Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.
Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда с тобой!
В нашей семье музыка занимает очень важное место. Я не помню ни одного дня, чтобы в нашем доме не звучала музыка
У каждого члена нашей семьи очень много развлечений, но музыка нас объединяет. Поэтому нам никогда не бывает скучно.
Итак, в своём проекте, я расскажу о своей семье, её увлечениях музыкой, а так же о её влиянии музыки на нашу жизнь и жизнь человека в целом.Проект ученицы 6 класса
«Музыка в моей семье».docx
МБОУ г. Липецка гимназия 12 города Липецка
Проектная работа
«Музыка в моей семье»
Проект выполнила:
ученица 6б класса: Ангелина Смольянова
Руководитель:
Татьяна Михайловна Водопьянова
1 Липецк 2018
Цель:
Исследование роли музыки в нашей семье.
Задачи:
Изучить влияние музыки на человека
Познакомиться с понятием «абсолютный слух»
Расширить свои знания об увлечениях членов моей семьи
Гипотеза:
Я предполагаю, что музыка способна влиять как на здоровье человека, так и на его
развитие, даже на раннее развитие ребенка
Ожидаемые результаты:
Данная работа поможет мне не только узнать много нового о музыкальной жизни моей
семьи, но и расширить свои представления о влиянии музыки на людей в целом.
2 СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………..4
Глава I. Роль музыки в жизни нашей семьи…………………………..………5
Глава II. Влияние музыки на здоровье…………………………………….…..6
Глава III. Секреты нашего слуха.........................................................................9
Заключение. .........................................................................................................13
Список использованных
источников…………………………………………………………………........14
3 ВВЕДЕНИЕ
Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!
Что такое звуки?
4 За окном метель,…
Что такое звуки?
По весне капель,
Это струны ливня, это первый гром!
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.
Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда с тобой!
В нашей семье музыка занимает очень важное место. Я не помню ни одного дня, чтобы в
нашем доме не звучала музыка
У каждого члена нашей семьи очень много развлечений, но музыка нас объединяет.
Поэтому нам никогда не бывает скучно.
Итак, в своём проекте, я расскажу о своей семье, её увлечениях музыкой, а так же о её
влиянии музыки на нашу жизнь и жизнь человека в целом.
РОЛЬ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ НАШЕЙ СЕМЬИ
5 Музыка в нашей семье занимает очень важное место. Мой папа Сергей Вячеславович с
юности увлекался игрой на гитаре, у него с друзьями даже была небольшая группа, где они
исполняли песни собственного сочинения. Здесь можно подробнее!Выбрать 1
2:названия,отрывок текста, описание стиля, характера. Название группы
Моя мама, Дина Николаевна, закончила музыкальное училище (по классу… ?),и работала
преподавателем в музыкальной школе, а сейчас она музыкальный руководитель в детском
саду. С ранних лет она писала песни, участвовала в различных конкурсах авторской песни,
выступала на различных городских мероприятиях. На одном из таких выступлений они с
папой и познакомились. По этому, можно сказать, что наша семья появилась благодаря
музыке. К сожалению, мои бабушки и дедушки к музыке не имели никакого отношения,
поэтому музыкальные традиции только начинают зарождаться в нашей семье.
То, что моя мама не только музыкант, но имеет еще и психологическое образование, роль
музыки в нашей семье очень велика Это не только увлечение или хобби, но и средство
улучшения самочувствия и здоровья.
Мама рассказала мне о таком понятии как музыкотерапия. Меня очень заинтересовало
это направление, я решила самостоятельно найти информацию по этому вопросу и вот, что
я узнала.
Оказывается музыкотерапия – метод лечения, который вызывал и вызывает множество
споров насчет его эффективности. Однако факты следующие: в ходе различных
исследований целебное воздействие музыки на организм было научно подтверждено. С тех
пор в ряде стран методика включается в состав комплексной терапии различных
заболеваний.
Особенно широко применяется музыкотерапия в педиатрии, при лечении и реабилитации
детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, отклонениями в
развитии, трудностями в общении. По мнению врачей, сфера лечения музыкой настолько
6 обширна, что ей можно найти применение практически в любой области медицины. При
этом пользоваться исцеляющими свойствами музыки можно в домашних условиях,
расслабившись и настроившись на гармоничный лад. Несмотря на то, что музыкотерапия не
может полностью заменить лечебные процедуры, она способна снизить лекарственную
нагрузку, уменьшить боль, повысить тонус и ускорить выздоровление.
Мы дома используем следующие приемы музыкальной терапии:
1.
2.
Выводы по 1 главе
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ этот раздел, это просто реферат, так же как и
про абсолютный слух
Музыкальные инструменты и их влияние на организм Метод музыкотерапии основан на
способности нервной системы человека реагировать на музыкальный ритм.
Он может гармонизировать
физиологические процессы в организме.
Наиболее сильно и комплексно на
человека воздействует орган – клавишный
духовой инструмент с мощным звучанием.
Считается, что он гармонизирует
психоэмоциональное состояние,
осветляет ум, освобождая его от страхов,
беспокойств и навязчивых мыслей.
Согласно выводам исследователей, некоторые инструменты, в отличие от органа, способны
точечно влиять на конкретные органы человеческого тела и стабилизировать их работу:
фортепиано корректирует работу почек, мочевого пузыря, щитовидной железы;
флейта очищает легкие и бронхи, благотворно действует на кровоток;
7
виолончель, арфа, гитара гармонизируют деятельность сердца;
аккордеон, гармонь, баян активизируют органы пищеварения;
цимбалы уравновешивают деятельность печени;
труба, тромбон устраняют бронхолегочные заболевания;
саксофон лечит болезни мочевой системы; скрипка успокаивает психику;
колокольчики устраняют тоску, депрессию.
Кроме музыкальных инструментов, релаксирующее воздействие на организм оказывают
звуки природы: плеск волн, пение птиц, шум дождя. Мы часто слушаем подобные
композиции .
За годы исследований была установлена взаимосвязь между болезнями и произведениями
композиторов, способствующими излечению:
для снятия головной боли – Хачатурян, Лист, Моцарт;
для стабилизации сердечного ритма – арии Верди;
для преодоления неврозов, раздражительности – Чайковский «Времена года»;
от депрессии – Моцарт «Симфония № 41(реминор)», Бетховен «Симфония № 5»,
«Симфония № 9»;
для спокойного сна – Шуберт «Серенада», «Аве Мария», Бетховен «Лунная
Соната», Чайковский «Баркарола»;
для лечения кишечника, печени, при воспалении аппендикса – Мендельсон
«Свадебный марш»; при ревматизме − Бах «Токката».
И, правда, мы не раз замечали, что члены нашей семьи очень редко болеют по сравнению с
нашими друзьями и знакомыми.
Музыка учит не только видеть, но и
воспроизводить увиденное, не только
слышать, но и представлять то, что
слышишь. Следовательно, она развивает
все виды восприятия: зрительное,
слуховое, чувственное – и все виды
памяти:
Ребенок, играющий "Осеннюю песнь" Чайковского и как бы видящий в это время грустную
картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все
излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать. Конспектируя материал, он будет его
усваивать тоже гораздо лучше, потому что у него налажена моторная память, то есть связь
8 между мышлением и двигательными функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой
нибудь забытый навык вспоминается больше руками, а не головой. Кроме того, музыка
развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами
искусств... История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к
одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был
скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был
первым, кто изучил природу вокального искусства. Александр Сергеевич Грибоедов,
русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил
Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке... Дети, обучающиеся
музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что,
помимо всех прочих способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные
качества.
Возможно поэтому год назад меня
увлекла живопись, почти год я хожу в
художественную школу, мне нравятся
абсолютно все предметы, беседы об
искусстве, где я узнаю об истории
живописи в различных странах, я люблю
урок скульптуры, кроме того конечно же
обожаю рисовать.
Вот это хорошо!!!и сюда можно вставить
из 5 класса работу с подбором музыки к
картине
Опять – «скачать вставить!!!»
О влиянии музыки на человека можно говорить бесконечно...
Музыка успокаивает, расслабляет и помогает заснуть
Расслабляющая музыка вызывает сон
Расслабляющая классическая музыка является безопасным, дешевым и простым способом
победить бессонницу, уменьшает тревогу, стабилизирует артериальное давление,
9 нормализует сердцебиение и дыхание, расслабляет мышцы и отвлекает от неприятных
мыслей.
Музыка помогает бороться со стрессом и расслабляет
Учеными доказано, что слушая медленную классическую музыку, люди избавляются от
стресса. Бесчисленные исследования доказали, что расслабляющий эффект музыки
действителен для всех, даже для новорожденных.
Музыка расслабляет напряженные мышцы, позволяя избавиться от стресса рабочего дня.
Музыка помогает добиться необходимого результата при занятии йогой, самогипнозом и
практиками медитативной визуализации. Музыка дает человеку энергию на протяжении
упражнения.
Избавляет от негативных эмоций. Жизнерадостная музыка помогает Вам отвлечься от
причин Ваших волнений, почувствовать себя более оптимистичными и позитивными.
Благодаря этому, человек становится менее подверженным стрессу.
Музыка делает человека общительнее, потому что, исполняя произведение, стремясь
передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со
слушателями, в разговоре он чувствует оттенки интонации и эмоций собеседника,
угадывает тон и темп беседы.
СЕКРЕТЫ НАШЕГО СЛУХА Уберите этот раздел
Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают
людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными
вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает
автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов
населения планеты могут похвастаться этим даром.
Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он
«перекрывается» другими, более важными для выживания навыками.
10 Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную
высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12
полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого
звука без посторонней помощи
То есть каждая нота в музыке это, по сути, звуковой сигнал определенной частоты.
Причем определенной однозначно. Скажем, звуковой сигнал частотой 440 Гц это нота
"ля" первой октавы. Так вот, абсолютный музыкальный слух это способность так же
однозначно определить ноту по ее звучанию.
К примеру, относительный музыкальный слух способность определять ноты, сравнивая их
звучание с другими, определять их соотношения. То есть, чтобы определить эту самую
"ля", человеку нужно послушать какуюлибо другую близко расположенную, причем
известную, ноту.
Человек с относительным слухом не
может, к примеру, правильно настроить
гитару без эталонного источника звука.
Например, камертона. Таких людей
большинство.
За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал.
Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более
того – именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков.
Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При
этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в
семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована.
Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие.
Психологами установлен тот факт, что абсолютный слух (а зачем? Другое дело
развивается музыкальность в целом слух, память) можно развить у младенца, при
условии, что мама будет часто слушать музыку.
Вот это хорошо!
11 Так как моя мама еще имеет психологическое образование, она решила провести
эксперимент по развитию абсолютного слуха у своего ребенка, так как это не только
интересно, но и полезно.
Когда я еще не родилась, моя мама почти с первых дней занялась моим музыкальным
развитием. Мама не только много говорила со мной, читала сказки, стихи, но и каждый
день пела. Это были и колыбельные, и песни под фортепиано её собственного сочинения,
(подробнее, можно в Приложение включить ноты)так же классические произведения,
исполненные в «живую» и в аудиозаписи. Предпочтение отдавалось таким композиторам
как Антонио Вивальди, Фридерик Шопен, Вольфганг Амадей Моцарт и т д.
Со временем стало понятно, что я реагирую на музыку, под какието произведения я
успокаивалась, под другие напротив, вела себя активно, если рядом звучала громкая рок
музыка, мне совсем не нравилось, и я вела себя очень беспокойно, поэтому мама избегала
мест, где звучала подобная музыка. Активно принимал участие и папа, любил со мной
поболтать и играл мне на гитаре.
Когда я родилась, музыкальное развитие продолжилось. К прослушиванию добавились
различные детские песни из фильмов и мультфильмов, когда я немного подросла, то уже
самостоятельно ставила себе полюбившиеся диски с любимой музыкой. До сих пор
предпочитаю как классические, так и современные произведения и песни.
Дома есть фортепиано, в раннем детстве я воспринимала его как большую игрушку,
подходила, нажимала различные клавиши и слушала, как они звучат.
Абсолютный слух у меня проявился в 6 лет, во время игры с подружкой.
Я закрывала глаза, она нажимала клавиши на фортепиано, а я потом отгадывала, где
находится тот или иной звук. Мама заметила, что я ни разу не ошиблась и сразу отвела
меня в музыкальную школу.
12 Мне сразу понравились музыкальные
занятия, моя первая учительница смогла
сразу же заинтересовать меня. Сейчас я уже
в шестом классе. На протяжении моего
обучения я всегда хожу с большим
удовольствием, мне нравится играть на
фортепиано, а так же люблю урок
музыкальной литературы, где мы
знакомимся с новыми музыкальными
произведениями.
Все музыкальные дисциплины даются мне
легко, я прекрасно запоминаю музыкальные
композиции, пишу музыкальные диктанты,
наряду с этим у меня хорошая слуховая
память, что позволяет быстро учить стихи и
запоминать содержание прочитанных
произведений.
13 Если вам уж так это хочется, изложите этот радел более детским языком!
Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как
выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается
сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным
слухом обладают 67% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех
слушателей музыки.
Обладание абсолютным музыкальным слухом даёт человеку широчайшие возможности для
самореализации в музыке. И профессионально, и любительски, для себя. А процесс
обучения превращается в гораздо более увлекательное дело, от которого тоже можно
получать удовольствие. Самое простое облегчается запоминание с последующим
подбором и исполнением понравившейся музыки.
Развитие абсолютного слуха может иметь очень полезное следствие. Возрастут
индивидуальные возможности восприятия музыки.
Моя мама рассказывает, что имеет «цветной слух». Да, да! Именно цветной.
Каждая нота, тональность, музыкальное произведение слышится ей в цвете, при этом он
связан не только с музыкой, но и со словами, буквами, цифрами.
Явление цветового видения музыки обнаруживали у себя некоторые выдающиеся
музыкальные деятели. Гениальному русскому композитору Н.А. РимскомуКорсакову,
известным советским музыкантам Б.В. Асафьеву, С.С. Скребкову, А.А.Кенелю и др. все
тональности мажора и минора виделись окрашенными в определённые цвета. Австрийский
композитор XX в. А. Шёнберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами
инструментов симфонического оркестра. Каждый из этих выдающихся мастеров видел
свои цвета в звуках музыки.
Например, для РимскогоКорсакова ре мажор имел золотистый оттенок и вызывал
ощущение радости и света,
для Асафьева он окрашивался в цвет изумрудной газонной зелени после весеннего
дождя.
Ребемоль мажор представлялся РимскомуКорсакову темноватым и теплым,
Кенелю – лимонножёлтым,
Асафьеву – красным заревом, а у Скребкова вызывал ассоциации с зелёным
цветом.
Учёные, музыканты и художники и сегодня спорят о возможности соединения цвета и
музыки. Есть исследования о том, что периоды колебаний звуковых и световых волн не
совпадают и «цветозвук» — это лишь феномен восприятия.
Вот здесь можно включить работу 3 четверти 5 класса, где мы рисовали музыку. Высылаю
чужой фрагмент
1.Антонио Вивальди «Зима»
Концерт «Времена года» одно из самых знаменитых его произведений, также одно из
известнейших музыкальных произведений этого стиля. Произведения «Времена года» было
создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт
соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам
каждого времени года. Каждый из концертов сопровождается сонетом. Считается, что
сам Вивальди был автором не только музыки, но и стихов. В произведении кроме явного
описания сезонов присутствует аллюзия — разный возраст человека, от рождения до
смерти (весна как пробуждение природных сил символизирует начало жизни или юность, а
зима символизирует конец жизни или старость).В целом содержание цикла намного богаче,
чем просто музыкальное описание природных изменений. Антонио Вивальди сумел
мастерски изобразить грозу, зной, журчание ручьев, лай собак, шелест листьев, пыльный
знойный ветер, жужжание мух, пение птиц, дождь, холод… Во «Временах
года» гениальным образом отражено настроение и чувство каждого месяца в году. Все это
и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра.
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах. Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
Анализ произведения:
Тихая, спокойная, умиротворяющая мелодия заставляет задуматься, предаться мечтам и
насладиться дуновением северного ветра, звучащего в пассажах сольной скрипки, регистр
постепенно возрастающий, динамика: меняющаяся. Есть и плавные переходы – моменты
небольшого спокойствия. Начинается «зима» в произведении Вивальди с построения
мелодии на голосах басовой части оркестра. Высокие реплики соло обыгрываются низкими
аккордами, яркая и воздушная мелодия дробится на отдельные фрагменты, то слышится
певучая виолончель, то нарастает гул оркестра, играющего гаммы, что имитирует стужу и
порывы северного ветра. Вторая часть концерта наполнена светлым и умиротворенным
настроением. В темпе Largo синхронно звучит сольная скрипка, ей вторят альты и басы.
Звуковой ряд используется трехмерный, а лирические интонации и трели на верхних нотах
напоминают мелодию оперной арии. В последней части «зимы» Вивальди собирает по
«кусочкам» картину всего циклического произведения, используя тематические мотивы
других концертов, следуя старинному стилю «барокко». Трогательное вступление соло
поддерживается первыми скрипками и альтами, слышен тянущийся органный звук, а
завершает сюжет яркий и стремительный пассаж всего оркестра .Произведение
завершается достаточно оптимистично. Очень холодно. От холода стучат зубы, хочется
притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер. Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных “кувыркающихся” пассажах
скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться. Но вот подул
южный ветер – первая знак приближающейся весны. И между ним и северным ветром
разворачивается борьба. Победой южного ветра и наступлением весны рано или поздно
закончится это противоборство, но этой бурной драматической сценой противоборства
завершается концерт.
1.
2. 3. 4. 5.
Сравнение изображений:
Изображения 1 и 2 это художественная фотография на тему «Зима». Интереснее
абстрактные рисунки 3,4 и 5. Их авторы попытались понять смысл музыки Вивальди.
Использованные цвета:
Голубой холодный снег, небо
Красный тревога в морозном воздухе.
Синий северный ветер, вьюга
Красные и синие шарики на рисунках 3.и 4. напоминают холодные снежинки, а в музыке
это отрывистый ритм аккордов у клавесина
Ломанные линии, как выражение напряженности .Ледяные торосы, ветви деревьев в инее. 2.Антонио Вивальди «Лето. Гроза»
Лето это второй концерт из цикла "Four Seasons".В первых двух частях концерта царит
спокойствие с редким нагнетанием бури, словно только что чистое голубое небо затягивает
серыми грозовыми тучами, но потом все расчищается, разве что пройдет небольшой ливень.
Третья же часть концерта самая непредсказуемая и мозаичная, ей сопутствует сонет,
написанный Вивальди, в котором всё живое томится в ожидании дождя, неторопливо
перекликается горлица с щеглом, дует теплый ветер. Затем, внезапно налетевший борей
пугает пастушка грозой, природа «устращает» его молниями, вырывая спелые колосья из
земли. Вот таким сонетом Антонио Вивальди настраивает на восприятие концерта «Лето».
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Анализ музыкального произведения:
Все , пожалуй, слышали это быстрое аллегро в исполнении струнного оркестра и
клавесина, изображение раскатов грома. Самым ярким моментом этого концерта, несомненно, является последняя часть, "Гроза". Вот "Грозу", именно такой бурной
стихией, о которой говорит Вивальди в сонете, которая звучит в его музыке – нам
захотелось представить и нарисовать. Истома от жары передается тихим звучание музыки,
как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала
кукушки, потом щегленка. И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника
грозы. Ветер уносит грозу, возвращается настроение изнеможения от жары. Скрипка
передает интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед неумолимой стихией
природы. И вновь врывается ветер, и грозные раскаты грома приближающейся грозы.
Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений, стихия приближается.
Неожиданно наступает затишье, это перед бурей. И вот буря разряжается. Открываются
небеса и проливают на землю потоки воды, изображаемые гаммаобразными пассажами.
Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один
за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра. Первая часть
концерта –стремительное аллегро, представляющее картину удушливого зноя. В нем
слышны голоса птиц: кукушки и горлинки, плач крестьянина выражается басами,
прозрачное звучание скрипки дополняют клавесин и виолончель. Поскольку унылое
состояние жары перерастает в грозу, то музыкальная волна постепенно нарастает,
заканчиваясь волнообразными пассажами.
1.
2. 3. 4.
Сравнение изображений:
1.и 2. изображения представляют собой репродукции художников с реальным
изображением летней грозы, где сквозь мрачные тучи прорываются вспышки молний. Ощущение тревоги и страха. В изображениях 3. и 4. – нет конкретных узнаваемых
предметов, но в них есть настроение и движение.
Использованные цвета:
Красный жара, удушливый зной, беспокойство.
Зеленовато желтый засуха, цвет пожелтевшей травы
Оранжевый теплый радостный ветер
Сиреневый с синим – бесконечный простор грозового неба, желтые ломанные линии молний
3. Георг Фридрих Гендель «Пассакалия»
Гендель — немецкий и английский композитор эпохи барокко,
известный своими операми, ораториями и концертами. А также композитор и органист ,
около полувека проработавший в Лондоне. Он родился в Германии в один год с Иоганном
Себастьяном Бахом и Доменико Скарлатти. Получив музыкальное образование и опыт в
Италии, он затем переселился в Лондон, а впоследствии стал английским
подданным. Пассакалия старинный испанского происхождения танец в медленном темпе,
маршеобразный и торжественный. Так по обычаю в конце 16 века провожали гостей при
разъезде по окончании празднества. Пассакалия из Испании в 17 веке проникает в
Германию. А в дальнейшем становится отдельным музыкальным произведением композиторов эпохи барокко Пассакалия.
И с каждым словом становясь на смерть короче,
И поминая музыкой терновый полдень,
Передохните, Гендель, в стылых пальцах ночи!
Пророчьте, Гендель, хмелем междустрочий.
Где заклинать в стихах, а после в сини
Я буду эти вехи, звуки, лица...
Где вздрогнет бабочка, касаясь многоточий,
Возможно та, что помнит складки плащаницы.
Не хватит сил, начни меня сначала.
Раскинув Руки Те, что помнит Эхо...
Любовь Твоя сошьёт ли мне нежнейший из нарядов?
Любовь, создавшая из смерти человека.( Эдуард Делюж)
Анализ музыкального произведения:
Музыка Пассакальи печальная, мелодичная, торжественная. Слышен сосредоточенный
трагический характер. Пассакалия является общей кульминацией сюиты, в которой
акцентируются героические и патетические мотивы. Вариационная форма, свойственная
пассакалии имеет здесь особое значение. Многократный показ темы в различных ракурсах,
возможность слить в едином процессе контрастность сопоставлений с постепенным
нарастанием динамики способствуют не только всестороннему раскрытию образа, но и
росту его драматических элементов. Если первая вариация раздвигает диапазон, усиливает
монументальность и величественность темы, то следующие две — спокойствием плавного
движения, мягкостью мелодикоритмических линий — разрежают густое звучание и
плотную фактуру первой вариации. Четвертая вариация, как бы суммируя обе
предшествующие, завершает первый этап вариационного развития. Начиная с пятой
вариации, развитие вступает в новую фазу. Ритмическое дробление, «подталкивая»
движение, неуклонно влечет его вперед. Разнообразные виды фигураций обогащают
фактуру, и от вариации к вариации она становится все более насыщенной и полнозвучной.
Отточенная веками техника варьирования доведена в этой небольшой клавирной пьесе до
классического совершенства. Пассакалия Генделя вплотную примыкает к лучшим образцам
«строгих» вариаций в клавирном творчестве Моцарта. Сравнение изображений:
Автор первой иллюстрации нашел старинное изображение музыкантов 17 века, которые
исполняют Пассакалью. Во втором случае подчеркнута мрачность этого произведения. В
третьем кроме серого тоскливого фона есть еще и светлые мажорные эпизоды. В четвертом
выделен фиолетовый фон цвет сгустившихся сумерек, в которых мерцают таинственные
огоньки. А в пятом изображении переплетение спиралей, пружин. Это как голоса в
полифонической музыке, которые звучат самостоятельно, но подчиняются общей логике
Использованные цвета:
Синий глубина мысли
Красный торжественность
Коричневый печаль.
Желтый надежда Иоганн Себастьян Бах. И.С.Бах знаменитый во всем мире композитор
из Германии, замечательный органист, превосходный педагог по музыке и настоящий
полифонический мастер Родился21 марта 1685 г., Айзенах, Германия. Творчество этого
великого человека собрало более 1000 величайших произведений разнообразного жанра.
Мастера объявляют шах,
И в поту подмастерьев цеха.
Три столетья равняют шаг
По незыблемым BACH.
Две секунды – скорбящих язык,
И двух септим ликующий взлёт.
Проступают музыки азы,
Как на лбу проступающий пот.
Новый век, что и прежний, дик.
Но мы слушаем не дыша...
Вот уже не лицо, а лик.
Поцелована чьято душа.
Иоганн Себастьян Бах.
Иоганн Севастьян , Вы Бог!
Дышит имя на всех языках.
BA – на выдох, CH – на вдох.
4. «Токката»
Среди органных сочинений Баха реминорная токката и фуга выделяются беспредельной
мощью звучания, редким богатством и разнообразием виртуозных средств, драматической
патетикой. Рельефность, «объемность» музыкальных образов этого произведения роднит
их с образами оперноораториальной музыки. Между различными импровизационными
жанрами органного искусства нет принципиальной разницы. За токкатой закрепилось положение наиболее виртуозного из подобных жанров. Сочетание контрастных по
характеру и типу изложения музыкальных построений составляет общий признак токкаты.
Токката (трогать, касаться) – инструментальная пьеса в быстром темпе, с чётким ритмом.
Мрак первозданный.
Тишина. Вдруг луч,
Пробившийся над рваным краем туч,
Ваяет из небытия слепого
Вершины, склоны, пропасти, хребты,
И твердость скал, творя из пустоты,
И невесомость неба голубого.
В зародыше угадывая плод,
Взывая властно к творческим раздорам,
Луч надвое все делит.
И дрожит Мир в лихорадке, и борьба кипит,
И дивный возникает лад.
И хором Вселенная творцу хвалу поет.
И тянется опять к отцу творенье,
И к божеству и духу рвется снова,
И этой...
Анализ произведения:
Это органное произведение. Музыка пугающая, готическая, философская. Музыкальный
материал токкаты максимально насыщен драматическими элементами. С огромным
пафосом, подобно коротким возгласам, призывам, звучит начало токкаты. Напряжение
первых фраз передается дальше, распространяется на все более широкие пласты,
наполняет все пассажи, секвенции, придает аккордам патетический характер. В токкате
нет противопоставления внутренне контрастных образов, нет непрерывности
мелодического развертывания. Каждое построение токкаты отделено одно от другого
яркими каденциями. Первые два построения являются свободным варьированием темы.
Третье, заключительное построение суммирует весь материал и его развитие. И таким
образом кода оказывается, драматической вершиной всего произведения. Сравнение изображений:
1.
2. 3. 4. 5.
6. 7. 8.
Почему то именно к Токкате И.С.Баха у учеников нашей параллели оказалось больше
всего интересных изображений. Три первых имеют в основе конкретные образы. Это
органист – на первом, что дает возможность представить исполнителя. Одинокого
человека, стоящего на возвышенности, во время страшной бури на втором. Автор его
передал смятение и порыв музыки Баха, его грандиозность. На третьем огромная Луна,
Космос, Вселенная. И такое впечатление, что автор сопоставил потрясение человека перед
величием природы с музыкой Токкаты. Два рисунка близки ощущением цвета это
фиолетовый с молниями или таинственным свечением на его фоне. Интересно, что в
шестом Изображении те же цвета, но в другой пропорции. Это самое контрастное и
нервное из цветовых сочетаний. Рисунки7. И 8. это абстрактные изображения. В седьмом
незамкнутый сиреневый круг все в движении, созидании. При всей хаотичности железная логика конструкции. Все цвета живут, говорят, звучат. А восьмой рисунок ближе всего к
музыке. Он самый взрывной, неправильный, живой.
Использованные цвета:
Красный. Тревога.
Серый. Тоска.
Фиолетовый. Тайна.
Синий и сиреневый Глубина мысли, великая тайна
Желтые или оранжевые лучи отблески надежды в душе, полет фантазии.
Круг – ощущение бесконечности музыки.
5.Себастьян Бах «Шутка»
Люблю волшебной флейты звуки
И слушаю их нежный перелив,
Склонивши голову и руки,
В груди дыхание затаив.
Иоганн Себастиан Бах написал около 20 сюит, в которых чередуются различные танцы. А
«Шутка» из его оркестровой сюиты по сей день никого не оставляет равнодушным и дарит
нам добрую улыбку. Это был очень серьезный композитор, но и он любил шутить,
веселиться, радоваться. … Это музыкальное произведение написано доступно и понятно, т.
к. его писал Бах для детей; оно веселое и поднимает настроение. Музыка написана в
полифоническом стиле, хотя солирует флейта. Не смотря на то, что флейта исполняет
соло, другие инструменты имеют право своего голоса, придают гармонию всему
произведению, изложены в полифоническом складе.
Анализ произведения:
Легкое, нежное, переливчатое звучание. Пьеса открытая, мелодичная. Образ музыки смешливый, игривый, озорной, радостный. Юмореска, Шутка, Смех. Радость, свет,
веселье... Музыка начинает звучать с высокого звука. Сначала она звучит энергично и живо,
затем наивно, затем чуть тревожно. Всё произведение пропитано солнцем, жизнью и
радостью. Лишь в самом конце появляется немного печали, которую всё равно разбавляет
жизнь (светлозелёный цвет). Так же присутствует бирюзовый тоже немного печальный, а
ещё есть совсем немного голубого цвета мечты. Одну иллюстрацию пронизывает длинная
жёлтая полоса , здесь желтый цвет передает радость и молодую энергию.
Сравнение изображений:
1.
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
В первых двух изображениях показаны шутливые сценки из жизни 17 18 века,
современные Баху. Второй рисунок очень тонко показывает, что пьеса все – таки написана
в миноре. Просто все быстрые произведения в миноре звучат весело: в этом как раз и была
шутка композитора. У рисунков 4,5, есть ощущение радости, но каждый увидел ее по –
своему. А композиции 7. и 8. Тоже похожи между собой солнце, движение, мажор!
Использованные цвета:
Желтый. Энергия.
Оранжевый. Радость.
Зеленый. Жизнь.
Розовый. Наивность, цвета преобладают тёплые. Палитра, как разноцветный букет цветов.
Иоганнн Себастьян Бах «Прелюдия»
Под музыку прелюдий Иоганна Баха
Легко мне грезится, легко мечтать,
Нет одиночества, нет больше страха,
То, что потеряно, нельзя уж потерять.
Мелодия, в одной руке начавшись,
Тотчас же повторяется в другой,
Перетекает в плавное многоголосье,
Сливается прекрасных звуков рой.
Все голоса звучат так чисто, совершенно,
Без лишних украшений, лишних фраз,
Как будто в храме мы стоим коленопреклоненно,
И сам Господь в молитве видит нас. (Алина Тарская). Анализ музыкального произведения:
Неземной серебристый звон клавесина. Главная мелодия воздушная и возвышенная, словно
улетающая в небеса. Аккомпанемент напоминает журчание воды Это первая Прелюдия в двухтомном сочинении для клавира. Зрительный образ Прелюдии
«Благовещение». Основой его послужил текст Евангелия от Луки. Архангел Гавриил,
посланный Деве Марии, сообщил ей благую весть, что у нее родится Сын, зачатый
непорочно от сошествия Духа Святого, и наречется Иисусом, и это будет сын Божий и
Спаситель. Звучание прелюдии передает «ангельский свет, чистоту, надежду». В ней
отразилось образное восприятие: «земля, небо, эфир, колебания крыльев в эфире». Музыка
вызывает ассоциации с живописными изображениями ангелов, в руках которых
музыкальные инструменты, среди них лютни. Эта композиция напомнила речку или
ручей. Но мы знаем, что фамилия Баха в переводе с немецкого это ручей! Мелодии всех
партий выписаны Бахом отдельно для каждого персонажа: бас, средний голос, и сопрано
арпеджио. Это соответствует трем уровням: земля человек небо. Слушать эту
Прелюдию надо также по голосам. Прелюдия написана в размере 4/4, в темпе аллегро,
шестнадцатыми, которые придают музыке оживлённость и подвижность. Отличается
своеобразием и красотой гармонии. Создает впечатление мощного движения вперед. Во
второй части темп прелюдии меняется на престо , а затем темп замедляется ещё больше,
переходит в адажио с музыкой, похожей на речитативное соло в вокальном произведении.
Он вносит в прелюдию момент размышления. Затем мелодия снова возвращается свой
темп, арпеджио медленно перестаёт быть резким. Заканчивается прелюдия мажорной
терцией, которая придаёт финалу более светлый оттенок. Она отличается чётким и
энергичным ритмом. Ещё единым ритмом шестнадцатых нот в быстром темпе. Музыка
носит величаво–спокойный, просветленный характер, развивается плавно и неторопливо.
одного звука.
Сравнение изображений: 1.
2. 3. 4. 5.
Первое изображение очень точно передает истинный библейский смысл этого великого
произведения. На втором старинное изображение концерта может со скрипкой сам Бах?
Третье и четвертое каждое по своему рассказывают о той небесной музыке Прелюдии,
которая в впоследствии стала называться «Ave,Maria» Баха Гуно. Самое неожиданное
решение у автора последнего рисунка нежнейший зеленый оттенок и прозрачные белые
паутинки переплетаются в зигзаги Судьбы.
Использованные цвета:
Синий. Глубина мысли.
Голубой. Мечта, духовное начало. Как океан, как Вселенная
Белый. Начало, детство, ангельская чистота. В ней мы ощущаем светлую духовную
нежность и красоту. Линии рисунка представляются плавными и почти прозрачными.
Зеленый вечная жизнь, обновление, молодость ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, становится понятно, на сколько велика роль музыки в нашей жизни, какую
огромную пользу приносит правильная музыка всем людям, у такого лекарства нет
противопоказаний, это увлечение доступно абсолютно каждому и каждый вправе выбрать,
на сколько широко музыка войдет в его жизнь.
Не проходит дня, что бы в нашем доме не звучала различная музыка. Мама часто играет на
пианино и поёт, папа иногда берет в руки гитару. Мы часто слушаем разнообразную
музыку в записи, дома, в машине, дружно поём и это всем нам очень поднимает настроение
в любой ситуации.
Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и
слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит
окружающее и какие эмоции испытывает. Если вы хотите, чтобы ваш мир был богат и
эмоционально насыщен, если вы хотите, стать успешным, всесторонне развитым,
целеустремленным, а, следовательно, и счастливым человеком, занимайтесь музыкой. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.
http://www.porjati.ru/pozdravleniya/stihi/80444stihiomuzykedlya5klassa.html
https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2012/04/11/statyarolmuzykivnasheyzhizni
http://zhdumalisha.ru/beremennost/muzykavovremyaberemennostiieyovliyaniena
rebyonka.html
https://www.babyblog.ru/user/Jaklin666/2491798
https://www.infoniac.ru/news/Samyeudivitelnyesverhsposobnosticheloveka.html
https://www.syl.ru/article/206043/new_chtotakoeabsolyutnyiysluhkakrazvitabsolyutnyiy
sluh http://musiceducation.ru/muzykaitsvetofenomenetsvetnogosluha/
http://www.neboleem.net/statiozdorove/9469artterapijamuzykakotorajalechit.php
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Проектная работа «Музыка в моей семье»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.