Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
музыка
6 кл
07.08.2018
Все казаки – это в первую очередь воины. Поэтому танцевальные движения базируются на воинском искусстве, они энергичные, с быстрыми шагами, резкими взмахами рук, ног, а также упражнения с оружием. Достаточно часто мужчины во время танца упражняются с саблей или шашкой, что требует высочайшего умения и мастерства.В бой казаки шли с песней и танцем. Именно поэтому боевые движения и выпады находили свое отражение и в танцевальных движениях. Например, танцы вприсядку и гопак основаны на тех же принципах, что и боевые движения сабельного боя с перекатами и выпрыгиваниями. Такая техника использовалась казаками для дезориентации вражеских стрелков.
Казачьи танцы можно разделить на две большие группы:
Славянские (русские) – сформировались под влиянием славянской культуры. Такие танцы характерны для запорожских и донских казаков.
Кавказские (горские) – появились под влиянием южной культуры горцев. Именно поэтому, чем южнее проживали казаки, тем ярче проявляются элементы южных танцев – владение оружием, одежда, музыка. Среди известных казачьих танцев:
Казачок (Сольная импровизированная пляска)
Гопак
Этот танец является визитной карточкой не только запорожских казаков, но и всей Украины. Множество современных украинских танцевальных коллективов исполняют гопак в разной интерпретации.
В самом начале своего зарождения гопак исполнялся исключительно мужчинами и являл в своей природе боевой танец. Все движения, используемые в этом танце, на самом деле были боевыми выпадами, подсечками и сабельными ударами. Бесконечные вращательные повороты и перекаты, также использовались в сабельном бою, в качестве уходов от атаки противника. Этот танец был своеобразным показателем ловкости, силы, мужества и тренированности воина. В нем очень часто изображались самые настоящие сцены боя.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Казачий танец.docx
МБОУ Гимназия № 12 город Липецк
«За что я люблю казачий танец?»
Проектная работа
Выполнил: учащийся 7А класса
Хомутинников Иван
Руководитель: Водопьянова Т.М.
2017 Цель работы:
Изучение творческого наследия народной хореографии казаков Верхнего Дона
Определение образов и элементов мужского казачьего танца
Выявление особенностей стиля казачьего танца
Создание обобщения в виде исследовательской работы и видео фрагментов к ней
Актуальность исследования:
В последние годы значительно снизился интерес к народной хореографии. Сегодняшние
подростки в большинстве вряд ли сумеют правильно исполнить основные движения
мужского казачьего танца. В этом во многом виновато телевидение. В программах
центральных каналов идут шоу современных танцев, а выступление государственных
ансамблей песни и пляски сошло до минимума. Танец ушел из повседневной жизни, только
в деревне его исполняют на семейных праздниках. Есть опасение, что следующему
поколению уже нечего будет передать.
Определение предмета исследования:
Предметом исследования явились разновидности мужского казачьего танца
Формулировка проблемы: Исчезновение народного танца из современной культурной среды сравнимо с
исчезновением одного из звеньев в орнаменте и может вызвать дальнейшее забвение
традиций русского народа
Выдвижение гипотезы:
Изучение и исполнение мужского казачьего танца, его выразительных особенностей
способствует сохранению традиций народной хореографии
Ожидаемые результаты:
Эта проектная работа привлечет интерес наших ровесников к музыкальному и
хореографическому искусству наших земляков донских казаков
Методы реализации:
Систематизация и анализ материалов и источников
Написание исследовательской работы
Создание демонстрационного видео ролика
Подготовка к презентации исследовательского материала.
В работе были использованы текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет Итоговый
материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT.
Иллюстрированный материал для презентации основан на ресурсах сети Интернет Содержание
Введение ……………………………………………...…………….........................4
Глава I. Традиции мужского казачьего танца
…………………………………………..…………………………………………….5
Глава. II. 1 Сценический костюм мужского казачьего танца ……………………….…15
Заключение........................................................................................................ …….22
Приложение................................................................................................................23 Введение
Со стародавних времен на бескрайних степных просторах Дикого поля по течению Дона и
Днепра жил многочисленный вольный народ, охотился, ловил рыбу, разводил скот и пахал
землю. А случалось быть войне и тысячи мужчин от мала до велика верхом выступали для
отражения неприятеля.
Христианство этот народ принял в 860 году от святителей Кирилла и Мефодия, на целый
век раньше Киевской Руси. Сами себя они называли черкасами или казаками, были они
славянами, хотя за дальнейшую более чем тысячелетнюю историю влились в этот народ
более десятка языков и племен.
Духовные основы казачества:
Вера Православная
Неподкупность, бескорыстие, равнодушие к богатству
Общность, товарищество, братство
Истинная свобода — воля поступать по совести
Служение: защита православия, земли и народа Святой Руси. Долг и честь, мужество и
отвага, Любовь к Отечеству, и готовность отдать жизнь свою «за други своя».
Основным приоритетом, главной целью жизни казака, становилось Спасение своей души.
Социальный статус казака всегда определялся его личными качествами, доблестями,
заслугами, авторитетом, степенью доверия.
Одинаковое мировоззрение образует Духовную общность, которая объединяет не просто в
товарищество, а в настоящее Братство. Казак руководствуется только нравственными
ориентирами своего мировоззрения. Значит, он подчинен только Своей Воле! В этом выражается Вольный Дух свойственный казачеству.
В казачестве Свобода и Воля не возможны без нравственных ориентиров. Своим служением
казачество избрало защиту Веры Православной, православных земель Святой Руси и её
народа. Именно через их защиту казачество спасает свою душу. Место казачества быть на
рубеже:
— на рубеже духовном
— на рубеже военном
Казаки признавали Пресвятую Богородицу своей Заступницей, потому что ощущали себя
тканью её Покрова, раскинутого для защиты над Святой Русью. Без Народа Святой Руси
казачество невозможно!
И на протяжении веков казаки жизнью и подвигами своими подтверждали верность этой
истине. Сегодня перед российским казачеством вновь открывается возможность служить
вере и Отечеству.
Закончилось время испытаний и забвения преданного служения казачества государству
Российскому. Мы надеемся на ваше участие в возрождении не только своих исторических
земель, но и России в целом. Пусть будет славен казак не только службой земной, но и
неустанным служением Господу Богу и святой Православной церкви, ибо без этого
невозможно будет подлинное возрождение казакавоина, землепашца и
первопроходца. Выражаю надежду, что жизнь, служба и труды российских казаков на
пользу Отечества и в лоне Церкви будут способствовать сохранению мира и согласия между народами всего Отечества. Храните нашу Русь — Дом Пресвятой Богородицы! Да
благословит всех вас Господь на верное служение государству Российскому и народу
нашему!»
Глава I. Традиции мужского казачьего танца
Казаков существовало великое множество. Донские, кубанские, терские, забайкальские,
запорожские. У каждого из них свои традиции, история и т.д. Однако главная особенность
всего казачества – это воинственность. Все казаки – это в первую очередь воины. Поэтому
танцевальные движения базируются на воинском искусстве, они энергичные, с быстрыми
шагами, резкими взмахами рук, ног, а также упражнения с оружием. Достаточно часто
мужчины во время танца упражняются с саблей или шашкой, что требует высочайшего
умения и мастерства.
В бой казаки шли с песней и танцем. Именно поэтому боевые движения и выпады находили
свое отражение и в танцевальных движениях. Например, танцы вприсядку и гопак
основаны на тех же принципах, что и боевые движения сабельного боя с перекатами и
выпрыгиваниями. Такая техника использовалась казаками для дезориентации вражеских
стрелков. Казачьи танцы можно разделить на две большие группы:
Славянские (русские) – сформировались под влиянием славянской культуры. Такие танцы
характерны для запорожских и донских казаков.
Кавказские (горские) – появились под влиянием южной культуры горцев. Именно поэтому,
чем южнее проживали казаки, тем ярче проявляются элементы южных танцев – владение
оружием, одежда, музыка. Среди известных казачьих танцев:
Казачок (Сольная импровизированная пляска)
Исполняется гармошечный наигрыш в быстром темпе, весело и задорно.
Танцорказак показывает руками и всем своим видом уступить ему место, на кругу. Толпа
расступается. Танцор выходит на середину круга и пляшет, импровизируя самые различные
коленца.
Затем его сменяет другой исполнитель, предварительно заявив о себе и о том, что он готов
переплясать предыдущего. Его танец также насыщен самыми различными фигурами и
движениями и т. д. Характерная особенность «Казачка» состоит в традиционной первой
части: выход солиста, с исполнением пляски по кругу, после чего идет импровизация. В
импровизированной части он лихо отплясывает танцевальные коленца, кружится на месте,
двигается в центр и обратно. Движения рук и ног самые разнообразные.
Танцор варьирует основной ход—переменный шагбег (бегунец), движется по большому
кругу против часовой стрелки; во время движения он разворачивает корпус вправо, влево,
кружится «вокруг себя», не нарушая линии танца.
Танцор останавливается лицом к центру круга, его импровзиация оригинальна и
неповторима, но среди танцевальной вязи просматриваются элементыдоминанты, которые
повторяются, среди них это:
Затакт—правую ногу слегка приподнять вверх, сгибая в колене, свободная стопа—у
щиколотки левой ноги (тяжесть корпуса на этой ноге). Руки, кулачками, поднять вверх и вывести: левую—во вторую позицию, правую—сгибая в локте, выше правого плеча.
«Раз»—шаг с ударом правой ноги, выводя ее с небольшим круговым движением в сторону
во вторую позицию. Одновременно левую ногу оторвать от пола. Тяжесть корпуса на
правой ноге. «И» приставной шаг левой ногой в свободной позиции, одновременно правую
ногу оторвать от пола. «Два» удар правой ногой в свободной позиции; «И»—движение на
затакт. Одновременно на счет «разидва» руки меняются местами через верх, и теперь
правая рука оказывается в 2й позиции, а левая у левого плеча. Движение повторяется с
другой ноги.
Исполняется на 1 такт музыкального сопровождения. Исходное положение—ноги в первой
свободной позиции, руки на поясе кулачками. «Рази»—легкий подскок на двух ногах с
одновременным переходом на правую, согнутую в колене (тяжесть корпуса на правой ноге)
и одновременным выносом вперед прямой левой, носок которой находится на полу. Не
меняя положения рук, танцор слегка наклоняет корпус вперед. «Дваи»—подскок с правой
ноги на левую: теперь впереди правая прямая нога, а левая согнута в колене, в исходном
положении (тяжесть корпуса на левой ноге). Корпус остается наклоненным вперед.
Исходное положение — ноги в первой свободной позиции, пуки на поясе кулачками.
Исполняется на 1 такт музыкального сопровождения. Затакт — правую ногу слегка
приподнять впередвверх, сгибая колено, свободная стопа находится у щиколотки левой
ноги. «Раз» — переступить на полупальцы правой ноги, слегка ударяя о пол. Одновременно
левую ногу приподнять вверх, сгибая колено, свободная стопа находится у щиколотки
правой ноги, слегка ударяя о пол. Одновременно левую ногу вынести вперед, выпрямляя
колено; «и» — пауза.
На протяжении всего движения колени обеих ног в переступании слегка присогнуты,
корпус разворачивается противоположным плечом к вынесенной вперед ноге. Движение
повторяется с левой ноги.
Гопак
Этот танец является визитной карточкой не только запорожских казаков, но и всей
Украины. Множество современных украинских танцевальных коллективов исполняют
гопак в разной интерпретации. В самом начале своего зарождения гопак исполнялся исключительно мужчинами и являл в
своей природе боевой танец. Все движения, используемые в этом танце, на самом деле
были боевыми выпадами, подсечками и сабельными ударами. Бесконечные вращательные
повороты и перекаты, также использовались в сабельном бою, в качестве уходов от атаки
противника. Этот танец был своеобразным показателем ловкости, силы, мужества и
тренированности воина. В нем очень часто изображались самые настоящие сцены боя.
Намного позже гопак начали танцевать и в прилегающих к Сечи городах, после чего он
распространился на всю левобережную часть Украины. Здесь уже разрешалось участвовать
в танце и женщинам, однако ведущая роль все также принадлежала мужчинам. Женские
движения – более плавные и легкие.
Традиционно гопак танцуют пять мужчин и две женщины. Однако в настоящее время
хореографы не очень часто придерживаются этого правила и вводят в танец то количество
участников, которое необходимо.
Казачьи танцы с холодным оружием
Одним из самых известных танцев у казаков, является лезгинка, в которой ярко выражено
присутствие танцевальных элементов и характера перенятого у соседей горцев, что не
исключает факт влияния горских традиций, на систему физического воспитания казаков.
Современные исследователи не отрицают, что казачество действительно переняло выше
перечисленные черты у кавказцев.
Казаков обучали владению шашкой, кинжалом и нагайкой с самого детства. Существовал
специальный комплекс тренировочных упражнений, которые способствовали постановки
Основным приемом, используемым для отработки владения шашкой, была «мельница»,
которая представляла собой рубку двумя шашками на перетянутых через седло
укороченных стременах, что позволяло вставать на коне в полный рост и уходить от
ударов. Но наиболее ярко, живо, потрясающе холодное оружие представлено в танце. В
казачьих танцах с саблями, клинком, кинжалом.
Танец с саблями, в данное время, имеет лишь культурное и историческое значение. По
известным всем данным, казаки, в частности, использовали танец с саблями перед боем,
чтобы разогреть себя, распалить боевой дух собственного войска, уничтожить страх.
Невзирая на возможную гибель от шальной пули, казаки, считали высшей доблестью
исполнить танец с саблями на глазах у врага. В таком, своего рода, поведении присутствует
тонкий психологический момент. Танец с саблями был направлен еще и на подавление воли, и устрашение противника. Казачий пляс был тесно связан не только с войсками, но и
с бытовой жизнью народа, а так же он бурно проявлялся как в станичных, так и в военных
праздниках. Любое движение, исполненное с мастерством, применимо в боевом искусстве.
Под влиянием военизированного быта и контактов с горцами ко второй половине XIX века
в кубанских станицах повсеместно распространились танцы военноспортивной
направленности, соединявшие в себе элементы искусства и боевой подготовки. К таким
танцам относятся «Шамиль», «Наурская», «Лезгинка». Основными танцевальными
движениями юношей были различные действия с обнаженными шашками. С помощью этих
танцев казаки добивались высокого физического и психологического настроя на
предстоящие боевые действия, в частности — на рукопашную схватку с применением
холодного оружия
Глава II. Сценический костюм мужского казачьего танца
Костюмами для танцев служит национальная одежда казаков. Обязательным элементом
служат лампасы. По их цвету и различию можно точно определить принадлежность казака
к тому или иному казачьему роду. Отсутствуют лампасы только у кубанских и терских
казаков. У кавказских народов казаками заимствованы бурки, папахи, черкески, чем
прослеживается влияние образа жизни и территориальной близости.
Донские и кубанские казаки в качестве головного убора используют небольшую круглую
шапочку. Большинство танцевальных ансамблей используют именно этот образ казаков.
Одежда донских казаков и казачек отличалась своеобразием. Что касается мужской
одежды, то, как отмечал в своих показаниях в Москве станичный атаман Савва Кочет в
1705 году, «мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится; один
одевается черкесом, другой калмыком, иной в русском платье старинного покроя, и мы
никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем; немецкого же платья никто из нас не
носит и охоты к нему вовсе не имеет».
Если уточнить эти слова атамана, то на казаках первой половины XVIII века можно было
видеть лазоревые атласные кафтаны с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем. Другие одевались в бархатные полукафтаны без рукавов; темногвоздичные
зипуны из сукна, опушенные голубой камкой с шелковой нашивкой. Третьи надевали
парчовые кафтаны с золотыми турецкими пуговицами, с серебряными с позолотой
застежками. У всех казаков были шелковые турецкие кушаки. На ногах носили сапоги,
обычно желтого цвета, на голове — кунью шапку с бархатным верхом».
К началу XIX столетия одежда казаков унифицировалась. По описанию француза де
Романо, некоторое время жившего на Дону, «все донцы носили синий мундир одинакового
покроя, так что на улице не сразу отличишь отставного генерала от казака, если оба в
национальных казачьих шапках».
.
Глава III. Казачий танец в моей жизни
Немного напиши о своих занятиях и концертах
Выводы
Танец, как основа хореографического искусства, заключает в себе огромные возможности
воздействия на ребенка, так как способен улучшить состояние его физического здоровья и
эмоциональноволевую сферу. В современном мире танцевальное искусство становится
одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно
богатой и физически совершенной личности.
С помощью систематического
хореографического образования и воспитания учащиеся могут овладеть общей
эстетической и танцевальной культурой, физическим здоровьем, а развитие танцевальных и
музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального
хореографического искусства.
Казачьи танцы («казачок», «гопак») и игры занимали важное место в системе традиционной
физической культуры, так как в них заложены основные базовые движения для овладения
двигательной культурой. Создавались они совсем не как развлечение, а как специфическая
система игровой тренировки, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки,
выносливость развить ловкость и силу. Присядка у казаков характеризовалась умением
казака выжить на поле боя, оставшись без коня. То есть он ловко и быстро мог увернуться от ударов противника, присев и проскочив под коня, и воткнув шашкой снизу, как самого
коня, так и противника
Таким образом, можно говорить об огромных возможностях казачьей танцевальной
культуры в физическом воспитании подрастающего поколения. Историческая культурная
среда окружает человека с детства, в ней он приобретает нравственную и физическую силу,
учится достоинству и благородству, приобщается к истории своего народа, города, села.
Она становится неотъемлемой частью его жизни, источником воспоминаний о событиях и
встречах, необходимым условием возникновения чувства духовной «оседлости»,
привязанности к родным местам, живительные основы патриотизма и любви к Отечеству
Литература
1. В. В. Шумов «Донская станица в старину», «КСС», Ростов/Д, 2005
2. В. И. Дегтярев Большой толковый словарь донского казачества словари», 2003
Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Донские_казаки
http://cyberleninka.ru/article/n/kazachitantsykakkulturnyyfenomen
https://www.youtube.com/watch?v=aew8uQHjoSE
http://cossacksdance.ru/история2/
https://vk.com/club81548853
http://biblio.mgudt.ru/jirbis2/files/vkr/2016/52.03.01%20«Хореографическое
%20искусство»/профиль%20Педагогика%20балета%20%20Экстерны/Петрищев%20Ю.
http://prizmaznaniy.ru/1505Referat_Kultura_donskogo_kazachestva.html
http://www.mgutm.ru/materialykazachikhkadetskikh
korpusov/programs/hudojestvenno_esteticheskie/nkt.pdf
http://gotodance.ru/articles/kazachii_tanec_volya_v_kajdom_dvijenii
http://kollegatv.ru/xv/zapisixv/kazachijdon/ Приложение
Видеозапись концерта
Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Проектная работа «Почему мне нравится казачий танец?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.