Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.
Оценка 5

Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
классное руководство
10 кл—11 кл +1
03.02.2019
Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.
В этой публикации описан личный опыт автора о применении метода проектов в воспитательной деятельности. Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий студентов и предполагающих обязательную презентацию результатов работы. Метод проектов позволяет выбирать темы подпроекта, партнеров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Все это развивает чувство ответственности у студентов, повышает их мотивацию к учебе, познавательную и творческую активность. Большинство представленных проектов являются практико-ориентированными. Они отличаются четко обозначенным результатом деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы.
проектная деятьтельность.docx
Этим я хотела бы поделиться с коллегами. Авт. Г.А. Меделянова ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ, ИННОВАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИ. (описание собственного опыта воспитательной работы)                                                           Не   торопись   учить   детей,   а приготовь   душу   то   их   прежде, прочее приложится потом. а                     Серафим  Саровский Так сложилось, что после окончания института в школе я проработала всего 3 года, а потом попала в систему профессионального образования, да так к ней и приросла… Какие   подростки   приходят   к   нам   для   получения   профессионального образования – ни для кого не секрет, в своём большинстве это педагогически запущенные дети, у которых неважное здоровье, несформированное внимание, хромает поведение, есть проблемы в общении со сверстниками и родителями.  А   самое   главное   в   моей   работе   начинается   с   понимания   подростка, особенно   проблемного.   Очень   важно   это   понимать,   замечать   и   научиться терпеливо, корректно и повседневно разрешать эти проблемы. Пять   лет   назад   меня   назначили   классным   руководителем   группы   по профессии   «Сварщик».   Надо   сказать,   что,   как   правило,   на   обучение   по профессии «сварщик» поступают подростки характера, соответствующего той стихии,   в   которой   им   предстоит   работать.   28   парней,   28   характеров,   28 переходных   подростковых   индивидуальностей,   из   которых   19   человек   – холерики по типу темперамента, все как на подбор. И эту неуёмную энергию надо было укротить, но не лишая каждого из них своей индивидуальности. При проведении психологического диагностирования обратила внимание, что большинство из них предпочитают активные формы деятельности. Это натолкнуло меня на мысль, что с такими помощниками можно замахнуться на серьёзный проект.  Это сегодня наш техникум – один из лучших в крае в плане материально –   технического   оснащения,   а   4   года   назад   убогости   хватало.   Радовало местоположение   –   прекрасный   сосновый   бор,   чистый   воздух   и   огромное желание сделать что – нибудь существенное, запоминающееся, необычное. Идея   долгосрочного   проекта   сразу   пришлась   по   душе   моим воспитанникам,   и   закипела   работа   мысли:   мы   решили   превратить   серый унылый пейзаж внутреннего двора  в красивое место отдыха обучающихся и педагогов. Как в стихотворении Маяковского «Через четыре года здесь будет город – сад». В течение зимы мы изучали законы и приёмы ландшафтного дизайна,   кто­то   приносил   журналы,   вырезки   из   газет,   картинки,   статьи   из Интернета, книги и параллельно писали проект, чертили эскизы. Идей было море: альпийская горка, фонтан, лечебная пирамида, шпалеры, беседки, озеро и золотые рыбки.  Молва о нашем предприятии не оставила равнодушных. Обучающиеся из других   групп   с   удовольствием   предлагали   свои   услуги   и   идеи.   Так, обучающиеся из группы столяров предложили сделать скамейки и шпалеры, а ещё они подарили нашего знаменитого орла, вырезанного из дерева. Это были мини­проекты, которые они защищали на итоговых аттестациях по профессии. Сварщики 3 курса изготовили для нас контейнеры для мусора и великолепную подставку для вьющихся растений. Администрация   полностью нас поддержала, и мы с нетерпением ждали весну, руки чесались воплотить в реальность всё то, что мы нафантазировали. Проектная   деятельность   –   это   средство   развития   и   воспитания   (моя педагогическая   методическая   тема   «Развивающее   обучение   на   уроках физики» пригодилась и в воспитательном процессе). Суть метода проектов ­ стимулирование   интереса   обучающихся     к   определённым   проблемам, предполагающим овладение некоторой суммой знаний и предусматривающим через   проектную   деятельность   решение   этих   проблем   и   возможность   в кратчайшие   сроки   увидеть   результат   работы.   Этот   комплексный   метод предоставляет   возможность   каждому   проявить   самостоятельность, творчество, повысить свою самооценку, значимость, способствует сплочению коллектива, развитию культуры, нравственности, эстетического вкуса. Весна всё расставила по своим местам,   мы приступили к реализации задуманного.   Постепенно   наш   дворик   превращался   «из   гадкого   утёнка   в прекрасного   лебедя».   Мои   парни   таскали   огромные   камни,   выравнивали территорию, переносили кучи земли, плели клумбы из ивовых веток, мостили плоскими камнями дорожки, привезли старую чугунную ванну, из которой получился наш прудик, месили глину и цемент, привозили из леса саженцы весенних  первоцветов,  рассаживали   кусты  и  деревья.  С каждым  днём  наш участок   приобретал   новые   очертания,   с   каждым   днём   крепла   уверенность подростков в своих силах. Они гордо демонстрировали наше детище своим друзьям   и   родителям.   Родители   были   удивлены   творением   своих непослушных детей. Парни рассказывали им, что здесь будет то­то, а здесь будет это.  Реализация   проекта   заняла   3   года,   за   это   время   участники   проекта повзрослели, многие из них стали отличными специалистами. В июне 2017 года мы принимали участие в акции­конкурсе 5 канала по поводу их юбилея. Наш   дворик   благоухал   зеленью   и   цветами,   будущие   выпускники   давали интервью телевизионщикам, в котором звучали слова наказа новым ученикам продолжить их работу, чтобы наш техникум стал ещё лучше. Это был наш первый проект.     В результате реализации данного проекта  возрос уровень активности моих воспитанников,   уровень трудовой деятельности по своей профессии, 42%   обучающихся   получили   повышенный   разряд   на   итоговой   аттестации; повысилась   ответственность   за   престижность   своего   учебного   заведения. Обучающиеся   стараются   соблюдать   чистоту   на   территории   внутреннего дворика   и   поддерживают   эстетический   вид,     прилегающей   к   техникуму территории. Участники проекта стали примером самовоспитания для своих сверстников. Возросла социальная активность обучающихся, что проявилось в других   общеучилищных   мероприятиях:   праздниках,   смотрах   ­   конкурсах, КВНах, декадниках по профессии, спортивных соревнованиях, олимпиадах. Подростки стали более самостоятельными и уверенными в себе. В   процессе   работы   над   проектом   они   познали   радость   коллективного труда, радость общения, взаимопомощи, доброты. Моё стремление научить подростков   перераспределять   акцент   в   своей   деятельности   с   принципа требовательности на принцип помощи достигло цели. В   ходе   реализации   любого   проекта   группа   сплачивается,   меняется   их отношение друг к другу, к работе, учёбе, даже к родителям, т. к. мы часто обращаемся и к их помощи. Мои воспитанники с удовольствием инсценируют сказки, отдаются этой работе целиком, составляют сценарии, продумывают эскизы   костюмов,   оформление   зала.   Только   проектная   деятельность   даёт возможность   подросткам   проявлять   свои   творческие   способности, возможность   самоутвердиться   и   самореализоваться,   причём   в   лучшем качестве. Мой внук однажды спросил, почему, когда мы идём по городу, со мной почти   все   здороваются.   И   мы   с   ним   стали   подсчитывать,   сколько   у   меня знакомых: учащихся, их родителей, преподавателей, членов их семей, друзей, знакомых,   родственников.   Я   сама   поразилась   результату:   около   10   тысяч человек.   А   некоторые   даже   помнят   моё   имя   и   отчество.   Значит,   семена «разумного,  доброго, вечного» дают свои всходы. Будем сеять и дальше. 2016   год,     у   меня   группа   1   курса,   профессия   «Повар,   кондитер»,   25 человек,   мальчишки   и   девчонки.   Самые   хорошие   обучающиеся:   красивые, умные,   с   настороженными   глазами,   тихони   и   шустрые,   самоуверенные   и неверующие в себя, «звёзды» и «ведомые». Но объединяет их всех одно – они мои, а значит самые­самые… Четыре месяца мы «притирались» друг к другу, а в январе нам предстояло первое испытание: провести открытый классный час, посвящённый Дню Учителя . Казалось бы, что тут такого, полно всяких сценариев «Учитель, перед именем твоим…» и т.д., проще простого, но мы не захотели проще, мы захотели необычно. Сколько было споров, сколько было сценариев, куда только делись их настороженные глаза, неверие в себя и равнодушие. Две недели постоянных репетиций,   упорных   тренировок,   переживаний,   волнений,   одни   заболевали, тут же менялись роли, и всё перестраивалось.  Зато   получился   настоящий   праздник.     Актовый   зал   полон   педагогов мастеров   и   их   сверстников.   Праздничное   театральное   действо   уносило присутствующих в прошлое и будущее, в Японию и горячие точки планеты, сценки, стихи, песни, частушки, загадки. Огромный глобус (70 см в диаметре, где они его только раздобыли) переносил нас из одной точки в другую. Только мне было заметно, как мелко дрожат их ручонки и колени, как они стараются и   волнуются,   первый   курс   всё­таки.  Это   уже   были   совсем   другие   ребята, объединённые   общим   порывом,   общей   целью,   ответственностью.   Даже   не верится, что несколько недель назад они в анкетах писали: «Я не умею петь», «я стесняюсь выступать перед другими»,  «у меня нет никаких талантов», «я сам за себя и за других не отвечаю». Какой мерой можно измерить счастье, когда два десятка сияющих глаз после окончания выступления устремляются на тебя с немым вопросом:   « Ну, как мы? Хорошо? Не подвели?» Ответ они знают: «Вы у меня самые лучшие!» Уже   несколько   лет   в   своей   работе   я   руководствуюсь   словами: «Индивидуальный подход в воспитании – это тонкий инструмент, который может держать в руках каждый педагог, а личностный подход – это умение играть   на   этом   инструменте,   причём   так,   чтобы   в   ответ   зазвучала   душа подростка». Эти слова просто запали  в душу и мне кажется, что за годы моей работы с детьми, я научилась играть на этом инструменте и слышу музыку радости общения в сердцах своих учеников.               У детей есть право на незнание и право на обучение. Это обязанность педагога ­ знать, как помочь обучающемуся, чтобы тот научился и ощутил успех. Стараюсь перераспределять акцент в своей деятельности с принципа требовательности   на   принцип   помощи.   Добросовестное,   честное   желание действительно помочь обучающимся, не уличить, не унизить замечанием, а искренне помочь, всегда себя оправдывает. Стараюсь  не разделять  работу на учебную и воспитательную, постоянно работаю   с   подростками,     поддерживаю   тесные   контакты   с   родителями обучающихся. В группах, где являюсь классным руководителем, действует самоуправление.   Мои   подопечные   принимают   активное   участие   во   всех спортивных и культурных мероприятиях техникума   и города.   Я   всегда в курсе всех проблем своих воспитанников.  Только   за   1   первое   полугодие   2017   –   2018   учебного   года,   мои первокурсники   получили   11   грамот   за   участие   в   различных   конкурсах: училищная спартакиада (3место), соревнования по компьютерному спорту (2 место), «Молодёжная спортивная лига» по настольному теннису (1 место), «Весёлые старты» (1 место), конкурс изобразительного искусства в рамках краевого фестиваля «Мастерство и творчество родному Красноярью» (1 и 3 места),   конкурс   групповых   программ   (2   место),   участие   в   городских   и зональных соревнованиях по мини­футболу и волейболу (2 и 3 места). Это повлияло и на один из важнейших показателей воспитательной работы –   на   количество   правонарушений.   Удельный   вес   правонарушений, совершенных обучающимися в руководимых мною группах составил 2% Наиболее   удавшиеся   проекты   за   последние   5   лет:   «Влияние   сотовых телефонов   на   здоровье   человека»,   «Загрязнение   окружающей   среды   г. Канска»,   «Исследование   механических   свойств   древесины»,   «Светлая седмица: игры и забавы», «Мы – за здоровый образ жизни», «Масленица», «Человек, природа и капризы погоды». В процессе реализации этих проектов у   подростков   укрепляется   моральный   облик,   нравственность,   гордость   за историю своего народа, ответственность за судьбу страны и своё будущее. Сейчас   мы   с   моей   новой   группой   по   профессии   «Машинист   крана» строим   планы   на   будущее:   продолжаем   работать   в   проекте   «Рябиновый дворик»,   готовим   новый   мини­   проект   «Энергетика   пирамид»,   «Поможем сосновому бору». Сейчас любые групповые дела мы стараемся реализовывать как проекты. Учимся   искать   проблемы,   ставить   цели   и   задачи,   искать   пути   решения   и способы , достижения целей и получения результатов.

Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.

Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.

Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.

Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.

Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.

Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.

Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.

Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.

Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.

Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.

Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.

Проектная деятельность как средство формирования творческой, инновационной личности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019