Участники: классные руководители 1-11-х классов.
Цель: способствовать расширению и углублению представлений классных наставников о воспитательной системе класса, путях и способах её моделирования.
Подготовительная работа
1. Проведение на предыдущем занятии методического объединения классных руководителей лекции «Воспитательная система класса».
2. Ознакомление педагогов с уже существующими в воспитательной практике моделями систем воспитания учащихся в классе.
3. Изготовление маршрутных листов (6-8 экземпляров) для педагогов, участвующих в работе проектной мастерской.
Проектная мастерская.
Моделирование воспитательной системы класса
Участники: классные руководители 111х классов.
Цель: способствовать расширению и углублению
представлений классных наставников о
воспитательной системе класса, путях и
способах её моделирования.
Подготовительная работа
1. Проведение на предыдущем занятии методического
лекции
руководителей
объединения
«Воспитательная система класса».
классных
2. Ознакомление педагогов с уже существующими в
воспитательной практике моделями систем воспитания
учащихся в классе.
3. Изготовление маршрутных листов (68 экземпляров) для
педагогов, участвующих в работе проектной мастерской
(прилагается).
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на доске пишется тема заседания методического
объединения классных руководителей;
б) для каждой из трёх групп конструкторов и трёх групп
экспертов оборудуется рабочее место (одиндва стола,
необходимое количество стульев, бланк маршрутного листа,
ручки, фломастеры, бумага для записей, табличка с названием
группы).
Ход работы мастерской
1.
Участники мастерской занимают свои рабочие места, тем
самым в зале образуются три группы конструкторов – классных
руководителей 14х (первая группа), 59х (вторая группа), 1011
х классов (третья группа) и три группы экспертов для анализа и
оценки результатов конструкторской деятельности.
1.
Мастер, роль которого выполняет заместитель директора
школы по воспитательной работе или руководитель методического
объединения, информирует классных руководителей о цели и
этапах работы мастерской.
1.
Проектным группам предлагается в течение 57 минут
составить краткую психологопедагогическую характеристику
класса (конкретного или избранного произвольно).2.
Руководители
групп
поочередно
зачитывают
составленные характеристики.
2.
Конструкторские группы выполняют второе задание –
определить цель и задачи воспитательной системы, принципы и
перспективы жизнедеятельности коллектива класса. В это время
экспертные сообщества осуществляют экспертизу характеристик,
составленных конструкторами.
Руководители
групп экспертов кратко
информируют о результатах экспертизы. После их
выступлений мастер называет типичные ошибки, которые
допускаются при составлении характеристик:
6.
недостаточно четко описаны преобладающие ценности и
интересы учащихся;
информация о классе не носит личностно
ориентированный характер;
-
нет сведений о родителях и друзьях класса;
не представлены достоинства, недостатки и проблемы
жизнедеятельности класса и воспитания его членов;
не изложены результаты психологопедагогической
диагностики.
7. Представители конструкторских групп докладывают о
выполнении второго задания.
8. Группы конструкторов в течение 1015 минут
описывают механизм функционирования воспитательной
системы класса, а эксперты анализируют и оценивают
результаты выполнения второго задания.
9. Руководители экспертных групп высказывают
оценочные суждения о моделях функционирования
воспитательных систем классов. Их суждения дополняет
мастер информацией об основных ошибках, допускаемых
педагогами при описании механизма воспитательной
системы. К ним он предлагает отнести следующие:
не сформулирована ключевая идея воспитательной системы,
нет её названия;
содержание цели не связано с процессом развития
детей, недостатками и проблемами в жизни класса;
нереалистичность целевых ориентиров;
задачи не соответствуют цели;
цель и задачи не являются диагностичными;
смешение «жанров» формулировки принципов,
неоправданное их копирование; несоответствие перспектив возрасту учащихся и
уровню развития коллектива;
10.
отсутствие опоры на теорию воспитания.
Конструкторские группы знакомят участников
мастерской со своими представлениями о механизме
функционирования и построения воспитательной системы класса.
11.
Группы конструкторов выполняют последнее, четвертое
задание определить критерии и способы изучения эффективности
воспитательной системы класса, а эксперты проводят экспертизу
результатов выполнения конструкторами предыдущего задания.
12.
Руководители экспертных групп высказывают оценочные
суждения о моделях функционирования воспитательных систем
классов. Их суждения дополняет мастер информацией об основных
ошибках, допускаемых педагогами при описании механизма
воспитательной системы. К ним он предлагает отнести следующие:
не выделен приоритетный вид (направление) деятельности;
не обозначены его связи с другими видами деятельности;
не представлены системоинтегрирующие формы организации
(воспитательный комплекс,
воспитательного процесса
социальнопедагогический проект, целевая программа);
слабо отражены отношения в коллективе, внутренние и
внешние связи системы;
не описана роль классного самоуправления.
13.
Лидеры групп конструкторов докладывают о
результатах выполнения последнего задания. Мастер называет две
типичные
диагностико
результативного компонента воспитательной системы класса:
проектировании
ошибки
при
1) несоответствие
критериев
целям и
задачам
воспитательной системы;
2) в диагностический инструментарий не включаются
психологопедагогической
методики
современные
диагностики.
14. Подводятся итоги работы проектной мастерской.
Рекомендуемая литература
1. Михайлова Л.В. Воспитательная система класса «Зажги
свою звезду». // Классный руководитель. – 2006. – №4.
2. Степанов Е.Н. Воспитательная система класса.
//
Классный руководитель. – 2006. – №4.
3. Степанов Е.Н. Воспитательная система класса: теория и
практика. – М., 2005.4. Яковлева Л.А. Воспитательная система класса «Звонница».
// Классный руководитель. – 2006. – №4.
Маршрутный лист игровой группы
Этапы
работы
мастерской
I
II
III
Разделы концепции
воспитательной
системы
Краткая
1.
психолого-
педагогическая
характеристика
класса (группы)
2. Цель и задачи
воспитательной
системы.
3.
перспективы
жизнедеятельности
коллектива
(группы)
4.
Механизм
функционировани
я и построения
воспитательной
системы
Принципы и
класса
Конструируемые
компоненты воспитательной
системы
I. Индивидуальногрупповой:
классный руководитель (воспитатель);
учащиеся;
родители;
педагоги и другие взрослые
II. Ценностноориентационный:
название воспитательной системы;
цели и задачи воспитания;
принципы построения воспитательной
системы и жизнедеятельности класса;
перспективы жизнедеятельности
классного сообщества
III. Функционально
деятельностный:
системообразующий вид
деятельности;
формы и способы организации
совместной деятельности и общения;
основные функции системы;
педагогическое обеспечение и
самоуправление жизнедеятельностью
классного сообщества
IV. Пространственновременной:
эмоциональнопсихологическая,
духовнонравственная и предметно
материальная среда;
внешние связи и отношения
коллектива;
место и роль класса в воспитательной
системе школы;
этапы развития воспитательной
системыIV
Критерии и
5.
способы изучения
эффективности
воспитательной
системы
V. Диагностикоаналитический:
критерии эффективности
воспитательной системы;
методы и приемы изучения, анализа и
оценки её результативности