Проектные умения. Этапы работы над проектом
Оценка 4.9

Проектные умения. Этапы работы над проектом

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
библиотека
Взрослым
07.02.2017
Проектные умения. Этапы работы над проектом
Публикация является частью публикации:
этапы работы над проектом.doc
Методика осуществления учебного проекта Этапы работы методом проектов В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы: 1­й — погружение в проект; 2­й — организация деятельности; 3­й — осуществление деятельности 4­й — презентация результатов Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень кратко можно пояснить с  помощью следующей таблицы: Учитель 1 Формулирует:* 1) проблему проекта; 2) сюжетную ситуацию; 3) цель и задачи Учащиеся 2 1 этап — погружение в проект Осуществляют: 1) личностное присвоение проблемы; 2) вживание в ситуацию; 3) принятие, уточнение и дополнение цели и  задачи  *Формулирование учебного проекта производится с учётом возраста учащихся. 2 этап — организация деятельности Организует предлагает:**   деятельность   — 4) организовать группы; 5) распределить амплуа в группах; 6)   спланировать   деятельность   по решению задачи проекта; 7)   возможные   формы   презентации результатов Осуществляют: 4) разбивку на группы; 5) распределение ролей в группе; 6) планирование работы; 7) выбор формы и способа презентации  предполагаемых результатов **Оснащение всем необходимым и создание условий для самостоятельной работы. 3 этап — осуществление деятельности Не участвует, но: 8)   консультирует   учащихся   по необходимости; 9) ненавязчиво контролирует; 10) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; 11)   репетирует   учениками   с Работают активно и самостоятельно: 8) каждый в соответствии со своим амплуа и  сообща; 9) консультируются по необходимости; 10) “добывают” недостающие знания; 11) подготавливают презентацию результатов предстоящую презентацию результатов 1 4 этап — презентация 2 Принимает отчёт: 12) обобщает и резюмирует полученные результаты; 13) подводит итоги обучения; 14)   оценивает   умения:   общаться,   обосновывать   свое   мнение, слушать, толерантность и др.; Демонстрируют:  12) понимание проблемы, цели и задач; 13) умение планировать и осуществлять работу; 14) найденный способ решения проблемы; 15) рефлексию деятельности и результата; 16)   дают   взаимооценку   деятельности   и   ее результативности 15)   акцентирует   внимание   на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности   умений   и   навыков   проектной   деятельности.   Даже   ученики   начальных   классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали по 1–2 проектам, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте. Тем не менее, каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности — самостоятельности можно представить в следующей схеме: 1­й этап Последний этап Учитель Ученик Учитель Ученик Учитель Ученик 2­й и 3­й этапы Как видим,  роль учителя, несомненно, велика  на первом  и последнем  этапах. И от того, как учитель   выполнит   свою  роль   на   первом   этапе   —   этапе   погружения   в   проект,  —   зависит   судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. При   обучении   элементам   проектирования   (специфическим   умениям),   в   рамках   ли   работы   над проектом   или   вне   проектной   деятельности,   степень   включённости   педагога   в   деятельность   детей может быть разной в зависимости от степени сформированности этих специфических умений. Проследим весь ход осуществления учебного проекта от момента его предъявления учащимся до завершения самоанализа проделанной работы учащимися и подведения итогов учителем. 1­й этап — погружение в проект Первый   этап   осуществления   проекта   —   самый   короткий,   но   очень   важный   для   получения ожидаемых   результатов   от   проектной   технологии.   На   этом   этапе   учитель   стимулирует   интерес учащихся к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной  ракурс рассмотрения  темы, формулирует  проблему проекта.  Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, её уточняющих (проблематизация). В результате проблематизации,  цель  определяют и  задачи проекта  — поиск способа или способов решения проблемы проекта. Погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого­педагогических механизмов   воздействия   на   учащихся.   (Этой   части   технологии   будет   уделено   внимание   в дальнейшем.) 2­й этап — организация деятельности На   этом   этапе   организуется   деятельность   детей.   Если   проект   групповой,   то   необходимо организовать детей в группы, определить  цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы учитель может поручить ученикам — им лучше известны все симпатии  и антипатии в детском коллективе.  Однако если в классе  есть “изгои”, требуется вмешательство учителя. Как показывает опыт, всегда найдётся ученик, который предпочёл  бы  индивидуальную   работу. Не  будем  настаивать  на чем­либо   против   его желания   — найдём ему работу в проекте, которую он сможет выполнять один. Если по замыслу проекта учитель определяет одного или нескольких участников группы, свобода выбора учащихся несколько меньше. И всё­таки хотя работа контролируется учителем, это самостоятельное дело детей. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Безусловно, необходимо   понимать,   что,   когда   планируется   проектная   деятельность,   может   возникнуть нетривиальная   ситуация,   поскольку   проекты   весьма   разнообразны.   Они   бывают   очень   и   не   очень большими по продолжительности, могут предполагать разнородную деятельность. Например, сначала ученикам необходимо познакомиться с информацией по теме проекта, найти статьи в журналах и посмотреть, что пишут об этом ученые. Следующий этап в их работе — сделать собственные замеры, как, например, в проекте “Кислотные дожди”. Далее следует обобщить то и другое. Следующий этап — выступление с результатами ученического исследования. Затем — анкетирование: например, что думает население по данной проблематике. Такая деятельность может осуществляться последовательными этапами или идти параллельно и одновременно в разных группах своя. При работе над проектом “Мультимедийный альбом для Москвоведения” (проекты московских школ   —   участниц   экспериментальной   площадки   “Москвоведение”)   дети   разбивались   на   группы. Каждая группа запечатлевала  фотокамерой,  видеокамерой  свой  кусочек микрорайона.  Затем весь материал монтировался в общую сюжетную канву, сопровождался музыкой, голосовым комментарием и  т.д.  А составляли  сценарий,  возможно, все вместе,  до того как расходились  по группам. Т. е. планирование   может   быть   параллельным   или   последовательным.   Этапы   могут   осуществляться последовательно   или   одновременно.   Степень   включённости   педагога   может   быть   разной   в зависимости   от   степени   сформированности   специфического   умения   планировать   коллективную   и индивидуальную деятельность. 3­й этап — осуществление деятельности После того, как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель, вообще может “потеряться” т. е. стать таким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята всё делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Предполагается, что мы   подготовили   детей   к   владению   всеми   методами   и   технологиями,   которые   они   должны использовать в самостоятельной работе. Например,   в   социальном   проекте:   составление   опросника,   проведение   опроса,   обработка результатов опроса — всё это требует умения и навыков в использовании технологий социологии и социальной психологии. Работа над проектом может продолжиться: публикация в журнале, в газете, в каких­то   других   печатных   органах,   важных   для   микросоциума,   для   города,   может   быть   —   для страны;   депутатский   запрос;   законодательная   инициатива   и   т.   п.   Почему   бы   и   нет?   Если   дети обратятся к какому­либо депутату, он может выйти с определенной законодательной инициативой. Мои   ученики,   когда   исследовали   загрязненность   большого   города,   провели   опрос,   готовы   ли жители   отказаться   от   легковой   машины   и   ездить   на   работу   на   велосипеде   для   того,   чтобы   не загазовывать воздух большого города. Может быть, для Москвы — это слишком жестко поставленный вопрос — они получили много отрицательных ответов. А для города средней величины, для такого маленького   города,   например,   как   Дубна,   это   вполне   приемлемое   решение.   Дети   опрашивали население,   составляли   опросник   —   это   специфическая   работа,   так   как   у   нас   в   школе   не   учат составлять опросники для изучения общественного мнения. А такой деятельности надо учить, даже если это не предусмотрено программой обучения.  Если   дети   должны   провести   какое­то   исследование   в   рамках   проекта,   они   должны   владеть методами и технологиями данного исследования (химического, биологического, физического и пр.). Учить этому необходимо заранее, до начала работы над проектом, когда эти умения потребуются. Безусловно, если учитель не владеет этими методами, ему не следует работать над таким проектом, потому   что   в   любой   момент,   когда   возникнут   трудности,   когда   дети   натолкнутся   на   какие­то подводные камушки, учитель обязан прийти им на помощь. Когда детям не хватает знаний каких­то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно “держит руку на пульсе”: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности. Пускать всё на самотёк, стихийную самостоятельность нельзя. А   вот   этнографический   проект   (из   опыта   проектных   работ   в   Донской   гимназии   г.   Москвы): учащиеся   летом   ездили   в   российскую   глубинку,   собирали   народные   песни,   делали   зарисовки костюмов, слушали рассказы старожилов. Затем они обработали свои записи и наблюдения, а для презентации   решили   сшить   типовой   фольклорный   костюм,   характерный   для     местности,   где проводились этнографические исследования. Шили­шили — и остановились: не знают, как притачать тесьму. Учитель должен прийти им на помощь, а для этого он должен владеть технологией пошива и притачивания тесьмы и многого другого, что может понадобиться. Дети же делают работу настолько самостоятельно, насколько они это умеют. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки  4­й этап — презентация результатов зрения учителя бесспорно обязателен.  Он необходим для завершения работы, для анализа  проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно. Ощущение законченности появляется на презентации. Когда подходит время   анализировать,   подводить   итоги   проделанной   работе,   ученики   относятся   к   этому   как   к штатной, плановой ситуации. О том, что им это предстоит делать, они знают уже в начале работы над проектом, учитывают при планировании.  Итак,   ребята   уже   поработали,   что­то   сделали.   На   первый   взгляд,   кажется,   что   работа   была нацелена на изготовление некоего продукта: дети делали макет, или слайд­шоу, или альманах, или шили фольклорный костюм. Но интересующий нас результат проектной деятельности — это прежде всего ход самой деятельности. Нас, учителей, интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений. Для учеников момент презентации — предъявление роста своей компетентности,  самоанализа.  Результатом работы над проектом является   найденный способ решения его проблемы. О нём и надо рассказать прежде всего, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, как была поставлена проблема,   какими   были   вытекающие   из   неё   цель   и   задачи   проекта,   кратко   охарактеризовать возникавшие   и  отвергнутые,   побочные   способы  её   решения  и   показать   преимущество  выбранного способа.   Нелишним   будет   пояснить,   а   если   это   возможно,   то   и   показать,   как   необходимо осуществлять предлагаемый способ решения.   То,   что   в   ходе   подготовки   к   презентации   дети   готовят,   мы   называем  продуктом   проектной деятельности.   Это   могут   быть   рисунки,   плакаты,   слайд­шоу,   видео   сюжеты,  Web­сайт,   газета, альманах,   костюмы,   макеты,   сценарий   и   прочее.   Всё   это   готовится   и   предъявляется   в   качестве наглядного решения проблемы. Так,   если   ученики   решали   проблему   коммуникации   между   двумя   соседними   сёлами, расположенными по обе стороны реки, и у них родилась идея наведения понтонного моста через реку, то это не значит, что результатом проекта должен быть наведённый мост. Нет! Результатом работы над   проектом   будет   ход   мыслительной   деятельности   детей,   собранная   ими   информация, приобретённые   по   ходу   работы   знания,   порождённые   и   отвергнутые   по   тем   или   иным   причинам варианты   решения   проблемы     и,   наконец,   найденный   конструктивный   замысел.   Об   этом   замысле необходимо   доходчиво   и   наглядно   рассказать,   предъявляя   результат   своей   работы.   По   всей видимости,   в   этом   случае   хорошо   бы   показать   эскиз   задуманного   моста,   может   быть,   какие­то расчёты и характеристики, план или способ проведения работ по его строительству. Вот это и будет презентацией результата работы над проектом. Учебный   проект   тем   и   отличается   от   просто   коллективно   подготовленного   мероприятия   или групповой работы с представлением наглядных результатов, что демонстрируется главный результат работы над проектом — анализ деятельности и предъявление способа решения проблемы проекта. Поэтому,  когда   в  одной  английской  школе   показывали  концерт  как   результат   деятельности   в проекте по английской литературе, учителя были разочарованы: это был лишь продукт, а результат был скрыт от зрителя. Как дети к этому готовились, как они к этому результату пришли, почему были отобраны те или другие произведения, следовало объяснить до начала чтения стихов и показа пьес. Таким образом, результат был предъявлен неправильно. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Понадобятся приёмы самоанализа и рефлексии — здесь без этого не обойтись. На   этапе   презентации   роль   учитель   значительно   возрастает.   Он   обобщает,   резюмирует,   дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Проектные умения. Этапы работы над проектом

Проектные умения. Этапы работы над проектом

Проектные умения. Этапы работы над проектом

Проектные умения. Этапы работы над проектом

Проектные умения. Этапы работы над проектом

Проектные умения. Этапы работы над проектом

Проектные умения. Этапы работы над проектом

Проектные умения. Этапы работы над проектом

Проектные умения. Этапы работы над проектом

Проектные умения. Этапы работы над проектом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017