Проектная деятельность обучающихся: взгляд с позиций духовно-нравственного воспитания

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 06.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
Иконка файла материала 14.docx
Проектная деятельность обучающихся: взгляд с позиций духовно­нравственного воспитания Проектная   деятельность   является   одной   из   форм   духовно­нравственного воспитания   в   подростковом   возрасте,   которую   можно   реализовывать   как   на уроках, так и во внеурочное время. Работа над учебным проектом предполагает проектирование   и   создание   идеального   или   материального   продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Отличительно   особенностью   проектной   деятельности   является   логика   ее реализации, предполагающая активное участие воспитанников на каждой стадии работы над проектом. С т а д и и   р а з р а б о т к и   п р о е к т а 1. Организационно­подготовительная стадия. На   данной   стадии   происходит   выбор   темы,   поиск   проблемы,   обоснование проекта.   При   этом   обучающиеся   активно   обсуждают   и   самостоятельно подбирают темы проектов в зависимости от своих интересов и способностей. Организационно­подготовительная стадия предполагает анализ предстоящей деятельности,   во   время   которой   учитель   предварительно   вычленяет   темы   и предлагает учащимся выбрать себе подтему и уяснить свою роль в ней. Данный выбор предполагает формирование творческих групп учащихся. На подготовительной стадии учитель создает условия для активного участия подростков в проекте, поощряя и направляя их деятельность. Одной из частых ошибок   преподавателя   является   то,   что   обучающимся   «навязывается»   тема проекта,  которая   не   отвечает   их   интересам   и   потребностям,  что   приводит   к недостаточной результативности в достижении воспитательных целей проекта. Организационно­подготовительная   стадия   важна   и   потому,   что   именно  на этом этапе деятельности учитель создает условия для выбора учащимися темы, подтемы, творческой группы, а также своей роли в работе над проектом. Именно возможность   самому   сделать   выбор,   когда   он   не   «навязан»   учителем, обеспечивает   развитие   у   подростков   такого   духовно­нравственного самопроявления, как свобода выбора, а также ответственность за свой выбор. 2.   Стадия   разработки   и   реализации   проекта  предполагает   подготовку материалов   к   работе   над   проектом,   разработку   заданий   для  групп,   подборнеобходимой   литературы,   а   также   планирование   процесса   деятельности   над проектом и определение форм выражения результатов. На данной стадии проявляются следующие типичные ошибки преподавателя: во­первых, учитель сам планирует работу над проектом, берет всю инициативу на себя, тем самым не дает учащимся проявить самостоятельность и инициативу. Данная ошибка может привести к тому, что у подростков пропадет интерес к работе   над   проектом.   Во­вторых,   зачастую   учитель   «навязывает»   форму представления   проекта,   выбирая,   к   примеру,   компьютерную   презентацию. Однако таких форм множество: видеофильм, альбом, стенгазета, мероприятие, конференция и т. д. Преподавателю необходимо создавать условия для того, чтобы обучающиеся самостоятельно выбрали форму представления результатов проекта, опираясь на свои способности и интересы.  В духовно­нравственном развитии стадия разработки проекта очень важна, так   как,   во­первых,   именно   на   этой   стадии   обучающиеся   работают   с содержанием   материала,   расширяя   свои   знания   по   теме   проекта,   во­вторых, проектная   деятельность   предполагает   работу   в   группах,   что   стимулирует развитие у обучающихся понимание другого человека, совершенствует навыки диалога и сотрудничества. 3.   Стадия   презентации   и   оценки   результатов   проекта  предполагает оформление результатов, их защиту и рефлексию. На   данной   стадии   создаются   условия   для   реализации   учащимися   своих способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских). Типичная   ошибка   преподавателей   на   этом   этапе   работы   над   проектом проявляется в том, что после защиты или представления результатов проекта с учащимися не проводится рефлексия деятельности. Однако именно рефлексия является   необходимой   для   духовно­нравственного   развития   подростков, позволяя преподавателю обратить внимание на цели проекта, его содержание, а также на изменения, которые произошли у подростка после выполнения проекта. Далее   представлены   более   подробно   виды   проектов   по   духовно­ нравственному воспитанию подростков. В и д ы   п р о е к т о в   п о   д у х о в н о ­ н р а в с т в е н н о м у в о с п и т а н и ю   проекты   можно   разделить   на Данные   мировоззренческие, культурологические,   социальные,   а   также   проекты   самосовершенствованияучащихся.   Основанием   для   выделения   представленных   видов   проектов послужили составляющие духовно­нравственного воспитания: Составляющие духовно­нравственного воспитания Восхождение к ценностям Восхождение к культуре Восхождение к себе Восхождение к Другому Виды проектов Мировоззренческие Культурологические: а) краеведческие; б) художественно­эстетические Проекты самосовершенствования Социальные Составляющие духовно­нравственного воспитания и виды проектов Мировоззренческие проекты более значимы для старшеклассников, нежели для подростков. К  ним  относится, к примеру, разработанный Н. Е. Щурковой проект   «Философский   стол».   Такие   проекты   направлены   на   обретение человеком общих смыслов своей жизни, на постижение  своего места в мире, своего   призвания.   В   подростковом   возрасте   восхождение   к   ценностям   более успешно осуществляется в рамках других видов проектов. Социальные   проекты  ориентированы   на   интересы   какой­либо   группы людей;   их   результатом   являются   изменения   в   социальной   среде.  Данный   вид проектов   помогает   перевести   знания   подростков   о   ценностях   в   опыт   их практической   реализации   в   форме   планирования   и   совершения   духовных   и нравственных   поступков.   Содержанием   социальных   проектов   выступают поступки   подростков,   направленные   на   изменение   и   улучшение   социальной обстановки. Воспитательные   цели  социальных   проектов:   создание   условий   для совершения   подростками   духовной   деятельности   и   нравственно   ценных поступков;   стимулирование   понимания   подростком   другого   человека; актуализация   и   закрепление   знаний   подростков   о   духовных   ценностях; восхождение к Другому.   В   представленных   примерах   социальных   проектов   отражен   общий   план работы,  обозначены   цели   проектов   и   задания   для   учащихся.   Содержательноенаполнение проекта и его результат зависят от способностей и потребностей подростков,   которые   работают   над   его   выполнением.   Данные   планы   создают условия для проявления творческих способностей как педагога, так и учащихся, так как в зависимости от субъектов проектной деятельности результат будет различным. ПРОЕКТ «ОГЛЯНИСЬ ВОКРУГ: КОМУ ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ?» Организационно­подготовительная стадия Ц е л ь   п р о е к т а :   оказать   помощь   окружающим   людям,   которым   она требуется. З а д а н и я   д л я   у ч а щ и х с я :  1. Продумать, кому необходима помощь. Составить список. 2.   Составить   список   своих   возможностей   реальной   помощи   окружающим людям. 3. В течение недели в школе и дома предлагать помощь в различных делах. Составить список реальных дел, направленных на помощь окружающим. Стадия разработки и реализации проекта В рамках данного проекта учащиеся могут оказать помощь однокласснику (например,   повысить   его   уровень   знаний   по   предмету),   родителям   (помочь   в работе   по   дому),   учителю   (принять   участие   в   организации   и   проведении тематического   классного   часа),   учащимся   младших   классов   (помочь   в подготовке к урокам).  Оказанная помощь фиксируется в виде фотографий, отзывов и пр. Однако учителю   не   стоит   отводить   ведущую   роль   сбору   документальных подтверждений,   так   как   в   данном   проекте   важен   сам   факт   совершения поступков. Стадия презентации и оценки результата проекта Формы   представления   результатов   проекта   могут   быть   следующие: компьютерная презентация, видеофильм, фотоальбом и т. п. В   качестве   результатов   проекта   также   выносятся   ответы   подростка   на следующие вопросы: – Кому была оказана помощь? В чем она заключалась? – Как реагировали окружающие на помощь?– Зачем нужно совершать добрые дела? После   защиты   результатов   проекта   необходимо   организовать   рефлексию. Примерные вопросы для рефлексии: – С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения проекта? – Как проект повлиял на вас?  – Как изменились окружающие люди, которым была оказана помощь, после выполнения проекта? – Какое может быть продолжение проекта? – Как связана ценность добра и проект? Приведите пример. ПРОЕКТ «СПАСЕМ ОТ ОДИНОЧЕСТВА» Организационно­подготовительная стадия Ц е л ь   п р о е к т а : оказать помощь одиноким старикам или ветеранам. З а д а н и я   д л я   у ч а щ и х с я : 1.   Найти   ответы   на   вопросы:   «Что   такое   одиночество?   Кто   может   быть одинок? Почему эти люди одиноки? В каких случаях одиночество благо? Когда одиночество является бедой?». 2. Вспомнить, каких людей из ближайшего окружения необходимо «спасти» от одиночества? 3. Разработать и реализовать план помощи одиноким старикам. Стадия разработки и реализации проекта На   данной   стадии   группа   подростков   работает   над   заданиями   проекта последовательно   –   от   первого   к   третьему,   что   позволяет   перейти   от   знаний учащихся об одиночестве, роли взаимодействия в жизни человека к совершению поступка – помощи одиноким. Помощь может быть оказана одиноким знакомым, пенсионерам, ветеранам в форме организации переписки, совместных прогулок по парку, бесед в школе и т. п. Стадия презентации и оценки результата проекта Формы представления результатов проекта могут быть различными, однако необходимо представить ответы на все задания, выполненные в рамках проекта.  После   защиты   результатов   проекта   следует   организовать   рефлексию. Примерные вопросы для рефлексии: – С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения проекта?–   Какое   может   быть   продолжение   проекта   после   его   выполнения   в повседневной жизни? – Как связана ценность добра и проект? Приведите пример. – Почему, на ваш взгляд, старые люди часто одиноки? – Легко ли было улучшить существование одиноких людей? Проекты   самосовершенствования  ориентированы   на   духовно­ нравственное саморазвитие подростка. Их отличие в том, что они выполняются индивидуально.   Выбор   содержания   проекта   обусловлен   индивидуальными проблемами и потребностями подростка. Формы представления данного вида проектов   могут   быть   различными,   они   не   всегда   предполагают   публичную защиту.  Воспитательная   цель:  стимулировать   самопонимание   подростка,   оказать помощь   в   выстраивании   программы   самосовершенствования   на   основе возможностей и целей подростка. ПРОЕКТ «ПУТЬ МОЕГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ» Организационно­подготовительная стадия Ц е л ь   п р о е к т а :   разработать   и   реализовать   в   течение   года   план   своего самосовершенствования. З а д а н и е   п р о е к т а : 1.  Создать   «Портрет   моих   ресурсов»   –   используя   форму   синквейна, поместить  на  шаблоне  человечка: а) на голове – 2 прилагательных (какой я?); б) на руках – три глагола (что я умею?); в) на ногах – фразу, состоящую из 4 слов и   отражающую   основные   свойства   личности;   г)   на   туловище   –     одно   слово, обобщающее представление о себе.  2. Создать коллаж «Я в будущем». Учащимся предлагается представить себя выпускниками 9 класса и разработать проект «Я в будущем» в технике коллажа. 3.   Составить   «Лестницу   самосовершенствования».   Каждому   ученику выдается  проектная   матрица.  Человечек  (из  задания 1)  помещается   в  первое окошко,   в   последнее   окошко   –   проект   «Я   в   будущем».   Первое   и   последнее окошко соединяет «лестница», каждая ступенька которой – шажок на пути к идеалу.   На   каждой   ступеньке   подросток   отмечает   конкретное   дело,   которое необходимо   совершить,   чтобы   достичь   целей,   отраженных   в   коллаже   «Я   в будущем».   Учащимся   предлагается   взять   составленные   проекты   и   сверять   с ними свои достижения.Стадия разработки и реализации проекта Работа над проектом организуется индивидуально. Подростки работают над заданиями   последовательно:   от   первого   к   третьему.   Данный   проект реализовывается в течение года или нескольких лет, в продолжение указанного времени подростки сверяют свой план самосовершенствования с достигнутыми результатами. Стадия презентации и оценки результата проекта Представленный   проект   не   предполагает   публичной   защиты.   Поскольку   с разработанной   «Лестницей   самосовершенствования»   подростки   работают   в течение   года   или   даже   нескольких   лет,   преподаватель   периодически   должен возвращаться к промежуточным результатам проекта, организуя рефлексию. Проект   предполагает   организацию   преподавателем   рефлексии   после окончания разработки «Лестницы самосовершенствования». Примерные вопросы для рефлексии: –   Какие   трудности   у   вас   возникли   во   время   работы   над   «Лестницей самосовершенствования»? – Что нового вы для себя открыли? – Что нужно делать человеку, чтобы совпали его желания и возможности? Примерные вопросы для промежуточной рефлексии: –  Легко   ли   выполнять   запланированные   дела  для  самосовершенствования? Почему? – Все ли, что было запланировано, вы выполнили? Почему? –  Как   вы   считаете,   необходим   человеку   план   самосовершенствования   или нет? Почему? Примерные вопросы для итоговой рефлексии: – Вы достигли целей, которые были отмечены в коллаже «Я в будущем»? Почему? – Какие цели остались в качестве перспективных? – Какую роль в вашем развитии сыграла «Лестница самосовершенствования»? – Какое вы видите продолжение проекта в вашей дальнейшей жизни? Культурологические   проекты  включают   две   разновидности,   наиболее значимые для подростков: краеведческие и художественно­эстетические.Краеведческие проекты предполагают ознакомление учащихся с культурно­ историческими  особенностями  страны,  региона,  города и т. п. Данные проекты расширяют знания учащихся о культуре и ценностях своего народа. ПРОЕКТ «ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ВОЛГОГРАДУ» Организационно­подготовительная стадия Ц е л ь   п р о е к т а :   разработать   виртуальный   экскурсионный   маршрут посещения достопримечательностей города Волгограда. З а д а н и я   п р о е к т а : 1.   Выбрать   определенный   круг   исторических   достопримечательностей   г. Волгограда, дать им краткую характеристику. 2. Посетить выбранные достопримечательности, сделать их фотографии. 3.   Разработать   экскурсионный   маршрут   по   г.   Волгограду.   Создать   карту маршрута   с   фотографиями   достопримечательностей   и   краткой   исторической справкой. Стадия разработки и реализации проекта Проект предполагает групповую работу учащихся. Каждая группа собирает   относящийся   к   истории   возникновения   выбранной материал, достопримечательности города. Стадия презентации и оценки результата проекта Для представления результатов проекта учащиеся работают, к примеру, над созданием   интернет­страницы,   на   которой   будут   размещены   данные   о достопримечательности   города:   фотографии   и   краткая   историческая информация. Также формами представления результатов проекта могут быть видеофильм, компьютерная презентация. После   защиты   результатов   проекта   учитель   организует   рефлексию. Примерные вопросы для рефлексии: – Что нового для себя вы узнали в процессе работы над проектом? – С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения проекта? С чем они связаны? – В чем вы видите продолжение проекта? В   качестве   примера   краеведческого   проекта   приведём   проект   «Храмы   Царицына   – Сталинграда – Волгограда»*. К проекту прилагается интерактивная карта.Сегодня перед нашим  обществом  стоят очень серьезные  задачи – возродить духовные, нравственные   ценности,   сделать   их   значимыми   для   современной   молодежи.   Действенным инструментом   при   решении   этих   задач   является   обращение   к   теме   православия,   которая показывает   примеры   глубоко   нравственного   отношения   к   жизни,   сострадания   к   людям, готовности   помочь   нуждающимся.   Особенно   важно   в   этом   смысле   обращение   к краеведческому материалу. Не зная истории края, имен, с которыми связаны религиозные объекты   на   территории   нашего   города,   невозможно   представить   в   полной   мере   духовную жизнь своего края.  Вся история нашего города неразрывно связана с православием. Первые церкви строились во   время   строительства   Царицынской   крепости.   До   революции   1917   года   на   территории нынешней   Волгоградской   области   было   около   700   православных   храмов.   В   одном   только Царицыне   их   работало   более   40.   Однако   в   1932   году   практически   все   храмы,  включая кафедральный храм Святого Александра Невского, были разрушены. Спастись удалось только двум православным церквам – храму Никиты Исповедника и Казанскому собору, который долгое   время   являлся   обычной   кладбищенской   церквушкой,   а   затем   стал   главным православным храмом Волгограда в советский и постсоветский периоды. Вплоть до 1985 года два   этих   православных   храма   и   были   единственными   полюсами   религиозной   жизни волгоградцев. Сегодня   мы   видим   растущее   внимание   к   православной   культуре:   все   больше   людей обращается к христианским традициям, праздникам. Хочется верить, что это не просто дань моде, а    осознание    роли православной церкви  в истории  нашей страны.  В нашем  городе активно   ведется   восстановление   старых   храмов,   строительство   новых.   Людям,   которые действительно   хотят   знать   историю   своей   религии,   интересна   судьба   всех   храмов, существующих в нашем городе. Ц е л ь   п р о е к т а :  собрать и систематизировать информацию о храмах Царицына – Сталинграда – Волгограда. Т и п   п р о е к т а   п о   х а р а к т е р у   д е я т е л ь н о с т и   о б у ч а ю щ и х с я : коллективный, творческий с элементами исследования. Т и п   п р о е к т а   п о   п р е д м е т н о ­ с о д е р ж а т е л ь н о й   о б л а с т и : межпредметный, выполнение осуществляется  во внеурочное время. М е т о д ы   п о л у ч е н и я   и н ф о р м а ц и и : работа с литературными источниками, электронными базами данных, интервьюирование, видеосъемка. Проект предполагал выполнение следующих творческих заданий: 1.   Сделать   карту   района   и   указать   храмы   (карта   предполагалась   в   бумажном     и мультимедийном вариантах). 2. Подготовить видеоэкскурсию «Храмы Советского района». 3.   Написать   небольшую   исследовательскую   работу   об   одном   из   храмов   Волгограда (исполнителям проекта по жеребьевке достался Краснооктябрьский район, был выбран храм Иоанна Кронштадского). 4. Создать серию фотографий «Дорога к храму» формата А3. Согласно условиям конкурса в нем принимала участие команда из 5 человек.Работа над проектом состояла из нескольких этапов: 1. Подготовительный: поиск и отбор информации, изучение источников – на этом этапе все участники проекта были задействованы в равной степени. 2. Распределение заданий  с  учетом  склонностей  и личных пожеланий  участников проекта.  3.   Непосредственно   работа   над   проектом  включала   в   себя   фото­   и   видеосъёмку. Параллельно шла работа по сбору материала, состоялись беседы со священнослужителями, прихожанами.  Обработка и систематизация информации.  По окончании видеосъёмки весь отснятый материал был смонтирован, озвучен. 5. Представление проекта. Коротко об организации работы на каждом этапе работы: 1­й   этап.  Информацию   ребята   получали   из   различных   источников,   после   чего   она обрабатывалась, обобщалась и систематизировалась. 2­й этап. Учащиеся изучали материал об Иоанне Кронштадском, готовили презентацию к защите учебно­исследовательской работы. Ребята   выяснили,   сколько   православных   храмов   в   Советском   районе,   установили   их местонахождение. Их оказалось 10. Затем разработали маршрут для осуществления видео­ и фотосъёмки храмов. Обучающиеся подготовили серию фотографий на тему «Дорога к храму».  3­й этап. Непосредственно работа над проектом: фото и видеосъёмка. Свой путь к храму ребята начали с создания серии сюжетных фотографий под общим названием   «Дорога   к   храму»,   сопроводив   каждый   снимок   отрывком   из   произведений волгоградских поэтов. Параллельно шла работа по созданию интерактивной карты и карты на бумажном носителе «Храмы Советского района». МОУ СОШ № 93 располагается   в микрорайоне   Тулака, где расположено два храма – Богоявленский и строящийся храм Николая Чудотоворца. Отсюда и начинается экскурсия – с ознакомления   с   Богоявленским   храмом.   Здесь   потом   знакомство   с   храмами   Советского района и заканчивается. 4. Обработка и систематизация информации.  По окончании видеосъёмки весь отснятый материал был смонтирован, озвучен.  Художественно­эстетические проекты направлены на расширение знаний учащихся о ценности «Красота» и ее проявлениях в художественной литературе, музыкальных произведениях, кино­ и фотоискусстве, природе и т. п. ПРОЕКТ «ПОДГОТОВКА К ВЕЧЕРУ «ЛЮБОВЬ… КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ…»Организационно­подготовительная стадия Ц е л ь   п р о е к т а :   разработать   сценарий   вечернего   мероприятия   на   тему «Любовь… Как много в этом слове…». З а д а н и я   д л я   у ч а щ и х с я : 1. Подобрать песни, посвященные любви, которые можно прослушать в начале вечера. 2. Выбрать и выучить стихотворения, посвященные любви. 3.   Подобрать   картины   известных   художников   на   сюжеты   о   любви   – иллюстрациями полотен будет украшено место проведения вечера. 4. Найти фотографии, посвященные любви, которые выступят содержанием заключительного этапа вечера: «Создание демотиваторов о любви» (демотиватор – это изображение, состоящее из картинки в чёрной рамке и комментирующей её надписи­слогана). Учащиеся   делятся   на   группы,   каждая   из   которых   работает   над   своим заданием. Стадия разработки и реализации проекта На   данной   стадии   учащиеся   выполняют   задания,   используя   для   этого Интернет,   художественную   литературу   и   пр.   После   выполнения   заданий разрабатывается   совместно   с   учителем   сценарий   вечера,   придумываются различные   конкурсы,   выбираются   ведущие.   Вечер   можно   организовать   в параллельном классе. Стадия презентации и оценки результата проекта Для   данного   проекта   результатом   будет   являться   проведение   вечернего мероприятия   учащимися,   после   окончания   которого   учитель   организует рефлексию. Примерные вопросы для рефлексии: – Что было самое сложное в разработке сценария? А в его реализации? – Почему любовь является общечеловеческой ценностью? – Что нового вы узнали во время работы над проектом? – Каким вы видите продолжение проекта в дальнейшем? По   получаемому   результату  учебные   проекты   можно   разделить   на следующие виды: информационные, творческие и исследовательские. Информационные проекты предполагают сбор информации, ознакомление с   ее   содержанием   заинтересованных   лиц,   анализ   и   обобщение   фактов.   Цельпредставленных проектов – расширение знаний учащихся о ценностях, духовно­ нравственном развитии. ПРОЕКТ «ПО ЗАКОНАМ ДОБРА, ИСТИНЫ И КРАСОТЫ» Стадия разработки и реализации проекта Ц е л ь   п р о е к т а :   собрать   материал,   который   подтверждает   антиномию явлений окружающего мира на примере духовных ценностей Истины, Добра и Красоты. З а д а н и я   д л я   у ч а щ и х с я : 1.   Собрать   материал   об   известных   личностях,   которые,   с   одной   стороны, предстают вершителями добрых поступков, с другой – злых. 2. Отобрать цитаты (стихи, высказывания) известных людей об истине и лжи. 3.   Выбрать   персонажей   (исторических,   литературных,   современников),   в которых красота и безобразие присутствуют одновременно. 4. Подтвердить антиномичность явлений окружающего мира. Учащиеся   делятся   на   три   группы   для   выполнения   первых   трех   заданий. Последнее задание выполняется всеми подростками совместно с учителем. Стадия разработки и реализации проекта Работа учащихся в группах предполагает сбор информации о ценностях и антиценностях как проявлении двойственности мира. В   процессе   выполнения   четвертого   задания   учащиеся   обобщают   и анализируют собранный материал в виде компьютерной презентации.  Стадия презентации и оценки результата проекта Представление   результатов   проекта   происходит   в   параллельных   классах. После   защиты   проектов   преподаватель   организует   рефлексию.   Примерные вопросы для рефлексии: – Как проявляется антиномичность явлений окружающего мира? – Что нового вы открыли для себя во время выполнения проекта? – Как полученные знания могут вам пригодиться в повседневной жизни? ПРОЕКТ «ЕСЛИ ОНИ СМОГЛИ, МЫ ТОЖЕ СМОЖЕМ!» Организационно­подготовительная стадия Ц е л ь   п р о е к т а : найти примеры подвигов своих ровесников.З а д а н и я   д л я   у ч а щ и х с я : 1. Подобрать примеры поступков­подвигов своих ровесников. Для работы над данным заданием учащиеся разделяются на три группы: Задание   для   первой   группы:  найти   информацию   о   подвигах   подростков, используя материал литературы и художественных фильмов. Задание для второй группы:  найти информацию о подвигах, совершенных подростками во время Великой Отечественной войны. Задание для третьей группы:  найти информацию о подвигах современных подростков, опираясь на материалы новостей. 2. Найти ответы на вопросы: «Что такое подвиг? Как связаны между  собой духовные ценности человека и его способность к совершению подвига? Почему люди совершают подвиги?». Стадия разработки и реализации проекта Первое   задание   выполняется   творческими   группами   учащихся,   второе   – совместно: полученный материал обобщается и систематизируется.  Стадия презентации и оценки результата проекта Форма   презентации   результатов   проекта   –   компьютерная   презентация, которая демонстрируется учащимся других классов. После   защиты   результатов   проекта   учитель   организует   рефлексию. Примерные вопросы для рефлексии: – Почему люди совершают подвиги? – Дайте обобщенную характеристику подростку, который совершил подвиг. – Вы сможете совершить подвиг? Почему? – Есть ли место подвигу в повседневной жизни? Творческие   проекты  не   имеют   детально   проработанной   структуры, подчиняясь   жанру   конечного   результата.   Формами   презентации   результатов творческого   проекта   могут   выступать:   организация   праздника,   выпуск стенгазеты, подготовка видеофильма, устного журнала и т. п. ПРОЕКТ «ПОДГОТОВКА СОВМЕСТНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ "ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: ЕДИНСТВО ПОНИМАНИЯ"» Организационно­подготовительная стадияЦ е л ь   п р о е к т а : разработать и реализовать родительское собрание на тему «Трудности подросткового возраста: единство понимания». Учащиеся делятся на три творческие группы, каждая из которых работает над заданием: 1.   Изучить   психологическую   литературу   о   подростковом   возрасте, сформулировать общие проблемы, с которыми встречается подросток. 2.   Подобрать   типичные   ситуации,   в   которых   проявляются   проблемы подросткового возраста. На основе ситуаций разработать задание для родителей – «Причины проблем в подростковом возрасте». 3. Разработать анкету для родителей «Каким я был подростком?». Стадия разработки и реализации проекта На данной стадии учащиеся работают над выполнением групповых заданий. Первая группа должна подготовить выступление на 5–7 минут, в котором будут освещены   психологические   проблемы   подростка.   Вторая   группа   подбирает типичные ситуации, в которых проявляются проблемы подросткового возраста. Данные ситуации выступают конкурсным заданием для родителей: они должны будут определить причины представленной проблемы и пути ее решения. Третья группа разрабатывает анкету для родителей, вопросы которой должны отражать интересы, проблемы, характер взаимоотношений с родителями и сверстниками, отношение   к   учебе   и   пр.   Анкетирование   проводится   заранее,   результаты обобщаются в докладе учащихся «Какие были наши родители в подростковом возрасте». На   родительском   собрании   можно   организовать   командную   игру   между родителями и подростками на тему «Кто лучше знает проблемы подростка?». Задания для игры разрабатываются учащимися совместно с педагогами. Стадия презентации и оценки результата проекта Разработанный   сценарий   реализуется   во   время   проведения   совместного родительского собрания учащихся и их родителей, которое позволяет им лучше понять друг друга и стимулирует к налаживанию взаимоотношений. После родительского собрания учитель организует рефлексию для учащихся, участвующих в разработке сценария. Примерные вопросы для рефлексии: –   Изменилось   ли   ваше   отношение   к   родителям   после   родительского собрания? Как именно? – В чем вы видите главный результат родительского собрания?– Как вы думаете, изменится ли отношение родителей к вам, после того как они узнали о психологических проблемах подростка?  Исследовательские проекты ориентированы на получение субъективно или объективно   нового   исследовательского   результата.   По   своей   структуре   они наиболее   приближены   к   настоящей   исследовательской   деятельности,   так   как предполагают   формулирование   актуальности   выбранной   темы,   определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задач, выбор методов исследования, обобщение результатов, аргументацию выводов. ПРОЕКТ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСТУПКИ В НАШЕЙ ШКОЛЕ» Организационно­подготовительная стадия Ц е л ь   п р о е к т а :   выявить   уровень   принятия   ответственности   за   свои поступки   у   учащихся   школы;   разработать   мероприятия,   стимулирующие совершение ответственных поступков.  З а д а н и е   п р о е к т а : 1.   Изучить   философскую   и   психолого­педагогическую   литературу   по проблеме   ответственности   за   свои   поступки.   Сформулировать   определение понятия «ответственный поступок». Для выполнения данного задания учащиеся делятся на несколько творческих групп, каждая из которых будет изучать соответствующий источник получения информации. Обобщение результатов происходит совместно. 2. Разработать и провести анкетирование на тему «Мой поступок». На основе анализа полученных данных выделить три уровня принятия ответственности за поступок.  Для выполнения задания учащиеся делятся на группы: Группа 1  разрабатывает анкету,  группа 2  проводит анкетирование,  группа 3 обобщает результаты анкетирования. 3.   Разработать   классные   часы,   которые   будут   стимулировать   совершение учащимися ответственных поступков. Данное   задание   выполняется   совместно   с   учителем.   Подростки разрабатывают и проводят классные часы. На этой стадии учащиеся совместно с учителем формулируют актуальность, задачи проекта, определяют объект и предмет исследования,  выбирают методы. Стадия разработки и реализации проектаНад   предложенными   заданиями   учащиеся   работают   в   группах.   Результаты проекта обобщаются в виде исследовательской работы. После защиты проекта учитель организует рефлексию. Примерные вопросы для рефлексии: – Что нового вы узнали в процессе работы над проектом? Как это знание пригодится вам в дальнейшей жизни? – С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения проекта? – Каким вы видите продолжение проекта? – Что не удалось сделать? Почему? – Изменился ли ваш уровень принятия ответственности за поступок после работы над проектом? Как именно? –   Как   проявлялась   ваша   ответственность   во   время   выполнения   проекта? Приведите примеры.