Проекто-исследовательская деятельность учащихся по химии и биологии во внеурочное время.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Организация проектной и исследовательской деятельности становится одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме, в их профессиональном самоопределении. Даже со слабыми учащимися, работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если учитель сумеет заинтересовать ученика темой проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над проектом. Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер. В этом коренное отличие проектно-исследовательской деятельности ученика от учебной. В предложенном материале можно найти примеры реализованнх в образовательной организации проектов.
Иконка файла материала Жигулёва С.А._группа 05212_химбио область (1).pptx
ГОУ ДПО ТО « ИПК и ППРО ТО» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Болоховский центр образования №1»  муниципального образования Киреевский район Тульской области Проектно­ исследовательская  деятельность учащихся по химии и биологии   во внеурочное время Из опыта работы зам. директора по УВР  учителя химии и биологии  Жигулёвой Светланы Анатольевны Слушатель курсов группы № 05212 ДПП «Биология и химия в школе: отражение современных  тенденций и научный эксперимент в школе в контексте ФГОС»  (область) 1
Организация проектной  и исследовательской  деятельности становится  одним из важнейших  условий эффективности подготовки  обучающихся  к жизни в социуме,  в их профессиональном  самоопределении. 2
Нередко  наблюдается путаница в пони­ мании обучающимися и их учителями основ проектной с основами   исследовательской деятельности. Проект – с латинского языка переводится как «брошенный  вперёд». Проектирование – про­цесс разработки и создания  определенного продукта (прототипа, прообраза предполагае­ мого или возможного объекта или состояния).  Исследование – это процесс выработки объ­ективно новых  знаний, один из видов по­ знавательной деятельности человека. 3
В преподавании естественных наук, и в  частности  химии, основная задача состоит в  том, чтобы, прежде всего,  заинтересовать учащихся  процессом познания,  научить их ставить вопросы ,  пытаться найти на них ответы,  объяснять результаты,  делать выводы. 4
Методика организации работы над проектом  предусматривает следующие этапы: Подготовка Планирование Исследование  Представление результатов  Оценка результата и процесса   5
Классификация проектов: по количеству учащихся,  участвующих в разработке  проекта  индивидуальные групповые 6 по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта индивидуальныегрупповые
по содержанию  предметные  межпредметные 7 по содержанию предметные межпредметные
По  продолжительности краткосрочные  (1­2 занятия) среднесрочные  (до двух  месяцев) долгосрочные 8 По продолжительностикраткосрочные (1­2 занятия)среднесрочные (до двух месяцев)долгосрочные
9
УЧЕБНЫЙ  ПРОЕКТ  –  метод  учебной  деятельности,  основанный  на  постановке  социально  значимой  цели  и  её  практическом достижении. ВЕДУЩАЯ  ЦЕЛЬ  МЕТОДА  ПРОЕКТОВ  –  овладение  обучающимися новым способом деятельности. В  процессе  работы  происходит    смена  смысла  учебной  деятельности: Репродуктивный  (традиционный)  тип деятельности  ­  учитель  объяснил,  ученик выучил  и воспроизвел  при ответе Продуктивный  (инновационный)  тип деятельности –  самостоятельная  исследовательская  деятельность,  поиск новой  информации,  работа над  практическим  результатом 10
Метод проектирования с элементами исследования коренным  образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе.  Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена  обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения.  11
Исследовательский проект – это возможность делать что­то интересное  самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы,  приложить свои знания, принести пользу и показать публично  достигнутый результат.   Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с  одаренными детьми, на мой взгляд, неверное. 12
Даже со слабыми учащимися, работа над проектами  может дать свои положительные результаты, в случае  если учитель сумеет заинтересовать ученика темой  проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над  проектом. Выполнение проекта требует инициативного,  самостоятельного, творческого решения школьником  выбранной проблемы, а сама проектная деятельность  имеет в основном продуктивный характер. В этом  коренное отличие проектно­исследовательской   деятельности ученика от учебной  13
В своей работе практикую выполнение учениками     проектов разной сложности.  Учащиеся перед началом  работы  над проектом получают инструкции­ это    требования к проекту,  методические рекомендации,  памятки – как  правильно оформить проект,  подготовить сообщение и презентацию. Предварительно  знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в  зависимости от поставленного вопроса готовлю  небольшие презентации, буклеты, где стараюсь  заинтересовать учащихся заняться исследовательской  работой и созданием  проекта. Ребятам предлагаю   примерные темы проектов 14
Работа по методу проектов – это высокий уровень сложности педаго­ гической  определенную  квалификацию учителя. Требования к учебному проекту – совершенно  особые: предполагающий  деятельности,  1.  Необходимо  наличие  социально  значимой  задачи  (проблемы)  –  исследовательской, информационной, практической и пр. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий, то есть  с определения вида продукта и формы его презентации. 3.  Каждый  проект  обязательно  включает  исследовательскую  часть  (составляющую),  выполненную  обучающимися.  Отличительная  черта  проектной  деятельности  –  поиск  информации,  которая  далее  будет  обработана,  осмыслена  и  представлена  обучающимися  –  авторами  проекта. 4.  Результатом  работы  над  проектом  (выходом  проекта)  является  продукт,  то  есть  средство,  которое  разработали  обучающиеся  в  процессе разрешения поставленной проблемы. должен  представлен  общественности  как  наиболее  приемлемое  средство  решения  проблемы. Подготовленный  5.  продукт  быть  6.    Проект  должен  быть  оформлен  в  папку,  в  которой,  помимо  его    окончательного  письменного  варианта,  должны  быть  собраны  все  рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчеты и др. 15
Соотношение проектирования и исследования  следующее: Проектирование  Исследование  1. Разработка и создание  планируемого объекта или его  определенного состояния 1. Не предполагает создание  заранее планируемого объекта 2. Решение практической  проблемы 3. Подготовка конкретного  варианта изменения элементов  среды 2. Создание нового  интеллектуального продукта 3. Процесс поиска неизвестного,  получение нового знания 16
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Болоховский центр образования №1»  муниципального образования Киреевский район Тульской области Проекты прошлых лет фрагменты 17
«Как уберечь себя» (влияние табачного дыма на организм) 2014 г., 2015 г.  Занятие­практикум «Дымок от сигарет» с  учащимися 6 класса.  Проводит Жигулёва С.А. – учитель химии  и биологии (2013­2014 уч.г.) Занятие­практикум «Дыши легко» с  учащимися 6­9 класса.  Проводит Жигулёва С.А. – учитель химии  и  биологии (2014­2015 уч.г.) 18
2015 г. – «Привычная и удивительная поваренная соль» 19
2015 г. – «Привычная и удивительная поваренная соль» Приготовление  раствора  поваренной  соли для  выращивания  кристалла.  20
Опыт №6.Взаимодействие «Кока-колы» с 2016 г. – «Что кроется в газированных напитках» жевательной резинкой. Взаимодействие «Кока­колы» с жевательной резинкой «Олипс».  Результат:  При  реакции  жевательной  резинки,  сначала  я  наблюдала  выделение углекислого газа и  изменения цвета раствора, через 30 минут выпал  осадок  белого  цвета.  Через  4  дня  на  дне  стакана  я  отметила  усиление  количества осадка белого цвета. . Опыт с жевательной резинкой.                        Образование белого осадка через 4 дня.  21
2016 г. – «Что кроется в газированных напитках» Взаимодействие «Кока­колы» с сырым  яйцом и его скорлупой.          Результат: «Кока­кола»  с  сырым яйцом начала взаимодействовать  уже через 10 минут. Я наблюдала  растворение желтка, сворачивание  белка. С яичной скорлупой реакции  происходила медленно. Сначала я  заметила выделение углекислого газ с  поверхности скорлупы, а через 4 дня  скорлупа растворилась настолько, что  стала очень мягкой,  оставив только  пленку. Опыт с куриным яйцом. 22
2016 г. – «Схожесть продуктов  питания и их влияние на  схожий орган»                   Я  попыталась    сопоставить    внешний  вид  продуктов  и  полезные  вещества,  содержащиеся  в  них,  и  подтвердила  народную  мудрость  «Мы то, что мы едим».              Действительно,  внешний  вид  продуктов  иногда  подсказывает  нам, для чего они полезны.                Я  советую  присмотреться    внимательнее  к  овощам,  фруктам,  ягодам  и  пряным  растениям  и  составить полезное для себя меню.  23
2017 г. – «Овощи лечат» Приготовление свекольного лекарства. 24
Проведение занятия с одноклассниками «Лекарства на огороде». Проведение занятия с  одноклассниками (8  кл.)  «Лекарства на  огороде» в рамках  уроков биологии по  теме  «Пищеварительная  система». «Обмен  веществ» (март 2017г.) Проведение занятия в  9 кл. на элективном  курсе «Основы  медицинских знаний» (февраль 2017 г.) 2017 г. – «Овощи лечат» 25
2017 г. – «Этот страшный индекс Е» «Анализ этикеток продуктов питания, распространённых в семьях нашей школы» Практическая работа :  Среди кондитерских изделий (торты, мороженое, вафли,  шоколад) мы обнаружили стабилизаторы, красители,  эмульгаторы, усилители вкуса: это мороженое «Ля Фам»,  шоколад «Сладко» и «Alpen Gold» (содержат Е476,  стабилизаторы);  «Несквик» (в составе обнаружены Е124 и Е476), вафли  «Новые технологии», торты от производителя «Нива»  «Европейский», «Снежный вальс» тоже содержат  вышеуказанные Е­добавки. Сладкую продукцию фабрики  «Бабаевское», печенье «Юбилейное» в пищу использовать  можно.  И мясная продукция (у нас её было представлено  совсем мало) тоже оказалась неполезной: колбаса  «Финский сервелат» Арсеньевского мясокомбината  (в  составе которой обнаружены стабилизаторы и  консервант нитрит натрия Е250), «Докторская» вареная  того же производителя и говядина «Ремит» (содержит  консервант­фиксатор окраски, а также нитрит натрия  Е250). Колбасная нарезка «Брауншейская» содержала  не указанные в перечне вредного пищевые добавки. 26
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Болоховский центр образования №1»  муниципального образования Киреевский район Тульской области Научно­практическая конференция в школе – защита  исследовательских проектов фрагменты 27
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Болоховский центр образования №1»  муниципального образования Киреевский район Тульской области Научно­практическая конференция в районе – защита  исследовательских проектов фрагменты 28
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Болоховский центр образования №1»  муниципального образования Киреевский район Тульской области Научно­практическая конференция в районе –  результаты защиты исследовательских проектов 2013 г. – 1 участник (1 место) 2014 г. – 3 участника (1 место, 3 место, благодарность за участие) 2015 г. – 3 участника ( три 1 места) 2016 г. – 4 участника ( три 1 места, 2 место) 2017 г. – 3 участника ( три 1 места) 5 4 3 2 1 0 2013 2014 2015 2016 2017 число участников победители призёры 29
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Болоховский центр образования №1»  муниципального образования Киреевский район Тульской области Результаты защиты исследовательских проектов 30