Проекто-исследовательская работа "Геокешинг по Ачинску. Архитектура В. Соколовского"
Оценка 5

Проекто-исследовательская работа "Геокешинг по Ачинску. Архитектура В. Соколовского"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
21.02.2018
Проекто-исследовательская работа "Геокешинг по Ачинску. Архитектура В. Соколовского"
19 слайдов, выступление к исследовательской работе
ИССледование.docx

I Краткая аннотация

Игнатьева Анастасия Сергеевна, Польская Елена Викторовна

г. Ачинск, МБОУ «Средняя школа №6», 8 класс

«Геокешинг по Ачинску»

Руководитель: Ковтун Юлия Анатольевна, учитель изобразительного искусства

Цель научной работы: разработать правила, маршруты познавательной игры-путешествия и организовать проведение сери игр по архитектурным достопримечательностям города Ачинска конца XIX - начала ХХ веков. Методы проведённых исследований: Наблюдение, опрос,  анализ, синтез, практический метод. Основные результаты научного исследования: созданы маршруты путешествий, составлены списки заданий, которые  необходимо выполнить в процессе прохождения маршрутов, проведена серия игр.

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Введение

    Мы живём в городе, который имеет 330-летнию историю. Ачинск один из старейших городов Восточной Сибири, где живут сильные духом сибиряки потомки казаков из войска Ермака,  город который имеет богатое культурно-историческое  наследие. Здесь  сохранились  застройки исторического центра, что позволило внести Ачинск в федеральный перечень исторических мест России. Наиболее яркие, по нашему мнению, являются здания выполненные под руководством архитектора Соколовского В.А., каждое из которых имеет своеобразное архитектурное решение и богатую историю.   Но местный колорит уже ставится под угрозу.  Новый город в плотную подошёл к границам исторического центра. «Статус города-памятника, в свою очередь, должен способствовать повышение внимания к состоянию, охране и правильному использованию богатого историко-культурного наследия, которым обладает Ачинск» -  таково мнение исследователей градостроительной  истории  Ачинска В. И. Царёва и Ю. И. Гринберг. [1, с. 115]. С подобным мнение трудно не согласиться.

    Архитектурный облик города разнообразен: бок о бок стоят и современные и старинные здания.   Сегодня Ачинск является одним из крупнейших городов Красноярского края с развитым промышленным сектором, это позволяет ему смело идти вперёд, обеспечивая его стабильное будущее. Но и сохранение старинных оазисов старины также важны для развития города, они как корни питают будущее сибирского города, дополняют и обновляют культуру народа. В связи с этим просматривается проблема взаимоотношений старой и новой архитектуры, понимания важности этого момента для жителей города.

 Насколько важна  и интересна горожанам    старинная архитектура?

Знакомы ли они с историей застройки исторического центра Ачинска?

 Есть ли вообще необходимость поднимать эту тему? Эти важные вопросы волнуют культурную общественность города.

Сегодня, человек, живущий в современном информационном обществе обладает разными возможностями для получения информации, но основная проблема в том, что его деятельность статична, малоподвижна и человек не прилагает никаких усилий для добывания информации – пользуется готовой – в книге или интернете. Но для многих увлекающихся людей становятся привлекательны такие виды деятельности, где необходимо самому найти решение проблемы, воочию увидеть интересующий объект, узнать достоверную  информацию из первоисточника. Поэтому люди увлеклись образовательными путешествиями, где можно узнать то, что не прочитаешь ни в одной книге, можно почувствовать дух того места, его энергетику. Одним из таких современных направлений в изучении интересных уголков нашей планеты стала современная, а вместе с тем и древняя, игра – геокешинг. Основана она была за рубежом, а с 2002 года появилась в России. Основатели рассматривали геокэшинг, в первую очередь, не как спортивную забаву, а как инструмент обмена знаниями о родной стране, крае, городе.

Гипотеза: мы предполагаем, что жители нашего  города могут также участвовать  в познавательной игре геокешинг.

Было проведено социологическое исследование среди учащихся средней школы для того, чтобы выяснить мнение учащихся и их знания в исследуемой области.  

 

Вопросы/классы

5

6

7

8

10

11

итог

1

Известна  ли вам Ф.И.О. архитектора здания Драматического театра г. Ачинска?

1

0

0

0

0

0

1

2

Кто знает,  к какому архитектурному стилю относится форма этого окна?

3

1

0

3

1

0

8

3

Назовите этот архитектурный элемент?

0

1

0

2

0

0

3

4

Кто знает, что  такое геокешинг?

0

2

0

2

0

3

7

5

Было бы вам интересно участвовать в геокешинге?

85

44

9

15

1

3

157

 

Всего опрошенных

88

61

42

63

17

18

289

 

Всего опрошено 289 человек, 54% из которых хотели бы участвовать в игре-путешествии по Ачинску.

Вывод: Анкетируемая группа   плохо знакома с историей  архитектурной застройки  Ачинска конца XIX - начала ХХ веков, но проявила  интерес к знакомству с современным направлением путешествий – геокешингу и более глубокому изучению истории архитектуры города.

Учащиеся младших классов основной школы наиболее заинтересованы в изучении данной темы, следовательно,  целесообразней разработать познавательные маршруты именно для них.

Цель проектно-исследовательской работы:  разработать правила, маршруты познавательной игры-путешествия и организовать проведение сери игр по архитектурным достопримечательностям города Ачинска конца XIX - начала ХХ веков.

Задачи:

1.      Изучить историю, правила организации и составления маршрутов   познавательной игры-путешествия геокешинг.

2.      Изучить биографию и профессиональную деятельность архитектора В.А.  Соколовского.

3.      Познакомиться с архитектурными сооружениями  Ачинска конца XIX - начала ХХ веков выполненные под руководством архитектор В.А.  Соколовского.

4.      Составить точный перечень исследуемых архитектурных сооружений и сопроводить фотографиями.

5.      Составить  маршруты, перечень тайников с  виртуальными заданиями.

6.      Провести серию игр для учащихся 6 классов.

Объект исследования: организация и  разработка маршрутов для геокешинга по архитектурным достопримечательностям города Ачинска Красноярского края.

Предмет исследования: здания города Ачинска построенные в начале ХХ века под руководством архитектора Владимира Александровича Соколовского

Методы проведённых исследований: Наблюдение, опрос,  анализ, синтез, практический метод.

При написании исследовательской работы использовались материалы книг В. И. Царёва, Ю.И. Гринберг «Ачинск. Градостроительная история» и Г. Лопаткина «Летопись града Ачинска», документы из фондов ачинского краеведческого музея имени Д.С. Каргополова и интернет ресурсы по исследуемой теме. Хотя данная тема освещена в интерет-источниках и книжных публикациях – в них приводятся различные данные, нет точного перечня всех зданий построенных под руководством В. А. Соколовского, также отсутствуют фотографии некоторых из них, поэтому одной из задач исследования является устранение  подобных пробелов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Научная статья

 

III. 1.   История возникновения и основные правила геокешинга

 

Новая игра Геокешинг только набирает обороты на просторах нашей страны, мало кому известно это слово и правила игры, но когда люди узнают подробности с удовольствием хотят пройти по предлагаемым маршрутам и самостоятельно найти тайники. Также подобные маршруты по знакомтсву в достопримечательностями города разработаны московскими музеями.

Геокэшинг (geocaching) - одновременно и очень древняя, и совсем новая игра. [7]

С давних пор тема поиска кладов окружена атмосферой притягательной таинственности. Кто из нас не мечтал быть похожим на графа Монте-Кристо, Индиану Джонса или героев Стивенсона! Множество взрослых людей посвящает жизнь раскрытию древних тайн, среди которых есть вполне реальные тайники и клады.

История геокэшинга как современной игры началась в 2000 году, когда в мире началось развитие GPS-навигации. 2 мая Дэйв Алмер из Портленда (штат Орегон) в одной из сетевых конференций предложил друзьям новую игру Stash (нычка, заначка), суть которой в том, что один человек создает тайник, публикует его координаты в Интернете, а другие по этим координатам пробуют найти тайник

13 мая игра выбирается за пределы США: тайник заложен в Новой Зеландии. 30 мая Мэтт Стам (Matt Stum) пишет друзьям, что игре хорошо бы дать другое имя. Stash - словечко из воровского жаргона, и Стам предлагает заменить его на Geocaching.

В сентябре Джереми Айриш (Jeremy Irish) регистрирует домен geocaching.com и договаривается с Майком Тигом о переносе базы тайников на новый сайт. Затем он основывает компанию Grounded, Inc. и прикладывает массу сил, чтобы сделать геокэшинг выгодным коммерческим проектом. Параллельно развиваются другие серверы, посвященные геокэшингу, такие как Navicache и несколько сайтов в разных странах мира.

В Россию геокэшинг пришел весной 2002 года. Несколько единомышленников создали веб-сайт - сначала "ручной", а чуть позже с автоматической базой данных по тайникам. И тогда же заложили первые тайники в Московской области. Основатели рассматривали геокэшинг, в первую очередь, не как спортивную забаву, а как инструмент обмена знаниями о родном крае. Уже через год игроки отметили первый юбилей - сотый тайник!

Российская игра немного отличается от своего западного прототипа. По правилам сайта geocaching.su, тайник рекомендуется создавать только в месте, которое представляет природный, исторический, культурный, географический интерес. Поэтому каждая точка, отмеченная координатами, обладает особой притягательной силой не только для владельцев GPS, но и для людей интересующихся историей родного края, географией и т.п. [7]

Классы тайников
Классы - основные признаки тайников, отражающие характеристику основных достопримечательностей тайника:
- Археологические памятники
- Архитектурный
- Замечательные люди
- Исторический
- Логический
- Музей/экскурсия
- Природный
- Прогулка
- Техноген
- Фортификация
- Экстремальный.

В описании тайник может быть приурочен к какому-либо объекту или к способу достижения цели тайника, или к комбинации - "интересный объект-способ достижения".
При создании  такого тайника, необходимо оценить возможности игроков и в описании должно быть указано предупредите о предстоящих трудностях посещения и требуемом специальном оборудовании.
Какие проблемы возникают зимой, чем опасен этот период?
Во-первых это следы на снегу, которые оставляет посетитель тайника и которые привлекают внимание местных жителей и случайных прохожих. Аккуратно замаскировать следы зимой практически невозможно - остается протоптанная в снегу тропинка, и утоптанный пятачок у места закладки. Из-за этого традиционным тайникам, особенно в людных местах, угрожает разорение "по следам" посетителей. Во-вторых контейнер может вмерзнуть в свое ложе, материал, из которого изготовлен контейнер, может стать хрупким от холода и контейнер может быть поврежден (расколот) при выемке. В-третьих контейнер трудно замаскировать. В зимнее старайтесь не посещать и не закладывать традиционные тайники. В это время удобнее использовать  виртуальные тайники.

Может ли фотография служить зачетом посещения тайника?
Геокэшинг подразумевает поиск, а не просто поездки по достопримечательностям, поэтому под запрет попадают такие примитивные задания, как «сфотографируйтесь на фоне…», «выложите фотографию объекта в альбом тайника», «определите с какой точки сделано наше фото и сделайте такое же». К тому же фотоальбомы, в которых все игроки размещают одинаковые фотографии, попросту не интересны.
Фотография на «зачет» может быть представлена, если автор дает такое задание как "запасное" или ряд определённых фотографий представлены как разгадка тайника. [7]
Интересные факты:

На сайте геокешинга России  более 60 тысяч зарегистрированных игроков.

Количество созданных тайников превышает 11 тыс. Из них 901 находится в Москве и Московской области (132 — в Москве, 769 — в Подмосковье).

Средний возраст геокешеров — 29–30 лет. [9]

Познавательная игра туристической направленности по архитектурным, культурным, историческим достопримечательностям страны имеет определённые правила, которые должны соблюдать все участники. Участвуя в геокешинге можно в интересной форме знакомиться с историей и культурой, а её условия заставляют игроков быть мобильными, вести активный образ жизни.

 

 

 

 

III. 2.  Архитектурные сооружения  Ачинска начала ХХ века,  выполненные под руководством архитектор В.А.  Соколовского

 

В своей автобиографии Соколовский В.А. пишет: « Не ограниваясь строительством в городе Красноярске мною построено целый ряд зданий в бывших уездных городах Енисейской губернии, в городе Ачинске:

1.      Женская гимназия на 400 учащихся, полная средняя школа.

2.      Городской театр.

3.      Кино-театр.

4.      Пивоваренный завод.

5.      Несколько 2-х этажных каменных жилых домов с торговыми помещениями на 1-м этаже.

6.      Постройка дома финотдела и госбанка». [1]

Судя по тому, как здания перечислены Соколовским в списке, можно предположить, что автобиография записывалась в 40-е – 50-е годы.

Исследователи градостроительства Ачинска Царёв В. И., Гринберг Ю. И. приводят следующий список ачинских построек, приведённых в биографии Соколовского[4]:

·         Два жилого и торгового назначения дома (угловое решение) – двухэтажные с подвалом, кирпичные , 1902-1903 гг.;

·         Синагога – двухэтажная, кирпичная,1905-1907 гг.;

·         Дом жилого и торгового назначения – двухэтажный с подвалом, кирпичный,1906-1907 гг.;

·         Здание женской гимназии на 400 учащихся – двухэтажное, кирпичное, 1911 – 1912 гг.;

·         Дом жилого и торгового назначения – двухэтажный с подвалом, кирпичный,1912-1913 гг.;

·         Пивоваренный завод – кирпичный 1912 г.;

·         Номерная баня за рекой Тептяткой – одноэтажная,  кирпичная, 1913 г.;

·         Кинотеатр – одноэтажный, кирпичный, 1913 г.;

·         Городской театр (бывшее общественное собрание) – двухэтажный, кирпичный, 1915-1917 гг.;

·         Перестройка дома финотдела и госбанка – двухэтажный, кирпичный, 1914г.

О некоторых зданиях имеется в источниках достаточно обширная информация, подробно описываются их архитектурные особенности. Одно из таких сооружений Дом купца М.В. Круглихина по улице  Ленина, 32.

 

Здание выстроено в 1906-1907 годах по заказу Ачинского купца Михаила Васильевича Круглихина по проекту Енисейского губернского архитектора В.А.Соколовского. Двухэтажное кирпичное на подвалах здание формирует северо-западный угол перекрестка центральных улиц города: Ленина и Патушинского. Главным пятиосевым фасадом выходит в западную линию застройки ул. Ленина, шестиосевым на ул. Патушинского. 
 Капитальная поперечная стена делит здание на переднюю и заднюю половины. В передней половине на обоих этажах находятся большие зальные помещения. В задней половине поперечная капитальная стена вычленяет узкое помещение коридора с лестничной клеткой. Планировку задней половины дополняют деревянные перегородки и еще одна капитальная стена. Входы в здание расположены на центральной оси восточного фасада и в неглубоком ризалите на южном фасаде. 
 Пластически напряженные фасады здания обильно украшены декоративными деталями, почти не оставляющими свободных стеновых поверхностей. Центральная ось главного фасада акцентирована треугольным фронтоном, в тимпане которого размещена декоративная деталь в виде трехлопастной арки с двумя висячими гирьками. 
 Ризалит на южном фасаде завершен треугольным щипцом. Над восточным и южным фасадам здания установлен ряд невысоких кирпичных тумб с двухскатными завершениями. Лицевые стороны тумб оформлены квадратными ширинками, фланкированными балясинами, врезанными в ребра тумб. Между тумбами установлены ажурные кованые ограждения. 
 Большие окна первого этажа главного фасада здания имеют лучковые перемычки, оформленные парой висячих гирек. Остальные окна первого этажа различаются по форме обрамлений. Окна южного фасада (центральная ось – ложное окно) имеют лучковые перемычки и обрамления простого профиля, окна северного фасада имеют лучковые перемычки и рамочные обрамления с верхом, повторяющим форму перемычки, и слабо выраженными «ушами» (две крайние к востоку оси северного фасада – ложные окна). Окна второго этажа на восточном и южном фасадах имеют лучковые перемычки с висячей гирькой и замковым камнем. Окна северного фасада с полуциркульными перемычками. Все окна второго этажа обрамлены колончатыми наличниками с различными формами завершений. Наличники восточного и южного фасадов имеют завершения в виде трехцентовой арки, наличники северного фасада в виде килевидной арки. 
 Полуколоннки с перехватами наличников имеют капители и базы простой формы. Небольшие окна полуподвала имеют обрамления с омегообразным верхом, украшенным замковым камнем клинчатой формы. Центральный вход в здание имеет портал с лучковой перемычкой, украшенной двумя висячими гирьками. 
 Вход на южном фасаде обрамлен колончатым наличником с полуциркульным завершением. 
 Углы здания оформлены вертикальными нишами с вставленными в них полукруглыми «дудочками» — на втором этаже и полукруглыми колонками на первом. Промежутки стен между окнами второго этажа оформлены лопатками, заполненными вертикальными рядами кирпичных деталей, набор которых по фасадам отличается друг от друга. 
 На восточном фасаде расположены (сверху вниз): квадратная филенка с омегообразным верхом, килевидный кокошник с поребриком, две квадратные ширинки с мотивом Андреевского креста. 
 На северном фасаде (сверху вниз): чистая плоскость лопатки с поребриком и три квадратные ширинки с мотивом Андреевского креста. На южном фасаде (сверху вниз): чистая плоскость лопатки с поребриком и две вертикальные узкие ниши в два яруса. 
 Стеновая поверхность первого этажа имеет по фасадам различную обработку. На южном фасаде – квадровый руст, на восточном — в виде чередующихся в шахматном порядке выступов и ниш квадратной формы, на северном  — в виде наложенных на плоскость фасада (между окнами) вертикальных рядов выступающих элементов — «пятерки бубен». 
 Венчающий слабого выноса карниз подчеркнут широкой полосой фриза, составленного из пояса «гребенки» и метрического ряда квадратных ширинок. Межэтажный карниз простого профиля, подчеркнут на восточном и южном фасаде аркатурным поясом; на северном фасаде – метрическим рядом квадратных нишек.
 [8]

Дом когда-то принадлежал купцу М.В. Круглихину, затем был национализирован в 1920 г. и продан коммунальному хозяйству города в муниципальную собственность. Верхний этаж занимал штаб второго Енисейского коммунистического полка особого назначения (ЧОН), а на первом более 100 лет размещалась аптека. Подвал использовался под квартиру и часовой магазин. Смотрителем усадьбы назначен был сам хозяин Михаил Васильевич Круглихин, но в 1923 г. из собственного дома он был выселен. В 30-е годы прошлого столетия на 2-ом этаже располагались различные советские учреждения, в 1932 г. – государственный банк.  Круглихин Михаил Васильевич исполнял обязанности городского головы в 1895 – 1897 гг. Торговал по второй гильдии мануфактурными товарами его брат Калиник Васильевич. [10]

Более подробную информацию о других зданиях смотри  в Приложении 1.

Изучив постройки начала ХХ века, выполненные по архитектурным проектам В.А. Соколовского можно сделать вывод о том, что каждое из них имеет свою индивидуальность, придаёт особый колорит старой части города. Во многом красота и неповторимый облик произведения  зависит от личности автора, поэтому мы изучили жизнь и  профессиональную деятельность  В. А. Соколовского  и составили биографию. (Приложение 2)

Изучение  самого архитектора помогает лучше понять его профессиональную деятельность  в целом, по этому на основании изученой информации о В. А. Соколовском нами составлена его биография. Исследовав

Исследуя тему,  мы обнаружили о некоторых постройках достаточно полную информацию, о некоторых она вообще отсутствует. Практически отсутствует информация о купцах, которым принадлежали  исследуемые здания. Не найдены сведения о постройках, упоминавшихся в автобиографии Соколовского и книге Царёва В. И., Гринберг Ю. И.: пивоваренный завод и номерная баня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV Практический этап

1.      Составление списка зданий, которые могут стать объектами для изучения в познавательной краеведческой игре «Геокешинг по Ачинску»

На основании изученных материалов по истории застройки Ачинска в начале ХХ века и архитектурным сооружениям, выполненным под руководством В.А. Соколовского, работы фондах ачинского краеведческого музея,  осмотра строений на местности была составлена таблица:

Архитектурные сооружения  Ачинска конца начала ХХ века

выполненные под руководством архитектор В.А.  Соколовского

№пп

Фотография

Название

Адрес

Дата строительства

Архитектурный стиль

1

Общественное собрание

Ул. Пузановой, 38

1915 год.

неоклассицизм

2

Женская гимназия

 ул. Просвещения, 7 / ул. Ленина, 10

1911-1912 гг.

модерн

3

Кинематограф «Новый» 

Ул. Комсомольская,1

1913г.

Неоклассицизм, элементы египетского (канонического)  стиля

4

Дом  купца Круглихина

ул. Ленина, 32

1906-1907 гг., перестройка 1914г.

кирпичный

5

Здание приходского училища

Ул. К. Маркса, 2

1916г.

готический

6

Еврейский молитвенный дом

Ул. Суркова, 27

1905-1907 гг.

романский

7

Дом с магазином

купца Романовского

Ул. Ленина, 23

1902-1903гг.

модерн

8

Дом А. Долинина с пристройкой

Ул. Ленина, 21

1910г.

Модерн, пристройка - кирпичный

9

Дом нотариуса

 А. М. Трескова

Ул. Красного Октября, 14

1912-1913гг.

неоклассицизм

 

В таблицу внесены здания, местонахождения которых мы точно  смогли определить, они доступны для свободного осмотра и фотографирования, сохранились до нашего времени и  могут быть использованы в качестве культурных объектов в познавательной игре «Геокешинг по Ачинску».

В таблице приведено первоначальное название сооружения и его современный адрес. Определение архитектурного стиля основано на описаниях зданий в различных источниках и наших знаниях об архитектурных стилях.

2.      Составление правил для познавательной игры «Геокешинг по Ачинску»

Изучив материалы по организации интернет-игры «Геокешинг», её правилам и другим рекомендациям были составлены адоптированные правила с учётом наших возможностей. Изменения были  внесены по следующим объективным причинам:  отсутствие  у игры  «Геокешинг по Ачинску» отдельного сайта, возможности использования технических средств по навигации и возможности закладки традиционных тайников. (Приложение 3)

3.      Составление маршрутов с описанием виртуальных тайников

Составлены маршруты таким образом, чтобы для разгадывания виртуального тайника участнику игры обязательно требовалось побывать на местности, рассмотреть здание, возможно сфотографировать. Кроме того в правилах игры чётко прописано каким образом выполняется отчёт о посещении объекта и выполнении заданий тайника, а к самому маршруту прилагается наиболее полная информация о архитектурном сооружении. Серия заданий по исследуемой теме составлены так, чтобы участники геокешинга посетили максимальное число зданий спроектированные В. А. Соколовским; провели сравнительный анализ зданий; вычленили отличительные особенности каждого исследуемого объекта; выполнили определённые измерения на месте и т.п. (Приложение 4)

4.      Проведение серии игр по нашим правилам и маршрутам.

Организованы и проведены игры с тремя группами учащихся 6-х классов. Каждая из групп прошла по четыре маршрута. По итогам выполнения заданий, определена команда-победитель и проведено итоговое анкетирование, результаты которого подтверждают нашу гипотезу и полностью оправдывают цель исследования. Результаты итогового анкетирования (Приложение 5).

 

 

 

 

 

 

V Заключение

Результаты:

·         проведён сбор и анализ информации;

·         созданы цифровые образовательные ресурсы для изучения темы «Ачинская архитектура Соколовского»;

·         составлена  памятка для начинающего геокешера;

·         составлен словарик архитектурных терминов;

·         созданы маршруты путешествий;

·         составлена  карта путешествия, перечень тайников с  виртуальными заданиями;

·         правила игры представлены на сайте школы и сайте городского краеведческого музея;

·         проведены первые путешествия по разработанным маршрутам с поиском виртуальных тайников.

Выводы:

   Изучив данную тему, мы обнаружили - насколько обширна и интересна тема изучения архитектуры в форме активного отдыха, с применением современных направлений в туризме и использования современных технологий.

    Реализуя проект, мы познакомились с архитектурным наследием В.А. Соколовского в Ачинске  и представили свои знания окружающим,  считаем, что тем самым мы привлекаем внимание общественности  к разнообразным видам активного отдыха, способствуем сохранению культурно-исторического  достояния малых городов Красноярского края.

 В дальнейшем необходимо продолжение проекта  – разработка сайта «Геокешенг в Ачинске» с оформленными закладками, страницами, ссылками поможет более продуктивно развивать тему активного туристического деятельности в городе, привлечёт участников из других регионов края и страны. Для этого необходима помощь специалистов в данной области.

Также возможно составление новых маршрутов по городу: «Ачинск купеческий», «Новые микрорайоны», «Архитектурные стили в городе» и т.п.

 Считаем гипотеза о том, что  жители, интересующиеся историей и культурным наследием, участвуя в геокешинге,  смогут больше узнать о нашем городе, истории её застройки, биографиях людей живших в тот исторический период, расширить свои знания в предметной области «архитектура».

  Материалы нашего проекта могут быть использованы для проведения уроков истории, краеведения, изобразительного искусства, МХК, Художественной культуры Красноярского края, истории Красноярского края,  кружковой работы, организации внеклассных мероприятий, экскурсий, непосредственно организации деятельности геокешинга в городе Ачинске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Документы архива ачинского краеведческого музея им. Каргополова: Биография гражданского инженера Соколовского В.А., проживающего в городе Красноярске по Крестьянскому пер., д.31, кв.2.

2.      Лопаткин Г.С. Летопись града Ачинска. Красноярское региональное политическое общественное движение «СВЕТ». Г. Ачинск, 2000. – 545 с.

3.      Памятники истории и культуры Красноярского края под ред. Рукша Г. Л. Красноярское книжное издательство, 1989. – 398 с.

4.      Царёв В. И., Гринберг Ю. И. Ачинск: градостроительная  история / Упр. архитектуры и градостр-ва исполкома гор. совета Ачинска. – Красноярск: Стройиздат, Красноярск. отд., 1992. – 120с.

5.      http://www.naov.ru/?krasnojarskie_osobnjaki_v_a_sokolovskogo&id=303, http://www.krasplace.ru/dom-ksendza#more-3185 - Красноярские особняки В.А.Соколовского.

6.      http://ru.wikipedia.org , http://www.krasplace.ru/sokolovskij-vladimir-aleksandrovich, http://www.krasplace.ru/delo-o-kinematografe -  биография В.А. Соколовского.

7.      http://www.geocaching.su , http://www.geocaching.ru – геокешинг: правила игры, история.

8.      http://naov.ru/?pamjatniki_arhitekturi_achinska&id=444 – описание дома купца Круглихина и других зданий.

9.      http://www.mn.ru/society/20130710/351045442.html - отзывы о геокешинге.

10.  http://vk.com/historyachinska?z=photo – информация о зданиях Ачинска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Здания в городе Ачинске, построенные под руководством

архитектора Владимира Александровича Соколовского

 

Жилой дом с магазином по ул. Ленина, 23

        Здание выстроено в 1902-1903 гг. по проекту младшего архитектора Енисейского губернского строительного правления В.А.Соколовского.

Датировка памятника - 1902 — 1903 годы

Двухэтажное на подвалах кирпичное здание расположено на пересечении улиц Ленина (б. Никольской) и Комсомольской (б. Подгорной). Расположение здания на перекрестке улиц акцентировано ризалитом на срезанном северо-западном углу и подчеркнуто куполом. 
 Вход в бывшие торговые помещения первого этажа здания находится в угловом ризалите. Планировочную структуру здания образуют две продольные и две поперечные капитальные стены, вычленяющие в центре плана узкий коридор, вокруг которого расположены крупные помещения, разгороженные поздними деревянными перегородками. 
 В южной части здания расположены помещения с парадной и черной лестницами. Между лестницами находится небольшое квадратное помещение – «сейф». Крупные оконные проемы первого этажа имеют лучковые перемычки, в верхней части проемов помещен ряд клинчатых замковых камней. 
 Попарно сгруппированные оконные проемы второго этажа имеют вытянутые пропорции и полуциркульные перемычки. Обрамления оконных проемов – колончатые наличники. Тела колонок прорезаны кубышками. Верхняя часть наличника украшена арочным архивольтом с клинчатым замком. 
 Венчающий карниз простого профиля с сухариковым фризом. На втором этаже углового ризалита устроен балкон с ажурной металлической решеткой.
 Габариты здания – 19.5х16.6 м.

 

 

Женская гимназия прогимназии 1912 года по ул.Просвещения,7 / ул. Ленина, 10

Закладка здания женской гимназии в г.Ачинске совершилась в 1911 году на месте старой гимназии, располагавшейся по Гимназическому переулку. Автором проекта выступил гражданский архитектор Соколовский В.А. 
     Здание гимназии расположено в старой части города Ачинска на пересечении улиц Ленина и Просвещения. Главным фасадом здание выходит на ул. Просвещения (Воскресенская). 
     Со стороны ул. Ленина здание расположено в глубине участка и отделено от улицы кирпичным ограждением с металлическим заполнением. Это протяженное с запада на восток строение с трехчастным построением главного северного фасада. Центральная ось и крайние оси симметричного уличного фасада акцентированы ризалитами. 
     Ритм одинаковых высоких с полуциркульными перемычками окон, расчленяет стеновую поверхность второго этажа, придавая ему доминирующее значение в композиции главного фасада. Окна первого этажа, контрастируют своими формами и размерами окнами второго этажа. 
     В настоящее время в здании располагается Ачинский педагогический колледж.
Архитектурные и стилевые особенности памятника архитектуры:

Здание 2-х этажное с небольшим подвалом, кирпичное, на бутовом фундаменте, с металлической чердачной кровлей. Планировочная схема здания – коридорная, сохранилась полностью. 
     Стены по южному и западному фасадам имеют штукатурный декор. Все декоративные элементы на здании сохранены, но имеются повреждения лицевой поверхности кирпича на восточном и на всех дворовых фасадах, так же на этих фасадах имеются многочисленные трещины в кирпичной кладке. Приямки на западном фасаде засыпаны. 
     Над актовым залом полностью утрачена кровля. (после пожара в 2004 г.). Утрачены дымники на трубах, две секции ограждения кровли и ограждение со стороны дворового фасада. Со стороны южного фасада пристроено одноэтажное деревянное здание. 
     Междуэтажное перекрытие частично сводчатое кирпичное по металлическим балкам( в вестибюле и на входе со двора ), в остальных помещениях — по деревянным балкам. Чердачное перекрытие на правой лестнице сводчатое по металлическим балкам, во всех остальных помещениях – по деревянным балкам. В актовом зале перекрытие было утрачено полностью во время пожара, затем восстановлено. 
     Полы в коридоре первого этажа, на лестницах, санузлах и в вестибюле – мозаичные. В классах и коридоре второго этажа полы деревянные с покрытием линолеумом.

Перестройки и утраты:

В классе ритмики разобран оконный проем и устроен проход в пристроенное деревянное здание. Со стороны восточного фасада в дворовой части заложен сквозной уличный проезд и в образовавшемся помещении устроена столярная мастерская. 
     Утрачена лепнина в актовом зале, а сохранившиеся участки находятся в неудовлетворительном состоянии. Все двери и окна имеют большой износ и требуют замены.

Планы памятника архитектуры:

План первого этажа - Здание женской прогимназии 1912 года по ул.Просвещения-7/ул.Ленина-10  в Ачинске

План второго этажа - Здание женской прогимназии 1912 года по ул.Просвещения-7/ул.Ленина-10  в Ачинске

Сведения о реставрации:

Летом 2004 г. на памятнике проводилось инженерное обследование, в ходе которого проводились следующие виды работ: визуальное обследование, зондажи, фотофиксация, историко-архивные исследования. Предприятием ОАО «Научно-технический прогресс» были произведены испытания прочностных характеристик кирпича и кладочного раствора. Обмерные работы выполнены организацией ООО «Реставрация».

Техническое состояние:

Хорошее состояние перекрытий, декора фасадов, интерьеров.

Значимость памятника:

Здание гимназии является одним из крупнейших общественно-просветительных зданий в Ачинске, памятник архитектуры начала XX века.

 

 

 

 

Приложение 2

 

Биография и профессиональная деятельность архитектора Владимира Александровича  Соколовского

(1874-1959)

 

Архитектор В.А.Соколовский       Быстрое распространение в русской  провинциальной  архитектуре в начале ХХ века "нового стиля"  сопровождалось использованием местными зодчими, прежде всего декоративных примет этого художественного явления.  В связи с этим постройки в енисейской губернии 1900-1910-х годов  характерны  разнообразными декоративно-украшательскими   поисками,   сопровождавшимися большим числом стилистических компромиссов. Большинство из архитектурных произведений этой поры,  выстроенных в эклектично-модернистской манере, демонстрирует типичный для своего времени пример взаимодействия рационалистических тенденций с романтической стилизацией исторических форм.

     В произведениях зодчих этого периода видны поиски рационального использования земельного участка,  наблюдается стремление разработать впечатляющий фасад при обеспечении хорошей  функциональной схемы здания, инсоляции и вентиляции его помещений.      В постройках этого времени ясно проявилась одна из  закономерностей художественной культуры рубежа ХIХ-ХХ в., связанная с интенсивным взаимодействием и взаимопроникновением различных  видов  искусства.

В этом отношении значительный интерес представляют жилые особняки, выстроенные по проектам крупнейшего красноярского архитектора первой половины ХХ века Владимира Александровича Соколовского.

         Различия архитектурно-художественного  облика жилых  особняков,  выстроенных  по  проектам В.А.Соколовского,  свидетельствуют о крайней индивидуализации творческих установок этого мастера при создании  отдельных  архитектурных произведений. Зодчий словно задавался целью найти бесконечное число не повторяющихся вариаций фасадов, используя сходные композиционные приемы и декоративно-пластические мотивы.  Действительно, жилые особняки,  построенные В.А.Соколовским почти в одно время,  демонстрируют принципиально различные арсеналы декоративных форм  и  приемов:  от реминисценций барокко  и  ренессанса  в  особняках   В.Н.Гадаловой и М.Х.Зельмановича до готических изысков в архитектуре дома Ф.Г.Цукерман и модерновых мотивов на фасадах дома М. и  Ю.Кохановских в г. Красноярске, а в Ачинске – дом купца Долинина, здание училища по ул. Маркса,2.

     Не отрицая  несомненный зодческий талант В.А.Соколовского,  следует отметить,  что поражающая многогранность архитектурно-художественных вариаций  в произведениях мастера была нередко связана с найденным в литературе образцом,  чаще всего западноевропейского происхождения. Вероятнее всего,  проявления  такого  творческого метода были следствием крайней загруженности В.А.Соколовского, занимавшего должность губернского архитектора. В условиях постоянного дефицита  времени  он был вынужден находить способы исполнять частные заказы,  черпая вдохновение из литературы — единственного из-за удаленности Красноярска  источника  архитектурных  знаний  о европейской строительной культуре и "новом стиле".

         Все сохранившиеся красноярские особняки, возведенные по проектам В.А.Соколовского, отнесены к объектам культурного наследия и состоят на государственной охране.

О биографии  Владимира Александровича Соколовского имеются следующие сведения:

Родился 1 мая 1874 года в Витебской губернии, остался сиротой с малолетнего возраста, воспитывался в Гатчинском сиротском институте — закрытом среднем учебном заведении, которое окончил в 1895 году и поступил в институт гражданских инженеров в Петербурге, выдержав вступительные экзамены на отлично.

...Окончил в 1901 году по первому разряду и направлен на должность младшего архитектора в Красноярск с 27 июня 1901 года. В звании младшего архитектора строительного отделения он составил проект строительства кладбищенской  церкви, который не был осуществлён. В годы 1902-1903 по его проектам были построены в Ачинске несколько жилых каменных зданий, а в апреле 1907 года – рассмотрен и одобрен в стротельном отделении проект на постройку каменного еврйского молитвенного дома, осуществлённый в том же году. [4] В 1909 году назначен был Губернским архитектором. В 1912 году проведена реконструкция канского Свято-Троицкого собора.

В Красноярске Владимир Александрович построил или реконструировал более 50 зданий, многие из них занесены в список памятников архитектуры. Например, в Минусинске в 1902 - 1904 году перестроил Спасский Собор.

В Енисейской губернии и Красноярском крае В. А. Соколовским было спроектировано свыше 100 мостов и переходов на Сибирском тракте, и свыше 100 зданий.

1909—1916 Енисейский губернский архитектор. 1916—1917 губернский инженер.

затем был назначен в губернскую военно-инженерную дистанцию прорабом по строительству военного городка и начальником военно-инженерной дистанции.

В 1920 году Владимир Александрович был переведён в отдел государственных сооружений губсовнархоза. В 1922 году был направлен в Красноярский политехникум, где работал преподавателем по строительным дисциплинам. С организацией в Красноярске Сибирского лесотехнического института в 1930 году Соколовский начал преподавать в институте строительное дело на правах доцента.

С 1937 года — член Союза советских архитекторов. С 1944 года по 1946 год — начальник Красноярского краевого отдела по делам архитектуры.

По проектам Соколовского возведено или реконструировано около 100 зданий (преимущественно в формах неоклассики и модерна), множество деревянных мостов и церквей. Среди зданий, построенных В.А. Соколовским в Красноярске, значатся более 50-ти, в т.ч. Главпочтамт, Общественное собрание, Костел, кинотеатр «Патеграф» , большое кол-во особняков. В Ачинске — Общественное собрание, первый кинематограф «Новый», около 10 жилых домов с магазинами. Сохранились постройки в Енисейске, Минусинске, Канске.

Привлекает внимание не только «многостилье» возведенных им зданий, но и их количество, и тот факт, что большинство значительных построек созданы им в течение 1907—1914 годов. Одна из причин — в ускоренном развитии Красноярска, толчок которому дало строительство Транссибирской железной дороги.

Умер архитектор 24 февраля 1959 года. Похоронен на Троицком кладбище Красноярска.

При изучении наследия архитектора становится явной такая характерная черта его творческого почерка, как обращение к различным архитектурным стилям. Эклектика в ее различных проявлениях, модерн, ретроспективизм — в постройках В.А. Соколовского представлены все основные стилевые направления русской архитектуры начала XX века. Соколовский следил за развитием архитектурной теории и практики, подтверждением тому служат номера журнала «Зодчий» из его личной библиотеки.

За «многостильем» построек архитектора стоят не только объективные закономерности развития архитектуры. На выбор образного решения влияла и информативная сторона архитектуры, знание об исторической принадлежности тех или иных форм, сложившиеся ассоциативные связи, воля заказчика и, конечно, предпочтения самого архитектора.

Например, синагога в Ачинске  выстроена в романском стиле, а красноярский костём – в готическом. Традиционно эти стили использовались при строительстве христианских храмов неправославных конфессий.

Для магазина, кинематографа, торгового дома важны «рекламность», броские, привлекающие новизной и необычностью формы. В своем творчестве В.А. Соколовский часто обращается к модерну — стилю, отличающемуся подчеркнутым вниманием к пластически выразительным формам и декору.

Для многих построек В.А. Соколовского характерно взаимодействие двух направлений — модерна и неоклассики, образующих своеобразный сплав (Женская гимназия в г. Ачинске).

В отличие от многих современных зданий, воспринимаемых с первого взгляда, постройки В.И. Соколовского сложны и неоднозначны. Для них характерны многогранность архитектурного образа, глубина и тщательность его проработки, внимательность отношения даже к самой небольшой и не сразу заметной детали.

Все сохранившиеся красноярские особняки, возведенные по проектам В.А. Соколовского, отнесены к объектам культурного наследия и находятся под охраной государства. [1; 4; 5; 6]

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Правила игры

«Геокешинг по Ачинску»

Правила игры, её этапы и другие инструкции адаптированы к условиям организаторов и выполнены на основе всероссийской игры http://www.geocaching.su. Данный вариант является авторским. При использовании материалов – ссылка на работу обязательна!

Разъяснение по терминологии смотри  ниже.

Этапы игры:

  1. Организаторы игры находятся в «Штабе» на базе школы №6 г. Ачинска.
  2. Чтобы участвовать в игре, Вам необходимо прятать свои тайники и находить чужие.
  3. Задание по поиску тайника участники игры получают в Штабе у одного из организаторов.
  4. Получение первого задания у организаторов игры «Геокешинг по Ачинску»  означает согласие и принятие правил игры Геокэшинг.
  5. Участник или группа участников, регистрируются в блокноте (Ф.И.О., конт. тел., адрес, название команды или ник.)
  6. Участники внимательно изучают маршрут, информацию об объекте и поиске тайника.
  7. Участники игры ведут поиски объекта на местности по описанному маршруту.
  8. Когда объект найден -  ведётся поиск тайника  (ответ на вопрос)  (фотография, сравнение архитектурных элементов, анализ местности, определение архитектурного стиля здания и т.п.)
  9. Отметку о выполнении задания участники вносят в блокнот, который находится в штабе.
  10. В блокноте отводятся отдельные страницы для каждой участвующей команды.
  11.  По итогам отчётного периода (от 3 месяцев до полугода) определяются команды-лидеры.
  12. Победители определяются исходя из того, какое количество тайников посетили участники и сколько создали собственных качественных тайников по этой же тематике.

 Приоритеты игры:

1. Создание тайников, хороших и разных, интересных и загадочных.

2. Создание привлекательных описаний, иллюстрированных фотографиями.

3. Предпочтительно принимать участие в игре группами. Это своеобразный способ общения, новых знакомств, обмен информацией, взаимопомощь.

4. Активный, здоровый образ жизни.

 

Сравнительная таблица по правилам игры Геокешинг

 В ней приводятся основные правила игры Геокешинг  сайта http://www.geocaching.su (редакция от 22 июня 2011 г.) и правила, которые подходят для организации и проведения игры «Геокешинг по Ачинску».

 

Геокешинг сайт

Геокешинг по Ачинску

1

Тайник считается найденным после отметки (записи) о нахождении в блокноте тайника.

 Тайник считается найденным после отметки (записи) о нахождении в блокноте тайника.

2

Недопустимо создание тайника с названием, повторяющим название существующего тайника, или с названием, похожим на уже существующее до степени смешения.

Недопустимо создание тайника с названием, повторяющим название существующего тайника, или с названием, похожим на уже существующее до степени смешения.

3

 Тайник должен быть приурочен к природной, архитектурной, культурной, исторической, техногенной достопримечательности либо реализовывать какую-то оригинальную и увлекательную поисковую задачу.

Тайник знакомит общественность с архитектурными достопримечательностями города Ачинска, в частности со зданиями, построенными под руководством В. А. Соколовского.

4

 Одной достопримечательности может быть приурочен только один тайник.

Одной достопримечательности (Зданию) может быть приурочен только один тайник.

5

Недопустима публикация на сайте тайников, лишенных описания местности и/или описания тайника, с недостоверными координатами. Фразы типа "материал в разработке", "будет позже" и т.п. расцениваются как отсутствие описания.

Недопустима публикация тайников, лишенных описания местности и/или описания тайника, с недостоверными данными.

6

Фотография, не являющаяся поисковой задачей по теме тайника, не может быть единственным зачетным заданием.

Фотография, не являющаяся поисковой задачей по теме тайника, не может быть единственным зачетным заданием.

7

 Обо всех опасностях и/или о требующемся специальном снаряжении игроки должны быть проинформированы в описании тайника.

Обо всех опасностях и/или о требующемся специальном снаряжении игроки должны быть проинформированы в описании тайника.

8

Запрещается публиковать ответ на "виртуальный" вопрос в Интернет-блокноте тайника или в других публичных местах.

Запрещается разглашать ответ на "виртуальный" вопрос в блокноте тайника или в других публичных местах.

9

Любому тайнику, независимо от даты его создания, нарушающему Правила игры или содержащему в описании значительное количество ошибок, может быть присвоен статус модерации (проверки). Также обязательную проверку проходит первый тайник, создаваемый игроком.

Любому тайнику, независимо от даты его создания, нарушающему Правила игры или содержащему в описании значительное количество ошибок, может быть присвоен статус модерации (проверки). Также обязательную проверку проходит первый тайник, создаваемый игроком. Проверку осуществляет организатор игры.

10

Условия получения зачета должны быть одинаковы для всех игроков.

Условия получения зачета должны быть одинаковы для всех игроков.

11

Запрещается создавать тайники без выезда на местность, а так же засчитывать себе взятие тайника и оценивать его без посещения тайника и выполнения поставленной Автором задачи.

Запрещается создавать тайники без выезда на местность, а так же засчитывать себе взятие тайника и оценивать его без посещения тайника и выполнения поставленной организатором или авторами  задачи.

 

На основе сравнения нами составлены правила, которые адаптированы для наших условий.

Правила игры «Геокешинг по Ачинску»

1.      Тайник считается найденным после отметки (записи) о нахождении в блокноте тайника.

2.      Недопустимо создание тайника с названием, повторяющим название существующего тайника, или с названием, похожим на уже существующее до степени смешения.

3.      Тайник знакомит общественность с архитектурными достопримечательностями города Ачинска, в частности со зданиями, построенными под руководством В. А. Соколовского.

4.      Одной достопримечательности (Зданию) может быть приурочен только один тайник.

5.      Недопустима публикация тайников, лишенных описания местности и/или описания тайника, с недостоверными данными.

6.      Фотография, не являющаяся поисковой задачей по теме тайника, не может быть единственным зачетным заданием.

7.      Обо всех опасностях и/или о требующемся специальном снаряжении игроки должны быть проинформированы в описании тайника.

8.      Запрещается разглашать ответ на "виртуальный" вопрос в блокноте тайника или в других публичных местах.

9.      Любому тайнику, независимо от даты его создания, нарушающему Правила игры или содержащему в описании значительное количество ошибок, может быть присвоен статус модерации (проверки). Также обязательную проверку проходит первый тайник, создаваемый игроком. Проверку осуществляет организатор игры.

10.  Условия получения зачета должны быть одинаковы для всех игроков.

 

 

Хорошим тоном в игре считается:

1. Вежливо, внимательно относиться к другим игрокам.

2. Использовать для описания тайников, записи в блокноте и общения  - русский язык, придерживаясь его литературной версии.

3. Создавать интересное и полноценное описание тайника, рассказывающее, чем уникален и интересен этот тайник.

4. Оставлять отзывы и впечатления о посещениях тайников в блокноте.

5. Создавать свой первый тайник после нахождения не менее 5 тайников, созданных другими игроками или организаторами.

Геокешинг, как вид активного отдыха или туризма, связан с некоторым риском для здоровья или имущества человека. Перед поиском или созданием тайников необходимо оценить собственную физическую подготовку, необходимое снаряжение, погодные условия, длину и сложность маршрута. Организаторы игры  не несут ответственности за риски, связанные с поиском и созданием тайников.

Терминология, употребляемая в игре

«Геокешинг по Ачинску»:

Организатор –  группа лиц, составившая настоящее положение,  правила, маршруты с тайниками – заданиями. Автор, хозяин тайника.

Штаб – место нахождения заданий для «Геокешинга по Ачинсу». Адрес: Красноярский край, г. Ачинск, м-н 7, стр.16, МБОУ «Средняя школа №6», Школьный музей

Блокнот – книга учёта о выполнении заданий участниками.

Тайник – непосредственно ответ на задание, который находят в месте предлагаемого к ознакомлению объекта.

Городской тайник - тайник, расположенный в административных границах столичного    

           или областного центра. Также городским может считаться тайник, расположенный

            в административных границах населенного пункта именуемого “город”.

Виртуальный тайник - тайник, место нахождение  которого даны в тексте описания в явном виде. В этой точке игрок должен найти ответ на вопрос автора. К этому же типу относится и виртуальный логический тайник, если его координаты по заданию автора надо вычислить без дополнительного поиска на местности.

Пошаговый виртуальный тайник - тайник, место нахождение  которого не даны в заголовке или тексте тайника явно и их надо вычислить, проведя поиск на местности. Поисковая задача тайника (в геокэшинге) - авторское задание, в процессе выполнения которого игроку необходимо найти  ответ на виртуальный вопрос.
Достопримечательность в рамках игры - примечательное, заслуживающее внимания место, территория или объект.

Автор – им может стать любой из участников игры, который прошёл не менее 5 маршрутов организаторов  и заложил новый тайник  - составил задание по одному из объектов обозначенной  тематики.

Участники – любой желающий участвовать в игре, согласившийся с её правилами.

Правила игры – перечень пунктов, которых должен придерживаться участник. Благодаря им происходит осуществление всей игры.

Геокешеры -  (см. участники, авторы, организаторы)

Маршрут – описание предлагаемого для ознакомления объекта, способ определения его места нахождения. Путь, который проделывают участники для поиска тайника.

Тема игры - определяется организаторами, может меняться после подведения итогов отчётного периода.

Отчётный период – продолжительность времени (от 3 до 6 месяцев), в течение которого участники проходят предлагаемые маршруты, по окончанию определяются участники-победители.

Компаньоны - любые незарегистрированные участники создания тайника, без которых он мог бы и не состояться - кто привез, кто дал фотоаппарат, даже четвероногих друзей можно упомянуть!

Геокешерский съезд - CITO - встреча геокешеров, которая проводится каждый год весной в апреле-мае. Не общегеокешерский съезд, а множество локальных мероприятий - по разным местам,  в пределах одного города. CITO - cache in, trash out - буквально "мусору - нет, тайникам - да!". Это экологическая встреча. Формат очень простой: геокешеры приезжают все вместе на какой-то заранее выбранный ими объект (это может быть парк, усадьба, берег реки или озера) и приводят его в порядок. В нашей российской действительности это означает, главным образом, избавление от стеклянного и пластикового мусора, его больше всего. (Собранный мусор потом организованно вывозится на помойку). После нескольких часов работы - отдых у костра, общение.  Иногда на CITO-встречах ищут и закладывают тайники, проводят веселые и увлекательные геокешерские конкурсы.

Встречи, подобные CITO, наполняют геокешинг новым смыслом: теперь это не просто забавная игра, но и социальное явление. Растет уважение к геокешингу, его известность. CITO - не формальный "субботник", а реальная помощь архитектурным, историческим, природным объектам. Ну и, конечно, это возможность собраться и хорошо провести время как старым друзьям, так и новичкам-геокешерам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  4

Маршруты игры «Геокешинг по Ачинску»

На основе исследования биографии Соколовского и истории, построенных под его руководством зданий в городе Ачинске, нами составлены туристические маршруты в соответствии с разработанными правилами игры.

План составления маршрутов:

1.      определить объект для посещения

2.      дать информацию об объекте (архитектурная достопримечательность)

3.      сформулировать задание (тайник)

4.      обозначить правила выполнения (поиска тайника)

5.      установить сроки об отчёте на выполнение задания

На основе составленного плана были составлены познавательные маршруты:

Маршруты:

1.      Здание  женской гимназии. Тайник: назвать число памятных досок размещённых на фасаде здания, последовательно перечислить фамилии известных людей о которых они информируют. В блокноте штаба записать отчёт.

2.      Здание училища ул. Карла Маркса, 2. Виртуальный тайник: определите точное название учреждения, которое сейчас располагается в этом здании.

3.      Дом купца Долинина и жилое здание на углу улиц Ленина и    . Тайник: Определить углы расположения трёх стен фасада здания

4.      Здание Общественного собрания. Тайник: измерьте обхват  ближайшего дерева справа от входа в здание.

5.      Итоговый тайник №1: здания архитектора В. А. Соколовского: сфотографировать элементы здания,  подтверждающие их принадлежность к архитектурному стилю:

·         Модерн

·         Неоклассицизм

·         Кирпичный

6.      Итоговый тайник №2: расположите фотографии фасадов зданий в том порядке в котором они были построены.

 

Пример оформления маршрутного листа для участников игры:

 

 

Маршрут №1.

Здание  женской гимназии 1912 года по ул.Просвещения,7 / ул. Ленина, 10

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА:

Значимость памятника:

Здание гимназии является одним из крупнейших общественно-просветительных зданий в Ачинске, памятник архитектуры начала XX века. В новом двухэтажном здании обучали грамотных квалифицированных специалистов – педагогов. Начиная с открытия женской гимназии в 1912 г. и до сегодняшнего дня в этом здании обучались многие известные всему городу люди

Техническое состояние:

Хорошее состояние перекрытий, декора фасадов, интерьеров.

Сведения о реставрации:

Летом 2004 г. на памятнике проводилось инженерное обследование, в ходе которого проводились следующие виды работ: визуальное обследование, зондажи, фотофиксация, историко-архивные исследования. Предприятием ОАО «Научно-технический прогресс» были произведены испытания прочностных характеристик кирпича и кладочного раствора. Обмерные работы выполнены организацией ООО «Реставрация».

Строительство:

В 1907 г. строительное отделение енисейского губернского управления рассмотрело и одобрило строительство в Ачинске каменного здания женской гимназии по проекту В.А. Соколовского. Подряд на строительство гимназии получил купец А.З. Сейгель. Закладка здания женской гимназии в г.Ачинске совершилась в 1911 году на месте старой гимназии, располагавшейся по Гимназическому переулку
     Здание гимназии расположено в старой части города Ачинска на пересечении улиц Ленина и Просвещения. Главным фасадом здание выходит на ул. Просвещения (Воскресенская). 
     Со стороны ул. Ленина здание расположено в глубине участка и отделено от улицы кирпичным ограждением с металлическим заполнением. Это протяженное с запада на восток строение с трехчастным построением главного северного фасада. Центральная ось и крайние оси симметричного уличного фасада акцентированы ризалитами. 

     Ритм одинаковых высоких с полуциркульными перемычками окон, расчленяет стеновую поверхность второго этажа, придавая ему доминирующее значение в композиции главного фасада. Окна первого этажа, контрастируют своими формами и размерами окнами второго этажа. 
     В настоящее время в здании располагается Ачинский педагогический колледж.
Архитектурные и стилевые особенности памятника архитектуры:

Здание 2-х этажное с небольшим подвалом, кирпичное, на бутовом фундаменте, с металлической чердачной кровлей. Планировочная схема здания – коридорная, сохранилась полностью. 
     Стены по южному и западному фасадам имеют штукатурный декор. Все декоративные элементы на здании сохранены, но имеются повреждения лицевой поверхности кирпича на восточном и на всех дворовых фасадах, так же на этих фасадах имеются многочисленные трещины в кирпичной кладке. Приямки на западном фасаде засыпаны. 
     Над актовым залом полностью утрачена кровля. (после пожара в 2004 г.). Утрачены дымники на трубах, две секции ограждения кровли и ограждение со стороны дворового фасада. Со стороны южного фасада пристроено одноэтажное деревянное здание. 
     Междуэтажное перекрытие частично сводчатое кирпичное по металлическим балкам( в вестибюле и на входе со двора ), в остальных помещениях — по деревянным балкам. Чердачное перекрытие на правой лестнице сводчатое по металлическим балкам, во всех остальных помещениях – по деревянным балкам. В актовом зале перекрытие было утрачено полностью во время пожара, затем восстановлено. 
     Полы в коридоре первого этажа, на лестницах, санузлах и в вестибюле – мозаичные. В классах и коридоре второго этажа полы деревянные с покрытием линолеумом.

Перестройки и утраты:

В классе ритмики разобран оконный проем и устроен проход в пристроенное деревянное здание. Со стороны восточного фасада в дворовой части заложен сквозной уличный проезд и в образовавшемся помещении устроена столярная мастерская. 
     Утрачена лепнина в актовом зале, а сохранившиеся участки находятся в неудовлетворительном состоянии. Все двери и окна имеют большой износ и требуют замены.

Планы памятника архитектуры:

План первого этажа - Здание женской прогимназии 1912 года по ул.Просвещения-7/ул.Ленина-10  в Ачинске

План второго этажа - Здание женской прогимназии 1912 года по ул.Просвещения-7/ул.Ленина-10  в Ачинске

 

ТАЙНИК:

Назвать число памятных досок размещённых на фасаде здания, последовательно перечислить фамилии известных людей о которых они информируют.

ОТЧЁТ:
В блокноте штаба сделать подробную запись в течение трёх дней после получения задания . Приветствуются записи о впечатлениях при посещении объекта и фотоотчёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Итоговое анкетирование

Провели три игры по разработанным маршрутам с учащимися 6-х классов (30 человек).

 

Вопросы

 

1

Известна  ли вам Ф.И.О. архитектора здания Драматического театра г. Ачинска?

24

2

Кто знает,  к какому архитектурному стилю относится форма этого окна?

16

3

Назовите этот архитектурный элемент?

10

4

Кто знает, что  такое геокешинг?

27

5

Было бы вам интересно участвовать в геокешинге?

30

 

Всего опрошенных

30

 

Проведя повторное анкетирование, выяснили, что всем игрокам было интересно участвовать в игре, хотелось играть и дальше. Проведя сравнительный анализ таблиц  видно – насколько изменились знания о историческо-культурном  наследии города и о игре геокешинг.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

I Краткая аннотация Игнатьева

I Краткая аннотация Игнатьева

II Введение Мы живём в городе, который имеет 330-летнию историю

II Введение Мы живём в городе, который имеет 330-летнию историю

Гипотеза: мы предполагаем, что жители нашего города могут также участвовать в познавательной игре геокешинг

Гипотеза: мы предполагаем, что жители нашего города могут также участвовать в познавательной игре геокешинг

Составить точный перечень исследуемых архитектурных сооружений и сопроводить фотографиями

Составить точный перечень исследуемых архитектурных сооружений и сопроводить фотографиями

III Научная статья III . 1

III Научная статья III . 1

И тогда же заложили первые тайники в

И тогда же заложили первые тайники в

Из-за этого традиционным тайникам, особенно в людных местах, угрожает разорение "по следам" посетителей

Из-за этого традиционным тайникам, особенно в людных местах, угрожает разорение "по следам" посетителей

III . 2. Архитектурные сооружения

III . 2. Архитектурные сооружения

Перестройка дома финотдела и госбанка – двухэтажный, кирпичный, 1914г

Перестройка дома финотдела и госбанка – двухэтажный, кирпичный, 1914г

Окна второго этажа на восточном и южном фасадах имеют лучковые перемычки с висячей гирькой и замковым камнем

Окна второго этажа на восточном и южном фасадах имеют лучковые перемычки с висячей гирькой и замковым камнем

Смотрителем усадьбы назначен был сам хозяин

Смотрителем усадьбы назначен был сам хозяин

IV Практический этап 1.

IV Практический этап 1.

Здание приходского училища

Здание приходского училища

Составление правил для познавательной игры «Геокешинг по

Составление правил для познавательной игры «Геокешинг по

V Заключение Результаты: · проведён сбор и анализ информации; · созданы цифровые образовательные ресурсы для изучения темы «Ачинская архитектура

V Заключение Результаты: · проведён сбор и анализ информации; · созданы цифровые образовательные ресурсы для изучения темы «Ачинская архитектура

МХК, Художественной культуры Красноярского края, истории

МХК, Художественной культуры Красноярского края, истории

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.

Приложение 1 Здания в городе

Приложение 1 Здания в городе

Женская гимназия прогимназии 1912 года по ул

Женская гимназия прогимназии 1912 года по ул

Чердачное перекрытие на правой лестнице сводчатое по металлическим балкам, во всех остальных помещениях – по деревянным балкам

Чердачное перекрытие на правой лестнице сводчатое по металлическим балкам, во всех остальных помещениях – по деревянным балкам

Приложение 2 Биография и профессиональная деятельность архитектора

Приложение 2 Биография и профессиональная деятельность архитектора

В.Н.Гадаловой и М.Х.Зельмановича до готических изысков в архитектуре дома

В.Н.Гадаловой и М.Х.Зельмановича до готических изысков в архитектуре дома

В Красноярске Владимир Александрович построил или реконструировал более 50 зданий, многие из них занесены в список памятников архитектуры

В Красноярске Владимир Александрович построил или реконструировал более 50 зданий, многие из них занесены в список памятников архитектуры

XX века. Соколовский следил за развитием архитектурной теории и практики, подтверждением тому служат номера журнала «Зодчий» из его личной библиотеки

XX века. Соколовский следил за развитием архитектурной теории и практики, подтверждением тому служат номера журнала «Зодчий» из его личной библиотеки

Приложение 3 Правила игры «Геокешинг по

Приложение 3 Правила игры «Геокешинг по

Приоритеты игры: 1. Создание тайников, хороших и разных, интересных и загадочных

Приоритеты игры: 1. Создание тайников, хороших и разных, интересных и загадочных

Недопустима публикация на сайте тайников, лишенных описания местности и/или описания тайника, с недостоверными координатами

Недопустима публикация на сайте тайников, лишенных описания местности и/или описания тайника, с недостоверными координатами

Запрещается создавать тайники без выезда на местность, а так же засчитывать себе взятие тайника и оценивать его без посещения тайника и выполнения поставленной

Запрещается создавать тайники без выезда на местность, а так же засчитывать себе взятие тайника и оценивать его без посещения тайника и выполнения поставленной

Хорошим тоном в игре считается: 1

Хорошим тоном в игре считается: 1

Также городским может считаться тайник, расположенный в административных границах населенного пункта именуемого “ город ”

Также городским может считаться тайник, расположенный в административных границах населенного пункта именуемого “ город ”

Геокешерский съезд - CITO - встреча геокешеров, которая проводится каждый год весной в апреле-мае

Геокешерский съезд - CITO - встреча геокешеров, которая проводится каждый год весной в апреле-мае

Приложение 4 Маршруты игры «Геокешинг по

Приложение 4 Маршруты игры «Геокешинг по

Маршрут №1. Здание женской гимназии 1912 года по ул

Маршрут №1. Здание женской гимназии 1912 года по ул

Ритм одинаковых высоких с полуциркульными перемычками окон, расчленяет стеновую поверхность второго этажа, придавая ему доминирующее значение в композиции главного фасада

Ритм одинаковых высоких с полуциркульными перемычками окон, расчленяет стеновую поверхность второго этажа, придавая ему доминирующее значение в композиции главного фасада

ТАЙНИК: Назвать число памятных досок размещённых на фасаде здания, последовательно перечислить фамилии известных людей о которых они информируют

ТАЙНИК: Назвать число памятных досок размещённых на фасаде здания, последовательно перечислить фамилии известных людей о которых они информируют

Приложение 5 Итоговое анкетирование

Приложение 5 Итоговое анкетирование

Проекто-исследовательская работа "Геокешинг по Ачинску. Архитектура В. Соколовского"

Проекто-исследовательская работа "Геокешинг по Ачинску. Архитектура В. Соколовского"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018