Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
04.03.2018
В реализации стандартов второго поколения приоритетным направлением при формировании УУД является проектная деятельность.В статье "Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников" описан опыт работы по формированию УУД младших школьников через проектную деятельность. Изложены последовательные шаги работы над созданием проектов в начальной школе.
Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников.docx
Масловская Татьяна Андреевна
МБОУ Сургутский
естественнонаучный лицей г.Сургут
Проектная деятельность как средство формирования УУД
младших школьников
На сегодняшний день в нашем лицее приоритетным направлением в
формировании УУД является проектная деятельность. С 1го класса я учу
ребят работать над проектами. При создании индивидуальных проектов,
невозможно обойтись без помощи родителей, поэтому обучаю не только
первоклассников, но и даю консультации их родителям.
Начинаем мы с коллективных работ, которые дают возможность каждому
школьнику поучаствовать в создании общего проекта. Сначала это могут быть
демонстрационные презентации, которые используются на уроках окружающего
мира, например: «Вредные привычки», «Северные олени», «Вода – источник
жизни», « Парки Сургута», «Почему исчезли динозавры?», «Мир бабочек»,
«Город моего детства», «Я – маленький гражданин России» и т.п.
Если работы носят коллективный характер, то их тематика, как правило,
определяется мною, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это
приучает школьников работать в коллективе, ставить общие интересы выше
личных. В совместной работе родились проекты «Осенний букет»,
«Лекарственные растения», «Планеты Солнечной системы», «Новогодние
игрушки».
Постепенно проекты приобретают проблемноисследовательский
характер: «Выращивание кристаллов», «Почему нас ругают взрослые?», «Кока
кола. Вред или польза?», «Мыльные пузыри», «Вред и польза компьютера»,
«Жевательная резинка», «Сохранение чистой воды на планете», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.п. Во 23м классах школьники уже самостоятельно
выбирают темы, волнующие их в настоящее время.
Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?
1.
Регулятивные УУД формируются на этапах: нахождения проблемы;
выдвижения гипотезы; постановки цели.
2.
Познавательные УУД формируются на этапах: подбора литературы
по заданной теме; работы с литературой; посещения музея, выставок; поиска
материалов в Интернете; фотографирования.
3.
Коммуникативные УУД формируются в процессе проектной
деятельности на этапах опроса и анкетирования.
4.
Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе
презентации.
Этапы проведения исследования
Приведу пример этапов проведения исследовательской работы по
выращиванию гороха.
1.
2.
3.
Выбор темы исследования: проращивание семян гороха.
Цель исследования: наблюдение за развитием растения.
Задачи исследования: приобретение семян, земли, горшков,
фотографирование наблюдений, изучение соответствующей литературы.
4.
5.
Объект исследования: семена гороха.
Выдвижение гипотезы: при соблюдении определённых условий
можно вырастить горох в домашних условиях.
6.
Методы исследования: изучение информации о растении, выбор
семян, проращивание ростка, посадка в землю, наблюдение, запись наблюдений,
зарисовка в дневники, фотографирование.
7.
План исследования (самостоятельная деятельность): изучение
информации о растениях; изучение информации о почве; изучение информации
об условиях ухода; замачивание семян; наблюдение за появлением ростков с фиксацией изменений; посадка пророщенных семян в почву; наблюдение за
ростом растений с фиксацией изменений.
8.
Результаты исследования: оформление результатов исследования в
соответствии с особенностями работы, помощь учителя или родителя в
оформлении работы.
9.
Представление и защита проекта: выступление школьника с
дневником наблюдения, докладом, презентацией, сочинением и т.д.
10.
Вывод: при создании необходимых условий можно вырастить
растение из семян в домашних условиях.
11.
Оценка исследовательской деятельности: учитель и дети обсуждают
исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.
12.
Определение перспективы работы: что дальше делать с
выращенными растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.
Развитие самооценки
Говоря о личностных универсальных действиях, нельзя не сказать о
развитии самооценки младшего школьника. Если в учебной деятельности учить
дифференцированной самооценке, позволяющей ученику сравнивать свои
прежние достижения с сегодняшними результатами, то не менее важна роль
учителя: научить школьника адекватно оценивать как свои, так и чужие
поступки. В работе по формированию личностных, коммуникативных,
познавательных, регулятивных учебных действий младших школьников учителю
помогают современные образовательные технологии.
Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников
Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников
Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.