Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"
Оценка 4.8

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"

Оценка 4.8
Семинары
doc
воспитательная работа
Взрослым
30.04.2018
Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся  в начальной школе"
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (А. Дистерберг) Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям "ничейные " знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку- энциклопедиста и теряет творца и деятеля.....Обобщение опыта работы
Плохой учитель преподносит истину.doc
Выступление на методическом семинаре Конкурс «Учитель года ­ 2016» «Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе». Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «СШ №12 г. Ельца» высшей квалификационной категории Сенчакова Галина Олеговна Сл.3 Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. ( А. Дистервег ) Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. (Б.Шоу) Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Отсюда – нежелание детей учиться. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В своей деятельности я опираюсь на Федеральный закон об образовании в Российской Федерации и Федеральный государственный образовательный стандарт. Итак, если основной целью учителя является научить учиться, а основной задачей выпускника – быть конкурентно способным, то может ли методическая деятельность быть способом достижения предметных, метопредметных и личностных результатов. Мы знаем, что каждый ребенок наделен способностями, которые необходимо раскрывать и развивать. Как же это лучше сделать? Давайте обратимся к мнению ученых, которые утверждают, что обучающийся держит в голове то, что высказали и практически выполнили. СЛ.4 Известный педагог и психолог Александр Ильич Савенков говорит так: «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». А так как дети по природе своей исследователи, то путь к осознанию всего идет через самостоятельную работу. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни. Сл.5 В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Работая по программе «Школа России», я применяю в своей работе исследовательскую и проектную деятельность. Сл.6 Опираясь на опыт ученых Обухова, А.И.Савенкова, Леонтович и на свой собственный опыт в школе, заметила, что у детей при исследовании начинает развиваться и формироваться любознательность. Они замечают то, мимо чего прошли бы раньше. При этом на уроках окружающего мира у них формируется экологическая культура в целом. Что в сознательном возрасте может быть приведет их в какую- то исследовательскую профессию. В связи с этим я считаю, что исследовательская деятельность – перспективная форма обучения в школе. Сл.7 Этой теме посвящено мое выступление сегодня «Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе». Наблюдая в процессе работы за детьми, отметила следующее, что у детей путаются мысли, они не могут выразить их, свои идеи, выделить главное, занижена самооценка, они не уверенны в своих силах. Поэтому я поставила своей целью формировать у обучающихся исследовательский тип мышления, что помогает им развиваться и быть более активными . Эти цели реализую через следующие задачи: 1. обучать проведению учебных исследований младших школьников;  2. развивать творческую исследовательскую активность детей;  3. стимулировать   у   детей   интерес   к   фундаментальным   и   прикладным наукам, 4. ознакомить с научной картиной мира;  5. вовлечь родителей в учебно­воспитательный процесс.  Сл.8 В своей работе использую несколько видов творческой деятельности младших школьников. К ним относятся следующие виды работ: • информационно-реферативные; • натуралистические и описательные; • исследовательские. Сл.9 Широкое использование исследовательской деятельности создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества; дает возможность использовать различные источники знаний; учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение; обучает приемам публичного выступления; дает опыт литературной речи; позволяет активно использовать информационные технологии; создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения; развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников. Реализация данного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым учащимся использовать свои сильные стороны. Сл.10 Ещё Конфуций говорил: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.» «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом» К.Д. Ушинский Исследовательская деятельность позволяет комплексно решать задачи воспитания, образования и развития ребенка в социуме и может быть организована в разных формах. Сл.11 Например, урок – экскурсия. Во время этих уроков дети самостоятельно формулируют гипотезу, определяют цели, исследуют различными методами живые объекты и обобщают результаты. Это исследовательская работа «Птицы Липецкой области», которая завершилась созданием стенгазеты. Сл.12 Дети принимали участие в таких исследованиях, как «Какие листья опадают первыми», «Огонь- друг или огонь – враг?», «Заповедники Липецкой области», по математике «Числа в загадках, пословицах, сказках» , «Площадь фигур», «История моей семьи в истории моей страны» и другие. Если вспомнить «Окружающий мир» в начальной школе, то без практических знаний невозможно запомнить и выучить некоторые вопросы, получить определенные знания. (Уроки «Пожар!», «Что такое листья», «Сравнение дли отрезков»)(на 2-х отрезках нитей) Это всё развивает у детей творческое мышление и самостоятельность. В программе А.А.Плешакова есть практические работы, опирающиеся на опыты, которые мы проводим в классе. Только в результате этих работ, ребенок получит необходимые для него в жизни знания. Мы выполняем не какие – то скучные опыты, а исследования связанные с жизнью человека, которые помогают понять природу бытия.(по внешнему виду, на ощупь исследовали снег и лед, их св-ва. С каким интересом и азартом дети показывали эти опыты дома , родителям. А те в свою очередь на следующий же день рассказывали об этом друг другу. Это сплачивает детей и родителей.) И эту искру в глазах и тех и других погасить никак нельзя! Некоторые исследования дети проводят вместе с родителями в домашних условиях, показывая родителям, что они уже взрослые.(Урок ОМ «Как растут растения»исследования дети будут делать сами…) Ждут, чтобы родители оценили действия и навыки , полученные в школе на уроках. Сл.13 Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя. Ребенок должен хотеть спросить о чем-то и пожелать найти на свой вопрос ответ даже, может быть и с помощью учителя. Так об этом говорил в стихотворении С.Я. Маршак Он взрослых изводил вопросом «Почему?» – Его прозвали «маленький философ». Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «Почему?». Сл.14 Дети, задающие вопросы, более активны, развиты, участвуют в конкурсах, олимпиадах по «Окружающему миру», «Русскому языку» и другим предметам, получают дипломы и грамоты. Сл.15 (комментарий) Но самое важное для меня, что дети, которые имеют низкую самооценку, тихо и не уверенно отвечают на уроке, начинают развиваться, не бояться окружающих при ответе и результат на лицо. (Фрагмент урока «Пожар»)Сл.16 Важен личностный рост каждого ученика – исследователя. Но я люблю своих детей всех без исключения. Сл.17 Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей. Сл.18 Выпускник современной школы должен обладать практико- ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. В 1 классе я провожу анкету, чтобы понять, как ребенок относится к изучению нового. Сл.19. Результаты анкетирования в этом году получились следующие……… Ведущую роль в обучении должны играть творческие методы. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Сл.20 плану…………. Исследовательскую работу проводим по следующему Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. (Обучающиеся моего класса принимают участие в олимпиаде «Юный филолог» ЕГУ им. Бунина) В отличие от «взрослой» конференции, здесь создают «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, отмечают, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Сл.21 На слайде вы можете видеть результат включения детей в исследовательскую деятельность за последние 4 года. Результаты исследований дети применяют в жизни, используют, чтобы сохранить свое здоровье или определенный природный объект. Это важно для нас, как учителей, так и для подрастающего поколения. Работы детей применяю на своих уроках в следующих классах. Сл.22 Делюсь своими наработками на своем учительском сайте. Сл.23 «Познание начинается с удивления», - это сказал еще Аристотель. (Вы можете видеть блеск в глазах детей на фото. Я постараюсь , чтобы таких горящих глаз было больше.) Напоследок хочется сказать, что за 28 лет работы в школе, я поняла, что умение проводить исследования важно не только потому, что исследователь погружается в экологические или научные процессы, но и меняется картина мира. Важно, чтобы ученики ставили перед собою новые вопросы и имели желание ответить на них. Сл.23 Закончить хотела словами Д.И. Менделеева «Кажется сделано так много, ан нет недосказанного еще больше.» Поэтому я буду продолжать эту работу со своими учениками. Сл.24 Спасибо вам за внимание!

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся  в начальной школе"

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся  в начальной школе"

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся  в начальной школе"

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся  в начальной школе"

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся  в начальной школе"

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся  в начальной школе"

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"

Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся  в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018