Проектная деятельность в начальной школе
Оценка 4.6

Проектная деятельность в начальной школе

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
чтение
1 кл
09.04.2018
Проектная деятельность в начальной школе
Материал предназначен для учителей начальной школы, особенно для 1 класса. Проектная деятельность является очень важной работой в начале обучения. Детей необходимо учить добывать информацию самостоятельно. В этом необходима помощь как учителя, так и родителей. Именно в этом возрасте классе ребята тянутся к изучению мира.
Проектная деятельность.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА ОБРАЗОВАНИЯ ИТОГОВАЯ РАБОТА по программе курсов повышения квалификации «Педагогические технологии достижения планируемых образовательных результатов в аспекте требований ФГОС НОО»  11.01-05.04.2017 «Проектная деятельность» Слушателя курсов Кокаревой Е.А,  учителя МБОУ шк. № 21  тел: 89376516853 _________________________________________ (подпись, дата) Самара, 2018  СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ 1. История возникновения «метода проектов». 2. Содержание понятия «метод проекта». 3. Классификация «метод проекта». ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВСТУПЛЕНИЕ         В настоящее время одной из основных задач современного образования становится   раскрытие   потенциала   всех   участников   образовательного процесса,   предоставление   им   возможностей   проявления   творческих способностей.   Решение   данных   задач   невозможно   без   вариативности   в связи   с этим   появляются   различные образовательных   процессов, инновационные   педагогические   технологии,   которые   требуют   глубокого научного   и практического   осмысления.   Общеизвестно,   что   для   любого учителя   самым   важным   в работе   является   повышение   эффективности обучения.   Этот   вопрос   требует   непрерывного   поиска   решений,   которые смогут   оптимизировать   учебный   процесс.   Как   же   учитель   сможет сформировать   положительную   мотивацию   учащихся   к изучению   учебного   создать   условия   полного   раскрытия   творческого материала, и интеллектуального   потенциала   школьников,   развития   их   познавательных интересов? Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология. В данной статье подробнее   рассмотрим   именно   эту   инновационную   технологию.   Говоря о методе   проектов   в образовательной   системе,   необходимо   отметить актуальность этого метода на современном этапе. Практически все учебные учреждения   демонстрируют   результаты   работы   детей,   занимающихся различными   проектами.   К показу   этих   достижений   стимулирует   система различных конкурсов и конференций, организованных учреждениями системы образования. 1.История возникновения «метода проектов»          Если углубиться в историю возникновения метода проектов, то он не является принципиально новым в мировой педагогике, но его сегодня относят к педагогическим   технологиям   ХХI   века   как   метод,   предусматривающий умение   адаптироваться   в стремительно   изменяющемся   мире.  Метод   возник еще   в начале   прошлого   столетия   в США,   его   также   называли   методом проблем.   Теоретическая   основа   метода   проектов —   это   «прагматическая педагогика»  американского   философа­идеалиста   Джона   Дьюи   (1859–1952). Условиями   успешности   обучения   согласно   теории   Д.   Дьюи   являются: проблематизация   учебного   материала;   познавательная   активность   ребенка; связь   обучения   с жизненным   опытом   ребенка;   организация   обучения   как деятельности   (игровой,   трудовой).   Метод   проектов   заинтересовал   русских педагогов   ещё   в начале   XX   столетия.   Данный   метод   в преподавании пропагандировали С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер и А. У. Зеленко. Однако в 30­ ые годы использование данного метода было официально запрещено. Лишь через несколько десятилетий метод проектов вновь приобрёл актуальность.   А. И. Савенков Е. С. Полат, способствовали его возрождению в практике. Теоретическая основа метода   И. Е. Брусникина,   Т. А. Воронина, проектов   в России   разработана   профессором   Евгенией   Семеновной   Полат.   как Практика   использования   метода   проектов   показывает, отмечает Е. С. Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». 2.Содержание понятия «метод проекта».         Е. С. Полат под методом проектов подразумевает систему обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования   и выполнения,   постепенно   усложняющихся,   практических заданий —   проектов.   По   определению Е. С. Полат:   «Метод   проектов предполагает   определенную   совокупность   учебно­познавательных   приемов и действий   обучаемых,   которые   позволяют   решить   ту   или   иную   проблему в результате   самостоятельных   познавательных   действий   и предполагающих презентацию   этих   результатов   в виде   конкретного   продукта   деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология   предполагает   совокупность   исследовательских,   проблемных методов, творческих по самой своей сути».  3. Классификация «метода проекта». Существует множество подходов к классификации проектов: По характеру доминирующей в проекте деятельности: информационный исследовательский практико­ориентированный 1. o o o o o ролевой творческий Информационный   проект направлен   на   сбор   информации   о   каком­либо объекте   или   явлении   с   целью   анализа,   обобщения   и   представления информации широкой аудитории. Например, биографические данные того или поэта. иного писателя или       Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой,   обсуждение   и   анализ   полученных   результатов.  Практико­ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих   интересы   участников   проекта. Например, для   чего   изучаются правила  по русскому, пригодится  ли знание  правил  в современной жизни? Ролевой   проект. В   ролевом   проекте   учащиеся   берут   на   себя   роли литературных выдуманных исторических персонажей, или         героев. Например, инсценировка   эпизода   любого   произведения,   сказки   по русскому языку.   Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход   к   его   выполнению   и   презентации   результатов.   Это   могут   быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно­прикладного искусства, видеофильмы и т.д. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Устное народное творчество в нашей жизни». 2.     По форме: видеофильм рекламный ролик журнальный репортаж инсценировка     3.   4.    5.     6.       интервью с известным человеком телепрограмма мультимедийный продукт стенгазета По профилю знаний: монопроекты – в рамках одного учебного проекта межпредметные – в рамках двух или более предметам По числу участников: личностные парные групповые По характеру контактов: внутриклассными внутришкольными региональными международными По продолжительности: минипроекты – в течение 1 урока краткосрочные – в течение 1­5 уроков среднесрочные – 1­2месяцев долгосрочные – до 1года Методика организации проекта предполагает несколько этапов: планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач) поисковый   этап (этап   исследовательской   работы   учащихся   и самостоятельного получения новых знаний);    этап   обобщения (этап   структурирования   полученной   информации   и интеграции полученных знаний, умений, навыков); презентация   полученных   результатов (этап   анализа исследовательской деятельности школьников). защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора) ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ На уроках теоретического обучения, а также во внеурочной деятельности; при   написании   курсовой   работы;   я   использую   возможности   технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные   особенности   каждого   обучающегося,   а   обучающийся методом проекта может реализовать свои мечты: открыть ресторан, изобрести фирменные   блюда,   провести   анализ   спроса   и   предложения   продукции общественного питания; то есть реализовать личностно – ориентированный подход  в  обучении, планировать  деятельность  по  формированию основных видов   УУД.   Уроки   с   применением   проектной   деятельности   являются увлекательными, яркими, запоминающимися. Младший   школьный   возраст   является   начальным   этапом   вхождения   в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. При организации проектной деятельности в классах учитываю возрастные и психолого­физиологические особенности своих учеников. Включать   школьников   в   проектную   деятельность   начинаю   постепенно,   с первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания, а уже в 3­4  классах  учащиеся  с большим интересом  выполняют  довольно  сложные проекты. Я использую следующие этапы работы над проектом: 1­й – погружение в проект; 2­й – организация деятельности; 3­й – осуществление деятельности; 4­й – презентация результатов и рефлексия.  Темы   детских   проектных   работ   выбираются   из   содержания   учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема. Когда появилось чёткое представление о проблеме проекта и ясна её цель, мы планируем   работу.   Планирование   представляет   для   многих   детей определённую трудность. Здесь нужно ему помочь, а не планировать вместо него.  Презентация   –   это   витрина   проекта.   Важнейшим   навыком,   который приобретают дети в ходе проектной деятельности ­ это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу. Так же ученики готовятся к тому, что автору придётся отвечать на вопросы публики. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность. К работе над проектами привлекаются родители, которые на протяжении всей работы   мотивируют   детей,   советуют,   наблюдают,   помогают   в   сборе информации, оформлении. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на   себя   часть   работы   детей   над   проектами.  С   этой   целью   провожу родительские   собрания,   на   которых   разъясняю   родителям   суть   метода проектов и его значимость для развития личности детей, а для родителей, чьи дети уже участвуют в проекте, провожу специальные консультации.  Итак, наиболее яркие работы 1 класс Урок­проект   по   азбуке   «Живая   азбука».   Цель   проекта:  обобщить   знания учащихся о звуках и буквах русского языка. Проекты по окружающему миру: 1.  «Моя школа­мой класс». Составляли презентацию из фотографий нашего   класса,   делали   кроссворд,   сочиняли   стихи,   находили загадки о школе и классе. Все это объединяет детский коллектив. 2. «Безопасная   дорога».  Мы   проводим   каждую   неделю   беседу   по ПДД, сделали светофоры для детей из других класса, выучили песню   и   разработали   сценарий.   Итогом   проекта   должно   стать выступление перед другими классами. 3. Проект «Жаворонок». Ребята приносили скворечники. Участвовали мы и в проектах по внеклассной работе. В ходе подготовки к фестивалю «Народы России» каждый класс получил своё задание. Для нас это было «Народы Кавказа». Цель проектной работы: познакомить с культурой и бытом   народов   Кавказа.   В   ходе   работы   над   проектом   ребята   изучили литературу,   связанную   с   темой   проекта,   читали   сказки,   познакомились   с подвижными играми, посмотрели видеоматериалы. Продуктом проекта стало творческое выступление на школьном фестивале «В дружбе народов единство России».  Проект   «Добрая   светлая   Пасха».   Проводили   классный   час,   читали   стихи, делали поделки. Трудности при использовании проектной технологии:  возрастает нагрузка на учителя;  ученик   часто   попадает   в   стрессовую   ситуацию   (переоценка возможностей, технические накладки);  психологические коммуникативные проблемы;  проблема субъективной оценки проекта. В чём достоинства метода проектов?  Прежде   всего   в   том,   что   ограниченный   временными   рамками   урок «выплескивается» во внеурочную деятельность. 1. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими   руками   возвеличивает   человека   в   собственных   глазах, воспитывает нравственно. 2. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые ка­ чества детей.  3. Помогает   ученику   профессионально   самоопределиться  –   именно   при выполнении   творческого   проекта   учащиеся   задумываются   над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть   сделать   и   чему   научиться,   чтобы   не   оказаться   лишним   на жизненном пути. 4. Учитываются   индивидуальные   способности   учащихся:   сильным   – сложное, слабым – по их реальным возможностям. 5. Проекты   сплачивают   детей,   развивают   коммуникабельность,   от­ ветственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.  Научить   ребёнка   работать   с   информацией,   научить   учиться   –   важная задача   современной   начальной   школы   в   чём   нам   несомненно   помогает использование метода проектов.                                                                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ Следует   отметить,   что   занятия   проектной   деятельностью   активизирует познавательный   интерес   обучающихся,   расширяет   их   кругозор,   развивает навыки   самостоятельной   работы:   умение   выявлять   и   формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Проект развивает у обучающихся «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует  повышению личной уверенности каждого участника. Учебная деятельность приобретает поисковый   и   творческий   характер.   Сегодня   проектная   деятельность обучающихся   ­   неотъемлемый   атрибут   их   жизни. Обучение   с   применением метода   проектов   помогает   учителю   раскрыть   творческий   потенциал   своих обучающихся. Таким   образом,   использование   проектной   деятельности   в обучении в становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта   можно   реализовать   все   воспитательные,   образовательные   и развивающие   задачи,   стоящие   перед   учителем. Метод   проектов   отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико­   Он   позволяет ориентированным,   и   личностно­ориентированным. индивидуализировать учебный процесс.                                             СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Пахомова   Н.Ю.   Метод   учебного   проекта   в   образовательном – учреждении.   М.: Аркти, 2012. 2. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. М.: Учитель,2012. Интернет­ресурсы: 3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –  М.: Аркти, 2012.

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018