Проектная работа по физике на тему "Гейзер-как природный источник"
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
физика +1
Все классы
04.02.2019
Цель работы: исследовать явление кипения в реальном мире.
Задачи:
- познакомиться с историей гейзеров
- принцип действия гейзера
- гейзер – как система явлений по молекулярной физике
- рассмотреть пример гидротермального взрыва на демонстрационном опыте
Предмет исследования: явление кипения и термодинамический взрыв.
Объект исследования: модель гейзера (экспериментальная установка).
Гейзер.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
Учебноисследовательская работа
Выполнил:
Игорь Михайлович Адаев
Руководитель:
Салтыков Илья Васильевич,
педагог дополнительного образования
2018
город Глазов
Содержание
1 1. Введение…………………………………………………………………3
2. Основная часть…………………………………………………………...4
2.1. История гейзеров………………………………………………………4
2.2. Гейзер – как природный источник. …………………………………7
2.3. Повторение изученного материала..…………. ……………..............8
2.4. Явление кипения и гидротермальный взрыв………. ………………8
2.5. Ход работы. Модель гейзера ………... ………………………………9
3. Заключение……………………………………………………………....10
4. Список литературы………………………………………………………11
2 1. Введение
Гейзеры относят к грандиозным и потрясающе красивым явлениям природы.
Они сосредоточены в тех районах земли, которые отличаются высокой
вулканической активностью.
Цель работы: исследовать явление кипения в реальном мире.
Задачи:
познакомиться с историей гейзеров
принцип действия гейзера
гейзер – как система явлений по молекулярной физике
рассмотреть пример гидротермального взрыва на демонстрационном опыте
Предмет исследования: явление кипения.
Объект исследования: модель гейзера.
3 2. Основная часть
2.1. История гейзеров
В последние полтора столетия было предложено много теорий,
объясняющих механизм действия гейзеров.
Впервые соображения о механизме действия гейзеров были высказаны в
1811 г. Г. Маккензи. Он считал, что действие гейзеров основано на
повышенном давлении пара, который скопляется в невидимой подземной
камере в результате закипания там воды. Его мысли о подземной камере были
подхвачены последующими исследователями, но идеи об источнике тепла и
характере его действия развития не получили.
Круг фон Нидда в 1883 г. создал свою теорию действия гейзеров. По его
мнению, деятельность как вулканов, так и гейзеров зависит от пара.
Источником пара он считал “подземные горячие ключи”. Объяснение
причины, почему одни ключи кипят постоянно, а другие действуют
периодически, он искал в их подземном строении: при свободном
прохождении пара через столб воды образуются кипящие источники; если же
пар на пути встречает камеры и расширения канала, где он может
накапливаться, образуются гейзеры. Сверху вода в канале охлаждается от
соприкосновения с воздухом, а узкий канал препятствует циркуляции.
В 1836 г. Е. Лоттин на основе специальных температурных измерений
доказал, что температура в канале Большого гейзера Исландии увеличивается
с глубиной. На некоторой глубине она равна температуре кипения воды на
поверхности, но так как давление здесь соответственно увеличено, она все же
не кипит.
4 В 1846 г. Р. Бунзен и А. Деклаузо, исследуя исландские гейзеры,
разработали теорию их действий. Результаты их наблюдений над
температурой воды в гейзере в промежутках между извержениями сводятся к
следующему:
1) температура в столбе воды гейзера уменьшается снизу вверх;
2) после извержения температура воды в канале гейзера непрерывно
повышается;
3) в промежутке между извержениями температура в столбе воды нигде
не достигает точки кипения при существующем давлении;
4) чем ближе к извержению, тем более приближается к точке кипения
температура в самой нижней части столба воды. Перед извержением
достаточно незначительного уменьшения давления, чтобы весь столб воды
закипел.
В 1880 г. X. Ланг впервые указал на необходимость притока холодной
воды, которая заканчивает извержение, и высказал соображение, что, не будь
этого притока, гейзеры в конце концов превратились бы в струи пара. Ланг
возражает также и против представления о закипании воды на дне гейзерного
канала; горячая вода меньшей плотности стремится вверх, где охлаждается
при соприкосновении с воздухом и опять опускается. Чем больше разность
температур, тем сильнее циркуляция, препятствующая закипанию на дне.
Поэтому Ланг считал, что кипение начинается в боковом резервуаре. Он
подчеркивает, что его взгляд на гейзерный механизм совпадает с взглядом
Круг фон Нидда, только последний видел движущую силу процесса в
постоянном увеличении давления и расширения пара, а он, Ланг, следуя в
этом вопросе за Бунзеном, считает единственной причиной, объясняющей
действие гейзера, внезапное вскипание воды, но не на дне канала, а в боковой
камере.
5 Торкельсон , как и Ланг, критикует Бунзена за отсутствие объяснения
периодичности действия гейзеров. Анализируя температурные кривые
Большого гейзера, приводимые Бунзеном и Деклаузо, Торкельсон установил,
что все они имеют одинаковую форму: максимум температуры лежит в 9 м от
дна канала, ниже температура падает, что опровергает принципиальный вывод
Бунзена представление о закипании воды на дне канала. Торкельсон, так же
как и Бунзен, подчеркивает отсутствие значительных изменений температуры
в канале гейзера за все время периода его покоя. На основании этого он
приходит к выводу, что причину извержения надо искать вне гейзерного
канала. Пар и горячая вода, по взгляду Торкельсона, поступают в канал
гейзера как раз в том месте, где отмечена максимальная температура. Пар,
поднимаясь по узкому гейзерному каналу, уменьшает давление, так как
превращает воду в пароводяную смесь с меньшим удельным весом. Это
уменьшение давления и является непосредственной причиной извержения.
Взгляд Торкельсона очень близок к представлениям Круг фон Нидда.
Модели гейзеров конструировали многие исследователи: Ж. Видемакн в
1882 г., А. Андре в 1893 г., Грахэм в 1893 г. и Джегтер в 1898 г.
6 2.2. Гейзер – как природный источник
Около 100 миллионов лет назад динозавры выращивали потомство,
откладывая яйца близ гидротермальных источников в долине Санагаста в
одной из северозападных провинций Аргентины. Такой вывод сделали
Джеральд Грелле Тинне из чикагского музея Филда и Лукас Фиорелли
из Регионального центра исследований в ЛаРиоха. Палеонтологи
изучили 80 кладок (в среднем 312 яиц), расположенных в трёх метрах от
геотермальных источников. Анализ показал: кристаллы близ гнёзд
образовывались при температуре 60100 °C. Яйца «высиживались» от
одного до двух месяцев.
Сейчас гейзеры используются для различных действий, таких как
производство электричества,
Много
геотермических запасов найдены на всем свете. Многие туристы
нагревание и туризм.
выезжают в летний период на Камчатский полуостров, чтобы поправить
свое здоровье на термальных источниках. Области гейзера в Исландии
некоторые из наиболее коммерчески жизнеспособных местоположений
гейзера в мире. Так как горячая вода 1920ых, направленная от гейзеров,
использовалась, чтобы нагреть оранжереи и вырастить еду, которая
иначе, возможно, не была выращена в неприветливом климате Исландии.
Пар и горячая вода от гейзеров также использовались для нагревания
домов с 1943 в Исландии. Воды многих камчатских горячих источников
содержат такие ценные, нужные народному хозяйству элементы, как
мышьяк, сера, которые попутно можно добывать при использовании
7 горячей воды для отопления. Минерализованные воды многих горячих
источников являются лечебными. С их помощью успешно лечат
ревматизм, кожные заболевания, заболевания нервной системы и ряд др.
2.3. Повторение изученного материала
На уроках физики в 8 классе, мы прошли тему «Кипение, удельная
теплота парообразования и конденсации». Повторив материал, мы
решили углубиться в теорию и нашли понятие «гидротермальный взрыв»,
исследовав примеры «гидротермальных взрывов», мы остановились на
«модели» гейзера.
2.4. Явление кипения, гидротермальный взрыв.
Кипение [3] это интенсивное парообразование, которое происходит при
нагревании жидкости не только с поверхности, но и внутри неё.
Принцип кипения:
Кипение происходит с поглощением теплоты.
Большая
часть
подводимой теплоты расходуется на разрыв
связей между частицами вещества, остальная часть на работу,
совершаемую при расширении пара.
8 Гидротермальный взрыв — природное явление имеющее
происходит при внезапном высвобождении большого объема перегретой,
форму взрыва,
находящейся под давлением воды, в ходе которого происходит быстрое
превращение жидкости в газообразное состояние с сопутствующим
разрушением слоев грунта, сдерживающих проходящий поток газа.
Как правило, происходят в вулканически активных районах, но напряму
ю не связаны с текущей активностью
магматического очага вулкана. В зависимости от силы извержения, разбр
ос обломков может происходить нарасстояние от нескольких метров дон
ескольких километров.
Причины гидротермальных взрывов:
Гидротермальные взрывы [2] происходят в районах с изолированными
подземными резервуарами под давлением, которые либо содержат воду,
кипения
разогретую
температуры
точки
до
выше
при нормальных условиях, либо содержат горячую воду с большим
количеством растворенного в ней газа. Внезапное снижение давления
приводит к резкой смене агрегатного состояния вещества с жидкого на
газообразное, что приводит к быстрому высвобождению резервуара и
разлету обломков.
2.5. Ход работы.
Изучив теорию кипения и гидротермальных взрывов, мы решили
сделать практический опыт по созданию модели гейзера. Нас
заинтересовала статья из журнала «Потенциал».
Модель гейзера.
Модель гейзера состоит:
1. Изогнутая алюминиевая трубка с герметически закрытым концом;
2. Крышка от пластиковой бутылки;
9 3. Воронка.
Принцип действия:
Собираем экспериментальную установку [1]. В воронку наливаем
немного воды. Чтобы заполнить водой котел, набираем воду в
медицинский шприц с металлической иглой, вводим иглу внутрь трубки и
давим на поршень. Мы видим, что из сопла начинают выходить пузырьки
воздуха. Как только выделение пузырьков прекратится, установка готова
к работе.
Нагреваем котел нашей модели гейзера в не слишком сильном
пламени спиртовки. Спустя несколько минут гейзер заработает.
Капли воды вырываются наружу под действием кипения, вылетая
на 1,5 метра.
3.Заключение
Изучив работу, мы раскрыли красоту гейзеров и их пользу для
человечества. На нашей планете множество прекрасных и удивительных
уголков, но гейзеры поражают воображение своей мощью и одновременно
неповторимостью.
10 Нам удалось изучить гидротермальный взрыв (тему, которую не изучают
в школьном курсе физики) на основе модели гейзера.
Список литературы
1. Вараксина Е.И., Исакова М.Л. Структура, содержание и методика
организации учебных исследований школьников по гидродинамике //
Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1012. – С. 27682772;
2. Судариков С.М. Журнал «Записки Горного института»
3. Журнал «Наука из первых рук»
4. Журнал «Потенциал»
11
Проектная работа по физике на тему "Гейзер-как природный источник"
Проектная работа по физике на тему "Гейзер-как природный источник"
Проектная работа по физике на тему "Гейзер-как природный источник"
Проектная работа по физике на тему "Гейзер-как природный источник"
Проектная работа по физике на тему "Гейзер-как природный источник"
Проектная работа по физике на тему "Гейзер-как природный источник"
Проектная работа по физике на тему "Гейзер-как природный источник"
Проектная работа по физике на тему "Гейзер-как природный источник"
Проектная работа по физике на тему "Гейзер-как природный источник"
Проектная работа по физике на тему "Гейзер-как природный источник"
Проектная работа по физике на тему "Гейзер-как природный источник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.