается…

-Что же, друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпеньем нас:

Чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

-Сегодня мы будем изучать самое южное и тёплое море России. Отгадайте, какое это море? (Чёрное)

Сформулируйте тему урока. (СЛАЙД 1)                                      

Что вы хотели бы узнать в ходе изучения этой темы?   (СЛАЙД 2)                                      

Итак, мы отправляемся в путь!                       

IV. «Открытие» нового знания.

  - А кто из вас отдыхал на море? Кто знает, в какой природной зоне он был?

У. Это зона субтропиков. Что же обозначает приставка «суб-»? В учебнике на с. 132 найдите ответ. (В переводе с латинского «суб» - означает «под». «Субтропическая» - означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи тропической зоны)

Здесь умеренно жаркое лето и теплая зима.

Практическая работа. (по карте природных зон)

У.  Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет? (Эта природная зона  занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море).   (СЛАЙД 3)                                      

 Давайте рассмотрим пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днем или вечером? (Вечером)

У. Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Зимой температура держится почти все время выше нуля. Кавказские горы  находятся близко, прямо у самого побережья…

У. Какие эти горы? (Высокие, молодые горы)

У. Да, они молодые, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, которая тоже задерживается горами.

Учитель: Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья. (Высокие горы ограждают узкую полоску побережья от холодных северных ветров.)

(С поверхности Черного моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в облака, из которых выпадают обильные дожди.)

V. Работа в группах.

Предлагаю  вам отправиться в научную экспедицию по побережью Чёрного моря.

Мы с вами заранее разделились на 3 группы: ботаники, зоологи, экологи. Каждая группа будет работать над своим научным проектом.   Даются карточки – «помогайки» каждой группе. (СЛАЙД 4)                                      

Учащиеся работают в группах, учитель оказывает дозированную помощь (дифференциация по характеру помощи).

Карточка для ботаников.

Разнообразен ли растительный мир этой зоны?

Используя учебник (С. 133-134), энциклопедию «Я познаю мир. Растения», гербарий, найдите ответы на вопросы:

1.Какая отличительная особенность растений субтропиков.

2. Перечислите  растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.

3.Подтвердите ответы демонстрационным материалом.

Карточка  для зоологов.

Разнообразен ли животный мир этой зоны?

Используя учебник (с. 134-136), энциклопедию «Почемучка», карточки с изображением животных, найдите материал об:

1.Обитателях суши,

2. Обитателях суши, добывающих пищу в море,

3.Обитателях моря. Подготовить о них рассказ.

 

Карточка для экологов:

Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?

Используя учебник (с. 136-139) найдите ответы на вопросы:

1.Чем является для человека Черноморское побережье?

2.Какие экологические проблемы существуют в зоне субтропиков?

3.Перечислите названия растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

Физкультминутка  (звучит музыка «Шум моря») (СЛАЙД 5)                                      

- Море, солнце, горячий песок, шелест листьев, дуновение ветерка — все располагает к отдыху. Предлагаю отдохнуть!

Игра «Море волнуется…»

                Море волнуется раз,

                Море волнуется два,

                Море волнуется три,

                Морскую фигуру – покажи!

На море хорошо, а в классе лучше

Пусть наш урок нас чему-нибудь научит!

 

VI. Применение нового знания.

 Отчет научных групп.

Рассказ ботаников: (слайд13-17)  (СЛАЙД 6)                                      

Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан (рисунки). Бук достигает высоты 25-40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан – дерево-долгожитель – может жить до 1000 лет, его высота достигает 35 метров. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу. Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы (рисунки). На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи.

Рассказ легенды о кипарисе: С кипарисом связано несколько разных легенд, в которых наши предки объясняли появление этого прекрасного дерева. Крымская легенда рассказывает о том, что в него превратилась девушка, отчаявшаяся дождаться своего возлюбленного из дальнего плавания. Каждый день она стояла на скале, часами смотрела в морскую даль, а потом проросла в землю корнями, да так и осталась на утёсе красивым неизвестным ранее деревом, которое и послужило родоначальником таврических кипарисов.

У. Можно еще добавить о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая (картины). Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

Известно, что здесь произрастает 4 000 видов растений, тогда как на всей Земле всего 20 000.

 

У. А теперь послушаем наших зоологов. (СЛАЙД 7,8,9)                                      

Рассказ зоологов:

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. Это животные, живущие на суше. В лесах обитают косули, медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи,  желуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи.

В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские  коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конек на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зеленую – позеленеет. Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может – мягкая. А дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

В ходе рассказа карточки с животными закрепляются на карте.

Тюлень-монах .Это редкое животное чёрного моря.

 Достоверно неизвестно, почему их стали так называть, но предположительно от сходства по цвету их шкурок с монашеской рясой, а может быть потому, что обычно они селятся в труднодоступных местах на скалах и пещерах.

У. Интересен животный мир Черноморского побережья. Можно долго говорить о его обитателях. Если вас заинтересовали какие-то животные, вы всегда можете прочитать о них в энциклопедиях.

 

Рассказ экологов включает в себя вопросы: (СЛАЙД 10,11 )                                      

1.Загрязнения моря сточными водами и мусором!

2.Уничтожения растений и животных.

3.Меры спасения природы:

Внесены в Красную книгу России: (см. рис. с. 138)

иглица – колхидская (1), самшит колхидский (2), тис ягодный (3).

Тисо-самшитовая  роща (район Сочи) – находится под особой охраной.

Животные: дельфин – черноморская афалина (4), жужелица кавказская

 

 Во время работы групп учитель контролирует работу, оказывает помощь, направляет работу групп.

Группы защищают свою тему. Каждый член группы участвует в защите.

 

VII. Проверка восприятия.

- В чём кроется секрет удивительного климата и богатства растительного мира Черноморского побережья Кавказа?

(Мнения детей).

-Высокие Кавказские горы защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы.

- Почему, в отличие от пустынь, здесь растёт огромное количество растений?

(Влажный воздух. На побережье с моря дуют влажные ветры. Они приносят много дождей).

.- Какие породы деревьев должны расти в таком климате: хвойные или лиственные? (Ответы детей).

- На Черноморском побережье Кавказа мы можем увидеть широколиственные леса. Из вечнозелёных лиственных растений есть пальмы, магнолии, кипарисы, бамбук, эвкалипт.

Ежегодно на черноморские курорты приезжают отдыхать миллионы людей из разных уголков России. По статистике, поток туристов достигает 15 миллионов человек – это значит, что каждый десятый житель страны стремится попасть на берег Черного моря в летний период.

Как вы думаете почему? (для отдыха и лечения)

 (на побережье построены многочисленные санатории, дома отдыха, пансионаты.)

 

VIII.   Закрепление изученного материала.

ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа” (СЛАЙД 12,13 )                                      

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

Вы очень хорошо справились с тестом. Молодцы! (СЛАЙД 14 )                                      

 

Удивительная красота Чёрного моря вдохновляла творчество художников, композиторов, поэтов. Великий Пушкин писал:

 (СЛАЙД 15 )   –включить музыку «Шум моря»)

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.           А.С. Пушкин

 

ІX.Рефлексия

Цель этапа: контроль и самоконтроль

Учитель:Какое замечательное место Черноморское побережье! Вы сегодня очень хорошо поработали.

А теперь вспомните самое начало урока, каждый задал себе вопрос, что бы он хотел узнать на этом уроке. Поднимите руку, кто смог найти ответ на заданный вопрос.

Таблички рефлексии:

На этом уроке я узнал….

После урока мне захотелось…

Я очень рада, что так много нового нам удалось узнать, а если у кого-то остались вопросы, то вы постарайтесь найти на них ответы дома, а на следующем уроке нам расскажите.

X. Домашнее задание. (СЛАЙД 16 )                                       

с. 132-140,

По выбору

1)рисунок  « Черноморское побережье Кавказа»

2) памятка «Как вести себя у моря»

3) подготовить дополнительный материал о животных и растениях Черноморского побережья Кавказа.

XI. Итог урока. 

Человек везде оставляет свой след. А главное сейчас для всего человечества – это сохранить Экологическое равновесие, и об этом мы поговорим на следующем уроке. (СЛАЙД 16 - II ).  


Скачано с www.znanio.ru

Урок окружающего мира в 4 классе

Урок окружающего мира в 4 классе

Оборудование: Учебник и рабочая тетрадь «Мир вокруг нас»

Оборудование: Учебник и рабочая тетрадь «Мир вокруг нас»

Итак, мы отправляемся в путь!

Итак, мы отправляемся в путь!

Карточка для ботаников. Разнообразен ли растительный мир этой зоны?

Карточка для ботаников. Разнообразен ли растительный мир этой зоны?

Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям

Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям

Рассказ экологов включает в себя вопросы: (СЛАЙД 10,11 ) 1

Рассказ экологов включает в себя вопросы: (СЛАЙД 10,11 ) 1

ТЕСТ “ Черноморское побережье

ТЕСТ “ Черноморское побережье

Таблички рефлексии: На этом уроке я узнал…

Таблички рефлексии: На этом уроке я узнал…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020