Проектно - исследовательская деятельность учащихся река Избалык
Оценка 4.9

Проектно - исследовательская деятельность учащихся река Избалык

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
биология +2
9 кл
01.02.2019
Проектно - исследовательская деятельность учащихся река Избалык
После изучения в 8 классе темы «Внутренние воды и водные ресурсы» провели «Геоэкологический мониторинг реки Избалык». В мае 2014 года с учащимися 8-9 классов был проведен интегрированный урок - акция по географии и биологии на тему: «Малым рекам - большую жизнь» по изучению и спасению реки Избалык и питающих ее родников». В перечень реальных объектов, подлежащих изучению и спасению, вошли: - Река Избалык в пределах села. - Родники, питающие реку. -Прочистка русла реки Избалык. - Природные комплексы поймы реки. Заблаговременно был подготовлен и распределен инструментарий для исследовательской и практической деятельности: приборы, имеющиеся в школе (рулетка, секундомер, стеклянная колба, термометр, лопаты, грабли, топор, пила).
+Проектно - исследовательская деятельность учащихся река Избалык.doc
Проектно ­ исследовательская деятельность учащихся река Избалык                 Этапы работы над проектом: I. Информационно­аналитический этап (анализ проблемы и корректировка своей   педагогической   деятельности   в   соответствии   с   поставленными задачами). II. Этап реализации (практический). III. Результативность реализации проекта. IV. Выводы и перспективы дальнейшей работы.                      Анализ этапов I. Информационно­аналитический этап.       Обозначенная в проекте проблема и ее решение имели для меня всегда большое значение не только в преподавании географии и биологии на уроках, но   и   во   внеклассной   работе   (особенно   во   время   экскурсий,   походов   по родному краю). В наше время активная промышленная деятельность человека, ведомственные   выгоды,   бездуховность   болезненно   отражаются   на   природе. Можно   сказать,   что   она   страдает   за   свои   же   богатства.   Проблема экологического воспитания современного человека стоит очень остро. Идея работы над проектом «Малым рекам ­ большую жизнь» уже обозначилась при введении в школьную программу регионального компонента «Географическое краеведение» 5­9 классах. А участие нашей школы в экологических операциях «Река моего детства» и «Живи родник».  Может эффективно использоваться в экологическом воспитании школьников, так как стимулирует их интерес  к проблемам   экологии,   направляет   деятельность   на   реальный   результат.   На первом   этапе   работы   над   проектом   мы   стали   изучать   литературу   по осуществлению   проектной   деятельности   и   по   обозначенной   проблеме, определять   возможные   направления   исследовательской   деятельности   в сельской местности. Отрадно было сознавать, что проектный метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся ­ индивидуальную, парную,   групповую.   Учитель   из   носителя   готовых   знаний   превращается   в организатора   познавательной,   исследовательской   деятельности   своих учеников.   Мне   показался   наиболее   подходящим   в   решении   проблемы сохранения малых рек вид исследовательского проекта, в основе которого лежат мониторинговые наблюдения за природными комплексами окружающей среды. Считаю, что данная форма позволяет связать теоретические знания с жизнью, привлечь школьников к активной заботе о природных комплексах. В этом проекте могут участвовать учащиеся разных классов, так как в нашей сельской  школе классы   малочисленные.  Реализация проекта  экологической операции может быть продолжительной, пополняясь новыми исследованиями, данными, т. к. обозначенная проблема отличается сложностью решения. При осуществлении   проекта   используются   различные   методы   и   формы   работы: экскурсии,     мониторинговые   исследования,   наблюдение,   сравнение,   анализ статистических   данных,   природоохранная   экологическая   деятельность, межпредметные связи (географии, экологии, биологии).    II. Этап реализации. После   изучения   в   8   классе   темы   «Внутренние   воды   и   водные   ресурсы» провели «Геоэкологический мониторинг реки Избалык». В мае 2014 года с учащимися   8­9   классов   был   проведен   интегрированный   урок   ­   акция   по географии и биологии на тему: «Малым рекам ­ большую жизнь» по изучению и спасению реки Избалык и питающих ее родников».      В перечень реальных объектов, подлежащих изучению и спасению, вошли:     ­ Река Избалык в пределах села.     ­ Родники, питающие реку.      ­Прочистка  русла реки Избалык.     ­ Природные комплексы поймы реки.        Заблаговременно был подготовлен и распределен инструментарий для исследовательской и практической деятельности: приборы, имеющиеся в школе   (рулетка,   секундомер,   стеклянная   колба,   термометр,   лопаты, грабли, топор, пила).          В начале  познакомили учеников с темой экологической операции, поставили перед ними цели и задачи:       ­   формирование   системных   знаний   о   природно­территориальных комплексах,   навыков   исследовательской   работы   в   команде,   развитие мотивации к самостоятельному научному поиску; ­   развитие   образовательной   компетенции   на   основе   практико­ ориентированной краеведческой деятельности;       ­ развитие  межпредметных   связей (географии, биологии,  экологии)  при работе на местности;       ­   воспитание   ответственного   отношения   к   природе   родного   края, готовности к активным действиям по ее охране.  Провели   подробный   инструктаж   для   исследовательского   мониторинга названных природных комплексов.      Учащиеся разделены на две группы: 1 ­ теоретики, 2 ­ практики, Первые ведут записи и обработку материалов исследования, вторые ­ измеряют, ведут   работы   по   очистке.   Общее   руководство   осуществляет   бригадир. Группы получают лист ­ инструкцию «Протокол обследования источника подземных вод»  и дополнительный материал для исследования  1.     Определение качества воды в источнике. 2.     Характер источника. 3.     Расположение источника по отношению к реке. 4.     Определение мощности родника. 5.     Направление воды источника. 6.     Влияние родника на окружающую местность.            Практическая работа начинается с поиска прежнего русла реки Избалык, в   100   метрах   от   «Мостика   влюбленных».   Оно   (русло)   располагается параллельно реке и хорошо выражено. В ближайшем к реке месте был прорыт водоток, соединивший старое русло и реку. Засоренные участки реки ребята очистили   от   нагромождений   мусора,   убрали   из   воды   остатки   деревьев. Произвели   замеры   глубин   реки   в   трех   участках.   Выявляли   наличие  Зафиксированы наличие земноводных и рыб.  биоиндикаторов чистоты воды, которые показали, что вода в реке чистая              Дальнейшее обследование сместилось вниз по течению на 900 метров, к автомобильному мосту. Вначале был исследован по предложенному учащимся плану природный комплекс ­ пойма реки Избалык. Результаты обследования этого комплекса оформили в виде отчета.       Следующим этапом исследования явились определение животного мира, оценка   их   состояния,   чистка   от   загрязнений   родников   и   каналов, соединяющих их с рекой. Производились различные измерения. Они показали, что   вода     чистая,   прозрачная,   без   запаха.   Обследование   природных комплексов и работа по очистке русла.      В заключительной части  учащиеся получают задание: подготовить отчеты о работе, аккуратно оформив, с рисунками, схемами, фотографиями и т.д.       III. Результативность реализации проекта.       Мониторинговые   исследования   показали,   что   при   достаточно   хорошем экологическом состоянии реки,  Избалык не лишена экологических проблем. Учащиеся   называют   проблему   утилитарно­потребительского   отношения человека к малым рекам. Местными органами власти не создана система мер по   спасению   малых   рек,   они   гибнут.   Меняется   ландшафт   и   неповторимая красота нашей малой родины.       Проведение   экологической   операции   и   дальнейшие   практические   шаги решения   проблемы   заметно   оживили   познавательный   интерес   учащихся     к судьбе   реки   Избалык   и   родников,   повысились   уровень   и   качество   знаний. Ребята   ощутили   практическую   значимость   знаний,   умений   и   навыков, приобретенных   в   работе.   Они   стали   самостоятельно   искать   материал   по проблеме   в   сети   Интернет,   делали   сообщения,   писали   рефераты   с использованием в практической части исследований мониторинга. Учащихся заинтересовал материал, предложенный ученицей Хасановой С.. Речь в нем идет   о   чрезмерной   эксплуатации   водных   ресурсов   малых   В   результате эксплуатации   снизились   годовой   сток,   скорость   течения   рек,   происходило заиливание родников.        Еще   одной   активной   формой   в   реализации   проблемы   проекта   явились трудовые экологические десанты учащихся  (места незаконных свалок мусора, бытовых   и   производственных   отходов,   места   отдыха   неорганизованных туристов, хозяйственно­бытовые стоки и т.д.)     Во внеурочное время школьники и их родители организованно занимались устранением  загрязнения реки (места незаконных свалок мусора, бытовых и производственных   отходов,   места   отдыха   неорганизованных   туристов, хозяйственно­бытовые стоки и т.д.) Во время проведения этого этапа практической   работы   по   сохранению   реки   от   загрязнения. Участники Операции с берегов, на выбранном участке, убрали весь мусор, который вывозил на лошади местный житель Насаев Шикур. В местах, где не было возможности  вывозки мусора,  он выносился за пределы водоохраной зоны (25­50 метров) и закапывали.       Учащиеся  Фахрутдинова Э. и Талягина Л., члены экологического отряда «Родник», выбрали по проблеме малых рек форму ученического проекта. Их работы были представлены в районной конференции. Победителем стала  года ученица   9   класса   Фахрутдинова   Эльнара   с   презентацией   проекта   «Малым рекам   ­   большую   жизнь».   А   в   мае   2014   года   она   выступила   на   районной практической  конференции  с презентацией  проекта  на  тему  «Живи  река!» (поисковая   геолого­экологическая   экспедиция   по   обнаружению   и исследованию   родников   истока   реки   Избалык)   и   получила   сертификат участника конференции.       В сентябре 2014 года учитель на педсовете выступил по вопросу «Научно­ исследовательская деятельность школьников как метод работы с одаренными детьми».       Для   популяризации   проектной   деятельности   в   данном   направлении учителем создан мультимедийный продукт ­ фильм «Река моего детства".        IV. Выводы. Направления и перспективы дальнейшей работы.        Подводя итоги проделанной работы по реализации проекта, можно сделать выводы:      ­   Использование   проектной   деятельности,   организация   и   проведение исследовательской   работы   учащихся,   практическая   направленность   на конечный результат ­ все это способствует формированию компетентности учащихся.      ­   В   проекте   осуществляется   реализация   требований   современного образования:   приобретение   опыта   самостоятельной   деятельности   и   личной ответственности обучающихся. ­   Разнообразные   формы   краеведческой   деятельности   (урочные   и      внеклассные)   по   актуальной   проблеме   нашего   времени   прививают познавательный интерес к изучению географии, геоэкологии, геокраеведения,  повышают качество знаний. ­ Использование компьютерных технологий развивает интерес учащихся к проблемам экологического характера.      ­   Работа   над   проектом   способствует   воспитанию   у   учащихся   активной гражданской позиции, истинного патриотизма, ответственного отношения к природе.      ­   Проект   имеет   перспективы   дальнейшего   использования   другими учителями географии, экологии, биологии как на факультативах и кружках, так и на уроках.       Несмотря   на   положительные   стороны,   я   не   удовлетворен результативностью   работы   над   проектом:   мало   учащихся   вовлечено   в проектную деятельность, нет моих докладов, работ на районном МО учителей географии.   Считаю,   что   в   решении   проблемы   проекта   много   еще неиспользованных резервов.                Перспективы дальнейшей работы:       1.   Продолжать   исследовательскую   проектную   деятельность   учителя   и учащихся в краеведческом и экологическом направлениях.       2.   Принимать   активное   участие   в   муниципальных   и   региональных конкурсах.       3.   Разработать   план   мероприятий   участия   в  РЕГИОНАЛЬНОМ   ЭТАПЕ   X ВСЕРОССИЙСКОГО   КОНКУРСА   УЧЕБНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ   ЭКОЛОГИЧЕСКИХ   ПРОЕКТОВ «ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ» и принять участие в их проведении.       4. Осуществлять совместно с сельским советом, администрацией школы, руководством     лесхоза,   местного   сельхозпредприятия   природоохранные акции и проекты по оказанию практической помощи родникам и реке:       ­   следить   за   прибрежно­защитной   полосой   (не   допускать   вырубок, загрязнения бытовыми отходами и др.);      ­ вести контроль за водоохранной зоной, чистить родники;      ­ взять на учет все родники нашей местности, поставить опознавательные знаки,   таблицы   с   названием   родника,   информацией   о   качестве   воды, гидрологических характеристиках;       ­   собирать   и   записывать   информацию   об   истории   известных   родников нашей местности (реальные факты, легенды, поверья).       5.   Обеспечивать   гласность   в   деятельности   школьного   экологического движения   под   девизом   «Малым   рекам   ­   большую   жизнь»:   продолжать выпускать плакаты, листовки, готовить выступления перед населением.               Заключение.      Сегодня в  Ульяновской области  почти не осталось рек, особенно малых, в первозданном   виде.  Они   гибнут.  Не   воспитана   в  наших   людях   внутренняя потребность   беречь   природу,   быть   настоящими   гражданами   Отечества.   А какая жизнь без воды? А изменение климата, утрата лугов и пастбищ? А кто может измерить душевную боль при виде разорения малой родины?      Мы все в ответе за наш край и будущее России.

Проектно - исследовательская деятельность учащихся река Избалык

Проектно - исследовательская деятельность учащихся река Избалык

Проектно - исследовательская деятельность учащихся река Избалык

Проектно - исследовательская деятельность учащихся река Избалык

Проектно - исследовательская деятельность учащихся река Избалык

Проектно - исследовательская деятельность учащихся река Избалык

Проектно - исследовательская деятельность учащихся река Избалык

Проектно - исследовательская деятельность учащихся река Избалык

Проектно - исследовательская деятельность учащихся река Избалык

Проектно - исследовательская деятельность учащихся река Избалык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2019