В проекте ученик 2 класса исследовал семейные архивные документы,изучил литературу о Великой Отечественной войне,весь материал, который он счёл нужным внёс в свой проект, нашёл фотографии прадеда, расспросил о нём своих родственников, составил презентацию и выступил со своим проектом на НПК в номинации "Бессмертный полк" в школе и работа направлена на НПК в район...Работа ученика 2 класса под руководством Махмудовой Флюры Уразбиковны
МБОУ «Трёхпротокская СОШ»
Проектно исследовательская работа
«Наша победа. Моя история»
Выполнил работу:
Суюнов Илья
ученик 2а класса МБОУ
«Трёхпротокская СОШ»
Руководитель: Махмудова Флюра
Уразбиковна
С.Три Протока
2017
Содержание
Введение …………………………………………………………………….…...
Глава 1. Теоретическая часть .............................................................................
1.1.
Краткая история Великой Отечественной войны. Причины
нападения………………………………………………………………………...
3
5
51.2. Основные периоды Великой Отечественной войны …………………......
2. Практическая часть........................................................................................
2.1 «Наша победа. Моя истории»………………………………………………
Заключение ……………….………………………………………………...…....
Список источников информации……………………….………...………..…...
Приложение……………………………………………………………….……
5
6
6
10
11
12
Нет в России семьи такой,
Где б ни памятен был свой герой…
Введение
«Время уходит, с нами остаётся только память…»
В этом учебном году я очень увлеклся одной творческой работой. Я
собирал сведения о своей семье, о предках, строил родословное древо.
Отдельной темой этой работы была вторая Мировая война и её след в моей
семье.
Великая Отечественная война 19411945 гг. стала судьбоносным событием
не только для нашей страны, но и для всего человечества. Грозное дыхание
этой войны коснулось практически каждой советской семьи. Семейные
архивы хранят реликвии той поры: военные награды, треугольники писем,
похоронки, фронтовые фотографии, именные часы и другие вещи, в которых
как бы сконцентрировалась память народа. Воспоминания о военном времени
2родных и близких – участников фронтовых будней – продолжают
передаваться из поколения в поколение. 1418 дней ковали Великую Победу
фронтовики, труженики тыла и все мирные граждане Советского Союза.
В 2017 году Россия будет праздновать 72ю годовщину со дня Победы в
Великой Отечественной войне. Для меня важно, чтобы мы и будущие
поколения России, поняли, что воины, живые и погибшие, кровью и жизнью
завоевали для нас и грядущих поколений Победу.
Актуальность моей темы в том, что очень важно сохранить для будущих
поколений события Великой Победы. Наша страна ежегодно чествует
ветеранов Великой Отечественной войны, но о них говорят в совокупности,
как о великой армии. А ведь сила и мощь складывались из отдельных
личностей. И каждая отдельная история личности интересна и важна. Ведь вся
сила народа в его прошлом!
Цель исследования: сохранение в каждой семье памяти о солдатах
Великой Отечественной Войны; воспитание чувства патриотизма, гордости за
свою Родину; пропаганда важности защиты Отечества; расширение и
углубление знаний по истории Великой Отечественной войны.
Для достижения данной цели мне необходимо было решить несколько
ЗАДАЧ:
1) Изучить литературу о Великой Отечественной войне.
2) Опросить всех своих родственников и определить, есть ли участники
войны в наших семьях.
3) Изучить, какой след оставила война в нашей семье.
4) Изучить семейные архивные документы о моём прадеде.
Объект исследования: ветеран Великой Отечественной войны Баймурза
Суюнов.
Моя работа построена в основном на материалах: документах,
воспоминаниях родственников, материалах периодической печати.
Использованные мною метод поисковой работы, проектный метод
определили следующие формы и приёмы:
работа с документами, архивными материалами, научно
популярной литературой.
Ожидаемый результат: вспомнить о своих героях, расширить знания
учащихся о героической истории нашего народа, полнее раскрыть
историческое значение Победы над фашизмом;
способствовать
3патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины; вызвать
чувство законной гордости за свою страну, за доблесть и мужество её
защитников.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Краткая история ВОВ.
Причины нападения.
После поражения в Первой Мировой войне Германия осталась в
тяжёлом положении – политическая ситуация была нестабильная, экономика
находилась в глубоком кризисе. Примерно в это время к власти пришёл
Гитлер, который, благодаря своим реформам в экономике, смог быстро
вывести Германию из кризиса и тем самым завоевать доверие власти и народа.
Встав во главе страны, Гитлер начал проводить свою политику, которая
основывалась на идее превосходства немцев над другими расами и народами.
Гитлер не только хотел взять реванш за проигрыш в Первой Мировой, но и
подчинить своей воле весь мир. Результатом его притязаний стало нападение
Германии на Чехию и Польшу, а затем, уже в рамках начавшейся Второй
Мировой и на другие страны Европы.
До 1941 года между Германией и СССР существовал договор о
ненападении, однако Гитлер нарушил его, напав на СССР. Для того чтобы
завоевать Советский Союз командование Германии, разработало план
стремительного нападения, которое должно было принести победу в течение
двух месяцев. Завладев территориями и богатствами СССР, Гитлер мог
вступить в открытую конфронтацию с США за право мирового политического
господства.
22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты, вместе
со своими союзниками: Венгрией, Италией, Румынией, Финляндией.
1.2. Основные периоды Великой Отечественной войны
Первый период (22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.). В течение года
после нападения Германии на СССР, немецкая армия смогла завоевать
4значительные территории, в число которых входили Литва, Латвия, Эстония,
Молдавия, Белоруссия и Украина. После этого войска двинулись вглубь
страны с целью захватить Москву и Ленинград, однако, несмотря на неудачи
русских солдат в начале войны, немцам не удалось взять столицу. Ленинград
был взят в блокаду, но в город немцев не пустили. Битвы за Москву,
Ленинград и Новгород продолжались вплоть до 1942 года.
Период коренного перелома (1942 – 1943 гг.). Средний период войны
носит такое название изза того, что именно в это время советские войска
смогли взять преимущество в войне в свои руки и начать контрнаступление.
Армии немцев и союзников постепенно начали отступать обратно к западной
границе, множество иностранных легионов были разбиты и уничтожены.
Благодаря тому, что вся промышленность СССР в это время работала на
военные нужды, советской армии удалось значительно увеличить свое
вооружение и оказать достойное сопротивление. Армия СССР из
обороняющейся превратилась в нападающую.
Финальный период войны (1943 – 1945 гг.). В этот период СССР начала
отвоевывать оккупированные немцами земли и продвигаться в сторону
Германии. Был освобожден Ленинград, советские войска вошли в
Чехословакию, Польшу, а затем и на территорию Германии. 8 мая был взят
Берлин, а немецкие войска объявили о безоговорочной капитуляции. Война
закончилась.
9 мая 1945 года в 0 часов 43 минуты по московскому времени
подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Наша победа. Моя история
В России нет ни одной семьи, которую не затронула бы Великая
Отечественная война. О войне написано бесчисленное количество книг, сняты
художественные фильмы, основанные на реальных событиях. С каждым годом
документальных свидетельств становится все больше: открываются секретные
архивы, то о чём раньше говорить было не принято – становится доступным.
Подвиг советского воина от этого не блекнет, наоборот, становится более
понятной самоотверженность простых людей, отдавших лучшие годы,
здоровье и жизнь за Победу.
Уже почти не осталось живых свидетелей той смертельной схватки с
жестоким и сильным врагом. Уходит поколение, которое не воевало с
фашизмом, но выросло на осознании подвига отцов и дедов. Молодое
поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей,
которые завоевали им право на жизнь и свободу.
Память народа хранит историю своего Отечества, которая складывается из
отдельных историй рядовых и сержантов, офицеров и генералов,
принимавших участие в той далекой войне – каждый в силу своих
5возможностей вносил свой вклад в победу, сражаясь на фронте или работая в
тылу.
Мой прадед Суюнов Баймурза сражался за нашу родину и давая
интервью корреспонденту дивизионной газеты 69й армии Первого
Белорусского фронта 30 июля 1944 года, «Тремя орденами и
медалью наградила меня Родина за боевые дела. Я – коммунист
и, командуя минометным расчетом, стараюсь бить немца без
промаха… Враг узнал силу наших ударов на Волге, на Днепре,
на Буге. Мы дойдем и до Шпрее, на которой стоит Берлин,
чтобы добить врага в его берлоге».
Уроженец маленького села Куянлы Баймурза Суюнов с первых
дней войны рвался на фронт. В январе 1942 года пришла
долгожданная повестка из Красноярского райвоенкомата, а 1 мая он
принял воинскую присягу. Так начался боевой путь молодого воина.
По его наградам можно проследить основные вехи той
страшной и кровопролитной войны.
В феврале 1943 года он получил первую боевую награду –
медаль «За боевые заслуги». К ней он был представлен за подвиг во
время боев в Орловской области: «23 февраля 1943 г. в бой за
Зеленогорье Орловской области, во время немецкой контратаки,
оставшись один у миномета, красноармеец Баймурза Суюнов
продолжал вести огонь, выпустив весь запас мин. Затем отбил из
винтовки контратаку группы немцев из девяти человек, причем 4х
немцев уничтожил, и под сильным артиллерийским огнем вынес
миномет на безопасное место на расстояние 400 метров».
Август 1943 года – Курская Дуга: Баймурза Суюнов награжден
орденом Отечественной войны 2й степени, спустя месяц – вновь
представлен был к этой же высокой награде.
4 мая 1944 года сержант Баймурза Суюнов в районе деревне
Дулибы Волынской области в очередной раз совершил геройский
поступок. Во время контрудара наших частей по наступающему
противнику мой отважный прадед, поставив миномет на открытой
площадке в 400 метрах от немцев, без корректировки открыл по
неприятелю огонь и разбил немецкий пулемет вместе с расчетом,
6который не давал возможности советским солдатам идти в атаку.
При этом он уничтожил 12 немецких солдат и офицеров. Родина
высоко оценила храбрость фронтовика и отметила его орденом
Славы 3й степени.
Июль 1944 год. Баймурза Суюнов – командир минометного
расчета в составе 41й стрелковой дивизии 102 стрелкового полка
69й армии Первого Белорусского фронта. Наши войска подошли к
государственной границе СССР и Польши. Перед советскими
войсками была поставлена задача – форсировать реку Западный Буг,
закрепиться на противоположном берегу, вести отвлекающий огонь
и удержать завоеванный плацдарм до прихода основных сил.
Участие в операции – добровольное. И, конечно же, в числе первых
вызвавшихся участвовать в отвлекающем маневре – волжанин
сержант Суюнов. В ночь с 19 на 20 июля наши солдаты на
самодельных плотах форсировали реку под несмолкаемым огнем
противника и почти сутки вели позиционный огонь по врагу, чем
ввели его в заблуждение и позволили советским войскам провести
крупномасштабную стратегическую операцию. За совершенный
подвиг на берегу этой приграничной реки Баймурза Суюнов был
представлен к очередному ордену Отечественной войны 2й степени.
Но эта награда нашла своего героя спустя 40 лет, так как спустя
месяц после описываемых событий прадед был тяжело ранен в ногу
и до декабря 44го находился в госпитале. До ранения он еще успел с
однополчанами принять участие в освобождении первого польского
города Хельм, концентрационного лагеря Майданек, удостоиться
медали «За отвагу».
В родные края мой прадед вернулся в декабре 1945 года. С 1947
года по 1954 год он избирался председателем Куянлынского
сельсовета, затем до 1962 года возглавлял Сеитовский сельсовет.
Позже, работая в рисоводческой бригаде, за достигнутые успехи
был делегирован в Москву на выставку достижений народного
хозяйства СССР. И даже будучи на заслуженном отдыхе, он
сохранил свою активную жизненную позицию, принимал деятельное
участие в ветеранском движении, уделял много внимания
патриотическому воспитанию юного поколения.
В 2013 году моего прадеда не стало. Он был отважным и
героическим человеком и оставил за собой след в нашей памяти,
7сердцах и в истории нашей победы.
Заключение
Работа дала мне многое: она научила меня работать с архивными до
кументами, с документами, обобщать ранее известные и новые сведения,
работать с литературой.
Я пришёл к мнению, что мы, молодое поколение, должны знать героев
войны, а история жизни, боевого и трудового подвига родственников моих
одноклассников просто обязана храниться в нашем школьном музее «для
ребят, что сейчас растут». Работа волейневолей заставляет задуматься мое
поколение не только о своей личной судьбе, но и о судьбе России, Родины.
Это правильно, когда каждая семья помнит и чтит своих родственников,
говорит своим детям об истории, о страшной трагедии и героизме наших
солдат!
Низкий поклон всем – павшим и живым, кто отстоял свободу и
независимость нашей Родины! В наших душах всегда будет жить чувство
огромной благодарности бойцам всех фронтов, всем тем, кто на грани
жизни и смерти приближал День Победы!
Желаю всем нам мира, добра и милосердия, и пусть никогда больше
8семьи не теряют своих родственников на полях сражений!
Наша задача – сохранить память о защитниках Родины и помнить, что
огонь Войны не погас, что нужно быть начеку и хранить мир!!!
Список источников информации
1) Архивные документы и фотоматериалы ветерана ВОВ.
2) Великая Отечественная война. Цифры и факты. Под редакцией
Г.Ф.Кривошеева. – М.: «Просвещение», 1995 г. Стр.56.
3) Г.К. Жуков. Книга «Воспоминания и размышления».
4) История Великой Отечественной войны Советского Союза 19411945
гг. М., 1960.Т.1. Стр.352 353.
5) Минасян М.М. и др. Великая Отечественная война Советского
Союза. Краткая история. Военное издво Министерства обороны
СССР, М., 1965 г. Стр.69.
6) Газета «Пульс Аксарайска» № 34 2015г.
7) Рассказы родственников
9Приложение 1
Баймурза Суюнов сержант – командир миномётного расчёта 41й
стрелковой дивизии 102го стрелкового полка 69й армии Первого
Белорусского фронта.
Приложение 2
10Баймурза Яксыбаевич Суюнов
Приложение 3
11Газета «Пульс Аксарайска» № 34 2015г
12