Проектная деятельность на уроках технологии
Оценка 5

Проектная деятельность на уроках технологии

Оценка 5
Работа в классе
doc
технология
8 кл
17.02.2019
Проектная  деятельность на уроках технологии
Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково-познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Метод проектов является одним из активных методов обучения в рамках ФГОС. Проект это самостоятельная творческая работа ученика, выполненная под руководством учителя.В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся – учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.
Проектная деятельность на уроках технологии.doc
Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС» «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» Китайская мудрость      Проект ­ это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения   определённой   цели   в   течение   заданного   периода   в   рамках имеющихся   возможностей, это   самостоятельная   творчески   завершенная работа,   соответствующая   возрастным   возможностям   учащихся,   во   время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Проект –   дает   учащимся   возможность   применить   свои   знания   на   деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это   поисково­исследовательское   начало   прямо   связано   с   внедрением   в технологическую   подготовку   школьников   метода   проектов.   У   детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале. Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе. Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково­ познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную   личность,   развивает   творческие   начала   и   умственные способности,   способствует   развитию   целеустремленности,   настойчивости, учит   преодолевать   возникающие   трудности   и   проблемы,   общаться   со сверстниками   и   взрослыми.   Метод   проектов   является   одним   из   активных методов обучения в рамках ФГОС.   Это самостоятельная творческая работа ученика, выполненная под руководством учителя.        Метод проектов – это не новое явление в педагогике. Он применялся в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 30­годы. В последнее время этот метод получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании. Считаю, что основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся. Особенностью   системы выполнения   проектов   является   возможность совместной творческой работы учителя и учащегося. Метод проектов, с одной стороны, выступает как педагогическая технология, а с другой стороны как организация деятельности обучающихся, построенная по принципу инженерного проектирования. Проектная   деятельность   интегрирует   содержание   всех   блоков образовательной   области   “Технология”,   показывает   их   взаимосвязь   и   даёт возможность учащимся понять роль каждого блока. Методологической   основой   использования   метода   проектов   в технологическом   образовании   школьников   являются общепедагогические   и дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний; доступность, систематичность и преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний. Образовательная   функция подразумевает   знакомство   учащихся   с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств: деловитости; предприимчивости; ответственности. Развивающая   функция состоит   в   осознании   школьниками   возможностей применять   абстрактные   технологические   знания   и   умения   для   анализа   и решения практических задач. Начиная   с   2010   года,   на   уроках   технологии   я   начала   применять   метод проектов.   В   течение   всего   периода   изучения   предмета   школьники систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность.   Они   участвуют   в   разработке   и   реализации   того   или   иного проекта. Учащиеся выполняют не менее одного проекта в год.  Проекты   могут   быть   индивидуальные,   групповые   и   коллективные.   Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного   творчества,   организовать   проектную   деятельность   и   поэтапную проработку выбранной темы. Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно­ подготовительного, технологического и заключительного. На первом этапе ученики проводят мини­маркетинговые исследования, осуществляют   выбор   и   обоснование   проекта,   анализируют   предстоящую деятельность,   определяют   оптимальный   вариант   конструкции,   подбирают материал,   осуществляют   планирование   технологического   процесса, разрабатывают конструкторско­технологическую документацию. На   втором   этапе   ребята   выполняют   технологические   операции, предусмотренные   технологическим   процессом,   с   самоконтролем   своей                деятельности   и   соблюдением   технологической   и   трудовой   дисциплины, культуры труда. На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при   необходимости   корректируется   конструкторско­технологическая документация,   оформляется   пояснительная   записка   с   экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта. На   первом   занятии   по   теме   “Проектная   деятельность”   (после   нескольких проведенных уроков в начале года) объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы   учащихся.   Вместе   с   тем   знакомлю   учащихся   с   требованиями   к изделию,   пояснительной   запиской,   определяю   порядок   защиты   проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами. В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на   помощь   приходит   составленный   заранее   примерный   перечень   тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Вместе с тем обращаю внимание на отражение в тематике региональных особенностей, связанных   с   творчеством   народных   умельцев.   Важно,   чтобы   выполненное проектное изделие было востребовано. Нет смысла создавать то, что никому не нужно. При   подборе   объектов   проектной   деятельности   учитываю основные требования: подготовленность учащихся к данному виду деятельности; интерес школьников к проблеме; практическая направленность и значимость проекта; творческая постановка задачи; практическая осуществимость проекта. В   тематике   проектных   заданий   учитываю   вопросы   экономики,   экологии, современного дизайна, моды.  Правильный  выбор темы с  учетом названных требований,   возрастных   и   личностных   интересов   учащихся   обеспечивает положительную   мотивацию   и   дифференциацию   в   обучении,   активизирует самостоятельную   творческую   деятельность   при   выполнении   проекта. Окончательный   выбор   темы   остается   за   учеником.   Это   обеспечивает   не декларативный, а индивидуальный подход к каждому ученику. Обучающимся с низкой мотивацией к учебе предлагаю выполнение проекта с меньшим   объёмом   работ,   где   основное   внимание   уделяется   изготовлению изделия, а поисково­исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Ребятам из малообеспеченных семей предлагаю тему, связанную с обновлением и ремонтом одежды или изготовлением изделия с наименьшими материальными затратами. На   следующем   этапе   провожу   индивидуальные   консультации   с   каждым школьником,   определяя   конкретные   задания,   выбор   материалов   и инструментов,   необходимой   литературы,   повторяем   правила   техники безопасности. Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок   изделия,   образцы   выбранных   материалов.   Вместе   с   учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления.   При   необходимости   вношу   поправки.   После   этого   учащиеся составляют   технологическую   карту,   делают   необходимые   расчеты,   при необходимости   консультируются   у   учителя.   Вместе   с   этим   приступают   к практической   работе   по   изготовлению   изделия   и   поэтапному   оформлению творческого проекта. Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на   занятиях   и   в   порядке   консультаций.   На   уроке   вместе   с   учениками проверяю   качество   выполнения   отдельных   деталей   и   узлов,   обсуждаем последовательность   изготовления   и   оформления   изделий,   а   во   время консультаций   даю   рекомендации   по   составлению   пояснительной   записки   к проектам. Реализуется   проект   в   течение   года.   Занятия   по   проектам   не   обязательно следуют   одно   за   другим,   а   иногда   выделяется   лишь   часть   времени   на занятиях.   Если   работа   требует   больших   затрат   времени,   то   предлагается выполнять   часть   проекта   на   уроках,   а   значительная   часть   проекта выполняется   дома.   Таким   образом,   появляется   возможность   для   общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего   дела.   Иногда   родители   помогают   с   правильным   выбором   темы проекта. Убеждена,  что проектная  деятельность  ­ дело  хорошее, но организация  её вызывает   определенные   трудности,   как   у   учителя,   так   и   у   учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого   количества   времени   на   индивидуальную   работу   с   каждым учащимся.   Приходится   подробно   определять   основные   и   дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не   подавляя   инициативу   школьника.   При   высказывании   критических замечаний стараюсь быть очень корректной. И в результате часть из них хотя и   выполняют   проект   со   значительной   долей   самостоятельности,   но   на сравнительно невысоком уровне. При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний   и   умений   по   ряду   других   учебных   дисциплин.   Специфика   нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись   без   знаний   по   математике   и   черчению.   Изучая   раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике. При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических   знаний;   делая  экологическое   обоснование,  соприкасаемся   с экологией;   разрабатывая   рекламу,   проводим   маркетинговые   исследования. Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта. Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем   классом.   Такая   защита   помогает   выработать   единство   требований   и подходов   к   проектным   работам   со   стороны   руководителя,   стимулирует формирование   у   учащихся   чувства   ответственности,   вносит   в   учебный процесс   дух   здоровой   состязательности,   позволяет   не   только   знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе   в   сравнении   с   другими,   включая   самооценку,   но   и   помогает   им развивать способности отстаивать свои творческие идеи. К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие. Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком   или   напечатана   с   использованием   компьютера   на   одной   стороне бумаги формата А 4.  Титульный лист.  Оглавление  Обоснование  Историческая справка  Теоретическое обоснование  Экономическое обоснование  Экологическое обоснование  Графика  Технологическая карта  Реклама  Заключение  Библиографический список использованной литературы.  Приложение. О дате защиты проектов сообщаю заранее. Также заранее до учеников довожу критерии оценки и порядок проведения защиты. Хотя эти сведения довожу на первом занятии по выполнению творческого проекта. Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите. ­Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта, ­Представляют   наглядный   материал   (изделие,   документацию   по   его выполнению). ­Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя. ­Подводится итог обсуждению и ставится оценка. При   оценке   проекта   учитываю   целесообразность,   сложность   и   качество выполнения   изделия,   кроме   того   –   полноту   пояснительной   записки, аккуратность   выполнения   схем,   чертежей,   уровень   самостоятельности, степень владения материалом при защите. Для улучшения организации проектной деятельности  в кабинете технологии оформлен   “Уголок проектов”, где в доступной форме рассмотрены этапы выполнения   проекта,   приведены   примеры   выполнения   отдельных   разделов проекта,   показано,   как   правильно   оформлять   проект,   что   требуется   при защите   проекта,   дана   примерная   тематика   творческих   проектов,   где   есть лучшие проекты прошлых лет. Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать   у   учащихся   основные   виды   мышления,   творческие   способности, стремление   самому   созидать,   осознавать   себя   творцом.   У   учащихся вырабатывается   и   закрепляется   привычка   к   анализу   потребительских, экономических,   экологических   и   технологических   ситуаций,   способность оценивать   идеи,   исходя   из   реальных   потребностей,   материальных возможностей   и   умений   выбирать   наиболее   технологичный,   экономичный, отвечающий   требованиям   дизайна   способ   изготовления   объекта   проектной деятельности. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и   формирование   новых   знаний   и   умений,   значимый   результат,   атмосфера делового  сотрудничества  учителя и учащихся – учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии. При   выполнении   творческого   проекта   создаются   предпосылки   для формирования   у   учащихся   активной   творческой   деятельности,   развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Все   этапы   проектирования   требуют   индивидуальной   заинтересованности обучающихся,   поиска   материалов, инструментов,   технологического   выполнения.   Так   у   школьников   возникает дополнительная   заинтересованность   в   получении   знаний,   необходимых   для выполнения   проекта.   А   для   меня,   как   для   учителя,   предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.   интеллектуальной   подготовки, Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили. Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Терпенья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная  деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная  деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная  деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная  деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная  деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная  деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная  деятельность на уроках технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019