Исследовав методы изображения музыкальных произведений, можно предпринять попытку выполнить такое задание самостоятельно. Выбор пал на I часть «Патетической сонаты» Л. Бетховена.В основе первой части сонаты №8 Бетховена лежит трагедия. В ней слышно ощущение большой беды. Поэтому и моя картина, нарисованная к произведению должна показывать тревогу и горе. На изображении об этом говорят огромные чёрные глыбы. Подходящие для неё цвета — красный и чёрный. Красный — это тревога, возбуждение, цвет войны и пожара. Чёрный — это цвет конца, бездны. Так и леденящее опустошение, ощущение того, что ничего больше поделать нельзя чувствуется в сонате. И приходит ярость( красный цвет). Метаясь в её порывах тот, у кого произошла трагедия, не зная, что делать, теряет надежду. Это изображено на моей картине резкими подъёмами вверх и такими же острыми спусками вниз.
Выводы:
На вопрос, поставленный в начале работы, я могу ответить утвердительно. И музыка и изобразительное искусство рассказывают о чувствах и переживаниях людей, о событиях в их личной жизни и истории целых народов.Документ Microsoft Office Word (.docx)
МБОУ Гимназия № 12 город Липецк
«Рисунок к I части «Патетической сонаты Бетховена»
Проектная работа
Выполнила: учащаяся 5Г класса
Седых Олеся
Руководитель: Водопьянова Т.М.
2015Цели проекта:
Формирование представлений об общих закономерностях разных видов искусства
Закрепление на практике пройденного на уроке материала
Задачи проекта:
Провести исследование литературы и источников по теме проекта
Написать реферат по теме проекта
Создать собственный рисунок к I части «Патетической сонаты» Бетховена
Гипотеза проекта:
Мы предполагаем, что между музыкой и изобразительным искусством существует много
общего, так как оба искусства отражают окружающий мир
Ход исследования
Первый этап: Подготовительный
1. Формулирование основополагающих вопросов.
2. Подбор основных материалов по теме проекта3.Изучение иллюстраций по теме проекта
4. Прослушивание «Патетической сонаты» Бетховена
Второй этап:
1.Составление плана проекта, проблемных вопросов .
2.Определение порядка выполнения отдельных разделов.
3. Проверка списка ресурсов по теме проекта :как найти источники достоверной
информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права.
Третий этап:
1.Создание собственного рисунка в Программе ?
2.Тестирование, опрос учеников 5 Г по результатам прослушивания Сонаты
3.Вырадение результата тестирования в виде диаграммы
Заключительный этап:
1.Подведение итогов
2. Работа над созданием презентации
3.Оформление текста, подготовка к защите проекта
Рефлексия работы над проектом: осуществляется путём обсуждения того, что удалось и
не удалось сделать в данном проекте.
Исследование опрос по цветовому восприятию музыки 8 сонаты в 5 г
1.Во время прослушивания этого произведения в классе из 26 человек
13 выбрали черный и красный цвет
6 – фиолетовый и желтый7 – другие цвета
2. Ломанные , жесткие линии выбрали 26 человек
Выводы по исследованию – опросу 5 Г класса:
Большинство учеников моего класса услышали в музыке сонаты тревогу, смятение.
Выразили их в сочетаниях контрастных цветов, они выбрали черный и красный цвет,
фиолетовый и желтый. Некоторые слушали не внимательно, у них много случайных
сочетаний. Линия передает характер движения, жеста большинство учеников выбрало
резкие, колючие рисунки
Результаты работы:
1. Изучила материалы по теме проекта
2. Написала текст Реферата
3. Создала презентацию
4. Нарисовала свой рисунок к сонате БетховенаВступление
Живопись может изображать не только сцены, сюжеты реального мира, предметы
или конкретных людей. Её возможности намного шире передачи характера или объёма и
уходят глубоко в недра человеческого сознания. Возможности цвета безграничны, а его
воздействие на человека сложно переоценить. Изображение состояния предметов намного
сложнее и глубже чем изображение их внешнего вида. У каждого настроения существует
свой цвет, нужно просто прислушаться к музыкальной композиции и понять какое
настроение она навевает. Если в песне есть сюжет, задача становиться ещё легче, остаётся
подобрать цветовую гамму. Если музыка без слов, то можно придумать свои слова,
которые эта музыка рождает в голове или же изобразить её с помощью рисунка.
I часть. Искусство отображает внутренний мир человека и окружающую
действительность
У каждого человека есть внутренний мир, своя индивидуальность и каждый смотрит
на мир посвоему, посвоему и изображает. Одна и та же песня или мелодия может
вызывать в разных людях совершенно разные или даже противоположные чувства и эмоции.
Соответственно и изображать они её будут поразному. Таким образом, изображая музыку,
человек показывает не просто своё настроение, а свой внутренний мир. Внутренний мир и
даёт возможность другим людям взглянуть на него своими глазами. В этом и заключается
вся прелесть, сила и тонкость, как этого частного случая, так и всей настоящей живописи в
целом! Изображение музыки красками не является чемто новым, больше того, эти двавида искусства неразрывно связаны на протяжении всей истории, и их союз породил на свет
большое количество выдающихся произведений. Многие художники писали музыку, а
многие музыканты — картины.
II часть. Связь музыки и изобразительного искусства
В музыке и в живописи очень много общего. Например ритм. Играет медленная плавная,
спокойная музыка. А на картине это можно изобразить плавными волнами. Если же музыка
быстрая, весёлая, энергичная, на рисунке будет много предметов, а резкие линии быстро
без перехода будут то падать вниз, то подниматься вверх. На рисунке к тревожной музыке
можно изобразить много острых деталей. Также большую роль сходства музыки и
живописи играет цвет. Если смотришь на любой цвет, любые оттенки, он обязательно
воздействует на твоё настроение. Вот загадочная и таинственная музыка. В картине,
подходящей к ней будет много фиолетового. А к быстрой, весёлой, энергичной музыке
подойдут оттенки жёлтого и оранжевого цветов. Мрачную, тревожную музыку можно
изобразить с помощью чёрного и красного. Важно, какая музыка: мажор или минор? Если
мажор используются яркие, теплые оттенки а если минор тёмные и холодные тона.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Музыка
Музыкальный образ, название
Форма, строение произведения
Лад (мажор, минор). Настроение
Изобразительное искусство
Художественный образ, название
Композиция, композиционный центр
Колорит. Цветовая гамма
Ритм чередование звуков во
времени
Мелодический рисунок
Динамика
Исполнительские оттенки (легато,
стаккато и т.д.)
Динамика
Ритм чередование элементов
Характер линии
Яркость
Характер штриховки, мазка
Громкость
Всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку.А вслушиваясь в музыку, представить изображение.
…Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно… (Николай Рыленков)
Для выражения впечатлений часто используют несовместимые на первый взгляд категории:
«окрашенный звук», «светлая мелодия», «красный или серебряный звон», «звучание
красок». В древности связи между музыкой, цветом и настроением еще только намечались.
Спустя столетия триада музыка — настроение — цвет стала важной, а порой и
определяющей в творчестве многих композиторов.
Символическое значение цветов складывалось у определенных народов на протяжении
веков. Их восприятие индивидуально. Но традиционно их значение таково:
Красный – тревога, героика, возбуждение.
Оранжевый – радость, энергия
Желтый – солнце, жизнь
Зеленый – цвет природы, обновления
Голубой – цвет мечты, духовного начала.
Синий – глубина мысли, чувства, моря
Фиолетовый – сумерки, тайна, загадка.
Белый начало начал, чистота, ангел, снег.
Черный цвет конца, бездны.
Розовый – наивный, детский
Коричневый – печаль, меланхолия
Серый – тоска, уныниеЗолотой и серебряный цвета Бога, космоса, Вечности.
.
III часть. Музыкальная живопись М. Чюрлениса
Облекалась музыка в рисунок,
Линия срывалась в жажде петь,
Рассыпались ритмо звоныструны,
Обретая подлинность…
На треть.
Остальное заливалось солнцем,
Разбавлялось страстью и тоской,
Называлось всё – «Сонатой солнца»…
Соната звезд, Соната солнца,
Соната моря, Соната лета,
Соната весны, Соната Ужа,
Соната пирамид,
Симфония похорон.
Самым ярким примером музыканта и художника является Микалоюс Константинас
Чюрлёнис. Его называют создателем и автором «музыкальной живописи». Его творчество
стоит в стороне от известных течений, искусствоведы говорят что оно «гдето между
символизмом и абстракционизмом с признаваемым влиянием музыки».
Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими
впечатлениями. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Обладал
некоторыми гипнотическими способностями. Однако, он вскоре прекратил своиэксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. Несмотря на свою скромность, он
оказывал сильное влияние на своё окружение. Его близкий друг Влодзимеж Моравский
говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек,
отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». «Когда
Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека,
ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какойто свет», — вспоминала супруга
английского консула в Варшаве Галина Вельман.
Единственное, что могло его вывести из себя, — это обращенная к нему просьба
«объяснить» содержание той или иной его картины. Он негодовал «…почему они не
смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый поиному подходит и иначе
воспринимает произведения искусства».
М. К. Чюрлёнис. Сказка королей
Чюрленис стал автором первых литовских симфонических поэм «В лесу» и «Море»,
струнного квартета, произведений для хор , а капелла на тексты псалмов. Он написал
около 300 художественных произведений, сочетающих влияние символизма с элементами
народного декоративноприкладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской,
египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий
музыки и изобразительного искусства. Последнее особенно явственно в таких
произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» «Соната моря», «Соната звёзд».
Создавал символическиобобщённые произведения, переносящие в мир сказки («Сказка»,
цикл «Сказка королей»), космогонических и мифов (циклы «Сотворение мира», , «Знаки
Зодиака»,), народных представлений (циклы «Весна», «Зима». Многие произведения
утрачены, иные находятся в Каунасском художественном музее Чюрлёниса.
У Чюрлёниса не так много картин написанных на холсте. Все музыкальные циклы – бумага,
темпера. Многие картины художника утеряны. Чюрлёнис не только называл свои
художественные произведения музыкально, к примеру, прелюдия и фуга, соната,
симфония, но и прибегал к заимствованию музыкальных форм. Наиболее ярко проявилосьэто в его знаменитых сонатах. Их семь. Все они перечислены в финале стихотворения.
Симфония одна – «Симфония похорон». Состоит из семи картинэпизодов. Выбрав вечно
влекущее к себе море объектом для одной из сонат, Чюрленис написал для нее три
картины: «Аллегро», «Анданте» и «Финал». Аллегро переводится как бурно, радостно или
весело. Именно такими словами и можно охарактеризовать первую картину сонаты. Одна
волна за другой напористо наступают на берег, искрясь и переливаясь на солнце. С глубины
поднялись и плавают среди пузырьков янтарь, ракушки, камешки и многое другое. Берег
весь в холмах, очертания его легко потерять и перепутать с одним из гребней волны. Но
волны разбиваются о берег радостно, не изображая борьбы, а скорее активно играя с ним.
И настроение картина поднимает, радуя своими яркими красками и живостью действия.
Следующая картина сонаты – Анданте. В ней все тихо и спокойно. Только два ярких луча
светильников освещают горизонт. Проследуй по светящимся пузырькам, идущим от них, и
увидишь, как на дне спящего моря воцарился целый город, в котором нашли приют и
затонувшие корабли. Добрая рука поднимает один из них и бережно, как дети пускают
маленькие лодочки, опускает на поверхность, даруя ему вторую жизнь. Все море кипит, и
грозная и величественная волна поднимается ввысь в Финале и, как чудовище когтями, уже
стремится поймать и поглотить беспомощные кораблики. Возможно, едва заметные
инициалы автора на волне дают понять, что такая же погибель ожидает, как ему кажется,
все его труды: они окажутся погребены глубоко на дне, где о них никто не вспомнит… Но
как бы не казалась страшна волна, эти корабли должны в конце концов выплыть из нее, не
даром ведь рука спасала один из парусников в Анданте. А картины Микалюса Чюрлениса
никогда не будут забыты, даже спустя многие сотни лет.
Соната моря. Финал Соната Солнца. Скерцо Соната пирамид. Аллегро ТоскаМерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной
синевы... Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность...
Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу
надпись попольски: «Да будет!» Непроглядное пространство начинает превращаться в
организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют
рождение новых, они сияют над поверхностью вод, и мятущиеся облака понеслись по
ожившему небу, и багровое солнце взошло на горизонт!.. Все это проходит перед нами в
первых шести картинах цикла «Сотворение мира». Вид меняющейся космической
панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума.
Мир начинает жить, сверкать, цвести. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о
возникновении красоты мира. Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.
Меня заинтересовала серия картин Чюрлениса к Траурному маршу из симфонии №3
Бетховена. Люди, бесконечная колонна людей, все до единого одетые в одинаковые
траурные одежды, не во исполнение светского долга, а из искреннего сострадания все, как
один, потупили головы, они отправились в долгий путь, чтобы в достойном месте
похоронить умершего. Затем гроб виден в плотную. Его словно чёрный траурный флаг
проносят на плечах усталые люди. Траурная процессия уходит к горизонту, затем
движение устремляется в верх. Завершается цикл картиной опустевшего дома. Гроб не
случайно так прост. Умер не царь, герой, вождь или ктонибудь в этом роде, на чьих
похоронах не обходится без вещественных знаков их прижизненного величия. Гроб, иссиня
черный, мгновенно приближенный во второй картине из глубины пространства на первый
план, как трагический аккорд страшной силы, взывает за сочувствием к самой природе, к
великому солнцу. Вообще, для написания этого цикла, Чюрлёнис выбирает очень
интересное цветовое решение. Интенсивность жёлтого, зелёного и синего особенно
выражается в первых трёх картинах. Этот цветовой «нажим» стихает, становится болееоправданным и изысканным в четвёртой и пятой картинах, в шестой интенсивный цвет
используется лишь для неба, седьмая же пригашена уже полностью. В снижении цветовой
силы просматривается своя логика, прежде всего сюжетного свойства.
Мы как будто смотрим видовой фильм. Здесь Чюрлёнис делает очень интересную
попытку создать некий вид искусства, который как будто должен сочетать в себе
живопись, музыку и ещё не существовавшего тогда кино. Заключённому в рамки и в само
себя неподвижному изображению, художник хочет придать динамику, вопервых
продлевая его всё дальше и дальше, вовторых варьируя каждый раз композиционное
решение, втретьих, меняя ритмическую организованность каждой из картин частей
симфонии. При всей условности названия «симфония», можно согласиться с художником в
том, что «Музыкальное» свойственно этому циклу сразу по многим признакам. Интерес
представляет то, что связывает «Симфонию» с будущим кинематографом: чередование
крупных и общих планов при последовательном рассмотрении напоминает искусство
киномонтажа. «Создать образ мира! Звуками? Звуками! Но звуки увлажняются и
превращаются в краски. Звучит голубая музыка неба, зеленая музыка леса, янтарная
музыка моря, серебряная музыка звезд... Что же тут созидается? Да это же цветовая
мелодия! Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира? Надо
браться за краски, браться за живопись. Да. Холсты. Холсты. Холсты. Теперь он точнее,
полнее — образ мира!.. Но что это? Пиано зазвучал синий. Форте — взметнулся зеленый...
Краски обрели звучание. Их голоса сплетаются, сливаются в едином хоре, в одном
оркестре. Словно скрипичные струны, запели мачты деревьев, строчки птиц, острые пики
гор, плавные линии облаков. Струнами арфы зазвенела небесная лазурь. Что это? Звучащая
живопись. В руке палитра и кисть. И вот палитра оставлена. Пальцы вонзаются в черные и
белые клавиши. Рояль рассыпает звонкие янтарики..Музыка ли, краски, поэзия это не
важно! Важна суть. Важна мысль».
Из книги Э. Межелайтиса «Мир Чюрлениса»
IV. Мой рисунок к Сонате №8 БетховенаИсследовав методы изображения музыкальных произведений, можно предпринять попытку
выполнить такое задание самостоятельно. Выбор пал на I часть «Патетической сонаты» Л.
Бетховена. Это произведение, впервые опубликованное в 1799 году и посвященное князю
Карлу Лихновскому, было озаглавлено самим Бетховеном как «Большая патетическая
соната». Вероятно, именно первую часть патетической сонаты имел в виду Лев Толстой,
когда он писал в XI главе «Детства» по поводу игры матери: «Она заиграла патетическую
сонату Бетховена, и я вспоминал чтото грустное, тяжелое и мрачное... казалось, что
вспоминаешь то, чего никогда не было».
Б. В. Асафьев, отмечал «огненнострастный» пафос первой части.По мнению Ромена
Роллана, «присутствие элементов драматикотеатральных в «Патетической» неоспоримо и
очевидность этого подтверждается сходством стиля и выразительности не только с
немногочисленными произведениями Бетховена, написанными для сцены, вроде его
«Прометея» (1801), но и с его великим образцом трагической сцены,— с Глюком, чья
«Ария и дуэт» из II действия «Орфея» непосредственно вызывают в памяти бурное
движение начала первого allegro из «Патетической».Небезинтересно добавочное замечание
Ромена Роллана: «Успех «Патетической», как и самое произведение, имел несколько
театральный характер. Из рассказа Мошелеса явствует, что страсти за и против этой
сонаты разгорались как по поводу какойнибудь оперы. Очевидно, Бетховен, недовольный
такого рода победой, не захотел ее возобновлять».
Первая часть патетической сонаты дает обобщенную характеристику всего круга образов
уже в начальных тактах. Вступление несет в себе центр тяжести содержания,— и это
фактор творческого новаторства Бетховена на пути создания лейтмотивной сюжетности.
Суть его в столкновенияхчередованиях противоречивых начал.. Здесь же дан контраст
мрачного, властного принуждения и страстной тоски.
На протяжении десяти тактов Бетховен проводит этот контраст через ряд оттенков и
фазисов, внушая то светлую надежду, то безнадежность. Вступление патетической сонаты
— шедевр глубины и логической мощи мышления Бетховена. Вместе с тем, интонации
этого вступления так выразительны, так выпуклы, что, кажется, скрывают за собой слова,
служат пластическими музыкальными формами душевных движений.
Вслушиваясь в музыку, нельзя не заметить, что легко было ассоциировать активный
ритмический фон с моторным ощущением дороги.Сначала две дугиарки бурных, вздымающих и опадающих порывов на гулком фоне
разбитых октав. Затем фанфары октав соль в правой руке и сбеги восьмых приносят с
собой элемент воинственной тревоги. Дуги порывов становятся полудугами, обрываются
на вершине. Краткое затишье приводит к побочной партии. Это лишь кажущееся
успокоение, а на деле только передышка, во время которой тревожно бьется сердце, а в
ушах звучат отголоски фанфар. Заключительная партия снова стремительный бег с почти
физическим ощущением перехватов дыхания. Смелые регистровые броски в конце
экспозиции:
В основе первой части сонаты №8 Бетховена лежит трагедия. В ней слышно ощущение
большой беды. Поэтому и моя картина, нарисованная к произведению должна показывать
тревогу и горе. На изображении об этом говорят огромные чёрные глыбы. Подходящие для
неё цвета — красный и чёрный. Красный — это тревога, возбуждение, цвет войны и
пожара. Чёрный — это цвет конца, бездны. Так и леденящее опустошение, ощущение того,
что ничего больше поделать нельзя чувствуется в сонате. И приходит ярость( красный
цвет). Метаясь в её порывах тот, у кого произошла трагедия, не зная, что делать, теряет
надежду. Это изображено на моей картине резкими подъёмами вверх и такими же острыми
спусками вниз.
Выводы:
На вопрос, поставленный в начале работы, я могу ответить утвердительно. И музыка и
изобразительное искусство рассказывают о чувствах и переживаниях людей, о событиях в
их личной жизни и истории целых народов.
Список использованной литературы:
1. «Основы теории художественной культуры» под общей редакцией Л.М. Мосоловой,
СанктПетербург, 2001 год.
2. «Уроки МХК» М.И. Картавцева, И.С. Чернышёва, ТЦ « Учитель», Воронеж, 2003 год.
3. «Мировая Художественная Культура» Г.И.Данилова. М.: Издательство «интербук»,
1999.248с.:ил.
4. Ванслов В.В.Изобразительное искусство и музыка: черки.2е изд. Л.: Художник
РСФСР,1983.5. Дмитриева Н.М. Изображение и слово. М.: Искусство,1971.
6. Левина Л.И. Музыка в системе культуры как актуальная проблема музыкознания. М.:
Государственная библиотека СССР, 1984.
7. Аркина Н.Е. Языком танца. М.: Знание, 1975.
Источники:
http://opisaniekartin.com/opisaniekartinmikalyusachyurlenisasonatamorya
http://www.liveinternet.ru/users/bersineja/post340842597/
http://artotkrytie.narod.ru/chiurlionis2.htm
http://www.tydoctor.ru/1_1_abst_cult.html
http://yandex.ru/yandsearch?lr=9&oprnd=5652869581&text=бетховен%20соната
%208%20патетическая
Источники иллюстраций: найди сама и вставь
В ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВСАВЛЯЮТ
ЦЕЛИ
ЗАДАЧИ
ГИПОТЕЗУ
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАТЕМ КАРТИНКИ
ТВОЯ +ВСТАВИТЬ МУЗЫКУ СОНАТЫ
ВЫВОДЫ
ИСТОЧНИКИ
ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ