Проектно-исследовательская работа обучающихся в рамках школьного образования
Оценка 4.8

Проектно-исследовательская работа обучающихся в рамках школьного образования

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
doc
русская литература +2
Взрослым
12.03.2018
Проектно-исследовательская работа обучающихся  в рамках школьного образования
Исследовательская и проектная деятельность вносит вклад в решение большинства задач, стоящих перед школой в настоящее время. В статье дается определение исследовательской и проектной деятельности, рассматривается вопрос о значении проектной и исследовательской деятельности для учителя и ученика, идёт речь о научном обществе учащихся.
выступление на мун.конференции2010.doc
Проектно­исследовательская работа обучающихся  в рамках школьного образования И.А. Рогова, заместитель директора по УВР  почетный работник общего образования РФ                                                                                                              Развитие и образование ни одному человеку                                                         не могут быть даны или сообщены.  Всякий,                                                   кто желает к ним приобщиться, должен                                                               достигнуть этого собственной деятельностью,                                                                    собственными силами, собственным напряжением.  А. Дистервег *Ученик   считается   компетентным   по   результатам   деятельности,   если   он способен применить усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни. Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого   взгляда   явно   не   определяется.   Умения,   необходимые   для   решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».  Наши подростки знают школьную программу по биологии, но не понимают, что   такое   ГМО.   Они   неплохо   производят   вычисления,   но   легко   поддаются   на манипуляции со статистикой… Таковы результаты исследования международной программы   по   оценке   образовательных   достижений   учащихся,   в   котором участвовало около 400 тысяч подростков из 57 стран. В получившемся рейтинге наша  страна  оказалась  лишь  в четвертом   десятке. И  это   не смотря  на  то, что российские   школьники   успешно   выступают   на   международных   предметных олимпиадах!..  *Практика жизни показывает, что в настоящее время куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией, чем иметь определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов,   математических   формул   и   так   далее.   Никто   не   отрицает   важности наличия этих знаний, но происходящие сегодня изменения в  общественной жизни требуют развития новых способов образования. Современная система образования должна   быть   построена   на   предоставлении   обучающимся   возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов и законов, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.  *Исследовательская   и   проектная   деятельность   вносит   вклад   в   решение большинства   задач,   стоящих   перед   школой   в   настоящее   время.   Проектно­ исследовательский метод обучения все чаще рассматривается как дидактическую систему реализации компетентностного образования. И не случайно в Базисный учебный   план   внесена   новая   строчка   о   проектной   деятельности,   а   один   из параметров нового качества образования – способность проектировать. Наша   школа   является   муниципальной   экспериментальной   площадкой, работающей   по   теме   «Проектно­исследовательская   деятельность   школьников   в учебно­воспитательном процессе при переходе к профильному обучению».  *Не понижая значение традиционной классно­урочной системы, которой со времен Я. Коменского и по сей день нет достойной полновесной альтернативы, все же   сегодня     поговорим   о   потенциале   таких   инновационных   способов   и   форм ведения образовательной деятельности, как проект и учебное исследование.  В   основе   проектно­исследовательского   метода   лежит   развитие познавательных   навыков   обучающихся,   умений   самостоятельно   конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.   Определенный набор техник и приемов позволяет создавать образовательные ситуации, в которых ученик ставит и решает собственные проблемы. При работе над проектом или исследованием появляется исключительная   возможность   формирования   у   школьников   компетентности разрешения   проблем,   а   также   освоения   способов   деятельности,   составляющих коммуникативную и информационную компетентности.  Что же мы понимаем под   исследовательской и проектной деятельностью обучающихся? *Исследовательская   деятельность   обучающихся  –   деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или   иных   законов   природы)   и   предполагающая   наличие   основных   этапов характерных   для   исследования.   Главным   результатом   исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный и в стандартном виде.  *Проектная   деятельность   обучающихся  –   совместная   учебно­ познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Результаты выполненных проектов должны быть, что   называется,   «осязаемыми»,   то   есть,   если   это   теоретическая   проблема,   то конкретное  ее  решение,  если   практическая  –  конкретный   результат,  готовый   к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).  *Особую   ценность   имеет   проектно­исследовательская   деятельность, предполагающая проектирование собственного исследования. Именно эта задача встает   на   первое   место   при   организации   образовательного   процесса   на   основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. *Учебный   проект   или   исследование   с   точки   зрения   обучающегося   –   это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эти виды деятельности позволяют школьникам проявлять себя индивидуально или в группе, попробовать   свои   силы,   приложить   свои   знания,   принести   пользу,   показать публично достигнутый результат. *Учебный   проект   или   исследование   с   точки   зрения   учителя   –   это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет   вырабатывать   и   развивать   специфические   умения   и   навыки проектирования и исследования у обучающихся.  *Организуя   работу   обучающихся,   мы   исходим   из   того,   что   школьники должны иметь возможность не только получать определенные знания по тому или иному   предмету,   но   и   проявить   себя,   попробовать   в   различных   видах деятельности.  В организации проектно­исследовательской деятельности обучающихся мы выделяем следующие направления:  проектная   и   исследовательская     работа,   выполняемая   в   учебном процессе;  организационно­массовые мероприятия;  проектная и исследовательская работа во внеурочное время, которая отличается   от   проектной   и   исследовательской   работы   в   учебном процессе тем, что связана с решением творческих исследовательских задач   и   предполагает   наличие   основных   этапов   характерных   для научной работы. *Одной из особенностей воспитательно­образовательного процесса в нашей школе   является тесная связь между деятельность обучающихся на уроках и на внеурочных   занятиях.  Уже   несколько   лет   в  вариативную   часть   учебного   плана школы   включено   направление   работы   под   общим   названием   «Школа исследователя».   Деятельность   «Школы   исследователя»   направлена   на   создание единого   образовательного   пространства,   в   рамках   которого   решаются   задачи образования и интеллектуального развития школьников.  Администрация   школы   уделяет   большое   внимание   разработке   учебно­ методических   пособий,   рекомендованных   для   педагогов   и   обучающихся. Педагогами   школы   разработаны   и   внедрены   в   практику   рабочие   программы спецкурсов   «Юный   исследователь»,   «Проектная   деятельность»,   «Школа исследователя»,   «География   туризма   в   школе   исследователя»,   а   также разработаны и успешно используются педагогами и школьниками методические рекомендации для обучающихся по организации исследовательской деятельности. Оценивание   степени   сформированности   умений   и   навыков   проектной   и исследовательской   деятельности   важно   для   учителя,   работающего   над формированием соответствующей компетентности обучающегося. Но необходимо помнить,   что   при   оценке   успешности   школьника   в   проекте   или   исследовании сАмой   значимой   оценкой   для   него   является   общественное   признание состоятельности (успешности, результативности).  *Ведущее   место   в   организации   проектной   и   исследовательской   работы   в нашей школе принадлежит научному обществу учащихся «Исток». Работа в научном обществе, по нашим наблюдениям, имеет для обучающихся неоценимое значение:  во­первых,   школьники   приобщаются   к   миру   науки,   приобретают   навыки исследовательской работы;  во­вторых,   у   них   появляется   возможность   представить   свои   работы   для участия   в   научно­практических   конференциях   и   конкурсах   различного уровня;  в­третьих, работая в тесном контакте с руководителями работ, учащиеся выбирают свой профессиональный путь. Ежегодно   у   нас   в   школе   проходит   научно­практическая   конференция школьников «Первые шаги». Кроме того, ученики школы являются победителями, призерами, участниками научно­практических конференций, конкурсов проектных и   исследовательских   работ,   фестивалей   различного   уровня   (муниципального, регионального, всероссийского). *Исследовательская   и   проектная   деятельность   является   уникальным инструментом   развития   не   только   личности   обучающихся,   но   и   способствует развитию педагога. Опыт педагогов школы по вопросам организации проектной и исследовательской деятельности обобщен на станицах журналов, в ходе конкурсов и конференций различного уровня. Время диктует новые стандарты образования. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно   заменить   лозунгом   «Образование   через   всю   жизнь».   Каждый   выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые   материалы,   новую   технику,   новые   технологии   работы,   повышать   свою квалификацию, получать дополнительное образование. Обучение в школе должно быть   нацелено   на   формирование   у   выпускников   ключевых   компетентностей. Использование   же   в   образовательном   процессе   проектной   и  исследовательской деятельности и позволяет нам развивать способности учащихся к самоанализу и самопознанию, формировать коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи, которые способствуют успешной адаптации выпускника в социуме.

Проектно-исследовательская работа обучающихся в рамках школьного образования

Проектно-исследовательская работа обучающихся  в рамках школьного образования

Проектно-исследовательская работа обучающихся в рамках школьного образования

Проектно-исследовательская работа обучающихся  в рамках школьного образования

Проектно-исследовательская работа обучающихся в рамках школьного образования

Проектно-исследовательская работа обучающихся  в рамках школьного образования

Проектно-исследовательская работа обучающихся в рамках школьного образования

Проектно-исследовательская работа обучающихся  в рамках школьного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2018