Методическая разработка
по обществознанию
«Интерактивная поддержка знаний учащихся с помощью программы OneNote»
Автор: учитель истории и обществознания
Володькина Лариса Анатольевна
высшая квалификационная категория
Единый государственный экзамен по обществознанию представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Обществознание - уникальный учебный предмет. Курс включает в себя целый комплекс научных знаний по вопросам социологии, политологии, социальной психологии, философии. Предмет обществознание обладает таким богатым набором разных знаний, что не может сравниться ни с одним другим школьным предметом, который, решает множество важных вопросов. Обществознание направлено на ликвидацию не только правовой и экономической неграмотности у молодых людей, но и так называемого правового нигилизма, а также на социализацию школьников. Так же обществознание – это изучение общества, которое стремительно меняется. Есть блоки и темы, в которых изменений десятилетиями не будет. Это такие философские вопросы об абсолютной истине или критериях истины, но есть, например, право, где законы меняются стремительно. Интернет-ресурсы, учебные пособия в этом отношении устаревают очень быстро, и учитель должен быть в авангарде, он должен следить за всеми последними новостями и доносить до детей самую актуальную информацию.
Экзамен по обществознанию, считается одним из самых сложных. Перед учителем всегда возникает ряд вопросов. Как организовать подготовку детей по такому количеству дисциплин, которое включает обществознание: политика, экономика, социальная сфера, духовная сфера, познание, право, человек и общество. Как свести все данные по разделам в единое целое и сделать процесс взаимодействия учителя и ученика интересным, грамотным и полезным? Для эффективного решения поставленных вопросов на помощь приходят интерактивные технологии, так как нововведения, или инновации, присущи для любой профессиональной деятельности человека, в том числе и для учителей предметников.
Таким образом, актуальность данной методической разработки обусловлена необходимостью поиска инновационных решений при преподавании предмета «Обществознание» школьникам.
Поиск, изучение и анализ различных технологий и средств обучения привели к:
- объединению информационно-интерактивных технологий и курса обществознания (использование программы OneNote, которая является цифровой записной книжкой, интерактивным инструментом для организации работы в классе);
- созданию, апробации и внедрению разработки в области интерактивной поддержки знаний учащихся, позволяющей сконцентрировать их внимание и систематизировать знания по предмету.
Цель данной работы:
- активизировать познавательную деятельность школьников, для обеспечения результативности сдачи ЕГЭ и повышения качества образования с использованием интерактивных технологий обучения.
Задачи:
- формировать коммуникативные, познавательные, рефлексивные, информационные компетентности учащихся;
- развивать умения, необходимые для достижения успеха, с помощью инструментов и приложений, которые помогают совершенствовать творческие способности, навыки общения и совместной работы;
- управлять удаленным обучением школьников.
Уникальность работы определяется возможностью использования ее основных положений, выводов и результатов учителями, которые занимаются подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ с учащимися, независимо от предметной области. Ресурс способствует активному формированию универсальных учебных действий, учитывая социальные и личностные потребности и интересы ученика. Предлагаемый ресурс предназначен и для дистанционного обучения.
Инновационный аспект заключается в описании интеграции традиционной работы на уроке с интерактивной программой, которая позволяет быстро находить нужную пользователю информацию и осуществляет управление большими объёмами разнообразной информации для совместной деятельности в рабочих группах.
Практикоориентированность: OneNote - электронная записная книжка, которая в удобном для пользователя виде хранит заметки и разнообразные записи. Еще раз повторю, что ею могут воспользоваться не только учителя обществознания и истории, но и другие участники образовательного сообщества, конечно же, ученики, которые находят нужную информацию и родители, которые смогут проконтролировать индивидуальную и самостоятельную работу ребенка.
Предлагаю познакомиться с программой Microsoft OneNote - ее особенность в многоуровневом построении блоков информации.
Эту программу можно скачать в интернете, работает она в системе онлайн и ее можно скачивать на несколько устройств, только синхронизируя. У меня программа работает на двух устройствах: ноутбуке дома и компьютере в школе. Этот инструмент позволяет создать записную книжку для занятий.
Вся информация, созданная в программе будет находиться в ван драйв – или облаке.
Алгоритм работы с программой:
1.Скачать программу, создать учетную запись. Одновременно создается и облако. И это же предложить сделать детям.
2.Поделиться записной книжкой со своими учениками. Ссылка для входа, находится вверху.
3.Записная книжка для занятий, как видим ее мы, учителя. То есть, какую информацию, и какие формы работы можем организовать.
4.Первый раздел я назвала «Библиотека содержимого».
В этом разделе каждая дисциплина имеет свою страничку, на которой находится информация по данной теме. Главным образом это теоретический материал: лекции, презентации, скриншоты материалов по различным дисциплинам, словари терминов, все, что учитель считает, необходимым, закачать и постоянно пополнять. Этот материал доступен всем учащимся, они заходят со своих носителей, читают, скачивают. И главное это можно делать и в любое свободное время. Также имеется возможность добавлять рукописный текст, аудио- и видеоклипы, вставлять целые файлы на страницы OneNote, например, электронную таблицу Excel или даже документ Word.
5.Второй раздел я назвала «Пространство для совместной работы».
В этом разделе, размещены задания, которые мы можем совместно решать, оценивать другие работы, при этом закрепляя свои знания. Загружаю задания, и базового, и профильного уровня.
6. Третий раздел «Организация индивидуальной работы».
Представлена информация из кодификатора, спецификации КИМов по обществознанию, демоверсии с критериями ответов. В связи с тем, что ежегодно вносятся изменения в критерии, раздел пополняется новой информацией.
7.Четвертый раздел «Список учащихся».
На каждого ученика класса создана страничка, где я могу выкладывать задания, и отправлять им по электронной почте. Ученик видит только свою страничку, и задание, которое ему выдал учитель. Можно сделать ссылки, на какие либо сайты (Решу ЕГЭ, ФИПИ), заполнить таблицу, схемы. Учащиеся могут присылать ответы и написанные от руки, фото, скриншоты – программа распознает все.
Вывод: Ресурс OneNote отличный инструмент, который будет полезен для каждого участника педагогического сообщества, для стимулирования сотрудничества учащихся путем создания ситуаций успеха. Выявленные закономерности формируют потребность в получении дополнительных знаний, механизмы которых позволяют учащимся работать самостоятельно, в свое свободное время, успешно готовиться к сдаче ГИА. Работая в программе OneNote, учащиеся получают:
- возможность обучаться в любое время;
- всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем;
- доступность учебных материалов;
- индивидуальный подход;
- мобильность: необходимо иметь мобильное устройство с доступом в Интернет;
Опыт использования: Уже три года я использую ресурс OneNote, где инструменты собраны в учебные модули принципиально нового типа, по кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся для проведения ГИА, последовательность которых создает логику учебных занятий определенной учебной темы. Все они содержат стандартный набор информационных ресурсов и инструментов, обеспечивающие как прохождение фактического материала, так и выполнение самостоятельных заданий.
Практический опыт доказывает, что Ресурс OneNote поддерживает новую модель образования, формируя у школьников важнейшие компетенции, востребованные в образовании и в дальнейшей, в том числе профессиональной, жизни:
- способность ставить задачи и искать пути их решения;
- умение систематизировать и анализировать данные;
- применять на практике полученные знания.
Интеграция традиционного урока и использования программы OneNote позволит учителям и ученикам добиться высоких результатов в обучении в целом, а также в подготовке к выпускным экзаменам. Кроме того, уникальность подобной интеграции заключается в использовании описанной модели обучения не только учителями обществознания, но и другими учителями-предметниками.
Работа с программой OneNote позволяет учителю выполнить методологические принципы стандартов образования: системность, ориентированность на развитие личности учащегося, его самооценки, индивидуальное продвижение учащегося.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.