МАОУ Карасульская СОШ 11.12.2014г
Проектная деятельность как вид воспитательной работы.
В образовательный процесс нашего учреждения успешно вошёл такой вид воспитательной работы, как проектная деятельность. Метод проектов относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата.
Проанализировав воспитательную деятельность за предыдущий период, нормативно-правовую базу, локальные акты школы, педагогический коллектив нашей школы на данный учебный год выбрал метод проектов приоритетным направлением в воспитательной работе школы.
Проектная деятельность внутри классов позволила нам выйти на новый уровень деятельности – школьный. Проекты классных руководителей Коряковой Людмилы Андреевны «10 шагов к успеху», Жуковой Валентины Валентиновны «Воспитать лидера» показали, что движемся в правильном направлении. В школе объявляются и успешно реализуются проекты в рамках конкурсов: рисунков, плакатов, сочинений, эссе, спортивных конкурсов. Фото
Проектируя новую модель внеурочной деятельности, нами был составлен план проектов на год. Таблица 1.
Название проекта |
Содержание |
Сроки реализации |
Осенний калейдоскоп |
· Выставка осенних букетов «Букет осени»
|
сентябрь-октябрь |
День матери. |
· Чтение стихов мамам. «Мама – главное слово!» · Фотовыставки «Наши мамы лучшие на свете» · Выставка рисунков «Подарок моей маме» · Концерт «От чистого сердца простыми словами » · Конкурс эссе «Спасибо, родная, за жизнь и тепло» |
15 ноября- 30 ноября |
Я- гражданин России |
· Мероприятие «Никто не забыт, ничто не забыто» · Классные часы «Всегда есть место подвигу» · Мероприятие «Я – Гражданин России» вручение паспортов с приглашением администрации сельских поселений, депутатов, ветеранов. · Эссе «Герой России для меня – это …» · Сбор информации для стенда и экскурсии в музей по теме «Моя малая родина». |
1 декабря – 12 декабря |
Новогодняя сказка |
· Выставка новогодних рисунков «Зимние мотивы» · Конкурс «Новогодняя открытка» · Семейный конкурс «Лучшая новогодняя игрушка» · Конкурс снежных фигур «Сказочный вернисаж» · Конкурс оформления окон класса и коридоре «Морозные узоры» · Новогодние представления: «Путешествие в новогоднюю сказку» 5-7 класс «Новый год по-новому» 8-11 класс |
8 декабря – 26 декабря |
День встречи выпускников «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» |
· Фотогазеты выпусков-юбиляров · Стенд «Школьные годы чудесные» · Оформление окон в коридоре «Наша школьная страна» · Изготовление медалей для юбиляров-выпускников · Концерт «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» · Презентация «Наши юбиляры» |
12 января – 7 февраля |
Военно-патриотический марафон |
· Военно-спортивная игра «Зарница» · Спортивная эстафета «Богатырские потехи» · Смотр строя и песни «Юный патриот»
· «День хорошего настроения», концерт посвященный Дню Защитника Отечества |
9 февраля- 23 февраля |
6 марта – 200 лет со дня рождения Ершова П.П. |
· Конкурс чтецов «Ершовские чтения» · Конкурс стихов собственного сочинения, издание сборника «Проба пера». · Экскурсия в музей Ершова П.П. (с. Ершово, г.Ишим) · Конкурс рисунков «Сказочные мотивы» |
2 марта- 21 марта |
8 марта – международный женский день |
· Изготовление открыток «8 марта» · Конкурс мультимедийных презентаций «Профессии наших мам» · Конкурс видеороликов «8 марта – женский день» · Праздничный коллаж «Поздравить девушек спешим». · Конкурс красоты «Мисс 8 Марта» |
24 февраля- 8 марта |
Весенняя неделя добра.
|
· «Уроки добра» · Благоустройство школьной территории в рамках областной акции «Зеленая Россия» · Оказание помощи пожилым людям «От чистого сердца» |
20 апреля – 26 апреля |
9 мая – 70 лет со Дня Победы
|
· Акция «Открытка ветерану» · Акция «Памятник» · Акция «Письмо ветерану» · Акция «Георгиевская ленточка» · Акция «Адреса заботы»
|
26 апреля- 9 мая |
Прощай, школа |
· «Капустник» · Выпуск стенгазет «Вот такие детки» · Выставка открыток «Пожелание выпускнику» · Последний звонок «Прощай, школа» · Выпускной «Мы взрослые теперь…» |
|
Два из них уже реализованы «Осенний калейдоскоп» и «День матери». 12 декабря заканчивается третий проект «Я – Гражданин России» и началась реализация 4-го проекта «Новогодняя сказка».
Содержание плана воспитательной работы наполняется проектной деятельностью в различных направлениях:
-духовно-нравственное
-гражданско-патриотическое
-художественно-эстетическое
-спортивно-оздоровительное
-профилактическое.
Самым первым этапом построения проекта является определение темы
ее определяем, используя
собственный ресурс детский ресурс родительский ресурс ресурсы социума
Что умею я? Чем могу быть интересен детям? Оцениваю свои Возможности.
|
Психологические особенности возраста Интересы учащихся Проблемы учащихся Уровень сформированности коллектива. |
Социальный статус Интересы и возможности семьи Проблемы семьи. |
Возможности социума Возможности школы. |
Внутри класса формируются группы детей по интересам и направлениям, для осуществления проекта. Дети сами определяют, в каких конкурсах они принимают участие, таким образом, выстраивают свою индивидуальную траекторию по развитию компетентностей.
При создании проекта необходима помощь и поддержка взрослых, в первую очередь родителей и классных руководителей. Активно используем возможности дома культуры, спортивного комплекса, сельской библиотеки, проводим совместные мероприятия. (Фото)
Так в проекты включаются все участники учебно-воспитательного процесса и социума Особое значение приобретают проекты с информационной поддержкой и здесь необходима компьютерная грамотность. Слово предоставляется учителю информатики Кучера Александру Михайловичу.
Чего должны достигнуть в процессе реализации Проекта.
Рассмотрим результаты проектирования:
1. Полученный продукт.
Результатом работы для школьников являются рисунок, поделка, альбом, сочиненные стихи, сказки, написанные сочинения и эссе, концерт, спектакль и т.д.
2. Культурное развитие ребенка.
Школьник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность.
3. Развитие взаимоотношений ребенка с воспитывающими взрослыми.
В ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги содействуют восхождению к культуре, т. е. совершению учащимися самого наивысшего, на что они способны, — быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее. Улучшается микроклимат в классе и в школе в целом.
Каких результатов воспитания и развития ребенка, классного коллектива в целом можно добиться, используя проектную деятельность расскажет Белозерова Наталья Степановна, классный руководитель 6б класса.
Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности учителей, родителей и детей.
С привлечением родителей традиционно отмечаются День матери, Новый год, 23 февраля, 8 Марта, Последний звонок, Выпускной бал. Жизнь детей становится интереснее, если организовать весёлые праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников.
Например, спортивные мероприятия, такие как «Папа, мама, я – дружная семья». Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях учителя и родителей. Самое главное — родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех его участников. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. Они учат ребёнка любить и беречь семью, своего отца и мать, дух своего дома. Родители хорошо узнают друг друга в совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах. Взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребёнка с другими. Дети видят положительный пример общения и отдыха.
Результатом таких мероприятий является изменение отношения у родителей к ребенку и к учителям, которые ежедневно занимаются с их детьми, вкладывая в дело воспитания свою душу, знания и силу.
Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Моя семья». Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчество воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это и начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.
Итогом таких конкурсов является проведение мастер-классов, на которых дети и их родители показывают, как создаются их проекты. Вяжут крючком, изготавливают бумажные модули, шьют мягкие игрушки и т.д.
Проведение конкурсов рисунков часто привлекает к этому и родителей, которые стараются помочь своему ребенку сделать яркий и красочный рисунок.
Праздник – яркое событие в жизни ребенка, наполненное необычными радостными и глубокими впечатлениями. К.Д.Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого». Но праздник вдвойне интересней для детей, если в нем принимают участие и родители. Хорошей традицией в нашей школе стало проведение таких праздников. Это хороший повод провести их вместе с родителями.
Проектная деятельность — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой, позволяет сблизить родителей, детей, учителей, поэтому мы будем продолжать наши проекты.
Сегодня уже 11 декабря, приближается праздник - Новый год. Наши дети под руководством учителя технологии приготовили вам снежинки, эти снежинки волшебные, если 31 декабря под бой курантов написать самое заветное желание, и поместить снежинку на елку, то желание обязательно сбудется. В следующем году вы скажете, что это действительно так.
А сейчас подведем итоги, обменяемся впечатлениями, что более всего вам запомнилось, какие проекты вы будете применять. Напишите свое мнение на елочной игрушке, и мы вместе украсим первую в этом году новогоднюю елку.
Педагог-организатор: Юрова С.Н.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.