«Я – чудо!»
Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение!
Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!
Я оптимист! Солнце для меня самое яркое, а небо – самое голубое!
На меня можно всегда положиться. Я не подведу!
Я умею дружить. Я внимательный и заботливый. Со мной всегда легко и весело!
Я общительный. Со мной интересно и спокойно.
Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством.
Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!
«Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школьное обучение должно быть построе-но так, чтобы выпускники могли самостоя-тельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
В классах современной школы
учатся два поколения —
Поколение Миллениум, или Y, — ученики 9−11-х классов,
поколение Z, которое представляют в школе ученики 1–8-х классов.
Поколение Z — это своеобразное переходное
поколение из ХХ века в век XXI, цифровое поколение.
Чем же поколение
отличается от предыдущих поколений?
Это дети мультимедийных технологий.
Умеют отлично работать с любой информацией;
Нетерпеливы и сосредоточены на краткосрочных целях.
Ценят честность и откровенность.
Быстро развиваются.
Иначе занимаются творчеством.
«Клиповое мышление».
Иначе учатся.
Могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки);
По-другому функционирует память -плохое запоминание (всю информацию при случае можно посмотреть в сети).
Концентрация внимания уменьшилась в десятки раз («8- секундные фильтры»)
Гипперактивны.
Склонны к аутизации.
Как учить детей поколения Z?Школа больше не место для изучения математики и письма, а пространство, где ученики приобретают навыки общения, сотрудничества, решения конфликтов и обмена идеями.
Подойти к этому нужно творчески!
Для этого применяйте технологии, которые основаны на социальных инструментах и коллаборациях (сотрудничество) — процесс совместной деятельности в какой-либо сфере двух и более людей для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса).
Например, организуйте работу над групповыми проектами (можно удаленно). Это научит ребят объяснять идеи и коммуницировать письменно.
Необходимо отдавать себе отчет в том,
что мы разные,
и учитывать эту разность при обучении представителей младшего поколения!
Для детей поколения Z процессы поиска и ознакомления с информацией – дело обычное.
Полноценно реализовать такой подход позволяют технологии перевёрнутого и проектного обучения, а также современные игровые технологии.
Кроме того, перечисленные технологии обеспечивают творческую самореализацию учеников.
Слово «технология»
происходит от греческого слова:
«techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон.
Дословно «технология» -
наука о мастерстве, соответственно учитель должен создавать такие условия при которых ребёнок захотел бы получать знания.
Важность исследовательской деятельности учащихся
Исследовательская деятельность помогает решать задачи развивающего образования:
формирует универсальное умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни;
формирует способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей;
формирует системность и глубину знаний, критическое мышление.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность —
деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Главным результатом проектно- исследовательской деятельности
является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Цель проектного обучения
создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения);
развивают системное мышление.
Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения исследования
1.Подготовительный
Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей
Обсуждают предмет исследования с учителем, получают дополнительную информацию, уточняют и корректируют цели
2. Планирование, организация деятельности
Предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач проекта, организует группы. Распределяет роли в группах
Устанавливают план действий, формулируют задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группе
3. Исследование (осуществление деятельности)
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует к презентации
Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализируют информацию, готовят материалы к презентации
4. Представление, отчёт, презентация проекта
Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника, оценивает усилия учащихся, использование источников информации, результаты решения проблемы, возможности и потенциал продолжения исследования, качество отчёта
Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок
Требования к выбору темы
Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества.
Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. По данной теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента.
Тема должна быть конкретна.
Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов.
Требования к выбору темы
Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект.
Например: «Когда звонят колокола…(Особенности инфразвукового звучания колоколов)»
Профессор А.И. Савенков все темы условно объединяет в три группы:
Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
БАРЬЕР И ТРАМПЛИН ИССЛЕДОВАНИЯ Определение проблемы как начало исследования
Проблема – это белое пятно на карте науки, знание о незнании». Известно, что тем меньше человек знает, тем увереннее он себя чувствует, поскольку о своем невежестве, как и о многом другом, он не может иметь представления.
Краевский Володар Викторович,
«Общие основы педагогики»
Определять проблему - значит устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.
Проблема возникает из противоречия.
Во-первых, проблема всегда возникает, когда есть необходимость, потребность в чем-либо.
Во-вторых, проблема – это расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств.
Поиск проблемы для исследовательской работы – это определение комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес для исследователя.
«ПОЧЕМУ?» И «ДЛЯ ЧЕГО?» – ДВА КИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ и ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ. Актуальность и практическая значимость исследования
…Влюбленные в практику без науки –
словно кормчий, ступающий
на корабль без руля или компаса:
он никогда не уверен, куда плывет
Леонардо да Винчи
Профессор В.В. Краевский
«Исследование можно считать актуальным в том случае, если сама тема актуальна в двух отношениях:
- во-первых, ее изучение отвечает насущной потребности практики,
во-вторых, полученные результаты заполнят пробел в науке, которая в настоящее время не располагает средствами для решения этой актуальной научной задачи».
Два основных направления характеристики практической значимости
Первое связано с полученными в нём данными (что?), второе – с используемой методикой (как?)
Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:
- решения на их основе той или иной практической задачи;
- проведения дальнейших научных исследований;
- использования полученных данных в процессе различных видов деятельности.
Определение цели, задач, предположения (гипотезы), методов ведения исследования.
Кто, дело сделав, ждет совета,
Тому не впрок ни то, ни это,
А кто заранее все обсудит,
Тот в дураках потом не будет.
Брант Себастьян,«Корабль дураков»
Речевые средства при формулировании цели и задач
При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п.
При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить».
Требования к гипотезе
она должна содержать предположение;
она должна быть проверяема, подтверждаема при помощи методик;
она должна быть логически непротиворечивой;
она должная быть реально опровергаемая или доказуемая.
Проверить гипотезу – это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.
Речевые средства
Формулируя гипотезу, желательно использовать такие грамматические конструкции, как: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.
Метод – это способ достижения цели исследования
Специальные методы определяются характером исследуемого объекта.
Общие методы научного познания используются в самых различных по предмету науках – от литературы до математики.
Общие методы познания
теоретические методы,
эмпирические методы,
математические методы.
Эксперимент
Это ведущий метод познания в большинстве наук.
Экспериментальное исследование в работе занимает главное место.
Существуют определённые требования к ведению и оформлению экспериментального исследования.
Включает два последовательных этапа:
собственно проведение (так называемый технологический этап)
аналитический, рефлексивный этап.
Постановка вопросов как план дальнейшей работы
Что сделать, с кем, как и к какому сроку?
Какие источники информации необходимо изучить?
Какие способы сбора и анализа информации можно использовать?
В какой форме или каким способом можно представить результаты работы.
Каковы процедуры и критерии оценки результатов и процесса проектной и исследовательской деятельности?
Как распределить обязанности между членами команды (если проект выполняется группой)?
Исследовательская деятельность - длительный процесс:
этап подготовки
практика проведения,
анализ
оформление результатов
их публичное представление на конференции
Профессор В.В. Краевский
«… необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, т.е. объект, а с другой – то, относительно чего он обязуется получить новое знание – предмет его научной работы»
Объект
Предмет
Что?
Как?
объективен
субъективен
«Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения».
Профессор Ф.А.Кузин
Командные роли для учащихся
Председатель | отвечает за принятие решений, ведет сборы, регулирует конфликты |
Организатор | отвечает за выполнение принятых правил, организует, назначает место и время |
Генератор идей | выдает новые идеи, предлагает нестандартные решения |
Исследователь ресурсов | собирает материал, хорошо работает с источниками информации |
Оценщик | контролирует, дает оценку решениям и продуктам, отвечает за критерии оценки |
Сотрудник команды | отвечает за взаимоотношения членов команды, передает различную информацию и отвечает за ее «доставку» |
Завершитель | отвечает за конечный вид общего результата, совершенствует, устраняет мелкие неполадки |
Инициативный исполнитель | сотрудник команды, без которого общего продукта никогда бы не получилось |
Структура защитной речи
Первая часть кратко повторяет введение исследовательской работы.
Во второй части, самой большой по объему, необходимо представить содержание глав.
В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования
Требования к стендовому докладу
1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
2) Соотношение иллюстративного и текстового материала устанавливается примерно 1:1.
3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.
4) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.
«Мы стремимся вперёд, открываем новые пути, берёмся за новые дела, потому что мы любопытны… и любопытство гонит нас по новым дорогам. Только вперёд»
Уолтер «Уолт» Дисней
(1901 – 1966)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.