«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»
Оценка 4.8

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

Оценка 4.8
Документация +1
docx
классное руководство +1
Взрослым
04.03.2018
«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»
Данная статья посвящена проектной деятельности как средству формирования патриотических качеств личности. Рассматриваются основные подходы к понятию «проектная деятельность». Раскрываются теоретические основы проектно‐ исследовательской деятельности и ее основные этапы организации. В статье выделяются рекомендации к организации проектной деятельности обучающихся. На примере проекта «Разработка сборника задач по математике «Любимый город в задачах»», «История и достопримечательности родного города» рассматриваются основные этапы проектной деятельности, методы и формы работы, что способствует формированию основных ключевых компетенций, в том числе и патриотических качеств личности.
Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Асбестовского городского округа Муниципальные педагогические чтения руководящих и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием Асбестовского городского округа, в 2017­2018 учебном году «Развиваем традиции, изучаем и создаем новое». Тема работы: «Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности» Автор:  Санникова Ксения Николаевна учитель математики I квалификационная категория АГО 2018 Содержание Введение Основная часть Заключение Перечень литературных источников Приложение Аннотация: данная статья посвящена проектной деятельности как средству  формирования патриотических качеств личности. Рассматриваются основные подходы к  понятию «проектная деятельность». Раскрываются теоретические основы проектно‐  исследовательской деятельности и ее основные этапы организации. В статье выделяются  рекомендации к организации проектной деятельности обучающихся. На примере проекта  «Разработка сборника задач по математике «Любимый город в задачах»», «История и  достопримечательности родного города» рассматриваются основные этапы проектной  деятельности, методы и формы работы, что способствует формированию основных ключевых  компетенций, в том числе и патриотических качеств личности. Ключевые слова: ФГОС, проектная деятельность, проект, патриотизм. ______________________________________________________________________ Введение «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм... Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…» (Из выступления В.В. Путина на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи) Прогрессивные   изменения   в   обществе   ставят   перед   школой   и   учителями   новые задачи. Универсальные учебные действия, которые должны формироваться в образовательных учреждениях,   заключаются в наше время, в не накоплении фундаментальных знаний, а в умении   использовать   полученную   информацию   для   творческого   поиска.   Проектная деятельность   учащихся   является   неотъемлемой   частью   учебного   процесса.   В   основе проектной деятельности лежит системно­деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по Федеральному образовательному стандарту второго поколения. В   настоящее время, «портрет выпускника основной школы»   изменился, теперь во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. Федеральный   государственный   стандарт   основного   общего   образования   ориентирован   на становление таких «…личностных характеристик выпускника как, любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции» и др. [2, с. 3] Тем самым представляет собой актуальным рассмотреть проектную деятельность   как   средство   формирования   патриотических   качеств   личности   в   рамках педагогических чтений «Развиваем традиции, изучаем и создаем новое». Патриотическое   воспитание   подрастающего   поколения   всегда   являлось   одной   из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, поскольку среди духовных качеств российских граждан   особое   место   занимает   любовь   к   Родине.   Современное   российское   общество характеризуется   низким   уровнем   патриотизма,   нравственности,   правовой         культуры. Оказавшись   в   центре   социальных,   политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания человека, гражданина России, способного взять  на себя ответственность за свою судьбу, города, Отечества. Бесценная роль в   этой   работе   принадлежит   проектной   деятельности.   Проект   способствует   развитию   у учащихся самостоятельных исследовательских умений, в том числе и патриотических качеств личности учащихся, творческих способностей.    экономических,   национальных, Цель: создать условия для формирования патриотических качеств личности  и  развития творческих способностей учащихся через проектную деятельность.           Задачи:  развить творческий потенциал учащихся; сформировать основные ключевые компетенции  в процессе проектной деятельности  (рефлексивные умения, поисковые (исследовательские) умения, коммуникативные и  презентационные умения и т.п.);  расширить представления детей о родном городе; сформировать чувство патриотизма, ответственность за сохранность неповторимого облика  родного края; развить интерес к истории родного города, желание остаться и служить родному городу. Ожидаемый результат:  развит творческий потенциал учащихся; сформированы основные ключевые компетенции учащихся; рост познавательной активности учащихся и качества знаний; приобретение знаний и представлений об истории и достопримечательностях своего  родного города; сформировано уважение учащихся к родному городу и бережного отношения к  окружающему миру и культурным ценностям своей малой Родины. Основная часть Известно,   что   слово   «проект»   переводится   с   латинского   как «брошенный, выдвинутый вперед», подразумевая «план»,   Что касается   определения понятия «метода проектов» в   научно­   методической   литературе, единого мнения пока нет.    «замысел» или «идею». Основателем     метода   проектов   считаются     Дж.   Дьюи   и   В.   Килпатрик.   Основы использования   метода   в   российских   школах   заложены   С.   Шацким,   М.Крупениной, В.Шульгиным и другими выдающимися педагогами. Потенциал проектной деятельности и методику реализации метода проектов в разное время исследовали И. Акимова, Э. Азимов, М. Безруких, В. Болотов, М. Бухаркина, О. Быкова, Полат Е.С. и другие. Один   из   основателей   метода   проектов   В.   Килпатрик   называет   проектом   любую деятельность,   которая   выполняется   «от   всего   сердца»   и   с   высокой   степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом  [6, с. 140].  Э. Азимов и А. Щукин определяют   метод   проектов   как   образовательную технологию, основанную  на моделировании группового взаимодействия [1, с. 226].    Часть ученых и методистов определяют метод проектов не   как   технологию,   а   как совокупность овладеть определенными знаниями. Такое определение дают Е. Полат, М. Бухаркина, М. Моисеева, А.  Петров, а также А. Филимонов и  В. Гам [5, с. 46­47], [8, с. 56]. позволяющую приёмов, Исследователи М. Безруких, В. Болотов, Л. Глебова считают метод проектов системой и   с. обучения, в знания умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий 140]. приобретают  которой ученики    [6,           В   целом   можем   говорить   о   том,   что   метод   проектов   относится   к   активным интеллектуальную к методам обучения, которые мобильность, самостоятельность  генерированию новых идей,  а также чувство ответственности за последствия своих действий [7, с. 39­43]. учеников     формируют способность мышления, у           Исходя из изученных определений видно, что под понятием «проект» можно понимать и метод, и форму организации обучения, и вид деятельности на отдельных уроках, и особую философию.   Несмотря на то, что ученые дают разные   определения   проектной   деятельности, принципиальных   противоречий   между   ними   нет.   Более   того,   учет   разных   мнений исследователей позволяет лучше осознать многоаспектность данного понятия. С позиции результата проектной деятельности большинство методистов согласны с тем,   что   она   помогает  вырабатывать     исследовательские   навыки,   развивает   творческие способности и логическое мышление, интегрирует полученные знания их разных сфер жизни.  В   современной   педагогической   литературе   описано   множество   классификаций учебных проектов по различным критериям.   А.Стивенсон   делит   проекты     на   простые   и   комплексные   (критерий   –   уровень интеграции учебного материала). М. Уэльс на большие и малые (критерий – объем учебного материала и время его проработки). Большие проекты выполняются в течение учебного года.  Н.В.Матяш   классифицирует   проекты   по   уровню   сложности   (репродуктивные, поисковые, творческие) [9, с. 30­31]. Классификацию   на   основании   доминирующей   деятельности     предлагает   Е.С.Полат. Проект может  быть [4, с. 193­200]: 1. Практико – ориентированным, то есть нацеленным на решение социальной задачи (например, организация выставки, оформление зала, создание сайта и др.). 2. Исследовательским, с характерными для научного исследования составляющими: актуальной темой, гипотезой, анализом результатов (например, проведение социологического опрос, создание публикации на сайте, издание справочника). 3.   Информационным,     направленным   на   изучение   объекта   или   явления   с   целью   написание   статьи, представить   информацию   широкой   аудитории   (например, коллекционирование и др.). 4. Творческим, то есть максимально нетрадиционным с точки зрения выполнения и презентации результатов (например, выпуск альманаха, сборника стихов, создание костюма и др.).  5. Ролевым, то есть воссоздающим через игру социальные отношения исторических, литературных или выдуманных персонажей.  Следует отметить, что в школьной практике редко встречается проект, который можно отнести только к одному типу.  В   результате   работы   над   проектами   приобретаются   или   улучшаются   навыки планирования и исследования, умения ставить и достигать цели, развиваются творческие и организационные способности, умение сотрудничать и представлять результаты своей работы. Воспитательной   задачей   метода   является   формирование   чувства ответственности   и самодисциплины.  Одним   из   условий   успешности   школьного   проекта   является   грамотность   его организации.  В   целом   выделяют   следующие   фазы   проектной   деятельности:   проектирование (планирование), исполнение и анализ (рефлексия). Разные авторы по­своему представляют методику планирования проектов. В своей педагогической деятельности за основу использую следующие этапы проектной деятельности, которые выделяет Н. Пахомова [3]: 1. Погружение в проект. Цель этого этапа – познакомить детей с понятием проекта, найти темы для исследования.  2.   Организационно­подготовительный   этап.   Задача   этого   этапа   –   сформировать проектные группы, выбрать темы исследования,   разработать планы и критерии оценивания проекта, распределить функции между участниками. 3.   Этап   поиска.   Основными   задачами   этого   этапа   является   сбор   информации   по выбранной теме, её анализ и систематизация, а также разработка продукта, планирование выступления по защите проекта.  4.   Итоговый   этап.   На   этом   этапе   оформляются   исследовательские   материалы, происходит подготовка к защите проекта. 5. Защита и экспертиза проекта. После непосредственно защиты проведенная работа анализируется и обсуждается. Учитель на данном этапе оценивает как деятельность группы, так и индивидуальный вклад каждого участника.  На   основе   анализа   психолого­педагогической   и   методической   литературы, собственного педагогического опыта можно выделить следующие основные рекомендации к организации проектной деятельности учащихся: 1. Раскрытие проблемы должно в первую очередь приносить что­то новое ученику, а уже потом науке. 2. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся.  3.  Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя. Необходимо максимально использовать межпредметные связи. 4. Необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время собеседований с руководителем проекта (Приложение 1). 5.   Выполнение   проекта   должно   начинаться   с   планирования   действий   по   разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.  Проводя подготовительный этап, нужно максимально информировать детей о том, чем им предстоит заниматься. Давать возможность выбирать тему и форму работы самостоятельно.  6. Каждый проект обязательно должен включать исследовательскую работу учащихся. 7. Необходимо максимально обсуждать все этапы проекта, чтобы не снижалась мотивация. Дети   не   должны   бояться   совершать   ошибки.   Этому   должна   способствовать   творческая атмосфера в группе. 8.   Результатом   работы   над   проектом,   иначе   говоря,   выходом   проекта,   должен   являться продукт,   который   должен   быть   обязательно   презентован,   получить   оценку   и   признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, защиты в классе, стендовая защита и т.п. 9. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника (Приложение 2).  Для   меня,   как   классного   руководителя   и   учителя–предметника,   средством формирования   патриотических   качеств   личности   и   творческих   способностей   учащихся является системно­деятельностный подход и технология проектной деятельности.  Несколько лет   назад   мы   вместе   с   учащимися   начали   работу   над   созданием   самых   разнообразных проектов   патриотической   направленности.   Начиная   обдумывать   каждый   проект,   всегда стараешься   сделать   так,   чтобы   работа   была   действительно   проектной,   носила   элементы исследовательской деятельности, а не сводилась к констатации уже имеющейся информации. Если   идея,   положенная   в   основу   работы   будет   интересна   ученику   ­   это   гарантия продуктивной работы. По сегодняшний день   работа по созданию проектов патриотической направленности продолжает развиваться. В прошлом году ученики 5 «б» класса реализовали групповой социальный проект патриотической направленности «Улицы родного города». В этом году разработано два проекта патриотической направленности «Разработка сборника задач  по математике  «Любимый  город в  задачах»»  и  «История  и  достопримечательности родного города» (Приложение 5).  Рассмотрим   более   подробно   проект  «Разработка   сборника   задач   по   математике «Любимый город в задачах»»  учащейся 6 «б» класса  (Приложение 3,4).  Данная проектная работа   индивидуальная.  Для   сбора   информации   обучающийся   вместе   с   родителями обращались   в   статистический,   архивный   и   архитектурный   отдел   администрации   города Асбеста,   в   статистический   отдел   МСЧ,   в   Городской   совет   ветеранов   войны,   в Межмуниципальный отдел МВД России «Асбестовский», в отдел записи актов гражданского состояния города Асбеста Свердловской области, с целью сбора определенной информации, которая   в   дальнейшем   использовалась   для   составления   задач.   Кроме     этого   учащаяся использовала   информационные   ресурсы   интернета:   официальный   сайт   Асбестовского городского округа, сайты   правительства Свердловской области, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и другие. Изучив основные теоретические аспекты, касающиеся темы проектной деятельности, а именно, что такое текстовая задача, алгоритм составления текстовой задачи, был создан сборник задач, составленный   на   основе   краеведческого   материала,   в   который   включены   задачи,   как   для учащихся начальной школы, так и для 5­6 классов. Таким образом, мы можем утверждать, что у   обучающейся   развит   творческий   потенциал,   сформированы   основные   ключевые компетенции.   Посредством   сбора   информации   и   составления   задач   для   сборника   можно утверждать, что приобретены знания и представления об истории и достопримечательностях своего   родного   города,   произошел   рост   познавательной   активности   и   качества   знаний.   У учащейся сформировано бережное отношение к окружающему миру и культурным ценностям своей малой Родины. Творчески подошла обучающаяся к процессу составления сборника, классифицировала задачи сборника, самостоятельно разработала дизайн обложки. Показала высокий уровень компетенций по поиску информации и  использованию программы Microsoft Word (работа с рисунками, формат).  После публичной защиты данного проекта у слушателей обязательно возникнет интерес к данному вопросу, и как показала практика, многие обучающиеся обратятся   ко мне, как к руководителю проекта,  за темой своей будущей исследовательской работы. Так, наблюдая, как идет работа с указанными выше проектами, уже обратились трое учащихся с просьбой дать им свою тему исследования.  Заключение Таким образом, работа по формированию патриотических качеств личности учащихся с   использованием   проектной   деятельности   обеспечивает   непрерывность   и   системность   в учебно­воспитательном процессе с учетом интересов и особенностей  учащихся, способствует формированию   основных   ключевых   компетенций     в   процессе   проектной   деятельности,   а именно рефлексивные умения, поисковые (исследовательские) умения, коммуникативные и презентационные   умения   и   др.     Если   обучающийся   успешно   справляется   с   проектной деятельностью,   то   можно   надеяться,   что   вступая   во   взрослую   жизнь,   он   будет   более адаптирован   к   меняющимся   условиям.   И   наиболее   важное   то,   что   в   процессе   правильно организованной проектной деятельности, связанной с историей родного города, у учащихся формируются патриотические качества личности,  приобретаются знания и представления об истории родного города, формируется ответственность за сохранность неповторимого облика родного   города.    Следовательно,   поставленные   в   работе   задачи   полностью   выполнены, достигнута цель данной работы. Список литературы: 1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий   (теория и практика обучения русскому языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Икар, 2009. – 448 с.   2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897   // Вестник образования. ­ 2011. ­ № 4. ­ С.10­77.  3. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов /  Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с. 4. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: «Академия», 2010. – 368 с. ­ С. 193­200. 5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: «Академия», 2005. – 272 с. ­ C, 46­47.  6. Педагогический энциклопедический словарь  / Гл. ред. Б М. Бим­Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.  7. Нудьга, М.А. Некоторые аспекты подготовки будущих учителей естественно­математических дисциплин к использованию метода проектов в старшей школе / М.А. Нудьга // Педагогика и современность. – 2013. ­ № 5. – С.39­43 8. Филимонов, А.А. Метод проектов в образовательном учреждении: учеб. пособ. / А.А. Филимонов, В.И. Гам. – Омск: Изд­во Ом ГПУ, 2005. – 256 с.  9. Шишов, С.Е. Структура и содержание проектной деятельности. Метод проектов в России и за рубежом / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 5 – С. 23­31. Приложение 1 Дневник учащегося, выполняющего проектную работу 1. ФИО учащегося, выполняющего проектную работу 2. Предварительная тема проекта 3. ФИО руководителей проекта по предварительной теме, должность 4. Утверждённая тема проекта 5. ФИО руководителей проекта в утверждённой редакции, должность 6. Рецензенты проектной работы 7. Оппоненты проектной работы (если есть) 8. План работы над проектом 9. Поэтапная работа над проектом месяц Содержание этапов  проектной деятельности Замечания руководителя  проекта 10. Предполагаемая форма представления (презентации) проекта 11. Отметка о сдаче проекта и его презентации.  Оценка жюри конкура проектов. 12. Особые мнения членов специальной комиссии Подписи руководителей проекта и членов специальной комиссии Приложение 2 Оценочный лист проектной работы    Критерии оценки  0 – позиция отсутствует,  1 – низкий уровень,  2 – средний уровень, 3 – высокий уровень Теория проекта:  актуальность и значимость проекта;  чёткая постановка проблемы;  глубина раскрытия темы использование  знаний вне     школьной программы технологичность проекта, последовательность этапов его реализации;  Соответствие паспорта требованиям Положения о проектной деятельности Разнообразие и целесообразность использования источников информации Практическая значимость проекта Защита проекта:  степень владения материалом; умение отвечать на вопросы аргументированность суждений и выводов;  логика изложения материала;  культура речи;  ораторское искусство (умение заинтересовать аудиторию);  умение кратко и полно раскрыть содержание работы.  умение использовать наглядность и технические средства соблюдение регламента Продукт Качество выполнения продукта Бонус:  Индивидуальная работа  или равноправная работа членов группы по проекту­  3 балла Оригинальность, творчество и оригинальность презентации проекта – 3 балла ИТОГО: Всего баллов Максим. баллов Х Х Х 58 Приложение 3 План работы над проектом «Разработка сборника задач по математике «Любимый город в задачах»» учащейся 6 «б» класса Содержание работы Форма работы Методы Первая неделя (погружение в проект) Ознакомление   с   методом проектов.  Выбор темы проекта Урочная  (со всем классом) Внеурочная  Информирование, беседа Беседа Вторая неделя (организационно­подготовительный этап) Первичный сбор информации Составление определение презентации результата     плана, формы Внеурочная, индивидуальная Внеурочная, индивидуальная Поисковая деятельность Индивидуальная Третья неделя (этап поиска) Промежуточный коррекция плана   контроль, Индивидуальная Самостоятельная работа  Беседы, консультации Самостоятельная работа с источниками,   работа   с запросами   с   различные инстанции Консультации, беседы Четвертая неделя (итоговый этапы)   проекта Подготовка к защите Оформление материалов Защита общешкольной проектной деятельности Анализ проведенной работы Оформление паспорта   на неделе   Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная Консультации, репетиция Консультации Индивидуальная Индивидуальная Анкетирование, беседа Работа с документами

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»

«Проектная деятельность как средство формирования патриотических качеств личности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018