Проектно-исследовательская работа.
Оценка 5

Проектно-исследовательская работа.

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
3 кл
01.04.2017
Проектно-исследовательская работа.
Современные дети не всегда знают культуру и традиции своего народа. А ведь культурное наследие нашей страны огромно и разнообразно. В данной исследовательской работе рассказывается о культуре небольшого села, частичке нашей огромной страны. Изучение фольклорного наследия поможет не только расширить знания о песенных традициях , но и повысит уровень патриотизма.
Культурное наследие села Николаевка.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ  «Культурное  наследие села Николаевка»                                                             Автор:   Куценко Екатерина                  учащаяся  3 класса   МОУ ООШ    с.Николаевка,           Федоровского района   Саратовской области.                                                                                                                          Руководитель:  Николаева Ольга Андреевна,                               учитель начальных классов МОУ ООШ с.Николаевка,                                                 Федоровского района, Саратовской области. Адрес: 413418 Саратовская обл., Фёдоровский р­он., С.Николаевка,ул.Комсомольская, д18                                     тел. раб.: (84565) 6 45 35,  сот. 9379701401 Содержание Введение Глава 1. История появления с.Николаевка. Глава 2. Песни жителей села Николаевка. Глава 3. История создания и деятельность народного ансамбля «Чаривницы».   Заключение  Список использованной литературы.  Приложение. Введение У каждого человека есть Родина. Для нас – это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и  малая Родина. Это, то место, где родились наши деды и отцы, где родились, живём и   учимся мы.  Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. Через познание Малой Родины, её исторического и культурного наследия человек осознает  свою сопричастность к истории страны, ее прошлому, настоящему и будущему. Малая  Родина – это колыбель человека.  Николаевка – моя малая Родина. Нам посчастливилось жить и родиться здесь. В селе  Николаевка живут и трудятся наши родители, и потому все нам в нем знакомо, дорого,  близко. На первый взгляд наше село не обладает какой­то необыкновенной красотой: здесь нет гор, морей, лесов– здесь есть земля, на которой люди растят хлеб. А ещё гордостью нашего села являются люди: добрые , весёлые, отзывчивые, трудолюбивые. Фольклорное наследие  моего села имеет большое значение и достойно того чтобы о нем знали жители  Саратовской области и даже России. Актуальность работы в том, что современные дети  не всегда имеют возможность изучать традиции своего народа и его культурное наследие. Я решила поближе познакомиться с деятельностью фольклорного ансамбля «Чаривницы»,  который на протяжении многих лет существует в нашем селе. Цель исследовательской работы. Изучение культурного наследия творческого коллектива «Чаривницы», определить вклад  внесенный этим коллективом  в развитие культуры нашего села, района, области. В культурном наследии прошлого, которое является объектом данного исследования, нами выделен предмет исследования ­ деятельность народного вокального ансамбля  «Чаривницы». Задачи исследования: 1. Изучить материалы по появлению с.Николаевка и по народному вокальному ансамблю  «Чаривницы» . 2. Встретиться с руководителем коллектива и участниками ансамбля. 3. Собрать фотоматериалы выступлений. 4. Создать буклет о народном ансамбле. Гипотеза: хранителями местных традиций и песенного репертуара выступает сельский  ансамбль. Его участники ­  люди, для которых народная песня ­ верная спутница жизни,  разделившая и радость, и горе, и сокровенные тайны. Это простые деревенские жители,  изведавшие в своей жизни все тяготы крестьянского труда, но не утратившие способность к творчеству. Наша задача помнить их и сохранить память об их творчестве для следующих  поколений. Изучение фольклорного наследия села поможет нам не только расширить наши  знания о песенных традициях и истории села, повысит уровень патриотизма.  Практическая значимость этой работы состоит в том, что собранные результаты и  материалы помогут в воспитании школьников, она также может быть полезна на уроках  литературы, в проведении мероприятий по культуре родного края и тем, кто хочет узнать  творчество ансамбля. Глава 1. История появления с. Николаевка   Во времена царствования Екатерины II, по её приказу жителей с Украины переселяли на  пустующие земли Поволжья. Так появились  в заволжье украинские сёла: Николаевка,  Семёновка, Фёдоровка, Карпёновка, Ивановка.     Село   Николаевка   возникло   в   1813   году.   Первым   поселенцем   был   Еловенко   Никита, прибывший   сюда   из   села   Мэдвинка,   Обоянского   уезда   в   поисках   широких   земельных просторов.     Как   и   было   принято     в   то   время,   село   получило   свое   название     в   честь религиозного праздника «Николая Чудотворца».   Первыми поселенцами были украинцы, называли их здесь хохлами.   Хохол ­ украинец, малоросс;  хохлачка, хохлушка ж. (В.Даль  «Толковый словарь живого  великорусского языка»). Люди селились по берегу реки Еруслан, которая является притоком Волги. Основными  занятиями  поселившихся здесь людей было земледелие и скотоводство. Дома строили из  самана, крыли их соломой или землёй.  (Приложение № 1). На свою новую родину переселенцы принесли свои обычаи и традиции. Прошло более 200  лет, а часть  местных жителей говорит на украинском языке, поёт украинские песни, т.е.  передаёт культурное наследие из поколения в поколение. Большой вклад  по передачи  культурного наследия  вносит фольклорный ансамбль «Чаривницы»  с.Николаевка. Этот коллектив знаком жителям Фёдоровского района и Саратовской области по прекрасным  концертным программам. Глава 2. Песни жителей села Николаевка  Особое место в творчестве каждого народа занимает песня. «Украинская песня – это  поэтическая биография украинского народа» ­ говорил  Александр Довженко. Не  согласиться с этим нельзя. Песня ­ это история, это источник духовной жизни народа,  благодаря  которой  можно познакомиться с прошлым народа, с мечтами о будущем. Каждая народная песня имеет своего создателя – талантливого певца из народа. Когда еще  не было нотной записи, песни просто передавались друг другу устно. Каждый певец вносил что­то своё, по­своему изменял мелодию. Поэтому песни становились как бы  произведениями коллективного творчества.       Когда наши предки переселились из Украины в Заволжье, они принесли с собой и  замечательные душевные украинские песни, которые звучали в каждой семье. Народные  песни были  разнообразны по тематике: о любви и ненависти, о чести и долге, о родном   крае. Песни передавались из поколения в поколение, «из уст в уста». В песне народ  выражал свои радости и печали, мечты о счастье, воспевал великие битвы, рассказывал о  труде, о событиях личной жизни. Отсюда – многообразие жанров украинской народной  песни.      Календарно­обрядовые:  щедривки , колядки. Семейно­обрядовые и бытовые: свадебные, колыбельные и  причитания. Причитальные  песни имели особую плачевную мелодию, в них выражается горе исполнительницы по  поводу конкретного события: войны, смерти близкого человека. Исполняли причитальные   песни  в нашем селе пожилые женщины, (старожилы вспоминали, что чаще всех   приглашали исполнять  причитальные песни  сестер  Севастьяновых), к сожалению  не  сохранились тексты причитальных песен.  Наиболее популярными были лирические песни. Молодые николаевские девушки  собирались в доме пожилой женщины и занимались там рукоделием: вязали, вышивали,   пряли. А за работой пели песни о любви, о будущем. О нелёгкой судьбе молодых людей  рассказывается в песне «У крыныцы» :  « Люблю ту дивчину На ней о женюся, Отдайте за мене Нейначе  втоплюся Ой матэ, ой матэ Чего ж ты не виришь, Выносють милого Уже из подвирья И шла и шла доня И шла не барылась Перед первым порогом Слезою залылась».   Пожилые женщины пели об ушедшей молодости. В своих песнях они жалели о том,   что  молодость ушла, что её нельзя вернуть. Молодость сравнивали с природой. Природа может отмирать и восстанавливаться, а молодость нет. И сегодня наши николаевские бабушки  собираются вместе, чтобы петь песни о молодости. Одной из любимых песен является  песня «Стоить гора высокая»:  «Щей пройде красна литэчко Повиють холода холода Осыплются  знас листочки Тай понесе вода Вы нежурится вербочки  Щей вернется высна красна А молодость не вернится Не вернится вона» Особый жанр украинской песни­ песни солдатские. Одна из таких песен «Чёорный ворон»,  которая записана со слов Мартьяновой Риммы  Ивановны. «Чёорный ворон, друг ты мой заалёотныый, Ты летаешь далеко. Тыы принёос, принёс, мой черныый воороон Руку белую с кольцом. Вышла я, вышла, скажем, на крыылеечкоо. Пошатнулася слегкааааа. Поо кольцу я руку ту уузнааала Знать то милого рука.  Тоо рука, рука мово миилоовоо Знать убит он на войнеееее Оон убитый лежитне заарыытыый  В чужедальней стороне. Чёорный ворон, друг ты мой заалёотныый  Ты летаешь далеко». Эту песню часто пели женщины в   годы войны, возвращаясь с работы домой. Солдатские  песни рассказывают о тяжелой судьбе солдата, о прощании со своей любимой девушкой.  Было принято, провожая солдата на войну, давать ему что­нибудь на память.  «Ехал козак на вийноньку.»   «Ехал козак на вийноньку Сказав прощай дивчиноньку Прощай дивчина   Чёрна бровына Еду в чужу сторононьку Дай же дивчина хустыну                                                                                                Може я в бою загыну Тёмные ночи Покрыют очи Легко в могыле почину». Глава 3.  История создания и деятельность народного ансамбля «Чаривницы» В 1993 году Районный отдел культуры во главе с Кураевой Валентиной Васильевной и  Мартьяновой Риммой Ивановной предложили заведующей ДК с.Николаевка Ченченко  Валентине Дмитриевне создать ансамбль украинской народной песни. Чтоб не обрывалась  связь времён и поколений, чтоб услышали, поняли и полюбили молодые народную песню,  чтоб учились у неё доброте и мудрости, чтоб передали её из уст в уста детям и внукам.    Предложение Валентина Дмитриевна приняла  это предложение охотно, так как в её  родном селе любителей народной песни очень много, да и сама она очень любит петь  задушевные украинские песни. Валентина Дмитриевна пришла за советом к Ревенко Римме Фёдоровне, о том кого можно  было бы пригласить в этот ансамбль. Подумав, они решили, что надо собрать   людей  старшего поколения, тех, кто помнит ещё старинные песни, умеет их петь на украинском языке и  пригласить их на сцену сельского Дома культуры.  Они  приготовили список  предполагаемых участников, а затем  обошли всех этих людей, чтобы пригласить на первую спевку в Дом культуры. Женщины с удовольствием откликнулись и пришли в один из  вечеров в ДК. Это люди разные по характеру, возрасту, профессии. Но было одно общее,  в стремлении жить интересно, наполнено, улыбаться самим и нести улыбку, настроение и  радость другим. Выбрали несколько песен для того, чтобы проверить: у какого какой  голос. Это были старые, но знакомые людям песни. Получилось чисто, ладно, задушевно.  Стали думать о том, как назвать группу. Предложений было много, но единодушно  остановились на названии «Чаривницы».   Чаривница– очаровывает, завараживает. (Малый академический словарь русского языка). «Вот и мы, ­ решили участницы ансамбля, ­ будем очаровывать, завораживать слушателей  своим пением».  Аккомпанировать себе «Чаривницы» пригласили баяниста Ревенко  Николая Алексеевича. С  того времени и стали вести подготовительные репетиции к  предстоящим концертам.  И вот зазвучали со сцены Дома культуры украинские народные  песни. Первый концерт перед односельчанами принёс и первый успех. Затаив дыхание,  слушали пение и молодые, и старые. А в конце выступления наградили участников  фольклорного коллектива такими аплодисментами, что захотелось выступать ещё и ещё.  Это и стало началом славного творческого пути коллектива. Стали думать над  сценическим костюмом. Пришли к единому мнению, что он должен быть подлинным  украинским, чтобы и костюмом можно было бы передать наследие украинского народа. Каждое выступление ансамбля ­ праздник народной песни. За период творческой  деятельности было собрано  и спето более 60 народных песен. Многие песни были хорошо  известны участницам коллектива, так как их пели ещё их мамы и бабушки. Но были и  песни, которые восстановливали по крупицам. За репертуаром ходили к старожилам села:  Кравцевой Н.Ф, Мягкой М., Симоненко Нине Павловне. Песни записывали на магнитофон,  а затем учили и выходили с ними к зрителям.  О песне – разговор особый. Любят в коллективе репертуар – лирический, напевный,  простой на слова. Так было, когда коллектив создавался, так есть и сейчас. С   удовольствием исполняют сами и хорошо принимаются зрителями такие песни, как « Била  мене мати», «Мамина сорочка», «Ой, мамо, люблю Гриця», «У зеленому гаю», «Смерека»,  «Зелене листя, білі каштани» и др.  (Приложение 1) После каждого концерта в коллективе происходит обсуждение и анализ выступления,  учитываются отзывы зрителей. Коллектив стал являться постоянным участником всех мероприятий, проводимых не  только в сельском ДК, но и на районной сцене. Пропагандируя традиционную народную  культуру своего села, ансамбль «Чаривницы» стал часто выступать с концертами в сёлах  района, перед жителями соседних районов и г.Саратова. В 1997 году группе «Чаривницы»  было присвоено звание «Народные». Авторитет группы  возрос и уже ни одно мероприятие  в районе не проходило без участия «Чаровниц». (Приложение 2) «Чаровницы» радуют нас не только своим пением, но и в их исполнении можно увидеть  разные обряды. Особенно интересным был свадебный обряд, который сопровождается  песнями и плясками. (Приложение 3) «Чаровницы» передают культурное наследие своего народа не только в песенном  творчестве, ими была воссоздана украинская изба. Собирались различные предметы быта,  посуда, вещи. И теперь, посещая в Доме Культуры это место, мы окунаемся в прошлое  своих предков. (Приложение 4) «Чаривницы» не только хорошо поют, но и прекрасно готовят украинские блюда. На  конкурс «Народная кухня» они представили вкусный украинский борщ и пампушки в  чесночном соусе, сало и вареники с творогом. (Приложение 5) Ансамбль динамично развивается, к творческому процессу стала привлекаться молодёжь и  школьники. Художественный руководитель ДК и она же участница ансамбля, Кравцева  Инна Владимировна  разучивает со школьниками украинские песни и танцы. Самыми  популярными номерами стал танец «Вишенька – черешенька» и песня «Варенички», а так  же песни в сольном исполнении Жиздюк Ксении. (Приложение 6) Идут года, происходит смена коллектива: одни уходят по болезни, другие по семейным  обстоятельствам или другим каким­то причинам, но ансамбль народной украинской песни  живёт и радует своих зрителей. В нём появляются новые солисты, любящие народную  песню. Коллективом  разучиваются новые, но и старым песням даётся второе дыхание. Но,  как и раньше, прежде, чем песня займёт своё место в концертном репертуаре, над ней  много работают. Если удаётся добиться полного созвучия, передать глубину, красоту  песни – она идёт к слушателям. Сейчас «Чаривницы» ­ это народный ансамбль украинской песни. Руководит им  Ревенко  Татьяна Петровна, которая, как и предыдущий руководитель, старается внести свой  посильный вклад в профессиональное совершенствование этого ансамбля.  За  24 года своего существования деятельность ансамбля «Чаривницы» получила высокую  оценку, приняв участие не только в районных мероприятиях, но и в областных.  Результатом этого многочисленные грамоты, дипломы, призы. (Приложение 7)                                                          Заключение Петь – природная потребность человека. Песни  помогали  народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути. Все в природе  поет – и ручьи, и птицы. Дети поют просто и радостно, как сама природа. Взрослые поют,  потому что душа просит выразиться в песне. Таким образом, народные песни раскрывают душу каждого народа, помогают понять его  культуру. Меняется время, изменяется общество, моральные устои и забываются песни,  сопровождавшие раньше человека от рождения до смерти. Работа над темой позволила нам обратиться к истокам народного творчества, расширить свои знания о народной культуре,  традициях русского народа, в данной работе жителей села Николаевка. Общим итогом проекта являются, собранный материал о фольклоре села и буклет  «Культурное наследие села Николаевкавка », в котором представлен ансамбль  «Чаривницы».                                            Источники и литература 1. Разные выпуски районной  газеты «Вперёд».  2. Воспоминания жителей села: Ревенко Р.Ф., Чепцовой Л.Д., Никушиной Л.В. 3. Материалы школьного музея. 4. Материалы из альбома «Наша гордость», собранного художественным  руководителем Дома Культуры. Приложение 1 А сорочка мамина біла­біла У зеленому гаю Мені сорочку мама вишивала Неначе долю хрестиком вела Щоб я лихих стежинок не шукала І до людей привітною була Виконуй доню – мама говорила Закони Божі, істини прості Не зраджуй землю, що тебе зростила Не залишай нікого у біді Приспів (2): А сорочка мамина біла­біла А сорочка мамина серцю мила А сорочка мамина зігріває Я її до серденька пригортаю Літа неначе птахи пролітають Вже донечки як квітки на весні Я їм сорочку білу вишиваю Як вишивала матінка мені Виконуй доню – мама говорила Закони Божі, істини прості Не зраджуй землю, що тебе зростила Не залишай нікого у біді Приспів. (2) На тобі сорочечку білу­білу На тобі сорочечку серцю милу Будеш її зраночку зодягати Буде тобі серденько зігрівати Приспів. Смереко На краю села хатина, Загляда в вікно смерека. В тій хатині є дівчина, Та до неї так далеко. Ой, смереко, розкажи мені, смереко, Чом ти так ростеш далеко, Чарівна моя, смереко. Ой, смереко, розкажи мені, смереко, Чом ти так ростеш далеко, Чарівна моя, смереко. Вийди, чічко, до потічка Бачити тебе я мушу. Ти запала мені в серце, Полонила мою душу. Ой, смереко, розкажи мені, смереко, Ой у зеленому гаю , стелиться сивий туман. Там у зеленому гаю , козак з дівчиной гуляв  2р. Вони гуляли , гуляли , з лісу циганка  прийшла. Дай мені стрічку червону правду скажу тобі  я.  Програш Якщо не маєш червону то подари голубу. Милий тебе вже не любить , милий кохає  другу 2р.  Програш А я циганам не вірю милий кохає мене. Вийди циганко із гаю бачить не хочу тебе 2р. Циганка з гаю не вийшла стала вона на краю. Чує як плаче дівчина плаче в зеленім гаю 2р. Ой у зеленому гаю , стелиться сивий туман Там у зеленому гаю , козак з дівчиной гуляв. Зелене листя, білі каштани Зелене листя, білі каштани, | (2) Зелене листя, білі каштани... | (2) Ой як то сумно, як вечір стане. | Ой як то сумно, як то нудно, | (2) Ой як то сумно, як то нудно: | (2) Любила хлопця ­ забути трудно. | Любила хлопця півтора року, | (2) Любила хлопця півтора року, | (2) Аж ся дізнали сусіди збоку. | Як ся дізнали ­ розщебетали, | (2) Чом ти так ростеш далеко, Чарівна моя, смереко. Ой, смереко, розкажи мені, смереко, Чом ти так ростеш далеко, Чарівна моя, смереко. Вже Карпати осінь вкрила. Журавлі вже відлетіли. Лиш свою дівчину любу, Ми і досі не зустріли. Ой, смереко, розкажи мені, смереко, Чом ти так ростеш далеко, Чарівна моя, смереко. Ой, смереко, розкажи мені, смереко, Чом ти так ростеш далеко, Чарівна моя, смереко. Ой, смереко, розкажи мені, смереко, Чом ти так ростеш далеко, Чарівна моя, смереко. Ой у вишневому саду Ой у вишневому саду, там соловейко  щебетав До дому я просилася, а він мене все не  пускав. О милий мій зоря встає, вечірня зіронька  впаде Пусти мене, бо вже пора, проснеться  матінко моя. А ти скажи такий отвіт, який чудовий білий  світ Весна іде красу несе, а в тій красі радіє все. Доню моя у чому річ, де ти блукала цілу ніч, Чому розплетена коса, а на очах блещіть  сльоза. Мамо моя прийшла пора, а я весела й  молода Я жити хочу, я люблю, мамо не дай доню  свою. Як ся дізнали ­ розщебетали, | (2) Бодай же ж вони щастя не знали. | Сусіди близькі ­ вороги тяжкі, | (2) Сусіди близькі ­ вороги тяжкі, | (2) Пийте, гуляйте, як самі знайте. | Пийте, гуляйте, як самі знайте. | (2) Пийте, гуляйте, як самі знайте. | (2) Де двоє ходять ­ не розлучайте. | Мати до доні: встань, схаменися, | (2) Источник teksty­pesenok.ru Мати до доні: встань, схаменися, | (2) Піди до церкви та й помолися. | А я ходила, богу молилась, | (2) А я ходила, богу молилась, | (2) Не дав бог щастя ­ ми розлучились. | Від Бога щастя, від людей слава, | (2) Від Бога щастя, від людей слава, | (2) Що нас з тобою порозлучала. | Не дав бог щастя, не дали люди, | (2) Не дав бог щастя, не дали люди, ­ | (2) З того кохання ніщо не буде. | Буду казати світу цілому, | (2) Буду казати світу цілому, | (2) Щоб він не вірив ніде й нікому. | Адже сама я того зазнала, | (2) Адже сама я того зазнала, | (2) Коли миленького вірно кохала. | Зелене листя, білі каштани, | (2) Зелене листя, білі каштани... | (2) Ой як то сумно, як вечір стане. | Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская работа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017