Проектная работа
на тему:
«Табасаранские ковры»
Содержание:
· Титульный лист
· Оглавление
· Актуальность
· Цели и задачи проекта
· Виды проекта
· Проблема проекта
· Ожидаемые результаты проекта
· Методы работы
· Этапы исследования
· Основная часть
1. Исторические сведения о коврах
2. Виды ковров
3. Тайны ковровых рисунков
4. Практическая работа
· Заключение
· Литература
Введение
Да будет мир над цепью гор,
Да не коснется зло родного края.
Так, заклиная, ты ткала ковер
За нитью нить в раздумье выбирая.
В узор вплетались горы и снега,
Крик журавлей и облачные перья,
Цветущие альпийские луга,
Старинные преданья и поверья.
И расцветал ковер к цветку цветок,
Как Дагестан родной в разгаре лета.
За нитью нить, так из прекрасных строк
Рождается творение поэта.
Расул Гамзатов
Актуальность
-Здравствуйте.
- Сегодня я хочу рассказать вам о труде мастеров Дагестана – ковроткачестве, в своем исследовательском проекте «Табасаранские ковры»
Многие считают, что ковры на стенах уже давно не в моде. Но
опыт показывает, что ковры остаются вне моды, меняется лишь их популярность от вида к виду, от поколения к поколению. Именно ковры в полной мере отвечали всем требованиям, которые были необходимы для жизнедеятельности человека во все времена.
Вряд ли кто поспорит, что каждый человек стремиться сделать свое жилье как можно уютным, комфортным, уделяя много внимания деталям интерьера. Ковер может внести в каждое жилище изюминку, придать роскошный вид, гармонично сочетающийся с отделкой стен, мебелью, гардинами и торшерами. Ковер является непросто изысканным украшением интерьера любого помещения, но и очень удобным напольным покрытием, который приятен на ощупь. По шелковистой или шерстяной поверхности ковра очень приятно ходить босыми ногами – ноги не мерзнут, ворс приятно массирует ноги и амортизирует шаги.
Актуальность и практическая значимость данной работы заключается в том, что в настоящее время очень мало информации по ковроткачеству, в то время как есть возможность почерпнуть знания и собрать воедино всю информацию из прошлого и настоящего. Этим я хотела внести свой вклад в изучение культуры ковроткачества Дагестана и выполнить образец ковра.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием культурного восприятия, фантазии, передачи опыта, формирует исполнительскую культуру, мотивирует на творчество.
Цель проекта:
v Приобщение к истокам табасаранской народной культуры путём знакомства с дагестанскими народными промыслами.
v Познакомиться с традиционным народным художественным промыслом Дагестана - ручным ковроткачеством.
v Раскрыть особенности ковроткачества (материалы, специфика орнамента, цвет, композиция)
v Обобщить знания о Табасаранском искусстве ковроткачества.
Задачи проекта:
v Познакомиться с инструментами необходимыми для ковроделия.
v Научиться самостоятельно составлять узор ковра.
v Воспитывать любовь и уважение к работе народных мастеров Дагестана.
v Формировать устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными стилями ковроткачества.
Гипотеза:
v Творческая работа создает предпосылки для более сознательного и активного восприятия культуры народов.
Вид проекта: познавательно-творческий
Проблема:
v Слабые знания о Табасаранском искусстве, особенностях узоров табасаранского ковроткачества, об инструментах для ковроткачества.
Ожидаемые результаты проекта:
v В ходе реализации проекта я познакомлюсь с инструментами для ковроткачества.
v Лучше буду ориентироваться в видах декоративно-прикладного искусства Дагестана.
v Закреплю знания и представления о народных промыслах Табасарана.
Методы работы:
v Поиск и отбор необходимой информации;
v Наблюдение;
v Беседа;
v Обобщение собственного опыта
v Создать объект труда в технике «Ручное ковроткачество».
Этапы исследования:
v Исторические сведения.
v Виды ковров.
v Тайны ковровых рисунков.
v Практическая работа.
Основная часть
v Исторические сведения о коврах.
Ковроткачество – известное на весь мир искусство дагестанской культуры. На территории Дагестана нет такого уголка, где бы ни ткали различные виды ковровых изделий. Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубину столетий. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением и ткачеством. Обнаруженные во многих женских погребениях каменные, глиняные, костяные пряслицы подтверждают это. В могильниках периода II тыс. до н.э. встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной или растительной пряжи. Секреты ковроткачества передаются из поколения в поколение, от матери к дочке, оттачиваются и совершенствуются узоры и композиции. В XII в. Дагестан превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры Кавказа. Торговые связи со странами Переднего Востока и Средней Азии способствовали появлению ковровых изделий культового назначения (намазлыки, молитвенные коврики).
Ковроткачество получило благоприятную почву для своего развития в 20-30-х годах прошлого столетия, когда на базе объединения мастериц-одиночек были созданы более десяти артелей в населенных пунктах Ушниг, Халаг, Кандик, Межгюль, Ляхля, Чере, Чиликар, Тураг, Хучни, Микрах, Рукель, Кабир, и Ортосталь. Производство охватывает также близ лежащие населенные пункты. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии.
ПОЧЕМУ НАСТОЯЩИЕ ТАБАСАРАНСКИЕ КОВРЫ ЦЕНЯТСЯ ВЫШЕ ПЕРСИДСКИХ?
Можно ли вообще сравнивать табасаранские ковры с персидскими (иранскими)? На самом деле, можно и нужно. Хотя, не нужно умалять качество работы, талант и славу иранских умельцев, но факты остаются фактами. Средняя «продолжительность жизни» персидского ковра равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «проживут» — 250-300 лет. Это в том случае, если «эксплуатировать» по назначению. Все вышеприведенные цифры относятся к коврам ручной работы.
Самый древний ковер, который дошел до наших дней, был найден во время раскопок в 1949 году, а сегодня входит в золотую коллекцию Эрмитажа.
Ковровое искусство дагестанских народов многообразно и богато. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ковры табасаранских мастериц. Табасаран всегда славился как ковровая столица Дагестана. Табасаранские ковры прославились на весь мир. Эти ковры отличаются очень высокой прочностью и долговечностью. В наших коврах есть особая гармония. Они отличаются красотой, яркостью, самобытным орнаментом. У мастериц врождённое чувство цвета. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение – от матери к дочери. Ткать ковры умели все табасаранки.
Особую роль в быту табасаран, в их праздниках и обрядах, в оценке социально-экономического статуса, мастерства отдельно взятой семьи, играли ковры. Они представляют собой результат коллективного творчества, художественного видения, сформировавшегося на протяжении многих поколений.
Они свидетельствуют о тесной связи народных умельцев с окружающей их природой, с многочисленными источниками вдохновения. На примере ковровых изделий можно проследить уровень развития техники ковроткачества, влияние развития текстильной промышленности, коммерческие и культурные взаимовлияния с соседними народами, способы адаптации определённых элементов лезгинских и агульских ковров. Искусство табасаранского ковра постоянно совершенствовалось, на протяжении веков отбирались орнаменты, композиции и особенная цветовая гамма. Из многочисленных письменных источников, документов узнаём, что ковры создавались из чистой шерсти и только для дома, что бы они были очень красивыми и бережно сохранялись, передаваясь как семейные реликвии из поколения в поколение. Изначально ковры не изготавливались для продажи – только в редких случаях, когда семья табасаранца попадала в большую беду, крестьянин был вынужден продать ковёр из дома или ковер отдавали девушкам, как приданое.
Традиционный табасаранский дом обязательно украшен коврами, которыми выстилались стены, лавки, пол. Эта традиция украшения жилища коврами является характерной для табасаранцев испокон веков и остаётся таковой до настоящего времени.
В Табасаране практически нет домов, в которых не было бы ковров.
Ковры, их количество имели большое значение, когда шла речь о мастерстве девушки и её семьи. Традиции ковроделия тесно переплетались с трудовым воспитанием в семье. Искусство ткать, выбирать ковры высоко ценилось в народе, поэтому девочки с 10–11 лет обучались этому искусству. Девушки, когда выходили замуж, получали от родителей приданое, в которое входили предметы, необходимые в хозяйстве, в том числе для украшения дома: ковры, половники, настенные дорожки, половики, полотенца, скатерти и др.
Сохранение искусства ковроделия поддерживается и по сей день.
Каждое изделие выполнялось на высоком художественном уровне, потому что все они оставались в доме и были показателем богатства и престижа семьи.
v Виды ковров.
Табасаранские ковровые изделия делятся на несколько типов:
Бархал – палас из конопляных нитей с простым рисунком;
Кумис – палас из шерстяных нитей с более сложным рисунком;
Гьалав – безворсовый ковёр, широко известный под названием сумах;
Халачи – ворсовый ковёр из шерстяных нитей.
v Тайны ковровых рисунков.
С ковроткачеством у табасаранцев связаны различные обычаи, обряды и поверья.
Расскажу вам одно поверье.
После завершения работы ковёр вырезали и снимали со станка, на него обязательно сразу же накидывали ткань или одежду. Станок не принято было оставлять пустым, чтобы избежать неудачи, беды.
- Есть своя мистика, связанная с коврами. Вот, например, у табасаранцев есть рисунок, который называется «тапанча», то есть, «пистолеты». Тапанча - мужской ковер, в его аскетическом орнаменте - перекрещенные рукояти кинжалов. Такие ковры обычно дарили воинам. У некоторых дагестанских народов он считался священным и по нему нельзя было ходить. С ним связано древнее суеверие: если соткать только один ковер и повесить в доме, то в этом доме умрет мужчина; но и двух недостаточно - быть несчастью. Чтобы избежать беды, всегда ткали три одинаковых ковра. Я прочитала историю о том, что некий человек, долгое время искал мастерицу, которая сможет выткать этот ковер. Но ни одна не соглашалась! Говорили, что там, в рисунке зашифрованы символы войны, крови, смерти, есть перекрещенные сабли и любая ковровщица, вызвавшаяся ткать этот ковер, навлекает на себя и свою семью страшную беду. С большим трудом он нашел одну, которая согласилась, а потом он узнал, что перед тем, как взяться за работу, она пошла в сельскую мечеть и сделала садакъа, принеся туда в дар молитвенные коврики. То есть, отвела от себя беду, проклятие.А вот с ковром «Сафар» связана сравнительно молодая легенда. Мол, жила девушка, которую звали Сафар и ее возлюбленный-чабан погиб в буре – вот она и выткала ковер, на котором видна и стилизованная отара овец, и смерч, и папаха.
А розы? Откуда на наших коврах взялись розы, вы знаете? Так я вам скажу. Это во время Кавказской войны русские солдаты привезли в Дагестан посадские платки. Они именно такими и были. Огромные пышные розы цвели на них. А почему некоторые старинные ковры с несимметричными рисунками, знаете? Просто ковровщица снимала рисунок на глаз, оборачивалась и смотрела на расстеленный образец, а то и вовсе по памяти ткала. Поэтому рисунок менялся, появлялись новые детали, одним словом, он был живой.
v Работа с ковром.
В нашей местности мало внимание стали уделять знакомству детей родному ремеслу. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей на основе регионального компонента.
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция человека. При этом познается культура Табасарана, идёт формирование чувства приобщённости к своей народной культуре.
У нас в городе тоже есть артель. В артеле работают много мастериц. Чтобы соткать ковёр, нужно много усилий. Одной рукой мастерица вязала узел, другой быстро обрезала пряжу. Вот узлы связаны по всему ряду. И тут мастерица подняла с пола жёлтый отполированный клык кабана и прошлась им по ещё не плотным узлам. Потом взяла в обе руки тяжёлый «раг» и простучала им по всему ряду. Теперь осталось ровно подстричь весь ряд, чтобы ворс был одинаковой высоты. Закончив стрижку, мастерица начала вязать узлы нового ряда. Чем больше узлов и чем ниже ворс, тем лучше ковёр. Каждая женщина в день делает около 10.000 узлов.
Недавно я посетила артель, где ткут ковры. Ковровщица Аминат рассказала мне, что основам ковроткачества ее научили с раннего детства, бабушка и мама. Также она познакомила меня с инструментами, которые используются при ковроткачестве.
Это -«рягъ, убрушв, гаркар, гъянз» и др. Мне тоже захотелось научиться основам ковроткачества, а мастерица учила меня все секретам этого ремесла. Мне очень понравилось это ремесло. Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков, - естественной частичкой бытия. Ручное ковроткачество один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства.
Я попыталась доказать предположение, что произведения ткачества несут в себе не просто художественное начало, но и нравственно-воспитательное, что не менее значительно. Рассматривая изделия ткачества, я ощутила на себе определенное воздействие, выражающееся в привитии вкуса, умении окружить себя красивыми, «умными» вещами. Изделия, выполненные мастерицами можно использовать для украшения интерьера различных помещений, для тематических мероприятий, для участия творческих в выставках. Результаты моего исследования могут служить дополнительным материалом на уроках технологии и во внеурочной деятельности, окажутся полезными для людей творческих профессий, и интересны для одноклассников.
Заключение
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Ознакомление с табасаранским ковроткачеством оказывает большое влияние на человека: способствует формированию глубокого интереса к ковровым изделиям, развивает творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Табасаранский ковер, его колорит, узор и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заряжают нас оптимизмом, настроением праздничностью и весельем. Поэтому от умения учителя правильно организовать работу учащегося в том или ином направлении, зависит результативность школьного образования. Учитель должен быть профессионалом своего дела и хорошо информирован во всех направлениях духовного и эстетического воспитания учащихся , которые требуют от них новые образовательные стандарты. Приобщая детей к народному искусству, учитель помогает развивать у детей устойчивые морально-этические ценности.
Литература.
1.Родничок (программа), Дагучпедгиз,Махачкала,1992г.
2.Дагестанский народный орнамент. М.М. Байрамбекова, изд. НИИ педагогики, Махачкала-2001г.
3. Добрый мир игры А.В. Гришина. Махачкала , 2014г.
4. Музыкальное воспитание дошкольников (программа) С.С. Агабекова.
5. Примерное перспективное планирование. Региональный компонент. А.В. Гришина, Махачкала, 2014г.
6.Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана М.М. Байрамбеков, Дагучпедгиз, Махачкала, 1998г.
7.Фольклор и литература Дагестана
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.