Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС
Оценка 4.9

Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
биология
5 кл
05.02.2017
Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС
В соответствии с требованиями стандартов образования одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную работу. Здесь рассматриваются перспективы применения проектной работы как в урочной ,так и во внеурочной деятельности.Отводится ответственная роль педагогу . но никак носителю информации. а как куратору деятельности ребенка. Делается акцент на работе согласно требованиям ФГОС.
мастер класс лето 2014.doc
МБОУ «Гимназия №20» Советского района г.Казани Проектно­исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС  Выступление на республиканском семинаре  Бариева Айгуль Ирековна  Учитель биологии  1 кв. категории 18 июня 2014 Проектная деятельность во внеурочной работе учителя         В соответствии с требованиями стандартов образования одним из путей  повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является  включение учащихся в исследовательскую и проектную работу. Важнейшей  задачей современной системы образования является формирование  универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение  учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.  В   настоящее   время   наиболее   популярным   и  перспективным   методом обучения   является   проектная   деятельность,   позволяющая   обобщить   ранее полученные знания, умения и навыки, применить их на практике и раскрыть творческие возможности учащихся. Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет приобрести   навыки   технологии   работы   с   информацией,   со   справочными   и литературными   источниками,   обучить   самостоятельному   мышлению   и деятельности, системному подходу к самоорганизации, сформировать навыки проведения   исследований,   навыки   работы   и   делового   общения   в   группе, развить инициативу учащегося. Рассмотрим задачи проектной и исследовательской деятельности. Образовательная:   активизация   и   актуализация   знаний,   полученных   школьниками   при изучении определенной темы;  систематизация знаний;   знакомство   с   комплексом   материалов,   заведомо   выходящим   за   пределы школьной программы. Развивающая:   развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;    отбирать и систематизировать материал, реферировать его;   использовать   ИКТ   при   оформлении   результатов   проведенного исследования; публично представлять результаты исследования. Воспитательная:   создание продукта, востребованного другими. Требования к результатам проектной работы. Личностные  Метапредметные Предметные знание основных ­ умение формулировать ­ выделение принципов ­ сформированность познавательных интересов ­ анализ последствий своей деятельности проблему существенных признаков ­ выдвигать гипотезы ­ классифицировать  ­ наблюдать  ­ делать выводы объектов ­ приведение доказательств ­ сравнение ­ сравнивать разные ­ овладение методами точки зрения науки Основными этапами проектной работы являются: Этапы работы над  проектом  Мотивационный  этап Организация  проектной и  исследователь ской работы 1) актуализация  знаний      2) плановые              работы Деятельность  учащихся  Деятельность учителя  Уточняют       информацию,  обсуждают  задание,  формируют  цель и  результат  Направляет  детей,  организует  учебную  ситуацию,  предлагает идею Обсуждение  темы с  учителем  Проведение  инструкций  Содержание  работы на  данном этапе  Создание  учебной  ситуации на  основе  проблемы,  интересного  факта,  значимых  событий.  Выбор темы и  цели проекта,  беседа,   определение  количества  учащихся  проекта  ­Определение  источников  информации ­Способ сбора  информации ­Форма  представления  результат Определение  основных  методов:  ­прочитать в  книге ­понаблюдать ­посмотреть в  интернете Выдвижение  идей,  высказывание  предположений 3)  исследовательская  деятельность       Сбор             информации,     решение  промежуточных  задач Представление результата  работы в  разнообразных  формах  Представление  готового продукта (презентация)  Оценка процессов  и результатов  работы   Фиксирование  информации  различными  способами:  запись,  коллаж. Отчет, ответы  на вопросы,  полемика  Самооценка Советы,  косвенное  руководство,  координирова ние. Знакомство с  готовой работой Оценивание  усилий  учащихся,  креативность  мышления,  качество  использования источников. На всех этапах мы видим, что отводиться значимая роль для учителя,  однако учитель должен не столько объяснять, сколько создавать  условия для расширения познавательных интересов детей. Именно поэтому учителю предстоит прожить ряд ролей в ходе  руководства проектом: 1. энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая,  поощряя и направляя их (к достижению цели); 2. специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких  (не во всех!) – областях); 3. консультант (организатор доступа к ресурсам, в т.ч. к другим  специалистам); 4. руководитель (особенно в вопросах планирования времени); 5. “человек, который задает вопросы” (по Дж. Питу – тот, кто  организует обсуждение способов преодоления возникающих  трудностей путем косвенных , наводящих вопросов; тот, кто  обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь); 6. координатор всего процесса; 7. эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного  проекта). Проектной деятельностью увлечены сейчас не только ученики старшей и  средней школы, но и начальных классов. Например, для учеников 2­х классов предлагается проект «Собаки ­ лучшие  друзья людей». Ребята готовят небольшое сообщение по данной теме,  оформляют работу. В итоге ребенок учится излагать добытую информацию и  доказывать свою точку зрения. Другой пример: ученик 4 класса работает над проектом по теме: «Изменение  динамики численности бездомных собак на территории Советского района». В данной работе прослеживаются полнота и глубина темы. Четко  сформулированы цели и задачи, раскрыта суть эксперимента. В главе  результаты, использованы межпредметные связи. Выводы сделаны грамотно, и ребенок разбирается в актуальности данной темы. По моему мнению, данная технология лучше других позволяет сформировать у   учащихся   такие   ключевые   компетенции   как   информационную, коммуникативную, самоорганизации и самообразования.  Школьная практика работы над проектом и исследованиями показывает, что в них нет неуспевающих детей.  Однако,  мною проанализирован опыт организации исследовательских работ младшего   возраста,   который   помог   выявить   круг   проблем,   с   которыми сталкиваются педагоги и учащиеся. В качестве проблем у учащихся младшего школьника   педагоги     указывают   на  отсутствие   соответствующих   умений   в исследовательской деятельности  Для   педагогов   наиболее   актуальным   явились   проблемы,   связанные   с недостаточным   количеством   времени   на   исследовательскую   работу, отсутствием материальной базы. По итогам проведения конференций были выделены ряд ошибок: 1)  реферативность, т.е. информация просто излагается,  2) несамостоятельность ребенка и доминирование взрослых. Несомненно,  полностью самостоятельное исследование младший школьник в подавляющем большинстве случаев не может выполнить, но когда его участие ведущее, а  взрослый лишь помощник – это видно и по подаче материала, и по реакции  ребенка на вопросы. Поэтому текст, заученный наизусть и содержащий  излишне наукоемкие фразы, всегда бросается в глаза и демонстрирует не  исследовательские умения ребенка, а доминирующую позицию взрослого в  этой деятельности.  3) некритичность выбора темы и содержания, ненаучность работ. Анализ  тем, выбранных учащимися, показал, что в отдельный ряд можно выделить темы, связанные с особой категорией объектов – мифические,  фантастические, не существующие ныне объекты («Драконы», «Русалки» и  проч.). Проблема состоит в том, что если исследование проходит с позиции  изучения данного объекта как сказочного, мифологического персонажа – это  путь научного исследования, но мы столкнулись с тем, что данные объекты  рассматриваются учащимися как реальные. Проектная деятельность способствует появлению поколения созидателей, так как   помогает   обучающимся   реализовать   свой   творческий   потенциал.   А   по словам Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»

Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность как методический инструмент реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017