Подпорожская детская школа искусств, Никольское музыкальное отделение
Реферат
По предмету: Беседы об искусстве
Тема: Храмы Старой Ладоги
Выполнил: учащийся
3 театрального класса
Зуев Егор
Преподаватель:
Дружинина Т.Ю.
П. Никольский, 2013 год
Содержание
Введение
1. Из истории Старой Ладоги
2. Георгиевский храм
3. Церковь Дмитрия Солунского
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Старая Ладога - небольшая деревенька в Ленинградской области с великим прошлым, некогда являлась одним из десяти крупнейших русских городов. Сегодня из числа других деревушек ее выделяет древняя крепость, стоящая на высоком берегу Волхова, и несколько старинных церквей за ее пределами. До 1703 года Ладога была городом.
Древняя Староладожская крепость, ставшая «сердцем» сегодняшней Старой Ладоги, стоит на месте впадения реки Елена/Ладожки в Волхов. Во времена Новгородской Руси была стратегически важным местом, потому что это была единственная возможная гавань, где могли остановиться морские суда, не способные плавать по порогам Волхова.
О Старой Ладоге в последние годы часто говорят, но многие её тайны скрыты даже от исследователей. А у людей, не связанных профессионально с историей и археологией, знания о древней столице Руси во многих случаях поверхностны, в них входит набор из отрывочных сведений о князьях Рюрике и Олеге, рекламные слоганы «Древняя Ладога – первая столица Руси», «Георгиевская церковь – Ладожская невеста» и так далее.
Каждое второе воскресенье июля в Ладожской крепости проводится традиционный историко-фольклорный праздник «Венок славы», а в конце учебного года - праздник «Люд посадский» для школьников младших и средних классов.
Глава 1. Из истории Старой Ладоги
Официальным временем рождения города считается 753 год. Именно этим годом датируются самые древние находки. Но есть большие подозрения, что город возник ещё и раньше. Именно город. То, что в этом месте задолго до 753 года было крупное поселение и жили люди, это абсолютно точно (например, территория мыса реки Ладожки и Волхова, которую сейчас занимает крепость, была заселена еще в эпоху неолита и раннего металла: IV - II века до нашей эры). Так как место это больно уж «хлебное». Отсюда легко контролировалось все движение по Ладоге и Волхову и через это место пролегал знаменитый путь из «варяг в греки», причем место это обойти практически невозможно. А так же, это прекрасное место для торгового порта. Ладога контролировала многорядные волховские пороги и была лидером своей волости, которая растянулась вдоль Волхова почти на 60 километров. В этой зоне располагались небольшие укрепленные городки и контрольный пункты для досмотра грузов и обеспечивавшие прохождение судов.
Кузнечные и стеклодельные мастерские, корабельные верфи – вот чем славилась в те годы Ладога. Ладожское торжище было самым крупным на севере. Здесь шла бойкая торговля варягов с южными народами. На протяжении всей истории Старая Ладога связана с торговыми путями, проходящему по Волхову. Город рос и креп, становясь самым крупным поселением в округе.
Столетие Старая Ладога процветала и не знала крупных войн и пожарищ. Но начало IX века ознаменовалось кровопролитными войнами. Именно в это время состоялось самое важное событие в истории Старой Ладоги и Руси в целом – призвание Рюрика.
Первое упоминание в летописях о Старой Ладоге происходит в 862 году. И вот что гласит сия летопись: «И избраша трие брата с роды своими и придоша к славеном первее и срубиша город Ладогу и седе старейший в Ладозе Рюрик». Т.е. рассказ идет о призвании трех братьев варягов на княжение на Русь. Возможно, это произошло после смерти последнего представителя славянской династии, князя Гостомысла. Ладога становится резиденцией Рюрика, который в дальнейшем основал правящую династию. Так город становится первой столицей империи Рюриковичей. И вплоть до XII века город является фамильным владением представителей этой династии. Археологические открытия позволяют предположить, что во второй половине IX века посад формировался по определенному плану. Деление городской территории на стандартные по размеру участки – свидетельство определенного порядка городского землепользования и наличия администрации, осуществлявшей раздел территории.
Старая Ладога становится фактически стольным градом Руси. При Вещем Олеге, здесь строится мощная каменная крепость. Но твердыня ладожская простояла лишь столетие. Норвежцы во главе с Эриком Кровавым в 997 году крепость, пожгли посад, уничтожили город.
Ярослав Мудрый в 1019 году преподнес Ладогу своей суженой в дар на свадьбу. Почти столетие она в истории практически не упоминается – это был тихий город, не привлекавший к себе внимание историков. В начале XII столетия снова усиливается военное значение города. Строится новая каменная крепость. В 1164 году приняла она первый бой. Подошли шведы на кораблях к Ладоге. Но сколько не осаждали крепость, успеха не добились. Они отступили, и после этого объединенное войско из Новгорода и Ладоги разбило неприятеля.
В память об этом событии, по одной из версий (их было несколько), был возведен в Ладожской крепости храм Святого Георгия Победоносца, построенный по всем канонам византийской архитектуры.
Глава 2. Георгиевский храм
Строгий по очертаниям древний белокаменный храм, увенчанный единственным куполом, возвышается рядом с остатками старинной крепостной стены бывшей ладожской крепости. Несмотря на простоту своих форм, этот памятник древнерусской архитектуры производит сильнейшее впечатление и навевает атмосферу давно ушедшей старины.
Подобно многим русским храмам, древняя церковь не раз реставрировалась на протяжении веков. Так, в новгородских летописях сохранились упоминания о реставрации в 1445 году, которая затронула не только саму церковь, но и выдержавшую ни одно неприятельское нападение крепостную стену.
За многие века своего существования церковь не могла не прийти в аварийное состояние — капитальный ремонт храма был произведен в 1683—1684 годах. В 1925—1928 годах силами специалистов Ленинградских реставрационных мастерских был проведен огромный комплекс работ по архитектурной реставрации Георгиевской церкви, в результате чего памятник был освобожден от большинства поздних пристроек и напластований. Разрушения, которые коснулись многих храмов северо-западной России во время Великой Отечественной войны, не затронули Георгиевской церкви в старой Ладоге. И уже в период с 1952 по 1962 год ленинградские реставраторы под руководством архитектора А. А. Драги провели значительные ремонтно-восстановительные работы, коснувшиеся главных ладожских древностей, в том числе и Георгиевского храма. В результате церковь максимально приблизилась к своему первоначальному виду.
Несмотря на многочисленные ремонты и реставрации, в целом ладожский Георгиеский храм сохранил облик древнерусского здания. Он напоминает другие церковные строения домонгольской поры, характерные для новгородской архитектуры второй половины XII века: почти квадратный в плане четырехстолпный одноглавый храм, имеющий три равновысокие апсиды. Храм весьма скромен по размерам — в высоту он достигает лишь 15 метров, а его площадь всего лишь 72 кв. метра.
Одним из самых интересных памятников монументального искусства Руси конца XII столетия являются фрески, созданные, по всей видимости, греческими мастерами по заказу одного из новгородских князей.
Фрески Георгиевской церкви — это пример высочайшего мастерства художников, которые имели не только технологические навыки, но и тонкое чувство колорита, блестяще владели рисунком, знали и учитывали законы сокращения перспективы на криволинейных поверхностях, и, главное, глубоко и проникновенно понимали то, как живопись сосуществует и взаимодействует с архитектурным пространством.
Все исследователи, занимавшиеся изучением фресок Георгиевской церкви, отмечали их поразительное стилистическое единство. Действительно, они написаны в общей системе колорита, при строго рассчитанных масштабных соотношениях, с использованием одного и того же арсенала живописных, композиционных и декоративных приемов.
До нашего времени сохранилась примерно пятая часть росписей, некогда украшавших все стены храма. Сохранилось несколько больших участков фресок, которые позволяют исследователям интерпретировать все сюжеты и составить общее представление о храмовой декорации и системе росписей в целом.
В барабане купола храма изображен пророк Давид. Непосредственно над алтарной частью храма изображены две фигуры царей-пророков — Давида и Соломона. Эти два пророка выделены в композиции росписей не случайно: Давид и Соломон часто фигурируют в русских литературных источниках XI-XIII веков как образцы мудрых правителей. Отсюда очевидная связь с их покровительством княжескому роду — а строительство и роспись Георгиевской церкви были, вне сомнения, связаны с деятельностью одного из новгородских князей конца XII века. Было бы логично предположить, что при возведении храма в цитадели самого северного новгородского форпоста вполне закономерно выделялись в системе его росписи те святые, которые почитались как покровители княжеского рода и воинства.
Сохранились остатки росписи в центральной апсиде Богоматери и двух ангелов, сцена из её детства «Жертвоприношение Иоакима и Анны», где изображены родители Богоматери, приносящие в иерусалимский храм очистительную жертву в виде двух агнцев за дарованное им дитя. Кроме этого, сохранилась фреска «Чудо Георгия о змие», которое, в силу своей великолепной сохранности, простоты, великолепного художественного исполнения и глубокого духовного осмысления сюжета, может считаться подлинным шедевром средневековой монументальной живописи.
Интерьер храма крохотный, но, видимо, достаточный для воинской дружины. Сам князь со свитой поднимался на балкон по лестнице в толще западной стены.
Ладожане полагают, что здесь молился перед битвой со шведами в 1240 году Александр Ярославович, прозванный за ту победу Невским. Впрочем, по летописи, ладожане были в составе дружине князя при битве на Неве, а в пристроенном с запада храма приделе 1867 года было устроено два престола, один из которых был освящен во имя святого Александра Невского. храма, в «угольниках», хранились угли для окуривания даров.
Глава 4. Церковь Дмитрия Солунского
Традиционно на севере ставили два храма: летний для ведения служб летом и зимний (теплый) для службы в холодное время года. Если Георгиевский храм был летним, то сохранившаяся до наших дней деревянная церковь во имя Дмитрия Солунского (покровителя воинства наряду с Георгием Победоносцем) предназначалась для служб зимой.
Впервые храм упомянут в 1641 году, поэтому можно предположить, что сооружение относится ко времени восстановления Ладоги после событий Смутного времени. В последующем церковь не раз перебирали. Последний такой ремонт производился в начале XX века. Но, не смотря на это, храм сохранил свои изначальные черты.
Деревянная церковь св. Дмитрия Солунского была расположена к юго-западу от Георгиевского храма. Этот святой, подобно Георгию, считался покровителем воинов, и появление в крепости второго воинского молитвенного дома неслучайно. Да и функционально он был связан с Георгиевским. Летом служили в последнем, а зимой службу устраивали в деревянной церкви.
Церковь Дмитрия Солунского построена в начале 17 в., после освобождения Ладоги от шведов. Святой Дмитрий Солунский, как и Георгий Победоносец, у славян издавна пользовался особым почитанием.
Впервые церковь св. Дмитрия Солунского упомянута в документе 1646 г., но построена была, вероятно, в период восстановления Ладоги после вражеских нашествий Смутного времени. В 1731 г. по челобитью прихожан постройка была обновлена. «Пригодные для дальнейшего использования бревна использовались при возведении новой церкви, а непригодные сожжены, и пепел с отменным благочестием был собран, завязан в холст и опущен в воду». В 1901 г. обветшавшую церковь вновь чинили, она была переложена по новому образцу. Несмотря на все ремонты, здание сохранило свой первоначальный облик.
Храм состоит из трех клетей: самой церкви, алтаря и трапезной. С западной стороны церкви прирублены сени, над крыльцом которых устроен навес, напоминающий по форме бочонок, который опирается на две резные колонки. Церковь, трапезная и сени имеют двускатную высокую кровлю, алтарь покрывает кровля на пять скатов, которая повторяет форму его сруба. Церковная крыша приподнята над всей кровлей, ее венчает главка, состоящая из шейки и маковицы, заканчивающейся крестом.
Кровля церкви сделана из «красного» теса, который на концах имеет декоративные вырезы. Под ним в старину прокладывали слой бересты, а под ней находился дополнительный слой теса. Пила на Русском Севере не применялась до середины 18 в., а в отдельных местах и до начала 20 в., поэтому изготовление теса было очень трудоемким процессом: бревно укладывалось на землю и расщеплялось клиньями, затем его обтесывали до необходимой толщины. Главка Дмитриевской церкви покрыта осиновым лемехом в «чешую». В архитектурном убранстве храма нет ни единой детали, которая является только декоративным украшением.
Убранство церкви не сохранилось. Наиболее ценные иконы переданы в Русский музей.
Церковь Дмитрия Солунского относится к древнему типу деревянных храмов. Она построена в формах «клетских» построек, в его основе – те же конструктивные и композиционные приемы, что и в обычной крестьянской избе.
Уцелел лишь хитроумный кованый фигурный замок на входной двери.
Заключение
Есть места, которые обязательно надо посетить хотя бы раз в жизни. К ним относится и старинное село Старая Ладога, затерявшееся в двух часах езды от Петербурга на крутом берегу Волхова. Село это, некогда крупный города Ладога – из тех, откуда «есть пошла земля русская». Здесь все буквально дышит стариной. Богомольцы неторопливо поднимаются на Малышеву гору, лодочник переправляет селян через Волхов, останки витязей прошлого покоятся в древних курганах и, кажется, оберегают святую землю. Варяжская улица, наверное, еще помнит шаги древних скандинавов. Отсюда уходили на битву со шведами войска и во времена Александра Невского, и во времена Великой Смуты, и в Северную войну.
Царь Петр, впрочем, не особенно благоволил к этому городу – сначала он перенес центр уезда из Старой Ладоги в Новую, поближе к Ладожскому озеру, затем заточил сюда свою первую жену. С тех пор Ладоге не суждено было вырасти в город – она стала просто селом. Впрочем, не каждое село может гордиться такой богатой и древней историей.
Если бы в Старой Ладоге не было ничего, кроме Георгиевского собора, то и тогда поселок мог бы рассматриваться как уникальный объект искусства и архитектуры наряду с Ферапонтово или Нередицей. Построек, подобных церкви св. Дмитрия Солунского, сохранилось немного, тем ценнее это сооружение - ныне одно из редчайших на территории Северной России. Сейчас внутри церкви расположен краеведческий музей.
Литература
1. Берташ А.В., Векслер А.В. Новая Ладога, С-Пб, 2004.
2. Васильев Б. Г. Старая Ладога. Памятники архитектуры XII-XIII веков. Л., 1984.
3. Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987.
4. Сарабьянов В.Д. Георгиевская церковь в Старой Ладоге. С-Пб: Северный паломник, 2003.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.