Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
15.02.2017
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере.
В соответствии с законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации Российского образования, Федеральной целевой программой развития образования, Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» речь идет о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование компетентностей, что предопределяет новое понимание качества образования, а, значит, и новые подходы к управлению его достижением.
Проект.docx
Проектная работа по теме:
«Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Выполнила:
Слушатель курсов повышения квалификации
учителей по проблеме:
«Современное качество общего образования:
теория, технологии, модели»
Паршукова Надежда Алексеевна,
МОУ Тимшерская СОШ,
Усть – Куломский район, РК
Для современного этапа развития общества характерно становление
принципиально новых приоритетов в образовательной сфере.
В соответствии с законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации
Российского образования, Федеральной целевой программой развития
образования, Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»
речь идет о формировании принципиально новой системы непрерывного
образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию
спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой
такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и
формирование компетентностей, что предопределяет новое понимание качества
образования, а, значит, и новые подходы к управлению его достижением.
Управлять качеством образования значит, осуществлять все функции
управления для достижения заданных показателей как в узком, так и в широком
смысле, иметь гарантированный результат.
Основными приоритетами школьной системы оценки качества образования
для основных субъектов образования можно считать следующие:
для родителей: значительно повысить уровень информированности об
образовательных успехах своего ребёнка и об общем качестве образования в
школе
2 для государства: адекватно оценивать результативность действующих
образовательных программ
для социума: контролировать обеспечение равенства в доступности образования
для учащихся: достигнуть образовательных результатов, соответствующих их
личностным ожиданиям и позволяющих быть конкурентноспособными в
окружающем их социуме
для педагогов: обеспечить требуемый уровень образованности и повысить свою
профессиональную компетентность.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» также
определяет создание условий для повышения качества общего образования
одной из основных задач образовательной политики.
Для достижения обозначенной задачи требуются системные изменения в
содержании образовательной деятельности школы и управлении ею.
Существующие в настоящее время в образовательном учреждении подходы к
организации и управлению мониторингом качества образования не дают
желаемых результатов. Оценивая деятельность школы, мы формально
учитываем процент учащихся, успевающих по всем предметам, качественную
успеваемость, результаты выполнения практических и контрольных работ,
количество медалистов, победителей предметных олимпиад и интеллектуальных
марафонов и т.д.. Анализируя в практической деятельности эти составляющие,
мы не можем определить, насколько уровень образования в школе приближен к
нормативам, мы можем определить только те звенья, которые необходимо
совершенствовать. Позволяет ли такое формирование и функционирование
образовательного мониторинга увидеть реальную картину качества образования
в школе?
Возникает проблема связанная с тем, что вся информация, собираемая в
школе, оказывается разрозненной, логически не связанной. Получается не
система контроля качества, а механическая сумма данных. Это не дает
3 возможности выявить причинноследственные связи и закономерности
процессов, а следовательно, грамотно выстроить корректирующие действия.
Для определения качества образования в ОУ необходимы:
вопервых, критерии и показатели оценки качества образования;
вовторых, контрольноизмерительные материалы оценки качества образования
в ОУ;
втретьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества
образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного
процесса, которые следует совершенствовать;
вчетвертых, системная работа в данном направлении.
Проект “Модель
управления качеством образования на уровне
образовательного учреждения» направлен на разработку механизмов
устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества
образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование,
соответствующее социальному и региональному заказам, предполагает
системную организацию управления качеством образования и определяет
важнейшие психологопедагогические условия,
обеспечивающие его
успешность.
Теоретическими предпосылками разработки проекта стали работы о качестве
образования и управлении им (М.М. Поташник); о совершенствовании
управления образовательными системами (Т.Н. Шамова); об особенностях
функционирования и развития систем управления качеством образования (Ю.А.
Конаржевский, В.П. Панасюк); о моделях мониторинговых исследований
образовательного процесса (Г.П. Попова); о методических основах мониторинга
качества образования в образовательном учреждении (И.М. Варнавина).
эффективной модели управления качеством
Цель: проектирование
образования в учебновоспитательный процесс школы.
4 Задачи проекта:
проанализировать состояние организации и управления качеством
образования в ОУ;
изучить нормативноправовую базу, связанную с процессом управления
качества образования в ОУ;
разработать и описать модель управления качеством образования в
учебновоспитательном процессе школы;
осуществить отбор оценочнокритериальных комплексов, методик и
способов получения информации о качестве образования в ОУ;
подготовить нормативнометодические документы для обеспечения
управления качеством образования в ОУ;
апробировать модель управления качеством образования на основе
информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно
воспитательном процессе школы;
создать систему научнометодического обеспечения и психолого –
педагогического сопровождения управления качеством образования в
учебновоспитательном процессе.
Ожидаемые результаты проекта.
1. Положительная динамика в достижении критериев и показателей реализуемой
Модели управления качеством образования в ОУ.
2. Создание информационного банка по теме “Модель управления качеством
образования в ОУ”.
Сроки разработки и реализации проекта.
2013 2016 г.г.
Ресурсы проекта.
5 1. Финансовые ресурсы (система планирования и управления финансовыми
ресурсами).
2. Материальные ресурсы (наличие документированной системы управления
материальными ресурсами)
3. Современные технологии обучения и контроля знаний (разработка и
внедрение единой документированной системы управления технологиями
обучения, тестирования знаний, самоконтроля знаний и уровней компетентности
учащихся).
4.
Информационные ресурсы (разработка и применение системы
информатизации управления учебным процессом, системы обеспечения и
контроля качества учебного процесса,
процесса маркетинга рынка
образовательных услуг на базе единой информационной сети ОУ).
5.
ресурсы (администрация и педагогический коллектив
Кадровые
образовательного учреждения).
6. Взаимодействие с внешними партнерами (наличие системной работы с
внешними партнерами,
комплексными договорами со стратегическими партнерами).
установленные отношения регламентируются
Риски при реализации проекта.
1.
образовательного учреждения.
Не соответствие выбранных методик диагностики специфике
2. Большой объем количественных диагностик может не показать динамику
качества образования.
3. Результаты диагностики могут быть не востребованы и не системны.
4. Модель не будет воспринята, т.к. требуется перестройка сознания
педагогического коллектива
повышения управления качеством.
на работу в соответствии с требованиями
5. Недостаточная материальнотехническая база.
6 Планирование проекта
Этапы
проекта
1.1.
1.2.
Таблица план реализации проекта
План реализации проекта
Исполнители
1. Аналитическопроектный (20132014 г.г.)
Анализ состояния организации управления
качеством образования в школе.
Изучение нормативных документов, научной и
методической литературы по теме.
1.3.
Мотивация субъектов образовательного процесса
на осуществление мониторинговых исследований.
1.4. Разработка модели управления качеством образования:
1.4.1.
Определение направлений мониторинговых
исследований
1.4.2.
Определение
исполнителей мониторинговых исследований
критериев,
показателей,
Администрация
ОУ
Администрация
ОУ, рабочая
группа по
разработке и
реализации
проекта
Администрация
ОУ
Администрация
ОУ, рабочая
группа по
разработке и
реализации
проекта
Администрация
ОУ, рабочая
7 1.4.3.
Осуществление отбора методик и способов
получения информации о качестве образования
1.4.4.
Разработка рабочего инструментария для
проведения мониторинговых исследований
1.4.5.
Обработки, хранения, представления информации
(методики, тестовые комплексы, анкеты, бланки и
т.д.)
1.5.
2.1.
2.2.
2.3.
2.3.
Подготовка нормативнометодических
документов и материалов для обеспечения
функционирования модели управления качеством
образования.
2. Основной (2014 2015 г.г.)
Разработка системы мероприятий по реализации
проекта по основным критериям управления
качеством образования.
Реализация проекта “Модель системы управления
качеством образования в ОУ”.
Корректировка содержательной, организационной
и управленческой сторон в процессе реализации
проекта.
Определение эффективности применяемых
методик для оценки качества образования.
группа по
разработке и
реализации
проекта, Совет
школы
Рабочая группа по
разработке
и
реализации
проекта
Рабочая группа по
разработке
и
реализации
проекта
Рабочая группа по
разработке
и
реализации
проекта
Администрация
ОУ
рабочая
по
и
Рабочая группа по
разработке
и
реализации
проекта
Администрация
ОУ,
группа
разработке
реализации
проекта,
педагогический
коллектив
Рабочая группа по
разработке
и
реализации
проекта
Администрация
ОУ,
группа
разработке
рабочая
по
и
8 2.4.
Оценка эффективности осуществления проекта.
3.1.
3. Аналитикообобщающий (2016 г.)
Обобщение результатов работы, соотношение с
поставленными целями и задачами.
реализации
проекта
Администрация
ОУ,
группа
разработке
реализации
проекта
рабочая
по
и
Администрация
ОУ,
группа
разработке
реализации
проекта
рабочая
по
и
Технологическая часть.
Критерии модели управления качеством образования.
При разработке модели управления качеством образования за основу взяты
оценочные показатели:
личное участие руководства;
стратегия развития ОУ;
менеджмент персонала;
ресурсы и партнеры;
9 менеджмент процессов (деятельность по разработке, внедрению и
улучшению модели управления качеством образования, основные
процессы образовательной деятельности, вспомогательные процессы);
удовлетворенность потребителей;
удовлетворенность педагогов;
влияние деятельности ОУ на общество;
результативность деятельности ОУ.
Описание критериев оценки качества образования.
1. Личное участие руководства:
1.1. личное участие руководства ОУ в формировании и развитии основных целей
и задач в области качества образования;
1.2. личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и
постоянного совершенствования системы управления качеством образования
ОУ;
1.3. личное участие руководства в работе с внешними заинтересованными
сторонами (потребителями, партнерами, представителями общественности и
др.);
1.4. личное участие в руководства в обеспечении обратной связи с
педагогическим коллективом для улучшения деятельности ОУ.
2. Стратегия развития ОУ:
2.1. разработка и совершенствование стратегии развития ОУ и степень участия в
этих процессах заинтересованных сторон (обучающихся, родителей, педагогов,
социальных партнеров и др.);
2.2. совершенствование механизмов информирования педагогов, родителей и
обучающихся при реализации стратегии развития ОУ.
10 3. Менеджмент персонала:
3.1. кадровая политика и управление развитием персонала (разработана и
действует система критериальной оценки деятельности педагогов:
а) динамика роста числа учителей, участвующих в проектных группах
образовательных и социальных проектов;
6) динамика роста учителей с высшей и первой категорией от общего числа
педагогов;
в) рост числа учителей, имеющих высокий рейтинг в школьном сообществе и у
родительской общественности.
г) количественные показатели: наличия званий, наград, грамот;
д) динамика роста участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства;
е) динамика роста числа учителей, применяющих в профессиональной
деятельности информационнокоммуникационные технологии).
3.2. механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его
подготовке и повышению квалификации (существующая система непрерывного
повышения квалификации всех групп персонала, оценка деятельности педагогов
путем внутренней экспертизы);
3.3. механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала в деятельность
по улучшению качества функционирования ОУ (создание системы морального и
материального стимулирования на основе критериальной качественной оценки
деятельности педагогического коллектива);
3.4. обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, родителями,
обучающимися и руководством ОУ (разработка системы анкетирования
педагогов, родителей и учащихся);
3.5. повышение качества рабочей среды, обеспечение социальной защиты и
повышение благосостояния персонала.
4. Ресурсы и партнеры:
11 4.1. управление финансовыми ресурсами (система планирования и управления
финансовыми ресурсами);
4.2. управление материальными ресурсами (наличие документированной
системы управления материальными ресурсами);
4.3. управление эффективностью технологий обучения и контроля знаний
(разработка и внедрение единой документированной системы управления
технологиями обучения, тестирования знаний, самоконтроля знаний и уровней
компетентности учащихся);
4.4. управление информационными ресурсами (разработка и применение
системы информатизации управления учебным процессом, системы обеспечения
и контроля качества учебного процесса, процесса маркетинга рынка
образовательных услуг на базе единой информационной сети ОУ).
4.5. Взаимодействие с внешними партнерами (наличие системной работы с
внешними партнерами,
комплексными договорами со стратегическими партнерами).
установленные отношения регламентируются
5. Менеджмент процессов:
5.1. деятельность по разработке, внедрению и улучшению модели управления
качеством образования;
5.1.1. внедрение процессного подхода (внедрение и работа системы постоянного
мониторинга основных процессов. Получаемые результаты анализируются и
сравниваются с поставленными целями);
5.1.2. управление документацией и записями (полностью разработана и внедрена
современная постоянно совершенствующаяся система управления
документацией и записями на основе электронного документооборота,
необходимые для управления качеством образования);
5.1.3. планирование и построение организационной структуры системы
управления качеством образования, распределение ответственности и
полномочий (полностью сформирована организационная структура системы
12 управления качеством образования. Четко определены ответственности и
полномочия руководителей и персонала в рамках системы управления
качеством образования);
5.1.4. построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга
процессов ОУ (в ОУ функционирует комплексная система измерений и
мониторинга процессов, которая постоянно совершенствуется и охватывает все
основные процессы, включая мониторинг педагогической компетентности:
уровень обученности учащихся по базовым образовательным программам;
уровень обученности учащихся по профильным направлениям;
уровень воспитанности учащихся;
количество медалистов, призеров и победителей олимпиад, участие в
конкурсах учащихся;
поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные
заведения, в том числе и на бюджетные отделения;
состояние здоровья и психического развития учащихся;
динамика правонарушений учащихся;
уровень жизненной защищенности и социальной адаптации школьников.
Наряду с показателями личной результативности учащихся (обученность,
воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья)
используются системные показатели организации образовательного процесса,
функционирования и развития образовательного учреждения:
организация и развитие образовательного процесса;
управление образовательным процессом, различные формы обучения в
школе;
уровень выполнения государственных программ;
уровень инновационных процессов в образовательном учреждении;
профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и
повышение квалификации педагогов);
участие учителей в профессиональных конкурсах;
уровень информатизации обучения и управления;
показатели владения учителями информационными технологиями;
13 состояние и развитие материальнотехнической и учебноматериальной
базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно
методические комплекты по предметам обучения);
5.1.5. планирование процессов ОУ (показатели процессов регулярно
измеряются, анализируются, сравниваются с поставленными целями и
результатами работы аналогичных ОУ и служат основой для корректирующих и
предупреждающих действий);
5.1.6. внутренние аудиты (проверки, экспертиза) и самооценка ОУ;
5.1.7. процессы, связанные с постоянным улучшением, корректирующие и
предупреждающие действия (разработана и документирована система
корректирующих действий в случае возникновения проблем и несоответствий,
предусматривающая меры по предотвращению повторений, охватывающая
некоторые наиболее важные процессы ОУ. Проводится анализ возможных
потенциальных проблем и несоответствий и их причин);
5.2. основные процессы образовательной деятельности:
5.2.1. маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда
(функционирует отлаженная система маркетинговых исследований рынка
образовательных услуг и рынка труда.);
5.2.2. проектирование и разработка образовательных программ, включая
учебные планы, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей), список учебников и учебных пособий;
5.2.3. приём, перевод и отчисление обучающихся:
соблюдены стандартные процедуры приема, перевода и отчисления;
проводится единая политика по формированию контингента
обучающихся,
распространению информации;
процедура приема документирована;
функционирует wеbсервер, позволяющий получить ответы на все
вопросы, связанные с поступлением в ОУ, обучением, содержанием всех
реализуемых образовательных программ и т. д.;
14 результаты приема регулярно оцениваются и сравниваются с
достижениями других ОУ;
на основе полученных результатов политика по формированию
контингента обучающихся совершенствуется;
5.2.4. реализация основных образовательных программ:
в Уставе ОУ в обязательном порядке определяются система оценок при
промежуточной аттестации, формы и порядок её проведения, режим
занятий учащихся;
родителям
обучающихся,
(законным представителям)
несовершеннолетних
воспитанников обеспечена возможность ознакомления с ходом и
содержанием образовательного процесса, а также с оценками
успеваемости учащихся;
учебный процесс перестраивается для активизации творческого
самостоятельного мышления учащихся, формирования компетентностей,
определенных в целях стратегии развития ОУ;
внедряется рейтинговая технология обучения;
системно внедряются ИКТ для обучения и контроля знаний. Активно
проводятся работы по созданию информационной системы сопровождения
учебного процесса;
5.2.5. воспитательная и внеурочная работа с учащимися; проектирование и
реализация программ дополнительного образования (программы воспитательной
работы, внеурочная работа и программы ДО ориентированы на запросы и
интересы учащихся, родителей, решение социальных и личностных проблем.
Анализируются эффективность и результативность воспитательной работы и
системы ДО);
5.2.6.
повышение квалификации педагогических кадров (разработана
информационноаналитическая система повышения квалификации, включающая
в себя портфолио педагога, позволяющая анализировать эффективность и
результативность деятельности педагогов, методической службы, ШМО.
15 Показатели эффективности повышения квалификации кадров регулярно
анализируются и сравниваются с поставленными целями Программы
развития школы, служат основой для корректирующих и улучшающих
действий);
5.2.7. инновационная и экспериментальная деятельность (обеспечивается
единство образовательной и инновационной деятельности);
5.3. вспомогательные процессы ОУ:
5.3.1. бухгалтерскофинансовое обеспечение образовательного процесса
(внедрена и действует единая локальная автоматизированная система
бухгалтерского учета, которая обеспечивает необходимый аналитический учет
затрат, автоматическое формирование значительной части промежуточной и
отчетной бухгалтерской документации);
5.3.2. закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов
(разработана и внедряется система закупок, регламентируемая разработанной
документированной процедурой);
5.3.3. библиотечное и информационное обслуживание:
реализуется единая концепция развития библиотечного и
информационного обслуживания;
существует система централизованных закупок учебников и учебно
методической литературы по заявкам органа школьного самоуправления.
Выделяются необходимые средства на закупки литературы;
в библиотеке используется электронный каталог, позволяющий произвести
поиск необходимой литературы и обеспечивающий доступ к электронным
версиям всех имеющихся в библиотеке учебников и материалов, а также
выход на информационные ресурсы других ОУ и библиотек для доступа
или заказа литературы;
функционирует автоматизированная система информационного
обслуживания,
обеспечивающая информацию по всем аспектам деятельности ОУ;
16 информация в полном объеме размещена на официальном сайте и
обновляется с установленной периодичностью;
5.3.4. управление инфраструктурой и производственной средой (система
управления всеми элементами инфраструктуры и производственной средой
документирована и осуществляется результативно);
5.3.5. обеспечение безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения:
проводится мониторинг условий организации образовательного процесса
(в соответствии с требованиями ФГОС, СанПИН, лицензионными
требованиями и условиями),
реализуются планы улучшения условий;
внедрена экономическая система стимулирования действий по улучшению
условий труда и отдыха педагогов и учащихся;
реализуется программа физкультурнооздоровительных мероприятий для
учащихся и санаторнокурортного лечения сотрудников;
для защиты от ЧС ведется мониторинг с использованием систем контроля
и наблюдения;
реализуется программа повышения устойчивости ОУ к воздействию ЧС;
существуют реальные планы действий должностных лиц, а персонал
ознакомлен с конкретными планами и приемами защиты от ЧС;
ведется плановое обучение персонала и учащихся, проводятся учения и
тренировки;
налажена система профилактики и пресечения противоправных действий
на территории ОУ;
5.3.6. социальная поддержка обучающихся и сотрудников (разработана и
внедряется система социальной поддержки учащихся и сотрудников).
6. Удовлетворенность потребителей:
6.1. механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности
обучающихся, выпускников, родителей (законных представителей), учреждений
профобразования, работодателей (систематически сравнивается степень
17 удовлетворенности с поставленными целями Программы развития, с данными
аналогичных ОУ);
6.2. уровень удовлетворенности учащихся, выпускников, родителей (законных
представителей), учреждений профобразования, работодателей (наблюдается
положительная тенденция в удовлетворенности потребителей основными
аспектами деятельности ОУ за промежуток времени, данные свидетельствуют о
реальной удовлетворенности большинством аспектов по основным
направлениям деятельности ОУ).
7. Удовлетворенность персонала:
7.1. механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала
(систематически сравнивается степень удовлетворенности с поставленными
целями, данными аналогичных ОУ);
7.2. уровень удовлетворенности персонала (наблюдается положительная
тенденция в удовлетворенности всеми аспектами деятельности ОУ за
продолжительный период времени).
8. Влияние ОУ на общество:
8.1. механизмы сбора информации о влиянии на общество (систематически
проводятся сбор и анализ информации, определяющей показатели влияния ОУ
на общество и сравнение достигнутых результатов с поставленными целями и
результатами аналогичных ОУ);
8.2. уровень восприятия ОУ обществом.
9. Результаты деятельности ОУ:
9.1. механизмы сбора и анализа информации о результатах деятельности ОУ
(функционирует и постоянно совершенствуется система показателей
деятельности ОУ, регламентированы сбор информации и периодичность по всем
направлениям деятельности);
18 9.2. основные (нефинансовые) результаты деятельности:
существует стабильная положительная тенденция по большинству
основных показателей за определенный промежуток времени;
все показатели работы ОУ достигают своих целевых значений,
установленных в соответствии с целями, задачами и индикаторами
Программы развития, и не уступают соответствующим показателям
аналогичных ОУ.
9.3. Финансовые результаты деятельности ОУ (существует среднесрочная
положительная тенденция в бюджете ОУ, целевые значения большинства
экономических показателей Программы развития достигаются и не уступают
показателям аналогичных ОУ).
Нормативноправовая база ОУ для реализации проекта.
Примерный перечень локальных актов ОУ, регламентирующих школьную систему
управления качеством образования.
1.Положение о качестве образования в ОУ.
2.Положение о системе управления качеством образования в ОУ.
3.Положение о системе внутренней оценки качества образования. (Приложение 2)
4.Регламент(ы) проведения процедур по управлению качеством образования в
ОУ (например: Порядок разработки и утверждения школьной образовательной
программы).
5.Регламент проведения общественной экспертизы качества образования в ОУ.
6.Устав ОУ, в пунктах которого закреплено функционирование школьной системы
оценки или системы управления качеством.
7.Программа, план действий по обеспечению качества в ОУ.
8.Положение о процедуре промежуточной аттестации, о порядке учета внеурочных
достижений учащихся.
9.Положения о портфолио учащегося (или учителя).
10.Функциональные обязанности работников ОУ по управлению качеством.
19 11.Сертификаты качества на процедуры и инструментарий, используемые в
процедурах оценки.
12.Приказы, регламентирующие реализацию программы, плана по качеству.
13.Положение о рабочей программе по учебному курсу (предмету).
14.Положение о документообороте.
15.Положение «Принципы и критерии распределения стимулирующей части фонда
оплаты труда ОУ».
Заключение
Г.Ч. Тахтамышева в книге «Оценка качества обучения в
общеобразовательной школе» указывает, что целью управления современной
школой должно стать создание условий для реализации полноценного
образовательного процесса с учетом потенциального поля ученика.
Полноценный образовательный процесс связан с качественным обучением и
воспитанием подрастающего поколения, а управление качеством образования
20 призвано отслеживать результаты обучения, воспитания и регулировать этот
процесс.
Важными характеристиками качества образования являются надежность,
ценность и стоимость образовательного продукта. Данные характеристики
определяют спрос на рынке образовательных услуг и, таким образом, влияют на
конкурентоспособность и рейтинг образовательного учреждения и реализуемых
им образовательных программ.
Итак, вся модель управления качеством образования выглядит таким
образом: УСЛОВИЯПРОЦЕССРЕЗУЛЬТАТ.
Условиям образовательного процесса относятся: тип школы, уровень
мастерства педагогических кадров, контингент учащихся, учебнометодическое
обеспечение, нормативноправовая база, материальнотехническое обеспечение,
финансовое
школы.
обеспечение
Результатам образовательного процесса относятся: итоги аттестации,
творческие достижения учащихся, обеспечение продолжения образования,
состояние здоровья, удовлетворенность образовательного заказа учащихся и
родителей.
Литература
1. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть /
Москва, «Сентябрь», 2001г.
2. Проект. Государственная программа «Образование и развитие инновационной
экономики: внедрение современной модели образования в 2009 2012 годы».
3. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. / Москва . 1993 г.
21 4. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании, М., 1996.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года:
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756Р // Бюллетень
Минобразования России. 2002. №2.
6. Тестов В.А. Фундаментальность образования: современные подходы.// Педагогика,
Научно – теоретический журнал , №4, 2006г., с. 39.
7. Баранцев Р.Г. Тринитарная методология в синергетике/ / Перспективы
синергетики в ХХI веке / : Сб. материалов Международной научной
конференции: В 2х томах. Т.1 Белгород, 2003.
8. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского
образования. / Педагогика , №1, 2006, с. 22 31.
9. Поташник М.М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это
понятие, обогащает его.// Народное образование, 2006, №4, с. 163171.
10. Гормин А.С. Процессуальная модель оценки качества образования //
Директор школы 2005. №10. С. 17 24.
Глоссарий
Приложение 1
Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств,
которая обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей
по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности,
выраженности социальных, психических и физических свойств.
22 Управление качеством образования – системное, скоординированное
воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других
связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с
целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования
образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов
установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и
распространения информации о состоянии образовательной системы или
отдельных ее элементов, а также об удовлетворении образовательных
потребностей населения, родителей.
Мониторинг специально организованное, целевое наблюдение, постоянный
контроль и диагностика состояния на базе существующих источников
информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики
ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и
управленческих процессов, качество участников образовательного процесса,
качество содержания образования, качество реализации программ основного и
дополнительного образования детей, качество обеспечения преемственности
ступеней непрерывного образования, качество инновационной деятельности.
Примерное положение о системе внутренней оценки качества образования
Приложение 2
1. Общие положения
1.1. Настоящее "Положение о системе внутренней оценки качества образования"
(далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы
23 оценки качества образования в муниципальном общеобразовательном
учреждении ___________ (далее – школа), ее организационную и
функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и
экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и
контроле качества образования.
1.2. Положение представляет собой локальный нормативный документ,
разработанный в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и
управлением образования_________, Уставом школы и локальными актами,
регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества
образования в школе.
1.3. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой
совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и
оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества
образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса,
качество условий, обеспечивающих образовательный процесс с учетом запросов
основных участников образовательного процесса.
1.4. Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур,
разработку и внедрение модели внутренней системы оценки качества, учет и
дальнейшее использование полученных результатов.
1.5. Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовыми договорами, в т. ч. на педагогических работников,
работающих по совместительству.
1.6. В настоящем Положении используются следующие термины:
•
качество образования – интегральная характеристика системы
образования, отражающая степень соответствия результатов и образовательного
процесса требованиям ФГОС;
24 •
критерий – признак, на основании которого производится оценка,
классификация оцениваемого объекта;
•
оценка в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественнокачественные изменения качества
результатом которого является установление степени
образования,
соответствия измеряемых образовательных результатов и условий их
достижения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и
локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству
образования, а также личностным ожиданиям обучающихся;
экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного
•
процесса, условий и результатов образовательной деятельности;
•
измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также
оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМ (контрольных
работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму, и
содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством:
•
системы внутренней оценки качества образования;
•
•
•
•
общественнопрофессиональной экспертизы качества образования;
лицензирования;
государственной аккредитации;
государственной (итоговой) аттестации выпускников;
внешнего мониторинга качества образования.
•
1.9. В качестве источников данных для оценки качества образования
используются:
•
образовательная статистика;
•
•
•
•
промежуточная и итоговая аттестация;
мониторинговые исследования;
социологические опросы;
отчеты работников школы;
25 •
посещение уроков и внеклассных мероприятий;
данные электронного журнала.
•
2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества
образования
2.1. Целями внутренней системы оценки качества образования являются:
•
формирование единой системы оценки состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющих на качество образования в школе;
•
получение объективной информации о функционировании и развитии
системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих
на его уровень;
предоставление всем участникам образовательного процесса и
•
общественности достоверной информации о качестве образования;
•
принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
•
прогнозирование развития образовательной системы школы.
2.2. Задачами построения системы оценки качества образования являются:
•
формирование единого понимания критериев оценки качества образования
и подходов к его измерению;
•
формирование системы аналитических критериев и показателей,
позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества
образования;
формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования
•
школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
осуществление самообследования состояния развития и эффективности
•
деятельности школы;
определение степени соответствия условий осуществления
•
образовательного процесса государственным требованиям;
26 •
определение степени соответствия образовательных программ
нормативным требованиям и запросам основных потребителей образовательных
услуг;
•
•
обеспечение доступности качественного образования;
оценка уровня индивидуальных образовательных достижений
обучающихся;
•
определение в рамках мониторинговых исследований степени
соответствия качества образования на различных ступенях обучения
государственным стандартам;
•
•
выявление факторов, влияющих на качество образования;
содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в
процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения
квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся
требований к аттестации педагогов,
обучающихся;
индивидуальным достижениям
•
•
определение рейтинга педагогов и стимулирующих доплат им;
расширение общественного участия в управлении образованием в школе.
2.3. В основу внутренней системы оценки качества образования положены
следующие принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о
•
качестве образования;
•
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей
развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и
воспитания;
•
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую
систему оценки качества образования;
27 •
доступности информации о состоянии и качестве образования для
различных групп потребителей;
•
рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в самоанализ и
самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
педагога;
•
оптимальности использования источников первичных данных для
определения показателей качества и эффективности образования (с учетом
возможности их многократного использования);
•
инструментальности и технологичности используемых показателей (с
учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа
и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
•
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней
управления; сопоставимости системы показателей с региональными аналогами;
•
взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними
взаимосвязей и взаимозависимости;
•
соблюдения моральноэтических норм при проведении процедур оценки
качества образования в школе.
3. Организационная и функциональная структура внутренней системы
оценки качества образования
3.1.
занимающаяся внутренней оценкой,
экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов,
Организационная структура,
включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методический
совет школы, методические объединения учителейпредметников, временные
структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.).
3.2. Администрация школы:
28 •
формирует, утверждает приказом директора школы и контролирует
исполнение блока локальных актов, регулирующих функционирование
внутренней системы оценки качества образования школы и приложений к ним;
•
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы внутренней оценки качества образования школы,
участвует в этих мероприятиях;
•
обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе
контрольнооценочных процедур,
статистических исследований по вопросам качества образования;
мониторинговых,
социологических и
•
организует систему мониторинга качества образования в школе,
осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о
состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества
образования на уровне школы;
организует изучение информационных запросов основных пользователей
•
системы оценки качества образования;
обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных
•
экспертов к осуществлению контрольнооценочных процедур;
•
обеспечивает предоставление информации о качестве образования на
окружной и городской уровни системы оценки качества образования;
формирует информационноаналитические материалы по результатам оценки
качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад
директора школы);
•
принимает управленческие решения по развитию качества образования на
основе анализа результатов, полученных в процессе реализации внутренней
системы оценки качества образования.
3.3. Методический совет школы и методические объединения учителей
предметников:
•
участвуют в разработке методики оценки качества образования; системы
показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
29 критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов
школы;
•
содействуют подготовке работников школы и общественных экспертов к
осуществлению контрольнооценочных процедур;
•
проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации
обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
•
готовят предложения для администрации по выработке управленческих
решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.
3.4. Педагогический совет школы:
содействует определению стратегических направлений развития системы
•
образования в школе;
содействует реализации принципа общественного участия в управлении
•
образованием в школе;
•
инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных
программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;
•
–
принимает участие:
в формировании информационных запросов основных пользователей
системы оценки качества образования школы;
–
обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования;
–
экспертизе качества образовательных результатов,
условий
организации образовательного процесса в школе;
–
оценке качества и результативности труда работников школы,
распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании
их распределения в порядке, установленном локальными актами школы;
содействует организации работы по повышению квалификации
•
педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
•
заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по
30 вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в т. ч.
сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в школе,
об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы
образовательной деятельности школы;
•
принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на
промежуточную аттестацию по результатам учебного года.
4. Реализация внутренней оценки качества образования
4.1. Реализация внутренней оценки качества образования осуществляется на
основе нормативных актов Российской Федерации, регламентирующих
реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
4.2. Мероприятия по реализации целей и задач внутренней системы оценки
качества образования планируются и осуществляются на основе проблемного
анализа образовательного процесса школы, определения методологии,
технологии и инструментария оценки качества образования.
4.3. Предметами внутренней системы оценки качества образования являются:
4.3.1. Качество образовательных результатов:
предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней
•
и внешней диагностики, в т. ч. ГИА9 и ЕГЭ);
метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных
•
внутренней и внешней диагностики);
•
•
личностные результаты (включая показатели социализации учащихся);
результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной
программы дошкольного образования (при наличии дошкольного отделения);
•
•
•
здоровье учащихся (динамика);
достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
31 4.3.2. Качество реализации образовательного процесса:
•
основные образовательные программы (соответствие требованиям
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
(далее – ФГОС) и контингенту учащихся);
•
дополнительные образовательные программы (соответствие запросам
родителей);
•
реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие
требованиям ФГОС);
•
•
•
качество уроков и индивидуальной работы с учащимися;
качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);
удовлетворенность учеников и родителей уроками и условиями в школе.
4.3.3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
•
материальнотехническое обеспечение;
информационноразвивающая среда (включая средства ИКТ и учебно
•
методическое обеспечение);
•
•
•
•
санитарногигиенические и эстетические условия;
медицинское сопровождение и общественное питание;
психологический климат в школе;
использование социальной сферы микрорайона и города;
кадровое обеспечение
•
инновационную и научнометодическую деятельность педагогов);
(включая повышение квалификации,
32 •
общественногосударственное управление (совет школы, педагогический
совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование
качества образования;
документооборот и нормативноправовое обеспечение (включая
•
программу развития школы).
4.4. Внутренняя система оценки качества образования реализуется посредством
существующих процедур и экспертной оценки качества образования.
4.5. В качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и
обеспечить измерение результатов деятельности школы, привлекаются ресурсы
электронного журнала.
4.6. Для проведения оценки качества образования из всего спектра получаемых
в рамках информационной системы оценки качества образования показателей
определяется набор ключевых показателей,
позволяющих провести
сопоставительный анализ образовательной системы школы. Совокупность
показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает
общую оценку результативности ее деятельности.
4.7. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты
оценочной деятельности устанавливаются в плане внутренней системы оценки
качества образования.
4.8. Гласность и открытость результатов оценки качества образования
осуществляется путем предоставления информации:
основным потребителям результатов внутренней системы оценки качества
•
образования;
средствам массовой информации через публичный доклад директора
•
школы;
размещение аналитических материалов, результатов оценки качества
•
образования на официальном сайте школы.
33
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Проектная работа по теме: «Модель управления качеством образования на уровне образовательного учреждения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.