Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»
Оценка 5

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
музыка
4 кл
06.08.2018
Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»
«Солдатушки, бравы ребятушки» — русская военная строевая песня, широко известная в XIX — начале XX века; одна из самых популярных в XIX веке. Отличается большим количеством вариантов. Построена песня по принципу «призыв-отклик»; в качестве призывов используются родственные связи, в качестве откликов — различные военные термины или идеологические, реже бытовые символы. В качестве запева - вместо «бравы ребятушки» может использоваться рефрен «други дорогие». В ней деды – «славные победы», отцы –« русски полководцы», матки (мамы) –« белые палатки», сестры –« пики, сабли остры», жены – «пушки заряжены», детки –« ядра, пули метки», братцы –« полевые ранцы», слава ¬ «русская держава», сила ¬ «крест». В вариантах есть: тетки – «драные подметки», родимый - «Царь непобедимый». Вся песня доказывает , что верное служение Отечеству - вот цель и суть армии. У «Солдатушек» нет конкретных авторов. Их создавали и шлифовали многие десятилетия массы народа. И если мелодия оказалась более-менее устойчивой, то слова, как водится, каждый переиначивал по-своему. И потому у песни - великое множество куплетов. Солдатушки, бравы ребятушки, А кто ваш родимый? Наш родимый, Царь непобедимый, Вот кто наш родимый.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Солдатушки.docx
МБОУ  Гимназия № 12  город Липецк                                                                        «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»                                         Проектная работа Выполнил: учащийся 4 Г класса Карасев Кирилл Водопьянова Т.М. Руководитель:                                                                                       2017 Цель работы:  Изучение истории русской народной песни Определение  значения образов песни «Солдатушки, бравы ребятушки»?» Выявление особенностей  выразительных средств песни Создание обобщения в виде исследовательской работы и видео фрагментов к ней Актуальность исследования: Жизнь давным­давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность  долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, а  сознательно пропагандировать в подростковом возрасте. Определение предмета исследования: Предметом исследования явилась  старинная солдатская песня «Солдатушки, бравы  ребятушки» Формулировка проблемы: Среди современных модных песен не должны забыться испытанные в боях песни  защитников Отечества Выдвижение гипотезы:  Изучение и исполнение старинных солдатских песен помогает воспитанию будущего воина Ожидаемые результаты: Эта проектная работа привлечет интерес  моих одноклассников к старинным солдатским  песням Методы реализации: Систематизация и анализ материалов и источников Написание исследовательской работы Создание демонстрационного видео ролика Подготовка к презентации исследовательского материала В работе были использованы текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет Итоговый материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT.  Иллюстрированный материал для презентации основан на ресурсах сети Интернет   Содержание Введение ……………………………………………...…………….........................4 Глава I. Информация о разновидностях русских народных песен……………………5 Глава. II. 1 Солдатские песни русской Армии……………………….………………..15 Г.II. 2.Анализ песни «Солдатушки, бравы ребятушки»……………………………….17 Заключение........................................................................................................ ………..22 Приложение................................................................................................................23 Введение Когда я смотрю парад на Красной площади или на площади Героев, то замечаю, что мне  самому хочется шагать под звуки военных маршей. Печатать шаг в строю сильных и  красивых парней, конечно, здорово. Но пройти с боями до Победы, как шли наши деды и  прадеды ­ это кажется пока невыполнимым. Как же стать похожим на них? Ответ могут дать старинные солдатские песни, в которых описана вся история сражений и подвигов  наших предков. Глава I. Информация о разновидностях русских народных песен   Человек не может жить без песни. Песня вдохновляет, дает силы, объединяет нас с  нашими предками и славными традициями. Жаль только, что поем мы песни больше под  хмельком, да и то вряд ли больше одного­двух куплетов, больше не помним, ну а  современные «популярные» песни спеть вообще невозможно. Народная музыка входит в  быт человека с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит ребёнок, является  песенка матери. Она её напевает, убаюкивая ребёнка. Недаром колыбельные песни в  музыке всех народов составляют особый раздел  исключительного значения. Песни, сказки, речь, которые слышит ребёнок и усваивает от матери, всегда включают в себя местные  особенности народного творчества. Пушкин, Горький, композиторы Глинка, Мусоргский и др. не раз в своих воспоминаниях  подчёркивали особую роль музыкальных впечатлений, полученных ими в раннем детстве.  Эти детские переживания у многих оставались на всю жизнь. Почему народная музыка, песня так понятна и близка нам? Почему простота народной  мелодии так содержательна. А напев так выразителен и оказывает сильное воздействие на  слушателя? Народные песни складывались голосом, без помощи музыкального  инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко усваиваются  детьми. Жанр – это вид, тип музыки. Народная песня имеет несколько разновидностей. Колыбельная, лирическая, хороводная, плясовая, трудовая.    Глава. II. 1 Солдатские песни русской Армии Особую любовь и уважение вызывают к себе солдатские песни, ведь песня является таким  же оружием, как и гранаты, как и сухие портянки. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать  неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к  подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии ­ простыми,  насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их пронизывает патриотизм, любовь  простых людей к Родине, восхищение героями прошлого ­ защитниками Русской земли и  борцами за правое дело ­ именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса  и фальши. Во все времена тяжела жизнь солдата. Солдата Русской Армии ­ вдвойне. И  лишь песня да вера давали нашему солдату силы. Потому и является солдатский фольклор  особым явлением в устном народном творчестве. Именно солдатские песни и являются  истинно народными. Вот пример роли музыки в армии: в 1904 году, во время Русско­ японской войны, музыканты духового оркестра Мокшанского пехотного полка  удостоились высшей солдатской награды. В бою под Мукденом, когда полк, потерявший  сотни солдат и офицеров, оказавшись в окружении, лишился еще и командира, вперед  вышли оркестранты и под звуки марша подняли остатки полка в контратаку. Впереди шел  25­летний капельмейстер Илья Шатров, рядом с ним семеро музыкантов ­ трубачей и  флейтистов. Воодушевленные солдаты прорвали японское окружение, и вышли к своим. За  этот подвиг музыканты получили высшую солдатскую награду ­ Знаки отличия Военного  Ордена, а капельмейстер Илья Шатров ­орден Станислава 3­й степени с мечами и бантами. Другой пример. Вот что вспоминал в своих мемуарах "Искусство вождения полка" русский офицер, командир финляндских стрелков А.А. Свечин:  «…Вскипев, я поскакал к голове колонны, приказал двигаться самым маленьким шагом и  петь песни. Изредка дозорные продолжали стрелять; пулемет в арьергарде надрывался.  Мой приказ ­ запеть песню ­ вызвал общее недоумение. Учили маскировке, а тут за  деревьями уланы, не хватает дыхания, и вдруг «пой». Сзади по колонне передается  умоляющее  «больше шаг ­ на 5­ю роту наседают». В ответ я послал по колонне  предупреждение, что если я услышу еще раз «больше шаг», то остановлю всю колонну на  10­минутный привал. Затем я наскочил на старого фельдфебеля, дисциплинированного  служаку, и дико заревел на него “пой!” Раздался голос фельдфебеля, сначала одинокий,  слабый, неуверенный; но постепенно к нему присоединились другие, напев стал громким и  твердым, зазвучал мощный хор, скорость движения уменьшилась до 3 километров.  Дозорные прекратили стрельбу, как ­ будто в песне заключалась магическая сила,  отпугнувшая немецких улан; просто они успокоились, и призрак улана перестал им  рисоваться за каждым деревом. Да и для немецкой конницы колонна, которая поет, перестал, конечно,  рисоваться желанным объектом, готовым сдаться в плен. Продолжал  только стучать пулемет в арьергарде, изредка оттуда доносилась робкая просьба «ради  бога, прибавьте ходу». Но стрелки уже ухмылялись и острили «пятая рота, привала  захотела?..» Вообще музыка в мирное время является большим подспорьем для образования и  стойкости войск и необходимостью в торжественных случаях и в войсковом быту, а на  походе и в боевой жизни составляет одну из нравственных поддержек духа солдата…  Специально для поднятия боевого духа взял с собой в поход песельников с набором  народных инструментов и покоритель Сибири атаман Ермак. С пением молитв, боевых  песен вошли в Сибирь казаки. Немалое значение имели и песни­шутки, скрашивавшие нелегкий армейский быт. Интересные факты из истории русских военных песен: 1. Указом Петра I с 1722 г. каждому полку были предписано иметь свой оркестр. 2. Песня «Варяг» была написана немецким поэтом Рудольфом Грейцем, восхищенным  подвигом русских моряков, (первая публикация 25 февраля 1904 г. в журнале "Югенд"), и  лишь затем (в апреле того же года) была переведена на русский язык Е.М. Студенской.  Авторство мелодии песни принадлежит музыканту 12­го гренадерского Астраханского  полка А. Турищеву. 3. Вальс «На сопках Маньчжурии»был написан И. Шатровым в 1905­06 г.г. и изначально  назывался "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии". 4. Многие полковые марши русских частей (особенно гвардейских) были заимствованы из  прусской армии либо из произведений немецких композиторов. В частности:  ­ самый популярный т.н. старый «Егерский марш», который так любил Николай II,  является маршем прусских егерей 1814 г.;  ­ полковым маршем Лейб­гвардии Кирасирского Ея Величества полка служил германский  Хохенфридебергский марш. 5. Официальный гимн Российской Империи «Боже, царя храни» был написан полковником  Кавалергардского полка князем А.Ф. Львовым в честь Императора Николая I и в день  премьеры, 23 ноября 1833 г., присутствовавший Император повелел считать это  произведение гимном державы. 6. С 1856 г. по октябрь 1917 г. куранты на Спасской башне Кремля ежедневно исполняли  гимн Д.С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе» (был очень распространен в  армии, одно время являлся гимном России) в 15 и 21 час., и марш Лейб­гвардии  Преображенского полка ­ в 12 и 18 часов. 7. В 1886 г. при Императорском Русском Георграфическом Обществе была создана  специальная Песенная комиссия для сбора и издания песен казачьих войск. Исторические песни – это эпические и лиро­эпические устные произведения о конкретных  событиях отечественной истории.  Для них характерен живой интерес к реальным эпизодам и героям. Именно в народной  песне воплотилась жизнь во всем ее многообразии.Наиболее ранние исторические песни  относятся к середине XIV века. В период борьбы с татарским игом откликом на события  общественной и военной истории стало появление исторических песен.  Ещё в далёкой древности музыка  в военном деле использовалась постоянно. А 19 февраля  1711 года по указу Петра Первого в русской армии  были введены военные оркестры.  Военные музыканты имелись во всех полках. А ещё были песенники. В знаменитом  Бородинском сражении принимало участие около 3000 барабанщиков, трубачей и  флейтистов! Так что в этом году военные музыканты отметили 300 ­ летний юбилей.  Александр Васильевич Суворов! А уж он­то знал, о чём говорил, ибо не проиграл ни одной  битвы! И написал книгу «Наука побеждать». А вот ещё одно высказывание  великого  полководца Александра Суворова: «Хороший солдатский хор расширяет шаг, это ведет к  победе, а победа – к славе» Русское Военное Министерство, понимания значение морального фактора, состояния  боевого духа войск, уделяло большое внимание созданию и подготовке полковых  оркестров, распространению и сохранению военных песен. В 1886 г. при Императорском  Русском Географическом Обществе была создана специальная Песенная комиссия для  сбора и издания песен казачьих войск. В 1910 г., после письма генерал­майора фон  Фреймана военному министру «Об упорядочении нашей военной музыки», была даже  создана комиссия под председательством заведующего придворным оркестром К.К.  Штакельберга. Задачи комиссии ­ упорядочение деятельности военных оркестров, работа  над репертуаром, сохранение военных песен для последующих поколений. Комиссией были опрошены ВСЕ полки, собраны ноты ВСЕХ маршей Русской Армии, и подготовлены к  изданию для распространения в частях, но выходу этого сборника помешала  Первая Мировая война, затем революция и Гражданская война… Зачем нам нужно это знать и  хранить?  Это наша история, это сохраненная в музыке доблесть и верность Родине наших дедов. «Соловей, соловей, пташечка,  Канареечка жалобно поет.  Раз! Два! Горе ­ не беда,  Канареечка жалобно поет!» Г.II. 2.Анализ песни «Солдатушки, бравы ребятушки» Строевые песни ­ отдельный жанр. Именно они зачастую придавали сил при  многокилометровых маршах, а также служили своеобразной пропагандой, повышающей  престиж военной службы ­ ну разве мог кто ­то остаться равнодушным, когда по городу  под удалую песню шли бравые русские стрелки? Ритм полковых строевых песен  закладывался с учетом строевого шага пехоты ­ так называемого «русского шага» ­ 100  шагов в минуту. Сколько лихости, удали и одновременно скрытой печали в этих песнях,  повествующих о нелегкой солдатской доле! «Солдатушки, бравы ребятушки» — русская  военная строевая песня, широко известная в XIX — начале XX века; одна из самых  популярных в XIX веке. Отличается большим количеством вариантов.  Построена  песня по принципу «призыв­отклик»; в качестве призывов используются  родственные связи, в качестве откликов — различные военные термины или  идеологические, реже бытовые символы. В качестве запева ­ вместо «бравы ребятушки»  может использоваться рефрен «други дорогие». В ней  деды – «славные победы», отцы –« русски полководцы», матки (мамы) –« белые палатки»,  сестры –« пики, сабли остры», жены – «пушки заряжены», детки –« ядра, пули метки», бра тцы –« полевые ранцы», слава   «русская держава», сила   «крест». В вариантах есть:  тетки – «драные подметки», родимый   «Царь непобедимый». Вся песня доказывает , что ве рное служение Отечеству  вот цель и суть армии. У «Солдатушек» нет конкретных  авторов. Их создавали и шлифовали многие десятилетия массы народа. И если мелодия  оказалась более­менее устойчивой, то слова, как водится, каждый переиначивал по­своему. И потому у песни ­ великое множество куплетов. Солдатушки, бравы ребятушки, А кто ваш родимый? Наш родимый, Царь непобедимый, Вот кто наш родимый. Солдатушки, бравы ребятушки, Есть у вас родная? Есть родная, мать нам дорогая, Наша Русь святая. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваша слава? Наша слава — Русская держава, Вот где наша слава. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши деды? Наши деды — славные победы, Вот где наши деды. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши отцы? Наши отцы — храбры (вар. русски) полководцы, Вот где наши отцы. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши матки? Наши матки — белые палатки, Вот где наши матки. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши жёны? Наши жёны — ружья заряжёны, Вот где наши жёны. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши братцы? Наши братцы — за плечами ранцы, Вот где наши братцы. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши сёстры? Наши сестры — пики (вар. штыки), сабли востры, Вот где наши сёстры. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши дети? Наши дети — пушки на лафете, Вот где наши дети. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши детки? Наши детки — пули, ядра метки (вар. штык и пули метки), Вот где наши детки. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваша хата? Наша хата — лагерь супостата, Вот где наша хата. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши тётки? Наши тётки — две косушки водки, Вот где наши тётки. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваша сила? Нашу силу на груди носили — Крест — вот наша сила. Сколько исполнителей у  этой песни! Краснознаменный ансамбль песни и пляски  Российской армии имени Александрова, мужской хор Данилова монастыря, детско­ юношеский коллектив «Зернышко»... Режиссер Василий Ордынский мастерски использовал этот великий марш в художественном фильме по роману Толстого «Хождение по мукам».  Помните? По Парижу 1914­го проходит подразделение русских солдат: «Наша слава ­  русская держава, вот где наша слава!» Восторженные парижанки забрасывают цветами  своих защитников. И залихватские куплеты вселяют уверенность: с такими не пропадешь!  Песня ­ как глоток свежего воздуха и для героини фильма Кати Булавиной (актриса  Светлана Пенкина), тоскующей по Родине.А еще эта бравая, залихватская строевая  начинена, точно порохом, изрядным зарядом юмора! Вывод Результаты нашей работы дали возможность утверждать, что солдатская  песня во все  времена являлась мощным средством агитации. Таким образом, наша гипотеза о том, что патриотическая песня может оказывать сильное  влияние на человека – подтвердилась. Заключение Песни военных лет по­прежнему популярны в народе, в армеи. Они выдержали испытания  временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным  памятником тех далеких, героических лет. В них и сейчас звучат удивительный оптимизм,  неиссякаемая вера в дружбу, любовь в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали  подвиги. Я не считаю, что нам надо постоянно жить в прошлом, естественно необходимо  развитие и совершенство. Просто хотелось бы, чтобы молодежь больше мыслила,  чувствовала, переживала. Чтобы смысл фразы «мы за ценой не постоим» не воспринимался ими в буквальном смысле, как денежная плата за услуги. Культурное наследие нашей  страны всегда отличало нас от других государств — так давайте же беречь, чтить и  оберегать патриотические песни Литература Соболева Г. Г. Россия в песне. Музыкальные страницы. 2­е изд., М., Музыка, 1980 Русские народные песни / Сост. и вводн. тексты В. В. Варгановой. — М.: Правда, 1988 Источники http://glorify.ru/dlya­shkolnika/nachalnaya­shkola/razvitie­voenno­patrioticheskoi­pesni­v­ rossii­i­ee­vliianie­na­cheloveka/ http://www.lipetsk.kp.ru/daily/26325.3/3205961/ http://army.armor.kiev.ua/hist/muzika.php https://znanio.ru/media/issledovatelskaya_rabota_russkie_istoricheskie_pesni_ob_otechestvenno j_vojne_1812_goda­29964/36425 http://army.armor.kiev.ua/hist/muzika.php Приложение. Опрос одноклассников 1.Увлекаетесь ли вы музыкой? 82% увлекаются музыкой, 15%­ учатся или учились в музыкальной школе, 5 % не интересуются музыкой. 2.Что для вас есть музыка? отдых, настроение ­31,60% всё ­16,10% хобби, увлечение­ 15. 80% люблю слушать ­26% люблю танцевать­10, 50% 3. Для чего нам нужна музыка? помогает в труде ­25% лечит – 10% расслабляет­45% веселит ­20% 4. Влияет ли музыка на ваши настроения и чувства? да ­86% нет 11% не знаю­3% Проведённый нами опрос обучающихся путём анкетирования показал, что 82%

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»

Проектная работа  «Современна ли песня «Солдатушки, бравы ребятушки?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2018