Основные элементы русского народного танца
Танцевальные элементы являются самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы. корпуса, ног — её составляющие.
В русском народном танце элементы представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:
1. Образная – создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально –подражательной.
2. Естественно – пластическая – подсказанная самим действием, развивающимся в танце.
3. Традиционная – выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.
Интонация – это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп – радость, медленный – грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок. В старину девушки долгие годы готовили себе праздничную одежду, украшали узорами сарафан, кокошник, вышивали рубашки и кофты. Богатый костюм, в который было вложено много труда, переходил по наследству от матери к дочери.
Парни одевались тоже нарядно (вышитые разноцветные рубахи, красивые тканые пояса).
Для мужского костюма характерен особый покрой рубашки - косоворотки (разрез воротника не на середине груди, а сбоку). Штаны шили из холста, украшали узорами или полосками.
Русская народная культура дает нам множество примеров космического миропонимания наших предков, поскольку вобрала в себя элементы мировоззренческих основ предыдущих эпох. Так, в русской свадебной лирике жениха часто называют «гоголем», «селезнем», а невесту – «утицей». Вселенной. Вселенная как Мировое Древо, ветви которого уходят высоко в небо (в мир божественный), корни – под землю (в «преисподнюю»), ствол соединяет, как ось, небо и землю (образуя земное пространство сущего мира): «верх» (мир Богов), «низ» (подземный мир) и «середину» (мир людей и животных).
В символике Мирового Древа соединены жизненно важные, базисные символы неба (круг), бога (треугольник) и земли (крест). Эти символы стали устойчиво бытовать не только в религиозных учениях, но и в народной культуре. На основании этого можно реконструировать смысл, вложенный в украшение жилища, костюма, предметов быта и т.д.
Таким образом, тройственная структура Мира отразилась на Человеке. Вертикальное условное деление на «верх», «низ» и «середину» отпечаталось как принцип в конструкции и орнаменте народного костюма.Презентация Microsoft Office PowerPoint с поддержкой макросов (.pptm)
МБОУ Гимназия № 12 город Липецк
«О чем может рассказать народный танец»
Исследовательская работа
Выполнили: учащиеся 6 Б класса
Атаулина Влада, Вишневская Вера
Руководитель: Водопьянова Т.М.
2015Цель работы:
Изучение творческого наследия русской народной хореографии
Определение образов и элементов русского народного танца
Выявление особенностей стиля писателя
Создание обобщения в виде исследовательской работы и видео фрагментов к ней
Актуальность исследования:
В последние годы значительно снизился интерес к русскому народному танцу.
Сегодняшние подростки в большинстве вряд ли сумеют правильно исполнить его основные
движения. В этом во многом виновато телевидение. В программах центральных каналов
идут шоу современных танцев, а выступление государственных ансамблей песни и пляски
сошло до минимума. Танец ушел из повседневной жизни, только в деревне его исполняют
на семейных праздниках. Есть опасение, что следующему поколению уже нечего будет
передать.
Определение предмета исследования:
Предметом исследования явились такие разновидности русского народного танца, как
Хоровод , Русская пляска, Игровые танцы
Формулировка проблемы:
Исчезновение народного танца из современной культурной среды сравнимо с
исчезновением одного из звеньев в орнаменте и может вызвать дальнейшее забвение
традиций русского народа
Выдвижение гипотезы:
Изучение и исполнение русского народного танца, его выразительных особенностей
способствует сохранению традиций народной хореографии
Ожидаемые результаты:
Эта проектная работа привлечет интерес наших ровесников к народному русскому танцу
Методы реализации:
Систематизация и анализ материалов и источников
Написание исследовательской работы
Создание демонстрационного видео ролика
Подготовка к презентации исследовательского материала.
В работе были использованы текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет Итоговый
материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT.
Иллюстрированный материал для презентации основан на ресурсах сети ИнтернетСодержание
Введение ……………………………………………...…………….......4
Глава I. Основные элементы русского народного
танца…………………………………………..………………………15
Г. II. 1 … русский народный костюм …………………….…15
Заключение...................................................................................................22
Приложение...................................................................................................23Введение
Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного
творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает
свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.
Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и
религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в
народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа,
что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути
своего развития подвергался различным изменениям.
Русский народный танец это яркое, красочное творение народа, являющееся
эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера,
мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.
Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он
был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы
быта, туда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно общинного
строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди
плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок.
Зародился русский танец в 907 году, на празднике у Вещего Олега, где выступали
танцоры, переодетые в медведей и наоборот. Танцы с медведями на Руси считаются
традиционными.
.
Народный танец
У Русского Народного Танца своя многовековая история. В V VII веках народные танцы
исполнялись в лоне "игрищ" (сходбищ). На их характер налагали отпечаток древние
языческие представления.
Принятие христианства способствует развитию культуры, и народное творчество получает
выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и
популяризации народного танца. Именно в это время зарождаются сценические формы
народных танцев.
В середине XVI столетия усиливающееся влияние русской церкви негативно сказывается
на народном искусстве. Видя в народных песнях и танцах пережитки язычества, церковьпритесняет музыкантов, танцоров и певцов, а в XVII веке Алексей Михайлович издает указ
о преследовании скоморохов.
Восемнадцатый век это эпоха, связанная с именем Петра I, блестящего реформатора. В
этот период произошли серьезные преобразования в культуре: танец приобретает более
светский характер. И лишь в народе русский танец не только сохраняется, но и
развивается, принимая новые разновидности.
После Октябрьской революции новым проявлением танцевального творчества народа стали
профессиональные ансамбли танца, а также самодеятельные коллективы. Художественная
самодеятельность стала своеобразным преемником и продолжателем традиций русской
народной хореографии. Если раньше русские танцы исполнялись в основном на
праздниках, игрищах, свадьбах, то теперь они занимают большое место в репертуаре
профессиональных театров
Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто
невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под
которую танцуются ("Камаринская", "Сени"), иногда по количеству танцоров ("Парная",
"Четверка"), иногда название определяет рисунок танца ("Плетень", "Воротца").
Но во всех этих столь различных танцах есть чтото общее, характерное для русского танца
вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание
скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.Вот основные
разновидности:
1. Хоровод массовый танец.
2. Русская пляска исполняются по парам и тройкам в различных сочетаниях, одними
девушками или одними парнями.
3. Игровые танцы в игровых танцах с помощью различных движений передаются характер,
поведение, повадки животных и птиц.
Основные элементы русского народного танца
Танцевальные элементы являются самым важным выразительным средством в танце.
Жесты, мимика, позы, движения рук, головы. корпуса, ног — её составляющие.
В русском народном танце элементы представляет собой наиболее сконцентрированную
форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить,
какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов
танцевальной лексики:
1. Образная – создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её
называют эмоционально –подражательной.
2. Естественно – пластическая – подсказанная самим действием, развивающимся в танце.
3. Традиционная – выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём
свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не
только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.
Интонация – это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение,
исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп– радость, медленный – грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного
движения изменит характер и содержание действия.
Позиции ног.
Позиции и положения рук.
Положения рук в групповых танцах.
1. Круг
2. «Звездочка»
3. «Карусель»
4. «Корзиночка»
5. «Цепочка»
Движения рук.
Обращение с платочком (жен.)
Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек.
Наиболее характерные положения рук у юношей.
Шаги (Простой –Переменный)
Дроби
Основные движения русского народного танца.
А)Позиции ног.
В народном танце используется:
1. 5 выворотных положений классического танца I, II, III, IV, V. 2. 5 прямых:
I прямая обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп.
II обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.
III обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук
одной ноги находится у середины стопы другой.
IV обе ноги поставлены на одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы.
V обе ноги поставлены по одной линии друг перед другом; каблук одной ноги
соприкасается с носком другой.
3. 5 свободных.
Во всех 5 свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении
между соответствующими открытыми прямыми позициями.
4. 2 закрытые.
I обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в сторону.
II обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между
носками; каблуки разведены в стороны. Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса
распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.
Позиции и положения рук.
1. 7 позиций:
I, II, III позиции аналогичны I, II, III позициям рук классического танца.
IV руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, 4 других, собраны
вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.
V обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются в корпусу. Пальцы, собранны
вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.
VI обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в сторону.
Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.
VII обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит
на запястье другой; ладони повернуты вверх.2. Подготовительное и 2 основных положения.
Подготовительное положение обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти
свободны и повернуты ладонью к корпусу.
Первое положение обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между
подготовительным положением и второй позиции: кисти находятся на уровне талии;
пальцы свободно собранны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.
Второе положение обе руки округлены в локтях, раскрыты в стороны на высоте между III
и II позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх. В
первом и втором положении возможен перевод рук вперед и назад. Уровень рук при этом
не изменяется.
3. Подготовка к началу движения (preparation).
Подготовка к началу движения заключается в движении руки, которое выполняется на
музыкальное вступление, идущее в темпе данного музыкального сопровождения. При
музыкальном размере 2/4, 3/4 или 6/8 подготовка занимает 2 такта;
при музыкальном размере 4/4 или 6/8 медленного темпа 1 такт.
Музыкальный размер 2/4. Движение занимает 2 такта. Исходное положение; одна рука на
станке, другая в подготовительном положении. Голова повернута от станка. 1 такт.
Первая четверть рука из подготовительного положения, округляя в локте, поднимается
перед корпусом, чуть ниже первой позиции, и открывается от кисти до локтя в сторону; в
первое положение; кисть находится на уровне талии. Голова слегка наклоняется вперед и
поворачивается в сторону открытой руки; вторая четверть пауза.
2 такт.
Первая четверть рука собирается в локте и , описав небольшой полукруг к первой
позиции, закрывается в четвертую. Взгляд следует за движением кисти. Голова при этом
слегка наклоняется и в момент окончания движения руки поворачивается от станка и
поднимается.
Вторая четверть пауза.
Положения рук в групповых танцах.
В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные
рисунки построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх,
раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д. Фигуры могут образовываться одними
девушками или юношами или юношами и девушками вместе.
1. Круг
В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех
человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки,
образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом
от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке.
Сделав мягкий по луоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым
шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.
2. «Звездочка».
Юноши и девушки, стоя в затылок друг другу по кругу, соединяют в центре
образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в
третьем или первом положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из
нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом
построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с
переступанием.3. «Карусель».
Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками
«звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может
участвовать не менее трех, но не более восьми пар.
4. «Корзиночка».
Она образуется из двух кругов круг в круге. Стоя лицом к центру, юноши и девушки
берутся за руки, образуя каждые свой круг. Внешний состоит из юношей, а внутренний из
девушек. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей
повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга.
5. «Цепочка».
Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями друг друга. Руки согнуты в локтях и
подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз,
опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение,
проходить под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться и вправо и влево
«гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют
прямое положение.
Движения рук.
1. Переводы рук в различные основные положения.
А) Из подготовительного положения в первое основное: у юношей руки поднимаются не
высоко в сторону, кисти находятся на уровне талии и, сгибаясь в локтях, переводятся из
подготовительного положения в первое основное. У девушек руки поднимаются вдоль
корпуса и переводятся в первое основное положение.
Б) Из первого основного положения в третье: руки из первого положения поднимаются
вперед, до второго и, сделав небольшой полукруг, раскрываются в стороны.
В) Из третьего положения в четвертое: руки из третьего положения мягко опускаются
ладонями вниз и через подготовительное положение, поднимаясь вверх впереди корпуса
перекрещиваются и переходят в четвертое положение.
2. Обращение с платочком (жен.)
А) Платочек находится со стороны ладони, повернутой к корпусу: пропустив конец
платка между указательным и средним пальцами, выводим его короткий конец между
средним и безымянным пальцами в сторону ладони.
Б) Платочек находится с тыльной стороны кисти, повернутой ладонью к корпусу:
пропустив короткий конец платка между указательным и среднем пальцами, выводим его
между указательным и большим пальцами.
3. Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек.
А) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касается подбородка. Ребро
ладони направленно от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью
или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова наклонена к правому плечу.
Б) Согнутые пальцы рук соединены «замком» ан уровне груди. Кисти рук немного отходят
от корпуса; локти на одной высоте с кистями.
В) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платок
держится за концы обеими руками и «обыгрывается».4. Наиболее характерные положения рук у юношей.
А) Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной
стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину
и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу.
Б) Левая рука широко раскрыта в сторону ладонью вверх. Голова повернута по
направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к
затылку, как бы поддерживая шапку.
Шаги
1. Простой
Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног I свободная.
А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по
одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят
ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.
Б) С продвижением назад. Первая четверть правая нога делает шаг назад на низкие
полупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается
впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть тот же шаг с левой ноги.
2. Переменный.
Движение занимает один такт. И.п. I свободная.
А) С продвижением вперед. Первая четверть первая восьмая шаг правой ногой вперед,
вторая восьмая шаг левой ногой вперед. Вторая четверть первая восьмая шаг правой
ногой вперед, вторая восьмая пауза.
Б) С продвижением назад.
3. Переменный с притопом.
Движение занимает один такт.
А) С продвижением вперед.
Первая четверть первая восьмая шаг правой ногой вперед, вторая восьмая шаг левой
ногой вперед.
Вторая четверть первая восьмая одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка
поднимается над полом, вторая восьмая левая нога с одновременным ударом в пол
опускается на всю стопу.
Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши сильно, всей стопой.
Б) С продвижением назад.
Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге
с продвижением вперед.
4. Переменный с каблука.
Движение занимает один такт. И.П. I свободная.
Затакт небольшое полуприседание на обеих ногах. Руки поднимаются в стороны между
подготовительным и третьим положением.
Первая четверть.
Первая восьмая шаг правой ногой вперед на ребро каблука; нога в колене вытягивается.
Левая рука, сгибаясь в локте, поднимается до уровня груди; кисть сжата в кулак, Правая
рука заводится за спину. Вторая восьмая левая нога на низких полупальцах
приставляется в прямом положении к каблуку правой, как бы подбивая его. Втораячетверть первая восьмая притоп всей стопой правой ноги с небольшим продвижением
вперед; в момент притопа колено слегка сгибается. Вторая восьмая пауза.
5. С переступанием.
Движение занимает один такт. И.П. I прямая.
Первая четверть первая восьмая небольшой шаг правой ногой вперед на всю стопу.
Вторая восьмая левая нога сгибаясь в колене, делая шаг, опускается в первую прямую
позицию на всю стопу, чуть впереди правой в полуприседании. Одновременно правая нога
сгибается в колене и приподнимается над полом.
Вторая четверть первая восьмая правая нога подводится к левой и мягко опускается на
пол на всю стопу в первую прямую позицию.
Вторая восьмая пауза.
Дроби
Дроби состоят из удара всей стопой притопа и ударов полупальцами подушечкой стопы и
каблука. Удары могут быть одинарные и двойные. На основе этих ударов создаются
различные ритмические композиции дроби. Все удары и выстукивания в дробях должны
быть резкими, четкими, ритмичными и легкими.
1. Дробная дорожка.
Движение может выполняться на месте и с продвижением вперед. Первая четверть первая
восьмая небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги. Правая сгибается в колене,
и с «сокращенной» стопой, слегка отделяется от пола в прямом положении. Вторая
восьмая удар каблуком правой ноги в пол по I прямой позиции. Вторая четверть
движение повторяется.
2. Дробь с подскоком.
Движение занимает 1/2 такта. Затакт одновременно с небольшим подскоком на левой
ноге правя сгибается в колене и слегка отделяется от пола. Первая четверть Первая
восьмая одновременно с ударом свей стопой в пол левая нога опускается по I прямой
позиции, а правая делает резкий удар каблуком у каблука левой, а затем стопой по первой
прямой позиции. Одновременно со вторым ударом правая нога ставится на всю стопу, а
левая отделяется от пола. Вторая восьмая небольшой подскок на правой ноге.
Существуют еще несколько видов дробей: «мелкая разговорная дробь», «в три ножки»,
«дробь хромого» (трех четвертная), тройные поочередные выстукивания.
В) Основные движения русского народного танца.
«Гармошка».
Движение занимает один такт. И.П. I свободная.
«И» каблук павой и носок левой ноги слегка приподнимаются над полом и скользящим
движением переводятся вправо.
«1» Каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются.
«И» Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и скользящим
движением переводятся вправо.
«2» Каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкасаются.
«Ковырялочка»
Движение занимает один такт. И.П. I свободная. Бывает двух видов: без подскоков и с
подскоками.
«И» одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в колене,
делает сильный взмах от колена назад вправо.«1» правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена
вправо.
«И» одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова
поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене,
поднимается вперед на 45 о .
«2» правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем
сокращен. «Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданием,
дробями и другими основными элементами русского танца.
«Веревочка»
Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на всю
стопу или на ребро каблука, с дойным ударом с переступанием на всю стопу или ребро
каблука или с двойным ударом с переборами.
Простая.
«И» с небольшого приседания с проскальзыванием левой ноги вперед правая, сгибаясь в
колене поднимается с боку левой, слегка прикасаясь к ней, и на уровне икроножной
мышцы переводится назад. «1» правая нога опускается позади левой с лево от каблука в
перекрещенное положение. «И 2» движение повторяется.
«Маятник».
Виды: с подскоком на полупальцах, с подскоком на всей стопе.
«Моталочка»
И.П. I прямое. Движение занимает один такт. «1» левая нога присогнутая в колене
делает небольшой подскок и опускается на всю стопу. Правая, сгибаясь в колене
поднимается назад. «И» правая нога, опускаясь, делает мазок ребром каблука или всей
стопой по полу и поднимается вперед на 45 о. «2» небольшой подскок на всей стопе
левой ноги положение правой ноги меняется. Движение повторяется с другой ноги.
«Молоточки».
Движение занимает 1/2 такта. И.П. I прямое. «1» после небольшого подскока на обеих
ногах левая с присогнутым коленом опускается на низкие полупальцы; колено направлено
вперед. Правая сгибается в колене и с «сокращенной» стопой резко поднимается в прямом
положении от колена назад вверх, носок направлен в пол. «И» короткий удар в пол
полупальцами правой ноги, присогнутой в колене, около каблука левой. После удара
согнутая в колене нога сразу резко, акцентированно отскакивает в прямом положении
назад вверх. Колено правой ноги не должно отходить далеко вперед или назад от колена
левой.
«Хлопушки».
«Хлопушки» характерны для мужской пляски.
Виды: одинарные хлопки и удары фиксирующие, одинарные хлопки и удары
скользящие, двойные хлопки и удары, строенные хлопки и удары. Из одинарных, двойных
и тройных хлопков составляют хлопушечные комбинации.
«Полуприсядка».
1. С открыванием на ребро каблука,
2. С открыванием ноги на воздух,
3. Разножка в стороны, на ребро каблука,
4. Разножка вперед назад. Движение занимает один такт. И.П. I прямое.«И» небольшой подскок на обеих ногах.
«1» резкое и глубокое полное приседание.
«И» пауза.
«2» одновременно с резким подъемом из глубокого приседания обе ноги, вытягиваясь в
колене, разводятся: левая вперед на ребро каблука, а правая назад на полупальцы.
«И» пауза.
Виды полной присядки:
«Гусиный шаг», «Мяч», «Ползунок», «Закладки».
Полуприсядки и присядки могут исполняться на месте и с продвижением вперед или в
сторону, с поворотами.
Они могут сочетаться и выполняться вместе с другими элементами «ковырялочкой»,
«хлопушками», прыжками и рядом других элементов
Русский народный костюм
Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. В
создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в
создании песен и плясок. В старину девушки долгие годы готовили себе праздничную
одежду, украшали узорами сарафан, кокошник, вышивали рубашки и кофты. Богатый
костюм, в который было вложено много труда, переходил по наследству от матери к
дочери.
Парни одевались тоже нарядно (вышитые разноцветные рубахи, красивые тканые пояса).
Для мужского костюма характерен особый покрой рубашки косоворотки (разрез
воротника не на середине груди, а сбоку). Штаны шили из холста, украшали узорами или
полосками.
Русская народная культура дает нам множество примеров космического миропонимания
наших предков, поскольку вобрала в себя элементы мировоззренческих основ предыдущих
эпох. Так, в русской свадебной лирике жениха часто называют «гоголем», «селезнем», а
невесту – «утицей». Вселенной. Вселенная как Мировое Древо, ветви которого уходят
высоко в небо (в мир божественный), корни – под землю (в «преисподнюю»), ствол
соединяет, как ось, небо и землю (образуя земное пространство сущего мира): «верх» (мир
Богов), «низ» (подземный мир) и «середину» (мир людей и животных).
В символике Мирового Древа соединены жизненно важные, базисные символы неба (круг),
бога (треугольник) и земли (крест). Эти символы стали устойчиво бытовать не только в
религиозных учениях, но и в народной культуре. На основании этого можно
реконструировать смысл, вложенный в украшение жилища, костюма, предметов быта и т.д.
Таким образом, тройственная структура Мира отразилась на Человеке. Вертикальное
условное деление на «верх», «низ» и «середину» отпечаталось как принцип в конструкции
и орнаменте народного костюма. А именно: головной убор семантически несет идею
«верха» и украшен символами неба; рубаха и другая верхняя одежда несет идею
материальной земной жизни, выражающуюся в плодородии, и украшается знаками земли,
сущего. Хотя живот и всё, что ниже живота, символически относится к миру «нижнему»,
человек стоит ногами на «низе» (на земле), поэтому в костюме мир «нижний» не
обозначен. Линия тверди земной относится к подолу одежды и ногам.
Горизонтальное условное деление Мира (времена года) нашло отражение в назначении
костюма какомуто событию и времени года. Народный костюм это система, отражающаямиропонимание человека. Смысловыми элементами этой системы являются части
костюма: головной убор, рубаха, пояс, передник, понёва, навершник, порты, обувь,
украшения. Форма этих частей и их украшение (символы) и есть средство выражения
миропонимания.
Сегодня принято называть знаки, украшающие костюм, декоративным оформлением. Но
обилие одних и тех же знаков, их повторение на костюмах и головных уборах в разных
регионах наталкивает на мысль, что знаковая система имела определенный смысл.
Наиболее часто встречаемые знаки, расположенные на головном уборе, – кольцо, двойное
кольцо, зигзагообразная линия, зигзагообразная линия между двумя кольцами, крест
равносторонний, крест в кольце, кресты удвоенные, солярные знаки.
Круг в народной культуре является той «границей», которая не пускает внутрь себя
темное, злое, плохое. Этим объясняются и множество обрядов и обычаев, в которых
фигурирует круг, кольцо.
Например, в период летних праздников девушки плетут венки (венок – кольцо) и бросают
их в воду, гадая о будущем: куда поплыл венок – в том краю и суженый живет. Венок
(символическое кольцо) в настоящее время вручается победителю. Он утверждает
достоинство награждаемого и переход его в «новое» состояние, обязывающее поступать
подругому.
В числе археологических памятников древнейшего мира имеются гребни, увенчанные
изображениями птицы (символ женского начала) и кольца.
Не ускользала от взора наших предков и «жизнь небес». Словосочетания «ход солнца»,
«ход луны», «вращение неба» раскрывают смысл, изначально вкладываемый в них.
Правосторонним знаком предки обозначали нарастающий свет (жизнь, тепло) до летнего
солнцеворота, левосторонним знаком обозначали убывание света после летнего
солнцеворота. Таким образом, к основным, базисным символам Неба и Божественности
можно отнести круг, кольцо, двойное кольцо, треугольник, равносторонний крест,
солярные знаки.
Выводы:
Для народного танца органическое содержание, характера движения, музыки и костюма
является непременным условием.
Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и влияют друг на друга,
творчески обогащая и развивая тем самым русский народный танец. Изучение и запись
русских народных танцев начались сравнительно недавно, а ведь любая наука начинается
именно с описания различных сторон изучаемого предмета, а главное со сбора материала,
на основе которого и можно создать полное представление об изучаемом предмете. И чем
тщательней изучен предмет, тем глубже, правдивей и художественней получится
произведение. Таков извечный закон искусства.
Список используемой литературы
Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. – М.: Вече, 1997.
Лаврентьева Л.С. Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия,
фольклор. – СПб.: Паритет, 2004. – 448 с.
.Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественноконструкторский источниктворчества: Моногр. – М.: Легпромбытиздат, 1994. – 272 с.
.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 200. – 336 с.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994. – 608 с.
Источники
http://www.oum.ru/literature/vedicheskajakultura/rus..
http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=650
http://www.ronl.ru/referaty/iskusstvo/125502/