Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»
Оценка 4.9

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
музыка
Детсад—8 кл
05.08.2018
Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»
В этом году исполняется 140 лет со Дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова - композитора, дирижера, одного из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 веков. Мы все любим его произведения и восхищаемся его творчеством, но что мы знаем о нем, как о человеке, о личности? Как он жил, как творил, что его волновало, мучило, кого он любил... Музыка С.В.Рахманинова мне очень близка. Почему так - в двух словах не опишешь... С самых ранних лет его произведения вызывают у меня нежный трепет, учащенное сердцебиение, прекрасные и светлые чувства. Это что-то настоящее и неповторимое. Мне довелось работать над исполнением, пожалуй, лучшей Прелюдии Рахманинова - до диез минор. Прежде чем начнет оживать нотный текст, я хочу со всей ответственностью разобраться в скрытом содержании произведения, его образном строе.Еще студентом консерватории Рахманинов стал известным на уровне Москвы. Именно тогда он написал Первый фортепианный концерт, Прелюдию до-диез минор, которая стала его визитной карточкой на долгие годы, а также множество лирических романсов. Но так удачно стартовавшая карьера прервалась из-за провала Первой симфонии. После ее исполнения в Санкт-петербургском концертном зале на композитора посыпался шквал критики и разгромных рецензий. Более трех лет Сергей Васильевич ничего не сочинял, находился в депрессии и почти все время лежал дома на диване. Только прибегнув к помощи врача-гипнотизёра, молодой человек сумел преодолеть творческий кризис. Впервые на крупной сцене Прелюдия до диез минор прозвучала в 1892 году, и сразу же завоевала сердца и умы слушателей. И по сей день прелюдия cis-moll – наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр, сочетающее в себе характерные для стиля композитора черты: - Насыщенность и красочность звучания; - Широта регистрового диапазона; - Пронзительная «колокольность»; - Продуманная динамичность развития; - Монументальная кульминация.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Прелюдия Рахманинова.docx
Цель: Ознакомление   с   основными   вехами   биографии   С.В.Рахманинова   и   его   сочинениями, создание   условия   для   развития   творческих   способностей,   образного   мышления   через проблемное изучение материала. Задачи: Образовательные: Расширить познания о великом композиторе, познакомить учащихся с сочинениями С.В. Рахманинова и историей их создания. Развивающие: Развить   навыки   разбора,   анализа   музыкальных   произведений   на   примере   произведений С.В.Рахманинова. Развить   умение   работать   с   первоисточниками,   самостоятельно   подбирать   материал   по заданной теме. Развить творческие способности, внимание, усидчивость и воображение. Воспитательные: Воспитать слушательскую культуру, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость. Воспитать чувства патриотизма. Методы реализации: словесно­индуктивный (беседа), частично­поисковый (импровизация, ассоциативный поиск),    стимулирование музыкально­творческой деятельности, наглядно­ слуховые,  анализ, творческое задание. Сравни с последним проектом и сведи в одно Введение В этом году исполняется 140 лет со Дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова ­ композитора, дирижера, одного из крупнейших музыкантов рубежа 19­20 вв. Мы все любим его произведения и восхищаемся его творчеством, но что мы знаем о нем, как о человеке, о личности? Как он жил, как творил, что его волновало, мучило, кого он любил... Музыка С.В.Рахманинова мне очень близка. Почему так ­ в двух словах не опишешь... С самых ранних лет его произведения вызывают у меня нежный трепет, учащенное сердцебиение, прекрасные   и   светлые   чувства.   Это   что­то   настоящее   и   неповторимое. Мне   довелось работать   над   исполнением,   пожалуй,   лучшей   Прелюдии   Рахманинова   ­   до   диез   минор. Прежде чем начнет оживать нотный текст, я хочу со всей ответственностью разобраться в скрытом содержании произведения, его  образном строе. Глава I.Творческий облик Рахманинова Творческий облик Рахманинова­композитора часто определяют словами «самый русский композитор».   В   этой   краткой   и   неполной   характеристике   выражены   как   объективные качества   стиля   Рахманинова,   так   и   место   его   наследия   в   исторической   перспективе мировой   музыки.   Именно   творчество   Рахманинова   выступило   тем   синтезирующим знаменателем,   который   объединил   и   сплавил   творческие   принципы   московской (П.Чайковский) и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов   в   этом   отношении   являлся   как   продолжателем   традиции опер Мусоргского, Римского­Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в   непрерывной   цепи   национальной   традиции.   Особая   роль   Рахманинова   в   развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова ­ современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой линией темы «Россия и её судьба». Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который   принято   называть   «Серебряным   веком».   Основным   творческим   методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов­символов, главным из которых является мотив средневекового хорала  Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, света», «возмездия». В   творчестве   Рахманинова   очень   важны   христианские   православные     мотивы:   будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской   духовной   музык(например   «Всенощная»)   но   и   в   прочих   своих   произведениях воплотил христианские идеи и символику. Рахманинов  никак не отреагировал на «модные»  течения  начала XX века..  При этом  в рамках   стиля,   который   в   целом   определяется   как «неоромантический»,   Рахманинову удалось   выработать   свой,   легко   узнаваемый   на   слух   музыкальный   языкТворчество Рахманинова   принято   условно   делить   на   три   или   четыре   периода: ранний (1889— 1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918 —1941). Стиль   Рахманинова,   выросший   из   позднего романтизма,   впоследствии   претерпел   Скрябину и И. значительную   эволюцию.   Подобно   своим   современникам А. Стравинскому Рахманинов  по крайней  мере  дважды  (ок. 1900  и ок.  1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции многие мировой   XX   музыки   впитав     века:   достижения импрессионизма и авангарда,   стиль   Рахманинова   остался   неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллельс Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы   воспитавшего   его   стиля),   не   примкнув   при   этом   к   романтикам   и   оставшись чуждым романтическому миросозерцанию. Первый ранний период ­ начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре­ минор   (1893),   написанном   в   год   смерти   Чайковского   и   посвящённом   его   памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов»,   древнерусской   церковной   традиции   и   современной   бытовой   и   цыганской музыки. Это произведение ­ один из первых в мировой музыке примеров смешения стилей ­ словно   символически   возвещает   преемственность   традиции   от   Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере. Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном   багаже знаменного   распева,   русской   песенности   и   стиля   позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных Прелюдиях  ор. 23.. Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К.Бальмонта. Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми   приёмами,   это   произведение   оказало   огромное   влияние   на   хоровую   и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма,   для   данного   этапа   русского   искусства   и   творчества   Рахманинова:   в   нём символически   воплощены   различные   периоды   человеческой   жизни,   подводящей   к неизбежной смерти; апокалипсическая  символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно   оказала   влияние   на   «музыкальные»   страницы   романа Томаса   Манна «Доктор Фаустус»  Поздний —   зарубежный   период   творчества —   отмечен   исключительным   своеобразием. Стиль   Рахманинова   складывается   из   цельного   сплава   самых   различных,   порой противоположных   стилистических   элементов:   традиций   русской   музыки ­     и   джаза, древнерусского   знаменного распева— и «ресторанной» эстрады 1930­х гг., виртуозного стиля   XIX   века —   и   жёсткой токкатности   авангарда   .   В   самой   разнородности стилистических  предпосылок  заключён   философский  смысл ­   абсурдность,  жестокость бытия   в   современном   мире,   утрата   духовных   ценностей.   Произведения   этого   периода отличаются   загадочной   символикой,   смысловой   полифонией,   глубоким   философским подтекстом. Последнее произведение Рахманинова – Симфонические танцы, 1941, ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время. Значение   композиторского   творчества   Рахманинова огромно:   Рахманинов   синтезировал различные   тенденции   русского   искусства,   различные   тематические   и   стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем ­  Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел  ее из знаменного распева. Рахманинов (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой   уровень,   стал   одним   из   первых   русских   композиторов,   чьи   фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов­пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3)  «пение   на   фортепиано» —  имитация   средствами   фортепиано   вокального   звучания   и вокальной интонации. Рахманинов­пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов. Одним из таких произведений и является до­диез минорная прелюдия. Она была написана композитором в 1892 году, спустя два года после создания грандиозного Первого концерта для фортепиано с оркестром. Входила в цикл «Пьесы­фантазии», обозначенный, как опус 3.Чтобы   понять,   о   чем   мог   думать   ,   переживать   композитор,   необходимо   представить панораму общественной жизни России  того времени. Глава II.1.Российское общество в год создания Прелюдии до диез минор 1892­ это был год дракона. Став министром финансов С. Ю. Витте начал проводить  политику ускоренного развития отечественной промышленности. Стержень его программы  – курс на индустриализацию при активной роли государства с привлечением иностранных  капиталов, при стабильной финансовой ситуации, сохранении жесткого протекционизма и  строгой налоговой политики. В этом году повышены косвенные налоги: налог на спички увеличен на 100 процентов, на пиво, табак и нефть – на 50 процентов.  15 октября в дар Московской городской думе принесена Павлом Михайловичем  Третьяковым картинная галерея с художественными произведениями и помещениями. По  воле дарителей «Городская художественная П. и С. М. Третьяковых галерея» должна быть  открыта на вечное время для бесплатного обозрения ее всеми желающими не менее  четырех дней в неделю в течение всего года. Начаты исследования Донецкого  каменноугольного бассейна, путешествия и ботанические исследования В. Л. Комарова в  Средней Азии, Маньчжурии, Корее, Монголии, Китае и на Камчатке.  В это год была суровая зима. Бури и метели. Штормами разбивало суда на Черном море. В  Таврической губернии погибли тысячи овец.  Иностранным подданным запрещено приобретать земли в Амурской и Приморской  области.  Плавучая батарея «Не тронь меня», монитор «Латник», фрегат балтийского флота  «Адмирал Грейг», броненосная батарея Балтийского флота «Кремль» и броненосная лодка «Смерч» стали броненосцами береговой обороны.  . Деникин А. И., 1872 г. р., получил образование в Ловичском реальном училище, на курсах Киевского пехотного юнкерского училища.  Докучаев В. В. возглавил в качестве управляющего Ново­Александрийский институт  сельского хозяйства и лесоводства в бывшей Люблинской губернии. В том же году он  начал Особую экспедицию по вопросам сельского и лесного хозяйства в степях. Ее  результатом будет издание Сочинений в 18 томах.  Корнилов Л. Г., 1870 г. р., получил образование в Симбирском кадетском корпусе,  Михайловском артиллерийском училище.  Менделеев Д. И. с этого года и до конца жизни будет работать хранителем в Депо  образцовых мер и весов. Его стараниями оно будет преобразовано в Главную палату мер и  весов.  Пешков А. М. (Горький) впервые выступил в печати. Рассказ «Макар Чудра» опубликован  в тифлисской газете "Кавказ". Написал сказку­поэму «Девушка и смерть».  Семенов П. П. от имени Русского географического общества пригласил В. А. Обручева  принять участие в в Китай и на восточную окраину Тибета. Лето будет посвящено  подготовке к экспедиции. В конце ноября Обручев по караванной «чайной» дороге через  Ургу и Калган прибудет в Пекин.  Тимирязев К. А., читавший лекции в Петровской академии по всем разделам ботаники, по случаю реформы академии оставлен за штатом.  В начале года запрещены цензурой «Письма о голоде» Льва Николаевича Толстого. Они  появятся в переводе в английских газетах. В Петербурге собрался кабинет министров,  хотел предложить Толстому выезд за границу, но государь остановил. Чехов А. П. стал  сотрудником "Русской мысли", органа либерально­народнической интеллигенции. А. П.  Чехов помогал голодающим вместе с земским начальником. Егоров вел работу на месте, на Чехове лежал сбор пожертвований. К этому делу он старался привлекать и других лиц,  раздавая им подписные листы для сбора пожертвований. Семья Чеховых переехала в  Мелихово. М. П. Чехов добился перевода по службе в Серпухов. Мелихово, находящееся в Серпуховском уезде, стало одним из пунктов его деятельности как податного инспектора..  Говорят, людям  рожденным в этот год, свойственны прямота, добропорядочность,  жизнелюбие, здоровье.   В 1892 году родились Павел Корин, будущий художник.  Константин Паустовский, будущий писатель.  Константин Федин, будущий писатель.  Марина Цветаева, дочь И. В. Цветаева, будущая поэтесса.  Умер Афанасий  Фет не дожив двух дней до 72 лет. «Шепот, робкое дыханье, трели  соловья, серебро и колыханье сонного ручья...» Глава II.2.Рахманинов в 1892 году «В один прекрасный день Прелюдия просто пришла сама собой, и я её записал. Она явилась с такой силой, что я не мог от неё   отвертеться, несмотря на все мои усилия», ­ писал композитор.  В эти самые дни одарённый необычайным музыкальным слухом и памятью, Рахманинов в 18 лет блестяще завершил занятия по классу фортепьяно. А через год, в 1892 году, когда он окончил Московскую консерваторию по классу сочинения, его наградили большой   золотой   медалью   за   выдающиеся   исполнительские   и   композиторские   успехи. Вместе   с   ним   закончил   консерваторию   и   Скрябин,   который   получил   малую   золотую медаль, т.к. большую присуждали только студентам, окончившим консерваторию по двум специальностям   (Скрябин   закончил   как   пианист).   На   выпускной   экзамен   Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»), которую написал всего   за   17   дней!   За   неё   присутствовавший   на   экзамене   Чайковский   поставил   своему «музыкальному внуку» (Рахманинов учился у Танеева, любимого ученика Петра Ильича) пятёрку с тремя плюсами. Спустя год опера 19­летнего композитора была поставлена в Большом   театре.  Музыка   оперы,   покоряющая  юношеской   страстностью,   драматической силой, богатством и выразительностью мелодий, получила высокую оценку крупнейших музыкантов,   критиков   и   слушателей.   Музыкальный   мир   отнёсся   к   «Алеко»   не   как   к школьной работе, а как к творению высочайшего мастера. Особенно высоко оценил оперу П. И. Чайковский: «Эта прелестная вещь мне очень понравилась»,­ писал он своему брату. В последние годы жизни Чайковского, Рахманинов часто с ним общается. Он высоко ценил творца   «Пиковой   дамы».   Ободрённый   первым   успехом   и   моральной   поддержкой Чайковского,   Рахманинов   после   окончания   консерватории   сочиняет   ряд   произведений. Среди   них   ­   симфоническая   фантазия   «Утёс»,   первая   сюита   для   двух   фортепиано, «Музыкальные моменты», до­диез минорная прелюдия, романсы: «Не пой, красавица, при мне», «В молчанье ночи тайной», «Островок», «Весенние воды». Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году создано «Эллегическое трио».  Глава III.1.Содержание и проблемы исполнения Прелюдии до диез минор   Еще студентом консерватории Рахманинов стал известным на уровне Москвы. Именно тогда он написал Первый фортепианный концерт, Прелюдию до­диез минор, которая стала его визитной карточкой на долгие годы, а также множество лирических романсов. Но так удачно   стартовавшая   карьера   прервалась   из­за   провала   Первой   симфонии.   После   ее исполнения   в   Санкт­петербургском   концертном   зале на   композитора   посыпался   шквал критики и разгромных рецензий. Более трех лет Сергей Васильевич ничего не сочинял, находился  в  депрессии  и почти  все  время  лежал  дома  на диване.  Только  прибегнув  к помощи   врача­гипнотизёра,   молодой   человек   сумел   преодолеть   творческий   кризис. Впервые на крупной сцене Прелюдия до диез минор прозвучала в 1892 году, и сразу же завоевала   сердца   и   умы   слушателей.   И   по   сей   день   прелюдия   cis­moll   –   наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр, сочетающее в себе характерные для стиля композитора черты: ­ Насыщенность и красочность звучания; ­ Широта регистрового диапазона; ­ Пронзительная «колокольность»; ­ Продуманная динамичность развития; ­ Монументальная кульминация. 1 часть. Прелюдия начинается с лаконичного трехзвучного мотива­тезиса: ля ­ соль­ до в темпе Lento. Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Биение ритма в этом разделе очень  нервное, что придает взволнованности и напряженности. Не случаен и выбор тональности. Темный до­диез   минор   создает   особую   колористическую   атмосферу.       Вначале   мы   слышим приглушенный диалог. Несколько раз звучит этот мотив в виде тяжелого октавного баса в низком регистре (в левой руке). Ему отвечают аккорды скорбного характера, звучащие  на ppp,   которые   выстраиваются   в   нисходящую   мелодическую   линию   и   своим   звучанием создают гармоническую напряженность. Фактура прелюдии в экспозиции расслаивается на два самостоятельных и вместе с тем крепко спаянных плана звучания ­октавные интонации темы   вступления   и   многозвучные   аккордовые   пласты.   Для   размещения   этих   линий   в звуковом   пространстве,   создания   объемности,   «стереофоничности»   звучания   нужно прибегнуть   к   «регистровке»:   мелодическая   линия   верхнего   голоса   в   аккордах приподнимается   над   всей   фактурой.   Верхний   «хрустальный»   голос   создает   нежную трепетность. Проследить   четкую   дифференциацию   двух   фактурных   линий   звучания   помогает правильный   выбор   пианистических   движений:   перемещаясь   в   пределах   одной   позиции, движения рук и пальцев должна быть сосредоточенными и точными при полном покое кисти,   локтя,   плеча,   всего   корпуса.   Аккорды   берутся   мягко,   без   толчка,   пальцы   при помощи   клавиш   заставляют   молотки   только   касаться   струн.   «Передача»   музыкального материала   из   одного   регистра   в   другой   осуществляется   слитно,   незаметно,   заранее подготовленным движением. 2.В среднем разделе Прелюдии происходит смена темпа (Agitato).Это создает атмосферу взволнованности,   смятенности.   Музыка   приобретает   большой   размах   и   драматическую напряженность; одна фраза стремительно следует за другой. Это смелый порыв надежды, прерываемый   грозной   катастрофой.   Острая   душевная   боль   слита   с   горячим   призывом. Исполнитель   должен   почувствовать   внутреннюю   возбужденность   музыки,   неуклонное стремление вперед, что неразрывно связано с развитием мелодической линии. На фоне триольных мотивов развертывается напряженное взаимодействие скорбных, стонущих и активно­   устремленных   интонаций   темы.   В   подчеркнутом   романтизме   основной музыкальной мысли слышатся интонации скорбных причитаний. Мелодия сочетает в себе несколько,   казалось   бы,   противоположных   свойств:     глубину,   мягкость,   сердечность, теплоту   тона   с   напряженностью,   устремленностью,   напористостью.   Рельефному, декламационному   интонированию   верхнего   голоса   может   помочь   рациональное использование пианистических средств. Рука наклонена к 5 пальцу и как бы разделена на две   части;   нижние   ноты   триолей   исполняются   свободными,   легкими   пальцами.   Для выявления   большей   экспрессивности   чувств   здесь   может   быть   рекомендован   прием задержания четвертных нот ( в аппликатуре верхнего голоса­ чередование 5 и 4 пальцев ). Продуманная   фразировка   подчеркивает   мятежный,   бунтарский   дух   среднего   эпизода. Короткие лиги выявляют интонационный смысл мотива, при этом вторая слигованная нота должна сохранять мелодическую насыщенность и напряженность. Интенсивность   внутреннего   развития   возрастает   в   тактах   27­28   и   далее.   Мелодия поднимается   на   октаву   выше,   звучит   еще   более   настойчиво,   тревожно.   Басы,   словно спорящие   с   мелодией,   способствуют   драматизации   общего   звучания.   Чтобы   достичь внутренней насыщенности верхнего, ведущего голоса, необходимо линию развития баса слышать   как   выразительную   мелодию.   Басовый   голос   должен   обладать   не   меньшей сочностью и глубиной, чем главный. Исполнитель, как мне кажется, имеет право проявить свою   власть   и   обострить   в   моменты   эмоционального   волнения   силу   и   напряженность звучания басов, даже приподнять их над верхним голосом. Басовые   ноты   до­диез,   выдержанные   4\   4,   должны   звучать   глубоко,   сильно,   призывно, напоминая   набатные   удары   колокола   темы   вступления   Эта   нота   до­диез   берется раскованным,   широким   движением,   открытой   рукой;   5   палец   желательно   «утопить»   в клавишу. Весь средний эпизод исполняется на едином дыхании и динамическом нарастании от mF к FFF   .   Декламационная,   романтическая   взволнованность   среднего   эпизода   приводит   к укрупнению фактуры­ martellato аккордов. Подчеркнутая акцентировка каждой четверти должна   способствовать   эмоциональному   подъему.   Совершенно   недопустим   пустой хлопающий   звук.   Прерывистое   дыхание   темы   не   должно   приводить   к   дробности, разорванности   музыкальной   мысли.   Созданию   целостности   интерпретации   во   многом способствует   сохранение   темпового   единства   прелюдии.   Указанное   автором   Agitato   в начале среднего раздела следует воспринимать, в первую очередь, как ремарку образно­ смыслового характера. 3 часть. Наибольшие  пианистические  трудности  заключены  в репризе прелюдии.  Здесь драматизм   достигает   высшей   точки.   Рояль   звучит   как   целый   оркестр,   охвачен   весь диапазон.   Происходит   укрупнение   фактуры,   главная   тема   изложена   восьмизвучными аккордами. Авторское указание pesante, FFF,  оркестровое tutti аккордовых комплексов требуют   от   исполнителя   глубокого,   мощного   звучания,   насыщенного   дыхания, скульптурной лепки аккордов. Из статьи Рахманинова « Моя прелюдия до­диез минор» : « Повторение первой части в удвоенных октавах требует от пианиста напряжения всех сил. Ученика нужно предостеречь от ошибки принимать ярость за широту и величавость. Будет безопаснее исполнять это место втрое медленнее, чем в начале». В этой части звучит яростная битва, в которой человек стремится бороться с судьбой. Кто же победит в этой схватке? Показав бесстрашную непокорность человеческой надежды, композитор предоставляет слушателю решить это самому. Он заканчивает пьесу задумчиво стихающими   аккордами.   Басовые   ноты   до­диез,   выдержанные   4\   4,   должны   звучать глубоко, сильно, призывно, напоминая набатные удары колокола темы вступления Эта нота до­диез берется раскованным, широким движением, открытой рукой; 5 палец желательно «утопить» в клавишу. Хорошим   подспорьем   для   исполнения   столь   трудных   мест   может   стать   работа   над этюдами и упражнениями. Известно, какое  значение  придавал Рахманинов  этой работе. Наиболее полезными здесь представляются этюды Черни. В них может быть отработана техника извлечения звука   октав и аккордов не большом звуке. Аккорды FF берутся нажимом плеча с усилием всего корпуса, при этом большое внимание необходимо уделять эластичности кисти, умению пользоваться во время игры различными положениями кисти и предплечья ( высокое, среднее, низкое). Педагог должен внимательно наблюдать за корпусом уч­ся, включением в исполнительский процесс ( в случае необходимости) крупных мышц плечевого пояса. Правильное дыхание ­ верный союзник исполнителя в борьбе с мышечными напряжениями. Опыт   показывает,   что   уч­ся   –пианисты   чаще   всего   не   приучены   к   использованию правильного дыхания. Многие пианисты говорят так: какое отношение это имеет к нам? Мы ведь не вокалисты, не духовики, нам нужны крепкие пальцы. Верно! Без крепких, сильных пальцев, натренированных годами, пианистом стать трудно; но почему, стремясь подчас   к   вокальной,   оркестровой   трактовке   фортепиано,   мы   забываем   о   дыхании­ важнейшем   художественно­выразительном   и   технологическом   средстве?   Воспитание исполнительского дыхания­ важный компонент профессиональной культуры исполнителя. Глава III.2. Традиции исполнения Прелюдии до диез минор Многие пианисты оставили свой след в формировании традиций исполнения Прелюдии. Это, прежде всего сам С.В.Рахманинов с его феноменальным пианистическим аппаратом, огромной рукой. Сохранились записи Рихтера, Гиллельса, Горовица и Мацуева. Сравнивая их, можно сделать заключение о том, что у каждого исполнителя восприятие этого произведения может отличаться. 1 часть 2 часть 3 часть техника Не   слишком быстрый   темп, движение проходит   на одном дыхании, во второй   фразе начинается стремительный переход от mf к fff.   Каскад аккордов начинается сразу на fff. Очень эмоциональная часть с началом на  ff.   В   конце каждой   фразы делает замедление   и «вздох»   перед следующей. Каскад аккордов заключении этой начинает с mf. части в     Рахманинов Звучит мерно,   нет отклонений от начального темпа, волнение совершенн о отсутствуе т. Рихтер   Выразитель ное вступление , после которого следует более приглушен ный диалог. Взволнован ность в третьей фразе состовляет первую кульминац ию.   Гиллельс Выразитель ная   линия баса, тяжеловесн ое его звучание,   Не   быстрый темп.   Большая взволнованност ь прослушиваетс я после второй   темп Берёт быстрее,   чем   в первой   части. Есть небольшие неровности   в темпе в ходе к кульминации.      этой   так   же, Темп части полностью соответствует первой. Проходит равномерный к подход кульминации   и более   скорое диминуэндо, но, постепенное. Присутствует своеобразное исполнение октав с   аккордами   «на раз». Очень экспрессивное исполнение этой   Есть задуманные части. выразительно сть Вся прелюдия проходит равномерно, в раздумье. Крещендо   и диминуэндо сменяют друг друга плавно. Придает прелюдии ностальгичес кий   мотив. Несмотря   на точность темпа ритма, прелюдия звучит взволнованно и более эмоционально . и     Небольшой удар   по клавишам предает несколько резкое звучание. Прослушива ется революцион ный мотив. Погружение пальцев   в клавиши происходит поглаживаю щим движением. Звук получается более мягкий. Это скорее ностальгиче ское звучание. Мерное погружение пальцев   в клавиши плавным движением Исполнение такой техникой дает прелюдии задумчивую, фразы.   Здесь идёт   заметное аччелерандо, подводящее   с крещендо   к спуску аккордов. Здесь   большое внимание   он уделяет акцентам вторых долей.  Вторая   часть построена полностью ритмически, нет   видимых замедлений и темпа   экспрессивных ускорений подходя   аккордному каскаду. Прослушивают ся четкие акценты   на первую долю. к   Мацуев необыкнове нная певучесть.   Так же, как и у Рихтера, идет яркое, внушитель ное вступление и   после более спокойный диалог. Первые две фразы продержан ы   одним звуком   и крещендо начинается на   третьей фразе   и стремитель но доходит до f.  ритмические неровности, предающие ещё большую напорность. рук, создает большую контрастнос ть   верхнего и   нижнего голосов.  печальную окраску, ощущение забвения   с проблесками далёких воспоминани й. Мягкое погружение пальцев, нажатием на клавишу   с низкого расстояния. За счет   этого нижний голос приобретает внутреннюю певучесть.  fff, Начало репризы подготовлено на   две первые   фразы так же, как и в первой   части проходят ровно. С третьей   фразы идёт стремительный взлёт   до  sffff, после чего следует плавноедимину эндо.       а Важную   роль этого исполнения играет педализация. Мацуев   не старается уединить каждый голос, наоборот накладывает один другой, получая более опечаленное звучание верхнего голоса. Более близкий образ этого исполнения— прощание   с юностью. на   Мне ближе всего стиль Мацуева. Свое исполнение я хочу построить именно так, но тему юности постараться заменить на патриотизм, также присущий этой прелюдии.  Слушая и исполняя это произведение, я как будто слышу стихи А.Блока или вижу пейзаж И.Левитана. Опять, как в годы золотые, В расхлябанные колеи… Три стертых треплются шлеи,  Россия, нищая Россия, И вязнут спицы расписные Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,­­ Ну что ж? Одной заботой боле— Как слёзы первые любви! Одной слезой рука шумней, Тебя жалеть я не умею А ты все та же— лес, да поле, И крест свой бережно несу… Да плат узорный до бровей… Какому хочешь чародею  И невозможное возможно, Отдай разбойную красу! Дорога долгая легка, Пускай заманит и обманет,­­ Когда блеснёт в дали дорожной Не пропадёшь, не сгинешь ты, Мгновенный взор из­под платка, И лишь забота затуманит  Когда звенит тоской острожной Твои прекрасные черты… Глухая песня ямщика!.. А.А. Блок «Россия» И. Левитан «Над вечным покоем» Выводы В   заключении   еще   раз   подчеркну   большую   художественную   ценность   «Пьес­Фантазий» Рахманинова   ­   произведения,   воспитывающего   художественный   вкус,   развивающего необходимые пианистические навыки, а также подготавливающего учащегося к знакомству с более сложной фортепианной музыкой. А в заключение отметим следующее. Вернемся к мысли  С. Рахманинова  о том,  что  прелюдия  –  всякая,  не только  данная –  есть  пьеса, готовящая   слушателя   к   восприятию   чего­то   главного   –   пьесы,   следующей   за   ней: «Прелюдия, как она мне представляется, это форма абсолютной музыки, предназначенной для   исполнения   перед   более   значительной   музыкальной   пьесой,   или   выполняющей функцию введения в какое­либо действие, что и отражено в ее названии. Действительно такова была прелюдия у старых мастеров, например И. С. Баха. И естественно, исходя из этой концепции, композиторы прелюдией предваряли, например, фугу. Даже тогда, когда у Баха мы встречает сборники только прелюдий (например, органных), эти пьесы, строго говоря, исполнялись именно как вступление к хоралу, который вслед за этим пела вся церковная община. Эти прелюдии были напоминанием той мелодии, которую предстояло петь. В какой­то момент прелюдия как жанр отделилась от чего­либо за ней следующего. Появились циклы самостоятельных инструментальных (главным образом фортепианных) миниатюр   (Прелюдии   Ф.   Шопена).   И   здесь   уже   не   предполагалось,   что   за   прелюдией последует   что­то   «более   серьезное»:   за   одной   прелюдией   следовала   другая   прелюдия. Естественно, что в таких циклах каждая прелюдия выражала определенное ­ у крупных композиторов   всегда   очень   определенное   –   настроение   (Скрябин,   Дебюсси;   последний пояснил настроения каждой пьесы весьма поэтичными ремарками). Весьма примечательно, что   С.   Рахманинов,   опубликовав   первоначально   эту   свою   Прелюдию   среди   других разнородных пьес (см. титульный лист первого издания), впоследствии сделал ее первой пьесой своего большого собрания. Я долго слушала прелюдию,  Печальна русская мелодия,  Такой неповторимый звук...  Больную душу бередит,  Тоска лилась как сна безлюдие  Глухими уголками  Из тонких, гениальных рук.  Родины Влечет, пугает и манит. И каждый в музыке, наверное,   Вдруг за роялем сам Рахманинов  Услышал сердца частый стук, Берет минорный до диез,   Метель или признанье первое  Во фразе, то в скупой, то в пламенной  Иль радости сердечных мук.  Звучат поля, дороги, лес. Закончен вечер, и наполненный   Молчанье в зале, и измученный  Зал опустел, закрыт рояль. Уходит тихо пианист.   Я тот концерт навек запомнила,  Воспоминанья стыло­ жгучие  Жизнь пронеслась, мне очень жаль. Пустой переполняют лист. «Прелюдии». Алла Дуэнд Литература о Рахманинове С. В. Рахманинов на сайте «Музыкальный справочник» С. В. Рахманинов по материалам старых газет и журналов Центр музыкальной культуры имени С. В. Рахманинова в Великом Новгороде Источники http://www.enotes.com/topic/Prelude_in_C_sharp_minor_(Rachmaninoff) http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t­18402.html Сайт «Сенар»  Полный список сочинений С.В.Рахманинова С. В. Рахманинов — сайт о жизни и творчестве, mp3­файлы  https://www.youtube.com/watch?v=9xh3XGRvkGE&list=UU­ AGCUwWx9FyfMgdnqQ7E2w&feature=player_detailpage О   жизни   и   эпохе   Сергея   Васильевича   Рахманинова —   статья   о   композиторе   на   сайте classical­musica.ru Музей­усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» — официальный сайт https://tomaovsjnka.livejournal.com/27707.html Приложения Картины современников Фотографии Твоя иллюстрация

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»

Проектная работа      «Анализ Прелюдии до диез минор С. Рахманинова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018