ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
экология
3 кл
10.02.2017
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Объём исследовательской работы - 27 страниц, включая 9 таблиц. Цель исследования: выявить необходимые и полноценные условия для повышения экологического сознания и грамотности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности через проектную деятельность. В данной работе проводилось исследование, как влияет использование проектной деятельности на повышение экологического сознания и грамотно-сти младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности. Проводи-лось анкетирование и тестирование с целью выявить положительную динами-ку роста экологического воспитания младших школьников. На протяжении 3 лет собиралась информация из различных методиче-ских, информационных источников об эффективных приемах работы над проектом, представленным в данной работе. Практическим результатом работы является составленные методи-ческие паспорта проектов, заключенных в сборник «Радуга экологических проектов». В работе делается вывод, что через проектную деятельность у уча-щихся развиваются устойчивый интерес к окружающему миру на основе ши-рокой познавательной активности и любознательности.
Развитие экологической грамотности.docx
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ                                                                    Авторы работы:                                                          Карпенко Ирина Викторовна                                                       учитель начальных классов                                           МОУ «СОШ № 60» Саратов 2017 г. Краткая аннотация к исследовательской работе «Проектная деятельность как фактор повышения экологического сознания младших школьников»  Объём   исследовательской работы  ­ 27 страниц, включая 9 таблиц. Цель     исследования: выявить необходимые   и полноценные условия для повышения экологического сознания и грамотности  младшего школьника    на уроках и во внеурочной деятельности  через проектную деятельность.   В данной работе проводилось     исследование, как влияет использование проектной деятельности на повышение экологического сознания и грамотности младшего школьника на уроках   и во внеурочной деятельности. Проводилось анкетирование и тестирование с целью выявить положительную динамику роста экологического воспитания младших школьников. На протяжении 3 лет  собиралась информация из различных методических, информационных  источников об  эффективных приемах работы над проектом, представленным в данной работе.              Практическим   результатом   работы   является       составленные методические паспорта проектов, заключенных в сборник «Радуга экологических проектов».               В   работе   делается   вывод,   что   через   проектную   деятельность   у учащихся развиваются     устойчивый интерес   к окружающему миру на основе широкой познавательной активности и любознательности. Содержание Ι .   Психолого­педагогические   основы   экологического   воспитания   Диагностика   экологического   сознания   младших   школьников   на .   Опытно­экспериментальная   работа:   учебные   проекты   как   фактор   школьников. ΙΙ повышения экологического сознания младших школьников. 2.1. Содержание педагогического исследования 2.2.   констатирующем этапе педагогического исследования. 2.3.  Создание   педагогических   условий   для     формирования   экологического сознания   и     грамотности   младших   школьников   в   процессе   учебной   и внеурочной   деятельности. 2.2.1. «Зеленая красавица» 2.2.2  «Зеленая аллея памяти» 2.2.3. «Защита жизни растений экологической тропы». 2.4.   Диагностика   сформированности   экологического   сознания     младших школьников на формирующем этапе педагогического исследования. III.Заключение. Ι .   Психолого­педагогические   основы   экологического   воспитания школьников.   Экологическая ситуация во всем мире требуют скорейшей перестройки мышления   человечества.  Сегодня   как   никогда   перед   человечеством   стоит вопрос   о   необходимости   изменения   своего   отношения   к   природе   и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем   большим   будет   ее   педагогическая   результативность.  Задача   школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии,   но   и   способствовать   приобретению   навыков   научного   анализа явлений   природы,   осмыслению   взаимодействия   общества   и   природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.    Младший школьный возраст – ответственный период жизни человека, так   как   именно   здесь   закладываются   основы   правильного   отношения   к окружающему   миру.       Экологическое   воспитание   ­   самое   важное   в   наше время.   Ученики,   получившие   определенные   экологические   представления, будут   бережней   относится   к   природе.   В   будущем   это   может   повлиять   на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране. Проблема взаимосвязи человека с природой ненова,   она имела место всегда.   Но   сейчас,   в   настоящее   время,   экологическая   проблема взаимодействия человека и природы приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого взаимопонимания законов природы, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача школы в настоящее время.          . Опытно­экспериментальная работа: учебные проекты как фактор   формирования   экологического   сознания   обучающихся начальной школы. ΙΙ 2.1. Содержание педагогического исследования В   учебной   литературе   объем   материала,   направленного   на формирование экологического сознания и грамотности младших школьников не раскрывает в полном объеме остроту современных экологических проблем. Как   повысить   экологическое   сознание,   какие   формы   и   методы использовать   для   реализации   задач   социальной   значимости:   воспитание подрастающего поколения в духе ответственного отношения к окружающему миру, охране природных богатств. Все   выше   сказанное   определило   выбор  темы  исследования: формирование   экологического   сознания   младших   школьников   через проектную деятельность.  Проблемой   исследования является создание педагогических условий для успешного формирования  экологического сознания младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности.   Цель  исследования  ­     теоретически   и   практически   обосновать   роль проектной   деятельности   как   один   из   действенных   методов   в   системе экологического образования. Объект исследования – процесс экологического воспитания. Предмет   исследования  ­   методы   и   приемы,   формирующие   и   экологическое   сознание   младших   школьников   –   метод повышающие   проектов.  Приступая   к   исследованию,     выдвигаем   следующую  гипотезу: экологическое сознание будет успешно формироваться в условиях реализации учебного   материала   в   совокупности   с   использованием   проектной деятельности.     В   соответствии   с   проблемой,   целью,   объектом   и   предметом исследования поставлены задачи:  Задачи:     воспитание новых ценностных ориентиров; углубить и расширить экологические знания; развивать познавательную, творческую  активность школьников в ходе экологической деятельности, разработка «Методических паспортов» проектов.   В исследовании приняли участие экспериментальный   и контрольный классы МОУ «СОШ № 60» г. Саратова. а)   экспериментальный       класс   (обучающиеся   участвуют   во   всех мероприятиях  исследования и проходят цикл, формирующих воздействий)  б) контрольный класс  (обучающиеся, с которыми будет сравниваться развивающий и формирующий эффект исследования)   База исследования – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 60» города Саратова. Исследование прошло в 3 этапа. Первый этап (2013­2014 гг.) ­ определение области, объекта и предмета исследования, изучение  и анализ литературы,  знакомство с   педагогическим опытом   в области экологического воспитания младших школьников.   Второй этап (2014­2015 гг.) – исследовательская работа: ­   проведение   (на   этапе   констатирующего   и   формирующего эксперимента) диагностики по изучению уровня экологической грамотности обучающихся начальных классов; ­ составление «Методических паспортов» экологических проектов; ­ разработка в ходе формирующего этапа исследования практических рекомендаций, вытекающих из общей гипотезы исследования; ­ реализация экологических проектов  с учащимися экспериментального класса; ­   выявление   изменений   в   показателях   экологической   воспитанности младших школьников; ­ анализ результатов исследовательской работы. Третий этап (2015­­2016 гг.) ­ оформление результатов исследований в виде сборника «Радуга экологических проектов».  Научная   новизна исследования   заключается   в   том,   что   в   нем обоснованы педагогические условия  для повышения уровня экологического сознания   младших   школьников   на   основе   проектной   деятельности; разработаны   практические     рекомендации,   направленные   на   повышение экологической грамотности. Теоретическая   значимость исследования   состоит   в   обогащении подходов к решению задач экологического воспитания учащихся, определено место и роль проектной деятельности  в системе экологического воспитания учащихся младшего школьного возраста и показано своеобразие содержания этой работы в начальных классах.  Практическая   значимость настоящего   исследования   заключается   в следующем: ­ разработаны методические рекомендации  в процессе экологического воспитания младших школьников.  ­   материалы   исследования   могут   служить   основой   для   дальнейших теоретических   разработок   и   опытно­экспериментальных   исследований   по вопросам теории и методики экологического воспитания.  школьников на констатирующем этапе педагогического исследования. Констатирующий   этап       исследования   направлен     на     определение наличия существующих на момент исследования   характеристик и свойств изучаемого явления   – в частности: экологического сознания и грамотности.  Прежде   чем   формировать   экологическую   культуру   младших школьников, необходимо выявить уровень сформированности отдельных ее компонентов:  2.2.     Диагностика   экологической   грамотности   младших ­   когнитивный   окружающей природе),    (определение   экологических   знаний,   интереса   к ­   эмоционально­мотивационный     (определение   мотивов   поведения, установок по отношению к окружающей природе в чувственном проявлении),  ­ деятельностный  (определение деятельности ребенка по отношению к окружающему животному и растительному миру, сформированные умения и навыки правильного и целесообразного поведения).  Личностный тест. [1] (Попробуй   оценить   свое   отношение   к   природе   по   ответам   на предлагаемые вопросы.)  Порядок   работы.  Прочтите   вопрос   в   таблице   «Мое   отношение   к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую   оценку   в   баллах.   Полученные   баллы   в   конце   работы сложите. Подсчитайте,   сколько   баллов   вы   набрали.   Сравните   результат   с приведенными ниже оценками и прочитайте советы. Мое отношение к природе Вопросы Ответы и баллы «Да» «Нет» Задумываетесь ли вы о своем отношении к  природе? Делите ли вы природные объекты на привле­ кательные («красивые») и   непривлекательные («некрасивые»)? Всегда ли вы бережно относитесь к природе? Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд,  окружающая природа и происходящие в ней  явления? Цените ли вы разнообразие в природе? Влияет ли природа на ваше настроение? Проявляется ли этот интерес в ваших по­ ступках? Все ли в окружающей природе вас  интересует? 2 0 2 2 2 2 2 1 0 2 0 0 0 0 0 2 По­ разному 1 1 1 1 1 1 1 0 № п/п 1  2 3 4 5 6 7 8 9 Всегда ли вы обращаете внимание на окру­ жающую вас природу? 10 Можете ли вы объяснить, чем привлекают  11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 вас те или иные объекты природы или  природные явления? Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда ви­ дите, что кто­то наносит природе ущерб  своими действиями? Любите ли вы читать описания природы в  книгах? Влияет ли окружающая природа на ваши  мысли? Влияет ли природа на ваше поведение? Часто ли вы отдыхаете среди природы (в  том числе в городских скверах, парках?) Приходилось ли вам вольно или невольно  чем­то вредить природе? Есть ли какие­либо занятия, которые вы  любите делать среди природы? Часто ли вы проявляете равнодушие к при­ роде? Вы начали принимать посильное участие в  охране природы в I­V классах? Или в более старшем возрасте? Любите ли вы рассматривать пейзажи или  изображения животных и растений на кар­ тинах (фотографиях)? Знакомы ли вам музыкальные произведе­ ния, связанные с природой? Приходилось ли вам сочинять стихи о при­ роде, рисовать природу, работать с природ­ ным материалом? Всегда ли вы добросовестно относитесь к  выполнению какой­либо работы по уходу за  окружающей средой? Повлияли ли на ваше отношение к природе  уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам. 2 1 2 2 2 2 1 0 2 0 2 0 2 2 2 2 2 0 0 0 0 0 0 2 2 0 2 0 2 0 0 0 0 0 1 2 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Менее 20  баллов.  Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения   с  природой,   ни   знакомство   с   природой   через   искусство  (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не   осознаете   своей   связи   с   ней.   Вам   необходимо   преодолеть   чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже. От 21 до 29  баллов.  Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные   для   вас   стороны,   задумывайтесь   над   происходящими   в природе   явлениями,   их   причинами   и   следствиями.   Знакомьтесь   с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным. От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно.   Однако   вы   понимаете,   что   некоторые   выбранные   вами   ответы говорят,   что   не   все   в   этом   отношении   благополучно.   Постарайтесь   быть внимательнее   к   природе   и   поведению   окружающих   людей.   Активно выступайте   в   защиту   окружающей   среды.   Чаще   интересуйтесь произведениями   искусства:   читайте,   слушайте   музыку,   знакомьтесь   с пейзажной живописью и графикой, работами художников­анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным. Свыше   40   баллов.  Ваше   отношение   к   природе   недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои  мысли,  чувства, поступки. Чаще  анализируйте их,  будьте искренни  и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.                ЗАПОМНИ:  если   ты   хочешь   усовершенствовать   свое   отношение   к природе, ­ а это нужно для твоей жизни, самовоспитания, для того, чтобы принести   больше   пользы   людям   и   жить   интереснее,   ­   начни   выполнять предложенную программу действий в помощь воспитанию и самовоспитанию средствами   природы.   Работа   по   программе   поможет   осуществить   это желание.  Результаты анкетирования приведены в следующей таблице:                                                                                                      Таблица № 1 Количество  баллов Экспериментальный класс (27 учащихся) Контрольный класс (26 учащихся) Количество учащихся 40 баллов 2 % 7 % Количество учащихся 2 % 8% 30­39 баллов 21­29 баллов Менее 20 баллов 8 15 2 30 % 56% 7% 9 14 1 35% 54% 3% На   основании   полученных   результатов   были   определены   уровни экологической культуры. Обучающиеся экспериментального и контрольного класса   находятся   почти     на   одинаковом     низком   уровне   по   отношению   к окружающему миру. Следующие вопросы анкеты позволили выявить основные направления интересов детей и взаимодействие с родителями в изучении природы. [2] Результаты   анкетирования   учащихся   по   разделу   экологического образования представлены в таблице № 2.                                                                                               Таблица №2 Вопросы  Экспериментальный класс (27 учащихся) Контрольный класс (26 учащихся) Хотят участвовать в экологических проектах Участвуют   в   природопользовании   и   охране окружающей среды Наблюдают за природой или за животными Обсуждают с родителями правила поведения в природе, вопросы охраны окружающей среды Читают   и   обсуждают   с   родителями   книги   о природе Смотрят   и   обсуждают   с   родителями экологические программы 54% 12% 56% 44% 30% 25% 56% 20% 61% 46% 32% 28%   ответы   Как   видно   из   результатов   анкетирования,     учащихся экспериментального и контрольного классов  в большинстве случаев практически одинаковы:     с   большим   интересом   относятся   к   экологической   деятельности, однако   мало   кто   участвует   в   практической   деятельности,     половина   детей обсуждает   с   родителями   правила   поведения   в   природе,   что     обусловлено беспокойством родителей  безопасностью  ребенка, совместное обсуждение книг и телепрограмм, посвященных экологии характерно лишь для немногих семей. Можно   сделать   следующий   вывод:   уровень   сформированности   экологической грамотности у  учащихся в целом соответствует низкому уровню. Таким   образом,   можно   заключить,   что   учащиеся   экспериментального   и контрольного классов имеют поверхностные знания в области экологии,  природа их   интересует,   они   хотят   участвовать   в   практической   экологической деятельности. Учащиеся получают сведения о правилах поведения в природе от родителей, но находят недостаточный отклик своим интересам. Результаты анкетирования родителей по разделу: «Занимаетесь ли Вы  экологическим образованием ребёнка?» [3] (таблица № 3)                                                                                                      Таблица № 3 Вопросы Экспериментальный класс (20  родителей) Контрольный  класс (22  родителя) Занимаются экологическим образованием  ребенка Считают   актуальным   говорить   с   детьми   на   темы природопользования и охраны окружающей среды Читают и обсуждают с ребенком книги о природе Обсуждают с ребёнком правила поведения в природе, вопросы охраны окружающей среды Наблюдают за природой и животными Смотрят   и   обсуждают   с   ребенком   экологические программы 100% 80% 56% 80% 26% 14% 100% 84% 48% 80% 30% 18 % Результаты анкетирования родителей показали, что взрослые занимаются экологическим образованием своего ребенка и считают важным разговаривать с детьми на темы природы и природоохранной деятельности.  Однако   родители недостаточно организуют практическую деятельность детей. Лишь в половине семей обсуждается прочитанная литература или правила поведения в природе. В совместной практической деятельности родители с детьми не участвуют. Анализируя   результаты   анкетирования   можно   сделать   вывод,   что уровень сформированности экологической сознательности и  грамотности  у учащихся   недостаточный.     Причин   этому   может   быть   множество,   однако, важно   понять,   в   каких   направлениях   необходимо   работать   учителям   для получения   необходимого   результата.   выявленные исследованием, вызваны скорее отсутствием возможности совместной работы и отсутствием должной организации природоохранной и исследовательской работы.  Недостатки,   Учащиеся не демонстрируют достаточно обширные и глубокие знания по   вопросам   экологии.   Результаты,   полученные   в   процессе   диагностики экологической   культуры   младших   школьников,   позволяют   спланировать   и скорректировать работу по дальнейшему её формированию. 2.3. Создание педагогических условий для  формирования  экологической грамотности младших школьников в процессе учебной  и  внеурочной   деятельности.                 Очень   эффективно   и   актуально   использование   проектных технологий  при решении важнейших эколого­образовательных задач.               Обучающиеся экспериментального класса принимали участие в апробации   серии   учебно­методических   пособий   по   экологическому образованию   школьников   «Зелёная   аллея   Памяти»,   «Мир   комнатных растений»,   «Школа   добрых   дел»,   «Что   такое   природа»,   «Растём   вместе», «Зелёная   красавица»,   разработанных   сотрудниками     Педагогического института ГОУ ВПО «Саратовский Университет им. Н.Г. Чернышевского». Цель данных проектов: вовлечение детей и педагогов города Саратова и Саратовской области в проектную деятельность экологической и гражданской направленности. В данной работе описаны три проекта, в которых принимали учащиеся экспериментального класса.  2.2.1. Работа над проектом «Зеленая красавица» Методический паспорт проекта «Зеленая красавица» Актуальность проекта Тип проекта Цель проекта Задачи проекта Экологическое воспитание школьников.  Творческий.  Формирования активной гражданской позиции  школьников и их экологической культуры.   пропагандировать экологическую культуру;  использовать   возможности   для   привлечения школьников к социально­активной жизни;  способствовать   формированию   у   детей сознательного отношения к охране и сохранению природы.   освоение   навыков   коммуникативной   культуры, работы в коллективе. Декабрь­январь 2014 года. Участники проекта Учащиеся 2 класса.  Сроки   реализации проекта Партнеры проекта Группы   умений, формируемы проектом. Родители. а) исследовательские  б) социального взаимодействия  в) оценочные  г) информационные  д) презентационные  е) рефлексивные  Мультимедийная презентация. Выставка работ. Планируемый результат   Основные этапы проектной деятельности. Этап  проекта Мотивацио Учитель   заявляет   общий Был проведён  опрос среди   Планируемые действия Действия учащихся учеников класса, вопросы которого нный этап Планирую щий   — подготовит ельный этап.  создает   замысел, положительный мотивационный   настрой; ученики: обсуждают, предлагают   собственные идеи.     Определяются   тема   и   фор­ цели   проекта, мулируются   задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата   и   процесса, согласовываются   способы совместной деятельности.   были следующие: 1. Кто на Новый год наряжает  дома живую ёлку?  Кто  наряжает искусственную  ёлку? 2. Сколько дней стоит на Новый год ёлка?    Результаты опроса следующие:     Из 27 опрошенных ребят в 19  семьях всегда покупают живую ель  или сосну, в 3 семьях существует  традиция наряжать искусственную  красавицу, в 5 семьях – по­разному. живая  19% искусственная 11% по­разному 70%    На момент этапа «погружение в  проект» определены  вопросы, на  которые хотели бы получить  ответы:  Изучить историю новогодней  елки                                                 Новогодняя елка и охрана  окружающей среды                         Польза елки                                     Узнать, как используют елки  после  Нового года в других  странах  Как используют елки в России.      После ответов на данные  вопросы определена   главная   задача  проекта: найти  рациональное решение сохранения  елок. Информац ионно –  операцион ный этап Ученики: собирают  материал, работают с  литературой и другими  источниками,  непосредственно  выполняют проект;  учитель: наблюдает,  координирует,  поддерживает, сам  является  информационным  источником. Рефлексив но­ оценочный этап Ученики   представляют проекты,   участвуют   в коллективном обсуждении и   содержательной   оценке результатов   и   процесса работы,   осуществляют устную   или   письменную самооценку, учитель выступает   участником коллективной   оценочной деятельности.   I. Информационное направление. Работа проводилась в группах .  Каждая группа готовила свою  информационную область.  Празднование Нового года на  Руси.  Незаконная вырубка лесов.   Польза еловой хвои.  Утилизация елок после  праздников  в западных странах. II.Творческое направление.  Конкурс красоты «Зеленая  красавица – 2014» Елочки делали учащиеся   из  салфеток,   макаронных изделий,  мишуры, бумаги, использовали  перья различных птиц, пластиковые бутылки.  III.Литературное направление.  Подборка стихотворений о елях.  Сочинение стихотворений. IV. Помощь спонсоров­родителей в  приобретении живых елей  посаженных в горшки с землей. В  будущем эти ели будут высажены  на пришкольный участок. 1. Защита мультимедийной   презентации. 2. Выставка   поделок   «Зеленая красавица – 2014» В   итоге   всей   проделанной работы   были     предложены различные   решения   сохранения ёлок:  В новогодние праздники  поставить в квартире  искусственную ель или сосну,  которые будут радовать вас в течение многих лет.   Организовать продажу живых  ёлочек в горшочках, которые по  окончании праздников можно  вынести на балкон, где она  продолжает расти до  следующего года, или высадить  весной во дворе.   Заменить живые ели и сосны на  елочные букеты.  Встретить новогодние праздники на природе, украшать  новогоднюю елочку в лесу, на  даче, во дворе дома, парке.  Создавать елки своими руками  из подручных материалов. 2.2.2. Работа над проектом «Зеленая аллея памяти»   Методический паспорт проекта «Зеленая аллея памяти» Актуальность проекта Тип проекта Цель проекта  Практико – ориентированный проект.   Эколого­патриотическое воспитание  школьников.  Задачи проекта Собрать и проанализировать информацию,  Разработать  модель «Зеленой аллеи памяти» в условиях классной комнаты и посадить живые цветы как символы вечной   памяти   о   людях,   трагически   погибших   в   годы Великой Отечественной войны.  полученную на основе наблюдений, личного опыта,  взаимодействия с компетентными специалистами и  сведений, содержащихся в печатных изданиях (состав  растений, композиции посадки, условия, необходимые  для жизни растений, правила посадки).  проблемы по моделированию аллеи.   класса в Великой Отечественной войне. Участвовать в акции посадки цветов. Выяснить  участие дедов и прадедов учащихся  Обсудить в микрогруппах  варианты решения  Участники проекта Учащиеся 3 класса   Сроки   реализации проекта Февраль­май 2015 года Партнеры проекта Группы   умений, формируемы проектом. Родители учащихся а) исследовательские  б) социального взаимодействия  в) оценочные  г) информационные  д) презентационные  е) рефлексивные  Планируемый результат  Мультимедийная презентация. Создание уголка «Зеленая аллея памяти» Основные этапы проектной деятельности. Этап  проекта Мотивацио нный этап заявляет замысел,   Действия учащихся   Планируемые  действия Учитель общий создает положительный мотивационный настрой;   обсуждают, предлагают собственные идеи. ученики: В   этом   году   9   мая   наша   страна отмечает 70­летие Великой Победы над фашистскими захватчиками.       Память о погибших священна.  Трудно найти в нашей   стране   дом,   которого   не коснулась   война.     Чтобы   увековечить память   погибших   в   годы   Великой Отечественной   войны,   решено посадить «Зеленую аллею памяти.   Планирую щий   — подготовит ельный этап.  Определяются   тема   и цели   проекта,   фор­ мулируются   задачи, вырабатывается   план действий, устанавливаются оценки критерии результата и процесса, согласовываются способы   совместной деятельности.         «След Работа   проекта   началась     с исследования   Великой Отечественной   войны   в   твоей   семье». Был   сделан   вывод:   Великая Отечественная   война   не   обошла стороной   ни   одной   семьи.  Пропустив семейные истории, подвиги дедушек и бабушек   через   свои   сердца,   дети определяют проблему и ставят задачу:  Что же можем сделать В память о погибших? Как признанье показать Вам в веках застывшим? Ты березку посади, Вырасти аллею, Где бы можно в день Победы Преклонить колени.  Цель проекта:   вырастить комнатные растения и оформить «уголок Памяти» в стенах школы. Информац ионно –  операцион ный этап Ученики: собирают  материал, работают с  литературой и  другими источниками,  непосредственно  выполняют проект;  учитель: наблюдает,  координирует,  поддерживает, сам  является  информационным  источником. I.Информационный этап проекта  (работа проводится в группах)  моделирование «аллеи»;  выбор растений;  определение условий произрастания выбранных растений;  создание инструкций по правилам   посадки и ухода выбранных  растений;  определение цветовых сочетаний,  оформления,   патриотической  символики.  II. Собрание творческих групп. Прослушаны  выступления с  докладами:   «условия необходимые для  жизнедеятельности растений»  «правила посадки и ухода за  растениями»  «формы озеленения» (видовой  состав растений, композиции  посадки)  «роль растений в природе и жизни  человека»  «растения – символы исторических  событий и памятных дат». Итогом этой работы вынесено   решение: каким будет уголок памяти. III. Выращивание цветов для «Зеленой  аллеи памяти». IV. Оформление уголка патриотической символикой: «Орден  Победы», «Орден Великой  Отечественной войны», «Георгиевская  ленточка». V. Работа «фоторепортеров»:  регулярно выпускались фотогазеты, в  которых освещались этапы проводимой работы. VI. Работа «поэтического клуба».  Составление поэтического сборника  стихотворений, написанных  учащимися. Открытие «Зеленого уголка Памяти»  (презентация проекта в рамках школы)  состоялось 7 мая 2015 года на уроке  мужества, на который были  приглашены ветераны и участники  Великой Отечественной войны нашего  микрорайона. Рефлексив но­ оценочный этап   Ученики представляют проекты,   участвуют   в коллективном обсуждении и содержательной   оцен­ ке   результатов   и процесса работы, осуществляют   устную письменную или самооценку,   учитель выступает   участником коллективной оценочной деятельности.     2.2.3. Работа над проектом «Защита экологической тропы» Методический паспорт проекта «Защита жизни растений экологической  тропы» Актуальность проекта Экологическая грамотность, бережное и любовное  отношение к природе стали аналогом выживания  человека на нашей планете.  Исследовательский    1. Пробудить интерес к своему краю. 2. Через деятельность на экологической тропе осознать  всю ценность природы для общества и каждого  человека в отдельности. 1.   Привлечь   учащихся   к   поисково­исследовательской Тип проекта Цель проекта Задачи проекта работе. 2. Содействовать становлению экологической культуры и грамотности, бережного отношения к природе. Ноябрь­март 2015­2016 года. Учащиеся 4 класса.   Участники проекта Сроки   реализации проекта Партнеры проекта Родители, педагоги. Группы   умений, формируемы проектом. а) исследовательские  б) социального взаимодействия  в) оценочные  г) информационные  д) презентационные  е) рефлексивные  Планируемый результат  Мультимедийная презентация. Создание «Энциклопедия экологической тропы» Основные этапы проекта «Защита жизни растений экологической тропы» Этап  проекта Мотивацио нный этап Действия учащихся заявляет замысел,     Планируемые  действия Учитель общий создает положительный мотивационный настрой;   обсуждают, предлагают собственные идеи. ученики:   Замечательную картину «Экологической   тропы»   портят бегущие по дороге к школе огромные грязные   потоки   воды.   Это   обычно происходит   после   обильных   дождей или   при   авариях   в   городских коммуникациях. Вся эта грязь наносит огромный   удар   по   жизни   растений.  А   на ведь территории   школы расположена уникальная   экологическая тропа.   Планирую щий   — подготовит ельный этап.  Определяются   тема   и цели   проекта,   фор­ мулируются   задачи, вырабатывается   план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса,    Тема исследования:   «Защита   экологической   тропы» Задачи: 1. Исследовать   по   какой причине   на   территорию   школы обрушиваются грязные потоки сточной воды, какое влияние они оказывают на растения экологической тропы. согласовываются способы   совместной деятельности.     Информац ионно –  операцион ный этап Ученики: собирают  материал, работают с  литературой и  другими источниками,  непосредственно  выполняют проект;  учитель: наблюдает,  координирует,  поддерживает, сам  является  информационным  источником. Выяснить отношение к возникшей их 2. проблеме родителей и сотрудников школы. одноклассников     Создать 3.   мини­энциклопедию «Экологическая тропа МОУ «СОШ № 60»»   (описать   необходимые   условия для роста растений). 4. Привлечь внимание общественности к   нашей   проблеме,   создать   интернет страничку результатами проведенного исследования.  1. Диагностирующий этап. с     Для   того   чтобы   выяснить,   как относятся к возникшей проблеме люди, которые ежедневно приходят в школу, мы   провели   анкетирование.   В анкетировании   приняли   участие   2 группы: 1 гр. ученики – 36 чел.; 2 гр. родители, сотрудники – 34 чел. Всего 70   человек.  Результаты   получились следующие: 1. Знаете ли вы, что на территории  школы находится экологическая  тропа? (кол­во человек) 48 22 1 50 40 30 20 10 0 2. Как часто огромные потоки воды стекаются по дороге, ведущей к  школе? 43 27 50 40 30 20 10 0 1 0 0 3. Какое влияние оказывает это  «явление» (грязные потоки воды) на жизнь растений на территории  школы? 80 60 40 20 0 70 1 0 Подведем   итоги   проведенного анкетирования:  № воп роса Вывод Действия Большая  половина  опрошенных  1 не знают о  существовании экологической тропы.  Участники  анкетирования считают, что  2 грязная вода  стекает к  школе очень  часто.  1 2 Создать мини­ энциклопедию:  «Экологическая  тропа»  Завести дневник  наблюдения, в  котором отмечать  дни грязных  потоков с  приложением  фотографий. Все  опрошенные  подтвердили  актуальность  3 проблемы.  Указали, что  это «явление»  наносит вред  экологической тропе.  Привлечь внимание общественности.  Разместить в сети  интернет  результаты  наблюдений из  дневника  наблюдений,  материалы проекта. 3 2.Исследовательская деятельность. Работа по группам:  Анализ территориального   расположения школы.   Проанализировав   территориальное расположение   нашего   здания,   мы пришли к выводу, что оно находится в низкой   точке   поселка   Солнечный. Таким   образом,   определена     причина, по   которой   происходит   постоянное наводнение   территории   сточными водами.  Воспользовавшись спутниковой   картой   Google,   а   также основываясь   на   сделанном   выводе   о территориальном расположении школы,   мы   отметили   направления,   по которым стекает вода.  Результаты наблюдения за сточными   водами. ­ Ведение дневника наблюдений. ­ Фоторепортаж. 3. Творческий этап. Создание мини­ энциклопедии «Экологическая тропа  МОУ «СОШ № 60» Цель создания мини­энциклопедии ­   узнать,   какие   растения   растут   на территории   школы,   а   также   какие условия необходимы для нормального роста и развития этих растений. При   поиске   информации   о   том, какие условия необходимы для роста и развития   представленных   видов растений,   использовались   различные справочники, ресурсы сети интернет,  В итоге получилось, что более 60% этих растений   не   выносят   перенасыщения влагой   и   загрязнения   почвы.   Отсюда можно   сделать   вывод,   что,   если сточные   воды   будут   продолжать стекать   к   территории   прогимназии, наши   растения   будут   медленно погибать. В   ходе   исследования   было выявлено   4   причины   возникновения грязных потоков, стекающих к школе, которые   загрязняют     территорию, перенасыщают ее влагой и наносят вред растениям:   № Причина 1 2 3 4 Территориальное расположение  школы Осадки Недостаточно функционирующая  водосточная система Частые аварии в водопроводных и  канализационных коммуникациях  пос. Солнечный Меры,   которые предприняты, экологической тропы:   для   были спасения   № 1 Принятые меры Создание мини­энциклопедии (выяснили, что многие  растения не выносят   перенасыщения   почвы влагой и ее загрязнение) 2 3 Размещение   в   сети   интернет страницы проекта ­       (мы хотим привлечь внимание общественности к нашей проблеме) Обращение   в   аварийные   службы.   1.Мультимедийная презентация «Мы –  исследователи». 2. Мультимедийная презентация  «Растения экологической тропы». 3. Энциклопедия «Растения  экологической тропы» Рефлексив но­ оценочный этап   Ученики представляют проекты,   участвуют   в коллективном обсуждении и содержательной   оцен­ ке   результатов   и процесса работы, осуществляют   устную или письменную самооценку,   учитель выступает   участником коллективной оценочной деятельности.     2.3.   Диагностика   сформированности   экологического   сознания младших   школьников   на   формирующем   этапе   педагогического исследования. В  ходе  формирующего  этапа  исследования  была  поведена  повторная диагностика  с обучающимися экспериментального и контрольного классов. Результаты анкетирования показали следующие  результаты (таблица  №4):                                                                                                                                                                                                       Таблица № 4 Количество  баллов 40 баллов 30­39 баллов 21­29 баллов Менее 20 баллов Экспериментальный класс (27 учащихся) Контрольный класс (26 учащихся) Количество учащихся % Количество учащихся 7 18 2 0 26 % 67 % 7 % 0 % 2 10 13 1 % 8% 39% 50% 3% Обучающиеся экспериментального и контрольного класса   показали разные   уровни     по   отношению   к   природе.   Уровень   учащихся экспериментального   класса   повысился,   уровень   контрольного   класса практически остался неизменным.     Результаты   анкетирования,     выявить   основные направления   интересов   детей   и   взаимодействие   с   родителями   в   изучении природы. (таблица № 5)   позволяющие                                                                                                     Таблица №5 Вопросы  Экспериментальный класс (27 учащихся) Контрольный класс (26 учащихся) Хотят участвовать в экологических проектах Участвуют   в   природопользовании   и   охране окружающей среды Наблюдают за природой или за животными Обсуждают   с   родителями   правила   поведения   в природе, вопросы охраны окружающей среды Читают и обсуждают с родителями книги о природе 100% 100% 100% 100% 80% 56% 20% 61% 46% 32% 80% 28% Смотрят   и   обсуждают   с   родителями   экологические программы Как видно из результатов анкетирования, ответы учащихся экспериментального класса изменились: интересы детей в сфере экологической направленности стали шире, им интересно все, что происходит вокруг. Ответы контрольного класса остались прежними. Результаты анкетирования родителей по разделу: «Занимаетесь ли Вы экологическим образованием ребёнка?» (таблица № 6)                                                                                               Таблица № 6 Вопросы Экспериментальный  класс (20 родителей) Занимаются экологическим образованием ребенка Считают   актуальным   говорить   с   детьми   на   темы природопользования и охраны окружающей среды Читают и обсуждают с ребенком книги о природе Обсуждают с ребёнком правила поведения в природе, вопросы охраны окружающей среды Наблюдают за природой и животными Смотрят   и   обсуждают   с   ребенком   экологические программы 100% 100% 100% 100% 100% 100% Контрольный класс  (22 родителя) 100% 90% 50% 100% 50% 20 % В экспериментальном классе, где велась целенаправленная работа по  реализации   экологических   проектов,   замечена   динамика   роста   уровня экологической   грамотности   и   экологического   сознания   как   у   младших школьников, так и их родителей. Результаты   исследования   показали,   что   движущей   силой   развития является   формирование   мотивов,   стимулирующих   личность   к самостоятельным   творческим   действиям,   к   проявлению   собственной уникальности,   включение   учащихся   в   процесс       поиска   нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебной  деятельности.    III. Заключение.  1. Экологическое сознание и экологическая грамотность в экспериментальном классе. Тест «Мое отношение к природе».                                                          Таблица  №7 Количество  баллов Экспериментальный класс (27 учащихся) Констатирующий этап  Формирующий этап 40 баллов 30­39 баллов 21­29 баллов Менее 20 баллов   7 % 30 % 56% 7% 26 % 67 % 7 % 0 % 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 констатирующий формирующий Высокий Средний Низкий 0 2. Экологическое   образование   ­   основные   направления интересов   детей   и   взаимодействие   с   родителями   в изучении природы.                                                                                                      Таблица № 8 Вопросы  Хотят   участвовать   в   экологических проектах Участвуют в природопользовании и охране окружающей среды Наблюдают за природой или за животными Обсуждают   с   родителями   правила поведения   в   природе,   вопросы   охраны окружающей среды Читают и обсуждают с родителями книги о природе Смотрят   и   обсуждают   с   родителями экологические программы Констатирующий этап  Формирующий этап 54% 12% 56% 44% 30% 25% 100% 100% 100% 100% 80% 80% 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Констатирующий Формирующий 1 2 3 4 5 6 3. Отношение   родителей   после   проведенного исследования  «Занимаетесь   ли   Вы   экологическим образованием ребёнка?»                                                                                             Таблица № 9 Вопросы Констатирующий этап  Формирующий этап Занимаются экологическим образованием ребенка Считают   актуальным   говорить   с   детьми   на   темы природопользования и охраны окружающей среды Читают и обсуждают с ребенком книги о природе Обсуждают   с   ребёнком   правила   поведения   в природе, вопросы охраны окружающей среды Наблюдают за природой и животными 100% 80% 56% 80% 26% 100% 100% 100% 100% 100% Смотрят и обсуждают с ребенком экологические программы 14% 100% 120 100 80 60 40 20 0   Констатирующий Формирующий 1 2 3 4 5 6 Сопоставляя полученные данные анкетирования на констатирующем и формирующем этапах экспериментального класса, можно сделать следующие выводы:    экологическое сознание младших     в формирующем эксперименте повысился.    Школьники соблюдают нормы и правила экологической этики, оказывает       помощь       природе     и     людям,   непримиримы к действиям, несущим вред природе. Эта динамика наблюдается у каждого из участников исследования.  Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования метода проектов в начальной школе.   Наблюдается несомненная тенденция роста экологического сознания  именно в экспериментальном  классе, что, в целом,   позволяет   сделать   вывод   о   том,   что   выдвинутая   гипотеза подтвердилась ­ экологическое сознание  успешно формируется  в условиях реализации учебного материала в совокупности с использованием проектной деятельности. Вывод:   разработанные   нами   экологические   проекты     по   повышению уровня   экологической   воспитанности   младших     школьников       достаточно эффективны.          Результаты исследования показали, что движущей силой формирования экологического сознания является формирование мотивов, стимулирующих личность   к   самостоятельным     действиям,   к   проявлению   собственной уникальности,   включение   учащихся   в   процесс       поиска   нестандартных решений,   возможность   демонстрации   продуктов   учебно­творческой деятельности.     Результаты   исследования   свидетельствуют   о   том,   что целенаправленная   работа   по   реализации   экологических   проектов способствует формированию  экологического сознания. Работая над повышением экологического сознания детей, мы заметили, что         у   них   появился   устойчивый   интерес   к       окружающему   миру. Повысился   уровень   самостоятельности,   изобретательской   активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Необходимо   организовать   постоянную   работу   над   проектами   с   целью развития   и   углубления   приобретенных   знаний,   навыков. Таким образом, широко используя проектную деятельность, можно добиться положительных   результатов   в   обучении   и   воспитании   школьников.   умений,    Список использованной литературы: 1. http://pandia.ru/text/78/283/90848.php 2. http://www.herzenlib.ru/ecology/docs/region_center/2013_140227_anketiro vaniye.pdf 3. http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/vospitatelnaya­ rabota/2012/11/23/ankety­dlya­roditeley 4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010. 5. Землянская   Е.Н.   «Организация   проектной   деятельности   младших школьников»   (статья   в   пособии   «Управление   начальной   школой», Москва, 2013) 6. Брыкова   О.   В.   Проектная   деятельность   в   учебном   процессе   (О.   В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2014. 7. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2013 г. № 1, 4 8. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. 9. Аксенов   Е.,   Аксенова   Н.   "Декоративные   растения",   Т   1   (Деревья   и кустарники). Энциклопедия природы России. ­ М.: ABF, 1997.  ­ 560 с.; 48 с.цв. илл.  10. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Сточные_воды 11. Карты Google http://map.sarbc.ru/google/ 12. Энциклопедия садовых растений http://flower.onego.ru/  13.    http://www.biodat.ru/db/rbp/index.htm Полный   он­лайновый вариант   Красной   Книги

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017