Проектный метод как форма активизации учебной и внеклассной деятельности
Оценка 4.8

Проектный метод как форма активизации учебной и внеклассной деятельности

Оценка 4.8
Контроль знаний +2
docx
Междисциплинарный 4
23.04.2021
Проектный метод как форма активизации учебной и внеклассной деятельности
Проектный метод как форма активизации учебной и внеклассной деятельности Иванова ВВ.docx

Проектный метод как форма активизации учебной деятельности

Иванова Виктория Валериевна

педагог дополнительного образования

Метод проектов, в последнее время широко используемый в педагогической практике, основан на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Применение этого метода позволяет направить деятельность школьников на решение конкретной учебной или воспитательной проблемы. При этом результатом деятельности всегда является продукт, который разработали участники проекта для ее разрешения. Главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных компетенций, т. е. умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности.

Использование метода проектов в рамках существующей классно-урочной системы связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями, следовательно, проектная методика более приемлема во внеурочной деятельности по учебному предмету. Включение же метода проектов в организацию внеклассной или воспитательной работы дает много преимуществ и показывает положительные результаты.

Проектная деятельность позволяет обучающимся получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Поэтому, главный результат проектной деятельности — накопление детьми и подростками коммуникативных, организационных, поведенческих и других навыков. Учащиеся учатся планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, проектировать результат, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

В системе школьного образования была принята определенная типология проектов, классифицируемых Е.С. Полат по доминирующей деятельности учащихся (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой проекты), определяющая результат проектной деятельности (решение социально значимой проблемы, эксперимент, публикация, произведение декоративно-прикладного искусства, сценарий какого-то действия, игры и т. д.).

Проектный метод очень уместен в гуманитарных дисциплинах (история, политология, география, иностранные языки, экология), конструировании и моделировании, образовательной области «Технология», деятельности общественных объединений и организаций детей и подростков.

Проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Среди групповых можно выделить «парные» (для двух обучающихся), микрогрупповые (по 3—4 человека) и классно-групповые (всем коллективом или творческим объединением). Педагогам необходимо помнить, что при использовании проектной методики как в учебной (в системе дополнительного образования), так и во внеклассной деятельности целесообразно чередовать выполнение групповых и индивидуальных проектов.

Классификация современных проектов

Общедидактический принцип

Типы проектов

Краткая характеристика

1

2

3

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности

Исследовательский

Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования

Творческий

Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату

 

Ролево-игровой

Предполагает распределение между участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы

Информационный (ознакомительно-ориентировочный)

Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад, реферат), презентация

Предметно- ориентировочный

Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них

Предметно-

содержательная

область

Монопроект

Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы, требующие тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести

Межпредметный

Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций

Характер

координации

проекта

С открытой координацией (непосредственный)

Предполагает консультационно- координирующую функцию руководителя проекта

Со скрытой координацией (телекоммуникационный)

Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно- познавательную деятельность учащихся — партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности

Характер контактов

Внутренний (региональный)

Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны

Международный

Предполагает участие школьников из разных стран

Количество участников проекта

Личностный

Проводится между двумя партнерами

Парный

Проводится между парами участников

Групповой

Проводится между группами

Продолжительность проведения

Краткосрочный

Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы

Средней продолжительности (1—2 мес.)

Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему

Долгосрочный (до 1 года)

Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему

 


 

Проектный метод как форма активизации учебной деятельности

Проектный метод как форма активизации учебной деятельности

Проектный метод очень уместен в гуманитарных дисциплинах (история, политология, география, иностранные языки, экология), конструировании и моделировании, образовательной области «Технология», деятельности общественных объединений и организаций детей…

Проектный метод очень уместен в гуманитарных дисциплинах (история, политология, география, иностранные языки, экология), конструировании и моделировании, образовательной области «Технология», деятельности общественных объединений и организаций детей…

Структура намечается и остается открытой до окончания работы

Структура намечается и остается открытой до окончания работы

МежпредметныйВыполняется, как правило, во внеурочное время

МежпредметныйВыполняется, как правило, во внеурочное время

Международный Предполагает участие школьников из разных стран

Международный Предполагает участие школьников из разных стран
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2021