Проектная работа « Разработка экскурсии по улицам с музыкальными названиями в Липецке»

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 07.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

О нашем городе часто говорят, что Липецк - город металлургов, город - курорт, город авиаторов. Но нигде мне не встретилось определение, что это город музыкантов. Но в ходе работы над этим проектом, я выяснил, что в названиях улиц нашего города запечатлена история русской и советской музыки 19- 20 веков. В данном проекте мы хотим рассказать об истории таких улиц, и тех, в честь кого они названы. Традиции увлечения музыкой у жителей нашего города уходят в начало 19 века. Курзал липецкого курорта в прошлом– центральная сцена Липецка Особую роль в привлечении посетителей играл и курзал липецких минеральных вод. В курзале находился концертный зал, который более 100 лет являлся лучшим концертным залом в городе. Вокзал и бювет соединялись крытым коридором, по которому отдыхающие, попив воды, в плохую погоду могли пройти в вокзал послушать музыку. К фасаду, обращенному к Нижнему парку, была пристроена крытая терраса, где располагалась «ресторация» для любителей пообедать в компании. В 19 веке начался расцвет русской музыки. Появилась плеяда композиторов, которые создали выдающихся опер, балетов, симфонических и камерных произведений. Это Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Чайковский и другие. Все они стали популярными не только в нашей стране - произведения этих композиторов исполняются во всем мире. В этой главе рассказ о композиторах, увековеченных в названиях улиц , строится в хронологическом порядке. Но сначала познакомимся с Музыка́льной у́лицей — это исчезнувшая улица в Советском округе Липецка. Проходила в Сырском от Исполкомовской улицы до улицы Ударников..Первоначальное название — Первома́йская у́лица. 27 ноября 1964 года получила нынешнее (условное) имя при переименовании всех улиц в посёлке Сырском, имевших «тёзок» в остальной части Липецка (в городе уже существовала Первомайская улица). Окончательно улица исчезла в конце 1990-хДокумент Microsoft Office Word (.docx)
Иконка файла материала Улицы Липецка с музыкальными названиями.docx
МБОУ  Гимназия № 12  город Липецк    « Разработка экскурсии по улицам с музыкальными названиями в Липецке»                                                                 Проектная работа Выполнил: учащийся 7Б класса Колесников Данил Руководитель: Водопьянова Т.М.                                                    2017Цель работы: Изучение  истории появления улиц с музыкальными названиями в Липецке Выяснение информации о музыкантов, в честь которых названы улицы Составление  маршрута экскурсии  Создание обобщения в виде исследовательской работы и видео фрагментов к ней Задачи: Прививать любовь к Родине, к родному городу, уважительное отношение к её истории. Продолжать формирование знаний о родном городе, его историческом аспекте. Обобщить материал в виде экскурсионного маршрута Актуальность исследования: О Липецке написано много исследований и статей, но они мало затрагивают музыкальную  историю нашего города Формулировка проблемы: В обычной жизни мы часто привыкаем к названиям улиц , остановок транспорта.  «Музыкальный маршрут» может помочь  вспомнить  и лучше представить себе личности  великих русских музыкантов Выдвижение гипотезы: Экскурсия по улицам с музыкальными названиями в Липецке может расширить культурный кругозор школьников  Ожидаемые результаты: Эта проектная работа  поможет помочь  лучше представить себе личности великих русских музыкантовМетоды реализации: Систематизация и анализ материалов и источников Написание исследовательской работы Создание демонстрационного видео ролика Подготовка к презентации исследовательского материала. В работе были использованы текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет Итоговый материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT.  Иллюстрированный материал для презентации основан на ресурсах сети Интернет Проверь номера страниц Содержание Введение ……………………………………………………………………...4 Глава I.  Улицы в честь русских композиторов 19 века…………………….5 Глава. II. 1  Улицы в честь композиторов 20 века………………………….10 Г. II.2. Составление маршрута экскурсии……………………………………12  Выводы…………………………………………………………………………22 Приложение.......................................................................................................... 23Пусть звездной порою  Липчанам приснится,  Сон весь раскрашенный в яркие краски.  Парит в синем небе как гордая птица,  Прекрасный наш город  И быль в нем и сказка.  В. Климов Введение     О нашем городе  часто говорят, что Липецк ­ город металлургов, город ­ курорт, город  авиаторов. Но  нигде мне  не встретилось определение, что  это город музыкантов. Но в  ходе работы над этим проектом, я выяснил, что в названиях улиц нашего города  запечатлена история русской и советской музыки 19­ 20 веков. В данном проекте мы хотим рассказать об истории  таких улиц, и тех, в честь кого они названы.  Традиции увлечения музыкой у жителей нашего города уходят  в начало 19 века. Курзал   липецкого курорта в прошлом– центральная сцена Липецка  Особую роль в привлечении  посетителей играл и курзал липецких минеральных вод. В курзале находился концертный  зал, который более 100 лет являлся лучшим концертным залом в городе. Вокзал и бювет  соединялись крытым коридором, по которому отдыхающие, попив воды, в плохую погоду  могли пройти в вокзал послушать музыку. К фасаду, обращенному к Нижнему парку, была  пристроена крытая терраса, где располагалась «ресторация» для любителей пообедать в  компании.В прекрасном курзале играли оркестры Можайского пехотного и Астраханского лейб­ гренадерского полков. В 1900 году в курзале Липецка состоялся концерт симфонического  оркестра из Петербурга, дирижировал господин Роминг, учившийся в Берлине у  знаменитого профессора Иохима. В 1901 году город посетил оркестр Велико­Луцкого  полка из Тулы под управлением свободного художника Венской и Санкт­Петербургской  консерваторий Н.С. Подкаминера. Большим событием в жизни города были приезды  оперных трупп. Об одном вечере «сезонный листок» сообщает в 1891 году: «Давались  «Евгений Онегин» Чайковского и «Демон» Рубинштейна. Никогда, вероятно, курзал не  вмещал в себя такое количество публики, желавшей услышать оперу. Роль Евгения и  Демона исполнил баритон императорских театров Яковлев. Роль Татьяны и Тамары ­  примадонна Эйген. Своими голосами и превосходным исполнением они приводили публику в восторг».  В курзале в 1869 году давал благотворительный концерт русский пианист Н.Г.  Рубинштейн. Присутствовавшие на этом концерте пишут о том, какое незабываемое  впечатление произвели на них «удивительные и потрясающие звуки концерта»  выдающегося русского музыканта, директора Московской консерватории, друга  П.И.Чайковского. Он дал благотворительный концерт в пользу бедных на их лечение. На  курорте был даже создан специальный «рубинштейновский фонд», из средств которого в  течение двух лет лечились неимущие больные. Благотворительные концерты на Липецком  курорте были не редкостью. Большую сумму, например, пожертвовали со сбора от своих  концертов профессор Московской консерватории скрипач Дулов. Певцы императорской  оперы Таирова и Михайлов­Стоян.  Концерты и представления заезжих певцов, музыкантов и  артистов    являлись весомым вкладом в музыкальную культуру города, но и среди  местных жительниц Липецка, по свидетельству директора Липецких минеральных вод  доктора медицины Н.Н.Макшеева, оставленному в справочнике 1900 года, были ученицы  консерватории, пианистки и певицы с большими и прекрасно разработанными голосами. А  вот что вспоминают современники о курзале: «В Липецке существует одно большое  курортное или сезонное общество. Все между собой по большей части знакомы, что  устанавливается через домовладельцев, у которых квартируют, или на танцевальных  вечерах. На танцевальных вечерах общество сближается, объединяется и вновь прибывший  сейчас же делается его членом. Дирижирует танцами кто­то из общества. Танцы  продолжаются 3 часа от 9 до 12 и бывают очень оживленными».[7]«Курзал – каменное  одноэтажное здание. К фасаду, обращенному в сад, пристроена широкая крытая терраса,  на которую ведут три лестницы. В курзале обедают многие для компании. Около трех­четырех часов все столики бывают заняты. Всякий старается занять место на краю террасы, а некоторые устраиваются на площадке перед курзалом». [8].Здание курзала находилось в  Нижнем парке напротив зала  Камерной музыки,  и было снесено в 1996 году. Но на карте  нашего города  сегодня несколько десятков «музыкальных названий». Мне кажется  интересным предложить вариант воображаемой экскурсии по музыкальному Липецку. Глава I.  Улицы в честь русских композиторов 19 века В 19 веке начался расцвет русской музыки. Появилась плеяда композиторов, которые  создали выдающихся опер, балетов, симфонических и камерных произведений. Это Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Чайковский и другие. Все они стали популярными  не только в нашей стране ­ произведения этих композиторов исполняются во всем мире. В  этой главе рассказ о композиторах, увековеченных в названиях улиц , строится в  хронологическом порядке. Но сначала познакомимся с  Музык льной  лицей —  это  исчезнувшая улица в Советском округе Липецка. Проходила в Сырском от  аа уа Исполкомовской улицы до улицы Ударников..Первоначальное название — Первом йская  уа лица.  27 ноября 1964 года получила нынешнее (условное) имя при переименовании всех  улиц в посёлке Сырском, имевших «тёзок» в остальной части Липецка (в городе уже  существовала Первомайская улица). Окончательно улица исчезла в конце 1990­х.  . аа Уа 1. лица Даргом жского — небольшой проезд в Октябрьском округе Липецка. Проходит в Диком между Депутатской улицей и улицей Володарского от дома № 2а за Фруктовый  ыа переулок. Пересекает Вишнёвый переулок. Получила своё имя 13 мая 1958 года в честь  композитора А. С. Даргомыжского. Будущий композитор родился 14 февраля 1813 г. в селе Троицком (ныне в Тульской  области) в дворянской семье. Получил разностороннее домашнее образование. Решение  молодого Даргомыжского посвятить себя музыке в значительной мере вызвано  знакомством с М. И. Глинкой в 1835 г. Под влиянием Глинки он стал работать над первой  оперой «Эсмеральда» (1847 г.) по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». В 40­х гг. были также написаны романсы «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Я вас любил»  (на стихи А. С. Пушкина), «Мне грустно» (на стихи М. Ю. Лермонтова) и др.Настоящий успех принесла Даргомыжскому созданная в 1855 г. опера «Русалка» на сюжет  пушкинской поэмы, музыка которой отличается глубоким психологизмом. В 1859 г. композитор был избран членом комитета Русского музыкального общества, а в  1867 г. стал председателем его петербургского отделения. В своём позднем творчестве он обратился к поэзии П. Ж. Беранже («Старый капрал»,  «Червяк» и др.). Последние годы жизни Даргомыжский работал над оперой «Каменный гость» по одной из  «маленьких трагедий» Пушкина. Он трудился с упоением, но так и не успел закончить  сочинение. Завершил оперу Ц. А. Кюи, а инструментовал Н. А. Римский­Корсаков.  «Каменный гость» был поставлен в Петербурге в 1872 г. Использование в музыке этой  оперы интонаций обычной бытовой речи (метод так называемого интонационного реализма) явилось смелым новаторством и дало толчок для дальнейшего развития оперного жанра. 2.Балакирева Переулок — переулок в Октябрьском округе Липецка. Проходит от улицы  Ульяны Громовой до школы № 72 (ул. Юных Натуралистов, 12а) между Яблочкина  переулком и улицей Юных Натуралистов.Переулок Образован 1 июля 1958 года. Назван в  честь русского композитора М. А. Балакирева (1836/1837—1910). Милий Балакирев родился в семье титулярного советника Алексея Константиновича  Балакирева (1809—1869).В детском возрасте первоначальные уроки игры на фортепиано  давала мать. В 10­летнем возрасте на летних каникулах его отвезли в Москву, где за 10  уроков у Александра Дюбюка он усвоил правильные приёмы фортепианной игры. В  Нижнем Новгороде музыкальные занятия он продолжал у пианиста и дирижёра — Карла  Эйзериха. Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев, просвещённый дилетант,  меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Окончив Нижегородский дворянский институт (1849—1853), он два года (1853—1855)  состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета.  В  Казани Балакиревым написаны: фортепианная фантазия на мотивы из «Жизни за Царя»,  первый романс: «Ты пленительной неги полна» (1855) и концертное Allegro. В 1855 году Балакирев уехал вместе с Улыбышевым в Петербург, где встретился с М. И.  Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки внациональном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан главным  образом самому себе. В 1855 году он впервые выступил перед петербургской публикой в  качестве виртуоза­пианиста. 18 марта 1862 года он вместе с Гавриилом Ломакиным  основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую под императорским  покровительством. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми  пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми — Милий Балакирев. В 1866 году Милий  Балакирев был приглашен в Прагу — заведовать постановкой опер Михаила Глинки  «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева  и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила». С осени 1867 года до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими  концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 году вместе с  Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа, а  также оркестровые сочинения русских композиторов: Римского­Корсакова, Бородина,  Мусоргского и других. Рубинштейн пригласил его в московскую консерваторию, однако  Балакирев посчитал, что не может занимать место профессора, не имея для того  достаточно систематизированных музыкальных знаний, «а всё, что знает, усвоил из  музыкального навыка и по догадке» В 1870­х годах Балакирев был отстранён от руководства симфоническими собраниями  РМО в Петербурге, отошёл от музыкальных занятий и для заработка устроился рядовым  служащим на Варшавской железной дороге. Возвращение к музыкальным и общественным  делам произошло только в конце 1870­х годов. В 1881 году он вновь возглавил  музыкальную школу. В 1883 году Балакирев был назначен заведовать придворной певческой капеллой.  Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была  разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая  Римского­Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов.  Особое  внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле. Это оказало  благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие потери голоса должны были  прекратить свои занятия в хоре. Им предоставлялась возможность нового заработка, так  как они оставались в привычной для них среде, и отпадала необходимость в поиске себе  занятий в какой­либо другой, чуждой для них специальности.Похоронен Балакирев на Тихвинском кладбище Александро­Невской лавры .Он написал  несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно  выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из  увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856); две увертюры на русские темы,  из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862  году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде; увертюра на испанскую  тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная в 1­й раз в  концерте Бесплатной музыкальной школы, в 1882 году. Из фортепианных сочинений,  Балакирева известны: две мазурки (As­dur и h­moll), скерцо, фантазия «Исламей» на  восточные темы (1869); им же переложены для фортепиано в две руки: «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко  второй части «La Fuite en Egypte» сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена  (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская»,  «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки. Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни  («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Наступление»,  «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия»,  «Грузинская песня» и проч.) — числом 20 (по другим данным 43. Видимо, основная часть  текста — прижизненная, составленная в промежутке между 1882 и 1895 годами.) аа Уа 3. лица Ст сова — улица в Правобережном округе Липецка. Проходит в Сокольском от  улицы Пожарского в северо­восточном направлении (между улицами Бородинской и  Литейной). Пересекает улицу Карбышева. Вошла в состав Липецка вместе с селом Сокольским 15 июня 1960 года. Прежнее название  уа аа —  лица Труд . 29 июля 1960 года получила нынешнее имя в честь русского  художественного и музыкального критика В. В. Стасова (1824—1906) Стасов, Владимир Васильевич (1824–1906), русский музыкальный и художественный  критик. Он не был композиторов, но по его совету Балакирев, Бородин, Мусоргский,  Римский – Корсаков и Кюи создали свои лучшие музыкальные произведения.Родился в  Петербурге 2 (14) января 1824 в семье архитектора Василия Петровича Стасова (1769– 1848); брат В.В.Стасова – адвокат Дмитрий Васильевич Стасов (1828–1918). Окончил в  1843 Училище правоведения, обучался игре на фортепиано у известного педагога А .Л.  Гензельта. Служил в Сенате, в министерстве юстиции. С 1856 работал в Публичнойбиблиотеке (ныне Российская национальная библиотека, РНБ) в Петербурге, с 1872 до  конца жизни заведовал ее художественным отделом. На этом посту постоянно  консультировал писателей, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства,   композиторов.  Уа уа  4.   лица М соргского — улица в Правобережном округе Липецка. Проходит от улицы  Гагарина до улицы Качалова между улицей Нестерова и переулком Попова). Образована 21 мая 1957 года в посёлке чугунолитейного (ныне трубного) завода. Названа в честь великого русского композитора М. П. Мусоргского (1839—1881.Среди великих русских  композиторов, знаменательно имя Модеста Петровича Мусоргского. Произведения его  пропитаны лирикой русской народной песни. Композитор считал, что музыка является  частью национального самосознания народа. Модест Петрович  Мусоргский был членом  «Пятерки» русских композиторов, «Могучей кучки», как их тогда называли. Стоит  отметить, что он был самым ярким представителем этого объединения. Он родился в семье помещика 9.(21).03.1839 года. Жили неплохо, но и не бесились с жиру. В семье, до его  рождения уже были дети. Двое умерли еще в младенчестве. Остались только он и еще один  брат. Модест был младшим, поэтому мать его особенно горячо любила, уделяла ему много  внимания и отдавала ему все свое материнское тепло. Мать начала обучать его в раннем  возрасте игре на пианино. Когда Модесту исполнилось 10 лет, он и его брат переехали в  столицу Российской Империи ­ Санкт­Петербург, для обучения в военном училище. В 17  лет он окончил училище, и был назначен лейб­гвардии Преображенский полка. Карьера  складывала удачно, Мусоргскому светило хорошее военное будущее, но…   Он подает в  отставку. Незадолго до отставки, один из его сослуживцев познакомил Модеста Петровича с известным музыкальным деятелем Даргомыжским. Позже он уже сам познакомился с  Балакиреевым и Кюи, и вот так образовалась «Могучая кучка».Теперь Модест Мусоргский начинает пробовать себя в амплуа композитора. Сначала он обращает свой взор к роману  «Саламбо». Этот роман рассказывает об истории Карфагена. К сожалению, ему в итоге не  удалось написать стоящую оперу. Позже, по совету Даргомыжского, решил написать оперу  в юмористическом стиле – вышла «Женитьба». Опера имела определенный успех, коллеги  восхищались смелостью Модеста Петровича ставить творческие эксперименты. Но он все  же решил, что с экспериментальным творчеством лучше не связываться. Пройдет немного  времени, и находящийся в творческом поиске Мусоргский, обратит внимание на «Бориса  Годунова». В 1869 году он закончит оперу «Борис Годунов». К сожалению, театрыотвергли первую редакцию оперы, композитору пришлось работать заново. Вторая  редакция «Бориса Годунова» пошла на «ура!», ценители были в восторге. оа иа Уа 5. лица Р мского­К рсакова — улица в Правобережном округе Липецка. Проходит на  Соколе параллельно Демократической улице от территории ООО «Липецкрыба» до  Северной улицы. Пересекает улицу Ковалёва. Образована 11 февраля 1958 года. Названа в честь русского композитора Н. А. Римского­ Корсакова (1844—1908). Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с  детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской  корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил. Знакомство в 1861 г. с М. А.  Балакиревым и его кружком имело огромное значение для дальнейшего развития таланта  композитора. Однако в 1862 г. по окончании Морского корпуса Римский­Корсаков  отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз». По  возвращении в 1865 г. Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы  во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева. Его  первым крупным сочинением стала Первая симфония (1865 г.). Затем появились  «Увертюра на русские темы» (1866 г.), «Сербская фантазия» (1867 г.), симфоническая  картина «Садко» (1867 г.), Вторая симфония («Антар», 1868 г.), ряд ярких поэтичных  романсов (всего композитором написано 79 романсов). Успех этих сочинений был столь велик, что в 1871 г. Римского­Корсакова пригласили в  Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного  сочинения. В 1873 г. Николай Андреевич окончательно оставил службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота (которую занимал вплоть до её  ликвидации в 1884 г.), совмещая её с профессорскими обязанностями в консерватории. Главным жанром в творчестве композитора стала опера. Свою первую оперу  «Псковитянка» он написал в 1872 г. В 1879 г. появилась «Майская ночь» на сюжет Н. В.  Гоголя. В 1881 г. Римский­ Корсаков создал, пожалуй, самое вдохновенное своё  произведение — оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А. Н. Островского. После опер «Млада» (1892 г.) и «Ночь перед Рождеством» (1895 г.) композитор вновь  обратился к былинным образам. Так была написана опера «Садко» (1896 г.), которая сразу  получила широкую известность и популярность.Римский­Корсаков стал основоположником жанра оперы­сказки. Заслуги его как педагога  также велики. Николай Андреевич воспитал около 200 композиторов, среди которых А. К.  Глазунов, А. С. Аренский, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев. Римский­Корсаков — автор учебника «Основы оркестровки», двух учебников по  гармонии, многочисленных музыкальных статей. Умер 21 июня 1908 г. в усадьбе Любенск    оа Уа 6. лица Чайк вского — улица в Правобережном округе Липецка. Проходит в посёлке  Студёновского рудоуправления параллельно улице Щорса от переулка Лузана в сторону  Гранитной улицы, затем поворачивает в обратном направлении и тянется до дома № 25 по  улице Шкатова. Прежнее название — 2­я  лица Щ рса. 21 мая 1957 года переименована в  честь великого русского композитора П. И. Чайковского (1840—1893). уа оа  Петр Ильич Чайковский Петр Ильич Чайковский ­ личность по истине выдающаяся. Имя  русского композитора известно во всем мире. Он был человеком талантливым и  разносторонним. Известен он, в первую очередь, как композитор, однако имел и множество других успехов ­ был еще и отличным дирижером, преподавателем, видным общественным  и музыкальным деятелем, а также журналистом. Родился Петр Ильич в апреле 1840 года,  рос в семье заводского рабочего из города Воткинска. Отец его играл на флейте, а мама  любила петь. Лет в пять мальчик пристрастился к роялю, здорово импровизировал.  Петра  родители отправляют в столицу Российской Империи в 1850г, где он проходит обучение в  Императорском училище правоведения. Родители хотели, чтобы их сын стал юристом. А  он в 1852 году активно занимается музыкой, увлечен сильно. Но учебу не бросает. В 1859 году он окончил обучение, и начал государственную службу в министерстве  юстиций, но работа госслужащим не прельщала его творческую натуру. Петр Ильич  бросает службу и поступает в Московскую консерваторию. Три года он проучился в этом  заведении, обучаясь музыкальному искусству у Рубинштейна. Консерваторию заканчивает  с золотой медалью и, сразу после выпуска, получает приглашение стать в ней  преподавателем. Чайковский пишет ряд отличных произведений: Первую симфонию  «Зимние грезы», увертюру – фантазию «Ромео и Джульетта», симфоническую фантазию  «Буря». В 70­ых годах своего столетия, он искал новые идеи для творчества. Петру Ильичу была интересна история России. В ней он искал вдохновения. Его также привлекала тема  человеческих судеб и тема народного быта.Чайковский пишет еще ряд произведений: оперы «Кузнец Вакула», «Опричник», балет  «Лебединое озеро», Вторую Симфонию, Третью Симфонию, а так же «Первый  фортепьянный концерт». Творчество он совмещал с работой в газете «Русские ведомости». В личной жизни композитора не было гармонии. Сначала его постигла безответная любовь,  потом неудачный брак. Однако, несмотря на все неурядицы, он пишет оперу «Евгений  Онегин». Чуть позже уезжает за границу. Денег у Петра Ильича было немного, были и  долги. Поддержку ему оказывала Надежда Мекк, благодаря ей, композитор мог нормально жить. В середине 80­ых он возвращается в Россию. На Родине Чайковский ведет активную  музыкально­общественную деятельность. Вскоре откроет в себе талант дирижера.  В 1891 году отправляется в Америку, где дает  успешные концерты в нескольких городах США. Поездка прошла более чем успешно. Петр Ильич писал церковную музыку. Он сочинил музыку к важным Богослужениям ­  "Всенощное Бдение", "Литургия святого Иоанна Златоуста и многие хоровые композиции.  Сам он был человеком верующим и любил церковные службы. Умер Петр Ильич Чайковский  25 октября 1893 года из­за холеры. Отпевание композитора  прошло в Казанском соборе. Все расходы на похороны Великого русского композитора  оплатил сам император Александр III, причем из личных средств. 7.Пере лок Рахм нинова — небольшой переулок в Правобережном округе Липецка.  уа аа Проходит в Сокольском от железной дороги до улицы Хабарова параллельно Ростовскому  переулку.Образован 29 июля 1960 года после вхождения села Сокольского в состав  Липецка. Назван в честь русского композитора, пианиста и дирижёра С. В. Рахманинова  (1873—1943). Рахманинов родился 1 апреля 1873 г. в усадьбе Семёнове Новгородской  губернии в дворянской семье. В 1882 г. Рахманиновы перебрались в Петербург. В том же  году Сергей поступил в консерваторию. С осени 1886 г. он стал одним из лучших учеников  и получил стипендию имени Н. Г. Рубинштейна. На заключительном экзамене по гармонии  П. И. Чайковскому так понравились сочинённые Рахманиновым прелюдии, что он поставил пятёрку, окружённую четырьмя плюсами. Наиболее значительное из ранних произведений — одноактная опера «Алеко» на сюжет А.  С. Пушкина. Она была закончена в небывало короткий срок — чуть больше двух недель.  Экзамен состоялся 7 мая 1892 г.; комиссия поставила Рахманинову высшую оценку, емубыла присуждена Большая золотая медаль. Премьера «Алеко» в Большом театре  состоялась 27 апреля 1893 г. и имела огромный успех. Весной 1899 г. Рахманинов закончил знаменитый Второй концерт для фортепиано с  оркестром; в 1904 г. композитору была присуждена за него Глинкинская премия. В 1902 г. создана кантата «Весна» на стихотворение Н. А. Некрасова «Зелёный шум». За  неё композитор также получил Глинкинскую премию в 1906 г. Знаменательным событием в истории русской музыки стал приход Рахманинова осенью  1904 г. в Большой театр на пост дирижёра и руководителя русского репертуара. В тот же  год композитор завершил свои оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». После  двух сезонов Рахманинов ушёл из театра и поселился сначала в Италии, а затем в  Дрездене.Здесь была написана симфоническая поэма «Остров мёртвых». В марте 1908 г.  Сергей Васильевич вошёл в состав Московской дирекции Русского музыкального  общества, а осенью 1909 г., вместе с А. Н. Скрябиным и Н. К. Метнером, — в Совет  Российского музыкального издательства. В 1917 г. положение в стране обострилось, и  композитор, воспользовавшись приглашением на гастроли в Стокгольм, выехал 15 декабря  за границу. Он не предполагал, что покидает Россию навсегда. После гастролей по  Скандинавии Рахманинов прибыл в Нью­Йорк. Летом 1940 г. он закончил своё последнее  крупное сочинение — «Симфонические танцы». В 1943 г. состоялся последний концерт  великого музыканта. еа Уа 8. лица Хр нникова — улица в Советском округе города Липецка. Ее строительство пока  не началось.Улица будет находиться в микрорайоне «Елецкий». Согласно плану, ограничит микрорайон с южной и западной стороны. Получила свое название 30 июля 2008 года в честь нашего земляка,композитора Т. Н.  Хренникова. Тихон Хренников – яркий композитор советского времени, классик русской  музыки ХХ века. За десятилетия своего творческого пути он был удостоен самых  престижных музыкальных премий и высших государственных наград. И хотя имя  Хренникова было на слуху, подробности его биографии остаются малоизвестными.  Постараемся восполнить этот пробел. В Гнесинском училище Хренников занимался по классу рояля у Э.Г. Гельмана и по классу  композиции у самого Гнесина. Окончив обучение в училище в 1932 году, Тихон Хренников  поступил в Московскую консерваторию, где его учителями стали Виссарион Шебалин иГенрих Нейгауз. В это же время Хренников начал работать в Московском детском театре.  В 1933 году на его сцене был поставлен спектакль Николая Шестакова «Мик» с музыкой  Хренникова. В том же году в Воронеже состоялся его первый публичный концерт. В начале тридцатых в советской печати разгорелась дискуссия о будущем музыкального  искусства. Тихон Хренников принял в ней активное участие. В «Правде» появились его  статьи с острой критикой увлечения западными веяниями (модернизмом) и новых  произведений Шостаковича и Прокофьева. Сам Хренников воздерживался от смелых  экспериментов и творил в рамках, установленных новым стилем искусства –  социалистическим реализм  Тихон ХренниковПервая симфония Хренникова произвела впечатление на Владимира  Немировича­Данченко. Он предложил композитору написать музыку для новой оперы по  роману Николая Вирты «Одиночество». Работа над оперой была завершена в 1939 году. В  том же году состоялась премьера другой оперы Хренникова – «В бурю». На этой премьере  присутствовали высшие должностные лица страны: Ворошилов, Молотов и сам Сталин. В годы Великой отечественной войны вышли два фильма с музыкой Хренникова. Они  обеспечили композитору не только успех, но и славу. В ноябре 1941 года на экраны вышла  снятая ещё до войны комедия «Свинарка и пастух», а в 1944 году – романтическая картина Ивана Пырьева –  В последнем фильме прозвучал «Марш артиллеристов». 10.Пере лок Дуна вского — исчезнувший переулок Липецка. Находился в Советском, а  еа затем Октябрьском районах Липецка и проходил в Диком от улицы Мичурина до  Братского переулка параллельно улице Орджоникидзе. Первоначально носил название 2­й  уа уа Новомич ринский пере лок (пересекал 1­й Новомичуринский переулок, в дальнейшем  улица Ново­Мичурина). 21 мая 1957 года переименован в честь советского композитора И.  уа О. Дунаевского (1900—1955). Переулок был застроен частными домами. Значительная его  часть была снесена во второй половине 1970­х годов при строительстве 16­го микрорайона. В 1990­х при начале новой застройки на этом участке переулок Дунаевского исчез с карты. Многим в нашей стране хорошо знакомы песни И. О. Дунаевского.И. О. Дунаевский  родился на Украине, в небольшом городке Лохвице, близ Полтавы. С детства увлекался  музыкой, учился играть на скрипке, затем окончил класс композиции Харьковской  консерватории. Уже в 20­е и в начале 30­х гг. молодой Дунаевский становится популярным автором легкой музыки: он пишет первые советские оперетты, оформляет множествотеатральных спектаклей, сочиняет пьесы для джаз­оркестра Л. Утесова. Но всенародная  слава пришла к нему, когда он стал писать музыку к первым советским звуковым фильмам  (до 1933 г. наше кино называли «великим немым», так как оно еще не было звуковым).  После выхода на экраны страны в 1934 г. знаменитого фильма Г. Александрова «Веселые  ребята» песни Дунаевского подхватили миллионы людей. «Марш веселых ребят», «А ну­ка песню нам пропой, веселый ветер», спортивный марш «Ну­ка, солнце, ярче брызни»,  «Летите, голуби, летите» и многие другие — одни из самых популярных песен. За семь  предвоенных лет Дунаевский написал музыку к 18 кинофильмам. Но он был не только композитором­песенником. Дунаевский писал балеты, оперетты,  музыку к театральным постановкам. Композитору удавались и частушки, и вальсы, и  куплеты, и романсы — все жанры так называемой легкой музыки. Он всегда восставал  против тех, кто нес в легкую музыку серость, пошлость и плохой вкус. И. О. Дунаевский был одним из создателей советской оперетты. Им написаны 12 оперетт.  У Дунаевского был активный, деятельный характер. Внимательно, с любовью относился он  к молодым, к детям. В годы войны композитор руководил ансамблем детей железнодорожников, объехал с ними всю страну, дав 700 концертов. Он часто выступал в печати, охотно посещал пионерские  лагеря и школы. Ему писали незнакомые люди, школьники, студенты — писали как другу,  спрашивали совета, ждали его теплого слова, и всех он щедро одаривал своей  сердечностью. Видимо, поэтому так и близка его музыка людям, что жил композитор их  заботами и делами. Оттого не умолкают его песни и марши. Они пришлись по душе людям,  с ними невозможно расстаться Уа оа 11.  лица Мистюк ва — улица в Октябрьском округе Липецка. Проходит в 28­м  микрорайоне от улицы Белана до улицы Свиридова (между улицами Кривенкова и  Шерстобитова).Образована в 2006 году. Названа в честь композитора А. П. Мистюкова  (1918—1987), основателя русского народного хора новолипецких металлургов. Родился 28 октября 1919 года в селе Величаевском Левокумского района Ставропольского края. В  1938 поступил в Свердловский педагогический институт. В том же году осуждён и  приговорён к трём годам заключения за создание есенинского кружка. В 1942—1946  работал музыкальным руководителем ансамбля в ремесленном училище Магнитогорска. В  1952 закончил дирижёрско­хоровое отделение Киевской консерватории и начал работу в  Государственном Воронежском русском народном хоре в качестве главного хормейстера.С 1957 года жил и работал в Липецке. Создал ансамбль песни и пляски  профтехобразования. Основатель (1962) и многолетний руководитель народного хора  новолипецких металлургов. В 1968­1973 ­ концертмейстер и художественный  руководитель Государственного Воронежского русского народного хора. В 1973 вернулся  в Липецк и вновь возглавил хор металлургов. За большой личный вклад в развитие  народного песенного творчества и культурного просвещения трудящихся А. П. Мистюков  награждён золотой медалью ВДНХ (1975). Ему было присвоено звание «Заслуженный  артист РСФСР» (1960) и «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1981). С 1987 русский  народный хор новолипецких металлургов носит имя А. П. Мистюкова. В 2006 году  постановлением городского совета имя А. П. Мистюкова присвоено новой улице в 28­м  микрорайоне Липецка. С 1991 года в Липецкой области проводится Всероссийский фестиваль народного  творчества имени заслуженного деятеля искусств РСФСР А.П. Мистюкова. 12. Решение об образовании улицы Лутова В настоящее время  имя  Лутова В.М. носит областная премия «За педагогическую  деятельность в области культуры и искусства», его именем названа улица в городе Липецке ( район Манежа), на здании Липецкого Областного колледжа искусств им.К.Н. Игумнова  установлена мемориальная доска, увековечивающая память первого директора Липецкого  музыкального училища Лутова Василия Михайловича.     58.51         62.14 Лутов Василий Михайлович (02.02.1924 – 29.06.2004) – Первый директор и организатор Вся трудовая деятельность Василия Михайловича Лутова была посвящена развитию культуры, становлению музыкально­педагогического образования в Липецкой области с самого начала создания области в 1954 году.Талантливый музыкант, педагог, организатор он обладал ещё и замечательными человеческими качествами. Всё это позволило ему создать систему подготовки музыкальных кадров в нашей области, заложить базу для сохранения и развития культурного потенциала липецкого края на многие годы вперёд.  Родившись на Усманской земле в с. Сторожевое, пройдя фронт Великой Отечественной войны   1941­1945   г.г.,   имея   боевые   награды   он   после   войны   окончил   Воронежское музыкальное училище и театральный институт г. Москвы. Свою   трудовую   деятельность   В.М.   Лутов   начал   в   г.   Липецке   с   руководителя самодеятельного коллектива  в поселке  Тракторного завода. Затем  работал директоромдетской   музыкальной   школы   №2   г.   Липецка;   заведующим   отдела   культуры   Липецкого горисполкома.   Некоторое   время   –   на   партийной   работе   в   аппарате   Липецкого   обкома КПСС. Затем начальником отдела по делам искусств областного Управления культуры и, наконец, с 1958 г. по 1984 г. организатором и первым директором Липецкого областного музыкального училища (ныне Липецкий областной колледж искусств им. К.Н. Игумнова). Совмещая   административную   работу   на   посту   директора   Липецкого   областного музыкального училища (далее ЛОМУ) с преподавательской деятельностью, В.М. Лутов посвятил всю свою дальнейшую жизнь воспитанию музыкально­педагогических, творческих кадров в стенах родного музыкального училища до 1984 г. (до выхода на пенсию). «Кузницей   кадров»   называли   тогда   единственное   в   области   Липецкое   областное музыкальное   училище.   Оно   готовило   кадры   для   Домов,   Дворцов   культуры   и   клубов, детских   музыкальных   школ   и   творческих   коллективов   молодой   Липецкой   области. Располагаясь в маленьком, тесном двухэтажном помещении по ул. Интернациональной, в ЛОМУ   под   умелым   руководством   В.М.   Лутова   работали   дневное,   вечернее   и   заочное отделения. До этого помещения училище было разбросано по городу и располагалось по нескольким адресам: в здании бывшей аптеки (ныне Дом Сорокина), в доме Плеханова (ныне музей Плеханова), в небольшом крыле средней школы №7 г. Липецка. Несмотря на стесненные условия В.М. Лутов сумел в те годы сформировать высокопрофессиональный коллектив преданных своему делу специалистов. В училище были приглашены работать выпускница   Московской   консерватории   Ц.М.   Байч;   из   Свердловской   консерватории ­  супруги:   виолончелист   В.К.   Плявин   и   пианистка   Р.Г.   Плявина;   выпускница   Санкт­ Петербургской   консерватории   Т.Е.   Кранц.   Сам   В.М.   Лутов   преподавал   духовые инструменты и теоретические дисциплины. В числе первых были приглашены в училище Андрей   Петрович   Мистюков   –   заслуженный   артист   Российской   Федерации,   Виктор Алексеевич Загвоздкин – заслуженный работник культуры Российской Федерации. В годы становления Липецкой области была большая потребность в музыкально­педагогических кадрах, руководителях самодеятельных музыкальных коллективов разных специальностей. И   только   ЛОМУ   выполняло   эту   задачу.   Из   стен   музыкального   училища   направлялись выпускники   во   вновь   открываемые   в   районах   и   городах   молодой   нашей   области музыкальные школы, создавались оркестры, хоры, ансамбли. Хорошо   известны   в   Липецкой   области   и   за   ее   пределами   выпускники   ЛОМУ   – руководители самодеятельных и профессиональных коллективов Заслуженные работникикультуры России: Грибанова В.В. (Государственный Воронежский русский народный хор, заведующая отделения «Руководитель народного хора» ЛОКИ им. К.Н. Игумнова), Цилин И.М.   (руководитель   Липецкого   муниципального   хора),   Бойков   И.П.   (руководитель Липецкого муниципального эстрадного оркестра), Коренев С.С. (руководитель народного хора г. Ельца), Заслуженные артисты РФ Федянин О.И. (руководитель и главный дирижёр ЛГОРНИ), Калмыков А.А. (руководитель Липецкого муниципального духового оркестра), и многие другие.Большинство коллективов хоров, оркестров, ансамблей, их руководители, аккомпаниаторы   самодеятельности   г.   Липецка   и   Липецкой   области   состоят   из выпускников   ЛОМУ.   После   окончания   различных   музыкальных   ВУЗов   страны   многие выпускники ЛОМУ вернулись в родное учебное заведение в качестве педагогов, многие стали профессиональными артистами.  За   годы   руководства   В.М.   Лутовым   училище   из   небольшого   учебного   заведения, выпускавшего в первые годы небольшое количество специалистов по 5­6 специальностям, выросло в крупное учебное заведение по подготовке молодых специалистов по более чем 25 специальностям и специализациям, необходимым нашей области. Немало   сил   и   энергии   приложил   В.М.   Лутов,   чтобы   ускорить   строительство   нового четырехэтажного   корпуса   музыкального   училища   по   ул.   Папина,   6,   с   концертным   и спортивным залами, столовой, и добился его ввода в эксплуатацию в 1984 году, где в настоящее время располагается ЛОКИ им. К.Н. Игумнова. В 2004 году Василия Михайловича Лутова не стало, но дело, которому он посвятил всю свою жизнь, живет. Выпускники Липецкого музыкального училища с честью несут звание «выпускник ЛОМУ». Теперь уже ученики бывших выпускников училища приносят славу своей   малой   родине   –   Липецкому   краю:   пианист   С.   Басукинский  (ученик   выпускницы ЛОМУ,   заслуженного   учителя   России   О.В.   Поташевой)   –   лауреат   12   Всероссийских   и Международных конкурсов; пианист А. Сычев (ученик выпускника ЛОМУ, заслуженного работника культуры России А.Л. Леонтьева) – лауреат более 20 конкурсов; балалаечники А. Жуков и Д. Мещеряков, скрипач Д. Махмудов, флейтист Т. Иващенко и многие другие юные   музыканты   –   гордость   Липецкой   области   –   воспитанники   бывших   выпускников ЛОМУ.  Трудно переоценить значение всей деятельности В.М. Лутова для становления и развития музыкально­педагогического образования и воспитания в Липецкой области, его вклад в формирование культурной среды нашего региона. Любовь и уважение к нему со стороныстудентов, преподавателей и других работников училища, как к Человеку и руководителю, позволили создать в музыкальном училище атмосферу творчества, любви, содружества и здорового соревнования. Его   заслуги   по   достоинству   были   отмечены   правительственными   наградами.   К   его фронтовым наградам («Орден Отечественной Войны» и множество медалей) добавились трудовые: в 1968 году присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», в 1970 году он награждён медалью «За трудовую доблесть», а в 1976 году награжден   орденом   «Трудового   Красного   знамени»,   множество   «Почётных   грамот»   и «Благодарственных   писем»   от   Министерства   Культуры   РФ,   областного   Управления культуры,   Администрации   Липецкой   области,   Администрации   города   Липецка   и Липецкого   городского   Совета   депутатов   и   других   административных   и   профсоюзных органов  областного и городского масштаба. Несмотря   на   все   почести   Василий   Михайлович   Лутов   до   конца   своих   дней   оставался необычайно скромным, высокоинтеллигентным, исключительно доброжелательным, тонким и чутким человеком. Инициативная группа работников культуры и искусства г.Липецка и Липецкой области в 2007г.   обратилась   к   главе   областной   администрации   Олегу   Петровичу   Королёву, председателю  Липецкого областного Совета депутатов Павлу Ивановичу Путилину, главе г.Липецка Михаилу Владимировичу Гулевскому с просьбой увековечить память нашего земляка, фронтовика, основателя системы музыкально – педагогического образования в нашей области. Это обращение было поддержано многими видными работниками культуры и искусства Липецкой  области  и  г.Липецка,  профессиональными  и  самодеятельными  музыкальными коллективами г.Липецка и Липецкой области, коллективами музыкальных школ г.Липецка, педагогическим коллективом ЛОКИ им.К.Н. Игумнова, Общественной палатой Липецкой области,   Управлением  культуры   администрации   Липецкой   области,   Президиумом Липецкого   областного   Комитета   профсоюза   работников   культуры,   Департаментом культуры   администрации   г.Липецка,   Учебно–методическим   центром   по   образованию   и повышению квалификации специалистов культуры и искусства. В   настоящее   время  имя  Лутова   В.М.   носит   областная   премия   «За   педагогическую деятельность в области культуры и искусства», его именем названа улица в г.Липецке ( район Манежа), на здании Липецкого Областного колледжа искусств им.К.Н. Игумноваустановлена мемориальная доска, увековечивающая память первого директора Липецкого музыкального училища. Г.III. Составление маршрута экскурсии        https://multiurok.ru/files/proiekt­ikh­imienami­nazvany­ulitsy­moiegho­ghoroda­2.html Выводы Традиция   присваивать   улицам   и   площадям   имена   великих   людей   появилась   в   начале прошлого   века.   До   революции   такой   практики   практически   не   существовало,   улицы назывались   по   направлению,   в   которое   они   вели.   Например,   если   проспект   вёл   в направлении Москвы, он назывался  Московским,  и таким  образом название  выполняло свою основную задачу – помогало людям ориентироваться. Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое бесценное богатство – Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не дано человеку, прожить вторую жизнь. Каждый из нас носит образ Родины в своём сердце. Идём мы по улицам своего города, читаем их названия и думаем: «Вероятно, нет ни одного города в мире, где не было бы именных улиц, то   есть   улиц,   названных   именами   выдающихся   людей,   деятелей   культуры,   науки,современников и личностей из давно прошедших времен». Не исключение и наш город. В нашем   городе   много   больших   и   маленьких   улиц.   Улицы   носят   имена   известных   и неизвестных нам людей, но мы так привыкли к этим названиям, что не задумываемся над тем, кому принадлежит это имя и чем известен этот человек. Знать о людях, именами которых   названы   улицы   городов,   означает   знать   историю   и   культуру   страны,   где   ты живёшь,  знать  её  народ.  Если  каждый  человек  России  будет помнить  и  знать  историю своего города, поселка, села и будет передавать ее своим детям, то никто и никогда не сможет нас назвать «Иванами, не знающими родства» . . . Источники https://www.google.ru/search?ie=UTF­8&hl=ru&q=курзал%20липецких%20минеральных %20вод&gws_rd=ssl#newwindow=1&hl=ru&q= %D1%83%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B %D0%B9+%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA+ %D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA %D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B+%D0%B2+%D0%BB%D0%B8%D0%BF %D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B5