Материал, который выходит за рамки стандартных учебников, поможет педагогам коррекционной школы в работе над проблемой экологизации учебного и воспитательного процесса. Содержит практический исследовательский материал, который можно использовать в работе с детьми разных возрастов, а также предполагается активное участие взрослых в реализации этого проекта.
Проектная деятельность в коррекционной школе.docx
1
Государственное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья VIII вида «Читинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
Рассмотрен
на педагогическом совете
протокол №___ от «___» __________2013г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГС (К) ОУ «Читинская школа-
интернат»
________________А.И. Городенко.
«____»________2013 г.
содействия воспитанию патриотизма
и экологической культуры юных забайкальцев
Срок реализации: 2013 год, (12 месяцев; 4 времени года)
Возраст учащихся: 2-9 классы.
г. Чита
2013г.
Выполнила: учитель
Недокушева Г.А.
Содержание
1. Общие положения 3 стр. 2
2. Актуальность. 4 стр.
3. Цели проекта. 7 стр.
4. Задачи проекта. 7 стр.
5. Участники проекта. 8 стр.
6. Этапы реализации проекта. 8 стр.
7. Критерии оценки эффективности реализации проекта. 9 стр.
8. Принципы проекта. 9 стр.
9. Методы проекта. 9 стр.
10. Ожидаемые результаты. 10 стр.
11. План мероприятий по реализации проекта по содействию воспитания
патриотизма и экологической культуры юных забайкальцев «2013 год Год охраны
окружающей среды». 11 стр.
12. Заключение. 13 стр.
13. Литература, интернетресурсы. 14 стр. 3
Есть на свете уголки красивей,
Есть на свете лучшие края.
Только мне милее и любимей
Наша забайкальская Земля.
I. Общие положения.
Название проекта: проект содействия воспитанию патриотизма и экологической культуры
юных забайкальцев «2013 год Год охраны окружающей среды»
Учреждение, разработавшее и реализующее проект: Государственное специальное
для обучающихся воспитанников с
(коррекционное) образовательное учреждение
ограниченными возможностями здоровья
вида «Читинская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школаинтернат». Забайкальский край, г. Чита, ул.
Трактовая, 40.
VIII
Законодательная часть: разработка и функционирование проекта осуществляется
согласно следующим законодательным актам:
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 20112015 годы».
Концепция патриотического воспитания граждан Забайкальского края.
Региональный компонент. Базой для реализации проекта является социокультурный и
природный потенциал города Читы и Забайкальского края. Познание исторических,
культурных, духовнонравственных ценностей малой родины составляет основу для
организации деятельности учащихся ГС(К)ОУ «Читинская школаинтернат» в рамках
предложенного проекта.
Гипотеза: Если использовать патриотическое воспитание с помощью метода проектов,
современных технологий, то это позволит более эффективно формировать экологическую
компетентность школьников на основе практических знаний.
II. Актуальность:
2013 "Год охраны окружающей среды" 27.08.2012 15:40
4
Президент РФ подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны
окружающей среды».
Текст Указа:
В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду
постановляю:
1. Провести в 2013 году в Российской Федерации Год охраны окружающей среды.
2. Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение плана
основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года охраны
окружающей среды.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской
Федерации Года охраны окружающей среды.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Природаэто чудо. Человек её частица. Человек, общество, природа это
взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия. В отличие от стихийных природных сил,
в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей.
Природа существует и развивается по своим, независимым от человека и общества
законам.
Человек, общество тесно связаны с природой. Человек не является властелином
природы. Бездумноварварское отношение человека к природе вызвало тяжёлый
экономический кризис. По этой причине человек, общество столкнулись сегодня с
проблемой выживания самого человека.
«Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими
сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и
показывать. Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях
разные ценные животные будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе вода, птице
воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу значит
охранять Родину».
Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной земли
М.М. Пришвину.
Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли,
пьём воду и едим хлеб. Это налагает особую ответственность за её сохранность на каждого
из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в
борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, и жизни на Земле. 5
За последнее десятилетие проблемы загрязнения окружающей среды приняли
глобальный характер. Бурный научнотехнический прогресс, безнравственное отношение к
природным богатствам, нерациональное их использование привели к нарушению
экологического равновесия, которое повлекло за собой последствия катастрофического
характера в виде экологических кризисов и природных катастроф.
Окружающий нас мир выступает как реальность, как среда обитания, отмеченная
печатью исторической судьбы и культурных традиций, от этой среды неотделимых.
Любой край, любой город обладают огромным нравственным воздействием на своих
обитателей, поскольку существуют традиции, архитектурные и исторические памятники,
документы. Город является не только историкокультурным феноменом, но и памятником
труда, созданным многими поколениями. Все это и является средством воспитания у
молодежи любви к малой родине.
Патриотическое воспитание – это формирование у молодого поколения готовности к
выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание гордости за
свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество, воспитание чувства гордости к
малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем. Воспитание патриотизма
начинается с познания ценностей отечества. Любовь и преданность к Родине формируется с
признательности красоты родных мест, с любви к природе.
Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в
широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Все мы дети Великой России,
но если смотреть шире, то все мы люди – дети природы, а земля – наша мать. Когда же
говорят о природе, то очень уместно употребить мудрое изречение американских индейцев,
которые ощущали свое единство с природой: «Мы не получили землю в наследство от
предков, мы одолжили ее у наших детей». Сколько смысла в этих простых словах!
Загрязняя и уничтожая природу, мы уничтожаем самих себя, наследие наших предков и
будущее наших потомков, мы уничтожаем свою Родину и ведем свой народ к погибели.
Патриотизм— это и бережное отношение к окружающей среде. Те, кто сознательно
встал на защиту природы, — истинные патриоты.
В Забайкальском крае сделан упор на гражданское, патриотическое и духовно
нравственное воспитание населения. Такую концепцию 15 января 2013 года обсуждали
члены президиума регионального правительства. Документ рассчитан до 2025 года.
Новая концепция и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 20112013 годы» стали фундаментом для разработки данного
проекта.
Работая много лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их
творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на
формирование положительной мотивации учащихся, на активное использование в процессе
воспитания метода проектов.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную
разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным 6
тем или иным способом.
воспитательный потенциал. Особая значимость метода проектов заключается в том, что:
Спецификой метода обусловлен его
метод проектов открывает возможности формирования собственного жизненного
опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;
является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию
ребёнка в педагогическом процессе, стимулирующем детскую активность;
метод, выводящий педагогический процесс из стен образовательного учреждения в
окружающий мир, природную и социальную среду.
Кроме того, метод проектов способствует
актуализации знаний, умений, навыков ребёнка,
их практическому применению во взаимодействии с окружающей средой,
реализует принцип сотрудничества детей и взрослых,
позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе,
является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка,
позволяет вести ребёнка по ступеням роста от проекта к проекту.
При реализации проекта учтены возрастные и психологические особенности
учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
III. Цели проекта.
1.Содействовать воспитанию патриотизма и экологической культуры юных
забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина России и Забайкальского края,
сохраняющего красоту забайкальской природы и культуру региона, уважающего людей,
живущих рядом, имеющего начальные сведения о природе и истории края, владеющего
первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях Забайкалья.
2. Определиться, как каждый из нас сможет внести достаточный вклад в дело защиты и
охраны окружающей природной среды.
3. Создать условия для творческой самореализации учащихся.
IV. Задачи проекта.
1. Формирование у учащихся представлений о природе, истории и культуре родного
края;
2. Воспитание у школьников любви и ответственного отношения к родной природе и
людям, живущим на забайкальской земле, чувства гордости за свою малую Родину как
часть великой России;
3. Развитие у школьников эмоциональночувственной сферы в процессе изучения
природы, истории и культуры края;
4. Расширение личного опыта взаимодействия школьников с природой и людьми и
развитие у них наблюдательности и познавательного интереса к социоприродному
окружению школы; 7
5. Приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах
сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности
жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде;
6. Формирование коммуникативной компетенции учащихся при организации
работы с художественной литературой, периодической печатью, интернет
ресурсами.
Для решения поставленных задач нужна слаженная работа коллектива школы. Кроме
того, для успешной реализации проекта необходимо соблюдение соответствующих
организационных,
нормативноправовых и
методологических условий.
материальнотехнических,
финансовых,
V. Участники проекта:
1.Недокушева Галина Александровна, учитель ГС(К)ОУ «Читинская школа
интернат» руководитель проекта:
2.Классные руководители, воспитатели, педагогорганизатор, социальный педагог,
учителяпредметники, учителя начальных классов сопровождение проекта;
4. Учащиеся ГС(К)ОУ «Читинская школаинтернат» исполнители проекта;
5. Родители учащихся;
6.Социальные партнеры.
VI. Этапы реализации проекта
№ п/п Наименование
Организационный этап – январь 2013 года.
Разработка
1
обсуждение
концепции проекта с участниками
(презентация проекта)
Первичная диагностика мотивации
детей к участи. в проекте
и
2
Исполнители
Недокушева Г.А.
социальный педагог
Организационно – практический этап – январь 2013 года.
3
4
5
Этап реализации проекта январь 2013г. декабрь 2013г.
6
Подбор литературы, материала
Недокушева Г.А.
Составление плана
Недокушева Г.А.
Привлечение социальных партнеров Недокушева Г.А.
программы
Реализация плана,
проектной деятельности
все
проекта
участники 8
Анализ динамики участия в проекте педагогорганизатор;
7
8
9
Рефлексия результатов работы по
пунктам плана
Корректировка проекта с учетом
полученных результатов
Недокушева Г.А.
Недокушева Г.А.
Недокушева Г.А.
Недокушева Г.А.
Аналитический этап январь 2014 года.
10
Итоговый аналитический отчёт о
результатах
проектной
деятельности
VII. Критерии оценки эффективности реализации проекта:
осознание учащимися ценности экологического качества окружающей среды для
здорового и безопасного образа жизни;
участие учащихся в благоустройстве класса, школы, двора, города;
формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том
числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического
состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении
личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования
принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
VIII. Принципы проекта:
учет возрастных особенностей детей
системность
сотрудничество участников проекта
разнообразие форм и средств работы с участниками проекта.
IX. Методы проекта:
Наглядный метод.
Чтение художественной литературы, периодической печати, материалов интернет
ресурсов, экскурсии, экологические игры, наблюдения и др.
Словесный метод. 9
Художественная литература, беседы с элементами диалога, проведение разнообразных
видов игр (КВН, экологическая викторина, интерактивные игры и др.), составление рассказов,
разбор житейских ситуаций, классные часы, проведение праздников.
Практический метод
Организация продуктивной деятельности: экскурсии, составление с детьми кроссвордов,
выпуск газет, поиск пословиц, поговорок, загадок, стихотворений, рассказов, составление
Календаря основных экологических дат, создание театрализованных сценок, миниатюр об
охране природы, тематическое рисование, благоустройство и озеленение пришкольного
участка, изготовление поделок из вторсырья, участие в выставке «Красота спасет мир»,
участие в региональной экологической акции «Охранять природу значит любить Родину» и
др.
X. Ожидаемые результаты.
Для учащихся, родителей
Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в
совместной творческой, исследовательской и практической работе экологически
грамотного и безопасного поведения в природе;
Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки
стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающей среде,
формирование здорового образа жизни.
Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств
Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в
библиотеке.
Приобретение коммуникативных навыков.
Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в
форме мини – сочинений, отзывов, рисунков, фотографий, и др.
Развитие связной речи и обогащение словаря.
Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Для учителя
Повышение теоретического уровня и профессионализма ;
Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов
работы по экологопознавательной деятельности;
Личностный и профессиональный рост; Самореализация
10
XI. План мероприятий по реализации проекта по содействию воспитания патриотизма
и экологической культуры юных забайкальцев «2013 год Год охраны окружающей
среды»
Примечание
Наименование Дата
№
п/п
1. Минипроект
Январь
«Помоги
зимующей
птице»
2. Мини проект
Март
«Широкая
Масленица. Проводы
зимы»
11
3.
«Слово
хлебе»
о
Март
4. Минипроект
Апрель
«Книжкина
неделя»
Апрель
Апрель
5.
6.
«Здесь Родины
моей начало»
виртуальное
путешествие,
посвященное
360летию г.
Читы
«Охранять
природу
значит любить
Родину»
участие
региональной
экологической
акции
в 7.
8.
9.
12
Май
Сентябрь
«Красота
спасет мир»
выставка
поделок из
вторичного
сырья;
озеленение и
украшение
школьного
двора
«Мы в ответе
за тех, кого
приручили»
минипроект
Октябрь
«Сюрпризы
лесной
тропинки»
экопраздник
Ноябрь
10.
«Планета наша
хрупкое
стекло»
минипроект
11.
«Зимой
на
экологической
тропе»
Декабрь
XII. Заключение.
Разработка и реализация проекта по содействию воспитания патриотизма и
экологической культуры юных забайкальцев «2013 год Год охраны окружающей среды»
вызвана необходимостью решения проблем современного общества: воспитания 13
патриотизма, формирования стремления приносить пользу своему родному краю и стране в
целом, воспитания любви к родине, познания исторических, культурных, духовно
нравственных ценностей малой родины, воспитания здорового поколения, развитие
нравственности,
гражданственности.
XIII. Литература.
Чита :ЗабКИПКРО, 2010.
1. Вестник образования Забайкалья № 4 : информационнометодический журнал.
2. Г.Граубин. Моя малая Родина. Чита, 2004.
3. О.В.Корсун, Игумнова Е.А. Родное Забайкалье. – Чита.
4. Коптелов Л.Е. Это удивительное Забайкалье. – Иркутск. ВосточноСибирское
книжное издательство, 1990
5. Н.В. Бубекина, заведующая научнометодическим отделом Республиканской
государственной
библиотеки,
Патриотическое воспитание в детских библиотеках.
Москва.
детской
г
6. ИДЕОЛОГИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКЦИИ «ОХРАНЯТЬ
ПРИРОДУ
Региональные экологические акции как перспективная форма организации
экологического
образования
Е.А. Игумнова.
РОДИНУ!»
ЛЮБИТЬ
ЗНАЧИТ
–
7. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: Справочное пособие / сост. Н.Ф.
Церцек; введение и научная редакция докт. Биологич. Наук, проф. В.М.
Константинова. – М.: ЛибереяБибинформ, 2007.
8. http://pedsovet.su/load/3211013965
9. Уроки. Net
10.Книгослава сайт библиотек.
11.Завуч. Инфо. 14
Проектная деятельность в коррекционной школе.
Проектная деятельность в коррекционной школе.
Проектная деятельность в коррекционной школе.
Проектная деятельность в коррекционной школе.
Проектная деятельность в коррекционной школе.
Проектная деятельность в коррекционной школе.
Проектная деятельность в коррекционной школе.
Проектная деятельность в коррекционной школе.
Проектная деятельность в коррекционной школе.
Проектная деятельность в коррекционной школе.
Проектная деятельность в коррекционной школе.
Проектная деятельность в коррекционной школе.
Проектная деятельность в коррекционной школе.
Проектная деятельность в коррекционной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.