ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Оценка 4.8

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
информатика
9 кл—11 кл
17.07.2019
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация проектной и исследовательской деятельности в школе. Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – именно исследовательская деятельность формирует те компоненты интеллекта человека, которые необходимы для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Одним из направлений нашей работы является выявление одаренных детей, приобщение их к учебно-исследовательской деятельности и ориентация на выбор будущей профессии. В данной статье прописаны этапы исследования, структура исследовательской работы. Оформление научно-исследовательской работы.
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ _Подзорова.doc
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ  Подзорова О.В., учитель информатики МОУ СШ №6     «Не существует   сколько­нибудь достоверных   тестов   на   одаренность,   кроме тех,   которые проявляются   в   результате активного   участия   хотя   бы   в   самой маленькой   поисковой   исследовательской работе».  А.Н. Колмогоров Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация   проектной   и     исследовательской   деятельности.   Компетентность,   интерес, творчество,   саморегуляция,   самопознание   –   именно   исследовательская   деятельность формирует   те   компоненты   интеллекта   человека,   которые   необходимы   для   будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников.  Каждому   ребенку   от   природы   дарована   склонность   к   познанию   и   исследованию,   а значит   необходимо   увлечь   учащихся   проектной   и     исследовательской   деятельностью. Исследовательская   деятельность   должна   выступать   как   средство   воспитания,   развития   и образования. В результате у учащихся вырабатываются такие важные умения, как:  умение находить информацию;   изучение материала самостоятельно;  умение анализировать, сравнивать;   ставить и формулировать проблему;  осуществлять   организационно­управленческую   деятельность,   самоконтроль   и самооценку. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых   разных   исследовательских   делах.   Неутолимая   жажда   новых   впечатлений, любознательность,   постоянно   проявляемое   желание   экспериментировать,   самостоятельно искать  истину распространяются на все сферы  жизнедеятельности.  Самостоятельность же является   наиболее   существенным   признаком   человека   и   как   личности,   и   как   субъекта деятельности.   В   этом   смысле   она   может   быть   понята   и   как   свойство   личности,   и   как способность, и как показатель активности человека, и как критерий его зрелости в той или иной   области   социальной   практики.   Исследовательская   деятельность   требует   наиболее полной самостоятельности обучаемых. Организовать ее надо по законам проведения научных изысканий, строиться она должно как самостоятельный творческий поиск. Исследовательская   деятельность   вызывает   у   детей   новые   стимулы   учения,   т.е. вовлекает их в общий труд учения, создает ситуацию успеха, движения вперед, обеспечивает совместную   деятельность   учителя   и   обучающихся.   Эта   деятельность   позволяет интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, создавая при этом новые идеи.[5]  Учебно­исследовательская   деятельность   –   это   творческий   процесс   взаимодействия учителя   и   ученика   по   поиску   решения   неизвестного,   в   результате   формирует   развитие исследовательской   позиции   к   миру,   к   самому   себе,   к   другим,   также   формирует мировоззрение.   Исследовательская   деятельность   ставит   учащегося   в   ситуацию,   когда   он вынужден   самоопределяться,   проектировать   собственную   предметную   деятельность, продумывать и организовывать   условия ее осуществления, что способствует культурному самоопределению,   Совместная   исследовательская деятельность   обеспечивает   приобретение   учеником   культурно­компетентностного   опыта, овладение базовыми компетенциями: учебно­познавательной, креативно­преобразовательной, 1   самоидентификации   учащегося. коммуникативной, личностного самоопределения и самосовершенствования, рефлексионной в ситуации неопределенности. Одним   из   направлений   нашей   работы   является     выявление   одаренных   детей, приобщение их к учебно­исследовательской деятельности и ориентация на выбор будущей профессии. [4] Организация   исследовательской  деятельности   рассматривается  сегодня  как  мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе. Помимо учебных целей и задач, современное образование ставит перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности. Проектно­исследовательская   деятельность   помогает   формировать   творческую личность,   стимулирует   активность,   целеустремлённость   школьников,   таким   образом, помогает решению главных задач современной школы – раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире.  Уже   не   первый   год   исследовательская   деятельность   является   одним   из   ключевых направлений   в   моей   работе.   Организацией   проектной,   исследовательской     деятельности занимаюсь     более     8   лет.  Учащимися   разрабатываются   творческие,   исследовательские, информационные   проекты   по   информатике   и   информационным   технологиям.  Со   своими исследовательскими   проектами   мои   ученики   участвуют   в   районных,   городских   и региональных  конкурсах и побеждают.  Для   организации   проектной   и   исследовательской   деятельности   я   использую   свой личный сайт  https://podov.jimdo.com. (в разделе учащимся ­ проектная деятельность ­ …) На сайте   учащиеся могут узнать о том, что такое проект и   скачать электронный учебник. В приложении   1   представлена   типология   учебных   проектов.   Также   в   разделе   «проекты учащихся»   представлены   некоторые   различные   по   форме   проекты,   выполненные   моими учащимися.  Одним   из   таких     больших   проектов,   выполненных   учащимися   под   моим руководством, является проект – музейный уголок «Славная летопись школы №6», целью которого было    создание виртуального музея школы. В процессе работы над   проектом, на основании проведенного обзора   литературы,     учащимися     анализировались конструкторы сайтов,   разрабатывалась   структура   сайта   музея   школы,     все   экспонаты   музея     были переведены в электронный вид. (сканировали, фотографировали и тд), создается виртуальный музей школы. Продукт проектной деятельности – виртуальный музей школы https://museum­ school6.jimdo.com. Также  при  проведении  групповой  научно­исследовательской  работы  я   применяю облачные технологии, использование которых  имеет ряд преимуществ, таких как:  – наличие интерактивного учебного процесса;  –   соблюдение   авторского   права   в   процессе   сбора   и   анализа   информации   к   научно­ исследовательской работе;  – возможность для обучающихся и преподавателей работать дистанционно.  В облаке есть папка проектная деятельность, где можно хранить материалы, которые будут доступны всем участникам проекта. В чем главное отличие  проектной и исследовательской деятельности? В результате работы над проектом, мы получаем продукт – это может быть презентация, газета, книга,  сайт, видеофильм, и тд. Проекты могут быть и без исследования. Принципиальное   отличие   исследования   от   проектирования   состоит   в   том,   что исследование не предполагает создания какого­нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование ­ это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один   из   видов   познавательной   деятельности.   Исследование   ­   это   поиск   истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь  не всегда знает, что принесет ему 2 сделанное в ходе исследования открытие. Проектирование  же решение определенной, ясно осознаваемой задачи. В процессе работы над исследованием у учащихся формируются умение анализировать и обобщать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы, самостоятельно подбирать литературу, составлять библиографию, готовить тезисы, рефераты.  Содержание исследовательской компетенции:  Совокупность знаний определенной области;  Умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез;  Умения ставить цель и планировать действия;  Умение осуществлять сбор и анализ необходимой информации;  Умение выбирать наиболее оптимальные методы;  Умение выполнять эксперимент;  Умение представлять результаты исследования;  Способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности Этапы исследования: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Опыт   показывает,   что   результат   исследовательской   работы   во   многом   зависит   от Постановка проблемы Выбор темы исследования Формулировка цели исследования Определение задач и методов исследования Сбор материала Анализ и обобщение собранного материала Выводы правильного выбора темы: ­тема   должна   быть   интересной   ребенку,   должна   увлечь   его.   Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам взрослым, не даст должного эффекта. Так ребята, увлеченно занимающиеся  хореографией, выбирают тему «Искусство танца», где хотят рассказать об истории развития и основных видах этого искусства. Ребята, увлеченные компьютерами, выбирают темы по информатике и информационным технологиям: «Безопасный   Интернет»,   «Технология  WIMAX»,   «Сравнение   программ   для   оптического распознавания символов», «Программа для анализа успеваемости учащегося» и т.д. ­тема   должна     быть   выполнима,   решение   ее   должно   быть   полезно   участникам исследования. Стоит предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания.     ­тема   должна   быть   оригинальной,   в   ней   необходим   элемент   неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти   нечто   необычное,   но   и   как   способность   нестандартно   смотреть   на   традиционные предметы и явления.   ­тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для   ее   решения.   Одна   и   та   же   проблема   может   решаться   в   ходе   собственной исследовательской практики разными возрастными группами на разных этапах обучения. [1] Еще   одним   важным   аспектом   в   исследовательской   работе   является  поиск   вариантов решения   и   сбор   материала.  Естественно,   что   способы   решения   во   многом   зависят   от выбранной   темы.   Учителю,   во­первых,   надо   помочь   детям   найти   все   пути,   ведущие   к 3 достижению цели. Затем выделить из них общепринятые, общеизвестные, нестандартные и альтернативные. Выбор источников для сбора материала также во многом зависит от формулировки темы.   Но   сама   актуализация   поиска   новой   информации   создает   прекрасную   почву   для привлечения   ребенка   на   основе   его   собственных   исследовательских,   познавательных потребностей к работе с разными источниками и средствами. Следующий   этап   исследовательской   работы   –  обобщение   полученных   данных   и подготовка к представлению результатов. Учитывая специфику предметов, важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, были выполнены  с учетом разработанных требований к их написанию в рамках ежегодных школьных, районных и городских НПК старшеклассников, но и эстетическим требованиям.   Последним и наиболее важным этапом является защита результатов исследования. Без   него   исследование   не   может   считаться   завершенным.   О   выполненной   работе   надо   не просто рассказать, её,  как и всякое настоящее исследование, надо защитить.[3]  Естественно, что защита исследовательской работы должна быть публичной, с привлечением, как авторов других   проектов,   так   и   зрителей.   В   ходе   защиты   ребенок   учится   излагать   добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится  доказывать свою точку зрения. Практика   проведения   учебных   исследований   может   рассматриваться   и   как   особое направление   внеклассной   работы,   тесно   связанное   с   основным   учебным   процессом   и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний. Эта работа может иметь и локальный и фронтальный характер. Ее можно проводить индивидуально, с группой учащихся, в процессе основных занятий.[2] Структура исследовательской работы имеет следующий вид: Название темы Краткое обоснование актуальности Объект, предмет исследования Цель исследования Гипотеза Задачи исследования Методы исследования Теоретическая часть исследования Собственно исследование Выводы Приложения            Существуют следующие методы исследования: Теоретические: анализ, синтез, сравнение, аналогия, индукция и дедукция, составление библиографии, реферирование, конспектирование, цитирование, моделирование. Эмпирические:   наблюдение,   беседа,   анкетирование,   интервьюирование,   опрос, тестирование, измерение.  Экспериментально­теоретические:   эксперимент,   лабораторный   опыт,   анализ, моделирование, исторический, логический, синтез, индукция, дедукция, гипотетический. Оформление научно­исследовательской работы: 1. Введение (2­3 стр.) включает в себя: • формулировку темы; • актуальность исследования; • проблему исследования; • объект, предмет, цель, задачи, гипотезы; 4 • методы исследования; • этапы исследования, структуру исследования; его практическую значимость; • краткий анализ литературы. 2. Основная (содержательная) часть работы может содержать 2­3 главы • глава 1 содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; • главы 2­3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента; • каждая глава завершается выводом. 3. Заключение • не должно дословно повторять выводы по главам; • в заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации; • отмечается степень достижения цели; • отмечаются перспективы дальнейших исследований. 4. Оформление списка литературы. Каждая книга списка должна быть описана в соответствии с ГОСТом.  При написании исследовательских  работ учащимся часто приходится обращаться к цитированию работ различных авторов, использованию статистического материала. В этом случае необходимо оформлять ссылку на тот или иной источник.  Исследовательская работа учащихся организуется как на   уроках, так и во внеурочное время.   Одной   из   последних     исследовательских   работ   моих   учащихся   ­   «QR­   коды.   Их создание и применение». Цель  данной работы была ­ изучить  способы создания  QR кодов. В результате   работы   учащиеся   провели   исследование,     рассмотрели   4   онлайн   ресурса   по созданию QR кодов и 1 программу, составили сравнительную характеристику, зашифровали пословицы различными QR­кодами. Перед   тем   как   приступить   к   исследовательской   работе   часто   учащиеся   проводят тестирование.   Оно   может   проходить   в   различной   форме.   После   чего   учащиеся   строят диаграммы для представления своих результатов тестирования.  Для организации тестирования я предлагаю  использовать следующий ресурс –  https://docs.google.com/forms/  (Приложение 2) Преимущества данного сервера:  Тонкие настройки. Выбор типов вопросов ­ от простых текстовых полей до сложных шкал   и   сеток.   Добавление   в   форму   видеороликов   и   фотографий.   А   ещё   можно настроить форму так, чтобы респонденты попадали на разные страницы в зависимости от того, какой вариант ответа выберут.  Формы можно с легкостью создавать, редактировать и заполнять как на компьютере, так и на мобильных устройствах.  Результаты и статистика. Статистику ответов, в том числе в виде диаграммы, можно найти прямо в форме, а ответы респондентов ­ в автоматически созданной таблице Google. Заключительным   этапом   в   исследовательской   работе   стала   проведённая   с   Обучающиеся обучающимися   рефлексия   с   применением   сервиса  http://wordcloud.pro  записывают свои мысли и эмоции, оставшиеся после проделанной исследовательской работы в форме простых словосочетаний, а данный сервис генерирует их мысли в облако слов. Проектно­исследовательская   деятельность   помогает   формировать   творческую личность,   стимулирует   активность,   целеустремлённость   школьников,   таким   образом, помогает решению главных задач современной школы – раскрытию способностей каждого 5 ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире.  Литература. 1. А.И.Савенков. ­ Москва: Сентябрь,     2001.   С. 208 ­ (Библиотека журнала "Директор школы"; Вып.1). ­ Приложения: С.187­205 2. Васильев   В.   Проектно­исследовательская   технология:   развитие   мотивации.   – Народное образование. – М., 2000, № 9, С.177­180. 3. Дереклеева Н. И. Научно­исследовательская работа в школе. М., Вербум, 2001 г.С.42 4.  Жарова, Л. В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя: [пособие для студентов пед. ин­тов и учителей] / Л. В. Жарова. ­ М.: Просвещение, 1993. С. 203   5. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К.   Гребенкиной;   Л.А.   Байковой.­   3­е   изд.,   испр.   и   доп.­   М.:   Педагогическое общество России, 2001. С. 256 6. Селько   Г.К.   Современные   образовательные   технологии.   –   М.,   “Народное образование”, 1998. С. 256 7. Сергеев   Н.К.   Особенности   организации   и   содержания   научно­исследовательской деятельности. – М., 1993.С.30 Приложение 1. 6 Приложение 2. 7

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2019