Выступление на педагогическом совете по теме: «Имидж педагога»
Оценка 4.8

Выступление на педагогическом совете по теме: «Имидж педагога»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
22.03.2018
Выступление на педагогическом совете по теме: «Имидж педагога»
На учителя смотрят внимательно… Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов. «Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало приметное, не забыл до сих пор…»,-писал В.Астафьев. Или в воспоминаниях М.Шагинян читаем: «Помню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый».Имидж должен отражать личностные качества учителя: профессиональную компетентность, творческий и духовно-нравственный потенциал, владение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, способность к непрерывному образованию.
ИМИДЖ.doc
Выступление на педагогическом совете по теме: «Имидж педагога»        Имидж возник как следствие социальных потребностей и призван  обеспечить эффективную деятельность по их удовлетворению. Стартовой  точкой возникновения имиджа является спровоцированное социумом желание нравиться, чтобы достигать своих эгоистических целей. В современных  педагогических словарях имидж учителя определяется как эмоционально  окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании учеников,   коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж должен  отражать личностные качества учителя: профессиональную компетентность,  творческий и духовно­нравственный потенциал, владение прогрессивными  технологиями обучения и воспитания, способность к непрерывному  образованию. Имидж учителя выполняет следующие функции:  профессиональную ­ способствует выполнению функции обеспечение  высокого качества обучения и воспитания; социальную – способствует  развитию творческой активности учащихся, повышению статуса и престижа  профессии  учителя, повышению общественной значимости этой профессии;  духовно – нравственную­ оказывает влияние на формирование личности  ученика, проявляющуюся в отношении к окружающим людям, к природе, к  предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся;  визуальную­ оказывает влияние на формирование положительного внешнего  впечатления, воспитывает культуру внешности.         Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только  лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и  успешнее работает! Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной  форме, которая может содержать следующие структурные компоненты:  индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные,  деятельностные и внешнеповеденческие. В образе конкретного учителя  соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи.  Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так  и о чисто профессиональных качествах педагога.          В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М.Митиной,  выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.          Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса,  костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может  создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или  препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое  общение.          Профессиональная деятельность, по мнению Л.М.Митиной,  раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм,  пластичность, выразительность и т.д. «Эмоционально богатый учитель,  владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и  целенаправленно их применяющий…», способен «оживить урок», сделать его  экспрессивным, приблизить к естественному общению.          Внутренняя составляющая­это внутренний мир человека, представление  о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его  личность в целом.          Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные  компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные,  особенности профессиональной деятельности и поведения.           В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж  профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики,  свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа­стереотипа.  Общество порождая требования к профессиональному имиджу учителя,  влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными  остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям,  доброжелательность, искренность, умение общаться.           «Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к  достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога  безупречен»,­пишет В.М.Шепель.            Кроме общего имиджа, существуют и более дифференцированные  образы, связанные с уровнем оценки профессионализма педагога, его  педагогического стиля.            Понятие «стиль» многозначное. Под стилем педагога обычно понимают  стиль его работы, стиль взаимоотношений между участниками  образовательного процесса (учитель­ученик, учитель­учитель, учитель­ администрация), контакты с родителями учащихся, манеры поведения и  привычки педагога, характеризующиеся особенными отличительными  чертами. В контексте того, что учитель является руководителем ученического коллектива, можно говорить о стиле педагогического руководства. Стиль  руководства выражается в том, какими приемами учитель побуждает  коллектив к действию, к инициативному и творческому решению задач,  стоящих перед классом, как контролирует результаты деятельности. Обычно  стиль отличается устойчивостью, но устойчивость эта относительна,  поскольку стилю присуща определенная динамика. Умение быть мобильным в стилевых проявлениях рассматривается как достоинство и многими  исследователями ценится так высоко, что, по их заверению, «наилучший тип  руководителя­это динамический» и что «умение руководить­ это умение  менять стиль руководства». Наиболее распространенной классификацией  стилей руководства является их деление на авторитарный, либеральный и  демократический. Учитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично решает  все вопросы жизнедеятельности класса, определяет каждую конкретную цель,  исходя лишь из собственных установок, строго контролирует решение любой  задачи и субъективно оценивает результаты. Ему в большей мере характерно  требовательное и в меньшей степени уважительное отношение к учащимся.  Авторитарный педагог может добиться слепого подчинения путем диктата,  нажима, психологического давления. Учащиеся, как правило, боятся такого  учителя. Дети внешне заискивают перед ним и одновременно награждают его  обидными прозвищами. Авторитарному педагогу в большинстве случаев не  доверяют. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще  всего приводит к возникновению конфликтных ситуаций.             Либеральный стиль реализует тактику невмешательства, основу  которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами школы и учащихся. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные  обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Для либерального стиля в  большей мере характерно уважительное и в меньшей степени требовательное отношение к учащимся. Авторитетом среди детей такой учитель не  пользуется, так как школьники чувствуют его психологическую слабость; он непоследователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не  доводит до логического завершения. Атмосфера в классе не рабочая,  дисциплина  неудовлетворительная. Несмотря на кажущуюся  противоположность либерального и авторитарного стилей, у них есть общие  особенности: дистанционные отношения между учителем и учениками,  отсутствие между ними доверия, обособленность и отчужденность учителя,  демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения.                 Демократический стиль предполагает, что учитель ориентирован на развитие активности учащихся, привлечение каждого ребенка к решению  общих задач. Демократический стиль более приемлем в реализации учебно­ воспитательного процесса. Учитель, проявляющий в равной мере высокий  уровень требовательности и уважения к учащимся, пользуется доверием и  авторитетом у коллег, к его мнению прислушиваются, часто обращаются за  помощью. Основная особенность этого стиля ­ взаимоприятие и  взаимоориентация. Для формирования позитивного имиджа учителю  необходимо овладеть демократическим стилем взаимодействия с  учащимися, создавать «мажорный» психологический климат в классе и  поощрять открытость и доверие учеников.              Все компоненты структуры имиджа взаимосвязаны и  взаимодополняемы.              На учителя смотрят внимательно… Образ учителя сохраняется в  памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут  служить воспоминания различных писателей и публицистов. «Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо,  хотя и мало приметное, не забыл до сих пор…»,­писал В.Астафьев. Или в воспоминаниях М.Шагинян читаем: «Помню, был у нас армянин, учитель  истории. Он был очень некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый». Эти  и многие другие воспоминания людей показывают, что образ учителя  сохраняется в памяти в деталях его внешнего облика.           В.А.Кан­Калик отмечал: «Учитель должен тщательно готовиться к  первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей. Первая встреча  формирует представление о личности воспитателя, так как облик и  внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От  успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит  успешность осуществления всего процесса коммуникации». Таким образом,  акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он  определяет весь дальнейший ход взаимодействия.           На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко  довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление  об учителе играет большую роль в возникновении педагогического  воздействия, влияния на детей.             Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика  человека.             В современном российском обществе профессия учителя утратила  былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения.  Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли  только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к  нему со стороны учащихся и родителей. Что могут сделать сами учителя,  чтобы поднять престиж профессии.            Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами  каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии  формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных  особенностей ее представителей.

Выступление на педагогическом совете по теме: «Имидж педагога»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Имидж педагога»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Имидж педагога»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Имидж педагога»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Имидж педагога»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Имидж педагога»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Имидж педагога»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Имидж педагога»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018