ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 80 города Донецка»
Проектно-исследовательская работа
тема: «Дистанционное обучение: плюсы и минусы»
Выполнила:
учитель высшей категории, старший учитель Игнатьева Елена Андреевна
г. Донецк
Оглавление
Оглавление. 3
ГЛАВА 1. Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса. 6
1.1. Концепция дистанционного обучения. 6
1.2. Средства и методы дистанционного обучения. 8
1.3. Дидактические особенности и структура дистанционных учебных курсов. 10
ГЛАВА 2. Исследование, направленное на выявление удовлетворенности учащихся и родителей дистанционным обучением и последствий, вызванных внедрением дистанционного обучения. 15
2.1. Анализ онлайн платформ для обучения. 15
2.2. Результаты опросов родителей и учащихся. 19
2.3. Результаты исследования на примере МБОУ «Школа № 39 ». 21
ВЫВОДЫ... 27
Список использованных источников и литературы.. 33
Оглавление
Актуальность: До возникновения пандемии 2019-2020 года одной из задач современной школы являлось повышение многообразия видов и форм организации образовательного процесса обучающихся. Многие эксперты прогнозируют, что дистанционные методы интеграции в систему образования позволят значительно повысить образовательную способность школьников, выбрать и реализовать индивидуальную образовательную траекторию в образовательном пространстве. Правовой основой для системного внедрения дистанционного образования являются: Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015г. № I-233П-НС (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016г. №111- IНС); Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Порядка реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» от 12.06.2017 г. № 608; Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Порядка реализации образовательных программ в образовательных организациях высшего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» от 14.08.2017 г. № 829; Письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «О реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» от 15.09.2017 г. № 4415/21-58. Мотивация изменить и организовать формы учебных процессов обусловлена тем, что и дистанционное, и смешанное образование – неотъемлемая часть учебного процесса в университете. Профориентацию в системе школы-университета является необходимой предпосылкой для того, чтобы обеспечить связь между школой и университетом. Абсолютно логично, что назрела необходимость создания такой образовательной среды для школьников, которая позволила бы им, оставаясь дома, получать полноценное образование, углубляясь именно в то направление, которое, возможно, будет будущим выбранным карьерным направлением выбора профессии у школьника. Однако ситуация пандемии обусловила школы вынужденно внедрять технологии дистанционного обучения, полагаясь на всех участников образовательного процесса. С другой стороны, невозможно констатировать, что образовательные учреждения не готовы внедрять такую форму образования, так как на сегодняшний день существуют разные площадки и онлайн-ресурсы, которые активно использовались во многих учебных заведениях и получили положительные итоги. Среди них: «Учи.ру» -интерактивная образовательная онлайн-платформа, «Российская электронная школа» –это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны; Сервис «Яндекс.учебник»; Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс»; Цифровая образовательная платформа «Дневник.ру»; «Сдам ГИА» -Образовательный портал для подготовки к экзаменам по всем предметам; Сервис «Google Classroom» и множество других онлайн ресурсов. Кроме этого, существуют средства онлайн визуализации для организации деятельности и оценивания достижений обучающихся. Среди них кластеры, ментальные карты, ленты времени и т.д. Также существуют средства для организации рефлексии такие как документы Google, Microsoft Excel online, Microsoft Word online, интерактивные доски. Обзор платформ для разных видов деятельности является значимым, но, в тоже время, накладывает огромную ответственность на всех участников образовательного процесса: на учителей, обучающихся и на родителей. Из всех участников дистанционного образовательного процесса более всего озадаченными этой проблемой оказались родители: у них работа, дети дома одни, детям некому помочь, если они не в должной мере владеют компьютером. Если родители тоже работают дистанционно, ребенок не один, а компьютер единственный, возникают проблемы с распределением времени работы на компьютере.
Цель работы: исследование преимуществ и недостатков организации дистанционного обучения с точки зрения родителей.
Задачи исследования: - определить основные проблемы, с которыми сталкиваются родители при подготовке и организации процесса дистанционного обучения в школе и дома; - описать возможные преимущества, которые определяют родители при подготовке и организации процесса дистанционного обучения в школе и дома.
Гипотеза: в ходе реализации дистанционного обучения возникают определенные проблемы и существуют особые принципы обучения.
Объект исследования – дистанционное обучение в целом, как образовательная услуга.
Предмет исследования – реализация дистанционного обучения.
Методы исследования: интервьюирование, анкетирование, сравнительный анализ.
Практическая значимость: данная работа будет полезна учащимся старших классов, желающим получить дистанционное образование, а также преподавателям, работающим в сфере дистанционного обучения.
ГЛАВА 1. Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса
1.1. Концепция дистанционного обучения
Исследование содержания научной, учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений на конференциях и семинарах, показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания понятия «дистанционное обучение» (ДО). Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию. Прежде, чем сформулировать свое видение определения ДО, приведем наиболее известные трактовки этого термина.
В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводится следующее определение: дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.
Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.
Дистанционное образование является новой ступенью заочной подготовки, в которой предусмотрено применение компьютерных технологий на основе использования персонального компьютера, видео и аудио, космического и оптического оборудования.
Дистанционное обучение - систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.
Дистанционное образование является типом обучения на основе образовательного взаимодействия между удаленными педагогами и учащимися, осуществляемого через телекоммуникационные технологии и ресурсы Интернета. Для дистанционной подготовки характерны все компоненты, присущие процессу подготовки: содержание, цели, содержание, организационная форма, средства подготовки, система контрольно-оценочной системы.
Анализ приведенных определений позволяет прийти к выводу, что наиболее приемлемым определением понятия «дистанционное обучение» является то, которое дала Евгения Семеновна Полат: «это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность».
Почему именно это определение представляется наиболее приемлемым? Обучение - это двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и, в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Это значит, если мы говорим об обучении, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие от систем и программ самообразования, самообучения, с которыми мы имеем дело при работе с курсами на видеокассетах, в телевизионных и радио курсах, при работе с компьютерными программами и даже программами на CD-ROM. В этих программах, курсах пользователь может рассчитывать лишь на собственные силы, на собственное восприятие и осмысление программы. Процесс же обучения характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика.
1.2. Средства и методы дистанционного обучения
Цель дистанционного образования - предоставление учащимся непосредственно на территории своего места жительства и временного пребывания в соответствии с образовательными учреждениями высшей, средней и дополнительной профессиональной подготовки соответственно в учебных заведениях высшей, средней и дополнительной профессиональной подготовки.
Содержание обучения можно определить как педагогическую модель социального заказа, процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием. При отборе содержания при ДО целесообразно пользоваться общими принципами и рекомендациями. При этом необходимо учитывать дополнительные ограничения на объект (субъект) обучения, который может находиться на большом расстоянии, и (или) иметь особый временной график жизнедеятельности, и (или) физиологическую невозможность обучаться традиционно и др. причины.
Исследования показали, что для дистанционного обучения, также как и для традиционного обучения, применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я.Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Для ДО могут быть рекомендованы методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.
В образовательном процессе дистанционно используются следующие средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем.
Учебно-методическая подсистема является важнейшей составной частью ДО, непосредственно связанной с содержанием, методикой и методами учебно-образовательных процессов. Она подчинена целям подготовки. Полувековая практика всех развивающихся стран наглядно показала, что систематическая расширение, усложнение образовательной подсистемы образования является непременной предпосылкой нормального развития образования, укрепления его социальной и экономической значимости.
Традиционная учебно-материальная подсистема включает в себя материальные условия, средства обучения и объекты изучения, т.е. комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения по установленным направлениям подготовки в соответствии с учебными программами. Она включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Значимость учебно-материальная подсистемы подчеркивается в выделении принципа "соответствия ее содержанию обучения и дидактической системе" и включение ее в перечень элементов дидактической системы. Т.к. ДО в значительной степени базируется на средствах НИТ, значение этой подсистемы особенно возрастает.
Контроль усвоения обучающимися учебного материала и оценка их знаний и умений является составной частью ДО. Дистанционное обучение обусловливает как повышение требований к системе контроля, так и придает ей определенную специфику. Контроль, также как и в традиционном учебном процессе, несет проверочную, обучающую, воспитательную, организующую функции и может быть входным, текущим, периодическим, итоговым (выходным).
Особенностью ДО является входной контроль, цели и задачи которого - оценивание знаний, ориентаций и мотивов поступающего; анализ и оценка уровня развитости его профессиональных качеств и способностей, построение соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать эффективные средства и методы обучения с выходом на максимальную индивидуализацию работы с каждым обучающимся. Все это в противоположность цели вступительных экзаменов в традиционном процессе, где он служит в основном, для отбора кандидатов на учебу.
В условиях ДО повышается вероятность фальсификации обучения, а также проблемы контроля образовательного процесса на расстоянии. Поэтому требуются специальные технические средства, приемы и методики, позволяющие решить эти проблемы. В настоящее время вопрос решается бессистемно, на эмпирическом уровне.
Для того чтобы дистанционный курс достиг своей цели. Необходимо при его разработке учитывать дидактические особенности и структуру дистанционных учебных курсов.
1.3. Дидактические особенности и структура дистанционных учебных курсов
Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения. Коротко их можно изложить следующим образом:
В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).
Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.
Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.
Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.
Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).
Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному курсу, если он претендует быть эффективным :
более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов;
· максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения;
· наличие эффективной обратной связи, позволяющей ученику, студенту получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;
· мотивация - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для этого важно использовать разнообразные приемы и средства: структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или курсы снижают заметно мотивацию обучения;
· особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс, оказывают непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Если проектировщик курса предполагает, что курс будет функционировать полностью в сетях, без опоры на другие средства компьютерных и прочих информационных технологий, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо чисто сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, средства массовой информации) в качестве компонентов курса, то структура курса и его содержательная сторона, а также организация самого процесса обучения будут несколько иными.
В любом случае, какие бы курсы дистанционного обучения не разрабатывались, объективно возникает необходимость предусмотреть инвариантные компоненты. В качестве таковых можно назвать следующие :
1. Общие сведения о курсе, его назначение, цели, задачи, содержание (структура), условия приема в группы обучения, итоговые документы. Эти сведения полностью открыты на сервере для ознакомления. Часто бывают открыты и сами курсы, но лишь регистрация дает право получить собственный пароль, свою Web-страницу на сервере и стать полноправным участником процесса обучения под руководством преподавателя с перспективой, при условии успешного окончания курса, получить соответствующий сертификат обучающей организации.
2. Справочные материалы (в виде баз данных) по предметной области курса.
3. Блоки анкет (отдельным файлом), позволяющие установить контакт с пользователями, получить необходимые сведения и обработать их.
4. Собственно обучающий курс, структурированный по более или менее автономным модулям.
5. Блок заданий, направленных на усвоение материала и проверку его понимания, осмысления.
6. Блок творческих заданий, направленных на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении конкретных проблем; выполнение проектов индивидуально, в группах сотрудничества; практические работы (индивидуальные, совместные).
Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности. При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО. Проблемой создания дистанционного обучения на данном этапе является создание концептуально нового методического материала, основанного на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний учащегося. Педагоги и методисты должны перестроить свои лекции и учебные пособия, принимая во внимание особенности нового метода обучения .
Важнейшей проблемой организации дистанционного обучения является подготовка преподавателей - координаторов таких курсов. В настоящее время ни один педагогический вуз не имеет в своих программах подготовки специалистов подобного рода. Вместе с тем, от профессионализма таких педагогов во многом зависит успех самого процесса дистанционного обучения. Следовательно, концепция дистанционного обучения должна обязательно включать в себя необходимость подготовки специалистов именно этого профиля.
ГЛАВА 2. Исследование, направленное на выявление удовлетворенности учащихся и родителей дистанционным обучением и последствий, вызванных внедрением дистанционного обучения
2.1. Анализ онлайн платформ для обучения
Для анализа выбраны самые удачные и надежные онлайн платформ для обучения, расположенные по степени увеличения надежности и доступности для наших образовательных учреждений и обучающихся.
Рис.1. Лучшие онлайн-ресурсы для дистанционного обучения
Выстроив рейтинг, получаем следующее:
· Skype -первая и самая популярная, до последнего времени платформа для организации онлайн обучения. Многие курсы повышения квалификации учителей в области интернет образования построены на освоении платформы скайп. По сути это просто вариант интернет-телефонии, вы звоните собеседнику и общаетесь с ним на интересующую вас тему. На экран можно вывести лицо себя-любимого, ну или в крайнем случае рабочий стол с подготовленным заранее материалом;
· zoom - это аналог выше описанной платформы, данный вариант разрабатывался изначально для проведения видеоконференций для нескольких участников. Версия бесплатная для участников в количестве 100 человек, есть только ограничение видео-трансляций по времени, 40 минут. Но даже это ограничение можно снять, купив платную версию, что не обязательно;
· МЭШ – образовательная платформа, есть учебники;
· Фоксворд - это полноценная онлайн школа, приближенная к реалиям оффлайн школы, со своей урочно-оценочной системой работы, только в дистанционном режиме. Есть у них один недостаток, это платная платформа, но организован бесплатный период, на время самоизоляции;
· Урок цифры - хорошая платформа, легкая и понятная в применении и обучении, но ее недостатком является узкая направленность и малый выбор изучаемого материала;
· РЭШ - отличный вариант, для двоечников. Есть много предметов, каждый очень подробно разобран, составлен тест для проверки уровня усвоения материала. Если бы не кнопка «показать результаты» - при нажатии на которую, можно сразу же увидеть правильный ответ и сказать учителю, что все сделал сам. Так что, данная платформа годится лишь для закрепления материала, либо использования в классе, под присмотром учителя;
· Учи.ру - очень хорошая платформа, удобная и в ней присутствует бесплатный вариант использования, что дало возможность использовать ее во многих школах до введения режима самоизоляции. Также есть вариант вести онлайн обучения, так сказать тет-а-тет или с несколькими участниками. Но реалии дистанционного обучения показали, что платформа не готова к большому наплыву участников и начала зависать. Кроме того, рассчитана на изучение узкого круга предметов;
· Якласс – хорошо организованная платформа. Собственно таким и должен быть платный контент. На время ДО дали бесплатный доступ ;
· Moodle - переходим к нашим лидерам. Это даже не платформа, а движок для онлайн школы. Здесь без нужного специалиста не обойтись. Но если вы планируете организовать дистанционное обучение на постоянной и качественной основе, то это решение для вас. Конечно тут вам потребуются некоторые материальные затраты, но они выглядят ничтожными на фоне общих затрат школы. Около 10 000 деревянных за все, включая доменное имя, и хостинг;
· Google classroom - бесплатный и проработан хорошо. Этот продукт от одноименной компании, разрабатывался специально для школ. Можно организовывать различные уроки, варианты опросов и заданий. Разобраться в нем сможет любой начинающий пользователь. Мой вам совет: начинайте с этого варианта и не пожалеете.
Как показывают данные рис.2, наибольшей популярностью у педагогов пользуется ресурс «Учи.ру» (37,3%). На втором месте по частоте использования занимает платформа «Российская электронная школа» (26,2%). Одинаковую популярность имеют «Яндекс-учебник» и сервисы для создания онлайн-тестов (16,3%). Однако доля учителей, не использующих все четыре образовательных ресурса, довольно велика. Наиболее непопулярны сервисы для создания онлайн-тестов (50,5%). Затем идут «Яндекс-учебник» (39,4%), платформа «Российская электронная школа» (28,2%), «Учи.ру» (23,4%).
Рис. 2. Популярность образовательных ресурсов, используемых при организации ДО
По данным рис.3, видно, что ресурсами, практически не используемыми учителями в работе, оказались: Киберленинка (91,3%), онлайн-платформа «Мои достижения» и «Московская электронная школа» (78,3%), платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум» (66,6%). Если в отношении Киберленинки результат был ожидаем, поскольку учителя в силу разных причин редко обращаются к научной литературе, то столь низкая популярность онлайн-платформы «Мои достижения» и «Московская электронная школа» (78,3%) оказались неожиданностью.
Рис. 3. Малоиспользуемые образовательные ресурсы в дистанционном обучении
Кроме предложенных в анкете для выбора респондентами образовательных ресурсов, были дополнительно названы те, что обычно используются в своей практике (рис. 4). Среди этих ресурсов наиболее популярными оказались «Я класс» и «Zoom».
Рис. 4 – Топ-10 дополнительно названных образовательных ресурсов
Анализируя данные рис.5, приходим к выводу, что переход на дистанционное обучение позволил выявить основные проблемы, с которыми столкнулись не только учителя, но и учащиеся.
Таким образом, результаты опросов подтверждают, что сегодня существует достаточное количество доступных ресурсов для реализации основных образовательных программ общего образования дистанционно, которые позволяют взять готовые учебные материалы и использовать их в своем дистанционном курсе: LECTA, InfoUrok, InternetUrok, Фоксфорд, Яндекс.Учебник,
Учи.ру, ЯКласс, Desmos, LearningApps.
Рис.5. Основные проблемы в период дистанционного обучения
Причем большое их количество и разброс предпочтений, в свою очередь, свидетельствует о том, что учителя достаточно свободны и самостоятельны в выборе платформ/ресурсов для своей работы.
2.2. Результаты опросов родителей и учащихся
Как сообщают СМИ, исследование проведено в конце марта после приостановки занятий в школах. По всей стране были опрошены 2401 родителя учащихся 1-11 классов и 2695 школьников от 13 до 18 лет об их оценках дистанционного обучения.
Подавляющее большинство родителей (70%) уверены, что дистанционным обучением школу заменить невозможно, а 60% подростков не хотели бы постоянно учиться удаленно.
Все онлайн-платформы, которыми ученики пользовались в период дистанционного обучения, работали с перебоями. О сбоях обучающих онлайн-платформ сообщили 88% использовавших их детей. Готовые видеоуроки на различных ресурсах смотрели 54% опрошенных учеников, 50% выполняли задания на онлайн-платформах.
Неготовность детей к самоорганизации во многом стала причиной роста нагрузки на родителей, которую заметили 48% опрошенных. 62% считают, что у их детей снизилась мотивация к учебе, 9% – повысилась. При этом 55% респондентов скорее или полностью удовлетворены тем, как школа решает вопросы с обучением в период карантина. 45% родителей указали на недостаток онлайн-общения с учителями, которые устраняются от процесса обучения.
В новом дистанционном режиме обучения 21% ребят увидели для себя новые возможности, им стало интересно попробовать учиться по-другому. Хотя шесть из десяти детей и уверены, что учиться в классе все же интереснее, чем дистанционно, для 40% ребят удаленное обучение оказалось психологически более комфортным. Треть опрошенных считают, что в удаленном режиме они учатся так же продуктивно, как и в стенах школы, 27% уверены, что к экзаменам можно успешно подготовиться и дистанционно. Почти четверть учеников выразили желание учиться дистанционно и дальше – по учебникам или онлайн. Для 65% учащихся по-прежнему в ходе очных занятий проще запоминать и понимать новый материал.
Более половины подростков (57%) стали чувствовать нехватку общения с другими учениками, 45% – нехватку общения с педагогами. При этом за период карантина с 54% до 49% снизилась доля подростков, которые чувствуют себя одинокими, даже общаясь в социальных сетях. 77% школьников отметили увеличившийся объем заданий для самостоятельной работы, 49% – повысившуюся утомляемость.
Дистанционными в последние три недели стали не только уроки, но и детские кружки – 12% родителей сообщили, что занятия, которые посещал ребенок до пандемии, также перешли в онлайн.
Несмотря на нынешние проблемы дистанционного образования, интерес к нему значительно вырастет, в том числе с точки зрения получения дополнительного образования.
2.3. Результаты исследования на примере МБОУ «Школа № 39 »
Исследование проводилось в форме анкетирования, для чего была создана Гугл-форма (Приложение 1). В опросе приняли участие 51 учащийся МБОУ «Школа № 39».
Рис.6. В каком классе ты учишься в 2021/2022 учебном году?
Большая доля учеников, принявших участие в анкетировании это ученики 6 классов (22,6%).
Рис. 7. Понравилось ли тебе в целом заниматься дистанционно по сравнению с обычными уроками в школе?
Наибольшей доле опрошенных понравилось заниматься дистанционно по сравнению с обычными уроками в школе лишь частично (42,9%), не понравилось заниматься дистанционно 35,7% учащихся.
Рис.8. Возникли ли у тебя трудности с освоением дистанционного обучения?
Как видно из представленных данных, испытали определенные трудности с освоением дистанционного обучения 41,3% учащихся. 51,7% учащихся особых трудностей не испытывали.
Рис.9. Оказывали ли тебе в процессе дистанционного обучения помощь родители?
Данные показывают, что наибольшей доле опрошенных учащихся (51,7%) в процессе дистанционного обучения иногда помогали родители. И только 37,9% проявляли самостоятельность и не прибегали к помощи родителей.
Рис.10. Как ты считаешь, результат обучения (твои знания) при использовании дистанционного обучения стали лучше или хуже, чем при обычном способе обучения?
38,7% учащихся считают, что нет особой разницы в результатах обучения при использовании дистанционного обучения, при этом, 41,9% учащихся отмечают ухудшение уровня знания. 3,4% учащихся считают, что их знания даже улучшились.
Рис. 11. Хотел бы ты в будущем использовать дистанционное обучение в образовательных целях?
44,8% учащихся хотели бы в будущем частично использовать дистанционное обучение и 44,8% - против его использования. И только 6,9% выразили свое согласие.
Рис.12. Какие формы дистанционного обучения понравились больше всего?
Анализируя данные, приходим к выводу, что наибольшую популярность занимают онлайн тесты (34,5%), одинаковое значение 20,7% - это видео уроки и работа с интерактивными заданиями.
Примечательно, что онлайн урокам отдали предпочтение всего 3,4% процента опрошенных. Порадовал ответ «никакие, лучше в школе» (причем данный вариант не был предложен в списке ответов, учащиеся сделали этот вывод самостоятельно) и так считает 6,9 % учащихся.
Рис.13. Какие проблемы возникли у тебя при дистанционном обучении?
Анализируя ответы, видим, что работа в дистанционном режиме заставила учащихся понервничать, так как основной глобальной проблемой стала техническая сторона (не работали сайты, нет интернета и др.), которая волновала 75,8% учащихся. Почти 7% учащихся не смогли себя организовать на плодотворную работу.
Рис. 14. Изучение какого предмета вызвало наибольшую сложность?
Данные показывают, что учащиеся испытывали особые сложности с изучением математики – 58,4%. Одинаковая доля учащихся (6,8%) испытывала сложности с такими предметами, как: физика, обществознание и английский язык. Есть учащиеся, которые испытывали трудности с изучением всех предметов (3,4%), а также отмечается доля тех, кто вообще не испытывал трудностей (3,4%).
Таким образом, опрос показал, что наибольшие трудности у участников образовательного процесса вызвали: техническое обеспечение, отсутствие личного общения, трудности с самоорганизацией и дисциплиной и другие.
Понравилось заниматься дистанционно по сравнению с обычными уроками в школе лишь частично (42,9%) и не понравилось заниматься дистанционно 35,7% учащихся.
Учащимся (51,7%) в процессе дистанционного обучения иногда помогали родители. И только 37,9% проявляли самостоятельность и не прибегали к их помощи.
38,7% учащихся отметили, что нет особой разницы в результатах обучения при использовании дистанционного обучения, при этом, 41,9% учащихся отмечают ухудшение уровня знания.
44,8% учащихся хотели бы в будущем частично использовать дистанционное обучение и 44,8% - против его использования.
Анализируя данные, приходим к выводу, что наибольшую популярность занимают онлайн тесты (34,5%), одинаковое значение 20,7% - это видео уроки и работа с интерактивными заданиями. Порадовал ответ «никакие, лучше в школе» (причем данный вариант не был предложен в списке ответов, учащиеся сделали этот вывод самостоятельно) и так считает 6,9 % учащихся.
Работа в дистанционном режиме заставила учащихся понервничать, так как основной глобальной проблемой стала техническая сторона (не работали сайты, нет интернета и др.), которая волновала 75,8% учащихся.
Учащиеся испытывали особые сложности с изучением математики – 58,4%. Одинаковая доля учащихся (6,8%) испытывала сложности с такими предметами, как: физика, обществознание и английский язык. Есть учащиеся, которые испытывали трудности с изучением всех предметов (3,4%), а также отмечается доля тех, кто вообще не испытывал трудностей (3,4%).
В целом, можно сказать, что учащиеся частично удовлетворены дистанционным обучением, в следующей части работы сделаем попытку определить экономическую выгоду при условии внедрения данной формы обучения на постоянной основе.
ВЫВОДЫ
Изучив теоретические аспекты данной темы, мы выяснили, что дистанционное обучение – это новая специфичная форма предполагающая использование новых средств, методов, форм обучения, взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой.
К основным плюсам дистанционного образования можно отнести:
-обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
-свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
-доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;
-мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
-технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
-социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
К основным минусам дистанционного образования можно отнести:
-отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус;
-необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося;
-необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет;
-как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий;
-отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом;
-в дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
На мой взгляд, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная, но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.
Результаты опросов подтверждают, что сегодня существует достаточное количество доступных ресурсов для реализации основных образовательных программ общего образования дистанционно, которые позволяют взять готовые учебные материалы и использовать их в своем дистанционном курсе: LECTA, InfoUrok, InternetUrok, Фоксфорд, Яндекс.Учебник, Учи.ру, ЯКласс, Desmos, LearningApps. Причем большое их количество и разброс предпочтений, в свою очередь, свидетельствует о том, что учителя достаточно свободны и самостоятельны в выборе платформ/ресурсов для своей работы.
Исследование, направленное на выявление проблем, вызванных дистанционным обучением, проводилось в форме анкетирования, для чего была создана Гугл-форма. В опросе приняли участие 51 учащийся МБОУ «Школы № 39».
Опрос показал, что наибольшие трудности у участников образовательного процесса вызвали: техническое обеспечение, отсутствие личного общения, трудности с самоорганизацией и дисциплиной и другие.
Понравилось заниматься дистанционно по сравнению с обычными уроками в школе лишь частично (42,9%) и не понравилось заниматься дистанционно 35,7% учащихся.
Учащимся (51,7%) в процессе дистанционного обучения иногда помогали родители. И только 37,9% проявляли самостоятельность и не прибегали к их помощи.
38,7% учащихся отметили, что нет особой разницы в результатах обучения при использовании дистанционного обучения, при этом, 41,9% учащихся отмечают ухудшение уровня знания.
44,8% учащихся хотели бы в будущем частично использовать дистанционное обучение и 44,8% - против его использования.
Анализируя данные, приходим к выводу, что наибольшую популярность занимают онлайн тесты (34,5%), одинаковое значение 20,7% - это видео уроки и работа с интерактивными заданиями. Порадовал ответ «никакие, лучше в школе» (причем данный вариант не был предложен в списке ответов, учащиеся сделали этот вывод самостоятельно) и так считает 6,9 % учащихся.
Работа в дистанционном режиме заставила учащихся понервничать, так как основной глобальной проблемой стала техническая сторона (не работали сайты, нет интернета и др.), которая волновала 75,8% учащихся.
Учащиеся испытывали особые сложности с изучением математики – 58,4%. Одинаковая доля учащихся (6,8%) испытывала сложности с такими предметами, как: физика, обществознание и английский язык. Есть учащиеся, которые испытывали трудности с изучением всех предметов (3,4%), а также отмечается доля тех, кто вообще не испытывал трудностей (3,4%).
В целом, можно сказать, что учащиеся частично удовлетворены дистанционным обучением.
Приходим к выводу, что внедрение дистанционного обучения на постоянной основе экономически выгодно по сравнению с традиционным обучением. Но обобщая результаты всех исследований, очевидно, что «Дистанционные технологии никогда не заменят традиционное обучение в школе, не заменят живого общения ученика и учителя. Однако этот опыт будет использован для повышения качества образования».
В доказательство этой цитаты, можно привести результаты опросов учащийся и родителей, которые отмечают снижение уровня знания и удовлетворены дистанционным обучением лишь частично (42,9%). Исходя из этого, для повышения уровня удовлетворенности родителей, учащихся и работников образовательных учреждений в рамках нашего исследования, оптимальным будет вариант реализации смешанного обучения, соединяющий в себе традиционную и дистанционную форму обучения, которое не предполагает сокращения численности учителей в школе, а следовательно, обойтись без учителя – не сможем.
К перспективам развития дистанционного обучения для образовательных учреждений можно отнести:
- оптимизация уровня учебной нагрузки обучающихся в классах за счет переноса части учебных курсов в режим дистанционного обучения;
- повышение успешности сдачи выпускниками ЕГЭ и ОГЭ;
- увеличение числа победителей и призеров олимпиад, конкурсов;
- включение в исследовательскую и проектную деятельность не менее 40 % учащихся;
- повышение уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов школы, их информационной культуры: обеспечение использования технологии дистанционного обучения;
- создание виртуальных школьных объединений педагогов-предметников на основе дистанционного обучения;
- ежегодная публикация своего опыта в электронных, методических, психолого-педагогических изданиях педагогами школы;
- развитие информационного пространства школы и укрепление материально-технической базы;
- подключение к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам всех учебных кабинетов.
Развитие системы ДО, использующей методы обучения, основанные на современных технологических достижениях с высокой степенью охвата и дальнодействия, должно способствовать укреплению международных позиций, поскольку, под воздействием научно-технического прогресса образование становится инструментом взаимопроникновения не только званий и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что при дистанционном обучении можно сократить численность учителей или вовсе обойтись без учителя частично нашла сове подтверждение только в плане экономической выгоды.
Список использованных источников и литературы
1. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация – М.: Издательство МЭСИ / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. 1999.
2. Полат Е.С. Дистанционное обучение: учебное пособие - М.: Издательство МЭСИ / E.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, М.Ю. Бухаркина, Ю.В. Аксенов, Т.Ф. Горбунькова. 1998.
3. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение - М.: Издательство ВУ, 1997.
4. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация – М.: Издательство МЭСИ / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. 1999.
5. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия "дистанционное обучение" // Открытое образование №4. - 1998.
6. Андреев А.А. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика №1 / А.А. Андреев, Меркулов В.П., Г.В Тараканов. 1995.
7. Варданян, Н. А. Основные направления организации дистанционного обучения в общеобразовательной деятельности / Н. А. Варданян. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 213-217. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2899/ (дата обращения: 29.10.2020)
8. Дистанционное обучение глазами учителей. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icef.hse.ru/
9. Дистанционное обучение: особенности образовательных технологий электронного формата. [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://aif.ru/boostbook/distantsionnoe-obuchenie.html
10. Достоинства и недостатки дистанционного обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://900igr.net/up/datas/205044/010.jpg
11. Кравцов С. Онлайн-технологии не заменят традиционного обучения. [Электронный ресурс]. – Доступ с официального сайта газеты «Российская газета». – Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/30/onlajn-tehnologii-ne-zameniat-tradicionnogo-obucheniia.html
12. Кузьмина О.В. Новые возможности дистанционного обучения русскому языку. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://waucondastore.com/novye-vozmozhnosti-distancionnogo-obucheniya-russkomu-yazyku/
13. Левина О.В. Плюсы и минусы школьного дистанционного обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/distantsionnoe-obuchenie/2020/05/26/plyusy-i-minusy-distantsionnogo-obrazovaniya
14. Лебедева М.Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов – Издательство «БХВ-Петербург» / М.Б. Лебедева, С.В. Агапонов, М.А. Горюнова, А.Н. Костиков, Н.А. Костикова, Л.Н. Никитина, И.И. Соколова, Е.Б. Степаненко, В.Е. Фрадкин, О.Н. Шилова. 2010.
15. Назаренко А.Л. Триада "Учитель-ученик-учебник" в системе дистанционного обучения".// Материалы конференции "Язык и культура". — ТГУ Томск, 2008. — С. 89–95.
16. ОНФ представил итоги опроса оценивших дистанционное обучение родителей и школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://onf.ru/2020/04/14/onf-predstavil-itogi-oprosa-ocenivshih-distancionnoe-obuchenie-roditeley-i-shkolnikov/
17. Основные проблемы в период дистанционного обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/distantsionnoe-obuchenie-vybiraem-onlayn-platformu/
18. Перспективы развития дистанционного обучения в образовательных учреждениях. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://images.myshared.ru/19/1226473/slide_7.jpg
19. Полат Е.С. Дистанционное обучение. Каким ему быть? // Педагогика №7 / Е.С. Полат, А.С. Петров. 1999.
20. Полат Е.С. Дистанционное обучение: учебное пособие - М.: Издательство МЭСИ / E.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, М.Ю. Бухаркина, Ю.В. Аксенов, Т.Ф. Горбунькова. 1998.
21. Снегурова В.И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования // Вестник Российского университет дружбы народов. Серия: Информатизация образования, № 2, 2009. – М.: Изд-во РУДН, 2009.
22. Соловов А.В. Мифы и реалии дистанционного обучения // Высшее образование в России №7. 2000.
23. Специалисты по информационно-коммуникационным технологиям. [Электронный ресурс]. / Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08). – Режим доступа: https://classinform.ru/okz/kod-25-1.html
24. Тарасова Н.В., Пастухова И.П., Пестрикова С.М. Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza
25. ТОП-10 платформ для дистанционного образования в школе и дома. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/iamateacher/top10-platform-dlia-distancionnogo-obrazovaniia-v-shkole-i-doma-5e9345100ff3ce2ef6444251
26. Хабибулина Э.М. Дистанционное обучение: основные термины, принципы и модели. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2011/12/07/distantsionnoe-obuchenieosnovnye-terminy-printsipy-i
27. Хуторской А.В. Типы дистанционного обучения // Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/1999/1208-01.htm
28. Шитова В.А. Виртуальная образовательная среда и дистанционное обучение: Характеристика понятий. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/57520#_ftn1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.