Проектная работа по музыке ученицы 8 класса. Тема урока: Духовно музыкальная традиция. Колокольный звон на Руси.
Цели и задачи урока:
Выяснить роль колокольных звонов в России.
Рассмотреть примеры звучания колокольных звонов в музыке русских композиторов.
Развитие интереса к истории, традициям русского народа.
Пробуждение интереса к историческому прошлому, воспитание бережного отношения к русской культуре.
КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ
РОССИИ
Выполнила:
Черскова Виктория, 8 «Б» класс
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского
Союза Н.И. Бореева
Руководитель:
Мокшанова И.В., учитель музыки
ЦЕЛЬ
Выяснить роль колокольных звонов в России.
Рассмотреть примеры звучания колокольных
звонов в музыке русских композиторов.
ПОЧЕМУ ЗВОНЯТ
КОЛОКОЛА
Колокола являются единственным музыкальном
инструментом в православном храме.
Они возвещают не присутствующим в храме о службе
и тем самым призывают их в храм.
Также колокола возвещают о богослужении,
выражают торжество церкви и её богослужения.
Они напоминают верующим о присутствии церкви и её
влиянии на повседневную жизнь многих мирян.
Церковные колокола
отсчитывают время,
переливаясь звоном либо
каждую четверть часа,
либо каждые пол часа,
либо каждый час.
Благодаря такому звону
людям очень удобно
узнать время.
В ДРЕВНОСТИ
КОЛОКОЛА…
сообщали о возвращения воинов с поля битвы;
указывали путь странникам;
предупреждали людей о различных бедствиях
(пожар, нападение неприятеля и пр.) – набат;
говорили о встрече высокопоставленных гостей.
МНОГИЕ РУССКИЕ
КОМПОЗИТОРЫ
ИСПОЛЬЗОВАЛИ В
СВОЕЙ МУЗЫКЕ
КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ
ЭТО
Композитор М. П. Мусоргский – опера «Хованщина»
Композитор М. И. Глинка – опера «Иван Сусанин»
Композитор Н. А. Римский-Корсаков – опера
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Композитор С. С. Прокофьев – кантата «Александр
Невский»
Художник И. И. Левитан – картина «Вечерний звон»
«ХОВАНЩИНА»
Народная
музыкальная драма М.
П. Мусоргского в 5
действиях, 6 картинах
на собственное
либретто, основанное
на исторических
событиях 1682 года.
М. П.
Мусоргский
«ИВАН СУСАНИН»
Опера М. И. Глинки в
4 актах с эпилогом. В
опере рассказывается о
событиях 1613 года,
связанных с походом
польского войска на
Москву.
М. И. Глинка
«СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ
ГРАДЕ КИТЕЖЕ И ДЕВЕ
ФЕВРОНИИ»
Четырнадцатая опера русского
композитора Николая Римского-
Корсакова. В опере четыре действия,
шесть картин. Основой сюжета стала
легенда конца XVIII века о граде
Китеже. Либретто было составлено
композитором совместно с Владимиром
Бельским. 7 февраля 1907 года на сцене
Мариинского театра в Санкт-
Петербурге состоялась премьера оперы.
Н. А. Римский-
Корсаков
«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Кантата Сергея Прокофьева для
меццо-сопрано, хора и оркестра. В
основе музыкального текста -
музыка Прокофьева к фильму С. М.
Эйзенштейна «Александр Невский».
Вокальные партии написаны на
стихи автора В. А. Луговского в 1939
году. Первое исполнение состоялось
в Большом зале московской
консерватории 17 мая 1939 года под
управлением автора.
С. С. Прокофьев
«ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН»
И. И. Левитан
Картина русского художника Исаака
Левитана, написанная в 1892 году.
Картина является частью собрания
Государственной Третьяковской
галереи.