Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"
Оценка 4.8
Семинары
doc
воспитательная работа
Взрослым
30.04.2018
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (А. Дистерберг)
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям "ничейные " знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку- энциклопедиста и теряет творца и деятеля.....Обобщение опыта работы
Плохой учитель преподносит истину.doc
Выступление на методическом семинаре
Конкурс «Учитель года 2016»
«Организация
исследовательской
деятельности
обучающихся в
начальной школе».
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «СШ №12 г. Ельца»
высшей квалификационной категории
Сенчакова Галина Олеговна
Сл.3
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. ( А.
Дистервег )
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. (Б.Шоу)
Современную школу философы называют капканом, выставленным
человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные
от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае
всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Отсюда –
нежелание детей учиться.
Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся
достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как
общество сможет подготовить людей к решению своих проблем?
Для решения этой задачи необходимо отойти от классического
формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на
основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль
должны играть творческие методы обучения.
В своей деятельности я опираюсь на Федеральный закон об
образовании в Российской Федерации и Федеральный государственный
образовательный стандарт. Итак, если основной целью учителя является
научить учиться, а основной задачей выпускника – быть конкурентно
способным, то может ли методическая деятельность быть способом
достижения предметных, метопредметных и личностных результатов.
Мы знаем, что каждый ребенок наделен способностями, которые
необходимо раскрывать и развивать. Как же это лучше сделать? Давайте
обратимся к мнению ученых, которые утверждают, что обучающийся держит
в голове то, что высказали и практически выполнили.
СЛ.4
Известный педагог и психолог Александр Ильич Савенков говорит
так: «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое,
проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая
на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже
добытые кем-то знания в «готовом виде». А так как дети по природе своей исследователи, то путь к осознанию
всего идет через самостоятельную работу.
А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении
данной проблемы.
Подобная деятельность,
ставящая учащихся в позицию
«исследователя», занимает ведущее место в современных системах
развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас
особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность
является ведущей и определяет развитие главных познавательных
особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы
мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных
знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах
закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе,
но и в жизни.
Сл.5
В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова говорится о
том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно
развивается в разнообразной учебной деятельности,
имеющей
исследовательскую направленность.
Работая по программе «Школа России», я применяю в своей работе
исследовательскую и проектную деятельность.
Сл.6
Опираясь на опыт ученых Обухова, А.И.Савенкова, Леонтович и на
свой собственный опыт в школе, заметила, что у детей при исследовании
начинает развиваться и формироваться любознательность. Они замечают то,
мимо чего прошли бы раньше. При этом на уроках окружающего мира у них
формируется экологическая культура в целом. Что в сознательном возрасте
может быть приведет их в какую- то исследовательскую профессию.
В связи с этим я считаю, что исследовательская деятельность –
перспективная форма обучения в школе.
Сл.7
Этой теме посвящено мое выступление сегодня «Организация
исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе».
Наблюдая в процессе работы за детьми, отметила следующее, что у
детей путаются мысли, они не могут выразить их, свои идеи, выделить
главное, занижена самооценка, они не уверенны в своих силах. Поэтому я
поставила своей целью формировать у обучающихся исследовательский тип
мышления, что помогает им развиваться и быть более активными . Эти цели
реализую через следующие задачи:
1. обучать проведению учебных исследований младших школьников;
2. развивать творческую исследовательскую активность детей;
3. стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным
наукам, 4. ознакомить с научной картиной мира;
5. вовлечь родителей в учебновоспитательный процесс.
Сл.8
В своей работе использую несколько видов творческой деятельности
младших школьников. К ним относятся следующие виды работ:
• информационно-реферативные;
• натуралистические и описательные;
• исследовательские.
Сл.9
Широкое использование исследовательской деятельности создаёт
среду для расширения возможностей самообразования школьников,
развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества; дает
возможность использовать различные источники знаний; учит вступать в
дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение; обучает приемам
публичного выступления; дает опыт литературной речи; позволяет
активно использовать информационные технологии; создаёт условия для
вариативности и дифференциации обучения; развивает исследовательские
умения, творческий потенциал школьников.
Реализация данного вида деятельности даёт возможность не
только успевающим, но и слабым учащимся использовать свои сильные
стороны.
Сл.10
Ещё Конфуций говорил:
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я
пойму.»
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным процессом»
К.Д. Ушинский
Исследовательская деятельность позволяет комплексно решать
задачи воспитания, образования и развития ребенка в социуме и может быть
организована в разных формах.
Сл.11
Например, урок – экскурсия. Во время этих уроков дети
самостоятельно формулируют гипотезу, определяют цели, исследуют
различными методами живые объекты и обобщают результаты. Это
исследовательская работа «Птицы Липецкой области», которая завершилась
созданием стенгазеты.
Сл.12
Дети принимали участие в таких исследованиях, как «Какие листья
опадают первыми», «Огонь- друг или огонь – враг?», «Заповедники Липецкой области», по математике «Числа в загадках, пословицах, сказках» , «Площадь
фигур», «История моей семьи в истории моей страны» и другие.
Если вспомнить «Окружающий мир» в начальной школе, то без
практических знаний невозможно запомнить и выучить некоторые вопросы,
получить определенные знания. (Уроки «Пожар!», «Что такое листья»,
«Сравнение дли отрезков»)(на 2-х отрезках нитей)
Это всё развивает у детей творческое мышление и
самостоятельность.
В программе А.А.Плешакова есть практические работы,
опирающиеся на опыты, которые мы проводим в классе. Только в результате
этих работ, ребенок получит необходимые для него в жизни знания. Мы
выполняем не какие – то скучные опыты, а исследования связанные с жизнью
человека, которые помогают понять природу бытия.(по внешнему виду, на
ощупь исследовали снег и лед, их св-ва. С каким интересом и азартом дети
показывали эти опыты дома , родителям. А те в свою очередь на следующий
же день рассказывали об этом друг другу. Это сплачивает детей и
родителей.) И эту искру в глазах и тех и других погасить никак нельзя!
Некоторые исследования дети проводят вместе с родителями в
домашних условиях, показывая родителям, что они уже взрослые.(Урок ОМ
«Как растут растения»исследования дети будут делать сами…) Ждут, чтобы
родители оценили действия и навыки , полученные в школе на уроках.
Сл.13
Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых
ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения,
размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда
показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности
исследователя. Ребенок должен хотеть спросить о чем-то и пожелать найти
на свой вопрос ответ даже, может быть и с помощью учителя.
Так об этом говорил в стихотворении С.Я. Маршак
Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
Сл.14
Дети, задающие вопросы, более активны, развиты, участвуют в
конкурсах, олимпиадах по «Окружающему миру», «Русскому языку» и другим
предметам, получают дипломы и грамоты.
Сл.15 (комментарий)
Но самое важное для меня, что дети, которые имеют низкую
самооценку, тихо и не уверенно отвечают на уроке, начинают развиваться, не бояться окружающих при ответе и результат на лицо. (Фрагмент урока
«Пожар»)Сл.16
Важен личностный рост каждого ученика – исследователя. Но я
люблю своих детей всех без исключения.
Сл.17
Практика проведения с младшими школьниками учебных
исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной
или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и
ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности
детей.
Сл.18
Выпускник современной школы должен обладать практико-
ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в
социум и адаптации в нём. В 1 классе я провожу анкету, чтобы понять, как
ребенок относится к изучению нового.
Сл.19. Результаты анкетирования в этом году получились
следующие………
Ведущую роль в обучении должны играть творческие
методы. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое
место занимает исследовательская творческая деятельность.
Сл.20
плану………….
Исследовательскую работу проводим по следующему
Итогом исследовательской работы может быть выступление на
детской конференции. (Обучающиеся моего класса принимают участие в
олимпиаде «Юный филолог» ЕГУ им. Бунина)
В отличие от «взрослой» конференции, здесь создают «ситуацию
успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества,
отмечают, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую
деятельность.
Сл.21
На слайде вы можете видеть результат включения детей в
исследовательскую деятельность за последние 4 года.
Результаты исследований дети применяют в жизни,
используют, чтобы сохранить свое здоровье или определенный природный
объект. Это важно для нас, как учителей, так и для подрастающего
поколения. Работы детей применяю на своих уроках в следующих классах.
Сл.22 Делюсь своими наработками на своем
учительском сайте.
Сл.23
«Познание начинается с удивления», - это сказал еще Аристотель.
(Вы можете видеть блеск в глазах детей на фото. Я постараюсь ,
чтобы таких горящих глаз было больше.) Напоследок хочется сказать, что за 28 лет работы в школе, я поняла,
что умение проводить исследования важно не только потому, что
исследователь погружается в экологические или научные процессы, но и
меняется картина мира. Важно, чтобы ученики ставили перед собою новые
вопросы и имели желание ответить на них.
Сл.23
Закончить хотела словами Д.И. Менделеева «Кажется сделано так
много, ан нет недосказанного еще больше.» Поэтому я буду продолжать эту
работу со своими учениками.
Сл.24
Спасибо вам за внимание!
Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"
Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"
Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"
Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"
Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"
Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"
Выступление на методическом семинаре "Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.