Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальной и средней школы – как одна из форм работы с одаренными детьми
Формирование интеллектуально-зрелой личности и будущего специалиста предполагает развитие его интеллектуальных творческих умений. Интеллектуальное творчество – это процесс создания субъективно-нового, основанный на способности порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований деятельности.
Научно-исследовательская работа является одной из форм развития творческих навыков и умений учащихся. Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая деятельность учащегося (под руководством научного руководителя), которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи по выбранной теме с заранее неизвестным для него решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Проведение научных исследований помогает в решении такой задачи, как овладение знаниями, выходящими за пределы учебной программы, формирование мотивации к поисково-исследовательской деятельности, обучение методам и приёмам исследования.
Проведение научных исследований по-настоящему становится возможным уже в средней школе. Первым же шагом к пробуждению у учащихся желания творить и изучать можно считать применение проектной деятельности. В настоящее время наиболее популярным и перспективным методом обучения является проектная деятельность, позволяющая обобщить ранее полученные знания, умения и навыки, применить их на практике и раскрыть творческие возможности учащихся. Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет приобрести навыки технологии работы с информацией, со справочными и литературными источниками, обучить самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу к самоорганизации, сформировать навыки проведения исследований, навыки работы и делового общения в группе, развить инициативу учащегося.
Выполнение проектных работ начинается уже в начальной школе. Например, при изучении прямой речи в 4 классе с целью закрепления пройденного материала ребятам было дано задание нарисовать любых героев басен И.А.Крылова и написать их слова на английском языке в специальных «пузырях», применяемых в комиксах.
Выполнение данных проектных работ пробудило у учащихся интерес к созданию комиксов и уже в 5 классе одна из учениц выполнила научно-исследовательскую работу «Связь времен: от мудрых басен к картинкам комиксов». Предметом этого исследования стали басни английского баснописца Джона Гея, а также самые популярные комиксы на английском и русском языке Garfield, Club Winx, Harry Potter, The Adventures of Hercules.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время молодое поколение очень увлечено комиксами и мало интересуется русской классической литературой, а также практически не знакомо с творчеством английских писателей 17-18 веков. К тому же произведения такого жанра, как басня, также незаслуженно не пользуются популярностью среди подростков. Школьники изучают небольшое количество басен И.А.Крылова на уроках литературы, а произведения английских баснописцев остаются за рамками школьной программы.
Результатом написания исследовательской работы стали созданные нами при помощи компьютерной программы комиксы, которые были представлены учащимся.
В ходе проведения исследования мы выяснили, что с работами Джона Гея знакомо очень маленькое количество учащихся. Поэтому мы решили не останавливаться на создании комиксов. На следующий год по сюжету басен английского баснописца ученицей 6 класса были написаны 2 сказки: «The Rat-catcher and cats» и «The hare and her friends». Для того, чтобы написать сказки с соблюдением всех норм английского народного творчества, ученицей были изучены десять английских народных сказок, выявлены стилистические средства выразительности на уровне синтаксиса, и применены в написанных сказках.
Таким образом, можно сказать о преемственности проектной и исследовательской деятельности при переходе учащихся из младшего звена в среднее.
Я всегда стараюсь творчески подходить к организации проектной деятельности, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Ученики разрабатывают мультимедийные фильмы, проводят публичные презентации проектов с использованием ИКТ. Ученики младшего, среднего и старшего звена очень любят участвовать в дистанционных конкурсах по английскому языку, тематических викторинах.
Работая над развитием познавательной активности детей, я заметила, как у них появился устойчивый интерес к творчеству, повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности, и умело направлять ход их развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.