ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОНЕЦКА
АДМИНИСТРАЦИЯ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МБОУ" ШКОЛА №51 Г. ДОНЕЦКА"
Номинация «Лучший урок обществознания»
Урок по учебному предмету"Обществознание" 11 класс
Тема: «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики».
Головина Татьяна Васильевна
учитель истории и обществознания
2020 г.
Введение
Необходимость в методической разработке урока по обществознанию в 11 классе "Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики" продиктована реалиями сегодняшнего дня, а именно:
· Глубиной, масштабностью и сложностью происходящих преобразований в нашем обществе в условиях формирования Республики;
· Актуальностью гуманизации научно - педагогического труда;
· Общей целью Республиканской Программы "Патриотическое воспитание детей и молодежи Донецкой Народной Республики;
· Реализацией новых Государственных образовательных стандартов.
Данный урок посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме формирования гражданственности, правовой культуры и патриотизма у подросткового поколения и молодёжи Донецкой Народной Республики. Поэтому перед учебными организациями Республики стоят определенные задачи в этом направлении, т.к. гражданская активность у учащихся и молодежи может конструироваться только через непосредственное участие, способствующее формированию патриотических чувств к своей школе, вузу, своему району, городу, Республике.
Актуальность формирования гражданственности и патриотизма молодежи и значимость данного процесса для общества и государства в настоящий период Республики высока. Поэтому гражданское, правовое и патриотическое воспитание стало основной целью создаваемой в Республике государственной идеологии как части идеологии Русского мира.
Особенностью методической разработки урока является его форма проведения, которая предоставляет возможность старшеклассникам в ходе практической деятельности показать свои ключевые компетенции и компетентности, так как основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно - политической, коммуникационной и прочих сферах.
С этой целью была выбрана интерактивная форма проведения современного урока - пилотное занятие, на котором живое общение даёт возможность абсолютно всем школьникам практически применить и аргументированно представить свои знания и умения наилучшим образом.
Тема урока: Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики.
Цель урока: формирование у старшеклассников правовой культуры, активной гражданской позиции, взглядов и убеждений, основанных на общепризнанных гражданских ценностях.
Задачи урока:
1. Формировать умения применять правовые знания, развивая интерес к праву.
2. Совершенствовать представления о функционировании государственной власти и правовой системы в Донецкой Народной Республике.
3. Воспитание патриотизма, устойчивой жизненной и гражданской позиции.
3. Научить самостоятельно решать учебные проблемы и принимать коллективные решения.
4. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: пилотное занятие.
Педагогические технологии: метод обучения в сотрудничестве, технология развития критического мышления.
Методы работы на уроке: кооперативный (групповой)
Межпредметные связи: правоведение, история, Уроки гражданственности и духовности Донбасса.
Основные термины урока: Родина, человек, гражданин, анти-гражданин, гражданственность, патриотизм, Республика, толерантность, правовое государство.
Время: 90 минут.
Оборудование урока:
§ листы ватмана;
§ маркеры, фломастеры;
§ листы А3;А4;
§ скотч, магниты;
§ ножницы, клей;
§ эскизы или цветные заготовки любых деревьев на листах ватмана, одно на группу(готовят дети заранее)
§ иллюстрации, эскизы, рисунки, элементы аппликаций (на выбор) для будущего Герба толерантности.
§ конверты с основными конституционными обязанностями граждан ДНР в виде отдельно напечатанных предложений.
§ структурная схема Конституции ДНР;
§ карточки с буквами слов: человек, гражданин, анти-гражданин, толерантность, правовое дерево, пирамида, которые будут наклеиваться на лист ватмане
§ Конверты с текстом Декларации принципов толерантности. ЮНЕСКО,16 ноября 1995 года.
§ Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
Метод: кооперативный (групповой)
Формируемые УУД:
· межпредметные :определять цель ,проблему в учебной деятельности выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;
оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях.
· предметные: владеть основными правовыми понятиями и терминами, раскрывать их смысл; характеризовать Конституцию ДНР как основной закон прямого действия, раскрывать значение активной жизненной позиции, взглядов и убеждений, основанных на общепризнанных гражданских ценностях.
· коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, в диалоге) аргументируя его, подтверждая фактами, создать " ситуацию успеха" и выработать умение общаться с другими людьми, в группе;
сформировать осмысленную гражданскую позицию в самостоятельном решении проблемы и принятии коллективных решений.
· личностные: формировать личностные ориентиры через осознание своей гражданской позиции, как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ожидаемые результаты:
1. Умение на практике применять ранее полученные правовые знания.
2. Умение самостоятельно решать обсуждаемые проблемы и принимать коллективные решения.
3. Способность брать и использовать в новой ситуации принципы или процессы, которые ранее изучались, без внешней подсказки.
4. Способность творчески соединять части или элементы в новое целое.
5. Желание в совершенстве знать основной закон своего государства.
6. Стремясь к успеху, уметь не конкурировать между собою в группе; конкуренция может существовать только между разными группами.
План урока
1.Организационный момент и этический заряд учащихся.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Эпиграф урока:"Человек является прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего Отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы." В.Г. Белинский
Учитель объявляет тему урока и предлагает написать детям, как минимум по 3 доказательства, аргументирующих важность и необходимость изучения данной темы.
(ученики называют собственные доказательства)
Проблемный вопрос:" Как жить? Каким человеком и гражданином я должен стать в демократическом государстве?" Уже продуманный ответ на этот вопрос вам необходимо дать в конце урока.
3.Основная часть урока. Класс делится на группы и получает инструкции по практической деятельности на каждое упражнение в ходе урока.
3.1. Упражнение "Человек".
3.2.Упражнение"Гражданин".
3.3Упражнение "Анти-гражданин."
3.4.Упражнение"Правовое дерево."
3.5.Упражнение"Перемена."
3.6.Упражнение"Герб толерантности."
3.7.Упражнение "Пирамида."
4.Выводы и обобщения.
5.Подведение итогов. Рефлексия.
6.Оценивание деятельности учащихся на уроке.
Конспект урока
Учитель: как часто вы, ребята, задумываетесь над тем, с чего начинается ваша Родина?
Конечно же, она начинается и с березки, и с картинки в букваре, и с хороших и верных товарищей, как поется в песне. Но для нас с вами Родина начинается с терриконов и чистого неба Донецкого, в котором голубиные стаи обгоняет степной ветерок…
(звучит отрывок песни «В чистом небе Донецком» в исполнении детей и учителя)
Песни матери. Натруженные руки отца. Лица друзей. А еще она начинается с понятия единства чувства Родины для тех, кто родился на Донбассе или в России, а учатся в нашей донецкой школе.
Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое бесценное богатство – Родину. Родина – данность. Ее не выбирают по своему вкусу и желанию точно так же, как и не выбирают себе мать. Родина – это ваша судьба, доставшаяся вам на радость и горе, на все испытания, на непрестанный каждодневный труд и на редкие праздники, на все счастливые и несчастливые времена быстротечной жизни. Ваша Родина -Донецкая Народная Республика и она принадлежит вам, как вы принадлежите ей одной.
Это великое чувство Родины, а с ним и чувства гражданственности и патриотизма формируются с самого раннего детства. Школьные годы – пора гражданского самоутверждения. Именно в этот период молодой человек должен сам ответить на вопросы: «Как жить? Каким человеком я должен стать в демократическом государстве?» На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.
( Класс делится на группы и получает инструкции по дальнейшей работе.)
Упражнение «ЧЕЛОВЕК" и его портрет.
Н. Чернышевский говорил: "Человек, будучи существом социальным, обладает так же природной сущностью: в частности, является мужчиной или женщиной, и это различие не снимается никакими социальными изменениями и преобразованиями".
(ученикам раздаются листы ватмана с буквами слова Ч Е Л О В Е К)
Давайте с вами вместе определимся кто же все-таки такой человек. И для этого вы выполните первое упражнение нашего занятия. Вы все поделены на группы. Каждая группа будет выполнять одно и то же задание, а потом попытается представить и защитить его результаты. Мнение каждого учитывается и принимается. Все, что вы хотите сказать, имеете полное право.
Итак, сейчас каждая группа получает определенные буквы из слова ЧЕЛО -ВЕК. Ваша задача в течении 3-х минут попытаться на каждую букву придумать такую характеристику (слово), которое бы определяло именно основные черты человека. Это могут быть прилагательные или существительные. На каждую букву вы можете написать не одно слово, а несколько, если получается.
Время пошло. Начинаем выполнение нашего упражнения.
Я вижу, что все уже справились, со своими заданиями и теперь мы с вами будем прикреплять на доске свои буквы и объяснять те характеристики, которые вы дали определению ЧЕЛОВЕК.
(ученики выходят к доске по одному представителю от команды, вывешивают свои буквы и объясняют, почему они дали именно такую характеристику человеку.)
Вывод: термин «человек» обозначает человеческое существо с природной точки зрения, как неотъемлемую часть живой природы, живой организм, подчиняющийся биологическим законам и, в силу особенности сознания и психики, приспособленный к общественному способу бытия , себе подобным.
То есть каждый человек рождается с признаками принадлежности к человеческому роду и рядом индивидуальных черт, которые присущи только ему и изменяются у него на протяжении всей жизни (возраст, внешность, ум, пол, привычки и т.д.)
Но человек рождается не на необитаемом острове, а в определенной семье, определенном обществе, в определенной социально-исторической ситуации и при разных обстоятельствах своей жизни общается с разными представителями общества, в котором живет, учится, работает.
В жизни и деятельности человек вступает в разнообразные и сложные отношения с природой, с другими людьми, с органами власти и общественными организациями. От содержания и характера этих отношений зависит жизнь каждого человека, групп людей и всего общества.
Упражнение «ГРАЖДАНИН» и его портрет.
Каждый из вас уже получил или скоро получит паспорт, в котором будет написано, что вы являетесь гражданином Донецкой Народной Республики.
А каким гражданином является каждый из вас?
(ответы детей на поставленный вопрос)
В чем же отличие между человеком и гражданином? Какие это понятия: синонимы или антонимы? Мы с вами попробуем сейчас разобраться таким же способом, как и делали это с понятием ЧЕЛОВЕК.
Вы получите карточки с буквами и попытаетесь дать характеристику, только теперь уже ГРАЖДАНИНУ, называя прилагательные на каждую букву, характеризующие черты, присущие гражданину. На работу вам отводится всего 3 минуты.
(раздаются карточки с буквами слова Г Р А Ж Д А Н И Н. Используются маркеры и фломастеры, ножницы и клей, листы формата А-4. По окончании работы проходит защита групповых характеристик.)
Вывод: понятие «гражданин» обозначает связь лица с правовой системой государства, гражданином которого он является, и то, что лицо имеет определенную правоспособность данного государства, и прибывает под его юрисдикцией. Таким государством для нас является наша ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА. Однако, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться. Конечно, вы сможете назваться гражданином только по праву рождения, но будет совсем не так, как нужно. Например, если вы захотите принять гражданство другой страны, вам помимо всяческих документов и справок нужно будет еще показать свой интерес к данной стране, свои знания о ее истории, культуре и традициях. Когда мы рождаемся в своей стране, нам дают звание гражданина как будто в кредит, ведь никому не придет в голову спрашивать новорожденного ребенка, когда образовалась Москва или где произошла Куликовская битва. Но подразумевается, что каждый, уважающий страну гражданин, знает ее историю и традиции.
Подведение итогов:
Таким образом, мы с вами получили еще один портрет, но только уже гражданина. Теперь давайте попробуем сравнить эти два понятия. Есть ЧЕЛОВЕК и есть ГРАЖДАНИН. Можно ли любого человека назвать гражданином? У кого из них больше прав?
(высказывания учащихся и обобщение высказываний учителем)
Мы с вами разобрались в двух важных понятиях нашей темы. И я хочу отметить, что одним из признаков любого государства является наличие населения, которое состоит из совокупности граждан разных национальностей, а в ДНР их более 100. И государство, и каждый его отдельный гражданин являются субъектами соответствующих правоотношений. Содержанием последних является обеспечение с одной стороны, прав и свобод граждан и их гарантий, с другой – суверенитета, территориальной целостности, безопасности государства в интересах всего народа.
Гражданственность неотделима от морали человека, от лучших ее душевных качеств: честности, бескорыстия, нетерпимости к злу и ко лжи, способности дружить бескорыстно и самоотверженно. Вырабатывать в себе такие качества – значит на каждом шагу, по любому поводу учиться преодолевать страх, трусость, желание лишь собственного благополучия, а надо стремиться к дружбе, взаимопониманию и взаимотерпимости. В этом наш успех!
Упражнение"АНТИ-ГРАЖДАНИН"и его портрет.
В жизни каждого встречаются люди, которых недолюбливает общество. Причем, негативное отношение вырабатывается несогласованно. Существует много причин , по которым объект неприязни мог заслужить всеобщее раздражение. О таких людях говорят"плохой",но что означает это прилагательное и можно ли его заменить существительным "анти-гражданин"?
Вы также сейчас получите карточки с буквами и попытаетесь дать характеристику, только теперь уже"анти-гражданину", называя прилагательные или существительные на каждую букву, характеризующие черты, присущие ему. На работу вам отводится всего 3 минуты.
Давайте попытаемся аргументированно обосновать свою точку зрения. Какого человека, почему и за что , мы можем назвать "анти-гражданином? Ответить на этот вопрос мы сможем, когда дадим ему соответствующую характеристику.
(раздаются карточки с буквами слова " анти-гражданин", листы ватмана. Используются фломастеры и маркеры, ножницы и клей, листы формата А-4. По окончании работы проходит защита групповых характеристик.)
Вывод: термин"анти-гражданин" мы можем использовать для обозначения людей, которые стремяться выйти из-под контроля государства и самого общества и живут по принципам:"После нас-хоть потоп!", "Моя хата с краю, ничего не знаю!".Вы сами сказали, что нам с такими людьми не по пути, их меньшинство в нашей Республике, а значит есть уверенность, что их можно социализировать и мотивированно привлекать к строительству нашего молодого правового государства.
Упражнение «ПРАВОВОЕ ДЕРЕВО»
Мы с вами не раз упоминали понятие «правовая связь».А что же такое правовое государство? Каковы признаки такого государства? С давних пор люди задумывались над тем, как рационально организовать управление общими делами. Поскольку с развитием цивилизации центром такого управления становится государство и проблема сводится к упорядочению управления государством. Право оказалось лучшим средством для такого управления. Таким образом, правовое государство – это государство в котором господствует право. Именно такое государство строит народ Донецкой Народной Республики, а вы, подрастающее поколение, сможете прославить его своими успехами и достижениями сейчас и в будущем.
И наше следующее упражнение называется «правовое дерево». Каждая команда за 15 минут должна изобразить на листе ватмана "правовое дерево" , используя заранее заготовленный рисунок или эскиз любого дерева. Какое это будет дерево, дело вашей фантазии и коллективного творчества. Ну что ж, начинаем работу!
(ученики на листах ватмана изображают "правовое дерево", в котором корневая система, ствол, крона и плоды символизируют государственные ценности Донецкой Народной Республики.
Я вижу, что все уже справились с заданием. Теперь вам предстоит защитить свой проект "правового дерева".
Вывод:
Конституция Донецкой Народной Республики от 14.05.2014 в разделе первом " Основы конституционного строя" провозглашает, что Донецкая Народная Республика является демократическим правовым социальным государством. ( ст.1) Хотя в настоящее время наша страна находится в состоянии Гражданской войны, но государственное строительство не прекращается ни на один день. В подтверждение можно привести цитаты первого Главы ДНР А.В.Захарченко :
«Народ - вот истинный хозяин ДНР!»
«Мы строим справедливое общество свободных и равных людей»
«Живи свободным, поступай по совести, относись ко всему справедливо"
«В гражданской войне победит тот, кто будет руководствоваться нравственными принципами
«Будущее республики зависит от каждого из нас».
«Мы победим, потому что наше дело правое, а Бог - в правде!"
Образец характеристики
проекта "правового дерева" из опыта практической коллективной деятельности учащихся 11 класса
МОУ "Школа №51 г. Донецка".
Наша команда подготовила проект "правового дерева"в виде дуба , который является символом мудрости, долговечности, силы, защиты и мужества, что сегодня характерно для нашего молодого государства и его граждан.
Корневая система представлена Донецкой Народной Республикой демократическим правовым социальным государством, о чем гласит статья 1 в Конституции ДНР от 14.05.2014 г. Также корневая система данного дерева представлена как земля Донбасса, на которой строится молодое правовое государство со своей единой и неделимой территорией, что также закреплено в ст. 1, п.2
Дерево имеет мощный ствол, который символизирует основной закон государства Конституцию ДНР и соответствующее ей республиканское законодательство, которое действует на всей территории Донецкой Народной Республики (ст. 7)
Разветвления "правового дерева" показывают, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную власть в составе Народного Совета - парламента ДНР, исполнительную власть, которую осуществляют Глава и иные органы исполнительной власти ДНР, образуемые в соответствии с настоящей Конституцией ст.6,ст.75, судебную власть, которая осуществляет правосудие в Донецкой Народной Республике только судом. ст.6, ст 80.
Следует отметить, что все 3 ветви государственной власти самостоятельны и независимы, друг от друга, что соответствует принципам правового государства (ст.6)
И, наконец, вся крона дерева символизирует народ Донбасса, как источник власти в нашей Республике (ст.2), где человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 3)
Таким образом, через признанные и гарантированные права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики народ Донбасса реализует идеалы демократии и защищенность личности в правовом государстве.
Спасибо за внимание! Мы готовы к правовым вопросам!
Упражнение «ПЕРЕМЕНА»
Ну что, вы, наверное, засиделись немного. Сейчас мы с вами сделаем переменку. В течении 2-х минут вы имеете право заниматься своими делами в этой аудитории. Вы имеете право вставать, ходить, громко разговаривать, в общем, делать то, что вам хочется. Но по моему сигналу - звонку я попрошу всех сесть на свои места.
(ученики начинают ходить, громко разговаривать, кричать и т.д.)
Наша переменка закончилась. И мне очень хотелось , чтобы вы поделились сейчас своими впечатлениями. Скажите, что вам мешало заниматься своим делом, отдыхать, общаться, или кто вам мешал в этом?
(ученики делятся своими впечатлениями)
Вот видите, находясь в небольшом коллективе, у вас тоже возникают свои конфликты или проблемы во взаимоотношениях. В современном обществе происходит много конфликтов: религиозных, межнациональных, военных, проблема разных взглядов, проблема отцов и детей, проблема внешности, проблема общения среди одноклассников, которые всегда необходимо своевременно и положительно разрешать, находить им достойную альтернативу.
И все чаще в нашем обществе стали обращать внимание на понятие "толерантность". А знаете ли вы что такое толерантность?
Мы с вами сейчас попробуем найти общее мнение по определению данного понятия. На доске написано это понятие. Каждый из вас должен подойти к доске и написать свой ответ одними или двумя словами.
(ученики поочередно записывают на доске свои ответы)
Понятие "толерантность" по-разному трактуется в разных странах мира, так как существуют разные культуры. В Англии толерантность – это готовность и возможность воспринимать личность без протеста; во Франции – уважение к свободам другого человека, к его способу мышления, политическим и религиозным взглядам; в Китае быть толерантным – означает проявлять великодушие к другим, в арабских странах толерантность – это прощение, терпение к другим.
В ваших пакетах лежит Декларация принципов толерантности. Этот документ был утвержден резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. У вас есть возможность использовать этот документ для выполнения следующего упражнения.
Упражнение «Герб толерантности»
Для того, чтобы обобщить полученные знания о толерантности, мы с вами сейчас попробуем создать герб толерантности. Каждая группа должна за 10 минут на листе А4 изобразить своеобразный герб толерантности, основываясь на принципах толерантности и тех характеристиках, которые вы дали ранее.
(Начинаем работу, ученики рисуют герб толерантности и потом его защищают)
Вывод: я думаю, выполняя это задание, вы смогли закрепить свое представление о толерантной личности, а так же сравнить свое представление с представлением всего класса о толерантной личности. В любом государстве могут возникнуть проблемы, решение которых можно достичь двумя способами. Первый – путем конфронтации, нагнетания напряженности, обострения конфликтов между разными группами общества, либо второй – сложный поиск путей толерантного общения, выработки совместного решения.
Толерантность как черта характера человека – условие для успешного общения, для достижения результата в какой угодно деятельности. Ныне толерантность – яркий показатель степени демократичности каждого отдельного государства и одно из условий его развития.
Упражнение «ПИРАМИДА"
Что же собой представляет демократическое государство? На каких принципах строится демократическое государство?
Законодательство Донецкой Народной Республики предусматривает достаточно разветвленную систему социально-экономических и культурных прав и свобод граждан ДНР. Эти права и их практическая реализация имеют большое значение для жизни, как отдельного человека, так и всего общества.
Они призваны обеспечить экономическую свободу каждому человеку, его развитие как свободной личности. Их осуществление позволяет называть само государство социальным, то есть таким, в котором каждому человеку гарантируется высокий уровень жизни. Кроме того, поскольку в современном мире демократическое государство должно иметь достаточную материальную базу, как гарантию своего существования и развития, осуществление указанных прав и свобод позволяет называть такое государство действительно демократическим.
Как известно, жить в обществе и быть полностью от него свободным нельзя. Таким образом, обязанности возлагаются на человека не по прихоти государства или общества, а потому, что без объективного и осознанного наличия их, человек юридически и фактически не сможет пользоваться своими правами и свободами. Невыполнение своих обязанностей определенной частью членов общества приносит вред другим его членам, права и свободы которых, соответственно, ущемляются.
Поэтому, кроме прав и свобод, Конституцией ДНР установлены обязанности человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики. ( глава 2, ст.1)
И сейчас я предлагаю выполнить последнее упражнение нашего занятия. Каждой группе в конвертах выдаются основные конституционные обязанности гражданина Донецкой Народной Республики . На ватмане у вас изображена пирамида ценностей. Вам необходимо, обсудив в группе, расположить по возрастающей значимости предложенные обязанности. Внизу менее значимые, чем выше, тем более значимые для демократического государства. На работу вам дается 5 минут.
(ученики располагают на пирамиде карточки, потом защищают свои пирамиды у доски)
Сравнивая, ваши пирамиды, мы можем сказать, что…
Подведение итогов:
Поскольку каждый человек как общественное существо, как все необходимое для существования и развития получает от других людей, т.е. от общества (социума), именно общество составляет одну из существеннейших ценностей для человека. Если человек, осуществляя свои права, подрывает, ослабляет, разрушает общество, то он разрушает фундамент, на котором вырастают его возможности, т.е. права. Итак, с правами взрослого (совершеннолетнего), психически нормального человека, естественно, связаны и его социальные обязанности, обязательства. Это подчеркивает Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». ( 10 декабря 1948 г)
Итак, исполнение и осуществление основных прав человека и гражданина неотъемлемо от исполнения им социальных, законодательно зафиксированных государством обязанностей. Принцип единства прав и обязанностей закреплен, как уже говорилось, во Всеобщей декларации прав человека и в Конституции Донецкой Народной Республики – в ст. 3, ст.12, ст.13. Именно в основном Законе ДНР сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность Донецкой Народной Республики, её государственных органов и должностных лиц.
Наше занятие подошло к концу. Мы с вами смогли применить полученные ранее знания о правовом демократическом государстве, правах и обязанностях человека и гражданина, разобрались в понятиях человек, гражданин, анти-гражданин, изучили принципы толерантности, создали Гербы толерантности. И все эти знания, мы надеемся, помогут вам стать настоящими гражданами нашей Республики.
Осталось ответить на проблемный вопрос: "Как жить? «Каким человеком я должен стать в демократическом государстве?» Я предлагаю от каждой команды по одному человеку ответить на этот вопрос.
(на подготовку ответа отводится 1 минута)
Рефлексия.
Упражнение «Человек»
Н. Чернышевский говорил: "Человек, будучи существом социальным, обладает так же природной сущностью: в частности, является мужчиной или женщиной, и это различие не снимается никакими социальными изменениями и преобразованиями".
(ученикам раздаются листы с буквами Ч Е Л О В Е К)
Давайте с вами вместе определимся кто же все-таки такой человек. И для этого Вы выполните первое упражнение нашего занятия. Вы все поделены на группы. Каждая группа будет выполнять одно и то же задание, а потом попытается защитить его результаты. Мнение каждого учитывается и принимается, правильных , неправильных ответов и высказываний нет. Все, что вы хотите сказать, вы имеете полное право.
Итак, каждая группа получает определенные буквы из слова Ч Е Л О В Е К. Ваша задача в течении 3-х минут попытаться на каждую букву придумать такую характеристику (слово), которое бы определяло именно основные черты человека. Это могут быть прилагательные или существительные. На каждую букву вы можете написать не одно слово, а несколько если получается.
Время пошло. Начинаем выполнение нашего упражнения.
Я вижу, что все уже справились, со своими заданиями и теперь мы с вами будем прикреплять на доске свои буквы и объяснять те характеристики, которые вы дали определению ЧЕЛОВЕК.
(ученики выходят к доске по одному представителю из команды, вывешивают свои буквы и объясняют, почему они дали именно такую характеристику на данную букву.
Вывод: термин «человек» обозначает человеческое существо с природной точки зрения, как неотъемлемую часть живой природы, живой организм, подчиняющийся биологическим законам и, в силу особенности сознания и психики, приспособленный к общественному способу бытия , себе подобным.
То есть каждый человек рождается с признаками принадлежности к человеческому роду и рядом индивидуальных черт, которые присущи только ему и изменяются у него на протяжении всей жизни (возраст, внешность, ум, пол, привычки и т.д.)
Но человек рождается не на необитаемом острове, а в определенной семье, определенном обществе, в определенной социально-исторической ситуации и при разных обстоятельствах своей жизни общается с разными представителями общества, в котором живет, учится, работает.
В жизни и деятельности человек вступает в разнообразные и сложные отношения с природой, с другими людьми, с органами власти и общественными организациями. От содержания и характера этих отношений зависит жизнь каждого человека, групп людей и всего общества.
Упражнение «ГРАЖДАНИН» и его портрет.
Каждый из вас уже получил или скоро получит паспорт, в котором будет написано, что вы являетесь гражданином Донецкой Народной Республики.
Каким человеком и гражданином являешься ты?(Ответы учащихся)
В чем же отличие между человеком и гражданином? Какие это понятия: синонимы или антонимы? Мы с вами попробуем сейчас разобраться таким же способом, как и делали это с понятием ЧЕЛОВЕК.
Вы получите карточки с буквами и попытаетесь дать характеристику, только теперь уже ГРАЖДАНИНУ, называя прилагательные на каждую букву, характеризующие черты, присущие гражданину. На работу вам отводится всего 3 минуты.
(раздаются карточки с буквами слова Г Р А Ж Д А Н И Н, по окончании работы проходит защита групповых характеристик)
Вывод:
Понятие «гражданин» обозначает связь лица с правовой системой государства, гражданином которого он является, и то, что лицо имеет определенную правоспособность данного государства, и прибывает под его юрисдикцией. Таким государством для нас является наша ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА.
Подведение итогов:
Таким образом, мы с вами получили еще один портрет, но только уже гражданина. Теперь давайте попробуем сравнить эти два понятия. Есть ЧЕЛОВЕК, и есть ГРАЖДАНИН. Можно ли любого человека назвать гражданином? У кого больше прав у ЧЕЛОВЕКА или ГРАЖДАНИНА?
(высказывания учащихся и обобщение высказываний учителем)
Мы с вами разобрались в двух важных понятиях нашей темы. И я хочу отметить, что одним из признаков любого государства является наличие населения, которое состоит из совокупности граждан. В ДНР проживает более 100 национальностей в дружбе и взаимопонимании. И государство, и каждый его отдельный гражданин являются субъектами соответствующих правоотношений. Содержанием последних является обеспечение с одной стороны, прав и свобод граждан и их гарантий, с другой – суверенитета, территориальной целостности, безопасности государства в интересах всего народа.
Гражданственность неотделима от морали человека, от лучших ее душевных качеств: честности, бескорыстия, нетерпимости к злу и ко лжи, способности дружить бескорыстно и самоотверженно. Вырабатывать в себе такие качества – значит на каждом шагу, по любому поводу учиться преодолевать страх, трусость, желание лишь собственного благополучия, а надо стремиться к дружбе, взаимопониманию и взаимотерпимости. В этом успех!
Для более четкого определения содержания этих специфических правоотношений в каждом государстве существует правовой институт гражданства (подданства):
Под гражданством понимается правовая связь между физическим лицом и соответствующим государством с республиканской формой правления, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Упражнение «ПРАВОВОЕ ДЕРЕВО»
Мы с вами не раз упоминали понятие «правовая связь».А что же такое правовое государство? Каковы признаки такого государства? С давних пор люди задумывались над тем, как рационально организовать управление общими делами. Поскольку с развитием цивилизации центром такого управления становится государство и проблема сводится к упорядочению управления государством. Право оказалось лучшим средством для такого управления.
Таким образом, правовое государство – это государство в котором господствует право.
И наше следующее упражнение называется «правовое дерево». Каждая команда за 15 минут должна изобразить на листе ватмана "правовое дерево" с основными его признаками и устройством. Какое это будет дерево, дело вашей фантазии и коллективного творчества. Ну что ж, начинаем работу!
(ученики на листах ватмана рисуют "правовое дерево", в котором корневая система, ствол, крона и плоды символизируют правовые государственные ценности)
И наше следующее упражнение называется «правовое дерево». Каждая команда за 15 минут должна изобразить на листе ватмана "правовое дерево" с основными его признаками и устройством. Какое это будет дерево, дело вашей фантазии и коллективного творчества. Ну что ж, начинаем работу!
(ученики на листах ватмана рисуют "правовое дерево", в котором корневая система, ствол, крона и плоды символизируют правовые государственные ценности)
Я вижу, что все уже справились с заданием. Теперь вам предстоит защитить свой проект "правового дерева".
Вывод:
Конституция Донецкой Народной Республики от 14.05.2014 в разделе первом " Основы конституционного строя" провозглашает, что Донецкая Народная Республика является демократическим правовым социальным государством. ( ст.1) Хотя в настоящее время наша страна находится в состоянии Гражданской войны, но государственное строительство не прекращается ни на один день. В подтверждение можно привести цитаты первого Главы ДНР А.В.Захарченко :
«Народ - вот истинный хозяин ДНР!»
«Мы строим справедливое общество свободных и равных людей»
«Живи свободным, поступай по совести, относись ко всему справедливо"
«В гражданской войне победит тот, кто будет руководствоваться нравственными принципами
«Будущее республики зависит от каждого из нас».
«Мы победим, потому что наше дело правое, а Бог - в правде!"
Упражнение «ПЕРЕМЕНА»
Ну что, вы, наверное, засиделись немного. Сейчас мы с вами сделаем переменку. В течении 3-х минут вы имеете право заниматься своими делами в этой аудитории. Вы имеете право вставать, ходить, громко разговаривать, в общем, делать то, что вам хочется. Но по моему сигналу - звонку я попрошу всех сесть на свои места.
(ученики начинают ходить, громко разговаривать, кричать и т.д.)
Наша переменка закончилась. И мне очень хотелось бы, чтобы вы поделились сейчас своими впечатлениями. Скажите, что вам мешало заниматься своим делом, отдыхать, общаться, или кто вам мешал в этом?
(ученики делятся своими мнениями
Вот видите, находясь в небольшом коллективе, у вас тоже возникают свои конфликты или проблемы во взаимоотношениях. В современном обществе происходит много конфликтов: религиозных, межнациональных, военных, проблема разных взглядов, проблема отцов и детей, проблема внешности, проблема общения среди одноклассников, которые всегда необходимо своевременно и положительно разрешать, находить им достойную альтернативу.
И все чаще в нашем обществе стали обращать внимание на понятие "толерантность". А знаете ли вы что такое толерантность?
Мы с вами сейчас попробуем найти общее мнение по определению данного понятия. На доске написано это понятие. Каждый из вас должен подойти к доске и написать свой ответ одними или двумя словами.
(ученики записывают на доске свои ответы)
Мы с вами сейчас попробуем найти общее мнение по определению данного понятия. На доске написано это понятие. Каждый из вас должен подойти к доске и написать свой ответ одними или двумя словами.
(ученики записывают на доске свои ответы)
Понятие "толерантность" по-разному трактуется в разных странах мира, так как существуют разные культуры. В Англии толерантность – это готовность и возможность воспринимать личность без протеста; во Франции – уважение к свободам другого человека, к его способу мышления, политическим и религиозным взглядам; в Китае быть толерантным – означает проявлять великодушие к другим, в арабских странах толерантность – это прощение, терпение к другим.
В ваших папках лежит Декларация принципов толерантности. Этот документ был утвержден резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
Упражнение «Герб толерантности»
Для того, чтобы обобщить полученные знания о толерантности, мы с вами сейчас попробуем создать герб толерантности. Каждая группа должна за 5 минут на листе А4 изобразить своеобразный герб толерантности, основываясь на принципах толерантности и тех характеристиках, которые мы дали.
Начинаем работу (ученики рисуют герб толерантности и потом его защищают)
Вывод: я думаю, выполняя это задание, вы смогли закрепить свое представление о толерантной личности, а так же сравнить свое представление с представлением всего класса о толерантной личности. В любом государстве могут возникнуть проблемы, решение которых можно достичь двумя способами. Первый – путем конфронтации, нагнетания напряженности, обострения конфликтов между разными группами общества, либо второй – сложный поиск путей толерантного общения, выработки совместного решения.
Толерантность как черта характера человека – условие для успешного общения, для достижения результата, в какой угодно деятельности. Ныне толерантность – яркий показатель степени демократичности каждого отдельного государства и одно из условий его развития
Упражнение «ПРАВОВОЕ ДЕРЕВО»
Мы с вами не раз упоминали понятие «правовая связь». Что же такое правовое государство? Каковы признаки такого государства? С давних пор люди задумывались над тем, как рационально организовать управление общими делами. Поскольку с развитием цивилизации центром такого управления становится государство, проблема сводится к упорядочению управления государством. Право оказалось лучшим средством для такого управления.
Таким образом, правовое государство – это государство в котором господствует право.
И наше следующее упражнение называется «правовое дерево». Каждая команда за 15 минут должна изобразить на листе ватмана "правовое дерево" с основными его признаками и устройством. Какое это будет дерево, дело вашей фантазии и коллективного творчества. Ну что ж, начинаем работу!
(ученики на листах ватмана рисуют "правовое дерево", в котором корневая система, ствол, крона и плоды символизируют правовые государственные ценности)
Я вижу, что все уже справились с заданием. Теперь вам предстоит защитить свой проект "правового дерева".
Вывод:
Конституция Донецкой Народной Республики от 14.05.2014 в разделе первом " Основы конституционного строя" провозглашает, что Донецкая Народная Республика является демократическим правовым социальным государством. ( ст.1)
Упражнение «ПЕРЕМЕНА»
Ну что, вы, наверное, засиделись немного. Сейчас мы с вами сделаем переменку. В течении 3-х минут вы имеете право заниматься своими делами в этой аудитории. Вы имеете право вставать, ходить, громко разговаривать, в общем, делать то, что вам хочется. Но по моему сигналу - звонку я попрошу всех сесть на свои места.
(ученики начинают ходить, громко разговаривать, кричать и т.д.)
Наша переменка закончилась. И мне очень хотелось бы, чтобы вы поделились сейчас своими впечатлениями. Скажите, что вам мешало заниматься своим делом, отдыхать, общаться, или кто вам мешал в этом?
(ученики делятся своими мнениями)
Вот видите, находясь в небольшом коллективе, у вас тоже возникают свои конфликты или проблемы во взаимоотношениях. В современном обществе происходит много конфликтов: религиозных, межнациональных, военных, проблема разных взглядов, проблема отцов и детей, проблема внешности, проблема общения среди одноклассников, которые всегда необходимо своевременно и положительно разрешать, находить им достойную альтернативу.
И все чаще в нашем обществе стали обращать внимание на понятие "толерантность". А знаете ли вы что такое толерантность?
Мы с вами сейчас попробуем найти общее мнение по определению данного понятия. На доске написано это понятие. Каждый из вас должен подойти к доске и написать свой ответ одними или двумя словами.
(ученики записывают на доске свои ответы)
Понятие "толерантность" по-разному трактуется в разных странах мира, так как существуют разные культуры. В Англии толерантность – это готовность и возможность воспринимать личность без протеста; во Франции – уважение к свободам другого человека, к его способу мышления, политическим и религиозным взглядам; в Китае быть толерантным – означает проявлять великодушие к другим, в арабских странах толерантность – это прощение, терпение к другим.
В ваших папках лежит Декларация принципов толерантности. Этот документ был утвержден резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
Упражнение «Герб толерантности»
Для того, чтобы обобщить полученные знания о толерантности, мы с вами сейчас попробуем создать герб толерантности. Каждая группа должна за 5 минут на листе А4 изобразить своеобразный герб толерантности, основываясь на принципах толерантности и тех характеристиках, которые мы дали.
Начинаем работу (ученики рисуют герб толерантности и потом его защищают)
Вывод:
Я думаю, выполняя это задание, вы смогли закрепить свое представление о толерантной личности, а так же сравнить свое представление с представлением всего класса о толерантной личности. В любом государстве могут возникнуть проблемы, решение которых можно достичь двумя способами. Первый – путем конфронтации, нагнетания напряженности, обострения конфликтов между разными группами общества, либо второй – сложный поиск путей толерантного общения, выработки совместного решения.
Толерантность как черта характера человека – условие для успешного общения, для достижения результата, в какой угодно деятельности. Ныне толерантность – яркий показатель степени демократичности каждого отдельного государства и одно из условий его развития.
Упражнение «Пирамида»
Что же собой представляет демократическое государство? На каких принципах строится демократическое государство?
Законодательство Донецкой Народной Республики предусматривает достаточно разветвленную систему социально-экономических и культурных прав и свобод граждан ДНР. Эти права и их практическая реализация имеют большое значение для жизни, как отдельного человека, так и всего общества.
Они призваны обеспечить экономическую свободу каждому человеку, его развитие как свободной личности. Их осуществление позволяет называть само государство социальным, то есть таким, в котором каждому человеку гарантируется высокий уровень жизни. Кроме того, поскольку в современном мире демократическое государство должно иметь достаточную материальную базу, как гарантию своего существования и развития, осуществление указанных прав и свобод позволяет называть такое государство действительно демократическим.
Как известно, жить в обществе и быть полностью от него свободным нельзя. Таким образом, обязанности возлагаются на человека не по прихоти государства или общества, а потому, что без объективного и осознанного наличия их, человек юридически и фактически не сможет пользоваться своими правами и свободами. Невыполнение своих обязанностей определенной частью членов общества приносит вред другим его членам, права и свободы которых, соответственно, ущемляются.
Поэтому, кроме прав и свобод, Конституцией ДНР установлены обязанности человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики. ( глава 2, ст.1)
И сейчас я предлагаю выполнить последнее упражнение нашего занятия. Каждой группе в конвертах выдаются основные конституционные обязанности гражданина Донецкой Народной Республики . На ватмане у вас изображена пирамида ценностей. Вам необходимо, обсудив в группе, расположить по возрастающей значимости предложенные обязанности. Внизу менее значимые, чем выше, тем более значимые для демократического государства. На работу вам дается 5 минут.
(ученики располагают на пирамиде карточки, потом защищают свои пирамиды у доски)
Сравнивая, ваши пирамиды, мы можем сказать, что…
Подведение итогов:
Поскольку каждый человек как общественное существо, как все необходимое для существования и развития получает от других людей, т.е. от общества (социума), именно общество составляет одну из существеннейших ценностей для человека. Если человек, осуществляя свои права, подрывает, ослабляет, разрушает общество, то он разрушает фундамент, на котором вырастают его возможности, т.е. права. Итак, с правами взрослого (совершеннолетнего), психически нормального человека, естественно, связаны и его социальные обязанности, обязательства. Это подчеркивает Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». ( 10 декабря 1948 г)
Итак, исполнение и осуществление основных прав человека и гражданина неотъемлемо от исполнения им социальных, законодательно зафиксированных государством обязанностей. Принцип единства прав и обязанностей закреплен, как уже говорилось, во Всеобщей декларации прав человека, а в Конституции Донецкой Народной Республики – в ст. 3, ст.12, ст.13
Наше занятие подошло к концу. Мы с вами обобщили, полученные ранее знания о демократическом государстве, правах и обязанностях, разобрались в понятиях человека и гражданина, изучили принципы толерантности. И все эти знания, мы надеемся, помогут вам стать настоящими гражданами нашей Республики.
Осталось ответить на последний вопрос: «Каким человеком я должен стать в демократическом государстве?» Я предлагаю от каждой команды по одному человеку ответить на этот вопрос.
Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.