Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время
Оценка 5

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история +2
9 кл—11 кл
21.01.2018
Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время
Существующая классификация проектов не догма, а поле для творчества. Проектная деятельность способствует решению главной задачи школы – образование и воспитание настоящих граждан своей страны. Особую роль играет проектная деятельность на уроках истории и обществознания.В образовательном процессе учебные проекты социальной направленности способствуют пробуждению инициативы и социальной активности учащихся, вовлечения их в созидательную общественную деятельность, применение знаний в социальной практике. На примере изучения темы "Конституционное право" показана организация проектов по изучению Конституции РФ и реализации их в общественной жизни школы. Ключевые слова: демократизация, гражданская позиция, ключевые компетенции, требования ФГОС, результативность ЕГЭ, качество знаний, позиция учителя, пять «П», социальная практика, продукт проекта в жизнь, самоуправление, референдум, Конституция.В статье учитель делится опытом организации проектной деятельности учеников на уроках обществознания и реализацию их в школьном сообществе.
Коленченко Е.М. Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочной дейятельности.docx
Коленченко Елена Миргасимовна                                                                                Почетный работник общего образования РФ                                                                           учитель истории и обществознания                                                                            высшей квалификационной категории                                                                            МАОУ «Гимназия №1» п. Мулино                                                                           Володарского района Нижегородской области                           Учебные проекты социальной направленности на уроках  обществознания и во внеурочное время. Цели образования ХХI века ­ научиться познавать;  научиться жить вместе; научиться делать; научиться жить. Из доклада члена международной комиссии по образованию  для ХХI века Жака Делора “Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”.     Китайская пословица.   Сегодня Россия решает важнейшие задачи модернизации, инновационного развития.  Образование – важнейший ресурс развития страны, который переходит в центр  государственной политики. Обществу нужны  компетентные личности, способные  находить ответы на вызовы нашего времени.  Стандарты  2 поколения – реакция на новые  реалии: глобализация,  инновации,  мобильность, образование всю жизнь и т. д.. Главная   цель – образование,  компетентность,  развитие,  воспитание.    Начало 21 века – время формирования гражданского общества и правового государства. Продекларированное   Конституцией   РФ   (1993г.)   создание   правового   государства предполагает   демократизацию   всех   институциональных   компонентов   общества,   в   том числе и школы. В настоящее время становится очевидной необходимость формирования гражданской   компетенции   подрастающего   поколения.   Современному   российскому обществу  необходима   самостоятельная,   активная,   творческая   личность,   способная делать   выбор   и   брать   на   себя   ответственность.  Школа   может   и   должна  готовить граждан,   которые   способны   жить   в   постоянно   меняющемся   мире,   развивать демократию,   защищать   свои   права   и   свободы,   оставаясь   в   правовых   рамках. Гражданский   воспитательно­образовательный   характер   имеют   все   предметы   учебного плана   в   школе.   Однако   объем   усвоения   только   теоретических   сведений   не     позволяет   «История»  учащимся  актуализировать на практике собственную гражданскую позицию.  Особая роль   принадлежит   общественно­гуманитарному   циклу   дисциплин.  Предметные способствуют  формированию области   «Обществознание»   и   мировоззрения,   патриотизма,   развитию гражданской, гражданственности, познавательной  и коммуникативной компетенций, раскрывает связь прошлого с   современностью,  первичные   практические   социальные   навыки.   Но,   чтобы   граждане активно пользовались своими правами и выполняли обязанности, необходимо понимание базовых   национальных   ценностей,     воспитанию   историей, ребятами  значения и необходимости   знания Конституции.   ЕГЭ по обществознанию предлагает ребятам решить ряд обществоведческих задач, опираясь на свою социальную практику. Написание  эссе требует от выпускника серьезного осмысления и аргументов своей позиции, точки зрения, понимания социальных процессов. Проектная   деятельность  сегодня   неотъемлемая   часть   образовательного   процесса,  основа эффективный   инструмент   развития   интеллекта   и   креативности   ребенка, формирования ключевых компетенций учащихся. Любой проект имеет два аспекта: для ученика –это формирование ключевых компетенций, повышение качества знаний,  для возможность   творческой   деятельности,   активность,   социальная   практика,   учителя–это   важное   дидактическое   средство,   позволяющее   влиять   на   развитие ребенка,   повышение   компетенций,   социальная   практика.   Существующая   сегодня классификация   проектов       не   догма,   а   поле   для   творчества.  А   труд   учителя   – ежедневное проектирование. Ведь в классе нас ждут наши юные Умники! Мы обратились к учебным проектам социальной направленности. В ходе повторения на уроках обществознания в 11 классе родилась идея  мини­проекта «Мы   и   избирательное   право».   Его   результаты:   презентация     и   словарь   понятий «Подготовка к ЕГЭ по теме «Избирательное право»,   проведение школьной акции « Проголосуйте за наше будущее», в ходе которой участники проекта подготовили на школьном   сайте  обращения  к   родителям  с   призывом   воспользоваться   своим избирательным правом на выборах 18сентября 2016г,  и к политикам, выдвинувшим свои кандидатуры;  выступили на общешкольной конференции,  оформили стенды в в школе.   Итогом   стал  круглый   стол   (   рефлексия)   «Что   мы   нового   узнали   об избирательном праве?».       Несколько   лет   назад   мы   с   ребятами   изучив   тему   «Российский   парламентаризм»   , разработали  проект «Молодежный парламентаризм»   и в соответствии с ним  создали школьную   республику   «Звезда».   Ученическое   самоуправление   ­   это     необходимое условие для формирования и развития системы школьного демократического правового пространства.  Участие   обучающихся   в   ученическом   самоуправлении   способствует переходу   от   изучения   «что   такое»   настоящий   гражданин,   к   усвоению   того,   «как поступает», «что делает» настоящий гражданин демократического общества, т. е. к социальной практике. И реализация этого проекта дала положительные результаты.      Роль парламента  в жизни школы возрастает. Всё больше и больше учеников стремятся реализовать   себя   в   каком­либо   направлении,   участвуют   в   выборах,   в   мероприятиях школьного парламента. Но активность  большинства ребят не достаточна. Как и в любой другой школе у нас есть   и такие ребята, которые совершенно не интересуются жизнью школы     и   страны.   Как   же   повысить   качество   знаний,   активность,   инициативность, ответственность,  заинтересованность  учеников      на новый уровень?    Это противоречие поможет решить  новый учебный проект социальной направленности   «Конституция школьной республики «Звезда».       Мы   выработали  гипотезу:  если   мы   изучим   глубже   Основной   закон     РФ,   историю конституционного   развития     страны,     разработаем     Конституцию   нашей   школьной республики   «Звезда»,     то   это   приведет   к   росту   активности,   самостоятельности     и ответственности   учащихся   нашей   школы,   к   демократизации   отношений   в   школе   и совместной успешной деятельности всего школьного коллектива.   Мы готовы перейти к общественно­активной школе.  Цели проекта :   Создание условий становления активной жизненной позиции школьника  Построение демократической модели мини­государства в школе на основе изучения и  осмысления   Конституции   РФ   и   разработки   Основного   Закона   школьной республики    Целенаправленная     работа   с   подростками   по   изучению   Конституции   РФ,   ее адаптация самими подростками для подростковой аудитории Задачи: 1. Определить формы работы с обучающимися. 2. Организовать   проектную   деятельность   обучающихся,   научить   их  действовать   в соответствии   с   методом   проектирования,  соблюдая   все   необходимые   этапы: подготовительный,   планирование, реализация, презентация, осмысление и оценка проекта.           3.  Практически   воплотить  в   жизнь   результаты   проекта,   органиховав   школьный референдум по принятию Конституции республики «Звезда». В процессе реализации проекта решаются также  следующие задачи: ­ формирование навыков исследовательско­аналитической работы с текстом; ­ обогащение словарного запаса обучающихся; ­ развитие коммуникативной компетенции учащихся через использование групповых и  коллективных форм обучения; ­  организация работы над индивидуальными  и коллективными проектами.    Формирование у обучающихся следующих умений и навыков: Рефлексивные умения: ­ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; ­ умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Исследовательские умения: ­ умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных  областей; ­ умение самостоятельно найти недостающую информацию; ­ умение находить несколько вариантов решения проблемы; ­ умение выдвигать гипотезы. Умения и навыки работы в сотрудничестве: ­ умения коллективного планирования; ­ умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; ­ умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. Коммуникативные умения: ­ умение вести дискуссию; ­ умение отстаивать сою точку зрения; ­ умение находить компромисс. Презентационные умения и навыки: ­ навыки монологической речи; ­ умение уверенно держать себя во время выступления; ­ артистические умения; ­ умение использовать различные средства наглядности при выступлении; ­ умение отвечать на незапланированные вопросы. Высока  личностная значимость  этого проекта, ведь он предоставляет возможности для раскрытия творческих способностей в разных сферах: написание и редактирование текстов, освоение официального и публицистического жанров (творческая работа, сценарии, интервью, блиц­опрос,   анкетирование),   организация   массовых   мероприятий,   работа   в   школьных   СМИ и.т.д. Проект имеет и  практическое применение:  в процессе работы планируется сбор и анализ информации   о   создании   Конституции,   ее   видах,   основных   положениях;   анкетирование, интервьюирование   обучающихся   школы   относительно   знаний   по   основным   положениям Конституции   РФ,   знаний   о   своих   правах,   свободах   и   обязанностях;   подготовка     проекта школьной Конституции, презентации и т.д. В   проекте   реализуются    межпредметные   связи:   история   России,     обществознание, информатика, русский язык, литература. Тип   проекта:   Социальный,   учебный,   практико­ориентированный,   групповой, межпредметный, долгосрочный. Правовая база проекта. 1.Конституция РФ. 2.Конвенция о правах ребенка. 3.Закон об образовании. 4.Устав МАОУ «Гимназия №1» Основные идеи:  ­активное и ответственное участие в общественной жизни школы­ ключ к  ответственной гражданской позиции в демократическом обществе. ­успешно участвовать в политической жизни можно научиться, зная и используя  свои права и обязанности, вырабатывая собственную точку зрения  на практике; ­деятельность любого сообщества должна регулироваться Конституцией –  основным общепризнанным законом. ­активная гражданская позиция формируется в практической работе в школьном  самоуправлении. Основные ресурсы: ­руководство и консультации по проекту учителя истории и обществознания; ­материалы  кабинета истории, школьной библиотеки; ­электронные ресурсы; ­методические материалы и разработки  к 20летию российской Конституции 1993г; ­ опыт школьного самоуправления, традиции школы;             ­ компьютер, сеть Интернет, программы Microsoft Office Word, , Paint               NET, принтер, бумага для печати, компьютерный класс, актовый зал. Результаты проекта «Конституция республики «Звезда».  1. Повышение активности и заинтересованности учащихся школы в деятельности  школьного самоуправления, проявление лидерских качеств. 2. Подготовка и обсуждение  проекта основного закона школьной республики –  Конституции, организация референдума. 3.Подготовка и проведение массовых мероприятий 4. Повышение информированности членов школьного сообщества о деятельности  школьного самоуправления. Активизация школьных СМИ. 5. Широкое привлечение к работе школьного самоуправления заинтересованных взрослых:  учителей, родителей. 6. Повышение коммуникативной, правовой, исследовательской культуры учащихся  школы. 7. Углубление  знания обучающихся о главном Законе страны – Конституции Российской  Федерации, о своих правах и обязанностях, системе государственной власти и управления в Российской Федерации. Формирование уважения  и понимания значимости Основного  Закона России  В итоге были получены продукты проекта:  ­ «Конституция школьной республики «Звезда» ­ презентации «Знакомьтесь: Конституция Российской Федерации»,  анкета «Что ты знаешь  о Конституции?»; ­ референдум по принятию Конституции. Позиция учителя:  мотиватор, энтузиаст, специалист, консультант, руководитель,  координатор, эксперт.  Проект­ это "пять П": проблема ­ проектирование (планирование) ­ поиск информации ­  продукт ­ презентация. Шестой компонент – реализация, воплощение в жизнь. Работа над проектом  включала следующие этапы:  организация творческой группы,   выделение  проблемы и формулирование противоречия, выдвижение гипотезы,  обсуждение целей и задач проекта, составление плана работы, выделения основных  направлений проекта,  распределения «ролей», подготовка проекта, непосредственно  практическая деятельность по реализации проекта, презентация  и  публичное  обсуждение продукта нашего проекта. Первый этап работы над проектом – определение  темы, мотивации, проблемы, гипотезы,  целеполагание, получение базовых данных, формирование проектной группы. Учитель  участвует в дискуссии, координирует, помогает сформулировать гипотезу.  корректирует  целеполагание. На втором этапе   ­ планирование, распределение « ролей». «Теоретическая  подготовка» : учащиеся работают с полученной информацией, анализируют ее и  обсуждают альтернативы («мозговой штурм»). Руководитель на этом этапе консультирует,  организует выполнение исследовательской части работы. На третьем этапе «Исследование» ученики работали  над индивидуальными мини­ проектами.  Руководитель наблюдает, консультирует, советует. Организует. На четвертом этапе «Реализация»: создаются и применяются на практике продукты  исследования. Пятый этап «Оформление проекта».  Шестой этап «Презентация проекта». Ученики выступили со своими работами на   заседании парламента, на общешкольной конференции. Организация референдума. Последний этап «Оценка и рефлексия». Ученики провели коллективную оценку в  школьных СМИ, познакомились  с оценкой учителя, подвели итоги. Отвечали на вопросы:  Что мы делали? Как мы делали? Каков результат? Каков мой личный вклад? Основные направления реализации проекта. 1.Проведение социологического опроса «Нужна ли школьной республике  Конституция». Для того чтобы узнать на каком уровне учащиеся школы знают Конституцию, наши  «социологи» провели анкетирование  в одном классе каждой школьной параллели среди 4­ 11 классов, разместили  анкету на школьном сайте в свободном доступе для всех,     Результаты социологического опроса были выложены на официальный сайт школы, где с ним могли ознакомиться все желающие. Результаты опроса показали, что учащиеся нашей школы плохо знают Конституцию,  особенно учащиеся 4­7классов. Большинство из них проголосовало за введение в  школьной республике Конституции. Ответы на вопрос о содержании  Конституции  школьной республики, показали, что большинство учащихся не представляют, какие  положения должны входить в Конституцию.   2.Организация  мероприятий по изучению школьниками Конституции РФ.   Проектная  группа  провела круглый стол «Конституция – путь к реальной  демократии»  учащихся 10­11классов.Поликутя А. подготовила статью «История  конституции России» для школьного журнала.  Чтобы ученики лучше узнали нашу  российскую Конституцию, наши «эрудиты»  вместе с добровольными помощниками из  разных классов провели ряд викторин и интересных игр. В 4­8 классах организовали    викторины на тему: «Я и право», «Государство и права детей» и интеллектуальную  игру «Знай Конституцию».   В 10классе   провели классный час на тему «Государство и  права детей», организовали  встречу старшеклассников с почетным Гражданином  Нижнего Новгорода   нашим земляком Эпштейном Константином Наумовичем,  где в формате  круглого стола говорили о роли нашей Конституции в развитии демократии  России. Ученики 9­классов приняли участие в школьном и областном конкурсе  сочинений  «История Конституции–  путь к демократическому государству». На сайте школы  разместили информационные и методические материалы по истории и  содержанию Конституции РФ. В результате повторное анкетирование показало, что  знания учеников повысились.  80 % учеников проголосовали за введение Конституции в  школьной республике.  4.Разработка проекта Конституции республики «Звезда».   Разработку  проекта  школьной Конституции возглавили наши «генераторы идей» и  «критики», которые обсудили преамбулу, основные главы и их содержание, разделили  работу над главами. Этому предшествовало глубокое изучение  истории  и текста российской Конституции, использовали накопленный опыт нашего самоуправления.  Результатом стал проект «Конституции республика « Звезда». На заседании проектной   группы было проведено обсуждение проекта Конституции, затем он был опубликован на  школьном сайте.  рассмотрен на классных собраниях.  4.Активизация работы школьных СМИ: журнал «Жизнь замечательных детей»,  школьный сайт, школьное радио. Для того чтобы учащиеся были в курсе событий,  происходящих в нашей школе,  активизировали информирование   в школе. Разместили  статью о подготовке проекта школьной Конституции в журнале «ЖЗД» . Сайт школы  постоянно пополнялся информацией о работе творческой группы и методическими  материалами, с которой мог ознакомиться каждый учащийся, учитель или родитель. Тема  Конституции является актуальной и на школьном радио. Проектная группа проводила  беседы в прямом эфире. 5.Организация и проведение школьного референдума. Проектная группа выступила перед школьным парламентом  с презентацией проекта  «Конституции школьной республики», получив одобрение и поддержку, провела  публичные чтения на общешкольной конференции,  организовала референдум по  принятию школьной Конституции  12  декабря . Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников: ∙  владение способами познавательной деятельности; ∙  умение использовать различные источники информации, методы исследования,      творчество и т.д.; ∙  коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать  чужое мнение, противостоять трудностям; ∙  самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить  рефлексию, сопоставлять цель и действие.    самостоятельность работы над проектом;    качество выполнения продукта;    активность и роль в реализации проекта. Значение организации  учебных проектов с социальной направленностью  велико: рост  качества знаний, результативности  ЕГЭ, конкурсов, олимпиад, рост числа участников общественных мероприятий,  активность школьного самоуправления,  рост количества и  качества проектной деятельности.  1. Стрелова О.Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе // Преподавание истории и обществознания в школе - 2013. - №10. - С.9-17. 2. Коленченко Е.М. Творческая лаборатория учителя. Пед. обозрение №2; 1999. 3. Коленченко Е.М. Патриотизм на уроках истории. Пед. обозрение №3; 2000. 4. Коленченко Е.М. Тема войны на уроках истории. Сборник материалов международной научно-методической конференции «ВОВ: вопросы истории». Н.Новгород; 2000. 5. Коленченко   Е.М.   Технология   учебного   исследования   на   уроках   истории.   Сборник «Образовательные   технологии   на   уроках   истории   и   обществознания:   теория   и   практика». Н.Новгород, 2001. 6. Коленченко Е.М. Методические аспекты преподавания истории второй мировой и Великой Отечественной войн. Пед. обозрение №2; 2005. 7. Коленченко Е.М. Воспитательный потенциал истории. Сборник «Проблемы преемственности преподавания истории в школе и ВУЗе». Н.Новгород, 2007. 8. Коленченко Е.М.   Программа учебного курса «История Российской армии». Проектирование условий   и   механизмов   гражданского   становления   личности   и   духовно­нравственного воспитания в системе общего среднего образования. Выпуск 2. Сборник программ. Н.Новгород, 2010. 9. Коленченко Е.М. Оптимизация учебно­исследовательской деятельности одаренных учащихся. Передовой и инновационный опыт в региональной системе образования. Н.Новгород, 2010. 10. Коленченко   Е.М.Использование   исследовательского   метода   при   изучении   проблем политических и социо­культурных кризисов в истории Отечества. Материалы межрегиональной научно­практической конференции. Нижний Новгород, 2012. 11. Коленченко   Е.М.   Технологическая   карта   урока   «Образ   жизни».   Электронный   журнал «Эдукон», 2014. (376202) 12. Коленченко Е.М. Мастер­класс «Организация исследовательской деятельности школьников». Электронный журнал «Эдукон», 2014. (3762378) 13. Коленченко   Е.М.   Приемы   формирования   УУД   учащихся   в   основной   школе   средствами предметной области «Обществознание».    Сборник   «Предметная область "Обществознание": состояние и перспективы развития в условиях введения ФГОС». Н.Новгород. 2013.

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время

Проектная деятельность на уроках обществознания и во внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018