"ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" консультация для педагогов
Оценка 4.9
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
20.01.2017
Особое внимание с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребёнка, его способностей. Умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Немалую роль в этом играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Проходящая в форме экспериментов: дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие действия превращаются в формы поисковой деятельности.
консультация Дудина А.А..docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1
«СКВОРУШКА» ПИОНЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
«ПРОЕКТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РАЗВИТИЕ ПОИСКОВОЙ
АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ»
консультация для педагогов
Подготовила: Дудина Анжелика Анатольевна,
воспитатель первой квалификационной категории г. Пионерский
2017 год
ПРОЕКТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РАЗВИТИЕ
ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
консультация для педагогов
Особое внимание с введением и реализацией ФГОС дошкольного
образования обращается на развитие личности ребёнка, его способностей.
Умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и
применять их в жизни. Немалую роль в этом играет познавательно
исследовательская деятельность дошкольников. Проходящая в форме
экспериментов: дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные
связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие действия
превращаются в формы поисковой деятельности.
Теоретические основы детского экспериментирования разрабатывали
Н. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, Н. А. Рыжова и другие известные учёные.
По мнению Н. А. Рыжовой, ребёнок является исследователем, самостоятельно
воздействующим различными способами на окружающие предметы и явления.
Он знакомиться с природой в процессе экспериментирования. Изучение
объектов природы, их взаимосвязей способствует формированию у детей
обобщенных представлений. Позиция Рыжовой основана на мнении Н. Н.
Поддьякова, который считает экспериментирование истинно детской
деятельностью.
Дети экспериментируют с педагогом с большим удовольствием, но в
самостоятельной деятельности редко отдают этому предпочтение. Поисковая
активность и познавательная мотивация развиваются более эффективно,
когда экспериментирование основано на принципах проблемного обучения.
Задача педагога должна быть направлена на решение следующих задач:
Накопить познавательный опыт.
Развивать умения действовать в соответствии со
структурой организации эксперимента: ставить цель, выявлять проблему,
выдвигать гипотезу, обнаруживать несоответствие результата и цели,
координировать свою деятельность.
Поддерживать инициативу, самостоятельность.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА Организация эксперимента требует определённого уровня подготовки
детей. Для того, чтобы дети смогли решить поставленную педагогом
проблему или выявить её самостоятельно, у дошкольников должны быть
конкретные представления и фактические сведения о предметах и явлениях.
Перед проведением эксперимента с детьми необходимо прочесть
познавательную литературу, просмотреть научные видеофильмы, провести
беседы, наблюдать за природными изменениями в живой и неживой природе,
собирать самостоятельно или с помощью родителей коллекции, затем
рассматривать их.
Лучшему пониманию причинноследственных связей способствует
хорошо продуманный подбор материалов и оборудования. Педагог должен
подготовить заранее все, что потребуется в ходе эксперимента.
Любой исследователь должен уметь правильно, корректно, точно
задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет
мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и
приобщая к умственному труду. Все вопросы можно разделить на две группы:
1. Уточняющие (Верно ли, что…, Надо ли создавать …, Должен ли….).
2. Восполняющие (неопределённые, непрямые). Такие вопросы обычно
включают слова « где, когда, кто, что, почему, какие и др.»
Умение задавать вопросы развивается в задании «Найди загаданное
слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете,
начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем».
Особую роль в развитии познавательной мотивации и поисковой
активности детей играет развивающая предметнопространственная среда.
Предметная среда в группе доступна для самостоятельной деятельности.
Воспитанники проводят эксперименты с водой, воздухом, со звуком по
готовым моделям, картинкамсхемам, рисункам. Фиксируют свои результаты
в рисунках, делают выводы, делятся результатами.
Лучшему пониманию причинноследственных связей в природе, развитию
познавательной мотивации и поисковой активности дошкольников
способствует хорошо продуманный подбор материалов и оборудования.
Педагогу необходимо заранее подготовить все, что потребуется в ходе
эксперимента.
В группе создан центр «Познания и исследования». Оборудование и
материалы разделены в соответствии с темами экспериментов и обозначены
знаками. Дети, ориентируясь на них, знают, где и какие материалы и
оборудование размещены.
В центре «Познания и исследования» расположены: подборка
энциклопедической, познавательной литературы, коллекции семян и плодов,
камней, ракушек, сухих листьев, коры разных деревьев, почвы (чернозем,
песок, камни); собраны и оформлены модели, картинкисхемы, рисунки для проведения экспериментов, раздаточный материал для проведения
индивидуальных, групповых и коллективных экспериментов.
Постановка проблемы проходит в несколько уровней.
Первый уровень
Воспитатель ставит проблему, намечает метод ее решения. Поиск
решения предстоит осуществить детям самостоятельно.
Второй уровень
Воспитатель только ставит проблему, но и метод и решение
дошкольники ищут самостоятельно.
Третий уровень
Дети самостоятельно определяют проблему, ищут метод,
разрабатывают решение. Увидеть и сформулировать задачу часто труднее,
чем ее решить.
При решении проблемной ситуации, у дошкольников зачастую
возникают противоречия между необходимостью и неумением использовать
освоенные ранее знания и навыки в новых практических условиях, между
стремлением и невозможностью обосновать свою позицию, объяснить
достигнутый результат, между усвоенными знаниями и вновь выявленными
фактами.
Целеполагание это вопрос, который сначала педагог задает детям,
затем они задают себе. Любой исследователь должен уметь задавать вопросы.
Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на
поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному
труду.
Дети выдвигают разные гипотезы, все они принимаются педагогом, даже
те, которые заведомо не верны.
Педагог должен быть партнером в общении и в деятельности, поэтому
все гипотезы нужно проверять вместе с детьми.
Фиксация результата происходит в рисунках, в картинкахсхемах, в
моделях, календарях, дневниках наблюдения; в рассказах воспитанников.
Сначала педагог предлагает для фиксации результата приготовленную
заранее картинкусхему, рисунок, модель, в дальнейшем дошкольники сами
могут фиксировать результат эксперимента.
Для формулирования выводов дошкольникам требуются наводящие
вопросы взрослого. Они не должны подменяться теми, которые сделаны
педагогом, и делать их дети должны самостоятельно. При таком подходе у
ребёнка возникает ощущение первооткрывателя, возрастает уверенность в
собственных силах.
Организуя работу с детьми, необходимо стараться, чтобы ребёнок был не
просто вольным слушателем, наблюдателем проводимых вами мероприятий, а
полноправным их участником. Необходимо поддерживать инициативу детей, спрашивать их, о чем или о ком бы они хотели узнать побольше. Каждый
вопрос, который задан ребёнку, может послужить темой следующего
эксперимента.
"ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" консультация для педагогов
"ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" консультация для педагогов
"ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" консультация для педагогов
"ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" консультация для педагогов
"ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" консультация для педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.