В наше время перед детьми часто появляется социальная проблема - они не знают своих родственников, не знают кем были их предки, чем они занимались. Данный проект направлен на приобщение детей к культуре, истории своей страны в целом и истории своей семьи в частности. Также это хороший способ сплочения детей и их родителей.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Моё генеалогическое древо»
Разработчик проекта:
Батыргареева Людмила Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Павловка
Нуримановский район РБ
Руководитель проекта:Уфа 2017
Оглавление
Введение.
Глава I. Теоретическая часть работы.
1.1Актуальность проекта.
1.2Предполагаемая гипотеза.
1.3 Сбор необходимой информации.
Глава II. Практическая часть работы.
2.1 Составление генеалогического древа .
2.2 Презентация проекта.
2.3 Организация выставки лучших работ учащихся.
2.4 Проведение внеклассного мероприятия «Праздник семьи».
Список использованной литературы.
Приложение.Проект «Моё генеалогическое древо»
Введение
Семья это самое ёмкое слово.
В нем слышится «семя» жизни основа.
Семь «я» это семеро, связанных прочно,
И будущих жизней надежный источник.
Семья это радостный детский смех.
Семья то, что в жизни нам дарит успех!
Пусть будут опорой друг другу родные,
И пусть всех минуют несчастья любые!
Семья нашей жизни надежный оплот,
Что в детстве и в старости нас бережет.
Семья на любви построенный дом,
Пусть радость и счастье царствуют в нем!
Метод проекта не является принципиально новым в педагогической практике, но
вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как
предусматривающий умение адаптироваться изменившимся мире постиндустриального
общества. Основные условия применения метода проекта сводятся к следующему:
Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем
исследовательского(творческого) поиска и применения интегрированного знания;
Значимость предполагаемых результатов (практическая,
теоретическая,
познавательная);
Применение исследовательских (творческих) методов проектирования;
Структурирование этапов выполнения проекта;
Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
I.
Теоретическая часть работы
1.1 Актуальность проектаВ древности, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до
седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда.
Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были
обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую
рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось
предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой
родовой герб.
В наше время дети сталкиваются с социальной проблемой: они не знают своего
генеалогического дерева. Эта тема становится актуальной. Проблема изучения истории
своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее
изучении. Содержание нравственного воспитания школьников включают в себя решение
множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного
отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная
среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой
семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это
родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют
общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая
носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».
Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево
всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет
будущего.
Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в
семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Изучив тему проекта, мною была обозначена проблема: не многие дети знают
историю создания семьи, свою родословную. Мало развито чувство гордости за свою
семью.
1.2 Гипотеза: знание своего генеалогического древа поможет детям узнать
историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление
о семье и семейных традициях. Предположим, что в результате изучения родословногодрева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во
взаимоотношениях.
Тип проекта:
информационно исследовательский, по содержанию «ребенок и его семья», ребенок
субъект проектирования;
внутри школы – дома;
при участии детей и взрослых.
Цель проекта – создание генеалогического древа каждого ученика.
Укреплять межличностные отношения в семье.
Формировать стремление развивать семейные традиции.
Воспитывать чувства любви к своей семье и гордости за неё, чувства уважения к
родителям и предкам, формировать и развивать личность.
Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи.
Развивать творческие способности учащихся.
Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
Научить работать с новыми технологиями и различными социальными сервисами
в Интернет.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к
семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в
родственных связях.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи
для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
3. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать
развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для
нового проекта;
навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
заинтересованностью ученика в работе.I.3 Сбор необходимой информации
Найти ответы на вопросы:
Что такое «род», «родословная»?
Кто такие «предки»?
Что такое «поколение»?
Что такое «семья»?
Что такое «генеалогическое дерево» и как его составлять?
Виды генеалогического древа.Провести исследование:
Опросить своих родителей, бабушек и дедушек. Составление генеалогических
карточек.
Посмотреть семейные документы и фотографии.
Составить генеалогическое дерево.
Объектом исследования являются учащиеся 3Б класса и их семьи.
Предметом исследования – является родословная каждого ученика в отдельности.
II. Практическая часть работы.
2.1 Составление генеалогического древа.
Этапы исследования:
1. Рождение идеи (постановка проблемы)
2. Выбор методов исследования
3. Сбор материала
4. Подготовка проекта (Составление генеалогического древа семьи) и его
презентация.2.2 Презентация проекта.
Учащиеся с удовольствием показывали свои красочно оформленные работы.
Рассказывали о своих дальних родственниках, о предках, о происхождении своих
фамилий. Задавали интересующие их вопросы друг другу. Презентация работ
проходила в форме непринужденной беседы за круглым столом.
2.3 Организация выставки лучших работ.
2.4 Проведение внеклассного мероприятия «Праздник семьи».
(Разработку мероприятия см Приложении)
ЗаключениеВ результате такой работы учащиеся пополнили свои знания по истории
геральдики, этнографии. Работа в этом направлении способствовала активному
сплочению классного коллектива, коллектива родителей, сплочению семей.
Дети научились вести поиск своих предков (их родственные связи, занятия, годы
жизни, имена фамилии), работать со словарями, с печатными документами, письмами,
фотографиями, семейными реликвиями. Оформлять специальные альбомы «Моя
родословная» составлять сводную таблицу с информацией обо всех родственниках,
освоили способы изображения генеалогического древа. В результате работы над
проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к
семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях,
живущих вместе, и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род,
родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались
творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и
сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все
это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также
повышению интереса к истории происхождения своей семьи.
Гипотеза нашего проекта подтвердилась: знание своего генеалогического древа,
помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало
у детей представление о семье и семейных традициях.
Родители получили советы об оказании помощи своим детям в составлении
родословных. Они осознали значимость этой работы и ответственность перед детьми.
В результате изучения родословного древа семьи у детей с родителями
установилась более тесная связь во взаимоотношениях.
Список использованной литературы.
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений. – М. : .: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2008;2. Господинова, М.К., Полянина, Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе:
Пособие для учителя начальных классов. Волгоград: Учитель, 2009. – 131 с.
3. Савенкова,А. И.Одаренный ребенок в школе. – Екатеринбург:
У – Фактория, 2004. – 272 с.
4. Агафонов В.А. Моя родословная Москва, «Мир книги», 2006
5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования. Москва, Творческий центр, 2006.
6. Коротков Е.В. Твоя родословная. Кто ты? Волгоград: Перемена, 1999
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва, 1997
8. Рылеева Е.А. Генеалогическое древо// Обруч: дошкольное и начальное
образование.1998.№4
Приложение
Внеклассное мероприятие «Праздник семьи»
Цель:
Пробудить интерес к своей родословной, обычаям, семейным традициям и
реликвиям. Расширить представления об именах, их значении.
Воспитывать чувство гордости за свою семью.
Формировать нравственную культуру детей и родителей.
Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и
взаимопонимания в семьях учеников.
Оформление и оборудование: “Семейное древо”, на котором фотографии некоторых
семей класса. У каждой семьи – герб, родословные, фотографии. Фирменные блюда
семьи. Выставка семейных реликвий; поделок.
Плакаты:
1.“Очаг семейный – добрый костерок
2. “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” (Л.Н.Толстой);
3.“К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе”
(Сократ).Ход праздника.
(Звучит музыка).
Выходят дети и читают стихи:
Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чутьчуть завидую.
Спрашиваю папу: Где я был тогда?
Отвечает папа: “Не было тебя!
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная счастливая семья?
Я так люблю, когда луна глядит в окошко,
И сказки тихо бродят по углам.
А рядом мама держит за ладошку,
И гладит мои волосы слегка.
Сегодня в доме выходной,
Сегодня – воскресенье.
Мы с папой на кухне колдуем вдвоем,
Для мамы печем печенье.
Мы стол накрываем и ставим цветы,
Печенье кладем на блюдо.
Мы маме подарим любовь и букет,
А мама помоет посуду.
Мой папа любит в дневнике
Красиво расписаться,
А с двойками, что ставят мне,
Он разрешает маме разбираться.
Сегодня праздник у меня,
Сегодня день рождения!
Придет поздравить вся семья,
Готовим угощение!
Две бабушки мои придут
И два солидных деда,
Рассказы слушать их люблю
Про светлый день Победы!
Придет любимая сестра
С племянницей малышкой.
И с важным видом буду ей
Показывать я книжки.
Сегодня очень счастлив я!
Я жду тебя, моя семья!(Исполняется “Песенка друзей”)
Ведущие (мальчик и девочка):
Мы рады приветствовать всех сегодня на празднике семьи! Наш праздник будет
проходить в виде конкурсной программы.
Участвуют две команды: “Родня” и “Родичи”.
Нас ожидают конкурсы: “Мое имя”, “Моя родословная”, “Герб моей семьи”,
“Семейные реликвии” и другие.
Поговорим о важных и дорогих для нас вещах и постараемся быть еще дружнее и
ближе друг другу.
Но сначала отгадайте загадку: что “В воде не тонет, в огне не горит, в земле не
гниет”? (Имя) Правильно!
Каждому человеку при его рождении дается имя. Человек проносит имя через всю
свою жизнь. Его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить
имени.
Имя у тебя одно, навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого ты побереги его! (Р.Сеф)
Нередко в семье разгораются споры как назвать ребенка:
Дети:
1уч. Дед, стараясь для внучонка, нахватал из разных мест
Ряд мен, звучащих звонко: Товий…Муций…Свен…Орест
2уч.
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовем посовременней –
Гелий…Атом…Космодром…
3уч.
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин… Мельвин…Сельвин…Джон…
4уч.
Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой…Сысой…Кузьма…Фома…
5уч.
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром!Ведущие: А знаете ли вы, почему вам дали такое имя и что оно означает?
Дети и родители:
Наталья в переводе с латинского – родная.
“Наталья, ты – душа родная, ты в этот мир не зря пришла,
И сколько я тебя ни знаю – всегда чарующе мила.
Ты – утешение родни, храни судьба тебя, храни”.
Николай в переводе с греческого – победитель народов.
“Николай, будь имени достоин. Это имя – царское во всем.
Победитель, и борец, и воин, ты судьбой своей не побежден.
Будь здоров и счастлив, Николай, и своих позиций не сдавай”.
Владислав – славянское имя, владеющий славой.
“С рожденья славе близким став, ты – крестник славы, Владислав,
Она хранит тебя, как мать, чтоб никогда не потерять
Средь миллионов сыновей, и быть звездою жизни всей”.
Евгений в переводе с греческого – благородный.
“Как благороден ты, Евгений, в любом из многих проявлений
Души, несущей точно дар, прекрасных чувств святой нектар.
Пребудь всегда таким, мой друг, не убоясь житейских вьюг”.
Мое имя Анна «милость божья»
Ведущие:
У наших детей прекрасные, благозвучные имена: Анжела, Яна, Мария, Ярослава,
Карина, Хасан, Инесса, Павел, Екатерина, Элина.
Пусть ваши имена приносят вам в жизни только удачу и счастье!
(Исполняется песня “Настоящий друг”)
Вед: Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности,
дань памяти. Следующий конкурс “Моя родословная”.
О своей родословной нам расскажет Кадиячев Илья, Репин Эмиль и Иванов Алексей
(Рассказы детей).
(Сценка “Бабушки и внуки”. Песня “Золотая свадьба”.)
Вед.: Следующий конкурс “Герб и девиз нашей семьи”.
(От каждой команды по два человека рассказывают, что выражает герб семьи, и
называют девиз).
Дети:Сделать на свете многое сможем –
В глубинах морских и в космических тоже.
К тундре придем и к пустыням горячим,
Даже погоду переиначим!
Дел и дорог будет в жизни немало…
Спросим себя: ну а где их начало?
Вот он, ответ наш, правильный самый:
Все, с чем живем, начинается с МАМЫ!
(Исполняется “Песенка мамонтенка”)
Ведущие: Следующий конкурс “Семейные реликвии” и “Умелые руки против
скуки”.
(Выставка реликвий и творческих работ семьи).
(Исполняются “Частушки”)
Ведущие: Конкурс “Семейный альбом” и “Смешной случай”
(из детства ребенка или из жизни семьи”.
Сценки “Мама – сын”, “Папа – сын”.
(“Песня про папу”.)
Дети:
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей. (В.Берестов).
Конкурс “Смак” – фирменное блюдо семьи.
Все вместе: Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в семьях всегда!
(Песня “Вместе весело шагать”)
Жюри подводит итоги конкурсов.
(Победила дружба).