«Проектно-исследовательские технологии в начальной школе»
Оценка 5

«Проектно-исследовательские технологии в начальной школе»

Оценка 5
Научные работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
13.02.2018
«Проектно-исследовательские технологии   в начальной школе»
Научно-технический процесс предъявляет высокие требования к совершенствованию учебного процесса. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружению учащихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний.От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.В настоящее время в начальном образовании наблюдается возросший интерес к методу проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности. Апробация метода проекта начата мною три года назад. За данный период я познакомилась с методикой метода проекта, работами коллег по данной теме, мною создано несколько методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, основанных на проектной деятельности. С каждым годом эта работа всё больше и больше увлекала меня и моих учеников, хотя это было два разных класса.
Проекты.doc
«Проектно­исследовательские технологии   в начальной школе» 1. Актуальность использования метода проектов в начальной школе Научно­технический процесс предъявляет высокие требования к совершенствованию учебного процесса. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружению учащихся методами и приемами   самостоятельной   учебной   работы,   выработке   умения   и   потребности   самостоятельного   добывания знаний.От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте,   зависит   его   будущее   самоопределение.   Это   не   только   умение   добывать   и   применять   знания,   это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.В настоящее время   в   начальном   образовании   наблюдается   возросший   интерес   к   методу   проекта,   как   форме   организации учебного   процесса,   позволяющей   обучить   детей   умению   получать   знания   через   свою   деятельность.   Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности. Апробация метода проекта начата мною три года назад. За данный период я познакомилась с методикой метода   проекта,   работами   коллег   по   данной   теме,   мною   создано   несколько   методических   разработок   уроков, внеклассных   мероприятий,  основанных  на  проектной  деятельности.  С  каждым   годом эта  работа  всё   больше  и больше увлекала меня и моих учеников, хотя это было два разных класса. И   вот  когда   передо   мною   были   первоклассники,   то   уже   хотелось   работать   над   проектным   методом   в системе.   Началось   обучение  проектированию     (ведение   в   проектную   деятельность).   Вначале   это   были   лишь элементы проектной деятельности, но для первоклассников это  проект. ( Наблюдения за домашними животными, за делами человека , сравнение  времен года  – итогом наблюдений был устный рассказ или рисунок). Самыми интересными и масштабными стали проекты «Забавное животное» в рамках предметной недели по окружающему миру, в котором двое учеников нашего класса заняли призовые места на уровне параллели (Поздеев Яша и Чупрова Лиза) литературная газета «Сказочный мир» в рамках недели по литературному чтению  Во 2­м классе  работа по обучению проектам  продолжилась.  Мы составили  примерный план проектной деятельности, «банк проектов» ­ проекты, которые хотелось бы осуществить. Некоторые темы приходили в голову во время учебного процесса и мы вносили корректировку в свой план. Использование метода проекта в педагогической практике показало, что мои учащиеся уже ко второму классу умеют:    устанавливать причинно­следственные связи, строить умозаключения,  выражать свою мысль.   ориентироваться   в   информационном   пространстве,   самостоятельно   работать   с   различными источниками;  могут выполнить самостоятельно некоторые практические работы по заданной теме. Считаю,   что   именно   метод   проекта   обогатит   учебный   процесс,   позволит   образованию   стать   свободным, открытым, обновляющимся и будет способствовать самопознанию, самоопределению и самореализации личности младшего школьника.  В  данной   работе   излагаю   свое   видение   использования   метода   проекта   в  учебной  практике.   Я   предлагаю материал по организации метода проекта на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе:  методика проектной   деятельности   в   начальной   школе,   методические   разработки   уроков,   варианты   проектов   во внеурочной деятельности. 2. Проект, как метод обучения 2.1. Метод учебных проектов Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего­либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого­либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности». Метод проектов – это определенная совокупность учебно­воспитательных приемов, позволяющих решить ту или   иную   проблему   в   процессе   самостоятельной   деятельности   учащихся   с   обязательной   презентацией   этих результатов. Можно сказать, что метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания   в   процессе   планирования   и   выполнения   постепенно   усложняющихся   практических   заданий   – проектов. В ходе проектной деятельности учащиеся достигают цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, обладающим субъективной и объективной новизной. Отсюда видно, что проектное обучение отличается от других форм деятельности:     наличием идеи, предлагающей новое решение существующей проблемы; вещественной формой конечного результата; необходимостью реализации проекта; возможностью массового использования и результатами проектирования. В центре проектной  деятельности  находится ученик, у которого появляется возможность реализовать себя, проявить   активность,   ощутить   успех.   Ученик   имеет   возможность   применить   собственный   опыт,   соединить теоретические и практические знания, умения, навыки.  Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся ­ индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой­то  проблемы,   но   и процесс   ее   раскрытия,   решения,   что   включает   четкое   планирование   действий,   наличие   замысла   или   гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника  при условии тесного  взаимодействия. Метод проектов  используется в том случае, когда  в учебном процессе возникает какая­либо исследовательская, творческая задача, для решения которой  требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательской деятельности.  Выбор   тематики  проектов   в   разных   ситуациях   может   быть   различным.   В   одних   ­   инициатором   может являться учитель, тему проекта подсказывает учебная ситуация по предмету. Целью таких проектов является углубление и систематизация знаний учащихся по учебной теме. В других случаях ­ тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.   Темы проектов должны относиться   к какому­то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету.  Целью метода  проектов  является  развитие  самообразовательной  активности  у  учащихся.  В  результате своей творческой практической деятельности  обучаемые создают  конечный продукт в виде новых знаний и умений. С помощью метода проектов возможно научить учащихся:     выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ; находить пути их решения; находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в           средствах массовой информации. Метод учебного проекта характеризуется как: ­ личностно ориентированный; ­ деятельностный; ­ обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; ­ построенный на принципах проблемного обучения; ­ развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; ­ формирующий навыки самостоятельности в мыслительной и волевой сферах; ­   воспитывающий   целеустремленность,   толерантность,   индивидуализм   и   коллективизм,   ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; ­ здоровьесберегающий. Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год (сборники стихов) ; от мини­проектов для изучения предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных. 1. Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация. Этапы работы над проектом 2. Постановка  проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста  самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя ­ через проблемную  ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.). 3. Выбор   темы   проекта   по   поставленной   проблеме   и   распределение   по   группам  (может   быть самостоятельный  выбор темы проекта по поставленной проблеме и  выполнение работы) 4. Определение цели и задач проекта. (в группе или самостоятельно)  На первых порах (1­2 класс) – цели и задачи ставятся вместе с учителем. 5. Составление плана работы над проектом.  I   этап  ­ подготовка Учебно­воспитательная задача на данном этапе заключается в привлечении детей к изучению нового, именно здесь необходимо замотивировать детей на открытие. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся   интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы. Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют   постоянных   увлечений.   Их   интересы   ситуативны.   Поэтому,   если   тема   уже   выбрана,   приступать   к   ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе. Тема проекта должна быть сформулирована естественным  для детей языком, чтобы она была понятна и вызвала интерес учащихся. Тема должна находиться в зоне ближайшего развития. С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности,  соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:  Загадок, ребусов, шарад,  задач – шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;  Игровых   моментов,   связанных   с   введением   в   ход   урока   сказочных   героев   Почемучки   и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);  Связи материала с наглядно – образным игровым материалом;  Игр – исследований, фантастических исследований;  Ролевых игр, дающих возможность провести исследование возможностей каждой профессии: если бы я был строителем (поваром, учителем и т.п.);  Игр   –   путешествий,   например   во   времени,   для   знакомства   с   великими   открытиями   и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты. II    этап – планирование фронтальное В   основе   каждого   проекта   лежит   проблема.   От   проблемы   мы   как   бы   отталкиваемся,   инициируя деятельность.   Нет   проблемы   –   нет   деятельности.   Проблема   проекта   обуславливает   мотив   деятельности, направленный на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск   способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных  условиях. С проблемы учитель создает условия для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности. Необходима актуальная проблема, чтобы ее решение носило практическую значимость. Из проблемы вытекает цель, задачи проектной деятельности учащихся. Для чего необходима проблема в проекте? Целью проекта является нахождение способа решения проблемы. Ее конкретная формулировка возникает из   проблемы   проекта.   Задачи   проекта   формулируются   для   того,   чтобы   ответить   на   вопрос,   как   достичь обозначенной   цели.Задачи   проекта   должны   лежать   в   зоне   ближайшего   развития   учащихся.   Ведь   интерес   и посильность   во   многом   определяет   успех   проекта.   Сформулировать   цель   и   задачи   проекта   можно   исходя   из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по­разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается. Основной     критерий   участия   школьника   в   проекте   –   его   интерес   и   желание.    Учитель   должен предоставить учащимся на выбор набор заданий. Для быстрой и эффективной работы желательно учащихся разбить на группы. Можно составлять группы переменного состава. Учащиеся могут сами разбиться на группы по желанию   (по   симпатиям   друг   к   другу)   или   группы   комплектую   сама,   учитывая   индивидуальные   способности школьников. Затем каждый в группе должен получить роль (капитан, исследователь, аналитик, экскурсовод и т.д.). В результате каждый ученик почувствует свою значимость для других, не останется в стороне. При выборе роли   учитель   должен   помочь   каждому   соизмерить   свои   желания   с   возможностями.   Именно   работа   в   группе, младшие школьники учатся высказывать свое мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает  с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Для каждой группы можно подготовить  инструкционную карту, в которой четко прослеживается вся последовательность проектной деятельность, иными словами алгоритм работы.                                                            УЧЕБНЫЙ  ПРОЕКТ ПРОБЛЕМА                                        «Почему?»                                Актуальность  ПРОЕКТА                           (это важно для меня лично)                   проблемы –                                                                                                                   Мотивация ЦЕЛЬ                                                    «Зачем?»                                   Целеполагание ПРОЕКТА                                 (мы делаем проект) ЗАДАЧИ                                                «Что?»                                      Постановка ПРОЕКТА                                (для этого мы делаем)                         задач МЕТОДЫ                                              «Как?»                                      Выбор способов И СПОСОБЫ                            (мы это можем делать)                    и методов,                                                                                                                   планирование             РЕЗУЛЬТАТ                                «Что получилось?»                          Ожидаемый                                                     (как решение проблемы)                    результат III    этап – принятие решения в группах Данный этап является основным. Именно здесь дети выдвигают свои гипотезы, анализируют, синтезируют свои идеи, выполняют исследовательскую работу. Одним словом происходит «Мозговой штурм». В основе этого метода   лежит   высказывание   самых   разных     идей,   которые   могут   способствовать   разрешению   проблемы. Особенность   «Мозгового   штурма»   ­   никаких   критических   высказываний.   Принимаются   все   идеи   –   и   здравые, обдуманные, фантастические и даже абсурдные. Учащиеся выбирают наиболее оптимальные варианты решения проблемы. Примерный план: 1. Определение источников информации. 2. Планирование способов сбора и анализа информации. 3. Планирование итогового продукта (формы представления результата). Продукт: – отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов); – фильм, макет, сборник и др.; – конференция, праздник и т.п. 4. Выработка критериев оценки результатов работы. 5. Распределение обязанностей среди членов команды IV    этап – выполнение Учащиеся истинность своих высказываний подтверждают практической работой. На данном этапе учитель вообще может «потеряться», т.е. стать эдаким «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как учитель их подготовил. Если дети должны   провести какое­то исследование в рамках проекта, они должны владеть методами и технологиями данного исследования (химического, биологического, физического и т.д.) Учить этому необходимо   заранее, до начала работы над проектом, когда эти умения потребуются. Если учитель не владеет этими методами, ему не следует   работать     над   таким   проектом,  потому   что   в   любую   минуту,   когда   возникнут   трудности   и   дети натолкнутся на какие­то подводные камушки, учитель обязан прийти им на помощь.Когда учащимся не хватает знаний,   умений,   наступает   благоприятный   момент   подачи   нового   материала.   Учитель   постоянно   наблюдает   за ходом деятельности ребят, за уровнем их самостоятельности. Пускать все на самотек нельзя.  Перед защитой проекта учащиеся подводят итоги своей деятельности. Дается оценка выполнения проекта: достигнуты ли цели, каков результат. Оценивают работу каждого члена V    этап – оценка результатов группы. Обычно я предлагаю учащимся оценить работу товарищей по следующим критериям:     активность; выдвижение гипотез; помощь товарищам; анализ, синтез, проделанной работы. Этап подготовки к защите исследования. Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется: ­ Дать определения основным понятиям. ­ Классифицировать основные предметы, явления, проблемы. ­ Выработать суждения. ­ Сделать выводы. ­ Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования. ­ Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования. Презентуя свой продукт, дети рассказывают о своих идеях, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему,   каким   был   ход   работы,   какие   трудности   преодолевали   и   как   –   это   так   называемая   «рефлексия деятельности». VI    этап – защита проекта. Цель данного этапа – раскрытие содержания и результатов проекта, которые осуществляются в форме доклада и презентации.  Презентация это не только демонстрация продукта, но и рассказ о своей деятельности, о том, какие были трудности   в   ходе   работы   над   проектом,   какие   возникали   проблемы,   как   они   обсуждались,   какие   идеи   были отвергнуты, какие приняты и почему, как преодолевались трудности т.е. получает представление что и как было сделано во время проектной деятельности.  В самой презентации заложен большой учебно­воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети   учатся   аргументировано   излагать   свои   мысли,   идеи,   анализировать   свою   деятельность.   При   этом демонстрируется   и   наглядный   материал,   показывается   результат   практической   реализации   и   воплощения приобретенных знаний и умений. Я считаю, что на этом этапе роль учителя велика, поскольку младшим школьникам бывает не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме. Отчет должен содержать следующие разделы:  Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в  названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и  продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.  Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные  результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и  представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.  Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент  проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в  отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.   Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень  дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем­то.   Список использованной литературы.  Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться: Расширять кругозор в интересующих их областях знаний   Находить источник информации;  Извлекать информацию, относящуюся к теме;   Планировать работу над проектами;  Сотрудничать друг с другом;  Доводить начатое дело до конца 2.3. Роль учителя в проектной деятельности В   проектной   деятельности   коренным   образом   изменяется   характер   взаимоотношений   как   между школьниками,  так  и между  учениками  и  учителем:  школьники  меньше  нуждаются  в  помощи  взрослого,   чем   в условиях традиционного учебного процесса. Помощь педагога становится необходимой лишь при вхождении детей в   совместную   работу.   Учитель   становится   организатором   учебной   деятельности   школьника,   помощника, координатора   и   советчика,   передает   учащемуся   свои   функции   управления   учением,   тем   самым   обеспечивая переход от внешнего к внутреннему контролю. 1. Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности Необходимые особенности педагогической позиции учителя: (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности). 2. Осознать   свои   новые   роли   –   консультанта,   помощника,   а   не   «проводника»   готовых   знаний   для формального их запоминания учениками. 3. Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации. 4. Функции, которые осуществляет учитель в процессе руководства работой над проектом, представлены на следующей схеме:     Является источником информации Обеспечивает непрерывность работы над проектом Координирует процесс Подготавливает необходимое оборудование Поддерживает и поощряет участников Осуществляет  консультативную  помощь Поведение учителя в процессе работы подчинено инициативе проектантов. Им дана полная свобода даже в понимании и трактовке проблемы проекта и формулировании задачи. Учитель оказывает помощь только тогда , когда это необходимо. На первых порах, когда дети только осваивают проектную деятельность учитель разрабатывает инструкционные карты, т.е. алгоритм, последовательность действий, а в дальнейшем не вмешивается   в   творческую   деятельность   учеником.  Они   сами   определяют   последовательность     своей деятельности, работают самостоятельно. Учебный проект с точки зрения учителя – это интересное дидактическое средство развития, обучения и   воспитания,   которое   позволяет   вырабатывать   и   развивать   специфические   умения   и   навыки проектирования, а именно учит:  проблематизации   (рассмотрению   проблемного   поля   и   выделению   подпроблем,   формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы); целеполаганию и планированию деятельности; самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и резул­ти решения  проблемы проекта);    презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов; умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;       поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из инф­го поля; практическому   применению   знаний,   умений   и   навыков   в   различных,   в   том   числе   и   нетиповых, ситуациях;   выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). По завершению работы над каждым проектом учителю необходимо подвести итоги: какие знания, умения и навыки приобрел ученик в ходе проектной деятельности.  2.4. Роль ученика в проектной деятельности Для того чтобы возникшие проблемы были разделены между всеми учащимися данного класса, учебная деятельность должна быть коллективной. Начав действовать сообща, учащиеся в дальнейшем сами регулируют взаимоотношения   и   обсуждают   поставленные   вопросы,   разрешая   спорные   проблемы   в   свободной   дискуссии. Исчезает страх перед неправильным высказыванием, развивается творческое воображение, выполнения различных заданий. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий "фонд информации", в который каждым учеником приносится своя часть и которым пользуются все вместе. При этом они осваивают те стороны учебной  деятельности,   которые   обычно  берет   на   себя   учитель:   целеполагание,   планирование,   контроль   и   учет работы и т.д.  Учебный проект с точки зрения учащихся – это возможность делать что­то интересное самостоятельно, в группе или  самому, максимально используя  свои возможности;  это деятельность, позволяющая  проявить  себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат  этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. 3. Эффективность использования метода проектов в начальной школе Проектное   обучение   представляет   собой  не   просто  освоение   уже  известного,   а  порождение   новых  форм реальной деятельности, которые задействуют мышление, обеспечат становление собственных средств деятельности, освоение информационного окружения, использование потенциала самой личности.  Проектная   деятельность   способствует   развитию   у   школьника     чувства   ответственности,   обязательности, серьезного   отношения   к   учебе.   Для   ученика   результат   и   знания,   полученные   в   ходе   проектной   деятельности, становятся   важнее   отметки.   Ученик   получает   знания   самостоятельно   и   учится   самоконтролю,   самооценке, самоанализу. Отношения учитель – ученик в проектной деятельности строятся на принципиально разных ценностях и позициях в сравнении с традиционной школой. Все выше сказанное влияет на качество  знаний, умений и навыков. Использование в своей педагогической работе метода проектов ( не только на уроке, но и во внеурочной деятельности), привело к следующим изменениям: ­  у учащихся повысился интерес к работе с различными источниками, в т.ч. с Интернет ресурсами; ­ ученики умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал; ­ умеют  обосновывать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты. Таким образом, анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проектная деятельность предоставляет новые возможности решения методических задач. В то же время   для   успешного   использования   данного   метода   необходимо   учитывать   специфику   не   только   конкретной учебной дисциплины, но особенности каждого типа проектов. 4. Заключение Современная   школа   должна   не   только   сформировать   у   учащихся   определенный   набор   знаний,   но   и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно­познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым инновационным  технологиям.  Сегодня мы все чаще говорим о толерантности, терпимости, о толерантной педагогике. Она закладывается тогда, когда мы даем детям возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, даже если оно отличается от позиции остальных, слушать мнение других, вступать в дискуссию. Именно эти качества личности можно развить  внедрения в практику метода проектов. Начинать эту работу необходимо в начальной школе.

«Проектно-исследовательские технологии в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии   в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии   в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии   в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии   в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии   в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии   в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии   в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии в начальной школе»

«Проектно-исследовательские технологии   в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018