МБОУ Лицей №15
Значимые характеристики инновационной школы :
системность нововведений;
системная реализация таких видов деятельности как проектирование, программирование, исследование, стратегирование, экспертиза, рефлексивное управление
Научно-исследовательская деятельность
Образовательная деятельность
Проектирование - вид деятельности,
связанный с составлением
представления об условиях
целенаправленного изменения объекта от его исходного состояния к желаемому.
Дидактическое проектирование - проектирование учебного занятия, комплекта учебных материалов и др.
Педагогическое проектирование - проектирование, как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.
Социально-педагогическое проектирование
Психолого-педагогическое проектирование
проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: обучение – как освоение всеобщих способов деятельности; формирование – как освоение совершенных форм культуры; воспитание – как освоение норм общежития в разных видах общностей людей.
Совокупность учебно-познавательных приемов, самостоятельных действий учащихся для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Цель - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим
владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
• 1920-е годы в США - метод проблем
(идеи Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрика)
•
• 1931 год- Постановлением ВКП(б) метод проектов был осужден
• 1980-е годы - начало использования телекоммуникационных сетей в сфере образования
Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза".
Специфическое использование данный термин приобрел в образовательной практике.
Модель обучения, в которой акцент перенесен на самостоятельную активную учебную деятельность учащихся, а преподаватель осуществляет лишь поддержку этой деятельности.
Е. С. Полат
Для чего нужен метод проектов?
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Виды проектной деятельности
1. Наличие проблемы |
||
|
Определение темы и целей проекта: |
|
• Цель: освоить представление об электролитической диссоциации веществ и окислительновосстановительных процессах (9 кл. химия)
• Возможная формулировка проблемы учащимися:
«Кислотные дожди и огород моей бабушки»,
«Кислотные дожди и воздух моего города»,
«Выживаемость помидоров под кислотными дождями».
Замысел действий, организация
1) Выдвижение гипотез решения проблемы.
(«Если мы перестанем сжигать мусор, то кислотность осадков снизится на 50%. Узнать, верно ли это ..» )
2) Выбор методов исследования и последовательности их проведения. (анкетирование, лабораторные опыты, наблюдения, интервью, эксперимент..)
Замысел действий, организация
3) Определение источников и способов поиска информации.
(Книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?),
сайты (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?)
4) Ролевое распределение в команде.
Иванов – сбор осадков, измерение кислотности с помощью лакмусовой бумаги , составление диаграммы (графика),
Петров – наблюдение за погодой; выявление зависимости кислотности осадков от направления ветра;
Сидоров – материалы о кислотно-щелочном балансе и влиянии кислот на жизнь,
1. Поиск информации, проведение экспериментов..
2. Создание продукта проектной деятельности
3. Презентация результатов (конференция, праздник, публикация …)
с точки зрения учителя:
это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно:
•целеполагание и планирование деятельности;
•поиск нужной информации;
•проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация, обобщение…);
•презентация хода деятельности и результатов; •практическое применение знаний, умений и навыков в различных ситуациях;
•рефлексия…
с точки зрения учащегося:
это деятельность, позволяющая:
•делать что-то интересное самостоятельно или в группе
•проявить себя
Проект – это «пять П».
• Наличие проблемы
• Обязательное планирование действий
• Поиск информации
• Результат работы – продукт
• Презентация результатов
Шестое «П» - это Портфолио проекта
•
• Некоторые учебные темы основываются на проекте с начала и до конца, другие всего лишь присоединяют проект в качестве кульминационного опыта или же используют его лишь на одном отрезке изучения темы.
http://letopisi.r u/
(сайт для сетевых проектов)
Источники информации
1. Стратегия модернизации содержания общего образования:
Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М. МинОбр. 2001.
2. Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М., “Академия”, 2000.
3. Метод проектов
http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod %20pro.htm
Страх перед возможностью ошибки
не должен отвращать нас от поисков истины.
К. Гельвеций
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.