Тема урока “Профессии сегодняшнего дня и цифрового будущего”
Цели урока:
В конце урока учащиеся смогут:
Дать характеристику причин, которые приводят к изменению профессий;
Сделать анализ профессий, которые появились или появятся в ближайшее время в мире и их возможной значимости для развития Кыргызстана;
Использовать знания о наиболее востребованных навыках для прогнозирования собственной образовательной и профессиональной траектории
Тип урока: изучение нового материала
Методы урока: мозговой штурм, работа в группах, работа с понятием
Ресурсы урока: Компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), флипчарт, раздаточный материал, маркеры.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Здравствуйте, ребятя!
Вот и прозвенел долгожданный звонок!
Я вас поздравляю с новым учебным годом и Днем знаний!
Сегодняшний урок, ребята, начнем с исполнения Гимна Кыргызской Республики.
Ученики благодарят учителя и поздравляют его с началом учебного года.
Ученики исполняют Государственный Гимн.
Слово учителя сегодня мы попытаемся с вами осмыслить, как происходящие в мире и в нашей стране процессы, связанные с цифровизацией, и как они могут повлиять на ваше будущее.
Как вы знаете, 2019 год объявлен «Годом развития регионов и цифровизации страны».
Сегодня на уроке мы постараемся понять, какими знаниями и компетенциями должен обладать человек, чтобы, выйдя на рынок труда, он или она стали востребованными профессионалами. Но прежде, чем мы будем говорить об этом, я прошу сделать небольшую работу – написать, какую профессию вы хотели бы выбрать для себя, и чего вы планируете достичь в ней через 10-15 лет. Эта работа пригодится нам в конце урока.
Мозговой штурм Учитель обсуждение не проводит. Эта информация станет основой для задания по разработке “дорожной карты” для каждого ребенка Кем (или каким) я вижу себя через 10-15 лет (“образ будущего”)
В течение 3 минут ученики пишут на листочке, какую профессию они хотели бы выбрать и каких результатов в ней достичь через 10 лет.
Введение новой информации Спасибо за работу. Мы еще вернемся к тому, что вы делали, а сейчас давайте посмотрим, что говорят футурологи о будущем мире. (При необходимости – объясняется, что футуролог – человек, занимающийся прогнозированием будущего).
Они считают, что
ü Будущее зависит от вас самих, от прилагаемых усилий, его можно создать;
ü Будущее вариативно— оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и групп интересов;
ü Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.
(см. доклад “Будущее образования: глобальная повестка”)
Поэтому важно понимать, что не остаются неизменными и профессии.
Они делятся на 3 категории:
НОВЫЕ ПРОФЕССИИ, появляющиеся в связи со сменой техологий, использованием новых практик работы и новых запросов потребителей.
ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ ПРОФЕССИИ – они уже существуют, но изменяются под воздействием IT и других технологий
ПРОФЕССИИ-ПЕНСИОНЕРЫ — исчезающие в результате автоматизации и других технологических и социальных изменений
Сейчас мы будем работать в группах и посмотрим, какие профессии будут (или могут быть) востребованы в будущем.
Там, где указано, что профессии появятся до 2020 года – это профессии, которые будут востребованы в ближайшее время. В развитых странах многие из них уже появились (например, энергоаудиторы, сетевые врачи, ГМО-агрономы и др .)
Профессии, которые могут появится после 2020 года – профессии, которые потребуются «послезавтра» и при благоприятном технологическом развитии мира. Сегодня сделаны только первые шаги в решении профессиональных задач такого рода (например, появились киберпротезисты, программисты виртуальных миров и др.).
Каждая группа получит информационный лист.
По итогам работы вы должны выбрать 1–2 профессии, которые, с вашей точки зрения, способны максимально способствовать развитию отрасли, о которой говорится в информации, с одной стороны, и быть максимально важными для развития Кыргызстана (и региона, в котором вы живете) и обосновать свою точку зрения.
Учащиеся слушают информацию учителя
Обсуждение в группах.
Учащиеся рассматривают схемы, знакомятся с информацией, готовят краткую – на 1-2 минуту – презентацию своей работы
Презентация работы Каждая группа – 2 мин. Максимум – 14 минут
Работа с новым понятием Ребята, а сейчас мы попробуем сделать еще одну важную работы. Она связана с понятием гендера. Гендер – это социальное измерение пола – то есть то, какие в обществе существует нормы и требования, предъявляемые к мальчикам и девочкам.
Сейчас в Кыргызстане существуют стереотипы о том, какую профессию желательно выбирать мальчикам, а какую – девочкам. Поэтому часто пытаются дать мальчикам и девочкам разные навыки, особенно в семье. Но в ближайшем будущем, как говорят футуроли, определять успешность любого человека будет несколько факторов:
— Владение надпрофессиональными навыками, например, такими, как
ü критическое мышление,
ü креативность, то есть умение создавать новое,
ü эмоциональный интеллект,
ü умение анализировать и делать выбор из огромного количества информации,
ü коммуникация с людьми и машинами,
— Готовность постоянно менять сферу деятельности и уметь переучиваться
— Владение IT-технологиями
— Владение профессиональной информацией.
Причем именно в такой последовательности, т.к. профессиональная информация очень быстро устаревает.
Все эти навыки доступны как мужчинам, так и женщинам. Кроме того, применение IT-технологий облегчит многие работы чисто в физическом плане. Поэтому будет сильно меняться представление о том, какие специальности доступны мужчинам и женщинам.
Например, для девочек станут более привлекательными специальности в IT-технологиях (уже сейчас в крупных IT-компаниях более трети программистов — женщины) или строительная отрасль (работа на 3-D принтере и др.); а для мужчин более привлекательными станут профессии в социальной сфере, поскольку самыми востребованными и высоко оплачиваемыми будут профессии «человек-человек» (т.е. те, которые связаны с работой с людьми – например, сиделка/медбрат, воспитатель и др.), которые не смогут выполнять работы и автоматизированные системы.
Поэтому, выбирая профессию, не стоит руководствоваться стереотипами о том, что есть “мужские” и “женские” профессии. Лучше выбирать ту профессию, которая нравится, и добиваться в ней успеха.
Домашнее задание: Ребята, работа, которую мы сегодня сделали, должна стать одним из “кирпичиков” вашей успешности в жизни. Я прошу составить каждого из вас “Дорожную карту будущего”.
Для этого вам нужно использовать нашу первую работу, где вы попытались представить себе свое будущее через 10-15 лет и информацию о профессиях будущего.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.