Проектная технология на уроках Информатики (из опыта работы)
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
информатика
Взрослым
04.03.2019
Из опыта работы с учащимися, я стала замечать, что им не интересно простое выполнение лабораторно-практических работ. И я стала искать пути решения данной проблемы. Лично для меня Проектная технология стало незаменимым "спутником".
В данном докладе рассматриваются основные цели и методы, характеристики проектной деятельности. А также, содержится пример использования Проектной технологии на уроке Информатики
Проектная технология на уроках информатики.docx
«Проектная технология на уроках информатики»
(из опыта работы)
1
В том, что можно использовать метод проектов на уроках информатики, я узнала из
публикации статьи «Обучение будущего» на сайте компании INTEL. Казалось, куда проще и
быстрее, понятнее подготовить урок в обычном ключе – «объяснил – записал – выполнил».
Однако в современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только
к уровню теоретических знаний учащихся, но и к их стремлению работать самостоятельно,
рассматривать пути решения проблемы.
Этот метод позволяет обучить ребят самостоятельной работе, поисковой работе,
исследовательской работе, это повысит мотивацию к образованию.
Для начала, я познакомилась с литературой и различными разработками других
преподавателей. После изучения, выяснилось, что элементы проектной технологии
используют все преподаватели в своей работе.
Информатика, как технологический предмет, легко «складывается» с любым уроком.
И именно проектная технология хорошо показывает межпредметные связи, что позволяет
создавать интегрированные уроки по нескольким предметам.
Е.С.Полат дает определение проектному методу с точки зрения современности «…
метод, предполагающий определенную совокупность учебнопознавательных приемов,
которые позволяют решить ту, или иную проблему в результате самостоятельных действий
учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
Метод проектной технологии позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда
ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода обучающиеся
не только получают те или иные знания, но и учатся находить эти знания самостоятельно,
пользоваться этими знаниями для решения познавательных и практических задач.
Основные требования использования метода проектной технологии:
наличие проблемы, требующий творческого решения, интегрированных знаний,
поиска для решения задачи;
познавательная и практическая значимость предполагаемых результатов;
самостоятельная деятельность обучающихся;
структура содержательной части проекта;
использование исследовательских методов.
Метод проектов может применяться в изучении всех предметов. Но он имеет свои и
сильные, и слабые стороны.
К положительным признакам проектного метода можно отнести:
основное направление метода на индивидуализацию обучения;
активизация учения;
инициативы и стимулирование развития творческих способностей и возможностей.
К отрицательным признакам можно отнести:
недостаточное формирование теоретических навыков учащихся;
роль учителя сводится к консультациям;
невозможность выбрать общие подходы к решению задач. 2
Метод проектов можно рассматривать как систему обучения, при которой
обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения,
постепенно усложняющих практические задания.
Основные цели и задачи метода проектов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять
Контроль знаний и умений по пройдённому материалу
Формирование информационной картины мира
Возможность более подробно освоить ПК
Развитие умение поиска и обработки информации
Работа по новым технологиям
Развитие самостоятельности
Способность личной уверенности каждого участника проектного обучения
Развитие исследовательских умений
исследовательские работы, анализировать выполненную работу.
Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации,
методике для учёта индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта
учащегося и обучении методам исследования.
Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования,
несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения – это
вовлечение детей в учебнопознавательную практическую деятельность, в результате
которого возникает чтото новое.
Кроме того,
проектная деятельность позволяет учителю осуществлять
индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по
способностям и интересам детей.
В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: даёт рекомендации по
подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от
темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта.
Трудности, которые могут возникнуть перед учащимися в ходе выполнения проекта:
В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие
выбор темы;
постановка целей и задач проекта;
пути их решения;
сравнения ожидаемого результата с тем, что они получили.
способности:
коммуникативная – способность к общению;
проблемнопоисковая – способность решать жизненные вопросы;
рефлексивная – способность к анализу совершённой деятельности.
При разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся
необходимо знать типологию проектов.
Типология проекторной технологии условно определяется следующими признаками:
1.
2.
3.
4.
5.
Число участников проекта
Метод, доминирующий в проекте
Продолжительность проекта
Характер управления
Характер контактов 3
Предметносодержательная область
Масштаб применения проекта
6.
7.
Число участников проекта. Можно выделить индивидуальные и групповые проекты
В соответствии с методом, доминирующим в проекте выделяют:
Исследовательские – такие методы требуют хорошо продуманной структуры,
обозначенных единой целью, актуальностью для всех участников, социальной значимости,
методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
Творческие – не имеют детально проработанной структуры, она только намечается, а
в дальнейшем развивается, подчиняясь логике и интересам всех участников проекта. О
результатах договариваются (газета, сочинения, видеофильм, игра, экспедиция, и т.д.);
Ролевые, игровые – структура также только намечается и остается открытой до
окончания работы. Участники проекта определяют для себя некие роли, обусловленные
характером и содержанием проекта (литературные персонажи, выдуманные герои). Результат
проекта намечается в начале, либо вырисовывается только в самом конце. Очень высокая
степень творчества, но доминирующим видом деятельности остается ролевая – игровая;
Ознакомительноориентировочные (информационные) – этот тип проектов
направлен на сбор информации о какомто объекте, ознакомление с этой информацией, ее
анализ и обобщение фактов, предназначенных для всех. Требуют хорошо продуманной
структуры, систематическая коррекция по ходу работы над проектом. В данном случае роль
преподавателя меняется от «носителя готовых знаний» к роли «организатора познавательной
деятельности». Примерная структура такого проекта состоит из: цель проекта; актуальность
проекта; источник информации; проведение «мозгового штурма»; обработка информации
(анализ, обобщение, сопоставление фактов, выводы); результат (статья, реферат, доклад,
видео); презентация.
По продолжительности выполнения проекты могут быть:
Краткосрочные – могут быть разработаны на нескольких уроках;
Средней продолжительности – от недели до месяца;
Долгосрочные – от месяца до нескольких месяцев
4.
Непосредственные проекты – имеется возможность общения с преподавателем
По характеру управления:
«здесь и сейчас»
Сетевые (телекоммуникационные) – связь с преподавателем по средствам сети
Интернет
Характер контактов: региональные и международные
По предметносодержательной области проекты подразделяются:
Монопроекты как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета.
При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Работа над монопроектом
предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной
проблемы. Но сама проблема лежит в русле какоголибо одного знания. Подобный проект
требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и
задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны
приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам
(роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают
участники проекта самостоятельно. 4
Межпредметные – такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время.
Это либо небольшие проекты, затрагивающие 23 предмета, либо достаточно объёмные,
продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную
проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень
квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих
творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо
проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Системные – требуют обращения к широкому спекру областей науки и культуры.
Масштаб применения проекта
Групповые – над проектом работают ученики одной группы, класса или параллели;
проект могут выполнять учащиеся различных возрастов, что используется во внеклассной
работе.
Общешкольные – когда одним проектом заняты очень многие ученики одного
учебного заведения.
Региональные – например, многие учебные заведения одного региона участвуют в
проекте по экологическому мониторингу окружающей среды (здесь для обмена информацией
широко используется электронная почта).
Международные – их осуществление возможно только с помощью сети Интернет.
Работа над любым проектом включает определенные этапы, которые стоит четко
спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.
I этап. Организационный. Включает в себя представление и создание группы
учащихся для работы над проектом.
II этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Он включает
определение целей и задач (зачем этот проект, что ученики узнают и чему научатся по
завершении работы над этим проектом); обсуждение стратегии достижения поставленных
целей и уточнение проектов (т.е. какие темы будущих проектов помогут ученикам узнать то
то и научиться томуто, и каков общий план работы над конкретным проектом,
обеспечивающий достижение поставленной задачи).
III этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на
уроке и во внеурочное время.
IV этап. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп
учащихся, подбор необходимых материалов. Общий простой план на этом этапе становится
развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами
учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их
решения, оформления.
V этап. Собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для
каждой группы учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю
не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный
обмен информацией, мнениями, полученными результатами.
VI этап. Подведение итогов. На этом этапе группы рассказывают о проделанной
работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма, газеты,
Webсайта. 5
Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся,
выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам.
Проектная деятельность – это совместная работа, учебнопознавательная, творческая
или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, совместные методы, способы,
направленные на достижение этой цели.
Особое звено в этой деятельности – это преподаватель. Из носителя информации и
знаний, он преобразовывается в организатора, консультанта, коллегу, товарища для решения
поставленной задачи, добывания знаний и информации из различных источников.
В рамках изучения предмета «Информатика» программой основном, предполагается
проведение большого количества лабораторнопрактических уроков, на которых
приобретаются опыт комплексного использования теоретических знаний и ИКТ.
Организацию проектной деятельности на уроках «Информатика», мы начинали с
изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки ребят к работе по
этим этапам.
учащимся предлагалось выполнить два проекта:
После изучения теоретической части («Стандартные приложения Windows»,
«Компьютерная графика», «Вставка и редактирование автофигур и объектов WordArt» и
т.д.),
«План».
Подготовительным этапом работы над проектами является выполнение тренировочных
упражнений для освоения основных приемов работы графические возможности MS Word,
примитивы графических редакторов AutoCAD и Corel Draw, подготовка чертежа (открытки)
на бумаге. Практическая часть работы выполняется за компьютером с использованием
изученных основных приемов работы в графическом редакторе: рисования прямых и кривых
линий, окружностей и эллипсов, прямоугольников, операций копирования, вырезки, вставки
фрагментов рисунка и других простейших операций.
«Открытка»,
На уроке чаще всего приходится использовать групповую форму работы, т.к. дети
редко сидят за компьютерами по одному, поэтому ученикам приходится решать, кроме
образовательной, коммуникативную задачу – необходимо прийти к общему мнению, наметить
и согласовать план работы, выполнить ее. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем
совершеннее получается работа, тем лучше результат.
Одной из тем проектной деятельности на уроке была тема «Проект «Кроссворд
проверь свои знания».
Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит
для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его
создаёт.
Тип проекта: практико ориентированный
Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в
текстовом процессоре Word.
Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами
самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.
Предметносодержательная область: информатика и любой образовательный предмет
Длительность: две пары, домашнее изучение
Ход проекта:
1.
2.
определение темы вопросов для кроссворда;
отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами; 3.
4.
создание макета кроссворда на бумаге;
создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать
6
вставку рисунков, символов, автофигур.
запись вопросов и ответов к кроссворду;
представление результатов работы учителю.
5.
6.
В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной
познавательной, творческопрактической деятельности учащихся. Они могут обратиться за
помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь,
чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему
сверстнику. Лучшие работы распечатываются и используются учителямипредметниками на
уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они
наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.
Подготовительным этапом работы над проектами является выполнение тренировочных
упражнений для освоения основных приемов работы. Но простое выполнение тренировочных
упражнений не дает высоких результатов, потому что ребенок не представляет, где, в каком
случае он сможет применить полученные навыки. Поэтому при изучении материала мы также
широко используем метод минипроектов. Например, при изучении текстового редактора
вместо механического перепечатывание чужого, часто скучного и непонятного текста,
предлагаем детям напечатать свое сочинение. Увидеть собственный текст в печатном виде, да
еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями приятно каждому. Кроме того,
такой проект наглядно показывает межпредметные связи (информатика – русский язык), и
учащиеся могут получить оценки не только по информатике, но и по русскому языку и
литературе.
Сравнивая работу с текстовым редактором в «режиме упражнений» и в «режиме
выполнения проекта» можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети
получили намного больше. Подобная работа позволила детям осознать преимущества работы
с электронным текстом, и они увидели возможность применения полученных знаний и умений
в повседневной практике.
Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами
познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации,
методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение,
противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить
рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только
при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и
личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшает
качество образовательной работы, повышает производительность труда учителя,
активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует повышению
самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет
учащимся приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
В результате можно сделать следующие выводы: 7
Необходимость применения проектной методики в современном образовании
обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному
развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся
информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными
особенностями.
Применение проектной методики даёт высокие результаты на всех этапах обучения,
т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям
личности на любом этапе её развития.
Проектная деятельность является самой интересной из форма, но в то же время, это
один из самых сложных приёмов обучения.
Сложным для ученика является:
продолжительность
качественно выполненная работа.
Ведь результатом является не столько оценка за работу, а сама работа. И самое
главное – её практическое использование другими людьми. Всё это накладывает большую
ответственность на ребят и требует гораздо больше усилий, чем подготовка к уроку или даже
контрольной работе. Но в то же время – законченная работа, и ещё важнее сам процесс,
являются прекрасным стимулом для ребят, приумножающим уверенность в себе,
подвигающим на новые проекты. Учителю тоже приходится много поработать. Ведь он теперь
руководитель, консультант, эксперт и просто старший товарищ, который направит и поможет,
и, конечно же, порадуется успехам своих учеников. А это самое главное в работе учителя –
видеть радость в глазах ребят за выполненную работу, а не просто за полученную оценку!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
Бурков В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. М., 1997.
Новикова Т. А., Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
3.
4.
5.
Журнал информатика и образование 2005 г. № 8, 9, 10.
Ресурсы сети Интернет.
«Информатика», Еженедельная методическая газета для учителей
информатики, www.1september.ru
6.
Барыкова Н.А. «Метод проектов в преподавании информатики в системе
общего среднего образования» (metod@eemcit.tpi.ac.ru), МОУ средняя школа 112, г.
Трехгорный. 7.
Цветкова М.С. «Столетие проектного обучения»//Приложение к газете
«Первое сентября» Информатика, № 20 2002 г.
8.
Ресурсы сети Интернет
8
Проектная технология на уроках Информатики (из опыта работы)
Проектная технология на уроках Информатики (из опыта работы)
Проектная технология на уроках Информатики (из опыта работы)
Проектная технология на уроках Информатики (из опыта работы)
Проектная технология на уроках Информатики (из опыта работы)
Проектная технология на уроках Информатики (из опыта работы)
Проектная технология на уроках Информатики (из опыта работы)
Проектная технология на уроках Информатики (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.